Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Шпаргалки - файл 1.doc


Шпаргалки
скачать (181 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc181kb.15.12.2011 08:17скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2
Реклама MarketGid:
Загрузка...
1.Методика как наука обучения ИЯ

1.место методики в системе профильной подготовки учителя: в задачу метод подготовки учителя ИЯ входят вооружение его: 1) системой знаний его по методике и формирования метод умений и навыков для их применения на практике. Он должен знать программы по ИЯ и учебно метод комплексе (УМК); 2) научно теор основы обучения ИЯ, лингвистические, психологические и дидактические.; 3) основные направления в теории и практике ИЯ в нашей стране и зарубежом.

2. Общие и частные задачи обучения ИЯ: Особенности взаимодействия различных ВРД на разных возрастных ступенях обучения. Образовательные и воспитательные возможности ИЯ и пути их реализации в учебной и внекл работе.

Как самостоятельная наука имеет свои:

Цель – научное обоснование целей, содержания, принципов, средств и наиболее рациональных методов и приемов обучения в конкретных условиях, а также определение путей и форм воспитательной работы с учащимися в условиях Кл и внекл работы.

Объект исследования – конкретно и независимо от человека существующие способы обучения и учения: а) объяснение, показ и подкрепление, б) осознанное восприятие, повторение и поиск.

Предмет – теор материал, в основе разработанных методов. Чаще выражаются в принципах обучения.

Методы исследования – 1. ретроспективное изучение истории, методом обучения ИЯ. 2. обобщение современного передового метода. 3. Научный эксперимент.

Функции учителя – 1. конструктивно планирующая; а) умения ставить цели и задачи пед действий; б) умение планировать свою деятельность и деятельность своих учеников.

2. организаторская: а) организация яз материала, средств обучения. Б) управлять деятельностью учащихся, при реализации целей и задач урока.

3. коммуникативно-обучающая. А) умение устанавливать и поддерживать контакт между учителем и учащимся, при создании учебно-речевых ситуаций; б) умение стимулировать реч деятельность.

4. исследовательская; а) умение анализировать УМК и программу; б) наблюдать и анализировать деятельность учащихся; в) анализировать свою деятельность.

5. воспитательная (включает в себя все)

Методика – раздел дидактики. Связана со многими науками. Сама развивается и в ней появляются новые направления.

Методика – наука исследующая процесс обучения ИЯ и воспитания учащихся средствами ИЯ как учебного предмета.

3 компонента: 1. учебный предмет, 2. деятельность учителя, 3. деятельность учащихся.

Задача – исследовать закономерности обучения и на их основе разработать требования к учебному предмету, преподаванию, учению.

Содержание курса методики: 1. Определение места предмета в системе образования.

2. определение его целей, содержания, принципов, специфики.

3. научное обоснование программ, учебников, пособий.

4. выявление данных смежных наук и путей их преломления в теории и практике обучения.

5. выработка методов и форм обучения, контроль.

6. изучение воспитательных возможностей предмета ИЯ, видов и форм классной и внекл воспитательной работы учащихся.

7. изучение истории методики, обобщение передового опыта лучших учителей школы.

^ 3. Общая и частная методики.

Общая – методика исследующая законы, принципы, цели, содержание, методы и средства обучения речевой деятельности на любом языке. Систематизирует, организует все данные, выводит закономерности и формирует принципы.

Частная – исследует вопросы отбора языкового материала изуч языка, типологию трудностей овладения им, организацию его в учебном процессе, выбор методов, приемов и средств обучения конкретному языку. Обогащает общую методику опытом обучения конкр языку.

Методика имеет свою терминологию.

Принципы обучения – реальные или предполагаемые закономерности, сформированные как нормативные положения, которыми следует руководствоваться в учебном процессе, т.е. это исходное, научно обоснованное положение, определяющее основные требования к содержанию, организации уч процесса и методам учебной работы, в соответствии с закономерностями процесса обучения ИЯ и общими целями воспитания.

Методы обучения – совокупность пед действий учителя и действий учащихся, обеспечение достижения коммуникативных, воспитательных и образовательных целей обучения ИЯ.

Компоненты: цель, средство, методы обучения.

Методические приемы – определенные организационно-методические мероприятия.

Метод средства обучения – материальные средства (уч пособия, технические средства, УМК) и виды речевой деятельности.

Методика стремится научно обосновать цели, содержание обуч ИЯ, воспитание учащ., а также, выделить наиболее рациональные методы обучения. МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЯ: наблюдение, анкетирование, беседа, эксперимент.
3. Интенсивные методы.

Методы обучения, позволяющие за короткое время накопить и усвоить максимальное количество учебной информации. Эффективность обучения достигается за счёт рационально построенной сетки часов, строгого отбора соответствующего целям обучения ИЯ материала, создание ограниченных по количеству учащихся и близости по интересам групп, а также широкое применение ТСО. К интенсивным методам относятся: аудиовизуальный метод опирается на те возможности человека, которые обеспечивают его речевую деятельность независимо от знания системных особенностей языка. За основу берется положение о речевой деятельности человека, реализуемой единством процессов смыслообразования и порождения речи, а не сборкой по правилам, схемам и моделям грамматически структурированных предложений. Метод включает обучающихся в непосредственный акт общения между собой для решения жизненных задач, обусловленных динамикой общения в условиях изменяющейся действительности. Обучение проходит в активной деятельности, отмеченной личностным смыслом, эмоционально окрашенной, в привычных для личности психологических нормах речевого поведения.  Для разрешения этой задачи разработана специальная технология проведения занятий, которая использует современные взгляды психологии и социологии, по-новому рассматривающие такие явления как память, эмпатия, воображение, творчество и др. Подобный подход привел к новым этапам обучения, более соответствующим естественным фазам развития языковой компетенции человека. Сюда относятся: предъявление материала на уровне смысла, актуализация, импровизация, вариантность событий (этюды - в отличие от ролевой игры) и многое другое. Созданы новые типы учебных средств и материалов - комплексный учебник, куда входят новые типы текстов, картотека для решения мыслительных задач, видео- и кинофильмы. Метод не предусматривает обучение в отдельности грамматике, лексике, фонетике и пр. в качестве аспектов языка. В нем отсутствует система упражнений и домашних заданий, нет экзаменов и зачетов, вместо них для определения динамики успешности обучения введена система тестов. Гипнопедия (от греч. hypnos сон + paideia обучение, воспитание). Метод обучения путем ввода и закрепления в памяти человека информации во время естественного сна. Первые попытки практического применения естественного сна в целях обучения относятся к 1923 г. (Д. Финней, США). В 1936 г. было проведено первое научное исследование возможностей восприятия и запоминания речи детьми во время естественного сна (А. М. Свядощ). Начиная с 50-х гг. проводились научные исследования по проблеме восприятия и запоминания речевого материала во время сна. Однако выводы исследователей были крайне противоречивы. Некоторые относят Г. к числу пассивных методов обучения, считая, что без обратной связи не может быть обучения. Сугестопедия – обучение небольшой группы, под релаксирующую музыку проводятся занятия, группе несколько раз дают прослушать учебный материал.
4. Связь методики с другими науками

В основном с науками гуманитарного профиля (логика, педагогика, дидактика, науки лингвистического цикла). Сейчас методика использует данные естественных и точных наук.

С логическими науками – общие законы и приемы человеческого мышления, обеспечивает овладение объективной истиной.. Необходимо учить школьников логике высказывания, логике прогнозирования содержания читаемого или прослушиваемого текста, логичности своих действий или поступков.

Педагогика – распространяет на методику свои основные положения теории воспитания, обучения и образования, воплощенные в пед принципах.

^ Общее языкознание – составляют научную основу методики, т. .к. исследует систему разных языков, их взаимовлияние и структуру речи.

Частное языкознание – дает данные о системе родного и изучаемого языка, что дает возможность определить конкретные трудности в овладении тем или иным языком.

Страноведение – социально- экономические положения народа, язык которых изучается. О его истории, географии, этнографии, о нравах, обычаях и традициях и связанных с данным народом языковых реалиях.

Социолингвистика – изучающая причинные связи между языком и явления общественной жизни, выявляет функции нагрузки языка в разных социальных и профессиональных сферах его применений, что служит основой для отбора содержания обучения, языковых средств, текстов, ситуаций общения, экстралингвистических средств.

^ Математическая лингвистика – отрасль языкознания, изучающая применение математических методов в исследованиях языка и речи. Используется при обработке данных экспериментов.

Психология – наука о закономерностях развития и формах психологической деятельности живых существ, имеет непосредственное отношение ко всем педагогическим дисциплинам.

^ Общая психология – основа для понимания тех психических процессов, которые происходят при овладении ИЯ. (возрастная психология, психология речи, педагогическая психология, психология труда)

Методика учитывает данные функционирование высшей нервной деятельности, о входных и выходных системах мозга и т. д.

Психолингвистика – отрасль языкознания, изучающая процессы речи с точки зрения соответствия содержания в высказываниях коммуникатив. Замысла. Ее данные объясняют для методики закономерности порождения и восприятия речи и позволяет ей определить действия и операции по построению, передаче и расшифровке речевого сообщения.

Кибернетика – наука об управлении, о связи и переработке информации. Объяснение эффективно лишь при наличии четкой цели, гибкости в управлении, в связи с изменением ситуации.

Методика ставит перед собой задачу постоянного соотношения.

Дидактические основы методики: методика, как наука о воспитании, обучении и образовании состоит из двух разделов: воспитании и дидактики.

Дидактические принципы: 1. сознательность, 2. наглядность, 3. доступность, 4. активность, 5. научность.
5. Лингвинистические основы обучения ИЯ.

Лингвинист основы являются одной из базисных наук, изучающих фон, грам, лекс, закономерности, описывают нормы и стилистические особенности употребления языковых явлений, без значений которых нельзя успешно обучать языку, изучать методику. Существенное значение для методики имеет различие языка и речи. Это различие позволяет решать ряд вопросов: 1. определить исходящую единицу общения.

2. объём и организация ЯМ. 3. определить вид упражнений.

ЯЗЫК(Я) – система знаков, явл основным средством общения данного коллектива. Щерба определял язык как систему языковых средств, схем и правил построения языковых знаков единств.

РЕЧЬ(Р) – процесс и результат использования этих средств, элементов языка в коммуникативных целях.

Язык и речь тесно связаны. Я существует и развивается благодаря Р, вне Р нет языка, он становится мёртвым, застывшей системой. Р являет социальное и индивидуально-психическое, Я являет только общественное, таким образом, при целевой установке норм овладения Я следует обучать и аспектам данного Я, и всем ВРД. Я обучать через Р, а Р – через усвоение аспектов Я. Важно для методики, для отбора ЯМ, решить вопрос о соотношении Я и Р. Я очень велик по объёму единиц, особенно лексических; в Р, достаточно небольшой части Я, чтобы общаться, человек среднего уровня развития должен владеть 2-5 т слов, писатель 12 т, (в словаре около 500 т. слов). Я являет социальное, он постоянен и устойчив, без вариантов. Р индивидуальна, ситуативно обусловлена, динамична, подвижна. Знания о системе Я могут усваиваться теоретически, а для Р необходима практика, для образования речевых умений и навыков.

СИСТЕМА ЯЗЫКА – совокупность элементов языка, связанных одной функцией. Различают фонетическую, графическую, фонологическую, лексическую, морфологическую, синтаксическую системы Я.

СТРУКТУРА ЯЗЫКА – это единство разнородных элементов в пределах целого.

Понимание Я как системы, состоящей из структурных уровней, даёт методике основание подходить к преподаванию Я адекватно и комплексно. Лингвисты указывают на различие каждого уровня знаков, на их особенности (звуков, ЛМ, ГМ). Для методистов надо знать, что механизм Р организован иначе, чем Я. Разными явл и исходные единицы (в Я – слово, в Р – предложение, фраза) При обучении практическому владению Я, методисты пользуются моделированием ЯМ. Различают модели: фонетико-фонологическая; словообразовательный механизм; лексические, фразеологические, семантические, синтаксические. Постоянные модели обозначаются символами – начальные буквы лат речи, или членов предложения. Методисты пользуются термином речевая модель (РМ), РО. РО всегда интуативно обусловлен, имеет смысл, интонационную и структурную законченность. ЯМ в нём усваивается комплексно. В РО есть постоянная модель, структура и наполнение её элементами, которые могут варьироваться. Существует 3 вида РО: полностью варьируемые; частично-варьируемые; неварьируемые. Важным для методики явл положение лингвистов о связи всех аспектов Я и всех ВРД, а также о существенных различиях между ними. Эти различия влекут трудности при усвоении. Каждый ВРД обладает своим механизмом порождения, восприятия, своими лингвистическими особенностями, что влечёт специфические трудности при обучении. Лингвистика изучает особенности стиля. СТИЛЬ – преднамеренный отбор языковых средств в целях коммуникативного и социального содержания общения. Стили: официальный, научный, прессы, повседневный, худ лит-ры, жаргон. Стилевые особенности речи проявляются на всех уровнях языка и ВРД, что учитывается методикой обучения. Задача методики- учитывать особенности Я, ВРД и аспекта Я, и при сохранении комплексного изучения их строить процесс обучения дифференцированно, те подбирать виды, формы упр, располагать в разной последовательности, использовать в разном объёме. ЛИНГВ. ОСНОВЫ: система Я; структура Р; стиль Р; отбор ЯМ, РМ; определение типологических трудностей; организация РМ, ЯМ.
6. Психологические основы обучения ИЯ

1)Психофизиологические механизмы реч деят

2)взаимо связь различных ВРД

РЕЧЬ –обеспечивается языковым материалом и реч. механизмами. Каждый ВРД основан на определенных механизмах. Во всех ВРД есть речемоторные анализаторы в виде внешней речи(говорении) внутренней(слух, письмо)при чтении внутр.речь при проговаривании т.е взаимосвязь анализаторов в реч деятельности.

ВРД подразделяются на:1продуктивные=экспрессивные(говорение, мр,др,рецептивная речь) выражение мысли устно и писм.составляют активное владение яз.(ауд,чтение.)восприятие мыслей других, пассивное владение яз.2псих процессы при обучении. Эффективность обучения повышается при учете психологических процессов обучаемых1внимание,2память,3мышление,4воля.

Память-закрепление и сохранение в мозге прошлого опыта.виды:1 моторная(память на движения и действия которые становятся умениями инавыками)2 образная(на наглядное содержание сознания т.е зрит. слух. образы).3словеснологическая(на мысль в словесной форме)

^ Все виды памяти действуют взаимосвязано и способствуют запоминанию

Запоминание: непроизвольное, произвольное. Запоминание проявляется и узнавании и функционировании всех видов памяти. Учителю важно управлять мыслительной деятельностью учащегося ,учить его осознавать как сами факты языка так и действия сними.
7. История методов обучения ИЯ

^ 1. Грамматико-переводной метод. - Широко распространен в 18-19 вв. Основа – грамматический тип обучения. Механизированное заучивание грамматики и перевода текста. Лексика вне контекста.

2. Прямой метод – в основе принципы: а) исключения родного языка из процесса обучения, б) интуитивное изучение грамматики на устной основе.

^ 3. метод Пальмира (устный) – на первых этапах исключает всякие письменные формы работы. Систематичное изучение теории языка, допускается перевод на родной язык. На первых этапах формирует слухо-произносительные навыки. Второй этап – имитативные упражнения с переходом к тематическим беседам. Этот метод относится к грамматическому типу обучения.

^ 4. Аудио-визуальный Сан-Клу – разработан в 50-х годах 20-ого века. Авторы: Губерина, Ревенк. Язык в процессе обучения воспринимается глобально, а языковой материал вводится в стр-ах. Для этого метода был создан спец словарь основ французской лексики. Принципы: а) устной основы, б) ситуационный подход, в) отказ от родного языка, г) опора на визуальное изображение с широким использованием аудио- и видео-записей, д) ограничение языкового материала, усвоение интуитивно. Языковой материал представлен в виде разговорных клише (стереотипные высказывания, употребляемые в разговорной речи). Этот метод относят к ситуативному типу обучения.

^ 5. аудио-лингвальный Ладо – в 50-х годах 20-ого века в США. В основе идеи структурной лингвистики и билевиоризма (объясняет психические явления, связи между стимулом и реакцией, принижая роль сознания в поведение человека). Делает акцент на использовании внутренних связей и соотношении в системе языка. В отличие от других – устные упражнения переводятся на ситуативную основу. Вводится лингвострановедческий аспект.

^ 6. Проектная методика Хатчинсона – в основе личностно – деятельностный подход к обучению. Он рассчитан на 3 года с 11 до 15 лет. Предусматривается организация коммуникативно – познавательной деятельности на уроке, в виде проекта. Решение проблемных задач.

^ 7. Метод сознательно-практический – опора на родной язык. Реализация на принципах сознательности.

8. Коммуникативный метод – Создал Пасов Е.И.. Процесс обучения строится адекватно процессу коммуникации. Авторы пытаются совместить этапы формирования речевых навыков: ознакомление, тренировка, практика. 5-6 стадий следующие друг за другом. Отбор ЯМ через ситуации. Наличие речевой зарядки, ситуативность, сознание на содержание высказывания, диалогические единицы, слияние лексических, грамматических и произносительных сторон речевой деятельности.

^ 9. Интенсивные методы – за короткое время накопление и усвоение максимального количества материала (информации). Использование большого количества ТСО : аудиовизуальный…..

8. Принципы обучения ИЯ

1. дидактические

принципы выражают законы: 1. социальной обусловленности процесса обучения и 2. закон единства преподавания и учения в процессе обучения. 3. единство обучения и развития личности.

1. принцип сознательности – использование в обучении психические процессы учащихся, которые включаются в сознание. Использует язык мышления учащихся, осознание стоящих перед ним задач, опора на самостоятельный поиск решений. Практическая реализация этого принципа через: 1. опора на родной язык, 2. осознание учащимися стоящей перед ними задач, 3. опора на самостоятельный поиск решений, 4. включение знаний в содержание обучения

2. наглядности – демонстрация рисунков, картин, схем, таблиц, учебных фильмов, аудио, видео. Языковая наглядность – демонстрация образцов речи и отдельных языковых явлений в устной и письменной формах речи.

3. доступности – учет возрастных особенностей.

4. активности – активное усвоение и активное участие в учебном процессе.

2. методические (общие)

1. принцип дифференцированного подхода в обучении – использование разных приемов и методов обучения, упражнений, в зависимости от цели обучения, ВРД, этапа обучения, языкового материала, возраста и способностей.

2. принцип вычленения конкретных ориентиров – формирует умственные действия. По Гальперину существует 3 этапа: ориентиры способ обучения

1. образцы действия 1. показ

2. описание способа выполнения 2. объяснение

3. опорные точки правильного 3. подкрепление (закрепление)

выполнения

3. комплексный подход в обучении ИЯ – развитие принципа активности, с использованием разных внешних и внутренних стимулов. Внутренняя активность – предполагает включение в процесс обучения умственной активности учащихся.

Частные (интерпретация тех или иных лингвистических, педагогических, психологических закономерностей, в непосредственных условиях обучения конкретному предмету)

1. принцип устной основы – часть урока только устно

2. параллельного обучения всем ВРД – параллельно обучать устной и письменной речи

3. опора на родной язык – грамматика на русском

4. системное обучение грамматике - последовательность

5. ситуативная обусловленность – широкое использование речевых ситуаций

6. коммуникативность – приближение к реальности.
9. Цели и содержание обучения ИЯ

Под целью обучения понимается предвосхищение в сознании человека результата, на достижение которой направлены его действия.

^ Цель обучения определяет весь учебный процесс и направлена на формирование навыков, и умений пользоваться языком как средством общения.

Условия достижения цели: ВНЕШНИЕ – количество часов, предусмотренных на дисциплину, их распределение, наполняемость языковых групп, квалификация преподавателей, материальная база учебного заведения.

ВНУТРЕНИЕ – производные от цели – ЗАДАЧИ:

1. практические (формирование знаний, умений и навыков, в понимании мысли др людей при аудировании и чтении, и в выражении своих мыслей в устной и письменной формах) Формирование все 5 ВРД. Задача является этапом на пути к достижению цели. Решение следующих задач: - сформировать произносительные, грамматические, орфографические и др. навыки; - усвоить лексические единицы и речевые образцы; - овладеть умением пользоваться фразами клише; - научить творчески пользоваться изучаемым языковым материалом в разных реч ситуациях.

2.образовательные предусматривает расширение кругозора учащихся, общего и фил, развития их мышления, способности к логическим выводам и умозаключениям, знания историко-культурного характера.

3. воспитательная – формирование системы моральных ценностей, оценочно-эмоционального отношения к миру. Она включает идейно политическое воспитание, нравственное, трудовое, эстетическое и т.д. Во внекл работе.

4. Развивающая – передача учащимся опыта творческой поисковой деятельности: восприятие логики явлений, развитие догадки, перенос знаний и умений в новую ситуацию, умение видеть противоречия в изучаемых явлениях, развитие фонематического слуха.
10. Средства обучения ИЯ

Это материальные объекты, способные выполнить отдельные функции преподавателя или помогать их реализовать.

4 аспекта средств обучения: 1. по их роли в учебно-воспитательном процессе: а)основные и б) вспомогательные

2. по адресату: а) для учителя и б) для учащегося

3. по каналу поступления информации: а)слуховые; б) зрительные; в) зрительно-слуховые

4. по использованию техники: а) технич.; б) нетехнические

Частные функции учителя:1. информационная (ее могут выполнить – правила(инструкции), речевые образцы, учебные комментарии, перевод или толкование новой лекс ед, наглядные пособия);

2. оценочная (сигналы компьютера, ключи к упражнениям);

3. организационная (задания или команды в графической или звуковой форме);

4.контроль

Более сложные средства обучения – КОМПЛЕКСНЫЕ: 1. учебник (функции – информационная, организаторская, оценочная, воспитательная, самообразовательная, упражнения для закрепления);

2. УМК (представляет собой систему дидактических средств по конкретному предмету при ведущей роли учебника, где реализуются воспитательные, образовательные задачи), учебные фильмы.

ТЕХНИЧЕСКИЕ: магнитофон, телевизор, видео, проектор.

Преимущества технических средств:1. Позволяет увеличить аудиторию обучаемых.

2. способствует индивидуальному обучению

3. обеспечение 100% активности

4. реализация дидактического принципа активности

5. более эффективная организация обучения

6. осуществление обратной связи. Осуществление контроля и самоконтроля.
11. Упражнения как средство обучения ИЯ основное

По словарю упражнения – действие ограниченное одним заданием, как единица учебной деятельности.

Для структуризации упражнений по определенному признаку, выделяют критерии группировки: сложность проблемы => общие терминологии.

Критерии упражнений:1. Лингвистический: языковой и речевой

2. психологический: продуктивные и рецептивные упражнения

3. психолингвистический: коммуникативные, некоммуникативные, условно речевые и речевые упражнения.

4. методический: а) организация упр-й (индивидуальные и групповые);

б) форма выполнения (устные и письменные)

в) степень владения языковой единицей на уровне знаний, умений и навыков (ЗУМ): тренировочные (ТУ), условно-речевые(УРУ), речевые(РУ).

г) этапы, процессы овладения речевой деятельность: предречевые, речевые (собственно речевые)

д) место выполнения: класс, дом, лабораторные

е) количество языков: одно- и двуязычные

ж) ВРД: говорение, чтение, письмо, аудирование

КАЧЕСТВА: 1. Наличие конкретной цели

2. адекватные цели

3. специальная организация упражнений (зависит от целей и ВРД)

ТРЕБОВАНИЯ: 1) упражнения для усвоения материала (языковые, подготовительные, тренировочные)

2) речевые, коммуникативные, творческие.

Для каждого ВРД свои: - в которых происходит формирование речевых навыков (УРУ)

- в которых происходит развитие речевого умения (РУ)

^ ТРЕБОВАНИЯ К УРУ:1. условная мотивированность реч поступка, т. е. постановка перед учащ речевых задач.

2. ситуативность упражнений (соотнесенность каждого элемента с ситуацией общения)

3. преимущественная направленность сознания учащегося на цель высказывания или при рецепции на его высказывание.

4. каждый элемент упр имитирует речевое общение.

5. слияние трех сторон реч деятельность (комплексность)

6. коммуникативная ценность фраз

7. относительная безошибочность реч действий

8. одноязычность упражнений

9. экономичность по времени

10. достаточность однотипных фраз для усвоения образца, звука или повторений для ЛЕ.

^ ТРЕБОВАНИЯ К РУ:1. речемыслительная задача разного уровня

2. РУ всегда обеспечивали естественную ситуацию обучения

3. каждый РУ – новая речевая ситуация.

4. обеспечивает мотивируемую инициативу говорящего, т. е. вызванную не специально данной установкой, а собственным внутренним побуждением.

5. частный случай речевой деятельности, поскольку связано с общим контекстом его деятельность.

6. должно обеспечить максимальную и постоянную комбинированность реч мат., что приводит к развитию качества продуктивности в реч умении.

7. одноязычно, если это не обучение перевода.

Отличие УРУ от РУ – условность и заданность первых

ВИДЫ упражнений: виды цель

1. тренировочные(ТУ): - имитативные 1. усвоение яз формы и формирование навыков (лекс., грам.,

- подстановочные фонетические, орфографические)

- трансформационные

- перевод

2. УРУ: - имитативные 2. развитие первичных речевых умений, совершенствование

- подстановочные языковых и речевых навыков

- трансформационные и – репродуктивные

3. РУ: творческие 3. развитие речевых умений в аспекте реч деятельности, и

формирование осн. Качеств и навыков.

12. Учебник как средство обучения ИЯ

Он наделяется следующими функциями: 1.информационная- правила, объяснения, комментарии, реч.образцы, таблицы, словари.

  1. организаторская- выражается в подборе учебного материала, структуре учебника, формулировке задания, составления учебных текстов и упражнений.

  2. оценочная- эталоны, представленные в учебнике. Учащиеся должны иметь возможность сравнивать результат своих действий с эталоном в учебнике.

  3. воспитательная- воспитание через текст.

  4. самообразование

  5. упражнения для закрепления

Учебный комплекс представляет собой систему дидактических средств обучения по конкретному предмету при ведущей роли учебника, где реализуются воспитательные, образовательные задачи, которые сформированы программой по этому предмету.

УМК включает в себя учебник, книгу для учителя, тетрадь для упражнений, тетрадь для чтения, кассеты, грамматические таблицы. Вводные устные курсы предполагают обучение устной речи прямым методом, исключают на этой стадии чтение и письмо.

С 1938 г. На 1-2 стадии обучения ИЯ в учебник включены упр-я для развития навыков чтения и письма. Основное направление учебника определяется:

Целью обучения

Методическими концепциями авторов

Содержание учебника определяется задачей, стоящей перед школой. От задачи, стоящей перед школой зависит содержание и характер текстов, упражнений, а также количественное соотношение текстов и упражнений. К содержанию учебника относится языковой материал (лексика, фонетика, грамматика), тексты и упражнения. Сейчас добавлены РО. Основными разделами учебника являются упражнения и тексты. Учебник не может обеспечить упражнения для всех ВРД, в частности, не может содержать материал для обучения аудированию, однако, учебник должен включать систему упражнений для развития других ВРД так, чтобы учителю не приходилось восполнять пробелы авторов. В учебнике целесообразно выделение упражнений для классной и домашней работы, т.к. они должны различаться как по характеру, так и по степени трудности их выполнения. В учебниках ИЯ нецелесообразно помещать тексты (спец.) для обучения устной речи, т.к. на начальном этапе устной речи следует обучать на основе РО. В дальнейшем, для развития устной речи желательно использовать тексты, служащие для развития умения понимать читаемое. Тексты необходимы для домашнего чтения. Кол-во и удельный вес текстов увеличивается по мере продвижения учащихся, накопления ими опыта и языкового материала.

Построение учебника должно отвечать требованиям систематичности. Необходимо соблюдать полную согласованность каждого следующего учебника с предыдущим. Эта согласованность должна проявляться в единстве методического замысла автора, преемственности материала, что означает, что весь языковой материал учебника должен повторяться следующим . Упражнения должны создавать систему. Новый материал дается на базе уже изученного материала. Нельзя давать новую грамматику или лексику одновременно. Многократная повторяемость материала- одно из важнейших требований к учебнику.
13. Обучение фонетике ИЯ

1. роль и место фонетике в обучении ИЯ: звуковая сторона явл одним из звук компонентов всех ВРД. Отклонение от нормы = непонимание речи. Изменение смысла = неправильная интонация, ударения, членение фразы.

Фонетика – обязательный элемент во всей системе обучения ИЯ и на всех этапах. На протяжении всего процесса. В начале – автоматизация звуко - произносительных навыков. На среднем и старшем этапах – поддержка и совершенствование.

2. ТРЕБОВАНИЯ: В основе идея аппроксимации (приближение к правильному произношению) в двух направлениях: 1. в ограничении количества иностранных звуков и интонационных моделей, подлежит обработке.

2. артикулирование некоторых звуков, не влекущих искажение смысла.

Аппроксимация не допустима в отношении фонем, имеющих смыслоразличительное значение.

^ ОШИБКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ: 1. фонологические, влекущие за собой искажение смысла слов

2. фонетические, не вызывающие искажения

Отбор фонетического минимума проводится по след принципам: 1. соответствие потребностям общения – отбираются звуки, выполняющие смысловую функцию.

2. стилистическая нейтральность – четкая артикуляция

3. нормативность произношения.

^ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА: дыхание, голосообразование, артикуляция и речевой слух (фонетический)

В обучении фонетике большую роль играют интонация и объяснение.

РАБОТА НАД ЗВУКАМИ: синтез – анализ – синтез: 1. многократное воспроизведение звука во фразе, затем в слове

2. восприятие изолированного звука.

3. необходимые пояснения (сравнение с родным языком, описание артикуляции)

4. воспроизведение вместе с учителем шепотом и хором.

5. самостоятельное воспроизведение в звуках, совах, слогах, фразах.

ПРИНЦИПЫ: 1. новые звуки вводятся в ЛЕ в составе Модельных фраз, по формуле синтез – анализ – синтез.

2. новые звуки и их сочетания усваиваются на уровне навыка. (Фон Навык)

3. Формирование ФН происходит поэтапно: ознакомительно-подготовительный, стандартизирующий, варьирующее ситуативный.

4. Формирование ФН происходит с помощью ТУ и УРУ.

5. усвоение звуков происходит сознательно активным методом, имитация звуков сопровождается правилами артикуляции, показом наглядных пособий и схем.

Необходимым условием для успешной работы являются упражнения и развитие слуховых навыков, т. е. фонетического слуха. Выработка навыков узнавать звуки и различать их при слушании, узнавать слова по отдельным признакам

2) развитие речевой артикуляции – умение приспособить фонемы артикуляции к произнесению звука неродного языка.

3) выработка произносительных навыков, происходит сознательно активным методом

Фон зарядка: фонематическая (чистые звуки) и фонемографическая.

14. Обучение лексике.
Лексика это слова, клише, фразеологизмы, т.е. строительный материал языка.

Лексика делает высказывание индивидуальным. Владение словом является важной предпосылкой говорения. За период обучения в школе учащийся должен усвоить значения и формы определенные программой min ЛЕ и уметь их использовать в различных ВРД и овладеть лекс навыками инавыками понимания ЛЕ на слух и при чтении, т.е. рецептивный лексич навык (практич цель).

Общеобразоват.-состоит в том, что в процессе усвоения слов, учащиеся знакомятся с новыми способами выражения уже знакомых понятий и сравнивают их в 2 яз.

Воспитательная – развитие умения при чтении и устной речи, т.к. содержание высказывания определяется не одним смыслом, а запасом языковых средств.

Отобранный лекс min должен быть достаточно для развития речевого навыков и умений. Быть посильным для учащихся. Лекс min для средней школы-1800 ЛЕ

Лекс min бывает активный(слова, которые учащиеся должны употребляться в устной и письменной речи ), пассивный ( слова, кот учащ должны поним при чтении и аудировании)

Принципы отбора лекс min:

  1. семантический-отбираются слова, отражающие наиболее важные смысловые понятия, кот учащ могут встрерить при чтении.

  2. Сочетаемости-слова, способные сочетаться с большим кол-вом слов.

  3. Стилистической неограниченности

  4. Частотности

  5. Словообразовательной ценности

  6. Многозначности

  7. Исключение синонимов

  8. Метод типологии языка-распределение языковой ед по типам групп с т.з. сложности их изучения. В основе типологии лежит соотношение значения формы лекс материала мехязыковой интерференции. На этой основе выделяются:

  1. слова и словосочетания, кот по своей структуре совпадают с родным языком

  2. языковые единицы специфические по форме и содержанию, только для изучения языка

  3. слова с более широким объемом значений по сравнению с родным языком

  4. группы, гнезда слов, синонимы, объмы значения кот покрывают одинаковое значение родного языка

Единица изучения - лексико-коммуникативная единица

ЛЕ должны обладать след качествами лексических навыков:

  1. автоматизированность

  2. прочность

  3. гибкость

  4. осознательность

Цели формирования лекс навыка адекватны грам навыкам:

  1. однотипность речевого образца

  2. относительная безошибочность выполнения действий

  3. комплексный подход к усвоению

  4. достаточное повторение ЛЕ

  5. разнообразие ситуаций и применение ЛЕ в речи

Этапы работы с Л материалом:

  1. 1)ознакомление с НЛЕ

2)первичное закркпление

3) развитие навыков и умений, использование ЛЕ в различных ВРД

  1. 1) Введение НЛЕ

2) семантизация ЛЕ

3) первичное их воспроизведение

4)этап тренировки исоздания прочных лекс связей в заданных пределах в однотипных реч сит

5)этап создания прочных лексических и реч связей

Семантизация-раскрывает значения слов. Задача-довести до сознания учащихся значение слова и показывают сочетаемость с др словами и грам оформленность.

Способ семантизации-установление взаимосвязи между формой слова и понятием выраженным им.

Семантизация бывает беспереводная ( 1) демонстрация-жесты, карточки, 2) описание значения слова уже известным словом, 3) способ перечисления, 4) с помощью антонимов и синонимов, 5) словообразовательный анализ, 6) на основе контекста) и переводная (перевод слова)

Выбор способа семантизации зависит от:

  1. значения слова

  2. ступени обучения

  3. места урока в системе уроков

  4. от наличия времени

Лекс упражнения имеют различные целевые установки и являются основным приемом и средством развития качевств дексич навыков. Присутствуют все виды упражнений

Контроль ЛЕ происходит на 2 уровнях:

  1. на уровне изолированных ЛЕ

  2. на уровне речи

При текущем контроле можно повторять или систематизировать знания ЛЕ на уровне изолированных ЛЕ. При итоговом контроле умение пользоваться ЛЕ в речи.
15. Обучение грам-ке и.я.

Задача методики- найти рацион.пути и способы овладения как грам.явл, так и грам.действ.над ними.Формир.у учащ.ГН сост.один из важных компонентов реч.умений.(ауд,чт,письмо)

Работа над грам.:набл-сть,логика,способность к анализированию и синтезу,увеличение памяти.

Грам.минимум обуслав.усл.и цели,уст-ся правил. Минимум необходим для овлад.устн.речи. Использов.грам.мин. зависит от устного общения (наименьший объём в диалоге, наиб.-в письм.монологе). Для устн.речи необх.явл., позволяющее понимать речь и выражать свою точку зрения. Для обучения понимания текстов должен служить активный минимум – сост.ядро грамм. Грам.явл. должны сочетаться с лексич.

Процесс обучения:1. усвоить грам.явление,овладеть формой, значением и употреблением.2. грам.явление усваивается в его функционировании в речи.Вводится в образцах и микроситуациях. 3. нов.грам.дается на ранее изуч.лексике. 4. на одном уроке усваивается одна новая стр-ра. 5.формирание ГН происходит поэтапно. 6.для автоматизации использ.усл-реч, тренир.,реч.упражн. 7. объяснение и правила даются на родном яз.

Грам.материал может сообщаться в виде правил, моделей, схем и реч.образцов,а также лексич.путем( фразы-клеше)

Основная форма грам.материала – речевой образец (РО)—типичный отрезок речи, построенный на основе определ.стр-ре(модели), выполняющей конкретное коммунмкативное задание.

3 вида РО: варьирующий, частично варьирующий, неварьирующий.

Работу с помощью моделей следует сочетать с правилами. Сущ. Правила 2-х типов:

  • правила-инструкции: указыв.на действие, кот.надо выполнять для достижения опр.цели

  • правила-обобщения: приводят в сис-му разрозненные сведения и способствуют овладением сис-мой яз.(вспом.гл.)

ГН- формир.у учащ.действий с грам.материалом вне естеств.реч.деят-ти с опорой на знание грам.правил.

ЯГН (языковой грам.навык) – автоматизированные действия в спряж.гл., употребл.артиклей,это технич.навыки,обеспеч.владение матер.и технич.стороной врд

РГН (реч.грам.навык) – навык приёма или понимания и передача грам.правильно оформленной мысли на и.я. Осн.кач-ми явл.спонтанность и автомат.

ЯГН созд.исходную основу владения РГН

Кач-ва ЯГН и РГН: автоматизированность, устойчивость,гибкость, сознательность.

Условия формиров. ГН :однотипность РО, безошибочность выполнения действий, достаточность упр, комплексность,разнообраз.сит-ций,имитация в речи,реч.хар-р упр.

Этапы становления навыка:

  1. ознакомит.-подготовит.

  2. стандартизир.-ситуативный

  3. варьирующе-ситуативный

Освоение навыка :

1-ый урок. Устная презентация,семантизация,фон.отработка,первичное закрепление, запись РО, объяснение,правило-инструкция, автоматиз.РО с опорй на графику.Упр.:УРУ,тренир., имитац.,подстанов.

2-3 урок. Автоматиз.в устной и письм.форме. Упр.: подстан., трансформ., репродукт.

Заключ.урок . Самост.употребл. грам.явл.Упр.: речевые упр.

Рецептивный минимум – научиться распознавать в потоке устн.или письм.речи данное явл.по его внешним признакам и соотнос.его с определ.значением

16. Обучение устной речи

^ УСТНАЯ РЕЧЬ – основные характеристики

  1. спонтанная – даже обдуманная, формируется заново в момент говорения. Много отклонений, используются клише и гот. Фразы

  2. однократность –

  3. уст. речь наделена паралингвистическими средствами общения (интонация, жесты…..)

  4. наличие обратной связи. В диал речи выражено в репликах партнеров. В монологической речи она менее очевидна – выражается в реакции слушающих

мало союзов (их роль выполняют интонация, жесты…,)

под неподготовленной устной речью понимается такой уровень владения и.я. , при котором говорящий в состоянии без подготовки во времени и без прямых побуждений

собеседника к говорению использовать усвоенный языковой материал….

Особенность – речь д.б. связана определенной тематикой, протекать в естественной ситуации общения и вызывать интерес у учащихся.

Она является учебной, не ограниченной в темах…

Единица обучения устной речи – фраза, речевые образцы, фонетические компоненты речи….

Стиль – употребление вводных слов, междометий.

Стиль уст. речи отличается от письменной – краткостью выражений, лаконичностью
17. Обучение аудированию

Сущность: 1. Выделить воспринимаемый объект, суметь отличить его от другого - РАЗЛИЧЕНИЕ

2. узнать его и сравнить с хранящимся в долговрем. Памяти эталоном. – УЗНАВАНИЕ

Механизмы: 1. различение (констатация наличия звукового комплекса, отличного от уже знакомых звук. Комплексов; фиксирование в памяти незнакомых слов и словосоч.; переход в эталон)

2. узнавание (действие возможное при уже сформир. в долговрем. памяти эталона., сравнение с эталоном, узнавание и при известном значении, осознается как значимая величина)

3. выделение единиц восприятия (различение, а главное узнавание его дифф. Признаков возможно лишь при наличие хорошо тренированного реч. слуха)

4. память (2 вида: кратковременная (10 сек. В виде отзвука слова- реверберация) и долговременная (содержит в себе все для осуществления всех ВРД) )

5. вероятностное прогнозирование (порождение гипотез, на основе воспринимаемой человек окружающей действительности и ее отражение предвосхищающее ход событий) (на 2х уровнях: смысловом (определяется знанием ситуации контекста) и лингвистическом (знанием лексической сочетаемости) )

6. проговаривание (отдельные слова или словосочет. Чем лучше усвоен звуковой образ слова, тем меньше он нужен в контроле) только при сложных случаях

Виды аудирования: В зависимости от целей 3 вида: 1. Выяснительное

2. Ознакомительное (познавательное, развлекательное и развлекательно-познавательное ) (нет установки на запоминание, воспринимаемый мат. Выступает в форме монол., диал. И монолого-диал. Речи)

3. Деятельностное (подробное запоминание и улавливание для последовательного, обязательного воспроизведения) присуще напряжение

по характеру восприятия информации: глобальное (синтетическое)

глобально-детальное (аналитическое)

связано с вниманием: 1. внимание и установка обуславливают запоминание воспринимаемой информации

2. цель ознакомит. Ауд. Вытекает из самого термина. Этот вид ауд. Не предполагает спец. Установки на обязательное использование извлеченной информации. Это ауд. для себя.

Этапы аудирования:1. предтекстовый

2. текстовый

3. послетекстовый

трудности аудирования:

осуществление зрительных опор: жесты, мимика, указания на предметы

языковые особенности воспринимаемого материала: имена собственные, разговорные формулы и клише, числительные (не более 3-5% незнакомых единиц)

последовательное подача аудирования:1. с опорой на текст

2. тексты без опоры на наглядность (речь учителя)

3. речь учителя, но с записи

4. речь учит. И к/ф

5. теле с комментариями учителя

6. кино

7. магнитоф запись речи учителя, без опоры

8. ауд незнакомого голоса

9. радио

18. Обучение МР

Продолжительное высказывание одного лица, обращенного к аудитории. Непрерывен (процесс) т.к. формирование мысли одновременно с говорением

Подготовленная и неподготовленная, лекции, доклады……… М.б. наглядной – иллюстрироваться параллельно

Требования к МР: 1. понятной и доступной для обсуждения

2. последовательной и логичной

3. мысль излагается ясно и соответствует цели и теме высказывания

коммуникативные функции МР:1. информационная

2. воздейственная (побуждение и предотвращение)

3. эмоционально-выразительная (оратор, лит. Текст)

этапы:- зарождение мысли

- оформление замысла в свернутой форме во внутр. Речи

- выражение во внешнюю речь

различают: - монологическое повествование

- побуждение

- описание

- сообщение (в ср. школе описание и сообщение)

КАЧЕСТВА 1. за ед. МР – предложения или группы предложений, не менее трех фраз, выражающих законченную мысль

  1. обучение МР параллельно ДР в рамках конкретной темы. Развитие умений МР и ДР начинается на 1, 2, 3 этапах овладения лексико-грам. материалом по каждой теме

  2. формирование умений в МР по теме проходит по 3м ступеням: 1. подготовленное микровысказывание из 2-3 фраз

                  1. подготовленное (управляемое) микровыск. Из 3-4 фраз

                  2. неподготовленное микровыск. Из 4-5 фраз

  3. на 1 и 2 ступенях используются различные опоры, микро-ситуации, на 3 – макро-сит. и иллюстрации

  4. ситуации необходимо индивидуализировать с учетом опыта, интересов и хар-ра учащихся

  5. связанность – основное качество МР

  6. требования программы к объему монологической речи различно для каждого класса

проводится по конкретной теме, изучаемой в системе уроков одного или двух §

ОПОРЫ: - наглядность

- микроситуация с ключевыми словами, фразами расположенными в не в логическом порядке

ПОКАЗАТЕЛИ ВЛАДЕНИЯ УМЕНИЯМИ МР: - адекватность речи заданной ситуации или теме

- разнообразие модельных фраз (МФ)

- логичность высказывания

- объем высказывания

- языковая правильность задания – письменно или устно, на родном языке и иностранном

19. Обучение ДР

Говорение как ВРД – есть порождение устной речи, чаще всего в коммуникативных целях

При реакции слушающего = диалог, если реакции слушающего нет = монолог

ДР = обмен высказываниями порождающими одно другой в процессе разговора между двумя или несколькими участниками.

Реплика диалога в лингвистике – высказывание, границей которого является смена говорящего. Оно, как правило связано с предыдущим последовательными высказываниями и без них не может быть понятым. Две и более реплики связанные по смыслу, лексиго-грам. и реплико-интонационно называется ^ ДИАЛОГИЧЕСКИМ ЕДИНСТВОМ

А сам механизм реплик – реплицирование

Единица диалога – диалогическое единство

ОСОБЕННОСТИ ДР:1. реализуется только в уст. форме

2. ДР всегда ситуативна

3. ДР носит реактивный характер (реплика одного собеседника явл стимулом для другого)

в диалоге речь репродуцируется

обмен репликами невозможен без аудирования (взаимопонимания)

Диалогические умения:1. умение инициативно начинать диалог

2. умение понимать и адекватно реагировать на реплики собеседника, и в свою очередь побуждать собеседника к продолжению разговора

СТАНДАРТНЫЕ ДИАЛОГИ – врач пациент – четкая закрепленность ролей

СВОБОДНЫЙ ДИАЛОГ – интервью, беседа, дискуссия, расспрос

Разные типы – разная активность

В центре обучения – диалог-беседа

СВОЙСТВА: спонтанность, неполнота высказываний, наличие готовых фраз, речевых штампов и клеше

Реплика не тождественна предложению

КОММУНИКАТИВНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ РЕПЛИКИ – цель, с которой говорящий высказывается в процессе диалогического общения

КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕ: 1. по количеству реплик

2. по характеру реплик

3. по коммуникативной форме подачи информации

ДЕ – миродиалог – тематический макродиалог – беседа

Дедуктивный (целиком) метод и индуктивный (по частям) метод обучения ДР

Объекты контроля умений ДР: 1. умение вести беседу по строго заданной ситуации

2. разнообразие моделей

3. умение придать ей естественный характер, путем использования фраз клише ========= качественный показатель

кол-во реплик на каждого собеседника
20. Обучение чтению

ЗАДАЧА ОБУЧ. ЧТЕНИЮ – научить понимать иностранные тексты без словаря, извлекать полученную информацию из печатного текста

Обучение с первого года

Обеспечивает усвоение способов формирования слов

ВИДЫ:1. по форме – громкое и тихое

2. по характеру – подготовленное и неподготовленное

3. по степени проникновение в смысл прочитанного – чтение с общим охватом содержания (синтетическое)

- с глубоким понимание содержания

4. по месту – классное и домашнее

ТРЕБОВАНИЯ К УМЕНИЮ ЧТЕНИЯ: должны овладеть синтетическим и аналитическим видами чтения

при первом – скорость, число незнакомых слов, умение догадываться о значении незнакомых слов с опорой на словообраз. Элементы

При втором – скорость, число незнакомых слов, объем текста

ЧТЕНИЕ – рецептивный ВРД, который складывается из восприятия и осмысления письменной речи

СОДЕРЖАНИЕ: входят навыки и умения, языковой материал, тексты и тематика

Навыки – техника чтения вслух и про себя. Техника чтение – овладение звуковым соотношением, озвучивание графического образа слов с макс звуковой и интонационной точностью

Умение – извлечение информации, понимание читаемого

Яз мат – активный и рецептивный минимум
ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ: 1. постановка техники чтения вслух и чтения про себя

2. совершенствование навыков техники чтения про себя, но главное – обучение беспроводному пониманию читаемых текстов

3. освоение чтения текстов разных функциональных стилей; обще-полит., худ., с разным объемом информации.

Для чтения необходимо:1. освоения всех звуков и.я.

2. овладение основным грамматическим строением

3. при помощи МФ основных звукосочетаний

4. знакомство с буквами алфавита и их написанием

алгоритм работы с текстом: 1. вступительная беседа

2. установка на чтение

3. первичное чтение текста про себя с целью общего понимания

4. проверка понимания

5. анализ непонятых мест с целью понимания смысла слов, фраз и в целом

6. повторное прочтения (про себя и вслух)

7. интерпретация по содержанию, беседа по прочитанному
21. Обучение письму

ЭТО сложное речевое умение, позволяющее при помощи системы графических знаков обеспечить общение людей.

Продуктивный ВРД

СТРУКТУРА: 1. побудительно мотивационная (мотив в виде потребности что-то передать письменно, возникает замысел высказывания )

2. аналитико-синтетическое (формируется и реализуется само высказывание, отбор слов нужных для самого текста, распределение предметных признаков в предложение )

3. исполнительный (реализация продукта в виде графических знаков письменного текста)

ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ – процесс выражения мысли в графической форме

ПИСЬМО – объект овладения учащимися графической и орфографической системой и.я. для фиксации языкового и речевого материала, в целях его лучшего запоминания и в качестве помощника овладение устной речи и чтением

УМЕНИЯ ПР: 1. передача основной информации, т. е. основного содержания прочитанного или прослушанного

2. передача главной идеи, мысли текста

3. описание (краткое и детальное) сравнение и сопоставление описанных фактов.

4. доказательства с приведением фактов

5. обзор, комбинирование, объединение фактов

6. характеристика выражения оценки собственного отношения

7 реферат, аннотация

8. рассуждение и комментирование

комбинируется с разными видами чтения: 1. изучающее чтение (аналитическое)- выписывание определенных сведений, суждений аргументов - заметки с целью сравнения, классификации и обобщения фактов - подробное изложение прочитанного

2. ознакомительное чтение - формирование идеи, замыс.

- запись осн. Фактов

- составление резюме

- написание хар-тики

- запись свое мнения по прочитанному

К ТУ относятся – упр на подстановку, имитация, трансформация, комбинирование, сокращение

К РУ – задания обучения передачи мысли, смысловой информации в письменной форме – формируются умения письменных высказываний

ТИПЫ ПИСЬМЕННЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ: 1. письменное воспроизведение по памяти предложений (прочитанных или с аудирования)

2. написание, составления плана прочитанного

3. озаглавливание и написание тезисов, способствующих формированию умений обобщать

4. изложение – совершенствование умений рецептивных ВРД, определение смысловых центров, дифференцировать информацию, последовательно и логично выражать мысль,

лучше усваивать языковой материал, контроль языковых навыков и умений

5. конспект

6. реферирование – реферат-резюме (навыки: 1. использование клише;

2. делать лексико-грам перефразирование;

3 использование абривеатур и сокращений;

4. корректно выполнять ссылки на литературу

умения: 1. прогноз тематической направленности текста в целом и его частей;

2 членение текста на законченные смысловые части;

3. установка смысловых связей;

4. обобщение фактов из текста)

7. аннотирование

8. описание

9. написание письма

10. сочинение (с-характеристика, сообщение, объяснение, оценка, описание)
22. Урок иностранного языка

ОСОБЕННОСТИ: активность, привитие интереса (мотивация) 1. обучение речевой деятельности (коммуникация)

2. комплексный характер всей работы по обучению и.я. (работа над всеми аспектами языка) носит объективный характер

СПЕЦИФИКА: 1. коммуникативная направленность. Цель и содержание урока и.я., формирование навыков и умений.

2. комплексность уроков и.я. – взаимосвязь всех ВРД и аспектов языка

3. целенаправленность и мотивированнсть урока

4. адекватность структуры урока его содержанию

5. речевая активность учителя и учеников

6. взаимосвязь обучения и контроля

ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ : 1. развитие различных речевых умений. Цель каждого конкретного урока тесно связана с конечной целью и

является определенным отражением конечной цели, конкретной частицы этой цели

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ:1. опрос ; 2. объяснение; 3. закрепление; 4. д\з

ТРЕБОВАНИЯ 1. не сообщение знаний, а формирование навыков и умений

2. содержание = комплексные упражнения, адекватных каждому этапу урока

3. должен иметь коммуникативные, воспитательные и образовательные задачи

4. необходимо учитывать возрастные особенности

5. задача определяется в зависимости от его места в системе уроков по теме

6. структура урока, его содержание, объекты контроля должны быть адекватны этапам урока и содержанию обучения

7. за ед. изучения ЛЕ принимается РО, новый яз. Мат. Вводится по правилу яз. Опережения – в средней школе, в старших классах с опорой на графику

8. урок должен вестись на и.я., но речь учителя не должна превышать 10%

9. урок должен включать определенный яз. Мат. Для повторения. Формы повторения зависят от его цели и содержания

10. деятельность учителя должна вызывать интерес к познавательной деятельности.
23. Планирование. Схема анализа урока
  1   2



Скачать файл (181 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации