Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции по микроэкономике - файл 1.doc


Лекции по микроэкономике
скачать (954 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc954kb.15.12.2011 10:24скачать

содержание

1.doc

  1   2   3   4   5


Вопросы к экзамену по предмету «Микроэкономика»,

для студентов 1 курса, заочного отделения,

специальности «Маркетинг»


  1. Микро- и макроэкономика. Потребности и ресурсы. Проблема ограниченности ресурсов и главные вопросы экономики.


Экономика (ойкос, номос) – это наука, изучающая выборы, которые люди совершают, используя редкие ресурсы для удовлетворения своих по­требностей, следовательно, предметом экономики являются не деньги, не материальные блага, а люди, их действия, их выборы.

Изучая экономику наблюдаем (различаем) в ней две ветви: микроэконо­мику и макроэкономику.

Макроэкономика – это раздел экономики, изучающий крупномасштаб­ные экономические явления, в основе которых лежат микроэкономические процессы, происходящие на уровне хозяйствующих субъектов.

Микроэкономика – это раздел экономики, изучающий выборы, совер­шаемые малыми экономическими единицами (фирмами, предпринимате­лями, отдельными госструктурами) в условиях редкости
Потребность – это неосознанная или осознанная необходимость в чём-либо.

^ Потребность - это объективно обусловленное и осознанное стремление человека или социальных общностей к достижению и воспроизводству наилучших условий жизни. В обществе всегда функционирует система потребностей.

^ Выделяют 3 вида потребностей:

- физические (материальные);

- социальные;

- духовные.

Физические потребности связаны с физической жизнью людей и их удовлетворение воспроизводит человека как биологическое существо (пища, одежда, жилище).

Социальные потребности - это основы деятельности человека как члена общества, как социального субъекта, выполняющего определенные функции (потребность в труде, отдыхе, охране здоровья, общественной деятельности, самовыражении, получении социальных гарантий).

Духовные потребности связаны с духовно - творческой деятельностью (образование, повышение культуры, эстетическое наслаждение).

Для осуществления экономической и социальной политики потребности классифицируются по их качественной определенности:

- абсолютные потребности;

- действительные потребности;

- платежеспособные потребности.

^ Абсолютные потребности выражают в самом общем виде достижения мировой цивилизации.

Действительные потребности - это потребности, сформированные в рамках достигнутого уровня развития производства и общественных отношений в каждой отдельной стране.

^ Платежеспособные потребности - это потребности, ограниченные возможностью потребителей оплатить их удовлетворение.


Экономические ресурсы (факторы производства) - средства для производства товаров и услуг, условия и необходимые составляющие экономической деятельности.

Анализ состава и свойств экономических ресурсов может быть облегчен при использовании классификации экономических ресурсов, представленной в виде схемы на рисунке.

Все материальные ресурсы, как естественные, так и произведенные человеком, ограничены. Действительно, когда речь идет о тех ресурсах, которые могут быть вовлечены в производство, встает проблема ограниченности пахотных земель, залежей полезных ископаемых, лесных угодий, пригодных к разведению рыб озер и рек. Лимитировано и использование в производстве станков и инструментов нужного ассортимента и качества, адекватных потребностям производства технологических характеристик, компьютеров необходимой производительности, программных средств, способных эффективно заменить человека на производстве. Несмотря на широкое развитие транспортных средств, всякий предприниматель ощущает определенную недостаточность их для целей своей деятельности.


^ Рисунок. Классификация экономических ресурсов

Фактор ограниченности имеет место и в отношении человеческих ресурсов. В самом деле, несмотря на высокий уровень безработицы, в периодической печати постоянно публикуются объявления о приглашении на работу, о конкурсах на вакантные места. Это значит, что, наряду с проблемой занятости, существует дефицит определенных видов трудовых ресурсов. К примеру, при том, что выпускники педагогического института не трудоустроены, в школах области ощущается острая нехватка педагогических кадров.

Нехватка людей, способных к цивилизованной предпринимательской деятельности, особенно остро ощущается в нашей экономике. Это связано с отсутствием, а точнее, забвением отечественных предпринимательских традиций, недостаточной квалификацией людей, занявшихся бизнесом, неадекватной потребностям современного бизнеса правовой, экономической и социально-политической средой.

Наряду с ограниченными, экономическими ресурсами, существуют и блага, не являющиеся ограниченными, распределяемыми и присваемыми определенными людьми (атмосферный воздух). Такие ресурсы, в отличие от экономических, называют свободными.

^ Учитывая, что ресурсы общества ограничены, встает вопрос о производственных возможностях, то есть проблема технологического выбора, решения вопроса о том, какие блага и в каких количествах производить, чтобы в максимальной степени удовлетворить общественные потребности. В этих целях необходимо задействовать все имеющиеся ресурсы и возможности. Попробуем разобраться в этой проблеме с использованием простой графической модели.
Проблема выбора, возникающая в каждой экономической системе из-за ограниченности ресурсов, порождает необходимость решения основных вопросов “Что? Как? Для кого?”.

Всякая экономическая система призвана решать основные (фундаментальные) вопросы тем или иным способом. Традиционно выделяются три фундаментальных вопроса:

  1. ^ Что производить и в каких количествах ?

Решение этого вопроса экономической системой предполагает существование в ней такого механизма, который обеспечивает производство товаров и услуг в соответствии со сформированными на данный момент потребностями общества. В административной экономике эту проблему пытались решить на основе системы централизованного директивного планирования. В капиталистической экономике ее призвано решить саморегулирование хозяйственных процессов посредством рыночного механизма.

  1. ^ Как производить и с какими затратами ?

Экономическая система должна располагать механизмом отбора наилучших технологических способов производства, позволяющих в оптимальные сроки и с наименьшими затратами сырья, материалов, человеческого труда производить необходимую для общества продукцию. Хозяйственные системы разных типов по-разному формируют механизмы, обеспечивающие решение этого вопроса.

  1. ^ Для кого производить и как распределять произведенные блага?

Жизнеспособная экономическая система располагает механизмами распределения доходов, которые и определяют, кому, в конечном счете, предназначены произведенные товары и услуги.


^ 2. Методы микроэкономики. Позитивизм и нормативизм.
В курсе проблематики "Экономикс" широко используются методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, научного абстрагирования, а также математический инструментарий.

Основным методом исследования микроэкономических процессов является моделирование, т. е. изучение объектов познания не непосредственно, а косвенно, с помощью анализа некоторых вспомогательных объектов, которые называются моделями.

В экономической теории применяется, как правило, знаковое моделирование (формулы, графики).

В микроэкономике используют модели двух типов: оптимизационные и равновесия.

При исследовании поведения отдельных экономических объектов применяются оптимизационные модели (основанные на предельных величинах: предельной полезности, предельного продукта, предельных затрат, предельного дохода и т. д.).

Модели равновесия используются при исследовании взаимоотношений экономических субъектов. С помощью этих моделей можно исследовать состояние экономики в условиях сбалансированности взаимодействующих сил и нарушения равновесного состояния. Эти модели применяют при исследовании цен, инфляции и их влияния на основные показатели жизнедеятельности хозяйствующих субъектов.

Заметим, что не все экономисты являются приверженцами математических методов при анализе экономических явлений, выраженных в алгебраической, табличной или графической форме. Так, лауреат Нобелевской премии в области экономики 1988 г. М. Аллэ и другие ученые считают, что чрезмерная математизация в курсе "Экономикс" уводит исследования в область абстракций, отрывая от реальной жизни. Однако, как мы убедимся далее, все три действующие формы исследования экономических явлений способны наглядно охарактеризовать связь экономических явлений. Особенно широко используются графики.
В современной экономической науке утвердились два подхода к изучению экономических явлений: позитивизм и нормативизм.

Сторонники позитивного подхода изучают экономические явления по аналогии с естественными науками, опираясь на действительные факты, их обобщение, установление причинно-следственных связей, общие закономерности конкретного явления. Одним из принципов этого подхода является верификация (доказательство, проверка) теории или гипотезы, частичное или косвенное ее подтверждение на практике. В случае противоречия теорию отвергают или разрабатывают новую.

Сторонники нормативного подхода отрицают необходимость анализа реальных фактов по аналогии с точными науками. Они считают, что на экономические процессы влияют социальные, политические и другие факторы, при оценивании которых существенную роль играют опыт, знания, убеждения, т. е. субъективизм. Нормативный подход предполагает оценивание, формулирование рекомендаций относительно конкретного явления, связан с выработкой экономической политики и представлений о том, какой должна быть экономика.
^ 3. Принцип альтернативной ценности и критерии эффективности производства. Кривая производственных возможностей.

Как предпосылки анализа будем рассматривать следующие:

  1. неизменное количество и качество ресурсов, которыми на данный момент располагает экономическая система;

  2. полную занятость ресурсов, то есть все материальные и людские ресурсы, пригодные для производства, которыми располагает общество, используются на 100 %;

  3. неизменность технологий, то есть будем пренебрегать фактором научно-технического прогресса, который, несомненно, имеет место в реальных экономических системах;

  4. для простоты будем рассматривать экономику, производящую два продукта: пушки и масло.

Рассмотрим таблицу производственных возможностей:

Таблица. Производственные возможности

^ Виды благ и единицы измерения


А


B


C


D


E


F

1

2

3

4

5

6

7

Пушки (тыс.шт.)

15

14

12

9

5

0

Масло (млн.т.)

0

1

2

3

4

5

Построим график, соответствующий комбинациям благ, описанным в таблице. Мы получаем кривую производственных возможностей.

^ Кривая производственных возможностей показывает, какой максимальный объем производства товара или услуги может быть получен при данном объеме производства другого товара.



^ Рисунок. Кривая производственных возможностей

В экономике полной занятости для увеличения производства одного товара всегда необходимо поступиться производством другого товара. Чтобы произвести больше масла, надо “жертвовать” пушками и наоборот, это графически отражено в нисходящем характере кривой. Таким образом, форма графика показывает своеобразную цену одной товарной единицы, выраженную в альтернативном количестве другого товара.

Здесь мы впервые встречаемся с понятием цены в изложении системы категорий и законов экономической теории. Обычно цена - сумма денег, которую необходимо уплатить за товар.

^ Категория цены связана с понятием определенного количества другого блага которое необходимо при обмене отдать взамен данного блага.

Модель производственных возможностей позволяет прокомментировать понятие альтернативных (вмененных) издержек (альтернативной стоимости). Ресурсы, используемые для производства данного блага, могут быть использованы и в создании другого блага. Если мы затрачиваем ресурсы на производства данного продукта, это значит, что мы отказываемся от их использования в создании другого ( альтернативного) продукта и недополучаем какое-то количество последнего.

Количество альтернативного товара, которым надо поступиться ради производства дополнительной единицы данного товара, называется альтернативными (вмененными) издержками или альтернативной стоимостью.

Поскольку технологии производства разных товаров в общем случае не являются взаимозаменяемыми, то производство каждой последующей единицы данного товара вызывает потребность в сокращении производства альтернативного товара в большей степени. Например, точкой B характеризуется национальное производство пушек в количестве 14 тыс. шт. и масла в количестве 1 млн.т. Чтобы перевести национальное производство в более мирное русло, обеспечив производство 2 млн.т. масла, требуется поступиться производством 2 тыс. шт. пушек, при этом новое состояние экономики будет характеризоваться производством в точке С. Для дальнейшей конверсии и увеличения производства масла еще на один млн. т. потребуется “пожертвовать” уже тремя тыс. шт. пушек и т.д. Таким образом, можно сделать вывод, что в силу невзаимозаменяемости технологий альтернативные издержки возрастают.

^ Закон возрастания вмененных издержек - свойство экономических систем увеличивать производство одного блага только на основе сокращения производства другого блага, причем дополнительный прирост объемов производства одного блага вызывает необходимость все возрастающего сокращения объемов производства альтернативного блага.

Из закона возрастания вмененных издержек проистекает вогнутость по отношению к началу координат кривой производственных возможностей.

Заметим, что внутренняя область, ограниченная кривой производственных возможностей (например, точка Х), характеризует доступные обществу объемы производства, а внешняя (например, точка Y) - невозможные при сделанных предпосылках результаты. Объемы производства типа Х означают недоиспользование экономических ресурсов. Для того чтобы перейти к объемам производства типа Y, требуется увеличить предложение экономических ресурсов в национальной экономике, либо использовать инновации, достижения научно-технического прогресса.
^ 4. Факторы производства. Критерии рационального поведения экономических субъектов. Показатели эффективности микроэкономических рынков.
Экономические ресурсы (факторы производства) - средства для производства товаров и услуг, условия и необходимые составляющие экономической деятельности.

Анализ состава и свойств экономических ресурсов может быть облегчен при использовании классификации экономических ресурсов, представленной в виде схемы на рисунке.


Рисунок. Классификация экономических ресурсов

______________________________________________________________________

Понятие рациональность является настолько сложным для научного анализа, насколько простым это понятие кажется с точки зрения обыденного сознания.

Рациональность может быть определена следующим образом: субъект (1) никогда не выберет альтернативу X если в тоже самое время (2) ему доступна альтернатива Y, которая с его точки зрения (3) , предпочтительнее X.

Согласно Хайеку рациональным поведением можно назвать такой тип поведения, которое «нацелено на получение строго определенных результатов». При том отмечается, что теория рационального выбора объясняет, только нормальное поведение людей. Остается дело за малым: исследовать, что есть норма в экономической действительности.

В экономической теории используются следующие две основные модели рационального поведения:

1) Рациональность (как таковая);

2) Следование своим интересам.

Рассмотрим эти модели подробнее:
  1   2   3   4   5



Скачать файл (954 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации