Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции по психологии девиантного поведения - файл 1.doc


Лекции по психологии девиантного поведения
скачать (378.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc379kb.16.11.2011 14:28скачать

содержание

1.doc

  1   2   3
ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ


Психология девиантного поведения: основные понятия.


Девиантное поведение – отклоняющееся поведение, не попадающее в норму.

Поведение – это совокупность реакций и действий человека, обусловленная различного рода факторами.


Проблема курса:

Необходимость научно определить сущность девиантного поведения (ДП), отграничить от других психических явлений, определить место и значение в развитии личности, и на этой основе разработать психологические технологии адаптации и коррекции личности (чаще всего – подростки).


В поведении личности отражается процесс ее социализации, т.е. интеграции социума.

Социализация предполагает адаптацию к социальной среде с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.


Варианты соц.адаптации:

  1. Радикальная адаптация – предполагает самореализацию через изменение личностью существующего соц. мира.

  2. Гиперадаптация – самореализация через влияние личности на соц.жизнь посредством ее сверхдостижений.

  3. Гармоничная адаптация – самореализация личности в социуме посредством ориентации на соц.требования.

  4. Конформистская адаптация – это приспособление за счет подавления индивидуальности, блокировка самореализации.

  5. Девиантная адаптация – это самореализация посредством выхода за существующие соц.требования.

  6. Социально-психологическая дезадаптация – это состояние блокировки процессов самореализации и адаптации.


При любом варианте социализации поведение конкретного человека можно описать, используя следующие характеристики:

1 – мотивированность – внутренняя готовность действовать, направляемая потребностями и целями личности.

2 – адаптивность – это соответствие ведущим требованиям соц. среды.

3 – аутентичность – это соответствие поведения индивидуальности, его естественности для данной личности.

4 – продуктивность – реализация сознательных целей.

5 – адекватность – согласованность с конкретной ситуацией.


Задачи психологии ДП:

Дать определение отклоняющегося поведения и разобраться с различными формами его проявлений.

В частности, следует различать ДП, которое носит социально творческий характер, является порождением или отражением социальных инноваций, от ДП, которое порождено или открывает путь социальной патологии, носит «-» характер.


Понятие нормы и отклонения.

Под нормальным поведением понимают нормативно одобряемое поведение, не связанное с болезненным расстройством, к тому же характерное для большинства людей.

Анормальное поведение можно разделить на нормативно неодобряемое, патологическое и нестандартное.


Стат.норма = 50-60% слечаев

по 20% - небольшое отклонение (*кривая нормального распределения)


^ Признаки отклоняющегося поведения:

1. Не соответствует общепринятым или официально установленным соц.нормам.


2. ДП и Л., его проявляющая, вызывает негативную оценку со стороны других людей.

Стигматизация Л. – навешивание ярлыка (пр: «Единожды солгавши, кто ж тебе поверит.»)


3. ДП наносит реальный ущерб самой личности или окр. людям.

Это м.б.:

- дестабилизация существующего порядка;

- материальный или моральный ущерб;

- физическое насилие;

- ухудшение здоровья.

В крайних своих проявления составляет угрозу для жизни (пр: суицид, наркотики и т.д.).


Для ДП характерны психологические страдания (как для самой личности, так и для окружающих).

Формы ДП:

а) Деструктивное (плохо другим)

б) Аутодеструктивное (плохо себе)


4. Рассматриваемое поведение может характеризоваться как стойко повторяющееся, т.е. многократное или длительное. Однократное отклоняющееся поведение нельзя считать девиантным, если не повторяются эксцессы.


5. Для того, чтобы поведение можно было классифицировать как отклоняющееся, оно должно согласовываться с общей направленностью личности. При этом не должно быть следствием нестандартной ситуации (пр: поведение в рамках посттравматического синдрома или при реальной угрозе для жизни).


6. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно рассматривается в пределах мед. нормы, т.е. не должно отождествляться с психическими заболеваниями и патологическими состояниями.

В случае психического расстройства имеет место патологическое поведение психически больного человека. Такое поведение требует мед. вмешательства.


7. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации.


8. ДП имеет выраженное индивидуальное и половозрастное своеобразие.


9. Ранее 5 лет у ребенка отсутствуют необходимые представления о соц.нормах, а самоконтроль осуществляется взрослыми => до 5 лет нельзя говорить о ДП. Только к 9-10 годам мы можем говорить о наличии у ребенка способности следовать соц. нормам (самостоятельно).


Исходя из вышесказанного, мы можем дать следующее определение отклоняющегося поведения: это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных соц. норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее соц. дезадаптацией.


Определение соц. норм.


Нормы являются тем механизмом, который удерживает общественную систему в состоянии жизнеспособного равновесия в условиях неизбежных перемен.


Существуют различные нормативные субкультуры – от научных до криминальных.


В целом, понятие нормы является достаточно дискуссионным.


Соц. норма – это совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет соц. общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений.


Соц. норма закрепляет исторически сложившийся интервал дозволенного или обязательного поведения людей.


В отличие от естественно-научной, соц. норма может соответствовать и не соответствовать законам развития.


!! Вследствие этого соц. отклонения могут быть не только негативными, но и позитивными.


Основные свойства соц. норм:

1. Объективность

2. Историчность (соответствие эпохе)

3. Универсальность

4. Безусловность (пр: по умолчанию, негласное правило)

Особую трудность составляют:

5. Относительность

6. Динамичность


Несмотря на относительность и внутреннюю противоречивость, соц. нормы играют регулятивную роль в жизни любого общества. Они создаю нормативно одобряемое поле деяний, желательных для данного общества в данное время, тем самым ориентируя личность в ее поведении, выполняя функцию контроля.


Виды соц. норм:

Нормы могут быть формализованы и записаны в виде законов, правил и инструкций, но чаще они существуют в форме общественного сознания в виде традиций, общественного мнения.


  1. ^ Духовно-нравственные нормы – носителями этих норм выступают сами люди, а также такие институты, как семья, религиозные концессии, общественные организации. Это общечеловеческие ценности, представленные в мировых религиях, художественной культуре и научной мысли.

+ народные традиции, международные конвенции и декларации.


  1. Морально-этические – представляют собой ожидания, предписания определенной соц. группы (реальной или номинальной) в отношении ее членов.

Носителями этих норм являются конкретные социальные объединения. Данные номы обычно текстуально не закреплены, хотя бывают исключения (пр: «Русский домострой»).

Могут (иногда) противоречить нравственным нормам (пр: асоциальные группы).

Групповые нормы могут порождать стереотипы и предрассудки (пр: расовые и этнические).


  1. Правовые – эти нормы закреплены в основных документах гос-ва (конституция, уголовный и гражданский кодекс и т.д.). данные нормы регулируются всей гос. системой.




  1. Политические – они сформулированы в международных документах и межгосударственных соглашениях. Направлены на регулировку отношений между странами.




  1. Организационно-профессиональные – регулируются должностными инструкциями, правилами внутреннего распорядка, профессиональными традициями.


Появился новый вид социальной нормыиндивидуальная норма, связанная с признанием ценности каждой личности. Связана с гуманизацией общественного сознания в целом.


Для психологии особенно важен вопрос о механизмах воздействия соц. норм на личность.

Особенно интенсивно соц. нормы осваиваются на ранних этапах развития ребенка в семье.


В соответствии с общими психологическими представлениями, нормы присутствуют в индивидуальном сознании в форме социально-психологических установок.


Соц. установка = аттитюд.

Этот термин был введен Томасом и Занецким.

Позднее Смит выделил 3 компонента аттитюда (готовность/ предрасположенность субъекта воспринимать или действовать опр. образом):

1. Когнитивный – это знание об объекте или явлении.

2. Аффективный – эмоционально-оценочное отношение к объекту.

3. Конативный/поведенческий – готовность личности реализовать опр. поведение по отношению к объекту.


Социальные установки переживаются человеком как личное отношение к чему-либо, т.е. имеют личностный смысл.


По Ядовой выделяются 4 уровня соц. установок:

1. Простейшие ситуативные поведенческие установки.

2. Соц. установки, действующие на уровне малых групп и привычных ситуациях.

3. Соц. установки, которые направлены относительно интересов конкретной сферы соц. активности.

4. Ценности или установки, которые регулируют целостность социального поведения или деятельности личности.


В силу различий в ценностях люди существенно отличаются по мотивам и стилям поведения.

Если человек ориентирован на выживание, то усилия будут направлены на обеспечение физической и материальной безопасности.

Другими ориентиром в жизни человека может быть общественное мнение => установки на стремление принадлежать к группе.


Т.е. соц. нормы создают установки личности, которые в свою очередь формируют диспозиционное поведение.


Соц. нормы выполняют в обществе очень важные функции:

1. Регулируют общий ход социализации.

2. Интегрируют индивидов в группы, а группы в общество.

3. Контролируют отклоняющееся поведение.

4. Служат образцами, эталонами поведения.


Социальные отклонения.

Соц. отклонения (с.от.) – это нарушения соц. норм, которые характеризуются опр. массовостью, устойчивостью и распространенностью.

Имеются ввиду такие негативные массовые соц. явления как пьянство, преступность, бюрократизм, религиозный и идейный фанатизм, тоталитаризм.


Следует заметить, что между двумя полюсами – соц. одобряемое поведения и с.от. – лежит широкий круг явлений, который не регулируется соц. нормами. Это могут быть как положительные процессы (пр: творчество), так и явления с возможными отрицательными последствиями (пр: массовое курение).

Разнообразие отклонений превышает разнообразие норм.


Вопрос о последствиях с.от. неоднозначен. Объективный вред явления и его субъективная оценка в ряде случаев не совпадают.


Особенно трудно оценить степень ущерба от пограничных форм асоциального поведения (пр: проституция, легкие наркотики и т.д.).


Соц. отклонения имеют следующие признаки:

1. Историческая детерминированность.

2. негативные последствия для общества.

3. относительно массовый и относительно устойчивый характер во времени.

С.от. имеют направленность и содержание.


Общество противопоставляет с.от. способы борьбы с ними: правовые, экономические, моральные санкции.


Ряд с.от. имеет приходящий характер: вещевая спекуляция, брак по расчету, диссидентство.


Параллельно с этим изменяются меры общественного воздействия в отношении с.от.

(пр: в дореволюционной России были санкции против самоубийств).


В настоящее время отношение общества к поведению становится более либеральным.


Можно исследовать уровень или коэффициент отклонения. Он определяется как количество официально зарегистрированных проявлений данного отклонения относительно численности населения (чаще всего – на 100 тыс. человек).


В разных странах в разные годы этот уровень различен. Это зависит от экономики, политики и т.д.


Можно исследовать структуру отклонения или соотношение отдельных подвидов внутри отклонения.


Динамика – это показатель изменения уровня и структуры всего массива изучаемого явления за определенное время.


Функции с.от.:

1. Интеграции группы.

2. Формирование морального кодекса общества.

3. Выражение социального протеста и выход агрессивных тенденций.

4. Бегство.

5. Сигнал о неизбежных соц. изменениях.

6. Способ самоидентификации и самореализации.


Несмотря на сходства, с.от. отличаются от термина «»отклоняющееся поведение личности».

В 1 случае – это социальный феномен, а по 2 – психологический.


Отклонения могут носить как индивидуальный, так и групповой характер.


Виды с.от.:

  1. Индивидуальные – один человек против культурных норм.

Групповые – конформное поведение в асоциальной группе.


  1. Первичные отклонения – поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе.

Вторичные – отклонения, которые нарушают существующие соц. нормы = ДП.


  1. Культурно-одобряемые отклонения:

  • Сверх-интеллектуальность – повышенная интеллектуальность может рассматриваться как способ поведения, приводящий к социально одобряемым отклонениям лишь при достижении опр. статуса.

  • Особые склонности в узких специфических участках деятельности.

  • Сверхмотивация.

  • Личностные качества (которые способствуют положительному развитию).

  • Счастливый случай.




  1. Культурно-осуждаемые отклонения – те нарушения, которые противоречат законам общества.



Типология и классификация ДП.


Одной из форм научного анализа психологической реальности является классификация ее проявлений. Многочисленные попытки исследователей систематизировать поведенческие отклонения пока еще не привели к созданию единой классификации.


В основном эта причина кроется в междисциплинарном характере проблемы поведенческих девиаций.


Кроме этого можно назвать среди причин чрезвычайное многообразие форм человеческого поведения и неопределенность самого понятия норма.


В строгом смысле, «нормативным» считается все, что соответствует принятой в данной науке в данное время норме/ эталону.

В разных науках используются различные критерии отклоняющегося поведения.


^ В СОЦИОЛОГИИ:

Один из таких критериев – социально-нормативный критерий.

Ведущим показателем нормативности поведения является уровень соц. адаптации личности.

При этом нормативная успешная адаптация характеризуется оптимальным равновесием между ценностями, особенностями индивида и правилами, требованиями окр. среды.


Можно выделить социальные и индивидуальные проявления дездаптации с т.з. данного критерия:

Социальные проявления дездаптации:

1. Снижение обучаемости, неспособность зарабатывать своим трудом.

2. Хроническая или выраженная неуспешность в жизненно важных сферах (семья, работа, межличностные отношения, здоровье).

3. Конфликты с законом.

4. Изоляция.


Индивидуальные проявления дезадаптации:

1. Негативная внутренняя установка по отношению соц. требованиям.

2. Завышенные претензии к окружающим при стремлении самому избегать ответственности. Эгоцентризм.

3. Хронический эмоциональный дискомфорт.

4. Неэффективность саморегуляции.

5. Конфликтность и слабая развитость коммуникативных умений.

6. Когнитивные искажения реальности.


В рамках этого критерия соц. явления могут группироваться по нескольким основаниям:

I. …

Массовые отклонения

Индивидуальные отклонения


II. по значению последствий:

Негативные

Позитивные


^ III. по субъекту:

Отклонения конкретных лиц

Неформальных групп

Официальных структур

Условных соц. групп.


IV. по объекту:

Экономические нарушения

Бытовые

Имущественные


^ V. по длительности:

Единоврмеенные

Длительные


VI. по типу нарушаемой нормы:

Преступность

Пьянство (алкоголизм)

Наркотизм

Самоубийство

Бродяжничество

Проституция

Хулиганство

Иждивенчество

Коррупция

Бюрократизм

Терроризм

Расизм

Геноцид

Деструктивные культы

и т.д.


^ В ПРАВЕ (ПРАВОВЫЕ НАРУШЕНИЯ):

Ведущим критерием здесь является мера общественной опасности.


I. по характеру и степени общественной опасности деяния делятся на преступления:

- Административные

- Гражданско-правовые

- Дисциплинарные поступки


^ II. по характеру действий преступления делятся:

- преступление против личности

- преступление в сфере экономики

- преступление против гос. власти.

- преступление против военной службы

- преступление против мира и безопасности человечества


^ МЕДИЦИНСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ поведенческих расстройств:

Она основана на психопатологическом и возрастном критериях.

ДП рассматривается в ряду явлений, лежащих между нормой и патологией.

Выделяются поведенческие нарушения сообразные медицинским диагностическим критериям (могут достигать уровня болезней).


Международная классификация болезней:

(поведенческие расстройства)

1. Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ.

2. Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами.

3. Расстройства привычек и влечений (пр: патологическая склонность к азартным играм, патологические поджоги).

4. Расстройство сексуальных предпочтений (фетишизм, трансвистизм, эксгибиционизм, педофилия, садомазохизм и т.д.).


Симптомы, которые могут дать информацию по поводу болезни (которые могут привести к болезни):

  1. Необычно частые и тяжелые вспышки гнева.

  2. Часто спорят со взрослыми, часто отказываются выполнять требования взрослых.

  3. Часто намеренно делают вещи, которые досаждают другим людям.

  4. Часто обвиняют других в своих ошибках или поведении.

  5. Часто обидчив или ему легко досадить.

  6. Часто сердится или негодует.

  7. часто злобен или мстителен.

  8. часто обманывает или нарушает обещания с целью выгоды или уклонения от обязательств.

  9. затевает драки.

  10. использовал оружие, которое способно причинить серьезный физический вред другим людям.

  11. несмотря на запреты родителей, часто затемно остается на улице.

  12. проявляет физическую жестокость по отношению к другим людям.

  13. проявляет физическую жестокость по отношению к животным.

  14. преднамеренно разрушает чужую собственность.

  15. преднамеренно разводит огонь.

  16. крадет ценные вещи из дома или других мест.

  17. часто прогуливает школу.

  18. убегал из дома по меньшей мере дважды, или убегал 1 раз, но больше, чем на 1 ночь.

  19. совершает преступление на виду у жертвы.

  20. принуждает других к половой деятельности.

  21. частые проявления задиристого поведения.

  22. проникает в чужие дома и автомобили.


Существует ^ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД к поведенческим девиациям (адаптация, дезадаптация). Можно говорить как о школе, так и о соц. дезадаптции.


В структуре школьной дезадаптации наряду с такими ее проявлениями как неуспеваемость, нерушение взаимоотношений со сверстниками, эмоциональные нарушения… входят и поведенческие отклонения.


Признаками более масштабной соц. дезадаптации в школьном возрасте могут выступать:

1. регулярное употребление психоактивных веществ.

2. сексуальные девиации.

3. проституция

4. бродяжничество

5. совершение преступлений


В последнее время наблюдаются новые формы поведенческих отклонений:

1. Компьютерные игры.

2. Сериалы.

3. Религиозные секты.


^ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ видов отклоняющегося поведения.

Критерии:

1. Вид нарушаемой нормы.

2. Психологические цели поведения и его мотивация.

3. Результаты данного поведения и ущерб им причиненный.

4. Индивидуально-стилевые характеристики поведения.


Большинство авторов выделяют 3 основные группы поведенческих девиаций:

  1. Негативные (пр. наркомания)

  2. Позитивные (пр. соц. творчество)

  3. Соц. нейтральные (пр. попрошайничество)


Классификация Короленко и Донских:

Все поведенческие девиации эти авторы выделяют в 2 группы:

1. НЕСТАНДАРТНОЕ поведение – имеет форму нового мышления, новых идей, выходящих за рамки соц. стереотипов поведения. Оно прогрессивно для общества.

2. ^ ДЕСТРУКТИВНОЕ поведение – типология деструктивного поведения выстраивается в соответствии с его целями:

А) Внешне-деструктивные цели – направленные на нарушение соц. норм и, соответвенно, внешне-деструктивное поведение.

- Аддиктивное поведение – предполагает использование каких-либо веществ или специальной активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций.

- Антисоциальное – заключается в действиях, нарушающих существующие законы и права других людей в форме противоправного, аморального, безнравственного поведения.


Б) ^ Внутри-деструктивные цели – направленные на дезинтеграцию самой личности, ее регресс, и соответственно внутри-деструктивное поведение.

- Суицидное – характеризуется повышенным риском самоубийства.

- Конформистское – поведение, лишенное индивидуальности, направлено на приспособление в обществе, ориентировано на внешние авторитеты.

- Нарциссическое – характеризуется чувством собственной грандиозности.

- Фанатическое – выступает в форме слепой приверженности к какой-либо идее, взглядам.

- Аутическое – проявляется в виде непосредственной отгороженности от людей и окр. действительности, погруженности в мир собственных фантазий.


Сопоставив классификации поведенческих девиаций, мы можем более четко сформулировать отличительные особенности различных поведенческих феноменов.


Основные варианты соц. поведения:

1. НОРМАТИВНОЕ / СТАНДАРТНОЕ поведение – соответствует соц. нормам, характерно для большинства людей, вызывает одобрение окружающих и приводит к нормальной адаптации.

Адекватно ситуации, но м.б. лишено индивидуальности.


2. ^ МОРГИНАЛЬНОЕ (ПОГРАНИЧНОЕ) поведение – находится на самой крайней границе соц. норм. Размывает и расширяет границы норм. Вызывает напряжение окр. людей.


3. ^ НЕСТАНДАРТНОЕ / НЕНОРМАТИВНОЕ поведение - выходит за рамки принятых в данном обществе в настоящее время норм, присуще меньшему количеству людей. Имеет 2 формы:

А) Креативное / творческое – реализует новые идеи, самобытно, прогрессивно, может привести к изменению самих норм, но может вызвать и сопротивление окружающих.

Б) Девиантное / отклоняющееся – непродуктивно, деструктивно или аутодеструктивно, вызывает неодобрение окружающих и соц. дезадаптацию.


4. ^ ПАТОЛОГИЧЕСКОЕ поведение – отклоняется от мед. норм, проявляется в форме конкретных симптомов, снижает работоспособность личности, вызывает страх окружающих, неадекватно ситуации, некритично, сопровождается соц. дезадаптацией.


Социальные и биологические факторы отклоняющегося поведения.


Под детерминацией ДП понимается совокупность факторов, вызывающих, провоцирующих, усиливающих или поддерживающих это поведение.


Система: ОБЩЕСТВО -> ЛИЧНОСТЬ

Функционирует на нескольких уровнях:

- геофизрическом

- макрообщественном

- социально-групповом

- микросоциальном

- индивидуально-личностном

- психофизиологическом


В соответствии с уровнями можно выделить следующие группы факторов:

1. ^ Внешние условия (климатически; экологические (шум, теснота и т.п.)) – могут стать причиной агрессивного поведения или других форм поведения. Благоприятные условия внешней среды могут снижать вероятность возникновения девиаций.


2. ^ Внешне-социальные условия:

а) общественные процессы (соц.-эконом. ситуация, гос. политика, традиции, моде, СМИ).


б) характеристики соц. групп, в которые включена личность (расовая и классовая принадлежность, этнические установки, субкультура, соц. статус, принадлежность к учебно-профессиональной группе, референтная группа).


в) микро-социальная среда (уровень и стиль жизни семьи, психологический климат в семье, личности родителей, характер взаимоотношения в семье, стиль семейного воспитания, друзья, другие люди).


Социологические теории ДП

Социальные девиации подчиняются соц. закономерностям, зависят от времени и общества.

Их сложно прогнозировать и в ряде случаев ими можно управлять.


^ Наиболее известными представителями данного направления являются:

* Эмиль Дюркгейм – Концепция аномии:

Термин аномия (фр.) – отсутствие закона организации.

Такое состояние соц. дезорганизации, т.е. соц. вакуум, когда старые нормы и ценности не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились.

(пр: количество самоубийств зависит не столько от внутренних свойств индивида, сколько от внешних причин).

Он пытался придать соц. отклонениям нормальность.


* В.Парето, Л.Козер, Р.Мертон.

ДП – результат несогласованности между опр. культурой, устремлениями и соц. структурой, задающими средства их удовлетворения.

(пр: В Американской культуре доминирует идея благосостояния, которая определяет высокую значимость успеха, но не все имеют одинаковые условия для достижения успеха).

В качестве путей адаптации могут выступать:

-конформизм

-инновация

-ритуализм

-ретрюм (пассивный уход от выполнения соц. норм)

-мятеж (активный бунт)

Конфликт между целями и средствами их достижения может привести к напряжению, фрустрации и поиску незаконных способов адаптации.


* Р.Клацфд, Л.Оулин.

Личность, с раннего детства помещенная в девиантную субкультуру (криминал, конфликтная среда и т.д.), с большей вероятностью будет проявлять формы ДП.

В качестве фактора возникновения ДП можно рассматривать влияние современных субкультур:

-аристократическая элита

-хиппи

-металлисты

-скинхеды

-реперы, и т.д.

Люди, склонны идентифицироваться с группой, лидерами и их идеалами, которые могут быть деструктивными.

Это объясняет возникновение массовых девиаций, таких как геноцид, расизм, фашизм и т.д.

Профессия -> ДП

Профессиональная среда может оказывать существенное воздействие на личность человека (проф. выгорание, стресс, деформация личности).


* Э.Леммерт, Г.Беккер – теория стигматизации (наклеивания ярлыков).

Девиации – следствие того, что само общество (вернее – соц. группа) наклеивает на личность соответствующие ярлыки путем соотнесения действий конкретного человека с абстрактными правилами (первичная девиантность). Постепенно формируется репутация, которая вынуждает индивида придерживаться девиантной роли (вторичная девиантность).

ДП может быть оисано с помощью понятия «соц. роль» или «соц. функция личности».


* Дж.Мид, М.Дойч, Р.Краусс.

Роль – система ожиданий относительно поведений человека. Представление человека о модели собственного поведения и поведение сообразно занимаемому положению.

В соответствии со статусом люди могут принимать на себя различные роли, в т.ч. и девиантные.


* Г.Сайк, Д.Матза.

Они считают, чтобы освободиться от моральных требований и оправдать себя, свое поведение, человек может ссылаться на высшие понятия (пр: дружбу, оправдывать свое поведение девиантностью жертвы или провокацией), отрицать вред своего поведения.


* Ю.А.Клейберг.

На примере подростковой девиантности раскрывает ДП через отношение личности к культурным нормам.

Он считает, что отклоняющееся поведение – это специфический способ изменения соц. норм и ожиданий посредством демонстрации личностью ценностного отношения к ним (пр: сленг, символика, мода, манера поведения).


Биологические предпосылки девиаций.


Включают:

-наследственно-генетические особенности.

-врожденные свойства индивида (приобретенные в течение внутриутробного развития и родов).

-импринтинг.


Биологический фактор регулирует следующие характеристики индивидуального бытия:

1. Индивидуальное своеобразие процесса онтогенеза.

2. Гендерные (половые) различия.

3. Возрастные особенности.

4. Физическая конституция.

5. Здоровье и выносливость.

6. Состояние и типологические свойства НС.


* Чизари Ломброзо.

Связал преступное поведение человека с его анатомическим строением.

37 характеристик врожденного преступного типа:

Среди них:

- выдающаяся нижняя челюсть

- сплющенный нос

- редкая бородка


* Уильям Шелдон.

Связывал типы темперамента и поведения.

^ 3 ведущих типа:

-мезоморфный

-эндоморфный

-эктоморфный

Сочетание дает психотип.

Соматония – потребность в удовольствиях, энергичность, стремление к господству и власти, склонность к риску, агрессивность и нечувствительность.


* Ч.Дарвин – Законы естественного отбора и наследственность.

Различные аспекты поведения – проявления видовых наследственных программ.


* Лоренс Конрад.

Агрессия – врожденный инстинкт борьбы за существование.

У людей, в отличие от животных, широко распространено насилие в отношении своего собственного вида.


* Петтерсон Ненси.

Исследовал экстраверсию и нейротизм (15 тыс. пар родственников).

1. Свойство нейротизма и экстраверсии характеризуется генетической обусловленностью на протяжении всего онтогенеза.

2. С увеличением возраста показатели наследуемости снижаются, особенно нейротизм.

Поскольку нейротизм и экстраверсия влияют на различные виды поведения человека, постольку можно считать поведение генетически обусловленным.


* Айзенк.

Экстраверты более склонны к преступлениям, чем интроверты (наследственный фактор).


* Чарльз Пирс.

Лишняя Y-хромосома у мужчины определяет предрасположенность к криминальному поведению.


* Даббс, Моррис (1990 г.).

Наличие связи между уровнем тестостерона и склонностью к антиобщественному поведению.

Синдром трудного темперамента.

Среди признаков выделяют:

1. Низкая ритмичность.

2. преобладание негативного настроения.

3. Слабая реакция.

4. Плохая адаптивность.

5. Высокая интенсивность реакций.


* А.Торченсен.

У детей 6 лет. 3 характеристики имеют генетическую составляющую:

1. низкая ритмичность

2. слабая реакция

3. плохая адаптивность

(адаптивность определяется семейной средой).


Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности.


Экзистенциально-гуманистический подход.

* Франкл (1905 – 1997).

(австрийский психиатрии и психолог).

Считал, что проблема поведения связана с проблемой бездуховности.

Основной мотивационной силой является стремление к смыслу.

Когда человек не может найти этот смысл, возникает состояние экзистенциальной фрустрации (скука, апатия).

Сама по себе фрустрация не является патологическим явлением. Ощущение бессмысленности жизни может быть признаком интеллектуальной искренности и честности.

Важна позиция человека к этому состоянию, по отношению к жизни, к смерти, к судьбе.

Состояние внутренней пустоты = экзистенциальный вакуум. Этот вакуум может породить невроз, депрессию, наркоманию.


* Роджерс.

(клиенто-центрированная психология)

Центральные понятия – самость и самоактуализация.

Самоактуализация – это стремление личности к росту и развитию в соответствии с заложенными в ней возможностями.

Самоактуализирующаяся личность имеет ряд специфических характеристик:

1. Открытость новому опыту.

2. Вера в свой организм (вера в себя).

3. Самостоятельность, независимость, ответственность.

4. Стремление существовать в процессе роста и развития.

У аномальной личности процесс самоактуализации заблокирован. Основная преграда кроется в условных ценностях. Они приводят к тому, что человек относится положительно к себе и другим людям только в случае соответствия условным идеалам.

(пр: ребенок находится под негативным отношением к нему взрослых -> потеря самоуважения у ребенка => не может самоактуализироваться).

Т.е. для нормального развития человека он должен иметь опыт самоуважения.


* Маслоу.

Видит одной из причин отклоняющегося поведения:

- фрустрацию базовых потребностей;

- индивидуальную фиксацию на потребностях низшего уровня;

- недоразвитие высших потребностей;

- неблагоприятные социальные условия.

Если в силу различных причин самоактуализация через любовь, творчество и духовность невозможна, она может быть подменена ДП.


* Фромм.

Стремясь к гармонии с собой и природой, человек вынужден преодолевать экзистенциальные противоречия (пр: между жизнью и смертью, стремлением реализации всех возможностей и недостаточной для этого продолжительностью жизни, противоречие между чувством одиночества и чувством единения с другими).

Каждый человек по-разному реагирует на это, с помощью разных механизмов.

Один из путей связан с деструктивностью, т.е. с отчуждением от мира через его разрушение --- ДП.

  1   2   3



Скачать файл (378.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации