Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Особенности создания и развития российского профсоюзного движения. Вариант 3 - файл 1.doc


Особенности создания и развития российского профсоюзного движения. Вариант 3
скачать (131 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc131kb.15.12.2011 07:05скачать

содержание

1.doc

МФ НОУ ВПО

«Санкт-Петербургский Гуманитарный университет Профсоюзов»

Контрольная работа
По дисциплине: «Профсоюзное движение»

Тема: «Особенности создания и развития российского профсоюзного движения»


Выполнил:
Проверил:

Мурманск

2010 г.

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3

1. Особенности возникновения профсоюзов России (конец XIX – начало XX века) 4

2. Становление и развитие профсоюзов (1905-1917 гг.) 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20


ВВЕДЕНИЕ



Профсоюзы (Trade unions) – добровольные профессиональные объединения трудящихся, созданные с целью защиты экономических интересов работников (прежде всего, улучшения условий труда и повышения заработной платы).

История профсоюзного движения в России связана с основными вехами новейшей истории. На рубеже XIX-XX веков из малочисленных и разрозненных объединений рабочих, создаваемых, как правило, для проведения отдельных акций в ходе стачек, выросли профсоюзы, целью которых была организация систематической борьбы трудящихся за улучшение условий труда и экономического положения рабочих.

История российских профсоюзов достаточна сложна и самобытна. Свидетельство тому хотя бы тот факт, что профсоюзы с начала 90-х годов в своем названии, Уставах стали содержать слово «независимый». И объединение российских профсоюзов тоже имеет в своём названии это слово – ФНПР.

Цель работы: анализ особенностей создания и развития российского профсоюзного движения.

Задачи работы:

  1. Рассмотреть особенности возникновения профсоюзного движения в России.

  2. Проанализировать становление и развитие профсоюзов в 1905-1917 гг.

  3. Описать особенности развития профсоюзного движения на этапе нового времени.

^

1. Особенности возникновения профсоюзов России (конец XIX – начало XX века)



Профсоюзное движение в России, как и рабочее движение в целом, возникло на сто с лишним лет позже, чем в Англии, во Франции или Германии. Это было связано с тем, что крупная промышленность стала развиваться в России быстрыми темпами только после отмены крепостного права в 1861 году. Первые российские рабочие, бывшие крепостные крестьяне, выходцы из деревни, по уровню своего сознания и организованности намного отставали от рабочих западных стран.

Только в 80-х годах XIX века правительство обращает внимание на рабочий вопрос. Это была реакция на известное выступление Орехово-Зуевских (Ивановских) ткачей. Следует заметить, что даже знаменитая Ивановская стачка не выглядела цивилизованно, как сейчас говорят: не было предупреждения, забастовочного фонда, выдвижения требований. Было сожжено заводоуправление, избиты мастера, т.е. в русском духе.

Для правительства это был очень серьезный сигнал: рабочее движение существует, его нельзя игнорировать. Внутри царского правительства на рубеже XIX-XX веков на этот счет формируется две точки зрения [2, с. 411].

Первая была представлена Министерством финансов, за которым стояли предприниматели, те, кто нёс убытки от непредвиденных выступлений рабочих. Действительно кому приятно: сегодня все спокойно, а завтра вдруг начинают ломать оборудование.

Эта была та часть предпринимателей, которая понимала, что решение проблем надо ввести в нормальное, разумное русло. Более того, они даже предлагали принять закон о забастовках, но заранее заявленные (почти как сейчас). Предпринимателей предупредят, они проведут переговоры, станет ясно, чего хотят рабочие, тогда можно договориться, избежать забастовки и убытков не будет.

Вторую точку зрения представляло Министерство внутренних дел. Оно отвечало за охрану основ самодержавия и поэтому считало, что никакого законодательства о профсоюзах не должно быть, так как это попрание основ абсолютной монархии. Если появятся независимые профсоюзы, то, как можно будет их контролировать?

В МВД зарождается идея решить вопрос о профсоюзах не демократическим путём, не путём издания законов, а административно. Этого пытались добиться путем создания «Жёлтых профсоюзов». О них в нашей исторической литературе говорилось очень мало и очень негативно, с чем нельзя не согласиться, так как вся эта затея закончилась страшной трагедией 9 января 1905 года.

Название «жёлтые» было связано со следующим фактом. В одном французском городке некий предприниматель создал профсоюз в пику независимому профсоюзу. Рабочие недовольные этим, пришли и перебили в помещении вновь созданного профсоюза все окна. Стекла, видимо, не успели сразу, вставить и оконные проемы были заклеены желтой бумагой. Отсюда пошло название «жёлтый» профсоюз.

В России не ограничились созданием «жёлтого» профсоюза на одном предприятии, развернулось движение за создание таких профсоюзов по всей стране. Инициатором выступил Сергей Зубатов достаточно известная личность – жандармский полковник, возглавлявший охранное отделение в Москве. До того, как стать жандармом, он был провокатором. Как бывший марксист-подпольщик, он представлял, как развивается рабочее движение на Западе, видел, в чем состоит его опасность для режима, и считал, что знает, как её можно избежать. С. В. Зубатов, опираясь на своё марксистское прошлое, и предложил такой вариант профсоюзов.

Есть интересный документ за 1901 год, который зафиксировал, как зарождались первые «жёлтые» государственные профсоюзы. С. В. Зубатов собрал в Москве в одном из чайных трактиров группу очень известных предпринимателей, сказав им, что он должен переговорить с ними прежде, чем начать большое дело, и что этот разговор будет сугубо секретным. Предприниматели – люди не глупые, они быстро поняли, что тут что-то не так, и за стеной зала посадили стенографиста. Он не скрывал, что через своих осведомителей на заводах и фабриках хорошо знает о недовольстве рабочих. Он признал справедливыми многие их требования, на которые хозяева никак не реагируют. Поэтому в их интересах полиция готова взять на себя функции по регулированию отношений между работниками и работодателями. Для этого на предприятиях надо организовать союзы рабочих, создаваемые административным путем сверху. У рабочих есть потребность как-то себя проявить, у них есть желание защитить свои интересы, полиция же постарается контролировать и возглавлять их действия.

Первые «зубатовские» общества возникли в Москве. Лидером их, кто ведет переговоры в случае конфликта, стал полицейский агент. Причём, это не скрывалось, и многие рабочие воспринимали такое положение как нормальное явление. Входя в «зубатовские» общества многие рабочие считали, что, царь позаботится об их интересах, защитит от произвола.

В Уставах этих обществ было записано всё, кроме создания забастовок, кроме забастовочных фондов. Велось культурное просвещение рабочих, открывались клубы, библиотеки с соответствующей литературой, проводились чаепития. Но если возникали какие-то трения между работниками и администрацией, то профсоюз уходил в сторону, ничего не предпринимал. А на предприятие приезжал полицейский чин, выслушивал обе стороны и принимал решение. Как свидетельствуют документы того периода, в ряде случаев решения принимались в пользу рабочих. Иногда полиция грозилась закрыть завод, выслать за границу владельца иностранца. Всё это создавало в обществе имитацию торжества социальной справедливости.

История учит, что с рабочим движением можно заигрывать год, несколько лет. Но постоянно водить людей за нос, обещая административным путём решить проблему работников, невозможно. Это наглядно показали события, развернувшиеся в Петербурге.

Поводом для этого послужило увольнение 24 декабря 1904 года четырёх рабочих с Путиловского завода. Выступление в их защиту привело к тому, что к 7-8 января 1905 года, т.е. за какие-то полторы недели, в городе уже бастовали 150 тысяч человек. Забастовка показала, насколько Российское рабочее движение созрело, насколько люди сознательно были готовы защитить своих товарищей.

9 января 1905 года среди требований, которые были выдвинуты идущими на дворцовую площадь, были требования свободы слова, других демократических свобод, свободы союзов, установление 8-ми часового рабочего дня, повышение заработной платы [3, с. 87].

Таким образом, бурный рост стачечного движения стимулировал стремление профсоюзов к объединению, образованию межсоюзных органов, центральных бюро профсоюзов (ЦБПС). Первое такое бюро было образовано в сентябре 1905г. в Харькове. Вскоре ЦБПС появились в Москве, Петербурге и др. городах.


^

2. Становление и развитие профсоюзов (1905-1917 гг.)



Революция1905г. дала первый опыт взаимоотношений профсоюзов с политическими партиями. В этот период профсоюзы создавались под влиянием и при прямом участии оппозиционных партий. В этом одна из важнейших особенностей создания Российских профсоюзов. На Западе сначала возникали профсоюзы, а потом уже на базе профсоюзов создавались в Англии – лейбористская, в Германии – социал-демократическая, во Франции – социалистическая партия.

Российская социал-демократическая рабочая партия была создана 1 марта 1898 года – раньше, чем профсоюзы. Организаторы российского профдвижения опирались на теорию создания профсоюзов, которая была разработана Г. В. Плехановым и В. И. Лениным. В работе Ленина «Что делать?» есть параграф «Социал-демократы и профессиональные организации», в котором сформулированы принципы создания профсоюзов, обоснована необходимость руководства профсоюзами социал-демократов. Ленин считал, что профсоюзы России, изучив опыт западноевропейского профдвижения, американских профсоюзов, должны идти своим путём.

Этот путь заключался в тесном соединении политической и экономической борьбы. Это было характерно только для российских профсоюзов. Революция 1905г. заставила рабочие массы России соединить политические лозунги с экономическими требованиями. На знаменах первой русской революции был лозунг: «Долой самодержавие».

Эти знамена несли профессиональные союзы.

Установившаяся практика взаимоотношений лишала профсоюзы возможности выступить самостоятельной политической силой. Их политическая позиция во многом зависела от того, какая партия стояла во главе того или иного движения.

Как известно, на острие событий 1905г. партия большевиков, добивающаяся поддержки в широких народных массах, ищущая различные легальные формы работы в трудовых коллективах, чтобы влиять на сознание рабочих. Одной из таких форм стали создание и деятельность профсоюзных организаций, которые с самого начала становятся проводниками партийных идей в жизнь и весьма заметной силой [5, с. 64].

Их деятельность заставила правительство считаться с этим новым для страны явлением. Под напором революционных событий 1905-1907 гг. оно было вынуждено даже приступить к разработке законодательных актов, регулирующих их деятельность. Были приняты «Временные нормы о профессиональных обществах, учреждаемых для лиц, занятых в торговых и промышленных предприятиях, или для владельцев этих предприятий».

С одной стороны, появление таких норм свидетельствовало о придании властью профсоюзов как представительных организаций работников, с которыми она вынуждена считаться. С другой стороны, с помощью этих норм правительство пыталось сдерживать их дальнейшее развитие, ограничить деятельность выдвижением не политических, а только некоторых экономических требований и требований по улучшению условий труда. Временные нормы содержали множество ограничений и ставили профсоюзы под контроль власти и полиции. В них, например, запрещалось создавать профсоюзные объединения в масштабах города, губернии, страны, вводился запрет на объединение в профсоюзы работников железных дорог, почты, телеграфа, банков.

Царское правительство всеми силами вело борьбу с массовыми организациями трудящихся. Губернаторы и градоначальники получали специальные циркуляры, в которых рекомендовалось жёстко регламентировать деятельность профсоюзов. В годы реакции с 1907 по 1910г. власти закрыли под разными предлогами 444 профсоюза, а 329 вновь созданным было отказано в регистрации. Почти все межсоюзные органы профсоюзов были разгромлены.

В таких условиях многим профсоюзам приходилось действовать на нелегальном положении, в том числе центральным бюро. Но и при этом они находили возможность влиять на власть. В частности, использовали их депутатов в Государственной Думе.

Правда, выборы в I Государственную Думу они бойкотировали, несмотря на угрозу тюремного заключения и увольнений активистов профсоюзного движения. Действовавшая тогда система выборов была антидемократичной, и Центральное бюро профессиональных союзом рекомендовало не поддерживать буржуазные партии.

Выборы во II Государственную Думу проходили в обстановке начавшейся реакции и спада революционной борьбы. Тактика профсоюзов и левых сил в новых условиях изменилась. Они выступили за поддержку кандидатов в депутаты от РСДРП.

Аналогичной тактики придерживались и в период выборов в государственную Думу. Они также поддержали кандидатов от РСДРП и тем самым обеспечили в ней своих депутатов.

В состав IV Государственной Думы в 1912 г. были избраны депутаты от рабочих и профсоюзные активисты Петербурга, Москвы, Екатеринославля, Владимирской и Костромской губерний. В их числе можно назвать таких активистов, как А. Е. Бадаев, Ф. Н. Самойлов, М. К. Муранов, Н. Р. Шагов и др.

Таким образом, после 1905 года представители профсоюзов входили в состав «рабочей комиссии», созданной при социал-демократической фракции Думы. По их инициативе Госдумой рассматривался законопроект о 8-часовом рабочем дне работников всех категорий, 6-часовом дне – для горняков и 5-часовом для некоторых вредных производств, который, правда, так и не был принят.


^ 3. НОВОЕ ВРЕМЯ – НОВЫЕ ВЕЯНИЯ И ТРУДНОСТИ
В начале перестройки многие профсоюзы поспешили объявить себя независимыми. А, кроме того, эта несамостоятельность подорвала веру трудящихся в силу профсоюзов, что в известной мере спровоцировало кризисные явления в этом движении в последующие годы. Недовольные уклончивой, зависимой позицией трудящиеся угольной, а затем и некоторых других отраслей стали формировать профкомы и стачкомы в обход и в противовес существующим профсоюзным организациям, которые они называли «официальными», «традиционными», «старыми» профсоюзами. Основания для этого были.

Однако при всех издержках в своей работе в доперестроечный период профсоюзы представляли собой мощную общественную силу, с которой считались не только хозяйственные руководители предприятий и организаций, но и командно-административная система государства в целом. Роль профсоюзов в жизни страны была важной, нужной, заметной. Но время требовало других подходов. В ходе дальнейшего реформирования профдвижения явилось создание в 1990 году Федерации Независимых Профсоюзов России. Решение об этом было принято на первом этапе Учредительного съезда профсоюзов России, проходившим 21-23 марта. Но фактически создана Федерация была лишь в октябре. Процесс создания российских профсоюзов на базе союзных растянулся до середины 1992 года и проходил в жарких спорах. И не случайно, ведь речь шла не просто о смене вывески на офисе, происходило качественное реформирование профдвижения [7, с. 36].

Ключевым в этот период стало слово независимость. Новая Федерация не только провозгласила, но и стремилась на практике реализовать принципы независимости от государственных органов, политических партий и движений.

Важные изменения в связи с созданием ФНПР произошли и во внутренней жизни российских профсоюзов. На смену демократическому централизму пришли принципы федерализма. Они предусматривали добровольность вступления в Федерацию и выхода из неё, равноправие членских организаций, их самостоятельность в собственной деятельности, рекомендательный характер решений руководящих органов, защиту прав меньшинства.

Одними из первых на путь самостоятельного развития профсоюзного движения встали профсоюзы Кузбасса. 2 октября 1990 г. возникла Федерация профсоюзных организаций Кузбасса, которая стала проводить независимый курс. По мере хода либеральных реформ, сопровождающихся серьезными издержками, ФПОК все более активно переходила в оппозицию «демократическим» властям. Выступления были столь мощными, что с ними считалась Москва, а порою и её потрясали [1].

Стоит напомнить и о том, что на рубеже 80-90 годов, когда уже чётко обозначился кризис доверия КПСС, органами власти появляются новые профсоюзы. В их названиях ключевыми были слова «независимые», «свободные».

Основными характерными особенностями новых профсоюзов являлись:

  • профессиональный принцип построения;

  • объединение в профсоюзе, главным образом, людей наёмного труда, исключая работодателей или лиц, имеющих право на приём и увольнение с работы;

  • отсутствие фиксированных профсоюзных взносов, ведение коммерческой деятельности;

  • серьезная финансовая поддержка из-за рубежа, в частности от американского профсоюза АФТ – КПП.

Однако, замедленный процесс трансформации российской экономики, кризис реформ сказались на деятельности новых профсоюзов. На первом этапе отрицания прошлого – почти все новые профсоюзы поддерживали Б. Н. Ельцина, с которым связывали проведение реформ.

Нарастание социально-экономической нестабильности в стране, криминализация коммерческих структур заставили новые профсоюзы несколько изменить своё отношение к своему внутреннему строительству. В частности, отказаться от коммерческой деятельности как основы финансирования профсоюза. Стали устанавливаться фиксированные профсоюзные взносы. С 1993 года у альтернативных профсоюзов было несколько попыток к объединению и созданию своего профцентра. Наконец, 12 апреля 1995 г. состоялся учредительный съезд Конференции труда России. В состав КТР вошли независимый профсоюз горняков России, Ассоциация летного состава России, Российский профсоюз моряков, рабочие комитеты Кузбасса.

Однако, КТР, не успев начать свою деятельность, раскололась. Лидер НПГР – А. Сергеев, сначала не согласился войти в состав руководства КТР, через полгода стал инициатором создания Всероссийской конференции труда.

Таким образом, альтернативное движение в современной России достаточно разрозненное, попытки создать единый профцентр пока успеха не имеют.

Не просто складывалось и положение ФНПР. Новая власть постаралась отстранить профсоюзы от выполнения не только чисто государственных функций, но даже и решения тех вопросов, которые непосредственно касаются защиты трудовых и социально-экономических интересов трудящихся. Профсоюзы были практически отстранены от участия в приватизации государственной собственности. Никто не учитывал их мнения по методам её проведения [5, с. 47].

В самом начале перестройки профсоюзы поддерживали власть в деле намечаемых преобразований. Но политика «шоковой терапии», либерализация цен, откровенное ограбление государством личных сбережений граждан, разруха на производстве и нарастание безработицы, обнищание огромной массы трудящихся, вызванное проводимым курсом реформ, постепенно привело профсоюзы к оппозиции к правительству, к власти.

Сначала они критиковали действия правительства, выдвигали свои требования. Потом были вынуждены перейти к силовым действиям – к организации коллективных акций протеста, забастовкам, в ходе которых в ряде случаев выдвигались даже политические требования – отставка правительства и смены курса проводимых реформ.

Конечно, они не сразу пришли к этому. Более того, при всём несогласии со многими действиями правительства профсоюзы заинтересованы во взаимодействии с властью. На новом переломе истории они, вероятно, не всё делали правильно, допускали ошибки. Со временем это станет более очевидным.

Но нельзя забывать и о некоторых важных позитивных моментах в деятельности ФНПР. Среди них – принятие в конце 1995 г. Госдумой и подписание в январе 1996 г. президентом закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Этот закон создал прочную правовую базу социального мира в стране, позволяя на его основе с учетом интересов работников, работодателей и государства снимать противоречия, создавая условия для взаимных договоренностей на двух или трёхсторонней основе.

За прошедшие годы ФНПР определила свои главные стратегические задачи: зарплата, социальные гарантии, вопросы охраны труда, вопросы занятости. Не отказываются профсоюзы и от решения многих других социальных вопросов, которые отражают интересы человека. Колебания закончились, приоритеты определены.

В 1993 году, работая в Конституционном совещании, представители профсоюзов сумели настоять на том, чтобы в 7-ой статье Конституции РФ была зафиксирована норма: «Россия – социальное государство». Эта конституционная норма стала архимедовым рычагом, с помощью которого профсоюзы в течение последующих лет пусть медленно, но всё-таки вводили в жизнь общества социальную тематику.

15 лет назад многие даже не знали, что существует такое понятие, как «прожиточный минимум», не говоря уж о том, как он рассчитывается. Профсоюзы были главными разработчиками закона «О прожиточном минимуме». Он всё чаще применяется на практике, пусть и не везде одинаково, с недостаточной эффективностью. Но обращение к «прожиточному минимуму» стало жизненной необходимостью и для власти, и для профсоюзов, и для всего общества [4].

С этой задачей тесно связана такая задача ФНПР, как повышение порога бедности. Во всех экономически развитых странах мира доля зарплаты в стоимости произведенного продукта не опускается ниже 60%. Это и скандинавские страны, и США, и Франция, и Германия. В России же (по официальным данным Правительства Российской Федерации) доля фонда оплаты труда в ВВП в 2003 году составила 24.4%. Вот цена нашего труда.

По данным ООН, в 2003 году Россия по уровню жизни стояла на 63 месте в мире. Ключевой показатель – продолжительность жизни. На первом месте Норвегия – женщины живут 81.7, мужчины – 78.5 лет. Польша стоит на 35 месте: продолжительность жизни в ней у мужчин – 69.4, у женщин – 77.8 лет. В России мужчины живут 60.6, женщины – 72.9.

Что касается Кузбасса, то положение вообще катастрофическое: мужчины живут 55.3 года, женщины – 69.4 года (Парламентская газета, 21 июня т. г.). О каком повышении пенсионного возраста может идти речь? А разговоры идут об этом.

Оценивая события последних лет с позиций сегодняшнего дня, можно с сожалением сказать, что с приобретением своей независимости профсоюзы на всех уровнях потеряли во многом и свою значимость. Сегодня взаимодействие профсоюзов с органами государственной власти в основном ограничивается совместной работой в Трёхсторонней комиссии. Профсоюзы утратили право законодательной инициативы.

В Государственной Думе они представлены слабо. Даже в Государственной Думе царской России, когда профсоюзы были слабы и малочисленны, когда они еще только начинали складываться, даже в то время в ней была профсоюзная фракция, а сегодня – нет. Связи региональных профсоюзных структур с местными органами власти складываются по-разному. Они не очень чётко закреплены законодательно, и все зависит в основном от умения профсоюзных лидеров находить контакты с местными представителями власти.

Существенно изменилось к худшему и положение первичных профсоюзных организаций. Во-первых, теперь они имеются не везде. А там, где они сохранились, довольно часто руководство предприятий, организаций, учреждений, представители администрации всеми силами стараются и близко не подпускать профсоюзный актив к участию в каких-либо делах [6, с. 51].

Сегодня представители профсоюзных организаций, как правило, не входят в коллегиальные органы управления. Они часто не принимают никакого участия в выработке решений, принимаемых руководством предприятий, в том числе по социально-экономическим вопросам, касающимся работников и их исконных интересов, хотя такое право у них есть – согласно статей Трудового кодекса и других правовых актов. Всячески игнорируется законное право профсоюзов на достоверную информацию. Даже по вопросам заработной платы!

В этих условиях трудно говорить об участии работников в управлении предприятиями и организациями. Особенно это относится к организациям негосударственной формы собственности. Сегодня такое участие в ряде случаев звучит как миф. В сфере социально-трудовых отношений работники ряда предприятий оказались отброшенными в XVIII-XIX века. Нередко им заявляют, что Трудовой кодекс РФ действует только на государственных предприятиях, а на частных существует закон хозяина.

Администрация всеми силами старается ограничить интересы работников их конкретными рабочими местами. Больше того, теперь работники и сами не заинтересованы в техническом творчестве, в рационализации и совершенствовании производства – ведь это может повлечь за собой сокращение рабочих мест или снижение заработной платы.

Никто не приглашает не только рядовых работников, но даже и профсоюзный комитет, председателя профкома к рассмотрению планов развития производства. Это оказалось сегодня коммерческой тайной. Администрация чаще всего не проявляет заботы о повышении квалификации работников, не оказывает им помощи в овладении новой техникой и технологией. Ей легче уволить тех, кто не имеет необходимой подготовки, и заменить на тех, кто её имеет. Она считает, что именно для этого и создан рынок труда. Увы, и в этих условиях профсоюзные организации не создаются работниками. Возможности и законные для их создания есть, но бытует пока у многих мнение, что профсоюз – это касса взаимопомощи, а не организация для борьбы за ту же заработную плату, нормальные условия труда.

Мотивация профсоюзного членства пока очень низкая. Свидетельство тому – падение численности большинства членских организаций ФНПР. Если на 1 января 2003 года профсоюзы, входящие в ФНПР, объединяли 36.2 млн. членов профсоюзов, то на 1 января 2005 года их численность снизилась до 29.7 млн. человек, т.е. за 2 последних года потеряли 6.5 млн. членов профсоюза, что ведёт к снижению их возможностей по защите социально-экономических интересов трудящихся [3, с. 51].

Трудностей в работе профсоюзов возникает сегодня много. Но всё же удалось добиться принятия ряда законов, касающихся прав профсоюзов. Поэтому всё острее встаёт вопрос о том, как, используя эти законы, строить свои отношения с органами власти всех уровней:

  • Отмежевываться от неё, подчёркивать свою независимость?

  • Вести с ней непримиримую войну, находиться в конфронтации?

  • Или сотрудничать, налаживать отношения социального партнерства, постепенно определяя свое новое, но вполне весомое место в обществе?

Итак, изучение прошлого опыта профсоюзного движения – это уроки для настоящего и будущего. Они очевидны в вопросах строительства отношений с государственной властью и властью хозяйственников.

Но совсем неоднозначны, как это может показаться на первый взгляд, отношения с политическими партиями. В совершенно новых условиях, когда однопартийность в политической жизни разрушена, полностью отрицать всякие контакты с партиями – неразумно. Не участвуя в борьбе за политическую власть, профсоюзы вправе взаимодействовать с теми партиями, программные положения которых совпадают с социально-экономическими интересами трудящихся.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Таким образом, мы рассмотрели особенности возникновения профсоюзов России в конце XIX – начале XX века.

Проанализировали период развития профсоюзов, который начался в 1905 году и завершился в 1917 году. Это этап становления и развития профсоюзов, которые вели упорную борьбу с властью, выступали, фактически, за демократическое переустройство общества.

А также мы выяснили, что в годы советской власти профсоюзы стали её составной частью, не просто сотрудничать с ней, но даже выполнять некоторые государственные функции. При этом они утратили во многом свою самостоятельность, работали под управлением партийных органов.

С начала 90-х годов, на 4-м этапе, не стало не только партийного диктата, государственных функций. Существенно сузились рамки взаимодействия профсоюзов с властью, влияния на её решения, касающиеся социально-экономических и трудовых интересов наемных работников. Приобретя независимость, наши профсоюзы по ряду вопросов оказываются в оппозиции к власти.

Эта проблема имеет свои исторические корни. Она во многом определяется тем, что профсоюзы в России возникли революционным путем. На Западе профсоюзы были созданы более чем на 100 лет раньше. Это была эпоха сравнительно мирного спокойного развития капитализма.

Под влиянием роста политизации рабочего движения в 1824 году был принят первый в мире закон о профсоюзах. Два положения этого закона теперь вписаны во всех законах о профсоюзах, какие существуют в мире, в том числе и в России, а также в знаменитой Конвенции Международной Организации Труда:

Первое – это то, что работники имеют право создавать профсоюз и работодатель не вправе уволить их за это.

Второе – работники имеют право выступать с инициативой введения коллективных переговоров и заключения договора, и работодатель не вправе им в этом отказать.

Законы есть, но они должны ещё и выполняться. И европейским профсоюзам пришлось заставить власть уважать себя. Для этого профсоюзам надо было стать сильными. Первые профсоюзы начинали с мирных средств – переговоров, примирительных камер. Увы, французские профсоюзы быстро поняли: хочешь чего-то добиться, надо быть готовым к коллективным действиям – к забастовкам, а для их проведения требуются средства.

К сожалению, в истории российских профсоюзов эта практика так и не сложилась, что приводит порою к нелепым ситуациям.


^

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ





  1. О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности: фед. закон: [от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ ] // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 3. – ст. 148.

  2. Бизюков, П. В. Место профсоюзов в системе регулирования трудовых отношений / П. В. Бизюков, В. А. Бизюкова // Журнал исследований социальной политики. – 2007. – № 3. – С. 409-417.

  3. Виноградов, Д. Общество и власть: проблемы взаимодействия. / Д.Виноградов. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2006. – 250 с.

  4. Козина, И. М. Корпорации, трудовые отношения и профсоюзы – вариант России / И. М. Козина // Мир России. – 2009. – № 1. – С. 144-163.

  5. Лобок, Д. В. Профсоюзное движение: история, теория, практика / Д. В. Лобок, В. Б. Морозов. – СПб.: СПбГУП, 2007. – 244 с.

  6. Рощин, С. Ю. Экономика труда: экономическая теория труда: Учебное пособие / С. Ю. Рощин. – М.: ИНФРАМ-М, 2001. – 400 с.

  7. Фёдоров, С. «Манифест свободного труда» / под ред. Б. Ф. Славина. – М.: Просвещение, 2004. – 238 с.



Скачать файл (131 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации