Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Инновационные образовательные процессы - файл 1.doc


Контрольная работа - Инновационные образовательные процессы
скачать (149.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc150kb.15.12.2011 10:37скачать


1.doc

Содержание:


1)Введение…………………………………………………………….стр.2
2)Классификация педагогических инноваций………………………стр.3
3)Сущность инновационных образовательных процессов…………стр.5
4)Инновационные формы обучения………………………………….стр.6
5)Заключение…………………………………………………………..стр.10
6)Литература……………………………..……………………….……стр.11

-1- Понятие “инновация“ в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или изменение“. Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика - наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов и в последнее двадцатилетие в нашей стране.

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.1

Словарь С.И.Ожегова даёт следующее определение нового: новый - впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный.2
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

Об инновациях в российской образовательной системе заговорили с 80-х годов XX века. Именно в это время в педагогике проблема инноваций и, соответственно, её понятийное обеспечение стали предметом специальных исследований. Термины “инновации в образовании“ и “педагогические инновации“, употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики. Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.3 То есть инновация - это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. Инновационный процесс рассматривается в трех основных аспектах: социально-экономическом, психологическом и организационно-управленческом. Эти аспекты определяют условия протекания инновационного процесса (либо препятствуя, либо способствуя ему) и общий климат. При этом инновационный процесс (все его три подпроцесса) носит характер не стихийный, а сознательно управляемый.

В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.

Инновации в образовании считаются новшествами, специально спроектированными, разработанными или случайно открытыми в порядке педагогической инициативы. В качестве содержания инновации могут выступать: научно-теоретическое знание определённой новизны, новые эффективные образовательные технологии, выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению. Нововведения - это новые качественные состояния учебно-воспитательного процесса, формирующиеся при внедрении в практику достижений педагогической и психологической наук, при использовании передового педагогического опыта.

Инновации разрабатываются и проводятся не органами государственной власти, а работниками и организациями системы образования и науки.
В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи с чем появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления.

Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. «Из социально пассивного, рутинизированного, совершающегося в традиционных социальных институтах, образование становится активным. Актуализируется образовательный потенциал, как социальных институтов, так и личностный». Раньше безусловными ориентирами образования были формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений (качеств), обеспечивающих «готовность к жизни», в свою очередь, понимаемую как способность приспособления личности к общественным обстоятельствам. Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества.
Поиски решения педагогических проблем инноватики связаны с анализом имеющихся результатов исследования сущности, структуры, классификации и особенностей протекания инновационных процессов в сфере образования.

На теоретико-методологическом уровне наиболее фундаментально проблема нововведений отражена в работах М. М. Поташника, А. В Хуторского, Н. Б Пугачёвой, В. С. Лазарева, В.И Загвязинского с позиций системно-деятельностного подхода, что дает возможность анализировать не только отдельные стадии инновационного процесса, но и перейти к комплексному изучению нововведений.

Сегодня инновационный поиск вошёл в “спокойное русло“, стал частью имиджа любой уважающей себя школы, элементом “штатной ситуации “ в системе жизнедеятельности многих образовательных учреждений региона. Но существует огромное множество нововведений, применимых к образованию вообще и в частности к школе. Они играют огромную роль в существовании и дальнейшем развитии школы.

Для полного и точного представления специфики инновационных процессов, протекающих в современном российском образовательном пространстве, в системе образования можно выделить два типа учебно-воспитательных учреждений: традиционные и развивающиеся. Для традиционных систем характерно стабильное функционирование, направленное на поддержание однажды заведенного порядка. Для развивающихся систем характерен поисковый режим.

В российских развивающихся образовательных системах инновационные процессы реализуются в следующих направлениях: формирование нового содержания образования, разработка и внедрение новых педагогических технологий, создание новых видов учебных заведений.4

Кроме этого, педагогический коллектив ряда российских образовательных учреждений занимается внедрением в практику инноваций, уже ставших историей педагогической мысли. Например, альтернативных образовательных систем начала ХХ века М.Монтессори, Р.Штайнера, и т.д.
Инновации в образовании, понимаемые в широком смысле как внесение нового, изменение, совершенствование и улучшение существующего, можно назвать имманентной характеристикой образования, вытекающей из его основного смысла, сущности и значения. Ведь новизна любого средства относительна как в личностном, так и во временном плане. То, что ново для одной школы, одного учителя, может быть пройденным этапом для других. Новизна всегда носит конкретно-исторический характер. Не имеет значения, являются ли в настоящее время идея, концепция, технология объективно новыми или нет, можно определить время, когда они были объективно новыми (например, новой в свое время была классно-урочная система Коменского). Рождаясь в конкретное время, прогрессивно решая задачи определенного этапа, новшество быстро может стать достоянием многих, нормой, общепринятой массовой практикой или отжить, устареть, стать тормозом развития в более позднее время. Поэтому учителю нужно постоянно следить за новшествами в образовании и осуществлять инновационную деятельность. К основным функциям инновационной деятельности учителя относятся прогрессивные (так называемые бездефектные) изменения педагогического процесса и его компонентов: изменение в целях (например, новой целью является развитие индивидуальности школьника), изменение в содержании образования (новые стандарты образования), новые средства обучения (компьютерное обучение), новые идеи воспитания (Ю.П.Азаров, Д.Байярд, Б.Спок), новые способы и приемы обучения (В.Ф.Шаталов), развития (В.В.Давыдов, Л.В.Занков), воспитания младших школьников (Ш.А.Амонашвили) и т.д.
Термин «инновационное обучение» как альтернатива «традиционному нормативному обучению» появился в 1978 г. в докладе группы ученых Римскому клубу. Доклад зафиксировал уже сложившиеся новые ориентации современного образования в мире и в известной мере факт появления новой системы научных психологических знаний.
Под инновационным обучением понимают те методы, которые позволяют конструировать учение как продуктивную творческую деятельность и преподавателя, и учащихся, связанную с достижением социально полноценного продукта на всех этапах учебно-воспитательного процесса, сначала в совместной, а затем в индивидуальной самоорганизуемой работе.
Инновационное обучение противопоставляется поддерживающему, традиционному обучению. Его рассматривают как реакцию системы образования на переход общества к более высокой ступени своего развития, на изменившиеся цели образования. Инновационное обучение – это обучение, стимулирующее инновационные изменения в существующей культуре и социальной среде, выступающее в качестве активного отклика на проявляющиеся как перед отдельным человеком, так и перед обществом проблемные ситуации. Оно призвано готовить не только «человека познающего», но и «человека действующего». Причем все элементы поддерживающего обучения имеют место в инновационном, вопрос заключается лишь в определении соотношения репродуктивного и продуктивного, деятельного и творческого.
В современный период инновационные изменения идут по таким направлениям, как формирование нового содержания образования; разработка и реализация новых технологий обучения; применение методов, приемов, средств освоения новых программ; создание условий для самоопределения личности в процессе обучения; изменение в образе деятельности и стиле мышления как преподавателей, так и учащихся, изменение взаимоотношений между ними.
-2- Педагогические инновации подразделяются на следующие типы и подтипы:
1. По отношению к структурным элементам образовательных систем: нововведения в целеполагании, в задачах, в содержании образования и воспитания, в формах, в методах, в приёмах, в технологиях обучения, в средствах обучения и образования, в системе диагностики, в контроле, в оценке результатов и т.д.
2. По отношению к личностному становлению субъектов образования: в области развития определённых способностей учеников и педагогов, в сфере развития их знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетентностей и др.
3. По области педагогического применения: в учебном процессе, в учебном курсе, в образовательной области, на уровне системы обучения, на уровне системы образования, в управлении образованием.
4. По типам взаимодействия участников педагогического процесса: в коллективном обучении, в групповом обучении, в тьюторстве, в репетиторстве, в семейном обучении и т.д.
5. По функциональным возможностям: нововведения-условия (обеспечивают обновление образовательной среды, социокультурных условий и т.п.), нововведения-продукты (педагогические средства, проекты, технологии и т.п.), управленческие нововведения (новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование).
6. По способам осуществления: плановые, систематические, периодические, стихийные, спонтанные, случайные.
7. По масштабности распространения: в деятельности одного педагога, методического объединения педагогов, в школе, в группе школ, в регионе, на федеральном уровне, на международном уровне и т.п.
8. По социально-педагогической значимости: в образовательных учреждениях определенного типа, для конкретных профессионально-типологических групп педагогов.
9. По объёму новаторских мероприятий: локальные, массовые, глобальные и т.п.
10. По степени предполагаемых преобразований: корректирующие, модифицирующие, модернизирующие, радикальные, революционные.
В предложенной систематике одна и та же инновация может одновременно обладать несколькими характеристиками и занимать своё место в различных блоках.
Для оценки новизны инновации в области образования более подходит классификация по уровням. Она отражает место полученных знаний в ряду известных и их преемственность.
- Уровень конкретизации
На этом уровне инновация конкретизирует отдельные теоретические или практические положения, касающиеся обучения и воспитания. Этот уровень в педагогической науке называют модификационным типом новизны (М.М. Поташник). Содержанием его являются усовершенствование, рационализация, видоизменение, модернизация того, что имеет аналог (программ, методики, структуры и т.д.). К модификации относится и перенос известной методики на новый (или другой) предмет. Примером этому может служить перенос метода укрупнения дидактических единиц, разработанного на математическом материале П.М. Эрдниевым, в историю и другие учебные предметы.
- Уровень дополнения
Инновация расширяет известные теоретические и практические положения в обучении и воспитании. Полученное знание открывает новые грани проблемы, которые ранее не были известны. В целом новшество не меняет картину, а дополняет ее. Примером этого же типа инновации в практической педагогической деятельности служит широко известный опыт начальных классов средней школы № 109 г. Москвы Е.Н. Потаповой по созданию методики оптимизации обучения шести-семи-летних детей письму (см. Е.Н. Потапова. Радость познания. М., 1990).
-Уровень преобразования
Он характеризуется принципиально новыми идеями, подходами в области обучения и воспитания, которых ранее не было в теории. Происходит принципиальная смена точек зрения, выдвигается оригинальный подход, коренным образом отличающийся от известных представлений в данной области. В дидактике к этому уровню можно отнести исследования, которые обосновывают целостный подход к обучению. Образцы уникального новаторского и исследовательского педагогического опыта в обновлении школы продемонстрировали в своей работе такие педагоги и ученые России, как И.П. Волков, Г.И. Гончарова, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова, М.П. Щетинин, П.М. Эрдниев, Е.А. Ямбург и другие. Их педагогические находки, результаты их педагогических новшеств уже стали достоянием учительства всей страны.
Новые методы, которые предлагают наука и практика, должны обеспечивать высокий учебно-воспитательный эффект и стимулировать дальнейшее развитие школьников. С этой точки зрения далеко не все инновации оправдывают себя, хотя на отдельных этапах могут быть получены весьма обнадеживающие результаты.
Критерии прогрессивности педагогических инноваций могут выражаться в разных результатах. Например, разработаны новые варианты методик, которые частично или полностью решают определенную проблему. Выдвинуты новые концепции, идеи, классификации, охватывающие и объясняющие различные явления и факты в области обучения и воспитания. Перспективны разработка и уточнение гипотез, позволяющих строить новые проекты будущих воспитательных систем. Новые идеи и технологии открывают пути и направления для дальнейшего поиска, позволяют выдвинуть конструктивные предложения, создавать актуальные исследовательские проекты и программы.
Предлагаемые нововведения должны быть теоретически или эмпирически обоснованы, соответствовать критериям обоснованности, к которым относятся:

оптимальность, означающая затрату сил и средств учителей и учащихся для достижения ожидаемых результатов;

результативность, выражающаяся в определенной устойчивости положительных результатов в деятельности учителей;

возможность творческого применения инноваций в массовом опыте.
Перечисленные критерии позволяют отличать педагогические новации от педагогического прожектерства, научные и практические новшества в образовательных процессах. Они же — эти критерии — создают основу для педагогического творчества.


-3- В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики — проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств.

Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа. Инновационная направленность деятельности учителей и воспитателей, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает средством обновления образовательной политики.

Во-вторых, усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов требуют постоянного поиска

новых организационных форм обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания в учительской среде.

В-третьих, изменение характера отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации содержания учебно-воспитательного процесса учитель был ограничен не только в самостоятельном выборе новых программ, учебников, но и в использовании новых приемов и способов педагогической деятельности. Если раньше инновационная деятельность сводилась в основном к использованию рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более избирательный, исследовательский характер. Именно поэтому важным направлением в работе руководителей школ, органов управления образованием становится анализ и оценка вводимых учителями педагогических инноваций, создание условий для их успешной разработки и применения.
По данным многих исследований эффективности отдельных форм обучения наибольшую активность ученики проявляют при обсуждении учебного материала в небольшой группе (дискуссии),при практике в процессе узнавания нового и при обучении других (ребёнок обучает ребёнка).
Учебная работа имеет специфику: это работа с людьми. Нет учителя без учеников и каждый ученик у кого-то учится. А это значит, что при всяком обучении, особенно если каким-то образом обучаемые объединяются, всегда имеют место какие-то элементы сотрудничества, коллективизма, повышается интерес к обучению, формируется самостоятельность, инициативность учеников – устраняются основные недостатки традиционных форм организации процесса обучения (например – социальная пассивность). Таким образом, все ученики при коллективной работе( т. е. работа учащихся в парах сменного состава ), постоянно находятся в положении, когда нужно воздействовать на других учеников (людей), учить их новому учебному материалу, доказывать им, что-то опровергать, управлять их деятельностью. Социальная активность каждого школьника проявляется систематически, регулярно, не менее 40 — 50 процентов того времени, которое выделяется на коллективные занятия. Социальная активность школьников в процессе коллективной работы проявляется также и в том, что все они активные участники самоуправления, которое осуществляется непосредственно на уроках в процессе обучения. Поэтому в данном случае мы можем говорить о высшем уровне социальной активности школьников. Современное общество требует воспитания активных, самостоятельных учащихся, способных решать поставленные перед ними задачи.

Выход из этой ситуации в образовании связан с переходом к инновационной стратегии обучения, предполагающей системную организацию управления учебно-воспитательным процессом, при которой в силу изменения содержательных и процессуальных аспектов обучения на первый план выходит ориентация школьников на самопознание, самосовершенствование, саморазвитие.
Самопознание – это процесс получения знаний о самом себе путем выделения себя среди других, идентификации и обособления себя от других людей на основе сравнивания себя с ними и с самим собой в прошлом, настоящем и отдаленном будущем.
Идея самопознания отображает ведущие тенденции изменяющегося мира, а ее реализация обеспечивает готовность учащихся к образованию через всю жизнь. Самопознание становится отправной точкой для консолидации людей независимо от их взглядов, жизненных позиций, ориентиров, жизненной философии.
Современная социальная ситуация выдвигает перед системой образования требования, направленные на развитие и формирование личности, способной к непрерывному обучению, изменению способов своей образовательной, профессиональной и социальной деятельности.
Сегодня от человека требуется умение работать не только с другими людьми, но и с самим собой, причем работать не по стереотипу, а с учетом меняющихся жизненных ситуаций. Иными словами, общество формирует социальный заказ, направленный на развитие активной творческой личности, которая становится субъектом деятельности и саморазвития.
Инновационная стратегии обучения предполагает прежде всего реорганизацию взаимодействия учителя и учащихся и выдвижение на первый план социальной природы всякого учения и развития личности ученика. В связи с этим необходима ориентация не только на индивидуальные, но и на групповые формы учения, совместную деятельность, многообразие форм взаимодействия, межличностных отношений и общения, становление субъекта деятельности путем «выращивания» его из «коллективного субъекта».
Реорганизация учебного взаимодействия предполагает изменение личности учителя. Изменяется его позиция в отношении к ученику, к себе самому. Учитель не должен подобно рикше тащить на себе весь воспитательный процесс. То есть учитель должен выступать не только как носитель информации, хранитель норм и традиций, но и как помощник становления и развития личности ученика, уважающий эту личность независимо от меры ее приобщения к знаниям.
Инновационная стратегия обучения требует изменения функции и строения знаний, которые осваиваются в школе, а также способов организации процесса их усвоения. Процесс усвоения знаний перестает носить характер рутинного заучивания, репродукции. Он становится инструментом познания на основе понимания взаимосвязи окружающего мира и себя самого в этом мире и организуется в разных формах.
Ситуации продуктивных взаимодействий и совместной творческой деятельности, организуемые учителем, в системе инновационного обучения связаны с изменением системы контроля и оценки знаний учащихся. На смену контроля со стороны учителя приходит самоконтроль ученика, а оценка учителя сменяется самооценкой самого ученика, которая формируется в процессе совместной продуктивной творческой деятельности. Вводятся многообразные формы актуализации для поощрения достигнутого, публичное признание достижений .
Инновационная стратегия обучения, основанная на гуманистических идеях, способствует обогащению сознания субъектов образовательного процесса – привнесению в сознание новых личностных смыслов учения, их развитию посредством сотрудничества и сотворчества.


-4- Индивидуальные, фронтальные формы обучения являются традиционными, а коллективные – принципиально новыми в современном образовании.В последнее время интерес школьников к учению резко упал, чему в определённой степени способствовали устаревшие формы урока. Поиск инноваций в формах обучения привёл к появлению так называемых нестандартных уроков. Среди наиболее распространённых типов нестандартных уроков наиболее распространённые: деловые игры, пресс-конференции, уроки типа КВН, уроки- конкурсы, уроки-«суды», уроки-концерты, ролевые игры, уроки-конференции, уроки-семинары, интегрированные уроки, уроки-экскурсии и др.
Многие учителя используют в своей практике деловые игры. Рассмотрим опыт некоторых из них. И. Я. Ланина предлагает при обучении физике использовать следующие игры:
-Экспертиза
Имитационная модель игры. На предприятие (завод, стоительная организация, проектный институт) прибывает прибывает экспертная комиссия фирмы. Её задача: оценить качество продукции. Учитель в качестве руководителя предприятия предлагает всем учащимся класса стать членами экспртной группы.

С докладами на комиссии выступают работники предприятия, назначенные руководителем. Участники экспертной группы по каждому докладу составляют акт приёма на бланке по специальной форме, где указываются достоинства доклада, ошибки. Дополнения, выводы. Указываются фамилии отвечающего и эксперта.
Подготовка к игре:

Специальной подготовки к игре не проводится. Для учащихся такая игра – обычный отчёт о выполнении домашнего задания. Учитель более тщательно,чем обычно, подбирает вопросы и с помощью учащихся класса готовит бланки актов приёмки. Общее число бланков равно числу учащихся класса, умноженному на число ответов.
Содержание игры:
Игра, как и всякий опрос, должна занимать не более 20-25 мин урока. Для докладов планируют два-три вопроса. Акты заплоняют во время ответа товарища, причём ошибки не только фиксируют, но и исправлают. В конце каждого доклада учащимся предоставляют время для его общей оценки и вывода.

План оценки ответа может быть следующим:
1. Оценка правильности ответа.
2. Характеристика глубины ответа (достаточны ли обоснования, доказательства и примеры).
3. Характеристика полноты ответа.
4. Оценка логичности построения ответа.
В этом случае акт экспертизы будет содержать не только исправление ошибок и дополнения, но и оценку достоинств ответа, что должно быть характерно для любого акта. Все акты оцениваются руководителями предприятий – учителями.
-Вакансия
Имитационная модель игры. В НИИ, занимающемся изучением данной темы, есть следующие вакансии: заведующий лабораторией, старший научный сотрудник, лаборант. На конкурсной основе происходит отбор специалистов.
Оценивают участников конкурса группы экспертов: теоретики, экспериментаторы, практики.
На должность принимаются претенденты, которые сумели правильно и чётко ответить на поставленные перед ними вопросы.
Подготовка к игре:

Учитель выбирает общую тему для игры и определяет задания для тестов трёх категорий сложности (три вакантные должности).
Готовятся приборы и материалы для постановки опытов. Карточка-тест включает в себя три вопроса: теоретический, экспериментальный
(подразумевает постановку опыта и его объяснение), задачу.
Учащиеся тоже готовятся и оформляют класс для игры (рисуют плакат с названиями лаборатории и вакантных должностей, таблички на стол экспертов).
Содержание игры:
Прежде всего выявляются претенденты на вакантные должности (не более двух-трёх человек на должность). Претендентам выдаются карточки-тесты, и они занимают заранее приготовленные для них места и приступают к работе.

Затем класс делится на три группы экспертов.
Экспертам выдаются карточки подобные карточкам-тестам претендентов, но только с вопросами, соответствующими их специальности. Группы экспертов могу разделиться на подгруппы. Разные подгруппы будут работать с карточками разной сложности (3-5 мин). Всем учащимся: претендентам и экспертам - отводится время для составления ответов на вопросы теста (15 мин).
Заслушивание ответов - самая ответственная часть урока. Эксперты, выслушав ответы претендентов, дают рецензии, отмечая правильность ответа, его полноту, чёткость, и предлагают свой ответ на этот же вопрос. После совещания они высказывают своё мнение о претендентах (20 мин).
Далее следует подведение итогов конкурса. Прошедшие по конкурсу занимают свои рабочие места за столами с табличками «Лаборант», «Старший научный сотрудник», «Заведующий лабораторией». Им выдаются удостоверения (5 мин).
Ниже рассматривается ход игры «Вакансия» по теме «Количество теплоты» (физика)

(8 класс).
I. Карточка-тест претенденту на должность лаборанта:
1. Теоретический вопрос (задача). При сгорании пороха массой 3 кг выделилось 11 400 кДж энергии. Вычислите удельную теплоту сгорания топлива.
2. Практический вопрос. Почему грязный снег в солнечную погоду тает быстрее, чем чистый?
3. Эксперимент. Возьмите учебные весы, установите их на лапке штатива и уравновесьте. Поднесите снизу под чашку весов горящую спичку на расстоянии 10-12 см. почему они выходят из равновесия?
II. Карточка-тест претенденту на должность старшего научного сотрудника:
1. теоретический вопрос. В алюминиевой кастрюле, масса которой 800 г, нагревается вода объёмом 5 л от 10° С до кипения. какое количество теплоты пойдёт на нагревание кастрюли и воды?
2. Практический вопрос. В промышленных холодильниках воздух охлаждается с помощью труб, по которым течёт охлаждённая жидкость. Где надо располагать эти трубы: вверху или внизу помещения?
3. Эксперимент. Положите на полоску бумаги металлический цилиндр и внесите в пламя. Почему бумага не горит?
III. Карточка-тест претенденту на должность заведующего лабораторией:
1. Теоретический вопрос. Как изменится температура свинцового шара массой 2кг, если он упадёт с высоты 26 м на стальную плиту? (Считайте, что вся кинетическая энергия превращается в его внутреннюю энергию).
2. Практический вопрос. Возможны ли конвекционные потоки в искусственном спутнике Земли (в состоянии невесомости)?
4. Эксперимент. Зажгите свечу, накройте её цилиндрической трубкой.
Пламя уменьшится и может погаснуть. Почему? Если трубку приподнять, то свеча горит ярче. Почему?
Учительница 55-й средней школы г. Иваново Н. Л. Смирнова, организуя уроки - деловые игры, имитирует работу специального конструкторского бюро (СКБ).

На таких уроках, рассказывает она, моделируется труд разных специалистов, поэтому формирую из учеников следующие группы: поставщиков исходных данных

(цель – актуализация опорных знаний), помощи (выдаёт сведения по справочной литературе), «мозгового центра» ( выдвигает гипотезу, идеи), экспериментаторов (демонстрирует явления, лежащие в основе предлагаемой конструкции), инженеров (собирает сконструированную установку и показывает её действие), историков (ищет сведения о развитии научных взглядов по данному вопросу), обозревателей (даёт представление о значении рассматриваемой проблемы для жизни общества, подбирает факты о моральной ответственности специалистов за последствия применения их научно- технических достижений), правил безопасного труда, охраны окружающей среды, экономистов, психологов (организует психологическую разгрузку учащихся на уроке), ОТК (оценивает работу групп). В зависимости от темы создаю не весь набор групп, а только их часть.

Для урока использую демонстрационные приборы, конструкторские модели разных типов, справочную и научно-популярную литературу, периодическую печать, тематические школьные стенгазеты по физике, самодельные приборы, диапозитивы, а также таблички с названиями групп и большое табло с критериями оценок.
-Урок-экскурсия
Уроки этого типа в первую очередь призваны показать учащимся практическое применение знаний, полученных при изучении темы или раздела курса физики. Ныне всю большую популярность у учителей получает активная методика проведения экскурсий, суть которой в том, что учащиеся по ходу экскурсии собирают материал для выполнения определённых заданий. Эта методика приходит на смену пассивной, заключающейся лишь в созерцании, осмотре предприятия и ознакомлении с его оборудованием и технологическим циклом.
Опытом организации таких уроков делятся профессор И. Я. Ланина и учительница 190-й средней школы Санкт-Петербурга И. П. Шидлович .

Эффективность урока-экскурсии во многом зависит от умения педагога привлечь учащихся к активной деятельности. Проиллюстрируем на примере обобщающей экскурсии по разделу «Электрические явления» в XIII классе. Её цель – показать применение постоянного тока, электрических и электромагнитных явлений на производстве; объект экскурсии – цех завода или фабрики.

Ко времени проведения экскурсии (IV четверть) объём информации , которую получили учащиеся, достаточен для того, чтобы каждый смог подробно вникнуть в суть вопросов: где, почему и как применяют на заводе электричество? Урок строится как поиск-поход за ответами на эти вопросы. Класс разбивается на пять бригад, каждая получает своё задание.

Задание 1. Значение электричества для развития данного предприятия.

Выяснить, как облегчился труд рабочих в связи с применением электричества, как повысилась производительность труда, каковы перспективы роста использования электричества на предприятии, какие рационализаторские предложения, связанные с электричеством, были внедрены, что они дали, как предприятие намерено экономить электроэнергию.

Задание 2. Электрические цепи и схемы: электрическая схема предприятия в целом. Её основные части и узлы. Электрическая цепь отдельного станка.
Задание 3. Электричество – источник света и тепла: электрическое освещение в цехе, применение электрического нагрева на производстве, электросварка и электроплавильные печи на заводе, электросистемы для сушки изделий или лакокрасочных покрытий.

Задание 4. Электродвигатели на производстве: их роль (функции), технические особенности и параметры.

Каждая бригада имеет в составе три рабочие группы: теоретическую, инженерную и практическую. Члены первой выясняют принципы действия приборов, машин и цепей, о которых они узнали на экскурсии; члены второй подробно разбираются в устройстве этого оборудования, а членов третьей интересует область использовании этих приборов на производстве, а также возможности их совершенствования. Все учащиеся сначала осматривают объект в целом, а затем побригадно знакомятся с тем оборудованием , которое имеет отношение к полученному заданию.

На уроке, завершающем экскурсию, проходит конференция: бригады делают сообщения о выполнении заданий. Кроме того, могут быть заслушаны ученические выступления на темы «Завод завтрашнего дня», «лучшие люди завода»; материал для последнего дают интервью с передовиками производства.

В ходе обсуждения материалов конференции подводятся итоги и определяется лучшая бригада. Все ученики получают оценки.
-Деловая игра
Имитационная игра « Международная научная выставка».
Цель игры: закрепить знания по теме «Воздухоплавание», повысить активность учащихся в процессе обучения физике, вызвать познавательный интерес у учащихся, развить такие качества личности как коммуникабельность, самостоятельность, инициативность.

Имитационная ситуация такова: на международную научную выставку конструкторских моделей по использованию воздушных шаров, шаров-зондов приезжают представители разных стран. Каждая страна представляет свою модель. Победители выставки заключают долгосрочный контракт с Комитетом природных ресурсов для создания необходимой техники по представленным проектам моделей.
Учащиеся разделены по ролям: организатор выставки, конкурсное жюри, эксперты, конструкторы моделей, рекламодатели, критики.

Игра состоит из следующих этапов:
1. Вступительное слово организатора выставки (ввод в игру).
2. Представление жюри.
3. Просмотр моделей. Конструкторы характеризуют свои модели ( из чего состоит, каким газом заполняется шар, какой объём и т. д.).
4. Модели оценивают эксперты (решают задачи по данным характеристики, например, найти пдъёмную силу шара, зная плотность газа и объём шара).
5. Модели защищают рекламодатели (ученики читают сообщения на применение данной модели в науке и технике).
6. Критики отмечают отрицательные стороны данной модели, задают вопросы
(что такое балласт, подъёмная сила, как вычислить силу архимеда?).
7. Вывод жюри. Определение победителя. Разрешение проблемной ситуации.
Анализ игры. Ребята активно принимают участие в игре, серьезно относятся к своим ролям. Конструкторы отвечают на вопросы критиков. Эксперты решают поставленные задачи. Ребята с интересом играют и одновременно закрепляют материал по воздухоплаванию. В классе царит атмосфера соперничества.
Ребята проявляют свои творческие способности. Урок проходит интересно и наглядно. Нужно направлять деятельность учащихся, но, в общем, они проводят игру самостоятельно. Цели игры достигаются.
-Видеофильм
Активизировать познавательную деятельность учащихся можно используя различные игровые ситуации. Например, небольшой фильм на тему «Атмосферное давление».
Данный фильм имеет воспитательные и развивающие функции. Он способствует развитию логического мышления учащихся, формированию новых умений и навыков, закреплению полученных знаний. Ребята сами разрабатывают сюжет фильма, подбирают материал, много работают самостоятельно, выполняя роли и артистов, и режиссеров. С помощью данного фильма можно провести урок закрепления знаний, урок изучения нового материала, итоговый урок по теме «Атмосферное давление». Просматривая опыт, можно предложить учащимся самим ответить на поставленные в фильме вопросы, проанализировать результаты опыта. Такой урок будет необычным, и учащиеся с интересом будут обучаться, даже если они устали. Можно показать фильм перед итоговой проверочной работой по теме «Давление в твёрдых телах, жидкостях и газах», куда входит тема «Атмосферное давление». Они вспомнят изученный ранее материал.
Таким образом, игровая деятельность способствует обучению учащихся, делает учёбу интересным процессом, проходящим в коллективной форме.


- Интерактивное обучение
Интерактивное (коммуникативное) обучение – это тип обучения, который основан на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий.
При такой форме обучения от современного педагога требуется наличие способности создавать в образовательном процессе ситуации, которые бы запускали механизмы развития личности. Такие ситуации должны переводить обучаемых в позицию, когда они сами сознательно принимают решения относительно заданной педагогической ситуации, излагают свою точку зрения, берут на себя ответственность за представленное решение. Таким образом, обучаемые приобретают личностный опыт.
Коммуникативное пространство урока заключается в создании между педагогом и учащимися взаимопонимания на основе гуманистических ценностей и толерантности. Совокупность всех характеристик, с помощью которых выстраивается это коммуникативное пространство, называется образовательным дискурсом.
Практика образовательного дискурса приобщает к культуре учебного предмета через способ деятельности, формирует интеллектуальное, коммуникативное, социальное и общекультурное развитие личности без авторитарного давления, сообразно природным талантам и способностям каждого ученика, индивидуально, через систематическое использование интерактивных форм организации обучения.
Интерактивное обучение изменяет привычные, транслирующие, передающие формы на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодействии. Обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса, но видоизменяет формы с транслирующих (передаточных) на диалоговые, то есть основанные на взаимодействии.
Суть интерактивного обучения в диалоговом взаимодействии преподавателей и учащихся. Диалог образует и поддерживает совместную учебную деятельность, в которой и происходит развитие всех участвующих в этой деятельности субъектов. Он позволяет начать сложный процесс взаимодействия. Взаимодействие, в свою очередь, становится продуктивным, когда ему соответствуют совместное конструктивное обсуждение ситуации и направленность на разрешение проблем.


- Дистанционное обучение
Дистанционное обучение – это получение образовательных услуг без посещения образовательного учреждения, с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации, таких, как электронная почта, телевидение и др.
Дистанционное обучение (ДО), как правило, применяется в высшей школе, а также для повышения квалификации и переподготовки специалистов. Учитывая территориальные особенности России и возрастающие потребности качественного образования в регионах, дистанционное обучение в самом скором времени займет прочное место на рынке образовательных услуг.
Дистанционное обучение позволяет получить университетский диплом всем, кто по тем или иным причинам не может учиться на дневном отделении. Оно открывает большие возможности для студентов-инвалидов. Современные информационные образовательные технологии позволяют учиться незрячим, глухим и страдающим заболеваниями опорно-двигательного аппарата.
Получив учебные материалы в электронном и (или) печатном виде с использованием телекоммуникационных сетей, студент может овладевать знаниями дома, на рабочем месте или в специальном компьютерном классе в любой точке России и зарубежья.
Компьютерные системы могут проэкзаменовать, выявить ошибки, дать необходимые рекомендации, осуществить практическую тренировку, открыть доступ к электронным библиотекам, за считанные секунды найти нужную цитату, абзац, параграф или главу книги, выделить в ней главное.
Учебные курсы сопровождаются игровыми ситуациями, снабжены терминологическим словарем и открывают доступ к основным отечественным и международным базам данных и знаний на любом расстоянии и в любое время.
Такая форма обучения позволяет учитывать индивидуальные способности, потребности, темперамент и занятость студента. Он может изучать учебные курсы в любой последовательности, быстрее или медленнее. Все это делает дистанционное обучение качественнее, доступнее и дешевле традиционного.
• Лекции ДО, в отличие от традиционных аудиторных, исключают живое общение с преподавателем. Однако имеют и ряд преимуществ. Использование новейших информационных технологий (гипертекста, мультимедиа, ГИС-технологий, виртуальной реальности и др.) делает лекции выразительными и наглядными. Для создания лекций можно использовать все возможности кинематографа: режиссуру, сценарий, артистов и т. д. Такие лекции можно слушать в любое время и на любом расстоянии. Кроме того, не требуется конспектировать материал.
• Консультации ДО являются одной из форм руководства работой обучаемых и оказания им помощи в самостоятельном изучении дисциплины. Используется телефон и электронная почта. Консультации помогают педагогу оценить личные качества обучаемого: интеллект, внимание, память, воображение и мышление.
• Лабораторные работы ДО предназначены для практического усвоения материала. В традиционной образовательной системе лабораторные работы требуют: специального оборудования, макетов, имитаторов, тренажеров, химических реактивов и т. д. Возможности ДО в дальнейшем могут существенно упростить задачу проведения лабораторного практикума за счет использования мультимедиа-технологий, ГИС-имитационного моделирования и т. д. Виртуальная реальность позволит продемонстрировать обучаемым явления, которые в обычных условиях показать очень сложно или вообще невозможно.
• Контрольные работы ДО – это проверка результатов теоретического и практического усвоения обучаемыми учебного материала.
В настоящее время в нескольких школах Москвы пока в экспериментальных целях наряду с программами дистанционного обучения создан электронный аналог учительского журнала, в который, имея пароль, в любое время могут заглянуть как сам ученик, так и его родители. Проект находится под контролем президента.

Там же созданы
-Творческие мастерские
В которых ученики развивают объёмное мышление и воображение с помощью конструктора. Они собрали даже модель Кремля, которая и была продемонстрирована Медведеву, который недавно лично посетил школы, участвующие в эксперименте.


-5- Подходы к теории и практике образования меняются. Инновационная направленность педагогической деятельности стимулируется теми социально-экономическими преобразованиями, которые происходят в обществе и в самой системе образования, той обновленной образовательной политикой, которая заявлена в Конституции РФ и Законе «Об образовании». Суть этой политики заключается в усилении гуманитаризации содержания образования, непрерывном изменении объема, состава учебных дисциплин, введении новых учебных предметов; изменении характера отношений учителей к самому факту освоения педагогических новшеств, проявлении ими избирательного, исследовательского характера к появлению и созданию педагогических новшеств, воплощении их в повседневную практическую работу с учениками.

Но главное в этом деле – не забывать об ответственности преподавателя за формирование мировоззренческих установок учащегося, за духовную и нравственную сторону образовательного процесса.

Литература:
1) Загвязинский, В. И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука/ В. И. Загвязинский// Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. - Тюмень, 1990.
2) Ляудис В. Я. Инновационное обучение и наука. – М., 1992.
3) Орлова, А. И. Возрождение образования или его реформа?/ А. И. Орлова// Преподавание истории в школе. - 2006 - № 1.
4) Рапацевич, Е. С. Педагогика. Большая современная энциклопедия/Е. С. Рапацевич.- Минск: Современное слово. - 2005.
5) Рыбка Д. П. Воспитательные аспекты дистанционного обучения // Дистанционное обучение - образовательная среда ХХI века: Материалы IV Междунар. науч.-метод. конф., 10-12 нояб. 2004 г. - Мн.: БГУИР, 2004.
6) Сарапулов В.А. Инновации и опытно-экспериментальная работа в образовательных учреждениях: опыт педагогического осмысления проблемы. Чита, 1997.
7) Сластёнин, В. А. Педагогика/ В. А. Сластёнин. - М.: Школа-Пресс, 2000 г.
8) Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.
9) Хуторской А. В. Педагогическая инноватика : методология, теория, практика: Научное издание. – М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005.
10) Юсуфбекова Н. Р. Общие основы педагогических инноваций: опыт разработки теории инновационного процесса в образовании. М., 1991.
11) Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. Изд. Второе. М., 2000.
12) Конституция Российской Федерации. Официальный текст. - СПб.: Громова. - 2002.
13) Обучение и развитие: экспериментально-педагогическое исследование / Под ред. Л. В. Занкова. – М., 1975.
14) Психология (словарь) / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М., 1990.
15) Словарь русского языка/ С. И. Ожегов. - М.: 1978.



1 Сластёнин, В. А. Педагогика/ В. А. Сластёнин. - М.: Школа-Пресс, 2000 г.- с. 492.

2 Словарь русского языка/ С. И. Ожегов. - М.: 1978. - с.381.

3 Рапацевич, Е. С. Педагогика. Большая современная энциклопедия/Е. С. Рапацевич.- Минск: Современное слово. - 2005.- с. 198.


4 Орлова, А. И. Возрождение образования или его реформа?/ А. И. Орлова// Преподавание истории в школе. - 2006 - № 1. - с. 37.






Скачать файл (149.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации