Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Реферат - Волейбол - файл 1.doc


Реферат - Волейбол
скачать (901.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc902kb.04.12.2011 22:37скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО Уральский государственный экономический университет
Реферат

По физической культуре
Тема: Волейбол.

Исполнитель:

Руководитель: Воловик Т. В.


Екатеринбург

2009
Содержание
Введение 3

1. История возникновения и развитие волейбола 4

2. Разновидности волейбола 12

3. Общие правила игры 15

4. Тактика и техника

4.1. Тактика 19

4.2. Техника 20

4.2.1 Техника защиты 21

4.2.2 Техника нападения 28

5. Подвижные игры 33

6. Травматизм в волейболе 38

6.1 Техника безопасности 40

Специфика волейбола 44

Список литературы 45

Введение
Волейбол - вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальной площадке, разделённой сеткой, стремясь направить мяч на сторону соперника таким образом, чтобы он приземлился на площадке противника, либо игрок защищающейся команды допустил ошибку.

Волейбол — один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, мгновенно менять направление и скорость движения, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью и выносливостью. Эмоциональные напряжения, испытываемые во вре­мя игры, вызывают в организме занимающихся высокие сдвиги в де­ятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Качественные изменения происходят и в двигательном аппарате. Прыжки при пе­редачах мяча, нападающих ударах и блокировании укрепляют кост­ную систему, суставы становятся более подвижными, повышается сила и эластичность мышц.

Постоянные взаимодействия с мячом способствуют улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Игра в волейбол развивает также мгновенную реакцию на зри­тельные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство и способ­ность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мышц. Небольшой объем статических усилий и нагрузок в игре благотвор­но влияет на рост юных спортсменов.

Игра волейбол требует от занимающихся максимального про­явления физических возможностей, волевых усилий и умения поль­зоваться приобретенными навыками. В процессе игровой деятельности занимающиеся проявляют по­ложительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, инициативу, же­лание победить. Благодаря своей эмоциональности игра в волейбол представля­ет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха.

Волейбол – игра миллионов людей по всему миру. Это игра – страсть, игра – эмоция, игра – развитие, игра – отдых, игра – фантазия, игра – мечта и, наконец, игра – жизнь. Роль волейбола трудно переоценить.

В данном реферате уделяется внимание тому, как волейбол появился на свет, развивался и достиг сегодняшнего состояния, с чего начинается и в чем заключается техника и тактика волейбола, в чем смысл тренировок волейбола, их содержание. Понять каких правил необходимо придерживаться во время игры.

^ 1. История возникновения и развитие волейбола

  Как повествует современная история, человеком ставшим создателем волейбола, является уроженец штата Нью-Йорк (США) Уильям Морган (1870-1942). Первоначально волейбол не назывался своим именем, а носил странное - «Mintonette». «Волейболом» игра стала называться немногим позже своего появления, благодаря фантазии преподавателя Спрингфильдского колледжа Союза молодых христиан (YMCA) города Холиок (штат Массачусетс) доктора Альфреда Холстеда, что означало «летающий мяч».
       Как ни странно, но появление волейбола связано с возникновением в 1891 году баскетбола, изобретенного Джеймсом Нейсмитом, которого У. Морган встретил во время своей учебы в Спрингфильдском колледже. После окончания колледжа в 1895 году У. Морган стал руководителем физического воспитания Союза молодых христиан, где проявил недюжие творческие и организаторские способности во внедрении новых методов физического развития.
        Наблюдая за стремительным ростом популярности баскетбола среди молодежи, У. Морган пришел к мысли, что для членов Союза молодых христиан, которые в силу своего возраста или состояния здоровья не могут играть в него, необходима более щадящая и менее напряженная альтернатива.
        При этом У. Морган не мог придумать лучшего варианта применительно к данной ситуации кроме как волейбол. Описывая свои умозаключения, У. Морган заявлял: «В поиске наиболее приемлемого вида спорта, больше всего мне импонировал теннис, но для него требовались мячи, ракетки, сетки и другое оборудование, чего не хотелось внедрять. Единственное, что было по душе – это использование сетки. Мы подняли ее на высоту почти в 2 метра (6 футов 6 дюймов), чуть выше роста среднего человека. Кроме того, нам нужен был игровой мяч. Были попытки использовать камеру баскетбольного мяча, но она была слишком легкой, а сам баскетбольный мяч – слишком большим и тяжелым».
        В конце концов, было принято решение заказать мяч на фабрике A.G. Spalding & Bros. (штат Массачусетс). В результате был создан мяч, состоящий из резиновой камеры, помещенной внутрь кожаного чехла, окружностью 63,5-68,6 см (25-27 дюймов) и весом 252-336 грамм (9-12 унций).
        В это же время У. Морганом были сформулированы первые 10 пунк-тов правил волейбола, которые были впервые опубликованы в 1897 году.
        В начале 1896 года волейбол как командная игра была впервые продемонстрирована перед руководством Спрингфильдского колледжа Союза молодых христиан. А позже игра двух команд (по пять человек в каждой) была показана пред светлы очи делегатов от Спортивного Сообщества Восточного побережья. Именно во время этой демонстрации и появилось название «Volley Ball» (кстати, просуществовавшее в данном написании до 1952 года, пока на совете административного комитета USVBA не было принято слитное написание данных слов).
        Первой страной, вслед за США, которая приняла волейбол, стала Канада (1900 г.) Затем к ней присоединились Куба (1906 г.), Филиппины (1910 г.), Япония, Бирма, страны Европы (1914 г.), Южной Америки и СССР (начало 1920-х). Первыми крупными соревнованиями стран Юго-Восточной Азии куда был включен волейбол, стали Паназиатские игры 1913 года.
Вместе с распространением игры, совершенствуются правила. Однако, между правилами принятыми на Востоке и Западе имеются существенные отличия, в числе, которых можно отметить, количество игроков и их расположение: в странах Америки, Африки, Европы практиковался волейбол с шестью игроками на площадке, в Азии — с девятью или двенадцатью игроками на площадке 11х22 м без смены позиций игроками во время матча. В 1922 году приняты поправки в правила, ограничивающие количество касаний мяча в одном розыгрыше до трех.
        В 1922 году проведены первые общенациональные американские соревнования — в Бруклине состоялся чемпионат YMCA с участием 23 мужских команд. В том же году была образована федерация баскетбола и волейбола Чехословакии — первая в мире спортивная организация по волейболу. Во второй половине 1920-х годов возникли национальные федерации Болгарии, СССР, США и Японии. В тот же период формируются главные технические приемы — подача, передачи, атакующий удар и блок. На их основе возникает тактика командных действий. В 1930-е годы появились групповой блок и страховка, варьировались атакующие и обманные удары. В 1936 году на конгрессе международной федерации по гандболу, проводившемся в Стокгольме, делегация Польши выступила с инициативой организовать технический комитет по волейболу как часть федерации по гандболу. Была образована комиссия, в которую вошли 13 стран Европы, 5 стран Америки и 4 страны Азии. Членами этой комиссии в качестве основных были приняты американские правила с незначительными изменениями: замеры проводи-лись в метрических пропорциях, мяча можно было касаться всем телом выше пояса, после касания мяча на блоке игроку было разрешено повторное касание подряд, высота сетки для женщин — 224 см, зона подачи была строго ограничена.
        Окончание Второй мировой войны (1939-1945) стало началом активного межгосударственного общения. Международные отношения в спортивной сфере стали оформляться созданием международных федераций видов спорта, в том числе и волейбола. Так, 18-20 апреля 1947 в Париже состоялся первый конгресс Международной федерации волейбола (FIVB, ФИВБ) с участием представителей 14 стран: Бельгии, Бразилии, Венгрии, Египта, Италии, Нидерландов, Польши, Португалии, Румынии, США, Уругвая, Франции, Чехословакии и Югославии, которые и стали первыми официальными членами ФИВБ. Федерация утвердила официальные международные правила, а в ее составе были образованы арбитражная комиссия и комиссия по разработке и совершенствованию правил игры. Первым президентом ФИВБ был избран Поль Либо (Франция), впоследствии неоднократно переизбиравшийся на этот пост до 1984 года, когда президентом ФИВБ был избран доктор Рубен Акоста (Мексика). По инициативе Рубена Акосты произведены многочисленные изменения в правилах игры, направленные на повышение зрелищности соревнований. Накануне Олимпийских игр-1988 в Сеуле состоялся 21-й конгресс FIVB, на котором были приняты изменения в регламенте решающей пятой партии: теперь она должна играться по системе «ралли-пойнт» («розыгрыш-очко»). С 1998 года такая система подсчета очков распространяется на весь матч, в том же году появилось амплуа либеро.
        В начале 1980-х появилась подача в прыжке и сама игра стала еще более агрессивной и быстрой. Увеличился средний рост волейболистов. Если в 1970-е годы в команде могло не быть вообще ни одного игрока ростом выше 2-х метров, то с 1990-х годов все изменилось. В командах высокого класса ниже 195—200 см обычно только связующий и либеро. Даже в женских командах игроки выше двух метров нормальное явление.
        В 1954 в Маниле образована Азиатская конференция волейбола, а годом позже в Токио проведен первый чемпионат Азии, который разыгрывался как по международным правилам (с шестью игроками на площадке), так и по азиатским (с девятью игроками). В том же году волейбол был включен в программу Панамериканских игр. В 1967 разыгран первый чемпионат Африки, а годом позже в Мексике проведен первый чемпионат Северной и Центральной Америки и стран Карибского бассейна. В 1972 конгресс ФИВБ в Мюнхене создал новые самостоятельные конфедерации волейбола: Азии (AVC). Африки (CAVB), Европы (CEV), Северной и Центральной Америки и стран Карибского бассейна (NORCECA), Южной Америки (CSV). В 1997 членами ФИВБ были 213 национальных федераций, больше, чем в любой другой ме-ждународной спортивной организации.
        В 1948 в Риме состоялись первые официальные соревнования ФИВБ чемпионат Европы среди мужских команд, завершившийся победой команды Чехословакии. В 1949 в Праге проведен первый чемпионат Европы среди женщин и первый чемпионат мира среди мужчин, победителями которых стали команды СССР. Три года спустя в Москве проведен первый чемпионат мира среди женщин (победила команда СССР). Всего в 1949-97 состоялось 20 чемпионатов Европы и 12 чемпионатов мира среди женщин.
        ^ Победители женских чемпионатов мира:
        СССР - 1952, 1956, 1960, 1970, 1990;
        Япония - 1962, 1967, 1974;
        Россия – 2006;
        Куба - 1978, 1994;
        КНР - 1982, 1986
        Италия - 2002.
        ^ Победители женских чемпионатов Европы:
        СССР - 1949, 1950, 1951, 1958, 1963, 1967, 1971, 1975, 1977, 1979.
        1985, 1989, 1991
        Россия - 1993, 1997, 1999, 2001;
        Чехословакия - 1955;
        Болгария - 1981;
        ГДР - 1983, 1987;
        Нидерланды - 1995.

        В 1948-97 состоялось 20 чемпионатов Европы и 13 чемпионатов мира среди мужчин.

        ^ Победители мужских чемпионатов мира:
        СССР - 1949, 1957, 1960, 1962, 1978, 1982;
        Чехословакия - 1956, 1966;
        ГДР - 1970;
        Польша - 1974;
        США - 1986;
        Италия - 1990, 1994, 1998.
        Бразилия – 2002.
        ^ Победители мужских чемпионатов Европы:
        Чехословакия - 1948, 1955, 1958;
        СССР - 1950, 1951, 1967, 1971, 1975, 1977, 1979, 1981, 1983, 1985, 1987,
        1991;
        Румыния - 1963;
        Италия - 1989, 1993, 1995;
        Нидерланды - 1997.

        ^ Волейбол на Олимпийских Играх 
        В 1924 во время VIII летних Олимпийских игр в Париже состоялись показательные соревнования по волейболу, а представители США выступили с инициативой о включении волейбола в официальную программу Олимпийских игр. В 1932 во время X летних Олимпийских игр в Лос-Анджелесе состоялась дискуссия об унификации правил игры и создании международного органа по руководству волейболом в мире. Историческое решение о признании волейбола олимпийским видом спорта произошло 24 сентября 1957 на 53-й сессии Международного олимпийского комитета (МОК), а в 1964 волейбол был впервые включен в программу олимпийских соревнований (в Токио участвовали 10 мужских и 6 женских команд).
       

^ Победителями женских олимпийских турниров становились:
        Япония - 1964, 1976;
        СССР - 1968, 1972, 1980, 1988;
        КНР – 1984, 2004;
        Куба - 1992 и 1996, 2000;
        Бразилия - 2008.

        ^ Победители мужских олимпийских турниров:
        СССР - 1964, 1968 и 1980;
        Япония - 1972;
        Польша - 1976;
        США - 1984, 1988, 2008;
        Бразилия – 1992, 2004;
        Нидерланды – 1996;
        Югославия – 2000;


 

        Развитие волейбола в России

        Довоенный волейбол в СССР в шутку называли «игрой актеров». Так как, в Москве первые волейбольные площадки появились во дворах театров — Мейерхольда, Камерного, Революции, Вахтангова. 28 июля 1923 года на Мясницкой улице состоялся первый официальный матч, в котором встретились команды Высших художественных театральных мастерских (ВХУТЕМАС) и    Государственного техникума кинематографии (ГТК). С этой встречи ведется летоисчисление волейбола в странах СНГ.
        В январе 1925 года Московский Совет физкультуры разработал и утвердил первые официальные правила соревнований по волейболу. По этим правилам с 1927 года регулярно проводятся первенства Москвы. Важным событием в развитии волейбола в нашей стране явился чемпионат, разыгранный во время первой Всесоюзной Спартакиады 1928 года в Москве. В нем участвовали мужские и женские команды Москвы, Украины, Северного Кавказа, Закавказья, Дальнего Востока. В том же году в Москве была создана постоянная судейская коллегия.
        Весной 1932 года при Всесоюзном совете физической культуры СССР была создана секция волейбола. В 1933-м во время сессии ЦИК на сцене Большого театра перед руководителями правящей партии и правительства СССР был сыгран показательный матч между сборными Москвы и Днепропетровска. А уже через год регулярно проводятся первенства Советского Союза, официально называвшегося «Всесоюзным волейбольным праздником».
В годы Великой Отечественной войны волейбол продолжали культи-вировать в воинских частях. Уже в 1943 начинают оживать волейбольные площадки в тылу. С 1945 возобновляются первенства СССР, волейбол в нашей стране становится одним из самых массовых видов спорта. Количество людей, занимающихся волейболом, оценивалось в 5 — 6 миллионов (а по некоторым источникам и в несколько раз больше).
        Соревнования на первенство СССР проводились исключительно на открытых площадках чаще всего после футбольных матчей по соседству со стадионами, а крупнейшие соревнования, такие как чемпионат мира 1952 года — на тех же стадионах при переполненных трибунах.
        В 1947 году советские волейболисты вышли на международную арену. На первом Всемирном фестивале молодежи в Праге был проведен турнир по волейболу, в котором участвовала сборная Ленинграда, усиленная, как тогда это было принято, москвичами.         Руководили сборной легендарные тренеры Алексей Барышников и Анатолий Чинилин. Наши спортсмены выиграли 5 матчей со счетом 2:0, и лишь последний 2:1 (13:15, 15:10, 15:7) у хозяев, сборной Чехословакии. Первый выезд женской сборной состоялся в 1948 году — в Польшу поехала столичная команда «Локомотив», дополненная коллегами из московских «Динамо» и «Спартака» и ленинградскими спартаковками. В том же 1948-м Всесоюзная секция волейбола вступила в члены Международной федерации волейбола , а в 1949-м сборная СССР игроки впервые приняли участие в официальных международных соревнованиях. Тогда женская сборная СССР завоевала титул чемпионок Европы, а мужская выиграла чемпионат мира. В 1959 году образована Федерация Волейбола СССР.
        Первым олимпийским чемпионом в Токио – 1964 также стала наша мужская сборная. Побеждала она и на Олимпиадах в Мехико (1968) и в Москве (1980). А женская сборная четырежды (1968, 1972, 1980 и 1988) завоевывала титул олимпийских чемпионов.
^ История в цифрах
1895 Официальное появление волейбола как командной игры.
1900 Создание специального волейбольного мяча.
1908 Появление волейбола в Японии, где были впервые продемонстрированы правила игры выпускником Спрингфильдского колледжа Хуозо Омори.
1916 Первая демонстрация на Филиппинах сочетания паса и нападающего удара, при этом пас шел по высокой траектории для атакующего удара другим игроком.
1917 Игра стала играться до 15 очков, вместо прежних 21.
1918 количество игроков в команде стало равняться шести.
1919 Ввод новых правил игры в Китае: количество игроков в команде стало 12, каждая партия игралась до 15 очков.
1920 Появление волейбола в России (Казань, Горький, Владивосток, Хабаровск).
1922 Принятие правил трех касаний мяча игроками одной команды до перехода его на сторону соперника, а также правило нападения игроков задней линии.  Первый национальный чемпионат (США), проводившийся в Бруклине (NY) под эгидой Ассоциации молодых христиан, собрал 27 команд из 11 штатов.
1924 Олимпийские игры в Париже. Демонстрация «американских» видов спорта, в числе которых волейбол.
1925 Внесение дополнений в правила: два тайм-аута за игру. Изменение в подсчете очков: при счете 14-14 стало необходимо добиться двух очкового преимущества, чтобы победить.
1927 В Китае и Японии ограничивают число игроков в команде до 9.
Пляжный волейбол становится основным видом развлечения на французском нудистском пляже, основанным во французском Франкинвилле.
1928 Образование Волейбольной ассоциации США («USVBA», в настоящее время «USA Volleyball»). Организовано проведение первого открытого чемпионата США, предоставившего возможность заявиться новым командам, не состоящим в Ассоциации молодых христиан.
1930 Первая игра по пляжному волейболу в Санта-Монике в командах которого было по два игрока.
1932 Тайм-ауты были ограничены до одной минуты.
1933 Состоялся первый чемпионат СССР, который собрал вместе порядка 400 000 игроков.
1934 Официальное утверждение волейбольных судей.
1935 На пол площадки наносятся кресты для определения позиций игроков. Касание сетки становится ошибкой.
1938 Отличная техника блокирования чешской команды способствовала введению в правила этого понятия как «противодействие на сетке одним или двумя игроками расположенным рядом друг с другом». За двадцать лет существования игры блокирование было ее частью, но никак описывалось правилами.
1942 Становится возможным сыграть мячом любой частью тела выше пояса.
1945 Появление первой почтовой марки на волейбольную тему в Румынии.
1947 Создание Международной Федерации волейбола (FIVB) со штаб-квартирой в Париже. Утверждение современных размеров площадки и высоты сетки.
1948 Проведение первого турнира по пляжному волейболу в Лос-Анжелесе. Проведение первого чемпионата Европы, победителем которого стала команда Чехословакии.
1949 Первый чемпионат мира в Праге, победителем которого стала команда СССР.
1952 Женский чемпионат мира в Москве, победитель - сборная СССР
1953 4 Конгресс ФИВБ, утверждение действий рефери и терминологии.
1958 Демонстрация чешской командой нового защитного элемента – «ласточки».
1960 Первый Чемпионат мира за пределами Европы (в Бразилии). Победа мужской и женской сборных СССР.
1964 Включение волейбола в программу Олимпийских игр на олимпиаде в Токио. Введение новых правил блокирования: запрещено блокирование второй передачи на стороне соперника.
1965 Первый кубок мира среди мужчин. Победа сборной СССР.
1967 Первый чемпионат стран Африканского континента.
Первый Кубок мира среди женщин в Токио. Победители - команда Японии.
1968 Рекомендация по использованию антенн, ограничивающих пространство над сеткой на Конгрессе в Мехико. Две олимпийские золотые ме-дали в копилке сборной СССР.
1973 Проведение первого Кубка мира среди женщин в Уругвае. Победа сборной СССР.
1976 Разрешено три касания мяча в одном розыгрыше после касания на блоке. Ограничение расстояния между антеннами с 9.40 до 9 метров.
1982 Давление в мяче увеличено с 0.40 до 0.46 kg/cm2.
1983 19 июля на товарищеский матч сборных Бразилии и СССР на стадионе Маракана в Рио де Жанейро пришло 100 000 болельщиков.
Создание AVP - Association of volleyball Professionals.
1987 Первый чемпионат мира по пляжному волейболу по версии FIVB. Призовой фонд, согласно трехгодичному контракту с компанией Miller, для турниров AVP составил 4,5 миллионов долларов США.
1988 Изменение ведения счета в пятой партии на систему «розыгрыш-очко». Максимальное количество очков в партии ограничено до 17 с разницей в одно очко.
1990 Создание мировой лиги (World League) с призовым фондом в 1 миллион долларов.
1991 Проведение в Бразилии первого клубного чемпионата мира среди женщин.
1992 Проведение в Испании первого женского турнира по пляжному волейболу по версии FIVB. 21 сентября Международный олимпийский комитет предоставил пляжному волейболу статус олимпийского вида спорта.
Олимпийские игры в Барселоне, после которых игра на «тайбреке» при счете 16-16 стала продолжаться до тех пор, пока одна из команд не достигнет преимущества в два очка.
Призовой фонд Мировой лиги вырос до 3 миллионов долларов.
1994 Призовой фонд Мировой лиги достиг 6 млн. долларов.
Принятие новых поправок в правила: возможность играть любой часть тела, включая ноги; зона подачи увеличилась на всю ширину площадки; исключение ошибки за двойное касание при первом приеме мяча; допуск случайного касания сетки игроком, не участвующим в розыгрыше мяча.
1995 Волейболу сто лет!
1996 Включение пляжного волейбола в программу олимпийских игр в Атланте.
1998 Принятие новых правил волейбола.
2000 Karch Kiraly (USA) и Regla Torres (Cuba) были объявлены Лучшими волейболистами 20 века.
Итальянская мужская сборная (1990-98) и Японская женская сборная (1960-1965) были объявлены лучшими волейбольными командами 20 века.
Лучшими тренерами 20 столетия стали японский тренер Yasutaka Matsudaira (1964-1974), кубинский женщина - тренер Eugenio George (1990-2000).

^ 4. Разновидности волейбола

Известно немало разновидностей классического волейбола.

1) Прежде всего, это пляжный волейбол, включенный в программу Олимпийских игр.

Пляжный волейбол - спортивная игра, в которую играют две команды, из двух человек каждая, на песчаной площадке, разделенной сеткой. Мяч играется любой частью тела.

Цель игры для каждой команды - перебить мяч через сетку, чтобы он коснулся площадки на стороне соперника и не допустить падения мяча на площадку на своей стороне.

Мяч вводится в игру подающим игроком. Игрок подает, ударяя мяч кистью или предплечьем, чтобы он перелетел через сетку на сторону соперника.
Команда имеет право ударить по мячу три раза, чтобы вернуть его на сторону противника. Игрок не может ударить по мячу два раза подряд (исключение: после блока и при первом касании).

Розыгрыш мяча продолжается до тех пор, пока мяч не коснется площадки, уйдет за пределы площадки или команда совершит ошибку. В пляжном волейболе команда, выигравшая розыгрыш, получает очко (система <каждый розыгрыш - очко>). Когда принимающая команда выигрывает розыгрыш, она получает очко и право подавать - это называется переход подачи. Подающие игроки должны все время меняться при переходе подачи.

В пляжном волейболе матч играется из 2-х партий. При счете партий 1:1 играется третья, решающая партия. Первые две партии играются до 21 очка. Команда, которая первой набирает 21 очко (при разнице в 2 очка) выигрывает партию. При счете 20:20 игра продолжается до тех пор, пока счет не достигнет разницы в два очка. Здесь нет ограничения счета. Команда, которая выигрывает две партии, выигрывает матч.

Решающая партия: при счете 1:1 после первых двух партий играется третья решающая партия. Чтобы выиграть третью партию, команда должна набрать 15 очков при разнице в 2 очка. При счете 14:14 игра продолжается до тех пор, пока счет не достигнет разницы в два очка. Здесь также нет ограничения счета.

2) Мини-волейбол. Игра для детей до 14 лет. Включена в школьную программу многих стран, в том числе России. Появился мини-волейбол в 1961 в ГДР. В 1972 были официально утверждены его правила. Различают два уровня: мини-3 и мини-4. В каждой команде играют три (четыре) игрока плюс двое запасных. За команду могут выступать одновременно и мальчики и девочки, но их соотношение в командах-соперницах должно быть одинаково. Игра проходит на площадке 6ґ4,5 (6ґ6) м, разделенной пополам сеткой на высоте 2,15 (2,05) м. Вес мяча: 210–230 граммов, окружность: 61–63 см. Игра в партии идет до 15 очков. При счете 14:14 играют до тех пор,пока преимущество одной из команд не составит два очка или пока она не наберет 17 очков. Для победы в матче необходимо выиграть две партии. Нередко игра в мини-волейболе идет на время. (У мини-волейбола есть игра-антипод: гигантский волейбол. Число игроков в команде доходит до ста человек, а сама площадка по размерам лишь вдвое превышает обычную. Играют легким мячом в брезентовой покрышке диаметром 80 см, число ударов не ограничено.)

3) Пионербол. Основное его техническое отличие от классического волейбола заключается в том, что мяч в процессе игры берется в руки. Соответственно подача, пас партнеру и перевод мяча на сторону соперника осуществляется не ударом, а броском. Матч состоит из трех партий, игра в которых ведется до 15 очков. Выигрывает команда, победившая в двух партиях. Пионербол включен в программу средних школ по физподготовке и является подготовительным этапом в освоении азов не только волейбола, но и баскетбола. В разных городах России проводятся соревнования по пионерболу.

4) Воллибол (англ. «wallyball», от «wall» – стена) изобрел в 1979 американец Джо Гарсиа. Играют две команды по два, три или четыре человека. Допускается использование боковых стен спортзала. Игра ведется до 15, 18 или 21 очка (но разница в счете должна быть не менее 2 очков). Среди воллиболистов немало представителей классического волейбола, в том числе члены олимпийской сборной США Пол Сандерлэнд и Рита Крокетт, и известных людей из мира политики и шоу-бизнеса, включая президента США Джорджа У.Буша. В начале 1980-х годов бизнесмен Майк О'Хара (в прошлом входивший в состав олимпийской сборной США) основал компанию «Воллибол интернэшнл инк» (WII), взявшую на себя организацию региональных и интернациональных турниров в стране. В 1989 несколько членов исполкома WII, не согласных с политикой О'Хара, создали Американскую воллибольную ассоциацию. Ассоциация провела ряд альтернативных мероприятий в США и международных турниров в разных странах. В настоящее время обе организации практически бездействуют. В ноябре 2001 усилиями изобретателя воллибола была сформирована некоммерческая Объединенная Ассоциация воллиболистов. Гарсиа намерен возродить былой интерес к своему детищу и добиться его признания олимпийским видом спорта. Сейчас во всем мире воллиболом занимаются несколько миллионов человек.

5) Фаустбол (от нем. «Faust» – кулак), в англоязычных странах принято название «фистбол» (англ. «fist» – кулак). Один из старейших видов спорта. Первые правила были приняты в 1555 в Италии. В конце 19 в. игра попала в Германию, ставшую со временем центром мирового фаустбола. В настоящее время игра чрезвычайно распространена в ряде европейских странах, а также в Северной и Южной Америке, в Японии и некоторых африканских государствах. В фаустбол играют две команды по пять игроков в каждой (плюс трое запасных) на площадке 50ґ20 метров – как в помещении, так и на открытом воздухе. Игра состоит из 2 таймов по 15 минут. Если правилами турнира ничья в матче исключается, то в случае ничейного результата назначаются две дополнительные 5-минутки, при необходимости еще две и т.д. – до победы одной из команд с перевесом как минимум в два очка. Мяч чуть тяжелее волейбольного (320–380 граммов). Вместо сетки используется веревка, натягиваемая на высоте двух метров. Подача производится с линии в 3 метрах от веревки. Принимать мяч можно и с воздуха, и после отскока от земли (правилами допускается только один отскок), пасовать его партнеру и переводить на сторону соперника надо ударом кулака или предплечья.
^ 3. Общие правила игры



Сущность игры в волейбол заключается в том, что она проводится между двумя командами по 6 человек каждая, на площадке прямоугольной формы длиной 18 и шириной 9 м, разделенной сеткой на две половины. Игроки одной команды, передавая руками друг другу мяч, стремятся третьим касанием (ударом или передачей) направить его через сетку так, чтобы он упал на стороне соперника или чтобы в ответных действиях соперник допустил ошибку. Очко в партии команда получает только при своей подаче, когда кто-либо из соперников допустит ошибку. Если же команда при подаче допускает ошибку, она теряет право на подачу.

Игра ведётся сферическим мячом окружностью 65—67 см весом 260—280 г. Долгое время в официальных соревнованиях использовался белый мяч. После ряда экспериментов с различными цветовыми сочетаниями эксперты Международной федерации волейбола (ФИВБ) признали наиболее оптимальной комбинированную бело-желто-синюю расцветку мяча. С конца 1990-х годов на всех турнирах, проводимых под эгидой ФИВБ, играют только такими мячами.

Игровая площадка окружена так называемой свободной зоной, которая также может быть задействована в процессе игры. Высота свободного пространства над игровым полем должна составлять не менее 12,5 м. Сетка крепится на высоте 2,43 м (по верхнему краю) – для мужских команд и 2,24 м – для женских (предусмотрены также соответствующие варианты для трех детско-юношеских возрастных групп). По краям к сетке крепятся специальные антенны, ограничивающие плоскость перехода мяча над сеткой во избежание споров о том, прошел ли он в пределах или за пределами игрового пространства.

Игровая площадка ограничивается двумя боковыми и двумя лицевыми линиями. На ней наносятся средняя, две трехметровые линии и зона для подачи. Ширина линий - 5 см.

Часть площадки, размещенной между линией нападения, средней линией и боковыми линиями, называется площадью нападения. Перпендикулярно к лицевой линии на расстоянии 3 м от правой боковой линии и 20 см от лицевой линии проводят пунктирные линии длиной 15 см. Такие же линии проводят за полем как продолжение правой боковой линии. Эти линии определяют место подачи (рис. 1.).


Рис.1. Рис.2
Команда может состоять максимум из 12 игроков. На площадке одновременно выступают шесть из них. Основными считаются 6 игроков, которые начинают игру в каждой партии. В каждой партии разрешается шесть замен – и еще шесть так называемых обратных замен (игрок начальной расстановки может выйти из игры и вновь вернуться на площадку – но только один раз в партии и только на позицию заменившего его ранее партнера). Одновременно могут быть заменены один или несколько игроков. В случае если лимит замен исчерпан, а кто-то из игроков на площадке получает травму, допускается так называемая исключительная замена. Заменить травмированного игрока может любой партнер (кроме либеро).

Команде положено делать два перерыва в каждой партии длительностью до 30 с каждый.

Команда должна играть в чистой, опрятной и одинаковой по цвету форме: майка, трусы и мягкая спортивная обувь без каблуков (разрешается играть босиком). Каждый игрок должен иметь на майке номер (на груди и спине), а капитан команды на майке с левой стороны - нашивку, отличающуюся от цвета майки.

Расположение игроков на площадке следующее. Три игрока занимают место на передней линии у сетку, остальные - на задней линии, но так, чтобы можно было контролировать всю площадку.

Волейбольная площадка с каждой стороны условно разделена на шесть зон: три под сеткой (передняя линия) и три сзади, в трех метрах от сетки (задняя линия). Три игрока передней линии занимают позиции (слева направо) 4, 3 и 2, а игроки задней линии, соответственно, 5, 6 и 1 (позиция подающего) (рис. 2). Начальная расстановка определяет порядок последующего перехода игроков на площадке: подающий переходит на позицию 6, затем – 5 и т.д. Этот порядок сохраняется на протяжении всей партии. Волейболисты, находящиеся на передней линии, участвуют в приеме и передачах мяча, нападают, блокируют, подстраховывают друг друга. Игроки задней линии подают подачу, принимают и передают мяч, подстраховывают, но не имеют права выходить на переднюю линию для атаки и блокирования.

В момент удара по мячу подающим игроки обеих команд должны находиться в пределах своей площадки в порядке перехода, за исключением подающего. В современном волейболе различают пять основных амплуа игроков: связующий, диагональный нападающий, центральный блокирующий, доигровщик и либеро.

Связующий (или пасующий) определяет «тактический рисунок» игры своей команды. Именно он в большинстве случаев выполняет передачу мяча нападающему для завершающего удара (исключение – ситуации, когда связующий оказывается в роли принимающего). От его действий во многом зависит успех в борьбе с блокирующими команды-соперника. Связующий определяет слабые места в неприятельской обороне (например, невысокий игрок на передней линии или не очень расторопный центральный блокирующий) и выводит атакующего на наиболее выгодную позицию. Связующий – мозговой центр команды и ее лидер.

Игра начинается с подачи. Право на подачу определяется жребием, в котором участвуют судья и капитаны команд. Выигравший жребий имеет право выбора подачи или площадки. Подача выполняется после свистка судьи и дается на нее 5 секунд. Один игрок выполняет подачи до тех пор, пока его команда не совершит ошибку. Если это произошло, то мяч передается сопернику. В этом случае команда, отыгравшая подачу, производит переход игроков из зоны в зону по часовой стрелке. Команда теряет право на подачу если:

а) мяч коснулся сетки, не долетел до нее, пролетел под сеткой, пролетел за пределами ограничительных лент или антенн;

б) мяч коснулся игрока или постороннего предмета;

в) мяч упал за пределы площадки;

г) подача выполнена не с места, вне очереди, двумя руками, с руки, броском.

Каждая команда, принимая мяч с подачи соперника, имеет право на три поочередных касания. Если два игрока одной команды одновременно касаются мяча, то засчитывается два касания. Если же мяч задерживается над сеткой между руками игроков разных команд, то игра останавливается. Производится повторная подача для розыгрыша спорного мяча.

Мяч считается вышедшим из игры, если он пролетел за ограничительными лентами на сетке, которые крепятся над проекцией боковых линий, или коснулся предметов вне площадки. Боковые и лицевые линии (разметка) входят в площадь игрового поля.

Удары, приемы и передачи должны выполняться отрывистым касанием.

Перенос рук над сеткой и касание при этом мяча на стороне соперника является ошибкой (за исключением блокирования). Блокирующий не имеет права касаться мяча на стороне соперника, прежде чем он не направит мяч на сторону противоположной команды. Блокирование подачи не разрешается.

Если мяч задел сетку в пределах ограничительных лент, он считается правильным и остается в игре. Касание игроком сетки - ошибка. Игрок может наступать на среднюю линию, но не переступать ее.

Игроки задней линии могут перебивать мяч на сторону соперника ударом или передачей, причем после удара им разрешается приземляться в зону нападения, не наступая при этом на линию, ограничивающую эту зону.

Игра проводится из трех или пяти партий, что обусловливается договоренностью между играющими или положением о соревнованиях. В каждой партии победителем считается команда, первой набравшая 15 очков. Если счет в партии достигнет 14 : 14, то игра в ней продолжается до разницы в два очка (16 14, 17 15, 18 16 и т. д.). Победа за той командой, которая выиграет две партии из трех или три из пяти.

Во время игры (и после нее) игроки должны вести себя тактично по отношению друг к другу и к соперникам. Оспаривать решения судей или делать им замечания они не имеют права.
^ 3. Тактика и техника

3.1 Тактика
Тактика игры - это умения и разумная организация всех действий игроков с целью выйти победителем в игре. Все действия игроков в волейболе делятся на две категории: защитные и нападающие действия. В соответствии с этим и тактика игры складывается из тактики нападения и тактики защиты. Различают индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите.

Тактика защиты и тактика нападения резко различаются на крайних полюсах: организация действий при приеме мяча от противника и завершающий нападающий удар с предшествующей ему второй передачей. Однако, принимая мяч от противника, игрок стремится направить его к сетке так, чтобы его партнеры наилучшим образом могли организовать нападающие действия. Здесь защитные действия одновременно выступают и как нападающие.

Тактика тесно связана с техникой. Никакой замысел в игре не может быть выполнен без совершенного владения техническими приемами игры, необходимыми для выполнения этого замысла.

С учетом своих возможностей каждая избирает систему игры в нападении и защите, которая предусматривает рациональную организацию действий игроков в нападении и защите.

Тактические действия в нападении осуществляются посредством подач, передач и собственно нападающих ударов.

Тактика подачи имеет основную задачу - ввести мяч в игру, предельно затрудняя его приём и организацию последующих действий противников.

Тактика передач. Основной задачей при выполнении передач для нападения является создание наиболее благоприятных условий для выполнения завершающего удара.

Слабо подготовленному игроку для выполнения нападающего удара требуются хорошие условия: вертикальная передача, достаточная высота мяча и на определённом месте, возможность разбега для прыжка, тактика передач в таких случаях состоится в том, чтобы создать эти наиболее удобные условия для нападающего удара.

Более сложным является выведение игрока для выполнения нападающего удара в такое место, в котором противник может оказать наименьшее сопротивление. С этой целью передача производится игроком, который для выполнения этой функции вынужден меняться с тем, чтобы занять ключевую позицию, позволяющую разнообразить простые передачи. Поэтому в тактике передач применяются: простые передачи, передачи со сменой мест, передачи для нападающего удара с первой передачи и передачи в прыжке.

Обманы в волейболе чаще всего применяются в сочетании с подготовкой к нападающему удару или передачей для него. Тактика этих действий при нападающих ударах состоится на использовании такой подвижности или невнимательности отдельных игроков команды противника. При неправильной расстановке игроков на площадке, особенно с увеличением числа блокирующих появляются места, свободные от игроков. Наличие таких свободных мест и используется при так называемом обмане. Обман выполняется на те места, которые оказались свободными или места, откуда игрок переместился с целью закрытия свободного места.

Тактика защиты состоит из чёткого взаимодействия игроков передней линии между собой (блокирование и страховка), игроков задней линии между собой и, наконец, взаимодействие игроков задней линии и игроков передней линии между собой.

Блокирование. Первым действием, которым команда начинает защищаться от нападающего удара противника, является блокирование. Блокирование может быть одиночным или групповым (двойным, тройным).

Приём мяча с подачи и от нападающего удара. Наилучшая техника для защитных действий на задней линии - нужная передача мяча с возможным смягчением удара. С этой целью необходимо правильно определить направление полета мяча и место его приземления. Здесь, прежде всего, надо оценить обстановку: в каком положении находится мяч, ударяющий игрок по отношению к мячу и к сетке, каким в соответствии с этим будет наиболее вероятное направление мяча от нападающего удара, какова будет крутизна траектории его полета.

От расстояния между мячом и сеткой зависит угол полета мяча после удара (без блока). Поэтому при близкой к сетке передаче мяча для нападающего удара следует перемещаться вперед с тем, чтобы попасть в нужное для приема мяча место.

Страховка. Надобность в страховке действий игрока может появиться во многих случаях: при плохой подвижности отдельных игроков, несовершенном владении передачей и др. их подстраховывают товарищи по команде. Постоянная необходимость в страховке возникает при нападающем ударе и блоке. Находясь в прыжке, ни нападающий, выполняющий удар, ни блокирующий игрок не могут передвинуться, реагируя на противодействие и действие противника. В связи с этим необходимо этих игроков страховать.

Тактический успех страховки, как и других защитных действий, зависит от предвидения действий игроков команды противника.

3.2 Техника
Выполнение необходимых приемов игры возможно лишь при условии совершенного владения их техникой. Специфической особенностью волейбола является то, что ни один прием нельзя выполнять изолированно, так как он связан с другими приемами, выполняемыми партнерами по команде, либо соперником.

Техника игры в волейбол подразделяется на две части: техника игры в нападении и техника игры в защите. К технике нападения относятся: подача, передача, нападающий удар. К технике защиты - прием мяча и блокирование. Передвижения в волейболе, как в нападении, так и в защите, идентичны, но с некоторой спецификой, заключающейся в более низком или высоком положений стойки игрока.

^ 3.2.1. Техника нападения

Перемещения

Во время игры, прежде чем выполнить тот или иной технический прием, волейболист перемещается по площадке. Цель таких перемещений – выбор и занятие места для выполнения конкретного технического приема нападения или защиты. Для быстрого начала движения перед перемещением игрок должен принять стартовую стойку готовности. По степени сгибания ног в коленных и тазобедренных суставах различают три вида стоек: высокую, среднюю и низкую. Находясь в определенной стойке, волейболист иногда стоит неподвижно или же незначительно передвигается переступанием из стороны в сторону, перенося массу тела с одной ноги на другую. Исходя из предшествующего движения, стойки имеют некоторые особенности. Например, стойка игрока, готовящегося к выполнению подачи, отличается от стойки игрока, готовящегося к блокированию.

Выделяют следующие типы стартовых стоек:

  • Устойчивая – одну ногу (чаще левую) ставят впереди другой, ноги согнуты в коленях (угол сгибания между бедром и голенью 130-150 градусов) , туловище слегка наклонено вперед, руки согнуты в локтях и вынесены вперед туловищем игрока (чаще всего применяется при приеме подачи) .

  • Основная – стопы обеих ног расположены на одном уровне на расстоянии 20-30 см друг от друга. Тяжесть тела равномерно распределена на обе ноги, ОЦТ тела игрока проектируется на середине площади опоры. Ноги согнуты в коленях (угол сгибания между бедром и голенью 140-160 градусов) , туловище наклонено вперед. Такая стойка используется во всех технических приемах; при этом можно стоять неподвижно (статическая стартовая стойка) , можно переступать с ноги на ногу (динамическая стартовая стойка) , что в известной мере облегчает начало движения.

Перемещение по площадке осуществляется ходьбой, бегом, скачком.

  • Ходьба – в отличие от обычного шага ногу выносят вперед слегка согнутой (так называемый пригибной шаг) . Это позволяет избежать вертикальных колебаний ОЦТ игрока и быстро принимать исходное положение для выполнения технических приемов. Ходьба выполняется обычным, двойным, пригибным и приставным шагом.

  • Бег – отличается стартовыми ускорениями, резкими изменениями направления движения и резкими остановками. Последний беговой шаг должен быть наибольшим и заканчивается стопорящим движением, аналогичным напрыгивающему шагу при нападающем ударе.

  • Скачок – широкий шаг с безопорной фазой. Как правило, скачок сочетается с шагом или бегом. Перемещение часто заканчивается скачком, позволяющим быстрее его завершить.

При приеме мяча, летящего несколько в стороне, волейболист может сделать выпад.

Подачи

Подача технический прием, с помощью которого мяч вводится в игру.

Наступать на лицевую линию площадки или переступать ее в момент выполнения подачи запрещается. Удар должен быть нанесен по мячу, находящемуся в воздухе. Подача считается правильной, если мяч пролетел над сеткой в пределах ширины 9 м (между антеннами и ограничительными лентами), не задев ее. Подача считается неправильной, если мяч упадет за пределами площадки:

  • коснется игрока подающей команды;

  • производится броском или толчком;

  • выполнена двумя руками;

  • произведена с нарушением очередности при смене мест;

  • коснется какой-либо части подающего после подбрасывания.

В волейболе применяются такие подачи: нижняя прямая и боковая, верхняя прямая и боковая, верхняя прямая в прыжке, но в современной игре используются не все. Такие виды как подача снизу или верхняя боковая уже практически не используются.

^ Нижняя прямая подача выполняется из положения, при котором игрок стоит лицом к сетке, ноги в коленных суставах согнуты, левая выставлена вперед, масса тела переносится на правую стоящую сзади ногу. Пальцы левой, согнутой в локтевом суставе руки поддерживают мяч снизу. Правая рука отводится назад для замаха, мяч подбрасывается вверх-вперед на расстояние вытянутой руки. Удар выполняется встречным движением правой руки снизу-вперед примерно на уровне пояса. Игрок одновременно разгибает правую ногу и переносит массу тела на левую. После удара выполняется сопровождающее движение руки в направлении подачи, ноги и туловище выпрямляются (рис.3).



Рис.3.

Идентично нижней прямой подаче выполняется нижняя боковая, с той лишь разницей, что игрок располагается боком к сетке и удар выполняет сбоку. Подача с высокой траекторией полета мяча отличается тем, что замах выполняется в плоскости, перпендикулярной опоре, ударная рука отводится вниз-назад, а удар по мячу наносится резким и быстрым движением снизу, по дальней от сетки половине мяча ребром ладони так, чтобы после удара он получил передне-заднее вращение. Подача эта выполняется на открытых площадках или в спортивных залах с высоким потолком.



Рис.4

Верхняя прямая подача. Занимающийся стоит лицом к сетке. Левой рукой мяч плавно подбрасывает почти над головой, чуть впереди на высоту до 0.5 м. Одновременно выполняет замах правой рукой вверх назад, поднимает руку и отводит согнутой в локте за голову. При этом игрок несколько прогибается в грудной и поясничной частях туловища, отводит назад правое плечо и наклоняет голову назад. При выполнении ударного движения правую руку из крайнего положения замаха разгибает в локте и маховым движением выносит вверх, правое плечо поднимает вверх. Далее игрок ведет руку к мячу немного выше головы и впереди себя (угол наклона вытянутой руки до 80 градусов). Удар по мячу выполняет “жесткой” кистью и несколько снизу. Ноги при этом выпрямляются, тяжесть тела переносится впереди левую ногу. В дальнейшем рука вытягивается в направлении сетки, а затем опускается (рис. 4).

В последнее время все чаще применяется подача в прыжке. Отличительными особенностями ее являются: использование разбега (подобно нападающему удару), подбрасывание мяча на 1,5—2 м вперед, удар в прыжке и приземление после удара в пределы площадки. Существует также несколько способов верхней боковой подачи. Удар по мячу наносят выше уровня плечевого сустава, стоя боком к сетке. Мяч левой рукой плавно подбрасывает вверх над головой на высоту до 1.5 м. Замах выполняет одновременно правой рукой вниз назад, при этом правое плечо значительно опускает и сгибает правую ногу. При выполнении ударного движения правую руку маховым движением выносит по дуге сзади вверх, плечо поднимает вверх. Удар по мячу наносится выпрямленной рукой вверх и немного впереди себя (угол наклона руки около 85 градусов), кисть накладывается на мяч сзади и снизу. В дальнейшем рука по дуге опускается вниз. Верхнюю боковую подачу можно выполнять и после одного или нескольких шагов, что дает возможность увеличить силу удара (рис. 5).



Рис.5.

Распространенные ошибки:

1. Игрок при подаче не попадает кистью по мячу, мяч при этом летит в разные стороны. Причины: неправильное подбрасывание мяча для выполнения подачи (в сторону, за голову или далеко впереди себя и т.д.); отсутствие зрительного контроля за движением руки при ударе.

2. При подаче мяч не долетает до сетки. Причины: медленное движение руки к мячу при ударе; при ударе по мячу кисть расслаблена.

3. При подаче игрок не попадает мячом в площадку соперника. Причины: неправильное подбрасывание мяча для выполнения подачи; рука не вытягивается в направлении движения мяча при подаче.

Способы устранения ошибок: отработать вертикальное подбрасывание мяча, концентрировать внимание на движении кисти руки при ударе по мячу, укреплении мышц руки, вытягивании руки после подачи в направлении сетки.

Несмотря на то, что подача только вводит мяч в игру, она является эффективным средством выигрыша очков. Непринятые 2-3 подачи оказывают сильное психологическое воздействие на принимающую команду и это воздействие совсем не из приятных. Поэтому подающий игрок должен осознавать ответственность за совершаемые действия, сконцентрироваться на достижение результата, исполнить свои действия как можно более правильно в соответствие с выбранной им тактикой. Его основная задача – максимально затруднить прием подачи соперником, при этом не допустить ошибочных действий.
Передачи.

Передача технический прием, с помощью которого мяч направляют выше верхнего края сетки для выполнения нападающего удара. По направлению относительно передающего

В игре применяются передачи мяча сверху двумя руками, находясь в опорном положений, в прыжке и с падениями.

^ Передача сверху двумя руками. В исходном положений туловище игрока расположено вертикально, ноги на ширине плеч или одна нога несколько впереди. Степень сгибания ног зависит от высоты траектории полета мяча. Руки выносятся перед лицом, кисти рук оптимально напряжены. С приближением мяча игрок начинает встречное движение выпрямлением ног, туловища и рук. При выполнении ударного движения в момент соприкосновения с мячом пальцы рук сначала амортизируют встречный полет мяча, затем кисти и пальцы рук упруго и эластично выпрямляются, придавая мячу новое поступательное движение. Указательные и средние пальцы являются основной ударной частью, безымянные и мизинцы удерживают мяч в боковом направлении. Сообщение мячу нового направления с определенной траекторией требует увеличения мышечных усилий, что проявляется в согласованном движении ног, туловища и рук (рис. 6). При передаче назад игрок поднимает руки, располагая их тыльной стороной кистей над головой, разгибает ноги, отклоняет туловище вверх-назад. Передача выполняется за счет разгибания рук в локтевых суставах и движения туловища назад-вверх, с одновременным прогибанием в грудной и поясничной частях позвоночного столба.



Рис.6.
В том случае, когда мяч летит высоко и направлен за игрока, выполняется передача сверху двумя руками или одной в прыжке. Во время прыжка руки выносятся над головой несколько выше, чем при передаче в опоре. Отталкиваясь от опоры, игрок поворачивает руки вверх и выполняет передачу в высшей точке прыжка. При передачах мяча в прыжке назад за голову техника движении остается такой же, как и при передачах из опорного положения. Передачи мяча сверху двумя руками в падении с перекатом на спину, с падением на бедро спину применяются тогда, когда мяч летит прямо на игрока или в стороне от него.

Распространенные ошибки:

1.   Игрок выполняет передачу с техническими ошибками (бросок, захват мяча и т. д) . Причины: неправильный выход игрока к месту встречи с мячом; отсутствие зрительного контроля при выполнении удара по мячу.

2.   При передаче игрок не может точно направить мяч своему партнеру. Причины: слишком медленные или слишком резкие движения рук при выполнении удара по мячу; руки не вытягиваются в направлении движения мяча.

Способы устранения ошибок: отработать выход к мячу так, чтобы он падал на голову; обратить внимание на быстрое выпрямление ног и относительно медленную работу рук при ударном движении передачи; отработать полное выпрямление рук в локтевых суставах при передаче.
Нападающие удары

Нападающий удартехнический прием атаки, заключающийся в перебивании мяча одной рукой на сторону противника выше верхнего края сетки. В игре в волейбол используются прямой, боковой нападающие удары и удары с поворотом кисти и туловища.


Рис. 7

Прямой нападающий удар характеризуется сочетанием сложных по координации движений (рис. 7). Подготовка к выполнению прямого нападающего удара осуществляется за счет ускоренной ходьбы, переходящей в бег. Ритм разбега существенно зависит от скорости и траектории передачи мяча для выполнения нападающего удара. Длина разбега составляет 2 3 шага и скачок. В скачке стопа вынесенной вперед ноги ставится на пятку (стопорящий шаг), вторая нога приставляется к первой, выпрямленные руки отводятся назад. Отталкивание от опоры начинают с махового движения руками по дуге сзади вперед вверх еще до активного разгибания ног. В волейболе прыжок вверх, как правило, максимально высокий, поэтому игрок должен оттолкнуться как можно сильнее. Одновременно со взлетом игрок выполняет замах бьющей рукой вверх назад, прогибается в груди и пояснице, ноги слегка сгибает в коленных суставах, правое плечо (если правая рука ударная) отводит назад, левую руку, незначительно сгибая в локтевом суставе, отводит вверх в сторону. В момент удара по мячу бьющая рука выпрямляется в локтевом суставе, растянутые при замахе мышцы живота, груди и руки резко сокращаются. Рука выпрямляется, кисть накладывается на мяч в расслабленном состоянии, удар выполняется в определенном направлений. После удара по мячу игрок приземляется на согнутые в коленных суставах ноги и на переднюю часть стоп.



Рис. 8
При выполнении бокового нападающего удара движения почти аналогичны прямому нападающему удару. Различие в том, что при замахе и ударе происходит движение, как в верхней боковой подаче (рис. 8).

При выполнении нападающих ударов с переводом руки и туловища, движения почти аналогичны прямому нападающему удару, с разницей в ударном движении, при котором игрок в момент удара по мячу поворачивает кисть руки и туловище в нужном ему направлений.

Распространенные ошибки.

1. Игрок не перебивает мяч через сетку. Причины: низкий прыжок; при выполнении удара слишком поздно отпускает мяч из руки.

2. Игрок не попадает по мячу. Причины: неправильный выбор места отталкивания в прыжке; плохое согласование действий нападающего и передающего игрока; отсутствует зрительный контроль при выполнении разбега.

3. Слишком слабый удар. Причины: выполнение удара согнутой в локте рукой; медленное движение руки к мячу.

Способы устранения ошибок: укрепить мышцы ног и совершенствовать качество прыгучести с целью повышения высоты прыжка; отработать правильный выход к летящему мячу, используя для этого неподвижно закрепленный над сеткой мяч; укрепить мышцы руки; отработать удар по мячу прямой рукой, стоя у стены.
^ 3.2.2. Техника защиты

Прием мяча.

Прием мячатехнический прием защиты, позволяющий оставлять мяч в игре после нападающих действий соперника. В игре используют следующие способы приема: снизу двумя руками, снизу одной рукой.

^ Прием мяча снизу двумя руками. После перемещения к месту встречи с мячом в последнем стопорящем шаге руки вынесены вперед вытянутыми и напряженными, кисти соединены вместе, образуя своеобразный “замок” . Можно соединить кисти, сжать кулаки. Целесообразно ставить одну ногу (чаще левую) впереди другой, ноги согнуть в коленях, туловище несколько наклонить вперед. Руки располагают перпендикулярно траектории полета мяча. При приближении мяча встречное движение начинают ноги, которые, выпрямляясь в коленных суставах, поднимают тело игрока вверх и несколько вперед (примерно под углом 20 градусов) . Руки включаются в работу несколько позже. Удар по мячу выполняют предплечьем (в передней его трети) . Ноги выпрямляют, руки после удара вытягивают в направлении передачи.

^ Прием мяча снизу одной рукой. Таким способом принимают мячи, летящие далеко от игрока после предварительного перемещения или выпада. Ударное движение выполняют только рукой, ноги в нем не участвуют. Пальцы напряжены, сжаты. Можно ударить тыльной стороной ладони.




Рис. 9
^ Прием мяча снизу двумя руками. Мячи, летящие на уровне пояса (или ниже пояса), принимаются, как правило, снизу двумя руками. При этом кисти рук соединены вместе и вынесены вперед. При приближении мяча игрок разгибает ноги, туловище поднимает несколько вверх и вперед. Удар по мячу выполняют предплечьями, затем руки смещают вперед вверх за счет выпрямления туловища и разгибания ног (рис. 9).

^ Прием мяча снизу одной рукой. Одной рукой принимаются мячи, летящие далеко от игрока, после предварительного передвижения игрока. Ударное движение выполняется напряженной кистью. Большое значение для успешной игры в защите имеет прием мяча снизу одной рукой в падении вперед или в сторону с последующим скольжением на груди и животе. Выполняя выпад вперед, а затем толчок ногой игрок посылает туловище вниз вперед, руки для предстоящего махового движения несколько отведены назад. Одновременно с толчком нога, расположенная сзади, маховым движением выносится вверх, туловище игрока перемещается вперед вверх, угол его наклона к горизонтали увеличивается. Удар по мячу осуществляется в полете тыльной стороной ладони или кулаком. После удара по мячу игрок вытягивает руки вперед и разводит в стороны несколько шире плеч. При приземлении на руки амортизация осуществляется главным образом уступающим движением пояса верхних конечностей. Туловище прогибается в пояснице, опускаясь вниз вперед до соприкосновения груди и живота с площадкой. Приземление сопровождается скольжением туловища по площадке, подбородок при этом отклоняется несколько назад.

Очень эффективен прием мяча снизу одной рукой в падении с выполнением кувырка через плечо после удара по мячу.

Распространенные ошибки:

1.  Игрок выполняет прием мяча с техническими ошибками (мяч прокатывается по рукам, останавливается и т.д.) . Причины: неправильный выход игрока к месту встречи с мячом; неправильное расположение рук при приеме мяча; отсутствие зрительного контроля при выполнении удара по мячу.

2. Игрок не может точно направить мяч своему партнеру. Причины: слишком резкое движение рук при выполнении удара по мячу; руки не вытягиваются в направлении движения мяча.

Способы устранения ошибок: отработать правильный выход к мячу так, чтобы он падал на выставленное вперед колено; обратить внимание на быстрое выпрямление ног и относительно медленную работу рук при передаче; отработать вытягивание рук после передачи в направлении движения мяча.
Блокирование.

Определив направление и высоту передачи мяча для нападающего удара, игрок передвигается к предполагаемому месту встречи с мячом приставными шагами, скачком или медленным бегом. При этом ноги его незначительно согнуты в коленных, а руки - в локтевых суставах, кисти находятся на уровне головы. Перед блокированием игрок сильнее сгибает ноги в коленных и голеностопных суставах, ноги на ширине плеч, а предплечья согнутых рук, поднимаются несколько выше головы. При блокировании нападающих ударов, выполняемых после обычных передач, игрок отталкивается от опоры в тот момент, когда нападающий находится в безопорном положений. Определив действия нападающего, блокирующий отталкивается от опоры, при этом движение начинается руками, а затем ногами. Резким разгибанием ног, выпрямлением туловища и энергичным махом руками игрок принимает вертикальное положение.



Рис. 10
Руки выносятся над сеткой так, чтобы предплечья имели небольшой наклон по отношению к сетке, пальцы рук разведены несколько меньше диаметра мяча и оптимально напряжены. При приближении мяча руки перемещаются вперед вверх в сторону соперника. Одновременно кисти сгибаются в лучезапястных суставах и пальцами выполняется движение вперед вниз. После блокирования игрок приземляется на согнутые ноги (рис. 10).

Описанные выше движения касаются техники выполнения неподвижного блокирования. Подвижное блокирование аналогично неподвижному. Если для неподвижного блокирования руки выставляют над сеткой с целью прикрытия определенной зоны площадки, то при подвижном игрок перемещает руки вправо или влево, в зависимости от направления нападающего удара. Если удары блокируются с краев сетки, ладонь руки, ближней к краю, разворачивается внутрь так, чтобы при ударе в блок мяч отскочил на площадку соперника.

Техника блокирования нападающих ударов, выполняемых после различных передач, почти аналогична описанной выше. Исключение составляет момент отталкивания от опоры, который соотносится с началом безопорной фазы нападающего.

Дополнительные советы:
    1. Держите плечи развернутыми к сетке.
    2. Сохраняйте дистанцию между собой и сеткой. Если вы далеко от сетки не прыгайте вперед, дабы компенсировать расстояние, так как это скорее всего приведет к касанию сетки.
    3. Не опускайте руки вниз при блокировании и не пытайтесь ударить руками по мячу. Движения должны быть четкими и простыми. В блокировании ценится расчетливость движений.
    4. Два блокирующих всегда лучше, чем один.
^ 5. Подвижные игры
Техническая подготовка направлена на обучение техники движений и ее совершенствование, служащей средством ведения соревновательной борьбы. Для создания наиболее благоприятных условий с целью изучения приемов игры, обучение следует строить по такому плану:

1. Общее ознакомление с приемом игры.

2. Выполнение приема в упрощенных условиях.

3. Выполнение приема в условиях, приближенных к игровым.

4. Совершенствование приема в игровой ситуации.

Ниже приводятся примерные упражнения для технической подготовки юных волейболистов.
Передвижения

1. Занимающиеся располагаются за лицевой линией площадки и принимают положение обусловленной стойки игрока. По определенному сигналу (зрительному или слуховому) передвигаются двойным или приставным шагом, скачком или выпадом (вправо, влево, в стороны).

2. Занимающиеся располагаются в шеренгах за лицевой линией. По определенному сигналу они выполняют передвижения бегом к сетке, затем спиной вперед обратно. То же, но с имитацией определенного приема игры.

3. Занимающиеся располагаются в двух колоннах в зонах 1 и 5. По сигналу бегут в зону 6, останавливаются и имитируют определенный прием игры.

4. Расположение в шеренгах. Стартовые ускорения вперед, вправо, влево из различных положений: сидя лицом и спиной к направлению передвижения; лежа на спине и на животе головой и ногами в том же направлении.

5. Расположение в колонне по одному за лицевой линией. Первый игрок из зоны 1 выполняет ускорение в зону 2, откуда передвигается вдоль сетки приставными шагами в зону 4, а затем спиной вперед, назад в зону 5. Из зоны 5 игрок передвигается в зону 6, где выполнив остановку и имитацию приема мяча снизу двумя руками, уходит в конец колонны.

6. Расположение то же, что в упражнении 5. Первый игрок выполняет ускорение в зону 6, имитирует прием мяча снизу одной рукой, затем передвигается в зону 2, где имитирует нападающий удар. Из зоны 2 возвращается спиной вперед в зону 6, откуда, подбежав в зону 4 к сетке, выполняет блокирование, снова передвигается спиной вперед в зону 6 и уходит в конец колонны.
Подачи

1. Расположение занимающихся в шеренге по одному. Многократные подбрасывания мяча на различную высоту, в зависимости от способа подачи.

2. Занимающиеся становятся у стены в колонне по одному. Первый игрок подбрасывает мяч и выполняет замах и удар по мячу о стену избранным способом подачи, затем уходит в конец колонны, а упражнение продолжает следующий.

3. Занимающиеся становятся в две шеренги на расстоянии 5—6 м друг от друга. Игроки первой шеренги выполняют подачи в сторону игроков, стоящих во второй шеренге.

4. Занимающиеся располагаются на обеих сторонах площадки в шеренгах напротив сетки, в. 5 - 6 м от нее и выполняют подачи избранным способом через сетку. То же, но занимающиеся располагаются на лицевых линиях площадки.

5. Занимающиеся в колонне по одному располагаются на месте подачи и выполняют подачи избранным способом.

6. Подачи выполняются в определенные зоны и по ориентирам, расположенным на площадке.
Для того чтобы лучше усвоить технику выполнения передвижения, рекомендуется использовать различные подвижные игры. Предлагаем несколько из них.
1. «Светофор» - содержание: учащиеся становятся в колонну по одному у линии нападения, учитель - на лицевой линии напротив колонны. Учащиеся друг за другом на расстоянии 8-10 метров выполняют уско­рение в направлении учителя, а в 0,5-1,0 метре от учителя делают остановку и принимают заданную стойку по звуковому или зрительному сигналу (пример: рука вверху — высокая стойка, рука внизу — в стороне - низкая стойка, рука впереди - средняя стойка).

2. «Салки» — содержание: любая ограниченная площадка (границы устанав­ливает преподаватель, в зависимости от количества участников игры). Выбирается или назначается "Салка", задача которого догнать любого игрока и запятнать (коснуться) его, если он не принял (не успел принять) заданную учителем стойку. Запрещено игрокам выходить за пределы площадки. Осаленный игрок становится "Салкой» и игра про­должается. Варианты игр:

  1. можно одновременно играть на нескольких площадках, разделив учащихся на несколько групп (по полу, по подготовленности и др.);

  2. в игре 2-3 "Салки";

  3. осаливание не рукой, а волейбольным мячом.


3. «Перехвати шар» — на двух сторонах площадки грают по две команды. Одна команда владеет надувным шаром и, подбивая его, перемещается в пределах своей площадки заданным спосо­бом. Задача второй команды, перемещаясь этим же способом, перехватить шар. Запрещено выходить за пределы площадки, касаться игроков противоположной команды, перемешаться дру­гим способом. Вышедший шар за пределы площадки, возвращается в игру противоположной командой. За каждый перехват шара команде начисляется очко. Игра ведется определенное учителем время или до определенного количества очков. При нарушении правил игры шар передается другой команде. Вводится в игру шар подбиванием его любому из партнеров. Дважды подряд од­ному и тому же игроку подбивать мяч нельзя.

  1   2



Скачать файл (901.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации