Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Методика изучения рассказа ПАСХА Шмелева И.С. на примере интеграции с картинами Б.М. Кустодиева - файл 1.doc


Методика изучения рассказа ПАСХА Шмелева И.С. на примере интеграции с картинами Б.М. Кустодиева
скачать (423.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc424kb.15.12.2011 07:09скачать

содержание

1.doc

  1   2   3   4   5

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова»

Филологический факультет

Кафедра методики преподавания русского языка и литературы





…………………….


Дипломная работа по специальности № 031001 Филология.

«021715» Русский язык и литература в межпредметном общении.

Теория и история художественной культуры.


МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ РАССКАЗА «ПАСХА» И.С. ШМЕЛЕВА


В 9 КЛАССЕ ЯКУТСКОЙ ШКОЛЫ

(на примере интеграции с картинами Б.М. Кустодиева)



Якутск 2007



Допустить к защите



Научный руководитель

К.п.н., доцент Кузьмина Л.Я.
Заведующий кафедрой

Д.п.н., профессор Никифорова Е.П.

Дата защиты «____» ____________ 2007г.

Оценить на «_______________»

Секретарь ГАК ________________ _______________________________

(Подпись) (Фамилия, Имя, Отчество)

СОДЕРЖАНИЕ




ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………с.3



ГЛАВА 1. Национальное своеобразие творчества И.С. Шмелева и

Б.М. Кустодиева

    1. Мифологический мир романа И.С. Шмелева «Лето Господне»…...с.9

    2. Поэтика повести И. С. Шмелева «Лето Господне»…………………с20
    3. Влияние народного художественного творчества на живопись Кустодиева………………………………………………………….…с.26




^

ГЛАВА 2. Методические разработки в аспекте исследования


    1. Изучение творчества И.С. Шмелева в школе…………….…….……с.33

    2. Особенности использования интеграции художественного произведения и живописи на уроках русской литературы…………с.46


ГЛАВА 3. Описание экспериментальных уроков

    1. И.С. Шмелев «Лето Господне»……………………………………….с.56

    2. Изучение рассказа «Пасха» из сборника «Лето Господне»…………с.63

    3. Обращение к прошлому России в творчестве И.С. Шмелева и Б.М. Кустодиева……………………….………………….…….……………с.71

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..с.77

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………..с.79

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………..с.83

Введение.


^ Актуальность темы. Преподавание русской литературы в национальной школе имеет свою ярко выраженную специфику, которая заключается в том, что русская литература изучается в нерусской языковой и культурно-исторической среде.

В условиях национальной школы зачастую приходится сталкиваться с эмоциональной невосприимчивостью учащихся к литературно-художественному произведению. Причина этого заключается, прежде всего, в языковой сложности предлагаемого для изучения художественного текста.

Введение в школьную программу произведений И.С. Шмелева вызвало определенные трудности в освоении материала школьниками: проблему восприятия, понимания учащимися новых по тематике, проблематике, композиции произведений. Особенно эти трудности проявляются в преподавании русской литературы в национальных школах, где русская литература изучается в нерусской языковой и культурно-исторической среде. Текст, в котором непонятно большинство слов, не может быть эмоционально воспринят при чтении. При изучении русской литературы в национальных школах важно использовать иллюстрации, наглядные пособия, которые помогают освоению текста, созданного на иной исторической, бытовой, культурной основе. Важным шагом на пути более глубокого решения данной проблемы является интеграция дисциплин.

Творчество И.С. Шмелева рассматривается в работах литературоведов Ефимовой Е.С., Осьмининой Е.А., Николиной М.Н., Буровцевой Н.Ю., а творчество Б.М. Кустодиева изучали такие искусствоведы как Лебедева В.Е., Докучаева В.Н., Турков А.М. Сопоставление творчества Шмелева и Кустодиева, мы нашли только в методической разработке Колокольцева Е.Н.

Проблема интеграции в настоящее время является одной из важных проблем педагогической теории и практики. Ей посвящены многочисленные работы. В методике она нашла отражение в работах Г.И. Беленького, Т.Г. Браже, Е.Н. Колокольцева, Н.И. Кудряшева, С.А. Леонова, В.Г. Маранцмана, К.М. Нартова, Л.А. Шеймана, М.В. Черкезовой, С.М. Петровой и других методистов.

Выбор нашей темы обусловлен, в первую очередь, недостаточностью методических разработок. В частности, совсем нет методических разработок на эту тему для якутских школ, а нам хотелось бы показать ученикам не просто внешнюю схожесть тем, образов, сюжетов И.С. Шмелева и Б.М. Кустодиева, но и глубокое духовное родство, а также гиперболичность и ретроспективность изображений.

Мы считаем, что именно в якутской школе интегрированное изучение произведений И.С. Шмелева и Б.М. Кустодиева будет наиболее продуктивным, потому что рассказ «Пасха», изучаемый в 9 классе, содержит богатый культуроведческий материал об обычаях, обрядах, традициях, религиозных праздниках русского народа. Использование иллюстраций сыграет особую роль для понимания тех или иных религиозных обрядов, праздников, актуализации русской безэквивалентной лексики, историко-бытовых реалий, поможет развитию русской речи, расширению кругозора, обогащению памяти, формированию верного взгляда на искусство.

Сложность проведения такого урока обусловлена тем, что на изучение повести Шмелева в программе национальных школ уделяется очень мало времени. Учащиеся не всегда верно понимают, трактуют и оценивают прочитанное, часто не могут высказать самостоятельное суждение, активность учащихся на уроках низкая.

Но при этом положительную роль играет то, что произведение вошло в программу недавно, и использование интеграции на уроках, как и все необычное, стимулирует учеников, вызывает любопытство и желание глубже вникнуть в суть, в духовный мир автора. Вследствие этого, применение интеграции на уроках русской литературы, на наш взгляд, получилось очень результативным, и привело к тому, что ученики заинтересовались творчеством И.С. Шмелева, живописью Кустодиева, сопереживали их жизненным трудностям, что помогло легче понять тему и усвоить материал.

^ Предмет исследования: Методика интегрированного обучения на примере повести И.С. Шмелева и картин Б.М. Кустодиева в 9 классе якутской школы на уроках русской литературы.

^ Цели и задачи исследования состоят в теоретическом обосновании проблемы, разработке и экспериментальной проверке эффективности методики интегрированного изучения произведения И.С. Шмелева и картин Б.М. Кустодиева в 9 классе якутской школы.

^ Постановка проблемы исследования. В национальной школе сложилась проблемная ситуация, обусловленная противоречиями между необходимостью нового подхода к изучению русской литературы и устаревшими требованиями в преподавании. Воспитание человека новой формации и вместе с тем сейчас, когда люди пытаются восстановить утраченные духовные ценности, когда в славном прошлом ищут поддержку сегодняшним благим делам, задачи, стоящие перед учителем-словесником, предполагают глубокое и вдумчивое изучение романа И.С. Шмелева «Лето Господне» (на примере главы «Пасха»)

^ Гипотеза исследования: Изучение творчества И.С. Шмелева в 9 классе якутской школы будет эффективным при условии:

  • Учета возрастных и национальных особенностей восприятия художественного текста учащимися – якутами, а также специфики работы в национальной школе.

  • Разработки наиболее эффективных методов, приемов, средств обучения, помогающих лучше понять изучаемое произведение.

  • Опора на межпредметные связи, интеграцию художественного произведения и живописи, способствующие более глубокому осмыслению произведений писателя.

Для достижения цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи исследования:

  • Провести анализ литературоведческой и методической литературы о творчестве изучаемого писателя.

  • На конкретном материале раскрыть эффективность интегрированного изучения произведения И.С. Шмелева в 9 классе якутской школы.

  • Рассмотреть решение данной проблемы в практике школьного изучения курса русской литературы в 9 классе национальной школы.

Методы исследования:

    1. Теоретический – изучение литературоведческой, искусствоведческой, методической литературы в аспекте нашего исследования.

    2. Экспериментальный (констатирующий, обобщающий, контрольный этапы).

^ Новизна исследования заключается в следующем:

      • Теоретически обоснована и экспериментально проверена интеграция при изучении произведения И.С. Шмелева и картин Б.М. Кустодиева в 9 классе якутской школы с учетом возрастных, психологических, национально обусловленных особенностей учащихся – якутов.

      • Разработаны и апробированы на практике различные средства наглядности при изучении произведений И.С. Шмелева.

      • Раскрыты возможности интеграции художественных произведений и живописи на примере изучения главы «Пасха» из повести «Лето Господне» И.С. Шмелева и картин Б.М. Кустодиева, способствующие наиболее полному и глубокому восприятию учащимися авторского замысла, приобщению к русской культуре, языку, обычаям, традициям. Расширению читательского кругозора и нравственно-эстетического воспитания учащихся.

^ Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что разработана методика интегрированного изучения произведения И.С. Шмелева и картин Б.М. Кустодиева для 9 класса якутской школы, способствующая более глубокому и эмоциональному постижению произведения.

Мы подготовили 3 урока. Первый урок, урок-введение, где описывается биография И.С. Шмелева и дается общее представление о романе «Лето Господне». По программе Черкезовой в национальных школах изучаются фрагменты повести «Лето Господне», мы выбрали главу – «Пасха», поэтому второй урок – анализ этой главы. И третий урок, это обращение к прошлому России И.С. Шмелева и Б.М. Кустодиева, показанное на примере главы «Пасха» и картины «Христосование».

Апробация уроков проводилась в 9 классе Крест-Хальджайской средней школы Томпонского улуса в марте 2007 года.

Исходя из цели, задачи, рабочей гипотезы, определена структура дипломной работы. Структура состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.

Во введении дано обоснование актуальности темы исследования, определены объект, предмет, цели, задачи, гипотеза, новизна и практическая значимость.

В первой главе «Национальное своеобразие творчества И.С. Шмелева и Б.М. Кустодиева» рассматриваются фольклорные традиции в их творчестве, а также анализируется поэтика повести «Лето Господне».

Во второй главе «Методические разработки в аспекте исследования» представляется анализ методических работ, послуживших научной основой исследования, содержится определение интегрированного обучения.

В третьей главе «Описание экспериментальных уроков» дано методическое освещение исследуемой проблемы, представлена разработанная система уроков.

В заключении даются выводы, приводится список использованной литературы, приложения.


  1   2   3   4   5



Скачать файл (423.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации