Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа по дисциплине История книгопечатания - Историческая роль книги как средства отражения реальной действительности - файл 1.doc


Контрольная работа по дисциплине История книгопечатания - Историческая роль книги как средства отражения реальной действительности
скачать (72.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc73kb.14.12.2011 08:52скачать

содержание

1.doc

Федеральное агентство по образованию
ГОУВПО «Самарский государственный аэрокосмический университет им. С.П. Королева»
Институт печати
Кафедра ИДКР


Контрольная работа
По дисциплине «История книгопечатания»


Выполнил: студент 4413з


Проверил:



Содержание



Введение 3

1. Понятие и этимология слова «книга» 4

2. Историческая роль книги как средства отражения реальной действительности и как форма способа формирования общественного сознания 6

3. Историческая эволюция материалов для письма и форм книги 8

Заключение 11

Список используемой литературы 12


Введение



Книга - одно из величайших средств человеческого прогресса - как ее определяет Большая советская энциклопедия,- «чудо из чудес» и вместе с тем «предмет», сделанный руками «безвестного героя», типографского рабочего, как писал о ней Горький, книга, как, говорили в 17 в., «памятникам ушедшим в вечность умам» и, что наиболее важно, «наиболее общий для индивидов способ раскрытия их духовного бытия» (Маркс), книга – самое испытанное и доселе наиболее совершенное орудие информации, науки, культуры – может быть изучаема с самых различных точек зрения.

История книги за пять столетий печатания – это эволюция ее видов и типов, ее качеств и судеб, ее роли в социальной борьбе, ее побед и поражений, ее значения в жизни народов и культурного общения между ними.

Число изданий, посвященных книге и ее изготовлению, ее истории, ее технике, ее судьбы в жизни общественного человека, необозримо.


^

1. Понятие и этимология слова «книга»


В одном из самых знаменитых словарей русского языка слову «книга» придается три значения. Первое – «сшитые в один переплет листы бумаги или пергамена» (то есть формальный образ книги как материального предмета), второе - «писание, все, что в книге содержится» (то есть, выражаясь современным языком, смысловая сторона понятия). И, наконец, третье - «раздел, отдел в обширном письменном сочинении»1. Если не принимать в расчет не научных толкований, весь основной смысл слова «книга» так или иначе, связан с ученостью, с информацией и распространением сведений среди себе подобных, то есть, распространением знаний и образов.

Исторически сложилось так, что в европейских и переднеазиатских языках содержание термина (его понятие, смысл) одинаково. Греческое «библио», латинское «либер», семитическое «сефер», арабское «китаб», подобно славяно-балтийскому «книга», трактуются одинаково:

1) предмет,

2) произведение,

3) часть сочинения.

Раз появившись, как бы давно это ни было, термин этот сохраняет свою корневую неприкосновенность и до наших дней2.

В русской письменности слово «книги» встречается впервые в Остромировом Евангелии (1056/1057), самом раннем из датированных рукописных памятников, и употребляется во множественном числе, что позволяет давать ему расширительное толкование - скорее знание вообще, чем просто книга. Употребление слова «книга» в единственном числе зафиксировано у нас значительно позже, в 1263 г., у одного из монастырских писцов.

Бытует, однако, и мнение о неславянском, даже вообще неевропейском происхождении слова «книга». Термин выводили из древнекитайского, угро-финского, ассирийского, тюркского языков, не затрудняясь доказательствами3.

Плеханов Г.В. считает, что не позже 863 г. (времени знаменитого путешествия св. Кирилла в Корсунь, после чего он взялся за изобретение алфавита), в языках славян и прибалтов уже имелся древнейший, устойчивый и совершенно определенный термин «книга». Удивляет здесь только то, что наши отдаленные предки не использовали с этой целью лексику ближайших культурных народов, которая им, конечно, была знакома: «библио», «либер», «манускрипт», «хартия», «грамота», а предпочли словообразование от праславянского «кнети», то есть «знать». Впрочем, упомянутые термины активно применялись и применяются в качестве синонимов.

Ученые убедительно доказывают родство русского слова «книга» с понятиями, означавшими знание вообще. Выделение его в самостоятельный семасиологический ряд произошло, очевидно, в первобытную эпоху, когда праславяне прикочевали на восточноевропейскую равнину.

Одним из веских доказательств самобытности упоминаемого ряда служит то, что в ходе развития в нем образовались производные, и не просто прилагательные и эпитеты. В славянских языках возникли термины «князь» (русский), «ксендз» (польский), «кнез» (болгарский) и другие, относящиеся к племенным вождям, жречеству и так или иначе связанные с семасиологией знания («четеху и гаатаху...»). Таким образом, этимологически «книга» образуется от глагола «знать».

Для древнего человека устная поэма, вроде «Илиады» или «Махабхараты», одна могла быть полновесным источником информации обо всей вселенной, заменяющим все книги, газеты, картины, радио- и телепередачи нашего времени. В лучшем случае он расширял свой арсенал наскальными рельефами или пещерной росписью. Таков синкретизм первобытной культуры.

^

2. Историческая роль книги как средства отражения реальной действительности и как форма способа формирования общественного сознания



Книга прошла большой исторический путь - от неразвитости, примитивной слитности до современной изощренности высокотехнических средств передачи информации.

История изучает, каким образом в определенной, веками выработанной последовательности взаимодействуют составляющие процессы: наука, литература, искусство - формы творчества, как воплощаются они в книге, как возникают и трансформируются физико-технические и химико-технологические способы изготовления книги, как рождаются и вырастают столь специфические действия, как, допустим, иллюстрирование, переплет, библиографическое описание, реклама, наконец, потребление, собирание, хранение и т. д. В итоге перед нами сквозь толщу веков возникает образ книги, этого действительно чудеснейшего из достижений человека.

Книга есть продукт труда и результат общественного развития. Однако при всей сложности, а подчас и противоречивости составляющих ее философских, понятийных, этимологических особенностей, книга сама есть предмет, не просто отражающий действительность. Она выступает как фактор диалектики, потому что благодаря своим содержательным и вещным свойствам может влиять на развитие общества. Более того, без предмета, который мы привыкли называть книгой, в истории современности нет развития вообще.

Очевидно, что в данном случае речь идет не столько о привычной нам бумажной книге в переплете, сколько о понятии, гораздо более абстрактном. Философ говорит, что если мы не хотим наши ощущения воспринимать как простую копию окружающего мира, мы должны предполагать наличие некоторого фактора-посредника, который сам, являясь продуктом исторического бытия и имея индивидуальный опыт развития, будет влиять на отражаемые и ощущаемые через него реальности4.

Такой посредник и есть книга - неразрывная часть всей системы, то самое субъективное средство, через которое воспроизводится образ объективного мира. Подобных предметов-посредников множество в окружающей нас действительности, и не только то, что мы привыкли именовать книгой. И даже не столько искусство и литература (например: зрелища, изображения, фольклор и т. д.). Здесь и факторы природы: электромагнитные волны (свет), колебания воздуха (звук), радиомагнитные средства, используемые для передачи информации.

Книга как средство исторического воздействия есть результат такого уникальнейшего свойства человеческого организма, как чтение, и всего, что психологически связано с этим, в том числе шрифт, алфавит, тираж. Это позволяет рожденную мысль почти одновременно сделать доступной для каждого потребителя и не просто сообщить, а обеспечить ее длительное творческое усвоение. Книгу можно не только читать, но и просматривать, пролистывать, разглядывать, изучать полностью или выборочно, просто хранить и т. д.

Проблема еще более усложнится, если представить себе, что потребление книги, его формы и способы изменялись из века в век. Потребление книг - папирусных свитков, естественно, происходило по-иному, чем, скажем, потребление книг - глиняных табличек. Примерно до Крестовых походов (X-XII века) люди читали только вслух, чтение «про себя» есть одно из завоеваний раннего Возрождения. Потребление церковных книг, когда диакон, например, читал громко, а остальные вне зависимости от своей грамотности слушали, внимали, никак не сравнить с потреблением современных бестселлеров или комиксов, например, при содействии аудиовизуальных средств.

Таким образом, книга на протяжении всей своей истории проявляется как потребительная стоимость особого рода. Степень способности конкретной книги к выражению, хранению, передаче конкретной информации и есть уровень ее полезности для общества. Книга есть выражение и результат исторического развития такого важнейшего свойства человечества, как коммуникативность - информация, связь.

Информативность заключается уже в самом факте существования книги, а также в этическом, моральном, психологическом воздействии как на потребителей, так и на самих производителей информации, наконец, в общественной ценности книги.

^

3. Историческая эволюция материалов для письма и форм книги



Одним из важнейших материалов для письма и книги является бумага. Этот материал очень древний. За 3500 лет до новой эры в Древнем Египте в качестве письменного материала использовали папирус - особый вид тростника, в изобилии произраставший в долине реки Нила. Из него египтяне изготавливали материал для письма вытеснивший камень, глину и дерево.

Стебли папируса разрезали на тонкие продольные полосы и укладывали их слоями крест на крест друг на друга. Полоски смазывали клеем, проглаживали костяной или деревянной гладилкой и сушили. Под жаркими лучами южного солнца они быстро высыхали. Высушенные листы папируса сворачивали в трубочки – свистки. В те времена не было еще не перьев ни чернил. На папирусных листках писали заостренной палочкой, обмакивая ее в краску.

В выделке папируса египтяне достигали высокого совершенства. Они умели вырабатывать несколько разных сортов: очень тонкий для книг, более плотный – для упаковки различных товаров. Бумага из папируса славилась далеко за пределами Египта. Ее охотно покупали в соседних странах. Много столетий пользовались папирусом как материалом для письма. Из его свитков создавались целые библиотеки. Особенно славилась библиотека в греческом городе Александрии, которая насчитывала свыше 500000 свитков.

Известно также, что в Риме некоторые важнейшие государственные документы были начертаны на шкурах быков. Но бычья шкура грубая и плотная, у телят и овец она гораздо мягче и нежнее. Вот из нее и стали в Пергаме вырабатывать материал, на котором можно было писать книги. Новый материал назвали в честь города, где он был изобретен – пергаментом. Для изготовления большой книги требовалось целое стадо телят и ягнят. В начале 20 века на папирусе был написан последний исторический документ – послание римского папы.

Пергамент вытеснил из употребления папирус, но стоил он очень дорого. Уже за 600 лет до н.э. китайские писцы писали на лакированных полосках шелка. Полоски складывали и сшивали. Так возникли шелковые книги. Шелк в те времена стоил дорого, и китайцы обратили внимание на то, что, если смочить обрезки шелка, его тончайшие волокна всплывают на поверхность и сбиваются так, что получается тонкая прозрачная пленка.

И тут–то китайские мастера обратили взоры на бамбук.

Первым сырьем в бумажном производстве стали бамбуковые стебли их очищали от листьев и замачивали в воде. Размоченный бамбук разрезали большим ножом на мелкие кусочки, которые толкали в каменной ступке. Первая бумагоделательная машина появилась в России в 1816 году. Появление в 1670 году ролла – аппарата для измельчения волокон. При помощи которого разведенные в воде волокна раздавливались, обеспечило быстрое приготовление бумажной массы. Однако отлив листа по – прежнему шел медленно. Чтобы ускорить работу нужна была машина. И такую машину создал Никола Луи Роббер. Для усовершенствования своего изобретения, он построил новую машину, машину – самочерпку. Изобретение Роббера, усовершенствованное другими изобретателями конструкторами, оказало большое влияние на развитие бумажной промышленности.

Машина – самочерпка, заменив тяжелый труд сотен рабочих. Но возникли трудности, нужно было где-то брать сырье, чтобы производить бумагу.

Известный французский физик Реомюр сделал в 1730 г. во французской академии наук доклад о возможности вырабатывать бумагу из древесины. Но как разделить древесину на отдельные волокна и превратить их в бумажную массу никто не знал. И бедный ткач Фридрих Келлер однажды возвращаясь от точильщика вспомнил, что когда –то в детстве он с ребятами вытачивал из вишневых косточек бусы. Чтобы не ободрать пальцы ребята зажимали косточки между деревянными дощечками, те стачивалисьи в ящике под точильным камнем скапливалась древесная кожица. Он одолжил точило, и дома сточил доску, и корытце наполнилось истертой древесиной. Затем разбавил древесину водой и приготовленную кашицу влил в бумажную форму, отжав воду и высушив отливку, получил лист бумаги.

Келлер подумал, что будет, если смешать древесную массу с тряпичной и снова отлить бумагу. Бумага получилась плотной и крепкой. Но в ручном точиле много древесины не сточишь. В 1845 г. Генрих Фельтер построил машину для механического истирания древесины Дефибрер. Несколько позже научились варить целлюлозу. Эти материалы позволили развиться бумажному делу до сегодняшнего состояния.

Заключение



Таким образом, чрезвычайно обобщенный обзор литературы по истории книжного дела за пять столетий, прошедших после смерти Гуттенберга, позволяет некоторые выводы.

История книги, рассматривавшаяся в первое время как собирание сведений о судьбе различных изданий, постепенно превращалась в отрасль знания общественно-гуманитарного плана с характерной методологией и предметом науки. Французский библиограф Ш.В. Ланглуа в 1896 г. отмечал, что необходимо говорить «об истории книги с точки зрения ее материального изготовления», а немецкий библиотековед Ф.Эйхлер в 1923 г. писал, что «должно изучать не только историю книг... но и влияние, оказываемое ими на политическую жизнь общества и пути регулирования этого влияния5.

Книга меняла свой внешний вид многократно в зависимости от материала, техники и, главное, общественного назначения.

По формуле Г. Земпера, предложенной им для изучения искусств технических и тектонических еще в 19 веке: «Книга – это «материал, техника, назначение».

Были книги на глине - кирпичных плитках, на дереве и на металле, на коже и на тканях; тысячелетний процесс тщательного изготовления книг выработал искусственный материал, особо пригодный для писания и печатания: составленную из растительных материалов бумагу.

«Форма» или «внешний вид» европейской первопечатной книги были такими же, как и выработанные раньше рукописной книгой средневековья.

Книга существовала как завершенный в себе памятник литературы - научной, художественной, философской - и до изобретения книгопечатания; и вместе с тем изобретение книгопечатания стало величайшею революцией6.
^

Список используемой литературы





  1. Даль Вл. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 2. - СПб., 1881.

  2. Говоров А.А. О древнерусском происхождении слова «книга» //Букинистическая торговля и история книги. Вып. 1. - М., 1990.

  3. История книги: Электронный учебник // под редакцией А.А.Говорова и Т.Г.Куприяновой - Центр дистанционного образования МГУП, 2001 http://hi-edu.ru/e-books/HB/about.htm

  4. Плеханов Г.В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю// Избранные философские произведения. Т. 1. - М., 1956.

  5. Фомин А.Г. Книговедение как наука. История и современное состояние. - Л.,1931.



1 Даль Вл. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 2. СПб., 1881. С. 125.

2 Говоров А.А. О древнерусском происхождении слова "книга"//Букинистическая торговля и история книги. Вып. 1. М., 1990. С. 14.


3Плеханов Г.В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю// Избранные философские произведения. Т. 1. М., 1956. С. 480-481.

4 Плеханов Г.В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю// Избранные философские произведения. Т. 1. М., 1956. С. 480-481.

5 Фомин А.Г. Книговедение как наука. История и современное состояние. Л.,1931. С. 8-10.

6 История книги: Электронный учебник // под редакцией А.А.Говорова и Т.Г.Куприяновой - Центр дистанционного образования МГУП, 2001 http://hi-edu.ru/e-books/HB/about.htm



Скачать файл (72.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации