Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции по Финансовому праву Украины для заочников (на рус.) 16 тем - файл 1.doc


Лекции по Финансовому праву Украины для заочников (на рус.) 16 тем
скачать (796 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc796kb.14.12.2011 10:26скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Тема №1. «Финансовая деятельность государства»

Тема №2. «Предмет, система и источники финансового права Украины»

Тема №3. «Финансово-правовые нормы и финансово-правовые право-отношения»

Тема №4. «Правовые основы финансового контроля в Украине»

Тема 5. «Бюджетное право и бюджетная система Украины»

Тема №6. “Правовое регулирование государственных доходов и расходов в Украине”

Тема №7. «Налоговое право Украины»

Тема №8. «Ответственность за нарушение налогового законодательства»

Тема №9. «Правовые основы государственного кредита»

Тема №10: «Правовые основы банковского кредитования»

Тема №11. «Банковская система Украины. Правовое положение Национального банка Украины».

Тема №13: «Правовое положение коммерческих банков в Украине»

Тема №14: «Правовые основы денежного обращения и расчетов»

Тема №15. “Правовые основы валютного регулирования”

Тема №16: «Правовые основы страхования”
Тема №1. «Финансовая деятельность государства»
1. Понятие и принципы финансовой деятельности государства.

2. Правовые методы и формы финансовой деятельности государства.

^ 3. Финансовая политика.

4. Органы управления государственными финансами.
1. Финансовая деятельность государства представляет собой процесс сбора, распределения, перераспределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, которые обеспечивают практическое выполнение функций государства.

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления базируется на соответствующих принципах — отраслевых, межотраслевых и общеправовых. Отраслевые принципы финансовой деятельности государства — это основополагающие правила и требования, которые отображают ее наиболее существенные особенности и целенаправленность, их основное содержание определяется Конституцией Украины и нормами права, которые непосредственно регламентируют эту деятельность.

К принципам финансовой деятельности государства относятся:

  1. Принцип публичного характера финансовой деятельности государства;

  2. Принцип здоровых финансов;

  3. Принцип финансовой безопасности государства;

  4. Принцип единства финансовой деятельности и денежной системы государства;

  5. Принцип межотраслевого характера финансовой деятельности государства;

  6. Принцип самостоятельности в установленных действующим законодательством границах финансовой деятельности органов местного самоуправления;

  7. Принцип социальной направленности финансовой деятельности государства;

  8. Принцип плановости;

  9. Принцип гласности и др.

Перед любым государством в области финансовой деятельности всегда стоят две основные задачи. Первая из них состоит в том, чтобы в полном соответствии с утвержденным финансовым планом — бюджетом — собрать предусмотренные средства и распределить их в соответствии с общественными потребностями. Эта сторона финансовой деятельности государства по своей сути является распределительной. С этой задачей неразрывно связанна другая — контрольная, то есть обеспечение законности сбора, распределения и использования фондов денежных средств.

^ 2. Методы финансовой деятельности государства также принято разделять на соответствующие группы:

а) методы формирования денежных фондов;

б) методы распределения денежных фондов;

в) методы использования денежных фондов.

В первой группе методов финансовой деятельности государства — методов формирования денежных фондовведущая роль принадлежит методу обязательной мобилизации, которая состоит в принудительном и безвозмездном изъятии части денежных средств у их собственников в пользу государства. Этот метод предусматривает установление:

  1. вида платежа;

  2. точного его размера;

  3. срока платежа;

  4. обязательной угрозы за нарушение срока или размера платежа в виде пени, штрафов.

Метод добровольной мобилизации денежных средств включает в себя проведение лотерей, выпуск государством облигаций, других ценных бумаг, добровольные взносы граждан и т.п.

^ Распределение мобилизованных государством денежных средств в его финансовые фонды также обеспечивается только ему присущими методами.

В практике финансовой деятельности государства по распределению средств, собранных в его централизованные фонды, прежде всего в Государственный бюджет, наиболее распространенным является метод финансирования безвозвратного, безвозмездного, целевого, планового отпуска денежных средств из централизованного фонда. Если финансовые ресурсы выделяются из Государственного бюджета, то это бюджетное финансирование. При выделении денежных средств из ведомственных фондов, например фондов министерств, финансирование приобретает характер ведомственного. При наличии в составе финансовой системы внебюджетных фондов, как это имеет место в Украине, может иметь место финансирования из внебюджетных фондов. То есть вид финансирования определяется тем, из какого государственного фонда средств выделяются деньги.

Если деньги выделяются безвозмездно и безвозвратно из вышестоящего бюджета нижестоящему или любым субъектам хозяйствования с целью покрытия дефицита собственных средств, то такое выделение является дотацией. В теории и на практике различают два вида дотаций:

  1. помощь, которая предоставляется предприятиям, организациям, учреждениям на покрытие убытков, обусловленных независимыми от них причинами;

  2. бюджетная дотация — безвозмездная, безвозвратная помощь вышестоящего бюджета нижестоящему, которая не носит целевого характера и выдается в случае превышения расходов над доходами. Эта дотация по своему характеру является методом бюджетного регулирования.

Тем не менее в сравнении с бюджетными дотациями, как убеждает общественная практика, значительно более прогрессивными являются такие методы бюджетного регулирования, как субвенция и субсидия.

Субвенция — это бюджетная дотация, которая носит целевой характер. Она применяется как метод бюджетного регулирования для сбалансирования нижестоящих бюджетов. Субвенция выдается нижестоящему бюджету с четко определенным назначением как государственная финансовая помощь на программы и мероприятия, направленные на поддержку гарантированного законодательством минимума социальной обеспеченности населения регионов, где такой минимум не обеспечивается собственными бюджетными доходами по независящим от них причинам экономического развития. Субвенции могут направляться на развитие социально-культурной, бытовой сферы, решение проблем занятости и др. В случае нарушения условий их использования субвенции подлежат возврату в вышестоящий бюджет. Не использованные на протяжении года субвенции возвращаются в вышестоящий бюджет вместе с отчетом об израсходованной сумме.

В практике финансовой деятельности государства встречается и такой метод как субсидия денежная помощь, которая предоставляется государством за счет средств бюджета, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным государственным органам, другим государствам. Как метод бюджетного регулирования субсидия применяется с целью сбалансирования региональных и местных бюджетов, укрепления их доходной базы и всегда передается безвозвратно и безвозмездно из вышестоящих бюджетов нижестоящим. Субсидии также имеют целевой характер.

Наиболее распространенным методом прямого субсидирования в Украине в настоящий момент является налоговый кредит — т.е. отсрочка уплаты налога на доходы, которые предоставляется предприятию налоговой инспекцией на условиях возвратности, срочности, возмездности, при наличии согласия финансового органа, который контролирует выполнение бюджета.

Качественно отличную группу методов финансовой деятельности государства составляют методы использования денежных ресурсов государственных фондов. Среди них прежде всего следует назвать метод установления целевого назначения государственных фондов денежных средств.

Формируя финансовую систему, государство одновременно определяет, какие денежные фонды и для каких именно потребностей ему необходимы. Создавая, например, государственный Пенсионный фонд Украины, государство определяет цели и задачи этого фонда, то есть устанавливает его назначение. Тем самым оно определяет каким именно способом будут расходоваться средства этого фонда.

Таким же распространенным методом финансовой деятельности государства по использованию денежных фондов является метод установления государством в лице его соответствующего органа порядка использования средств, полученных из соответствующего денежного фонда. Средства, полученные из государственного фонда, всегда имеют точное назначение и могут расходоваться лишь на те цели, на которые они были выделены.

Как метод финансовой деятельности на завершающем этапе существования государственных финансов государство использует также установление порядка и нормативов распределения прибыли государственных хозяйствующих субъектов. Устанавливая эти нормативы, государство тем самым определяет характер использования данных прибылей, т.е. опять же речь идет о целевом назначении средств.

Чрезвычайно важным методом финансовой деятельности государства на этом этапе является также установление компетентными государственными органами финансовых нормативов и лимитов использования денежных средств. Путем финансовых нормативов и лимитов государство устанавливает минимальные и максимальные границы, а довольно часто — конкретные однозначные размеры выделения и расходования денежных средств на ту или иную операцию или единицу измерения (стоимость койко-места в больницы, стоимость обучения и воспитания одного ученика в средней общеобразовательной школе или в школе-интернате, минимальная зарплата государственного служащего и т.д.).

К этой группе методов относится также метод планирования, метод финансового контроля и ряд других.

Правовой формой отображения финансовой деятельности государства являются финансово-правовые акты. Они делятся на две больших группы:

  1. акты органов законодательной власти - Законы;

  2. акты органов исполнительной власти - подзаконные акты.

Можно утверждать, что финансово-правовые акты, в форме которых и осуществляется финансовая деятельность государства — это надлежащим образом принятые органами государственной власти и местного самоуправления соответствующие решения по вопросам финансовой деятельности, которые отнесены к их компетенции и имеют юридические последствия.

Форма финансово-правового акта прежде всего зависит от того, какую область финансовой деятельности государства призван регулировать этот акт, какое значение для жизни государства и общества эта деятельность имеет.

Такими формами могут выступать:

  1. Конституция Украины;

  2. законы Украины;

  3. указы Президента Украины;

  4. декреты КМУ;

  5. приказы, инструкции или положения Минфина Украины или Государственной налоговой администрации Украины;

  6. методические указания, письма, телеграммы НБУ;

  7. акты органов местного самоуправления.

3. Финансовая политика — это система государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование государством. Главной задачей финансовой политики является обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализацию той или иной государственной программы экономического и социального развития, внешнеполитической деятельности.

Эффективность финансовой политики государства тем выше, чем полнее оно учитывает объективные потребности общественного развития, интересы общества в целом и его составных частей, конкретно-исторические условия места действия и особенности текущего момента. В огромной мере успех финансовой политики зависит от качества разработки механизма согласования и реализации интересов прослоек общества и наличия у государства возможностей удовлетворить их. Главным направлением финансовой политики государства было и остается формирование по возможности наибольшего объема финансовых ресурсов государства — единой материальной базы всех государственных преобразований.

4. В финансовой деятельности государства принимают участие все государственные органы законодательной и исполнительной власти. Тем не менее масштабы их финансовой деятельности и мера участия в ней неодинаковы в силу отличий в их задачах и правовом статусе.

Государственные органы законодательной власти (Верховная Рада Украины, Верховная Рада Автономной Республики Крым, органы местного самоуправления) и государственные органы исполнительной власти общей компетенции (Кабинет Министров Украины, Совет Министров Автономной Республики Крым, областные. Киевская и Севастопольская городских, районные, районные в городах государственные администрации) управляют финансовой деятельностью наряду с осуществлением других функций в соответствующих территориальных масштабах — Украины в целом, Автономной Республики Крым, соответствующей административно-территориальной единицы. В их компетенцию входит решение общих финансовых вопросов, которые обеспечивают комплексное экономическое и социальное развитие, формирование сбалансированного рыночного хозяйства на соответствующей территории.

^ К полномочиям ВРУ в соответствии с ст. 85 Конституции Украины относятся:

  1. утверждение Государственного бюджета Украины и внесения изменений в него;

  2. контроль за выполнением Государственного бюджета Украины, принятие решения относительно отчета о его выполнение;

  3. утверждение решений о предоставлении Украиной займов и экономической помощи иностранным государствам и международным организациям, а также о получении Украиной от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций займов, не предусмотренных Государственным бюджетом Украины, осуществление контроля за их использованием.

^ Исключительно законами, в соответствии со ст. 95 Конституции Украины, ВРУ устанавливает:

  1. Государственный бюджет Украины и бюджетную систему Украины;

  2. систему налогообложения; основы создания и функционирования финансовых, денежного, кредитного и инвестиционного рынков;

  3. статус национальной валюты, а также иностранных валют на территории Украины;

  4. порядок образования и погашения государственного внутреннего и внешнего долга;

  5. порядок выпуска и оборота государственных ценных бумаг, их виды и типы.

Президент Украины, в силу своего особого правового статуса в государстве:

  1. осуществляет руководство финансовой деятельностью;

  2. назначает министра финансов;

  3. представляет на утверждение ВРУ кандидатуру главы НБУ;

  4. назначает половину состава Совета НБУ.

  5. может отменять акты КМУ и акты Кабинета Министров Автономной Республики Крым;

  6. наделен правом вето относительно принятых ВРУ законов с последующим возвращением их на повторное рассмотрение.

Большими полномочиями в области руководства финансовой деятельностью в государстве наделен КМУ. ^ Согласно ст. 116 Конституция Украины к полномочиям КМУ в области руководства финансовой деятельностью относятся:

  1. обеспечение проведения финансовой, ценовой, инвестиционной и налоговой политики;

  2. разработка проекта закона о Государственном бюджете Украины;

  3. обеспечение выполнения утвержденного ВРУ Государственного бюджета Украины;

  4. представление ВРУ отчета о его выполнении.

^ Органы исполнительной власти в Украине в зависимости от меры их участия в финансовой деятельности можно поделить на две группы:

— органы исполнительной власти, которые осуществляют руководство финансами в связи с выполнением своих основных функций и задач (это прежде всего министерства, кроме Министерства финансов, ведомства и другие органы исполнительной власти, которые в связи с управлением порученными им секторами народного хозяйства утверждают сметы подведомственных учреждений, распределяют в границах области финансовые ресурсы, создают финансовые резервы, выполняют другие финансовые функции), их полномочия в области финансов определяют нормативно-правовые акты КМУ или Совета Министров Автономной Республики Крым;

— органы исполнительной власти, для которых сама финансовая деятельность является основной. Эти органы созданы специально для осуществления управления финансами и кредитом и составляют в совокупности систему финансово-кредитных органов.

^ Главными задачами Министерства финансов Украины в области управления финансами государства являются:

  1. выработка основных направлений государственной финансовой политики;

  2. составление и обеспечение выполнения Государственного бюджета Украины;

  3. концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях развития экономики;

  4. финансовое обеспечение государственных гарантий по вопросам социальной защиты населения;

  5. создание государственных финансовых резервов и ряд других.


Тема №2. «Предмет, система и источники финансового права Украины»

  1. Понятие, предмет и метод финансового права Украины.

  2. Место финансового права в правовой системе Украины.

  3. Система и источники финансового права.


1. Финансовое право — это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

Известно, что одна отрасль права отличается от другой предметом и методом правового регулирования. По предмету и особенностям метода правового регулирования финансовое право занимает в системе права Украины самостоятельное место. Оно имеет свой предмет и метод правового регулирования, отличающиеся от других отраслей права.

Предмет финансового права — это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач.

Основной метод финансово-правового регулирования — государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями.

Такой метод свойственен и другим отраслям права, например, административному. Но в финансовом праве он имеет специфику в своем конкретном содержании, а также в круге органов, уполномоченных государством на властные действия. По своему содержанию эти предписания касаются порядка и размеров платежей в государственную бюджетную систему или внебюджетные фонды, целей использования государственных денежных фондов и т.п.

При использовании государством для формирования своих ресурсов платежей добровольного характера (государственные займы, казначейские обязательства, лотереи и т.п.) в определенной части также действует метод властных предписаний. Таким образом, государство устанавливает условия проведения государственных внутренних займов, выпуска государственных казначейских обязательств, что не может быть изменено по соглашению сторон, и является обязательным для соблюдения лицами, вступившими в данные отношения.

Особенности основного метода финансового права заметно проявляются в круге государственных органов, уполномоченных давать властные предписания участникам финансовых отношений. Властные предписания исходят в большинстве случаев от финансовых, налоговых и кредитных органов, с которыми другие участники финансовых отношений не находятся в административной зависимости.

2. Особенности финансового права раскрываются при его сопоставлении и отграничении от других отраслей права.

В связи с тем, что финансовое право распространяется на одну из областей деятельности государства, оно тесно соприкасается с государственным (конституционным) и административным правом, которое охватывает своим воздействием организацию и деятельность государства в целом.

Существует взаимосвязь между ними и по видам государственной деятельности, на которые распространяется регулирование со стороны этих отраслей права.

Государственное (конституционное) право закрепляет основы организации и деятельности представительных и исполнительных органов власти.

Конституционное право — ведущая отрасль в системе права. Она закрепляет основы общественного строя и политики Украины, правового положения личности, государственное устройство, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Финансовое право базируется и развивается на этих основах.

Административное право регулирует общественные отношения в области государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти.

Финансовое право распространяется на оба этих вида государственной деятельности, поскольку финансовая деятельность может осуществляться и теми и другими органами

Финансовое право находится в тесной связи с гражданским правом, поскольку в его предмет среди имущественных отношений входят и денежные отношения.

Прослеживается связь финансового права и с другими отраслями украинского права (трудовое, уголовное и др.), однако в рассмотренных выше случаях она наиболее тесная.
3. Система финансового права - это его внутреннее строение, выражающееся в последовательном расположении финансово-правовых институтов. Делится на общую и особенную часть.

В Общую часть финансового права входят финансово-правовые нормы, которые закрепляют:

  • общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства: систему государственных органов, которые осуществляют финансовую деятельность, их иерархию, компетенцию, правовой статус, задачи и функции, формы и методы работы;

  • основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми эти органы вступают в финансово-правовые отношения:;

  • содержание, формы и методы финансового контроля и т.п..

Нормы Общей части финансового права конкретизируются в финансово-правовых нормах Особенной части. Общая и Особенная части финансового права находятся в неразрывной связи, поскольку в своей основе они являются отображением целого. Положения Общей части применяются к всем разделам Особенной.

Особенная часть финансового права состоит из ряда больших разделов (их иногда в юр. литературе называют подотрослями), которые в свою очередь состоят из финансово-правовых институтов. Любой из финансово-правовых институтов представляет собой систему финансово-правовых норм, которые регулируют группу однородных финансовых отношений. А в разделы объединяются группы родственных финансово-правовых институтов. Например раздел «Бюджетное право» состоит из двух финансово-правовых институтов — «бюджетное устройство» и «бюджетный процесс».

В Особенную часть финансового права входят разделы, которые объединяют финансово-правовые нормы, регулирующие общественные отношения в сфере:

  • государственного бюджета;

  • внебюджетных государственных и муниципальных фондов;

  • финансов государственных предприятий;

  • государственных и местных налогов и других обязательных платежей;

  • государственного кредита;

  • государственного страхования;

  • государственных расходов;

  • банковского кредитования и безналичных расчетов;

  • денежного обращения и валютного регулирования.

От системы финансового права как отрасли права нужно отличать систему финансового законодательства, то есть систему всех упорядоченных соответствующим образом нормативно-правовых актов, которые регулируют финансовые отношения в государстве. Финансовое законодательство — это внешняя форма финансового права, которое отображает его внутреннюю структуру. Нормы финансового права помещаются в большом количестве разнообразных нормативно-правовых актов, или источниках, как общего характера, так и специально посвященных регулированию финансово-правовых отношений. К ним относятся акты законодательных и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления.

Таким образом, источники финансового права Украиныэто правовые акты органов законодательной и исполнительной власти и местного самоуправления, в которых помещаются нормы финансового права.

В любом государстве главным источником финансового права является Конституция. В Конституции Украины закреплены основы правовой организации финансовой деятельности государства, ее субъектный состав.

Большинство законов, которые включают в себя нормы финансового права, имеют комплексный характер и вмещают нормы и других областей права — конституционного, административного, гражданского, уголовного и т.д. К ним относится пакет законов об органах законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, о банках и банковской деятельности, о предпринимательстве и предпринимательской деятельности и т.п.

В Украине возникает тенденция к увеличению удельного веса финансовых отношений, которые регулируются нормами законодательных актов. Между тем пока количественно преобладают финансово-правовые нормы, которые помещаются в Указах Президента Украины, постановлениях КМУ, актах Министерства финансов, НБУ.
Тема №3. «Финансово-правовые нормы и финансово-правовые правоотношения»

    1. Понятие, содержание, структура и виды финансово-правовых норм.

    2. Понятие, содержание, субъекты финансовых правоотношений.

    3. Классификация финансовых правоотношений.

    4. Условия возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений.


1. Финансово-правовые нормы — это исходные элементы, из которых состоит финансовое право, как отрасль права. Им свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной отрасли.

Особенности финансово-правовой нормы обусловлены тем, что она, в отличие от норм других отраслей права, регулирует отношения, возникающие в процессе планового образования, распределения и использования государством и органами местного самоуправления финансовых ресурсов, необходимых им для осуществления своих задач.

^ Это выражается в особенностях:

а) содержания финансово-правовых норм;

б) характера установления в них предписаний;

в) мер ответственности за нарушение предусмотренных правил;

г) способов защиты прав участников финансовых отношений.

Содержание финансово-правовых норм составляют правила поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства. Эти правила выражаются в предоставлении участникам данных отношений таких юридических прав и возложении на них юридических обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) государства и органов местного самоуправления соответственно их задачам в каждый конкретный период времени, вытекающим из политики по социально-экономическому развитию страны.

Содержание финансово-правовых норм обусловило их в основном императивный (повелительный) характер.

Таким образом, финансово-правовая норма (норма финансового права) — это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственных (и муниципальных) денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и юридические обязанности их участников.

Виды финансово-правовых норм.

  • В зависимости от характера воздействия на участников финансового отношения нормы финансового права подразделяются на три вида: обязывающие, запрещающие и уполномачивающие.

^ Обязывающие нормы устанавливают определенные права и обязанности участников финансовых отношений, требуют от них совершения определенных действий. Например, нормы налогового права предписывают субъектам налоговых отношений при наличии определенных условий уплатить налог в определенном размере и в определенный срок.

^ Запрещающие нормы содержат запрет на совершение определенных действий, устанавливают обязанность участников финансовых отношений воздержаться от них. Так, запрещено изымать из местных бюджетов дополнительно полученные органами местного самоуправления доходы и суммы превышения доходов над расходами, образующиеся на конец года в результате увеличения поступлений доходов или экономии по расходам.

^ Уполномачивающие нормы устанавливают права участников финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в предусмотренных рамках. Они предоставляют возможность принятия самостоятельных решений в области финансов, но в строго установленных границах. Такие нормы содержатся, например, в нормативных актах, регулирующих кредитные отношения.

Подавляющее число норм финансового права носит обязывающий характер.

  • В зависимости от своего содержания нормы финансового права могут быть материальными и процессуальными.

Материальные финансово-правовые нормы закрепляют виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государством, источники образования кредитных ресурсов банка, виды расходов, включаемых в бюджеты и внебюджетные фонды, то есть материальное (денежное) содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых отношений.

Процессуальные (процедурные) финансово-правовые нормы устанавливают порядок деятельности в области сбора, распределения и использования государственных денежных фондов (доходов).

Структура финансово-правовых норм состоит из трех основных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции, каждый из которых отражает особенности этой отрасли права.

Гипотеза указывает на условия действия финансово-правовой нормы.

Например, обязанность предприятия уплатить в государственный бюджет налог на прибыль реализуется при условии, если оно имеет расчетный счет в банке и самостоятельный (отдельный) баланс, а также получает подлежащую налогообложению прибыль и др.

Диспозиция устанавливает содержание самого правила поведения, то есть предписывает совершение определенных действий по образованию, распределению или использованию государственных финансовых ресурсов, выражает содержание прав и обязанностей участников финансовых отношений. Диспозиция требует определенного поведения от участников финансовых отношений и не допускает отклонения от этих требований.

Санкции определяют меры ответственности, применяемые к нарушителям финансово-правовых норм^ . Финансово-правовые санкции отличаются от других санкций рядом особенносте:

  • они имеют денежный характер и содержат меры принудительного воздействия на нарушителей норм через его денежные фонды и средства;

  • при изъятии денежных средств путем финансово-правовых санкций характерным является зачисление их в государственную бюджетную систему или иной централизованный государственный денежный фонд;

  • они распространяются на организации, должностных лиц и граждан;

  • возможно одновременное применение финансово-правовых санкций к должностному лицу и к организации;

  • они могут применятся в совокупности с мерами дисциплинарного, административного, уголовно-правового и иного воздействия.



^ 2. Финансовые правоотношенияэто урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов и доходов. Как и любое другое правовое отношение, финансовое правовое отношение возникает между определенными субъектами по поводу конкретного объекта и имеет содержание, раскрывающееся через соответствующие права и обязанности его участников. Отражая общий характер, присущий любому правовому отношению, финансовое правовое отношение имеет и специфические признаки, обусловленные особенностью сферы их возникновения.

^ Финансовые правоотношения отличаются тем, что они:

а) возникают в процессе финансовой деятельности государства;

б) одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший, или местный орган государственной власти либо государственное образование в целом;

в) всегда возникают по поводу денег — денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т.д.

^ В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента:

  1. государственно-властный;

  2. имущественный.

Эта деятельность основывается на государственных актах. В то же время мобилизация и расходование государством денежных средств представляет собой деятельность материального, имущественного характера. Поэтому финансовые правоотношения являются властно-имущественными отношениями.

Субъекты финансового правоотношения. Следует различать понятие “субъект финансового права” и “субъект (или участник) финансового правоотношения”

^ Субъект финансового праваэто лицо, обладающее правосубъектностью, то есть потенциально способное быть участником финансовых правоотношений.

Субъект финансового правоотношения это реальный участник конкретных правоотношений.

Субъектами финансовых правоотношений могут быть физические лица (граждане), юридические лица (и организации, не наделенные правами юридического лица), государственные образования (Украина, АРК), органы местного самоуправления.


^ 3. Финансовые правоотношения можно классифицировать по ряду оснований.

А). По материальному содержанию они делятся, в зависимости от подотрасли, раздела, института финансового права, на следующие виды:

  • бюджетные правоотношения;

  • налоговые правоотношения;

  • неналоговые правоотношения;

  • финансовые правоотношения в области государственного кредита;

  • финансовые правоотношения в области страхования;

  • правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов, в том числе и при сметно-бюджетном финансировании;

  • финансовые правоотношения в области банковской деятельности;

  • финансовые правоотношения, возникающие в области денежного обращения и расчетов;

  • валютные правоотношения.

Б). По субъектам финансового правоотношения делятся на:

  • возникающие между органами государственной власти; между органами государственной власти и управления общей компетенции;

  • между вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления, в том числе финансово-кредитными органами;

  • между предприятиями, учреждениями, организациями, министерствами и ведомствами;

  • между финансовыми органами и предприятиями, учреждениями, организациями;

  • между финансовыми органами и гражданами;

  • между самими финансово-кредитными органами.



4. Возникновения, изменение и прекращение финансовых правоотношений происходит при наличии четко определенных в правовых нормах условий, или юридических фактов, т.е. предусмотренные нормами финансового права действия (бездействие) или события, вызывающие возникновение, изменение или прекращение у отдельных юридических или физических лиц финансовых прав и обязанностей.

^ Возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или индивидуального юридического акта. Таким нормативным актом в области финансовой деятельности государства является Закон о государственном бюджете, который принимается ежегодно. Индивидуальным нормативным актом является извещение финансовым органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог.

^ Изменение финансовых правоотношений не может быть произведено по волеизъявлению их участников. Оно совершается на основе нормативного акта в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. Например, факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения.

^ Прекращение финансовых правоотношений наступает во многих случаях. Из них наиболее часто встречаются следующие:

1.погашение финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа);

2.выполнение задания по государственным доходам по бюджету или внебюджетным фондам;

3.использование выданных бюджетных ассигнований;

4.осуществление компетентными органами права взыскания недоимки по налогам;

5.прекращение правоотношений по налогам с населения происходит по достижении определенного возраста, предусмотренного законом, например, в связи с переходом на пенсию, в связи с призывом в армию и т.д.


^ Тема №4. «Правовые основы финансового контроля в Украине»

Понятие и содержание финансового контроля

Виды финансового контроля

Методы финансового контроля

Организация и органы финансового контроля
^ 1. Финансовый контроль — это целенаправленная деятельность законодательных и исполнительных органов публичной власти и негосударственных организаций, направленная на обеспечение законности, финансовой дисциплины и рациональности в ходе мобилизации, распределения и использования средств централизованных и децентрализованных денежных фондов государства с целью наиболее эффективного социально-экономического развития всех субъектов финансовых правоотношений.

^ Основное содержание финансового контроля в отношениях, которые регулируются финансовым правом, можно свести к следующего:

— проверки выполнения юридическими и физическими лицами финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления;

— проверки правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями денежных ресурсов, которые находятся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении;

— проверки соблюдения правил осуществления финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, учреждениями и организациями на счетах в кредитных учреждениях;

— выявление внутренних резервов производства — возможностей повышения производительности работы, рентабельности, экономии денежных и материальных ресурсов и т.д.;

— предупреждение и устранение выявленных нарушений финансовой дисциплины. В случае их выявления в установленном законом порядке привлекаются к ответственности виновные организации, должностные лица и граждане, обеспечивается возмещение материального вреда государству, организациям, гражданам. Эта ответственность может быть выражена в административных, экономических или административных и экономических одновременно мерах воздействия на нарушителей финансовой дисциплины. Экономические средства влияния проявляются конкретно через финансовые санкции.

^ 2. В зависимости от критериев, взятых за основу, финансовый контроль делится на несколько видов. Чаще всего критерием классификации финансового контроля на виды является фактор времени проведения контроля и на этом основании выделяют:

предшествующий финансовый контроль;

текущий финансовый контроль;

последующий финансовый контроль.

Предшествующий финансовый контроль осуществляется на стадии разработки и принятия законов и других нормативных актов по финансовым вопросам. С этой целью осуществляется квалифицированная экспертная оценка финансовых результатов внедрения того или другого решения, которое может быть принято, проверяются документы, которые должны быть после этого утверждены и станут основанием для дальнейшей деятельности — проекты бюджетов, финансовых планов и смет и т.д. Как правило, предшествующий финансовый контроль осуществляется вышестоящими органами законодательной власти.

Текущий финансовый контроль — это контроль за непосредственно финансовым процессом. Он состоит в систематической проверке соблюдения финансовой дисциплины, то есть соблюдения требований финансовых норм и нормативов, прежде всего — неуклонного соблюдения установленных показателей по обязательным платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды. Как правило, он осуществляется органами непосредственного управления финансовой деятельностью. Хотя в этом виде контроля задействованные все субъекты финансовых правоотношений.

Последующий финансовый контроль — это контроль финансовых результатов деятельности. Он проводится после осуществления финансовых операций и, как правило, после завершения определенных этапов деятельности с целью выяснения его эффективности. Активное участие в этом виде финансового контроля принимают все субъекты финансово-правовых отношений, с той лишь разницей, что каждый из них осуществляет последующий финансовый контроль на своем уровне и в границах предоставленной ему государством компетенции.

Выделяют также обязательный и инициативный финансовый контроль. Обязательный осуществляется:

а) в силу требований нормативных актов (например, контроль Счетной палаты Верховной Рады Украины за выполнением бюджета по итогам года, который завершился);

б) по решению компетентных органов государства (например, налоговой администрации с целью выяснения полноты выполнение налогоплательщиками их финансовых обязанностей перед государством), суда (с целью установления истины в походке рассмотрения конкретного судебного дела) и т.д.

Аудит – это независимая экспертиза финансовых отчетов и другой информации о хозяйственно-финансовой деятельности субъекта хозяйствования с целью формирования заключений о реальном финансовом состоянии этого субъекта.

^ Целью прове­дения аудита является составление аудиторского заключения о финансовом состоянии проверяемого объекта.

Согласно ст. 7 ЗУ «Об аудиторской деятельности» аудиторское заключение — это официальный документ, удостоверенный подписью и печатью ауди­тора (аудиторской фирмы), который составляется в установлен­ном порядке по результатам проведения аудита и содержит в себе заключение относительно достоверности отчетности, полно­ты и соответствия действующему законодательству и установлен­ным нормативам бухгалтерского учета финансово-хозяйствен­ной деятельности субъекта хозяйствования.

^ Необходимость проведения обязательного аудита устанавли­вается ЗУ «Об аудиторской деятельности» (ст. 10) в следующих случаях:

- для подтверждения достоверности и полноты годового баланса и отчетности коммерческих банков, фондов, бирж, компаний, пред­приятий, кооперативов, обществ и других хозяйствующих субъек­тов независимо от формы собственности и вида деятельности, от­четность которых официально обнародуется, за исключением уч­реждений и организаций, которые полностью содержатся за счет государственного бюджета и не занимаются предпринимательс­кой деятельностью;

- для проверки финансового положения учредителей коммерчес­ких банков, предприятий с иностранными инвестициями, акцио­нерных обществ, холдинговых компаний, инвестиционных фондов, доверительных обществ и других финансовых посредников;

- для эмитентов ценных бумаг;

- для государственных предприятий при сдаче в аренду целост­ных имущественных комплексов, приватизации, корпоратизации и других изменениях формы собственности;

- для поднятия вопроса о признании субъекта хозяйствования неплатежеспособным или банкротом.

Обязательная аудиторская проверка годового баланса и отчет­ности хозяйствующих субъектов с годовым хозяйственным обо­ротом менее 250 необлагаемых налогом минимумов проводится 1 раз в 3 года.

Хозяйствующие субъекты, для которых законодательством ус­тановлено обязательное проведение аудита, обязаны до 1 декабря текущего года сообщить соответствующим налоговым органам о составлении договора на аудиторскую проверку. В течение 9 месяцев года, следующего за отчетным, вышеуказанные субъекты хозяйствования должны представить аудиторское заключение и другие документы публичной бухгалтерской отчетности в соответствующую налоговую инспекцию. Представление аудиторского заключения в налоговый орган осуществляется не позднее 10 дней после окончания аудиторской проверки. В случае непредос­тавления или несвоевременного предоставления аудиторского зак­лючения налоговым органам по вине хозяйствующего субъекта к нему применяются финансовые санкции и административные штра­фы, предусмотренные законодательными актами Украины.

ЗУ «Об аудиторской деятельности» от 22.04.93 г. (ст. 5, 19) определяет, что аудитор может предоставлять ауди­торские услуги индивидуально или как работник аудиторской фирмы (организации).

Для занятия аудиторской деятельностью аудитор должен по­лучить квалификационный сертификат о праве на занятие ауди­торской деятельностью — официальный документ, подтверждаю­щий уровень профессиональных знаний, необходимых для осу­ществления аудита предприятий разных форм собственности на территории Украины.

Сертификация аудиторов осуществляется Аудиторской палатой Украины.

^ Право на получение сертификатов имеют лица:

  • имеющие полное высшее образование (не ниже образовательного уров­ня специалиста или магистра),

  • имеющие необходимые знания по аудиту и опыт практической работы не менее 3 лет подряд,

  • успешно сдавшие квалификационный экзамен.

^ Срок действия сер­тификата аудитора — пять лет.

Для осуществления аудиторской деятельности как единолично, так и от лица аудиторской организации необходимо пройти государственную регистрацию и на основании действующего сертифика­та получить лицензию.

Аудиторам запрещается непосредственно заниматься:

  • торговой,

  • посреднической,

  • производственной деятельностью, что не исклю­чает их права получать дивиденды от акций и доход от других корпоративных прав.

Аудиторские организации могут создаваться на основе любых форм собственности. ^ Общий размер доли учредителей (участни­ков, акционеров) аудиторской организации, которые не являются аудиторами, в уставном фонде не может превышать 30%.

Аудиторской организации разрешается осуществлять аудитор­скую деятельность только при условии, что в ней работает хотя бы один аудитор, имеющий действующий сертификат. Руководителем аудиторской организации может быть только аудитор.

^ Ст. 22 указанного Закона наделяет аудиторов и аудиторские организации следующими правами:

  • самостоятельно определять формы и методы аудита на основа­нии действующего законодательства, существующих норм и стан­дартов, условий договора с заказчиком, профессиональных знаний и опыта;

  • получать необходимые документы, которые имеют отношение к предмету проверки и находятся как у заказчика, так и у треть­их лиц;

  • получать необходимые пояснения в письменной или устной форме от руководства и работников заказчика;

  • проверять наличие имущества, денег, ценностей, требовать от руководства хозяйствующего субъекта проведения контрольных осмотров, замеров выполненных работ, определения качества про­дукции, относительно которых осуществляется проверка доку­ментов;

  • привлекать на договорных основах к участию в проверке спе­циалистов разного профиля.

^ Обязанности аудиторов и аудиторских фирм указаны в ст. 23 ЗУ «Об аудиторской деятельности»:

  • должным образом предоставлять аудиторские услуги, прове­рять состояние бухгалтерского учета и отчетности заказчика, их достоверность, полноту и соответствие действующему законода­тельству и установленным нормативам;

  • сообщать владельцам, уполномоченным ими лицам, заказчи­кам о выявленных во время проведения аудита недостатках ве­дения бухгалтерского учета и отчетности;

  • хранить в тайне информацию, полученную при проведении аудита и выполнении других аудиторских услуг;

  • не разглашать сведения, которые составляют предмет коммерческой тайны, и не использовать их в своих интересах или в интересах третьих лиц;

  • отвечать перед заказчиком за нарушение условий договора в соответствии с действующими законодательными актами Украины;

  • ограничивать свою деятельность предоставлением аудиторс­ких услуг и другими видами работ, которые имеют непосредствен­ное отношение к предоставлению аудиторских услуг в форме кон­сультаций, проверок или экспертиз.

ЗУ «Об аудиторской деятельности» устанавлива­ет также запреты и ограничения на осуществление аудиторской деятельности. Так, в соответствии со ст. 19 указанного Закона запрещается заниматься предоставлением аудиторских услуг:

  • орга­нам государственной исполнительной власти,

  • исполнительным органам местных советов,

  • контрольно-ревизионным учреждени­ям, которые имеют государственно властные полномочия,

  • отдельным лицам, которым законами Украины запрещено осу­ществлять предпринимательскую деятельность.

^ За ненадлежащее выполнение своих профессиональных обязанностей к аудитору Аудиторской пала­той Украины могут быть применены взыскания в виде:

предупреждения,

приостановления срока действия сертификата и ли­цензии на срок до 1 года,

аннулирования сертификата и лицензии.

^ 3. Финансовый контроль осуществляется разными методами. Под методом финансового контроля понимают средства, приемы и способы его осуществления.

Наиболее частое применяются следующие методы финансового контроля:

ревизия;

проверка (документации, состояния учета и отчетности, полноты выполнения финансовых обязательств и т.д.);

инспекция;

обследование;

наблюдение

заслушивание докладов должностных лиц о финансовой деятельности на сессиях органов местного самоуправления, заседаниях органов государственной исполнительной власти;

инвентаризация и другие.

Все методы финансового контроля конкретизируются в методиках то есть в технологии (правилах) проведения контроля. Методика указывает конкретные приемы и средства действий, ориентирует, как именно и в какой последовательности начинать, осуществлять и заканчивать проверку. Для всех чаще всего применяемых методов финансового контроля существуют испытанные на практике методики. Они разработаны с учетом форм собственности, организационной структуры, других существенных отличий объектов, которые контролируются.

В Украине в наше время основными методами финансового контроля являются ревизии и проверки. Содержание этих методов определено законодателем. В частности, в статье 2 Закона Украины “О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине” от 26 января 1993 года установлено:

Ревизия— это метод документального контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, учреждения, организации, соблюдения законодательства по финансовым вопросам, достоверностью учета и отчетности, способ документального раскрытия недостатков, растрат, присвоения и краж средств и материальных ценностей, предупреждение финансовых злоупотреблений. По результатам ревизии составляется акт.

Проверка — это обследование и изучение отдельных участков финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций или их подразделов. Результаты проверки оформляются справкой или докладной запиской.

Ревизия — это глубочайшее и всестороннейшее обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятия, учреждения, организации с целью выяснения его целесообразности и законности.

По смыслу ревизии делятся на фактические и документальные. В ходе фактической ревизии проверяется вся совокупность сторон финансовой деятельности объекта проверки. Документальные ревизии включают в себя лишь проверку разных финансовых документов, в том числе счетов, ордеров, чеков, отчетов, смет и т.д.

По критерию периода деятельности, которая обследуется, ревизии делятся на выборочные и фронтальные. Выборочная (частичная) ревизия это проверка финансовой деятельности за какой-либо определенный промежуток времени. При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность подконтрольного объекта за качественно цельный период времени, например за период с момента получения до полного использования бюджетных средств университетом в каком-то конкретном году или за несколько лет подряд.

По критерию проверяемого объекта деятельности, ревизии делятся на комплексные, когда проверяется финансовая деятельность избранного объекта в разных сферах и, как правило, в них принимают участие ревизоры одновременно нескольких проверяющих органов, а также на тематические ревизии, которые сводятся к обследованию любой одной сферы финансовой деятельности (например, правильности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные государственные централизованные фонды).

^ В акте ревизии указывается:

цель ревизии;

основные результаты проверки;

выявленные факты нарушений финансовой дисциплины;

причины, которые обусловили данные нарушения;

лица, которые их совершили;

мероприятия по ликвидации выявленных нарушений;

меры ответственности виновных должностных лиц.

Наравне с ревизиями и проверками к методам финансового контроля относятся обследование, инспекции, наблюдение.

Обследование, как и проверка, также охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, учреждений, организаций, но в отличие от проверки проводится по значительно более широкому кругу показателей и выявляет финансовое состояние хозяйствующих субъектов, перспективы их развития, необходимость реорганизации или переориентации производства. В ходе обследований часто осуществляются опрашивание, анкетирование. Обследование может осуществляться по предписанию законодательных или исполнительных органов и также прежде всего преследует цель выявления нарушений финансовой дисциплины.

Инспекции это проверки состояния финансов предприятий, которые, как правило, проводятся с целью общего ознакомления с состоянием дел на местах и предоставления оперативной практической помощи.

Наблюдение — это такой метод финансового контроля, который сводится преимущественно к общему ознакомлению с состоянием финансовой деятельности бюджетного учреждения, предприятия, ведомства. Наблюдение бывает общим и специальным. Как правило, наблюдению предшествует во времени применению других методов финансового контроля.

^ 4. Особыми контрольными полномочиями наделена Счетная палата ВРУ. Счетная палата имеет право контролировать:

местные государственные администрации;

органы местного самоуправления,

предприятия,

банки,

хозяйственные общества,

союзы,

ассоциации, независимо от форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства Государственного бюджета Украины, имеют долю государственной собственности в их уставном фонде или используют объекты государственной собственности, управляют ими.

^ Счетная палата имеет право:

проведения комплексных ревизий и тематических проверок,

анализа и выяснения причин нарушений бюджетной дисциплины,

подготовки в Верховную Раду Украины предложений по их устранению и усовершенствованию бюджетного законодательства.

^ Кабинет Министров Украины осуществляет контроль за государственными финансами в ходе:

непосредственной практической реализации финансовой политики Украины, государственной политики в области ценообразования и оплаты работы;

составления и выполнения Государственного бюджета Украины и отчета о его выполнении;

осуществления общегосударственных и межгосударственных экономических программ;

создания и руководства деятельностью разных фондов и т.д.

^ Министерство финансов Украины является центральным специализированным органом государственной исполнительной власти по управлению финансами, а значит — и по контролю за движением и расходованием государственных финансовых ресурсов. Оно осуществляет:

контроль за выполнением государственного бюджета;

устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности о выполнении Государственного и местных бюджетов;

осуществляет контроль за выпуском и оборотом ценных бумаг;

ведет общий реестр выпуска ценных бумаг в Украине;

выдает разрешения на осуществление деятельности по выпуску и обороту ценных бумаг;

контролирует также сохранность и эффективность использования закрепленного за предприятиями, учреждениями и организациями государственного имущества.

В системе Министерства финансов Украины есть также специальные контрольные службы:

  1   2   3   4   5   6   7



Скачать файл (796 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации