Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Роль прессы в избирательной компании - файл 1.doc


Контрольная работа - Роль прессы в избирательной компании
скачать (120.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc121kb.14.12.2011 09:07скачать

содержание

1.doc

ГОУ ВПО

Сургутский Государственный Университет ХМАО

Ханты-Мансийский Автономный Округ–Югра

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Кафедра СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ


Заочное отделение

___________________________________________________________

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА



ПО ДИСЦИПЛИНЕ: Организация работы отдела по связям с общественностью
НА ТЕМУ: Роль прессы в избирательной кампании

Сургут, 2008

Содержание





Введение ........................................................................................

3

1.

Этапы становления СМИ как ключевого способа используемого при организации избирательной кампании……...................................................................................



5

2.

Предвыборная обстановка в России сейчас….............................

8

3.

Роль и законодательная база участия СМИ в избирательном процессе...........................................................................................


9

4.

Положение СМИ в избирательном процессе сегодня. Наблюдаемые тенденции..............................................................


18




Заключение......................................................................................

20


Введение

"Мы все, дорогие друзья, в шрамах и ранах. Это были очень тяжелые "бои", причем бои не с местным населением, нет. Как раз именно благодаря его поддержке мы и находимся
сегодня в этом зале.
Воевали мы с аппаратом".
Из стенограммы первого Съезда народных депутатов СССР

Принятие новой российской Конституции в 1993 году и федеральных законов о выборах дали колоссальный импульс для развития демократической системы и распространения ее принципов в стране. Вслед за предоставлением населению права свободно выбирать главу государства был изменен и порядок формирования исполнительной власти в регионах. На место назначенцев пришли всенародно избранные президенты автономных республик, губернаторы краев и областей, мэры городов. Выборы, в буквальном смысле слова, зашагали по стране. Все региональные политики были вовлечены в избирательную процедуру, что подразумевало сбор подписей, процедуру регистрации кандидатов, проведение предвыборной агитации. Борьба за голоса избирателей потребовала полномасштабного использования средств массовой информации, в первую очередь, региональных, ориентированных на проживающее в регионе население.

Деятельность СМИ оказывает исключительно большое влияние на жизнь общества в целом, на социально-психологический и нравственный облик каждого из членов этого общества, потому что всякая новая информация, поступающая по каналам СМИ, соответствующим образом стереотипизирована и несет в себе многократно повторяемые политические ориентации и ценностные установки, которые закрепляются в сознании людей. А в кризисные периоды исторического развития, как отмечал Г.Блумер, люди в состоянии социального беспокойства особенно подвержены внушению,
легко откликаются на различные новые стимулы и идеи, а также более податливы к пропаганде.

В целом, исследованию деятельности СМИ посвящено множество работ в различных сферах науки: философии, социологии, политологии, истории, психологии и др. За последние годы накоплен большой эмпирический материал.

^ Целью данной работы является определение роли средств массовой информации в избирательном процессе.

Информационной базой послужили труды отечественных и зарубежных авторов по изучению данной проблемы, нормативно-правовые источники, а также периодические издания и ресурсы Интернет.

  1. ^ Этапы становления СМИ как ключевого способа используемого при организации избирательной кампании

Тщательное изучение зарубежного избирательного опыта организации избирательных кампаний показывает: все, что так широко распространено сегодня в Российской Федерации, используется или использовалось ранее в других странах, выбравших демократию в качестве способа организации политического устройства. Избирательные кампании в регионах России в своих основных чертах повторяют модели организации и проведения выборов, разработанные в западных странах.

К настоящему моменту известны три основных модели: «командная» (ее еще называют военной), «коммерческая», и «цифровая». Остановимся подробнее на данных моделях, чтобы лучше представить характер избирательного процесса и соответственно выделить некоторые типологические особенности поведения СМИ в период выборов.

^ Зарождение «командной» модели проведения и освещения президентской предвыборной кампании произошло в начале XIX века. «Командная» модель предвыборной кампании означала фактическую зависимость кандидата от лидеров выдвигавшей его партии. Именно партийные боссы руководили ходом избирательной кампании. Их влияние было обеспечено связями с крупными промышленниками и финансистами, чьи интересы партийные лидеры по сути и выражали. Политические боссы при подготовке к выборам больше полагались на практику подкупа голосов, чем на методы воздействия на общественное мнение с помощью прессы. Однако с расширением влияния прессы на общество и затем с появлением радио роль средств массовой информации в предвыборном процессе усилилась. В результате кандидаты получили возможность несколько дистанцировать от себя лидеров политических партий и обратиться к помощи консультантов по СМИ, специалистов в области паблик рилейшнз.

Переход от «командной» модели организации и проведения выборов к «коммерческой» начался в середине 1920-х гг., когда радио стало мощным и влиятельным СМИ, обеспечивающим кандидатам непосредственный доступ к огромной аудитории избирателей в обход партийных боссов. Полностью переход от одной модели организации избирательной кампании к другой завершился только в начале 1950-х гг. Сутью «коммерческой» модели стала идея предлагать кандидата избирателям с помощью тех же методов, какие используются для продвижения обычного товара с помощью коммерческой рекламы. Полностью переход от «командной» модели проведения предвыборной кампании к «коммерческой» завершился в эпоху телевидения. Именно в 1950-е - 1970-е гг. значительно возросла роль телевизионной политической рекламы в процессе успешного проведения предвыборной кампании кандидатов. Соответственно и кандидаты начали тщательно разрабатывать стратегию своей предвыборной кампании с учетом возможностей телевидения. Использование «коммерческой» модели привело к тому, что главную роль в организации и проведении избирательной кампании стала играть собственная команда кандидата.

Однако при этом кампания выросла в цене, стала протяженнее во времени, и, главное, акцент переместился с партийной программы на личные характеристики кандидата. В 1970-е гг. видеокультура в мире стала заметно преобладать над вербальной культурой, а телевидение в системе видеокультуры заняло главное место. Информация, полученная избирателями из телевизионной политической рекламы и информационных телепрограмм, стала определяющим фактором в процессе принятия решения в день выборов. По этой же причине роль консультантов по вопросам телевидения и политической телерекламы стала ключевой. Специалисты в этой области получили такой же социальный статус, как и известные адвокаты и продюсеры.

Технологическая революция конца 1980-х - начала 1990 гг. способствовала началу процесса формирования новой модели организации и проведения выборов, «цифровой» модели.

После повсеместного введения спутниковых технологий, распространения цифровой коммуникации, мобильных средств связи увеличилась скорость передачи информации. Журналисты стали использовать новейшие достижения коммуникационной техники: спутниковые телефоны, факс-модемы, персональные компьютеры и факсы. Возникло новое понятие рабочего кабинета журналиста - «виртуальный офис». Это означало, что журналист получил возможность работать в режиме реального времени своей аудитории вне зависимости от собственного местонахождения в данный момент. Принципы виртуального кабинета следом за журналистами стали использовать и кандидаты. Благодаря современным коммуникационным технологиям кандидаты перестали зависеть от времени и расстояния: спутниковые телефоны и персональные портативные компьютеры позволяют им работать в режиме реального времени.

Переход к «цифровой» модели свидетельствует и об интенсификации использования возможностей так называемых «новых» СМИ, основное преимущество которых интерактивность. Например, онлайновых изданий, существующих только в интернете, компьютерных бюллетеней, цифровых спутниковых телепрограмм. Благодаря широкому использованию «новых» (цифровых) СМИ кандидаты сумели обеспечить себе прямой доступ к избирателям. Освоение цифровой модели привело также к попыткам кандидатов с помощью цифровых спутниковых и компьютерных технологий установить непосредственный контакт с избирателями, что уже некоторые исследователи массовой коммуникации называют начальным этапом реализации концепции «прямой» демократии. «Прямая» демократия, иначе демократия без посредников (лидеров политических партий, журналистов), - процесс, позволяющий установить непосредственный контакт между избирателями и кандидатами. Одновременно и у избирателей появляется возможность установления контакта с кандидатом без посредников.

Однако, несмотря на то, что наступила новая эра коммуникационных технологий, она не изменила полностью весь электоральный процесс. Время от времени наблюдается возврат к «коммерческой» и даже «командной» моделям. Это происходит в зависимости от политической ситуации.


  1. ^ Предвыборная обстановка в России сейчас

Российская политическая реальность последнего десятилетия указывает на полное или частичное использование обозначенных моделей в организации и проведении выборов. Если до финансового кризиса 1998 года как кандидаты, так и их консультанты и помощники старались следовать более современной «коммерческой» модели, то послекризисная ситуация способствовала возврату к тактике «командной» модели. Хотя следует заметить, что наблюдаются и попытки совершить скачок от «командной», минуя «коммерческую», непосредственно к «цифровой» модели (практика ФЭП в кампании 2000 г). Правда, такие попытки носят пока эпизодический характер и не стали системой.

Поскольку доминирующей моделью выборов в регионах Российской Федерации на настоящий момент (после 1998 года) является «командная», то свойственные ей черты это:

  • во-первых, низкий доступ избирателей к информации о кандидатах и их программах, контроль региональных СМИ со стороны властных структур или влиятельных финансово-промышленных групп;

  • во-вторых, высокая степень фальсификаций в процессе выборов, использования административного и судебного ресурсов как средства давления на кандидатов;

  • в-третьих, регулирование процесса волеизъявления граждан с помощью все тех же административных ресурсов.

Степень применения на практике командной модели напрямую зависит от экономического положения регионов, которые заметным образом отличаются один от другого. Можно выделить пять основных групп регионов Российской Федерации:

  • экономически развитые центры - города Москва, Санкт-Петербург;

  • регионы-доноры;

  • дотационные регионы;

  • регионы, зависящие от одного предприятия (концерна, холдинга), расположенного на их территории;

  • и, наконец, национальные автономии.

Соответственно степень использования ресурсов командной модели возрастает от первой обозначенной группы к последней.

  1. ^ Роль и законодательная база участия СМИ в избирательном процессе.

Вопросы участия СМИ в формировании представительных и других выборных органов имеют большое практическое и теоретическое значение. Это весьма специфическая сфера деятельности средств массовой информации, где они выполняют одновременно несколько функций. Они служат каналом информирования избирателей (например, о назначении дня выборов, об образовании избирательных участков, о регистрации кандидатов и т.д.), средством предвыборной агитации и, наконец, инструментом гражданского контроля.

Общие правила, касающиеся роли СМИ в организации и проведении выборов, определены в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 22 июля 2008 г.). Обратим внимание на то, что данный акт по сравнению с другими законами имеет более высокую юридическую силу. В случае противоречия с нормами других законов, кроме, разумеется, конституционных, применению подлежат нормы Федерального закона "Об основных гарантиях…" (пункт шестой ст. 1).

Согласно Закону (глава 7) информационное обеспечение составляет одну из важнейших гарантий избирательных прав. Роль СМИ состоит в том, чтобы помочь гражданам интегрироваться в процесс формирования органов власти, обрести и реализовать навыки открытой политической борьбы. В то же время, освещение избирательной кампании, в частности, по телевидению, не только приближает массы к политике, но и низводит предвыборную борьбу до уровня спортивного состязания, возбуждая не только гражданственность, но и азарт.

Следует отметить, что избирательные кампании в целом оказывают стимулирующее воздействие на функционирование всей системы непосредственной демократии и отдельных ее институтов, инициируя проведение митингов, демонстраций, сбор подписей и т.д. В свою очередь, эффективная самореализация институтов непосредственной демократии в период подготовки и проведения выборов составляет важное средство достижения целей избирательных кампаний.

Анализ новейшего избирательного законодательства позволяет различать использование СМИ в избирательной кампании и их участие. В первом случае СМИ выступают преимущественно как производитель массово-информационных услуг, во втором - как самостоятельный институт демократии. Причем, обе указанные ипостаси СМИ взаимосвязаны и неразделимы: с одной стороны, использование СМИ субъектами политических отношений, как правило, означает вовлечение печатной и электронной прессы в политический процесс; с другой – ее участие в политическом процессе в конечном счете является результатом ее использования теми или иными субъектами политических отношений.

Использование СМИ в избирательной кампании принимает различные формы, которые можно классифицировать как по субъектам, так и по содержанию. Что касается первого из числа названных признаков, то он позволяет выделить формы использования СМИ: а) избирательными комиссиями, б) органами местного самоуправления, в) кандидатами, избирательными объединениями и блоками, и т.д.

Информационное обеспечение выборов и референдумов включает в себя информирование избирателей, участников референдума, предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов (статья 44).

Информирование избирателей и участников референдума осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, физические и юридические лица в соответствии с настоящим Федеральным законом. Органы государственной власти, органы местного самоуправления не вправе информировать избирателей о кандидатах, об избирательных объединениях.

Содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений.

Деятельность организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, по информированию избирателей, участников референдума осуществляется свободно.

В информационных теле- и радиопрограммах, публикациях в периодических печатных изданиях сообщения о проведении предвыборных мероприятий, мероприятий, связанных с референдумом, должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев. В них не должно отдаваться предпочтение какому бы то ни было кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума, в том числе по времени освещения их предвыборной деятельности, деятельности, связанной с проведением референдума, объему печатной площади, отведенной для таких сообщений.

В день голосования до момента окончания голосования на территории соответствующего избирательного округа, округа референдума запрещается публикация (обнародование) данных об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, в том числе размещение таких данных в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая "Интернет").

Опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами и референдумами, является разновидностью информирования избирателей, участников референдума. В течение пяти дней до дня голосования, а также в день голосования запрещается опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и референдумов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами и референдумами, в том числе их размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая "Интернет").

^ Избирательные комиссии являются главными источниками официальной информации в период кампании. Комиссии обеспечивают информирование избирателей, участников референдума о сроках и порядке осуществления избирательных действий, действий, связанных с подготовкой и проведением референдума, о ходе избирательной кампании, кампании референдума, а также о кандидатах, об избирательных объединениях, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов (пункт шестой статьи 20). Реализуют они свои обязанности в информационной сфере прежде всего через взаимодействие со СМИ.

На "уполномоченные" редакции СМИ возложены следующие обязанности:

1) обеспечить зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам равные условия проведения предвыборной агитации;

2) предоставлять избирательным комиссиям возможность размещения печатной информации;

3) предоставлять избирательным комиссиям бесплатное эфирное время для информирования избирателей;

4) на равных основаниях предоставлять зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям и блокам бесплатное эфирное время в прайм-тайм (общероссийские ТРК в период федеральных выборов – не менее одного часа в рабочие дни, региональные – не менее 30 минут в рабочие дни);

5) резервировать платное эфирное время для проведения агитации кандидатами, избирательными объединениями и блоками в объеме не меньшем, чем объем бесплатного эфирного времени (размер оплаты должен быть единым и опубликован не позднее дня, в который начинается выдвижение кандидатов; доля каждого кандидата определяется путем деления общего объема зарезервированного эфирного времени время на общее число зарегистрированных кандидатов);

6) выделять печатные площади для материалов, предоставляемых кандидатами, избирательными объединениями и блоками (общий минимальный размер таких площадей, соотношение в нем частей, предоставляемых редакциями периодических печатных изданий бесплатно и на возмездной основе, устанавливаются законами);

7) не допускать обнародование информации, способной нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированных кандидатов, в случаях, когда эти СМИ не могут предоставить зарегистрированному кандидату возможность обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой репутации до окончания срока предвыборной агитации;

8) публиковать в 3-дневный срок получаемые из соответствующих избирательных комиссий сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов;

9) публиковать в 3-дневный срок получаемые из соответствующих избирательных комиссий отчеты кандидатов, избирательных объединений и блоков о размерах и обо всех источниках создания их избирательных фондов, а также обо всех произведенных затратах.

Вторая категория СМИ – специализированные периодические печатные издания, формально относящиеся к группе "уполномоченных", но ориентированные на неполитическую тематику. За подобными СМИ Закон признает право отказаться от публикации каких бы то ни было агитационных материалов при условии полного неучастия в избирательной кампании в какой бы то ни было форме. Условно обозначим данную категорию как "уклоняющиеся".

Третья категория – средства массовой информации или их редакции, учрежденные зарегистрированным кандидатом (кандидатами), избирательным объединением или блоком. Условно обозначим их как "ангажированные" СМИ. Данная категория существует в Законе только применительно к периодическим печатным изданиям. Если же участник избирательной гонки учредит телерадиопрограмму или телерадиокомпанию, то она не сможет – во всяком случае по закону – стать пропагандистским рупором своего учредителя. Единственная особенность правового режима "ангажированных" СМИ – освобождение их от обязанности предоставлять печатную площадь на равных условиях всем конкурирующим кандидатам. Во всем остальном они пользуются теми же правами и несут те же обязанности, что и прочие периодические печатные СМИ, за исключением "уполномоченных" и "уклоняющихся".

Наконец, четвертая категория – средства массовой информации, не относящиеся к первым трем группам, и имеющие право на договорной основе предоставлять эфирное время, печатную площадь зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям и блокам. Условно обозначим эту группу как "оплачиваемые" СМИ.

Важно, что как оплата, так и предоставление печатной площади и эфирного времени в этих СМИ осуществляются на равных условиях. Причем, во-первых, оплата должна осуществляться исключительно через соответствующие избирательные фонды, а во-вторых, только в порядке 100-процентной предоплаты.

Не нужно сбрасывать со счетов и то, что кандидаты, избирательные объединения и блоки вправе самостоятельно определять форму и характер своей агитации через средства массовой информации. Это открывает простор для искусственного вздувания рейтинга в рамках формально равных квот печатных площадей и эфирного времени. Тем самым избирательная кампания рискует превратиться из состязания политических программ и личных достоинств претендентов, каковой по идее и должна быть, в творческий конкурс PR-технологий и рекламы. Причем, избирателям здесь отводится роль не зрителей и, тем более, не членов жюри, а испытуемых, против своей воли ставших объектами экспериментов.

Стремясь гарантировать претендентам равные условия, Закон запрещает кандидатам использовать преимущества своего служебного положения. Однако запрет этот распространяется почему-то только на государственных и муниципальных служащих, а также на журналистов. Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, либо работающие в СМИ (независимо от должности и характера работы), на время их участия в выборах должны быть освобождены от выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать преимуществ своего должностного или служебного положения. Кандидатам-журналистам, творческим работникам и должностным лицам редакций СМИ участвовать в освещении избирательной кампании через любые средства массовой информации запрещается.

Для обеспечения равенства условий предусмотрено также обязательное резервирование не менее одной трети от общего объема выделяемого бесплатного эфирного времени для совместного проведения дискуссий, круглых столов и иных аналогичных агитационных мероприятий.

Институт "равенства условий" включает и такую норму: в информационных программах телевидения и радио не допускается отдавать предпочтение какому бы то ни было кандидату, избирательному объединению или блоку, в том числе по времени освещения их агитационной деятельности. Это правило распространяется на все аудиовизуальные СМИ.

Отрадно, что российские СМИ уже приступили к выработке собственных правил работы в период избирательных кампаний. Так, специальная памятка телекомпании НТВ содержит значительное число рекомендаций. Журналистам запрещается: каким бы то ни было образом проявлять свои политические симпатии или антипатии; подменять информацию об освещаемом эпизоде предвыборной борьбы своим мнением о происходящем; оперировать недостаточно проверенной информацией; использовать случайные высказывания кандидатов, не несущие существенной информации об их позициях; злоупотреблять цитированием мнений избирателей; поощрять эпатирующие действия и заявления кандидатов; употреблять идеологические ярлыки и оскорбительные эпитеты и т.д. Хотя, эти профессиональные нормы применимы не только к работе во время избирательных кампаний, но и в периоды между выборами.

Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума.

Предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:

а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);

б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения);

в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;

г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.

Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума может проводиться:

а) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;

б) посредством проведения агитационных публичных мероприятий;

в) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

г) иными не запрещенными законом методами.

Расходы на проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов, фондов референдума в установленном законом порядке.

^ Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума. Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.

Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.

Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума в день голосования и в предшествующий ему день запрещается.

Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие материалы), ранее размещенные в установленном федеральным законом порядке на зданиях и сооружениях, за исключением зданий, в которых размещены комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии не менее 50 метров от входа в эти здания, сохраняются в день голосования на прежних местах.

В случае проведения повторного голосования агитационный период возобновляется со дня назначения соответствующей комиссией дня повторного голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня повторного голосования.

^ Роль СМИ в процессе формирования выборных органов власти включает также осуществление гражданского контроля за всеми событиями избирательной кампании. Вот почему Закон "Об основных гарантиях…" признал за представителями СМИ права:

а) присутствовать на заседаниях избирательных комиссий и при осуществлении работы с избирательными документами;

б) присутствовать в день голосования на избирательных участках с момента начала работы участковой избирательной комиссии и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования;

в) присутствовать в иных избирательных комиссиях при установлении ими итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума;

г) знакомиться с протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных избирательных комиссий об итогах голосования или результатах выборов, изготавливать и заверять в соответствующей избирательной комиссии либо получать от нее копии указанных протоколов и приложенных к ним документов;

д) быть проинформированным о составлении избирательной комиссией повторного протокола об итогах голосования в случае выявления в нем описок, опечаток либо арифметических ошибок;

е) получать от избирательных комиссий для ознакомления итоги голосования по каждому избирательному участку, территории и результаты выборов по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии;

ж) получать от избирательных комиссий, проводивших регистрацию кандидатов, общие данные о результатах выборов по избирательному округу в течение суток после их определения.

Примечательно, что Закон предусмотрел доступ к электоральной информации через сеть Интернет. В случае использования в ходе выборов автоматизированной информационной системы (речь, в первую очередь, о ГАС "Выборы") данные об участии избирателей в голосовании, о предварительных и об окончательных итогах голосования должны быть оперативно доступны абонентам информационно-коммуникационных сетей общего пользования. Тем самым общественными наблюдателями становится неограниченный круг лиц, как в России, так и за рубежом.

  1. ^ Положение СМИ в избирательном процессе сегодня. Наблюдаемые тенденции.

Ситуацию с российскими региональными выборами существенным образом определяет и то положение, которое сложилось со средствами массовой информации. Если принять во внимание ситуацию с периодической печатью, то общей тенденцией следует считать снижение влияния прессы в период политической кампании. Это стало прямым следствием неразвитости рекламного рынка, что, в свою очередь, отражает экономическую ситуацию в регионах, но не позволяет газетам добиваться финансовой независимости. Вместо того, чтобы выполнять роль важного источника политической информации в период выборов, редакции местных газет, борясь за выживание, фактически становятся рупором той или иной заинтересованной структуры, вынуждены участвовать в информационных войнах.

Наглядным образом такая ситуация проявилась в Свердловской области, где большая часть выходящих газет поделены между «Белым» и «Серым» домами (соответственно областная и городская администрации). С их страниц политические оппоненты - губернатор и мэр- ведут непрекращающуюся полемику, которая очень часто выливается в откровенный скандал. В других регионах, например, Ростовской области ежедневные газеты и вовсе отсутствуют ( на рынке доминируют еженедельники), а население текущую информацию получает с помощью электронных СМИ. В тех же регионах, где газетам все-таки удается сохранить относительную независимость в суждениях и оценках, журналисты подвергаются нападкам, а в некоторых случаях это заканчивается весьма трагически (Смоленская область). Есть и примеры, когда роль местной ежедневной газеты начинают выполнять издания, полностью финансируемые финансово-промышленной структурой и распространяемые бесплатно (Липецкая область).

В таких условиях именно телевидение могло бы стать важным средством получения объективной информации о кандидатах и их программах в период выборов. Но еще накануне кампании все кандидаты стараются заручиться либо поддержкой определенной телекомпании, либо полностью подчинить ее своим политическим нуждам. Так, в период избирательной кампании в Нижегородской области все местные телестанции были ангажированы кандидатами, в

уже упомянутой Липецкой области действующий губернатор, который собирался переизбираться на второй срок, сделал все возможное для подчинения себе ведущей телестанции ТВК.

Чаще всего только онлайновым СМИ удается сохранить в период избирательной кампании независимость. Например, во время выборов в Республике Кабардино-Балкарии только интернет-издание передавало достоверные сведения о ходе предвыборной кампании, все остальные СМИ подвергались тщательному контролю со стороны местной Администрации.

Сложное, а порой и вовсе бедственное положение СМИ в регионах, было усугублено и решениями Центральной избирательной комиссии, а также нормативными документами, принятыми Государственной Думой. Так, согласно новой редакции «Закона об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», СМИ фактически лишаются возможности предоставлять аудитории аналитическую информацию, так как она может рассматриваться как агитация в поддержку того или иного кандидата, а значит признана незаконной. Инструкции и распоряжения из центра дополняются и местным нормотворчеством. Так, в частности, инструкции областной избирательной комиссии Свердловской области существенным образом ограничивают участие СМИ в выборах.

Заключение
В целом, можно отметить, что СМИ в период региональных избирательных кампаний оказались «зажаты» между двумя крупными силами: с одной стороны, олигархами, способными в условиях низкой прибыльности медиа бизнеса легко оказывать влияние на газеты, радио и телестанции, с другой стороны, органами власти, которые с помощью административных ресурсов (налоговые и финансовые проверки, арендная плата, расценки на технические услуги и распространение, влияние на рекламодателей и др.) уже со своей стороны воздействуют на СМИ. Ожидать, что в таких условиях, СМИ в полной мере могут выполнять функцию независимого информационного посредника между кандидатами и аудиторией, компаса избирательной кампании, ее навигатора, не приходится.

Но справедливости ради надо отметить и тот факт, что за последние годы выборы в регионах Российской Федерации в полной мере превратились в политический институт, освещение деятельности которого в СМИ строго регулируется общероссийским и местным законодательством. Так, современная предвыборная кампания в Российской Федерации разделена на три этапа: этап подготовки к выборам (почти три года), этап сбора подписей и регистрации кандидатов, и этап непосредственной подготовки к дню голосования, когда в соответствии с Законом, в СМИ разрешена предвыборная агитация. В соответствии с таким делением различаются и этапы освещения кампании средствами массовой информации, для каждого из которых характерно использование соответствующих методов и приемов.

Впрочем, несмотря на то, что региональные выборные кампании стали устоявшимся институтом, следует обратить внимание и на тенденцию падения интереса к выборам среди населения. Так, если в 1997 г. в местных выборах в городе Самаре приняли участие около 40 процентов граждан, то в 2001 году этот показатель составил уже 33 процента. Сходная ситуация и во многих других регионах. Этот и другие факты указывают на то, что выборы в регионах Российской Федерации в соответствии с командной моделью постепенно приближаются к кризисной черте, что неминуемо снова вызовет к жизни коммерческую модель. Стабильное экономическое развитие страны позволит модернизировать имеющиеся каналы связи и более широко внедрять новейшие информационные технологии (в частности, расширить число пользователей интернет), что может уже в ближайшее время привести к воплощению на практике элементов цифровой модели, хотя бы в отдельных регионах.

Кроме того, существующая в настоящее время в рамках командной модели практика, когда кандидат и, следовательно, информация о нем в прессе появляются непосредственно перед выборами (как правило, на двух последних этапах кампании), пресса лишена возможности публиковать аналитические материалы о программе кандидата и всем очевидно использование административного ресурса являются важнейшими причинами потери интереса граждан к выборам. Неожиданная после нескольких лет исключительной активности электората ситуация вызвала к жизни идею о назначении губернаторов, мэров и т.д. Однако эта же проблема уже сегодня привела многих участников политического процесса к пониманию необходимости перестроить принципы проведения предвыборной агитации.

В регионах все активнее говорят о том, что кандидат на выборную должность должен вести непрерывную избирательную кампанию. Это означает, что любой политик, который стремится реализовать свои амбиции, должен вести постоянную, ни на один день не прекращающуюся кампанию, т. е. задаче избрания или переизбрания на выборную должность должна быть подчинена вся деятельность, если не вся жизнь, будущего кандидата. Такое понимание избирательного процесса и роли кандидата в нем говорит о появлении в России значительной группы людей, избравших политику своей профессией, что является не просто знаком успешной адаптации западного опыта, а одной из составляющих эффективно функционирующей демократической системы. С другой стороны, при таком подходе к избирательному процессу у прессы появляется возможность представить кандидата избирателям задолго до выборов.


Скачать файл (120.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации