Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Аппликация из бумаги как средство развития эстетических чувств у детей дошкольного возраста с ОНР - файл 1.doc


Аппликация из бумаги как средство развития эстетических чувств у детей дошкольного возраста с ОНР
скачать (185 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc185kb.16.11.2011 14:37скачать

содержание

1.doc

Тема: Аппликация из бумаги как средство развития эстетических чувств у детей дошкольного возраста с ОНР

ОГЛАВЛЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ……………………………………….…………………………..


3 стр.


ГЛАВА I Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ……………………….……………...................

    1. Исторический аспект эстетического воспитания детей. Сущность эстетического воспитания ……………………………………….………...

    2. Значение развития эстетических чувств, задачи и этапы сенсорного развития …………………………….………………………

    3. Особенности психического развития детей с общим недоразвитием речи. Психолого-педагогическая характеристика детей этой категории………………………………………………………………



5 стр.


5 стр.


11 стр.


16 стр.


ГЛАВА II Развитие эстетических чувств дошкольников с ОНР средствами аппликации из бумаги………………….………………………

  1. Средства развития эстетических чувств у детей дошкольного возраста с ОНР………………………….…………………………………..

  2. Аппликация как вид деятельности детей дошкольного возраста. Задачи обучения аппликации детей дошкольного возраста с ОНР…………………………………………………….……………………

  3. Содержание обучения детей дошкольного возраста с ОНР аппликации из бумаги……………………………………………………...





20 стр.


20 стр.


24 стр.


27 стр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………….………………………...

31 стр.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………….………………………………...

33 стр.


ВВЕДЕНИЕ


Человек утверждается в предметном мире не только посредством мышления, а через посредство всех чувств [12]. Эстетическому воспитанию принадлежит в этом ведущая роль. В процессе изобразительной деятельности, в том числе аппликации, создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Выделение свойств предметов (формы, строения, величины, цвета, расположения в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма — компонентов эстетического чувства, что является особенно актуальным при воспитании и обучении детей с общим недоразвитием речи (ОНР).

Таким образом, целью нашего исследования является изучение влияния аппликации на эстетические чувства детей дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи.

^ Объект исследования – процесс эстетического воспитания детей дошкольного возраста с ОНР.

Предметом исследования является аппликация, как средство развития эстетических чувств детей дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи.

В ходе исследования решались следующие задачи:

  1. Изучить историю вопроса и его современное состояние.

  2. Исследовать значение развития эстетических чувств, задачи и этапы сенсорного развития

  3. Рассмотреть особенности психического развития детей дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи.

  4. Рассмотреть средства развития эстетических чувств у детей дошкольного возраста с ОНР.

  5. Изучить задачи обучения детей дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, аппликации из бумаги.

  6. Изучить содержание обучения детей дошкольного возраста с ОНР аппликации из бумаги.



ГЛАВА I

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи


    1. Исторический аспект эстетического воспитания детей. Сущность эстетического воспитания


Идеи эстетического воспитания зародились еще в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин «эстетика» происходит от греческого «aisteticos» (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное [31]. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.

В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н. Джола, Д.Б. Кабалевский, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, М.Д. Таборидзе, В.Н. Шацкая, А.Б. Щербо и другие.

В литературе имеется множество различных подходов к определениям понятий, выбору путей и средств эстетического воспитания.

Советская педагогика определяла эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности - в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства [5].

В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве [13].

Д.Б. Лихачев в своей книге «Теория эстетического воспитания школьников» опирается на определение данное К. Марксом: «Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты» [16]. Автор подчеркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка. Б.Т Лихачев, также как и многие другие педагоги и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности [16].

Рассматривая множество определений понятия эстетическое воспитания, выделим основные его положения.

Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия.

Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее.

В-третьих, задача эстетического воспитания формирование эстетических чувств, вкусов и идеалов личности.

И, наконец, в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

Разные подходы к пониманию сущности эстетического воспитания обуславливают и различные подходы к его целям.

Так, например, В.Н. Шацкая ставит перед эстетическим воспитанием следующую цель: «Эстетическое воспитание служит формированию… способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты» [31]. Из определения видно, что автор важное место в эстетическом воспитании отводит искусству. Искусство - это часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности. Эстетическое же воспитание гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности.

В активизации «способности творчески трудиться, достигать высокой степени совершенства своих результатов труда, как духовного, так и физического» видит цель эстетического воспитания Л.П. Печко [31].

Н.И. Киященко придерживается той же точки зрения. «Успех деятельности личности в той или иной области определяется широтой и глубиной развития способностей. Вот почему всестороннее развитие всех дарований и способностей личности есть конечная цель и одна из основных задач эстетического воспитания» [11]. Главное - воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности.

Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности и искусству, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности. Таким образом, наиболее удачно, на наш взгляд, отразил цель эстетического воспитания Рукавицын М.М., который считает: "Конечная цель эстетического воспитания - гармоничная личность, всесторонне развитый человек… образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства" [28]. Эта цель также отражает и особенность эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса.

Чрезвычайно важным в эстетическом воспитании является решение познавательных, общеобразовательных задач, а также развитие потребности и способности участвовать в создании прекрасного в жизни, в художественном творчестве и в человеческих отношениях [6].

Любая цель не может рассматриваться без задач. Большинство педагогов (Г.С. Лабковская, Д.Б. Лихачев, Н.И. Киященко и другие) выделяют ведущие задачи, которые имеют свои варианты и у других ученых, но при этом не теряют главной сути.

Итак, во-первых, это создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям [14]. Весьма заметна роль эстетического воспитания в развитии познавательной способности личности. Исследователи отмечают, что, формируя «эстетическое мышление», воспитание способствует целостному охвату на индивидуальном уровне особенностей культуры данной эпохи, пониманию ее единства и стилистического родства, что, по мнению польского ученого И. Войнара, является необходимой предпосылкой ее теоретического познания.

Вторая задача эстетического воспитания состоит в формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими.

Третья задача эстетического воспитания связана с формированием у каждого воспитуемого эстетической творческой способности. Главное состоит в том, чтобы «воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его «по законам красоты» [7].

Для современной теории эстетического воспитания дошкольников характерны 2 тенденции:

I – интеграция наук, которая позволяет рассматривать теорию эстетического воспитания ребенка-дошкольника с различных сторон. Данная тенденция проявилась в развитии смежных наук – эстетики, детской психологии, общей педагогики, которые являются теоретической основой эстетического воспитания;

II – дифференциация исследований, направленная на изучение проблем развития у детей эстетических вкусов и художественных способностей. Данная тенденция проявилась в последовательной и углубленной разработке актуальных, но более частных вопросов эстетического воспитания.

Соответственно, в теории эстетического воспитания детей дошкольного возраста можно отметить 2 основных направлений научной работы:

I – осуществление системного подхода к общему комплексу вопросов эстетического воспитания;

II – решение отдельных, более частных, но весьма существенных проблем, решение которых дает возможность вновь возвращаться к первому направлению, но уже на ином уровне.

Значение первого направления заключается в том, что дается общая характеристика эстетического воспитания, определяется его программность, изучается характер взаимосвязи между эстетическим воспитанием и развитием ребенка [31]. Решается дидактическая проблема формирования художественных способностей.

Значение второго направления в том, что авторы исследований стремятся изучить своеобразие ведущих проблем художественной деятельности детей: восприятия, исполнительства, творчества.

В ходе эстетического воспитания решаются задачи, направленные на формирование эстетической культуры, а именно:

  1. на развитие эстетического сознания, эстетических чувств;

  2. на освоение эстетической деятельности;

  3. на развитие эстетических, художественных способностей.

К первой группе относятся задачи, направленные на ознакомление с «эталонной системой» качеств и признаков: развитие восприятия, эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости на прекрасное или безобразное, комическое или трагическое.

Вторая группа задач направлена на приобщение детей к активной эстетической художественной деятельности: формирование умений и навыков в исполнительской деятельности; формирование способности восприятия и самостоятельного применения различных средств выразительности того или иного вида искусства (в изобразительном искусстве – цвет, форма, пространство, линия; в музыке – высота, сила, тембр звука), воспитание у детей потребности в созидании прекрасного, внесении его в быт, природу, собственное «Я», отношения с другими людьми.

К третьей группе задач относится развитие общих и специальных художественно-творческих способностей. Общие способности – это сенсомоторное развитие, способность к эмоциональной отзывчивости, творческое воображение. Специальные способности – это способности, развивающие в процессе усвоения специфичных для конкретного вида искусства способов деятельности – восприятия, исполнительства, творчества. Например, в изобразительном искусстве – это творческое воображение, легкость и полнота восприятия пространственных и цветовых отношений, глазомер, хорошая зрительная память, эмоциональная чувствительность, специальная умелость руки [5].

Указанные задачи эстетического воспитания детей взаимно обусловлены и тесно переплетаются между собой. На основе задач разрабатываются содержание, формы и методы эстетического воспитания.



    1. Значение развития эстетических чувств, задачи и этапы сенсорного развития


Психологический механизм восприятия эстетического объекта представляет собой особую систему, в которую входят, с одной стороны, так называемые аффективно-потребностные структуры личности, выражающиеся в потребностях, интересах, идеалах и др., составляющие собственно динамическую часть системы; а с другой стороны - операциональные структуры личности, такие психические процессы, как воображение, мышление, ощущение и т. п.

Сенсорный аппарат организма - это «входные» ворота, через которые человек воспринимает все богатство и разнообразие красок и форм, звуков и запахов окружающего мира. Полноценное общение с миром искусства во многом зависит от человеческого восприятия. Чувство цвета, формы, законченности и равновесности композиционного расположения объектов, чувство «хорошей фигуры» и линии, чувство гармонии и дисгармонии, ассонанса и диссонанса, чувство пропорции и многое другое - весь этот огромный потенциал сенсорных возможностей организма является необходимым условием полноценной встречи личности с эстетическим объектом [4].

Сенсорная невосприимчивость, отсутствие техники и культуры чувственно-эстетического восприятия действительности и художественных произведений приводят к резкому искажению и в конечном счете к разрушению эстетического эффекта. Вот почему так важно уже с младшего школьного возраста, а, может, и еще раньше, развивать у ребенка систему сенсорных чувств. Этому могут помочь школьные предметы с эстетической направленностью. Однако момент чувственного восприятия является только первым необходимым толчком для пробуждения более сложной деятельности.

«Путь познания, - пишет Левитов, - идет от живого созерцания, то есть от ощущений и восприятия к абстрактному мышлению и завершается практикой, которая является критерием истины» [15].

Именно поэтому, одной из основных задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста является развитие восприятия, эстетических чувств ребенка – его сенсорное развитие. Для ребенка дошкольного возраста характерно чувственное познание окружающего мира, в основе которого лежат процессы ощущения и восприятия. Именно дошкольный период детства является сензитивным для совершенствования органов чувств, накопления представлений об окружающем [4]. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольного образования (Ф.Фребель, М.Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тизеева, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, А.Д.Усова, Н.П. Сакулина и др.) справедливо считают, что сенсорное воспитание является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее [23].

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития

- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок – это и любимые игрушки и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства – картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества.

Содержание и методы сенсорного воспитания в отечественной педагогике опираются на ряд положений о сущности восприятия и его развитии у детей [19].

^ Первое положение. Ощущения и восприятия рассматриваются не как пассивные процессы зеркального отражения предметов и явлений окружающей действительности, а как особые действия анализаторов, направленные на обследование этих предметов и явлений, их особенностей. Само развитие восприятия рассматривается как длительные путь овладения ребенком сенсорными действиями [21].

^ Второе положение. В свете культурно-исторической концепции Л.В. Выготского развитие восприятия у ребенка есть процесс усвоения социального сенсорного опыта, формирование под влиянием взрослых новых, ранее не существовавших сенсорных способностей [6].

Целью сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у детей.

В дошкольном детстве выделяются следующие задачи сенсорного воспитания:

  1. Формирование перцептивных (обследовательских) способностей;

  2. Формирование системы сенсорных эталонов;

  3. Формирование умений самостоятельно применять перцептиные действия и сенсорные эталоны в практической и познавательной деятельности.

В каждом возрасте эти задачи конкретизируются.

В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств – всеми цветами спектра, с геометрическими формами – круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич. Развивать познавательные умения и речевые: определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова-названия величин и форм.

В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы – устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследование предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие – умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.

В старшем дошкольном возрасте, при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух – точное различение речевых звуков и различение восприятия начертания букв [2].

Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе.

Согласно современной теории развития эстетических чувств – сенсорного воспитания, его содержание для детей дошкольного возраста предусматривает накопление ими широкого сенсорного опыта а процессе познания многообразных сенсорных характеристик окружающего мира (сенсорных эталонов, перцептивных действий)

Вовлечение ребенка в различные виды деятельности является одним из условий сенсорного воспитания. Именно в условиях содержательной результативной деятельности возможно организовать восприятие свойств предметов, их особенностей, формировать представления о них.

Следующим условием сенсорного воспитания является обучение, которое представлено рядом этапов [20].

На первом этапе взрослый привлекает ребенка к тому сенсорному признак, который должен быть освоен. Для этого он предлагает ребенку создать какой-либо продукт, который должен быть похож или на образец, или удовлетворять определенным требованиям (например, ворота определенной высоты для машины). Не имея навыков обследования образца, дети на этом этапе допускают ошибки. Эту ситуацию неудачи использует взрослый. Он помогает ребенку увидеть, осознать то свойство, которое необходимо учесть для достижения цели.

На втором этапе взрослый обучает ребенка перцептивным действиям. Параллельно с обследовательскими действиями идет накопление представлений о сенсорных признаках предметов и явлений.

Воспитатель показывает и называет само перцептивное действии и то чувственное впечатление, которое ребенок получил в результате обследования (например, для знакомства ребенка с таким свойством, как мягкость, предлагается смять предмет. Затем называется слово-качество – мягкий). При этом целесообразно использовать прием сравнения (предложить смять твердый предмет и ответить, мягкий ли он).

Целью третьего этапа является формирование представлений об эталонах. Для этого у ребенка должно быть сформировано умение группировать предметы по тому или иному признаку (собрать все круглые предметы, разместить красные цветы в красную вазу, синие – в синюю и т.п.). Постепенно детей учат применять усвоенные ими эталоны качеств для анализа предметов, сравнивать предмет с эталоном, замечая сходство и отличие. В процессе этой работы к концу дошкольного возраста дети начинают осваивать систему эталонов (цвета, формы, величины, времени, звуков и т.п.).

На четвертом этапе важно создавать такие условия для самостоятельного применения знаний, освоенных детьми в процессе какого-либо вида деятельности (подери бумагу для лодочки, сделай коробочку под рассаду, сшей мишке теплое одеяло и т.п.).


1.3. Особенности психического развития детей с общим недоразвитием речи. Психолого-педагогическая характеристика детей этой категории


Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящейся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Причиной могут быть различные неблагоприятные воздействия, как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов (родовая травма, асфиксия), а также в первые годы жизни ребенка. Структура речевой недостаточности и процессы компенсации во многом определяются временем наступления и степенью выраженности дефекта, в данном случае мозговое поражение [6].

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной, аффективно волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей понижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания, они забывают сложные инструкции элементы и последовательность заданий.

У наиболее слабых детей пониженная активность припоминания, может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности, связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно логического мышления. Без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением[17].

Наряду с общей соматической ослабленностью им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, снижением скорости и ловкости выполнения, неуверенности в выполнении дозированных движений. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции [10].

Дети с ОНР отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, перекатывание мяча с руки на руку, передача его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием; прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку.

Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе.

Исследование неречевых психических функций у детей с ОНР выявили клинические разнообразия проявления этого нарушения. В зависимости от этого Мастюкова Е.Н. выделяет три основных группы детей с ОНР[9].

У детей первой группы имеют место признаки лишь общего недоразвития речи, без других выраженных нарушений нервно-психической деятельности. Это неосложненный вариант общего недоразвития речи. У этих детей отсутствуют локальные поражения центральной нервной системы.

Несмотря на отсутствие выраженных нервно-психических нарушений в дошкольном возрасте, дети этой группы нуждаются в длительной логопедической коррекционной работе, а в дальнейшем – в особых условиях обучения. Практика показывает, что направление детей с нерезко выраженными речевыми нарушениями в массовую школу может привести к возникновению вторичных невротических и неврозоподобных расстройств. Отмечаемые малые неврологические дисфункции в основном ограничиваются нарушениями регуляции мышечного тонуса, недостаточностью тонких дифференцированных движений пальцев рук, несформированностью кинестетического и динамического праксиса.

У детей второй группы, общее недоразвитие речи сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов. Это – осложненный вариант ОНР. Клиническое и психолого-педагогическое обследование детей второй группы выявляет наличие у них характерных нарушений познавательной деятельности, обусловленных как самим речевым дефектом, так и низкой умственной работоспособностью. Многие дети этой группы отличаются общей моторной неловкостью, они с трудом переключаются с одного вида движений на другой. Указанные нарушения обычно сочетаются с недостаточностью фонематического восприятия. Отмечается незрелость эмоционально-волевой сферы.

Дети этой группы обычно испытывают выраженные затруднения при обучении их пониманию количественных отношений, представлений о числе и о натуральном ряде чисел. Катамнестическое изучение этих детей в процессе их обучения в речевой школе выявляет выраженные и стойкие затруднения в усвоении математики.

У детей третьей группы имеет место наиболее стойкое и специфическое речевое недоразвитие, которое клинически обозначается как моторная алалия. Характерными признаками моторной алалии являются следующие: выраженное недоразвитие всех сторон речи – фонематической, лексической, синтаксической, морфологической, всех видов речевой деятельности и всех форм устной и письменной речи. В дошкольном возрасте при моторной алалии отмечаются выраженные трудности в формировании звуковых образов слов: владея достаточным пассивным словарем, дети испытывают стойкие затруднения в назывании слов.

Возможности преодоления недостаточности в речевой, познавательной и эмоционально-волевой сферах во всех возрастных группах детей с нарушениями речи зависят от своевременного и адекватного применения комплекса медицинских и педагогических воздействий в том числе и в специальных детских садах (группах) для детей с нарушениями речи.

В дошкольных учреждениях (группах) для детей с нарушениями речи осуществляется дифференцированное обучение и воспитание детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Правильное комплектование групп для детей с ОНР обеспечивается соблюдением всех принципов отбора. В группу с общим недоразвитием речевого развития, зачисляются дети, имеющие различные формы речевой патологии.

Дети с первым уровнем речевого развития зачисляются в дошкольное учреждение с 3 лет на 3 – 4 года обучения. Дети со вторым уровнем развития зачисляются с 4 лет на 3 года обучения. Дети с третьим уровнем зачисляются в дошкольное учреждение с 4 – 5 лет на 2 года обучения.


ГЛАВА II

Развитие эстетических чувств детей дошкольного возраста средствами аппликации из бумаги


2.1. Средства развития эстетических чувств у детей дошкольного возраста с ОНР


Программа эстетического воспитания направлена на формирование восприятия, воображения, памяти и на развитие интересов, чувств, склонностей и способностей, которые содействуют возникновению активного отношения к жизни.

Эстетическое воспитание не является изолированным от общего педагогического процесса. Пронизывая многие стороны жизни ребенка, оно тесно связано с нравственным, умственным, физическим развитием детей. Работа по эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы организации ее очень разнообразны, и результаты проявляются в различных видах деятельности: в игре, занятиях, быту, труде, на праздниках и в развлечениях.

Процесс эстетического воспитания осуществляется при помощи многообразия средств.

Важность искусства в эстетическом воспитании не вызывает сомнения, так как оно является собственно его сутью. Особенность искусства как средства воспитания заключается в том, что в искусстве «сгущен, сконцентрирован творческий опыт человека, духовное богатство». В художественных произведениях различных видов искусства люди выражают свое эстетическое отношение к бесконечно развивающемуся миру общественной жизни и природы. «В искусстве отражается человеческий духовный мир, его чувства, вкусы, идеалы». Искусство дает огромный материал для познания жизни. «В том-то и заключается основная тайна художественного творчества, что художник, подмечая основные тенденции развития жизни, воплощает их, а такие полнокровные художественные образы, которые с огромной эмоциональной силой действуют на каждого человека, заставляют его постоянно размышлять о своем месте и назначении в жизни». В процессе общения ребенка с явлениями искусства накапливается масса разнообразных, в том числе и эстетических, впечатлений.

Существует несколько видов искусства: литература, музыка, изобразительное искусство, театр, кино, хореография, архитектура, декоративное искусство и другие. Специфика каждого вида искусства в том, что оно особо воздействует на человека своими специфическими художественными средствами и материалами: словом, звуком, движением, красками, различными природными материалами.

В детском саду самыми доступными и распространенными являются музыка, изобразительное и декоративное искусство, театр.

Большое место в детских садах отводится знакомству с музыкой, музыкальному воспитанию. Музыка звучит и на музыкальных занятиях, и в самостоятельной музыкальной деятельности и во время праздников и развлечений.

Содержание музыкального воспитания предусматривает воспитание у детей восприимчивости, интереса, любви к музыке, развитие эмоциональной отзывчивости на нее, приобщение их к разнообразным видам музыкальной деятельности, что позволяет развивать общую музыкальность ребенка, его творческие способности.

Восприятие музыки сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика), различать музыкальные произведения по жанру, характеру.

Во время знакомства с музыкой на занятиях, специально организованных музыкально-дидактических игр решаются следующих музыкально-сенсорные задачи:

  • развитие звуковысотности

  • развитие динамического слуха

  • развитие тембрового восприятия

  • формирование чувства ритма.

Развитие музыкально-сенсорных способностей при прослушивании музыки, пении, в танце, играх, помогает детям вслушиваться в звуки. Взрослый привлекает внимание ребенка к различным свойствам музыкальных звуков и их сочетаниям и связывает с определенными пространственными представлениями (выше—ниже, длиннее—короче) При этом всегда подчеркивается выразительное значение музыкальных звуков.

На занятиях изобразительной деятельностью детей знакомят с произведениями изобразительного искусства, с элементарными средствами выразительности образа (форма, пропорции, цвет, характерные детали, движения). У детей формируют положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведений искусства (изделия народного промысла и малые скульптурные формы, книжные иллюстрации, предметы быта и др.), архитектуры. Знакомят с произведениями народного творчества, живописи, скульптуры, разными видами художественной деятельности и творческими профессиями (художник, скульптор, архитектор).

Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Однако, для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей. В процессе этой деятельности происходит постепенное расширение запаса знаний и развитие эстетических чувств на основе представлений о разнообразии форм, пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия.

Детей знакомят с различными видами театра: теневым, пальчиковым, кукольным, воспитывают любовь к театру. У детей развивают умение разыгрывать сценки из знакомых сказок, учат чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.

В системе по эстетическому воспитанию дошкольников большое место должно быть отведено природе. Она лучше, чем что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Воспитание любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею, умение видеть природу – первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу.

В процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы: зрительный – ребенок видит размеры, цвет исследуемого объекта; слуховой – ребенок слышит шум ветра, плеск воды в реке, стук капель дождя, шелест листьев, журчанье ручейка – все это прелестно для слуха ребенка. Вкус позволяет тонко различить – сладкий вкус меда и соленый вкус морской воды, вкус родниковой воды и луговой клубники. Осязание – это вторые глаза ребенка. Ощущая предметы природы, ребенок чувствует все шероховатости коры деревьев, крупинки песка, чешуйки шишек.

В содержание эстетического воспитания входит и формирование у детей элементарных знаний о художественной литературе: русской и зарубежной. Дети приобретают знания о стихах, рассказах, фольклоре: поговорках, загадках, былинах, учатся понимать выразительные средства литературных произведений (реалистических, сказочных, лирических, героических, юмористических и т.д.).

Дети старшего дошкольного возраста знакомятся с именами известных русских писателей, художников, композиторов, иллюстраторов детских книг.

Кроме того, универсальным средством непрямого воздействия на ребенка является предметная среда, развивающая эстетическое отношение и чувства дошкольников. Известно, что социокультурное окружение и предметная среда – мощный обогащающий фактор детского развития. Л.С. Выготский писал: «…путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды»[5].

Важнейшим условием полноценного эстетического воспитания является среда, которая окружает ребенка в детском саду: здание детского сада, участок с его оборудованием и зелеными насаждениями, предметная среда: мебель, игрушки, а также специально организованные зоны сенсорно - стимулирующего пространства, сенсорных уголков, оснащение дидактическими играми и пособиями

Своим внешним видом, гармонией линий и форм, цветом, разнообразием содержания они способствуют формированию эстетического восприятия, эстетических чувств, оценок, основ эстетического вкуса.


2.2. Аппликация как вид деятельности детей дошкольного возраста. Задачи обучения аппликации детей дошкольного возраста с ОНР


Аппликация (от латинского аррliсаtiо — накладывание) - это способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон. В аппликации употребляются самые различные материалы: кожа, войлок, сукно, береста, мех, ткань, соломка, бумага [1].

Разные народы нашей многонациональной страны используют аппликацию для оформления национального костюма, предметов быта, жилища. Аппликация из бумаги появилась в XVI веке и получила свое развитие в последующие столетия. В начале XVII века во Франции возникла мода на силуэты из бумаги и в короткое время перекинулась во все страны Европы и в Россию. Стены жилищ стали украшать небольшими силуэтными портретами, бытовыми сценками. Свое название силуэт получил от фамилии Этьена Силуэта, французского чиновника XVII века, который, следуя моде, увлекался вырезыванием из бумаги. О нем рассказывали разные истории, а однажды какой-то художник нарисовал на него карикатуру, которая была сделана как тень. Этот способ изображения стали называть силуэтом.

Искусством силуэта интересовались многие художники-профессионалы: Альбрехт Дюрер, Петер Пауль Рубенс. Это искусство привлекало и знаменитого сказочника Ганса Христиана Андерсена.

В России в XIX веке наибольшей популярностью пользовались силуэты Ф. И. Толстого, который создал многофигурные композиции разнообразного содержания.

Искусство силуэта привлекало и художников XX века М.В. Добужинского, К.А. Сомова. Крупными мастерами этого искусства считаются художники: Г. И. Нарбут, Н.В. Ильин, Е.С. Кругликова [8].

Многие художники-графики и в настоящее время с успехом используют силуэт как самостоятельное средство художественного выражения при создании экслибрисов, плакатов, в оформлении книг.

Аппликация — один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радует яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес вызывает у них техника вырезывания и наклеивания.

Дети, выполняя аппликационные работы, приобретают новые знания, закрепляют представления, полученные на других занятиях. Все виды изобразительной деятельности детей, в том числе и аппликация, направлены на формирование у детей определенных знаний, развитие умений, отработку навыков и воспитание личности.

Специфика аппликации дает детям возможность активнее усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую. Это позволяет быстрее приобрести композиционные знания и умения, что важно не только для создания сюжетных и декоративных аппликаций, но и для рисования.

Аппликация – декоративно-силуэтный способ изобразительной деятельности. Вырезание из бумаги создают определенную гармонию. При этом у ребенка развивается координация движений рук самоконтроль, а в работе с бумагой, ножницами, клеем приобретаются технические навыки.

Основной задачей воспитания и обучения в процессе аппликации является приобретение детьми умений передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью выразительных образов. Приобщая детей к художественному творчеству, педагог должен воспитывать у них эстетическое отношение к окружающей жизни, способствовать накоплению эмоциональных впечатлений, формировать индивидуальные интересы, склонности, способности [12].

На занятиях аппликацией решаются задачи развития эстетических чувств, сенсорного развития детей:

  • развитие всех видов восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного, восприятие пространства и времени);

  • формирование системы перцептивных действий;

  • формирование зрительно-моторной координации, межсенсорных связей и перцептивных операции;

  • развитие скорости и дифференцированного восприятия явлений и объектов,

  • развитие устойчивости, целостности и обобщенность восприятия;

  • формирование умений обозначить сенсорные признаки и перцептивные действия словом [5].

Задачи сенсорного воспитания должны реализоваться при соблюдении определенной последовательности и поэтапности [18].

На начальном этапе детей обучают восприятию простой нерасчлененной формы. Затем переходят к обучению и тренировке восприятия формы, не вполне совпадающей с геометрической. Далее детей учат выделять в предмете главные детали, существенные и характерные признаки предметов. На следующем этапе детей учат составлять объекты из отдельных частей. Учат анализировать пространственные отношения отдельных элементов предмета. Формируют представления о пространственных отношениях.

На занятиях аппликацией с детьми с ОНР решаются не только традиционные задачи, но и специфические задачи по коррекции и развитию эмоциональной и познавательной сферы ребенка с ОНР.

Большое значение аппликация имеет для формирования навыков планирования деятельности. Проводятся специальные коррекционные занятия, на которых детей учат с помощью наглядных опор составлять план предстоящей деятельности, проговаривать всю последовательность действий, а затем поэтапно ее выполнять и сравнивать полученный результат с запланированным. Таким образом, аппликацию можно рассматривать не только как один из любимых детьми видов деятельности, но и как инструмент коррекции и развития детей [9].


2.3. Содержание обучения детей дошкольного возраста с ОНР аппликации из бумаги.


В соответствии с общими принципами построения программ предусмотрено постепенное усложнение способов изображения и технических приемов, которыми дети должны овладеть во время обучения.

На занятиях в младшей группе детей учат различать и правильно называть круг, квадрат, треугольник. Действуя с различными по величине фигурами, дети учатся находить большие и маленькие, одинаковые части.

В процессе занятий аппликацией дети учатся правильно называть, различать и соотносить с предметами цвета, обучаются простейшим ориентировкам на плоскости листа бумаги, усваивают пространственные понятия: вверху, внизу, в углу, в середине, прямо, рядом, сбоку, друг за другом.

Занятия декоративной аппликации развивают у детей чувство ритма, симметрии. Это важно для подготовки детей к декоративному рисованию [26].

Основные программные задачи включают обучение приемам выкладывания и наклеивания форм на бумагу.

В средней группе необходимо продолжать расширение знаний детей о форме окружающих предметов (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, полосу, овал).

Дети учатся составлять предметные изображений более сложного строения, с большим количеством деталей. Продолжается интенсивное усвоение знаний о цвете (используются основные и некоторые оттенки цветов). Детей учат видеть красоту различных цветосочетаний, развивать у них умение чувствовать цвет как одно из средств выразительности аппликационных работ.

Продолжается развитие у детей различных пространственных представлений и ориентировок. Знакомство с понятиями: между, на одинаковом расстоянии, с края и т.д.

Кроме того, продолжается закрепление навыков, полученных в младшей группе. Важно продолжать развитие понимания ритма, так как в этой группе дети не только выполняют декоративные аппликации, но и занимаются декоративным рисованием.

Большое внимание уделяется обучению детей технике работы ножницами. В течение учебного года дети должны овладеть различными элементарными приемами вырезывания: их нужно научить правильно держать ножницы и пользоваться ими, разрезать бумагу по прямой линии, делать косые срезы и вырезывать предметы округлой формы. Следует совершенствовать и технику наклеивания.

В старшей группе детям продолжают давать различные знания о форме предметов. Учат находить и выделять знакомые формы в предметах, различать квадрат, прямоугольник по их основным признакам: четыре прямых угла, равные противоположные стороны. Эта задача достаточно легко решается в аппликации, так как дети имеют возможность, накладывая один четырехугольник на другой, сравнивая и сопоставляя, делать правильные выводы и умозаключения.

В старшей группе не только уточняют знания детей о различных цветах, но и учить дифференцировать цвета, выделяя яркие, светлые и темные. Решение этой задачи позволит сделать аппликации более выразительными, обогатить их колорит, расширить цветовую культуру восприятия.

Дети шестого года жизни довольно быстро усваивают также понятия вверху, внизу, посередине, друг за другом, рядом, но испытывают трудности в определении левой и правой стороны, часто заменяя одно понятие другим. В связи с этим задача прочного овладения детьми различными пространственными представлениями и понятиями по-прежнему является важной.

Продолжается дальнейшее обучение детей приемам вырезывания ножницами, так как от этого зависит качество аппликаций. При этом не только отрабатываются и закрепляются приемы, которыми дети овладели в средней группе, но и формируются новые, более сложные и рациональные: вырезывание одинаковых фигур из бумаги, сложенной гармошкой, и симметричных — из бумаги, сложенной вдвое.

В подготовительной к школе группе учат определят и правильно называть многоугольники с разным количеством углов, отличать ромб от квадрата, параллелограмм от четырехугольника, трапеции. Детей учат дифференцировать оттенки основных спектральных тонов, продолжать учить различать холодные и теплые цвета, светлые и темные, правильно называть оттенки, использовать образные названия). Важно научить детей не только различать и правильно называть цвета бумаги, но и активно использовать цвет как одно из средств выразительности аппликаций [25].

В этом возрасте детей продолжают обучать ориентировке на плоскости листа бумаги, добиваясь правильных и точных определений. Особое внимание нужно обратить на то, что дети плохо усвоили (например, правый нижний угол, верхний левый угол). Нужно научить детей понимать различные термины: напротив, по парам, на одном уровне и другие.

Большое внимание уделяется выразительности детских работ, передаче динамичности, образности, творческому решению в цвете, удачной композиции, развитию индивидуальных способностей детей. Необходимо также развивать у детей художественный вкус, творческую активность, самостоятельность не только в процессе изобразительной деятельности, но и в формировании культуры восприятия произведений искусства и окружающей действительности. Решение этих важных задач невозможно без расширения знаний детей о цвете, форме, строении, пропорциях предметов, их характерных особенностях и взаимосвязях.

Происходит дальнейшее усложнение приемов вырезывания, на предъявление более высоких требований к качеству работы. Наряду с этим должна решаться более сложная задача: превратить ножницы из технического инструмента в изобразительный. Нужно научить детей как бы рисовать ножницами, овладеть навыками силуэтного вырезывания без предварительной прорисовки линии контура с передачей характерных особенностей различных силуэтов.

В этом возрасте необходимо развивать у детей умение самостоятельно планировать изображение, начинать работу с вырезывания и наклеивания главных крупных элементов, постепенно дополняя более мелкие и заканчивая деталями для передачи характерных особенностей, создания выразительного образа.

Возрастает требовательность к организации самого процесса изготовления аппликации; работать быстро, аккуратно, использовать рациональные приемы вырезывания, разумно расходовать бумагу, аккуратно убирать свое рабочее место.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В соответствии с поставленными задачами исследования были изучены история и современное понятие объекта исследования – эстетического воспитания. Было выяснено, что под эстетическим воспитанием понимают процесс целенаправленного воздействия, направленного на формирование у ребенка способности воспринимать и видеть красоту в искусстве, жизни, оценивать ее; эстетических чувств, вкусов и идеалов личности, развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

«Входными» воротами, через которые человек воспринимает все богатство и разнообразие красок, форм и звуков, запахов является сенсорный аппарат организма, сенсорная восприимчивость, развитие которой является необходимым условием полноценной встречи личности с эстетическим объектом.

В дошкольном детстве основными задачами развития эстетических чувств является: формирование перцептивных (обследовательских) способностей, системы сенсорных эталонов и умений самостоятельно применять их в практической и познавательной деятельности.

У детей с общим недоразвитием речи, наряду с нарушениями формирования всех компонентов речевой системы, отмечаются нарушения вторичного порядка, выраженные в особенностях формирования сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. Возможности преодоления недостатков психического развития детей с ОНР зависят от своевременного и адекватного коррекционно-педагогического воздействия в условиях специального обучения.

В ходе исследования, было выяснено, что основными средствами развития эстетических чувств у детей дошкольного возраста с ОНР являются такие виды искусства, как: музыка, театр, художественная литература, изобразительное и декоративное искусство, а также природа и предметная среда, окружающая ребенка (в том числе и специально организованная среда).

Аппликация – декоративно-силуэтный способ изобразительной деятельности, является одним из любимых детьми видов изобразительной деятельности и эффективным средством развития эстетических чувств детей. На занятиях аппликацией происходит развитие всех видов восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного, восприятия пространства и времени), формируется система перцептивных действия и зрительно-моторная координация, межсенсорные связи, а также формирование умения обозначить сенсорные признаки и перцептивные действия словом, особенно важные для детей с ОНР.

Задачи развития эстетических чувств необходимо реализовывать при соблюдении определенной последовательности и поэтапности, с постепенным усложнением способов изображения и технических приемов, что и находит отражение в содержании обучения детей аппликации.


^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1

Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду. М., 1988г.

2

Болотина Л.Г., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика.М., 1997

3

Борев Ю.Б. Эстетика: В 2 т. – М., 2000г

4

Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М., 1988г.

5

Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду. М.,1985г.

6

Выготский Л.С. Собрание сочинений, 1 часть.

7

Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников.М., 1997г.

8

Гусакова М.А. Аппликация.М., 1987

9

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.

10

Зееман М. Растройство речи в детском возрасте. / Пер. с чешского; Под ред. и с предесловием В.К. Трутнева и С.С. Ляпидевского. – М., 1962.

11

Киященко Н.И. Эстетика жизни. Учебное пособие для учащ. лицеев и гимназий в 3 ч. Ч. 3 . - Инфра-М, ФОРУМ , 2000г.

12

Ковалев Н.Е и др., "Введение в педагогику"

13

Краткий словарь по эстетике. ред. Овсянников, М.Ф.; Изд-во: М.: Просвещение, 1983 г.

14

Лабковская Г.С. (сост.) - Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Кн. для учителя.,М. Издательство: Просвещение - 1983г.

15

Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 1964 г.

16

Лихачев. Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М., 1985г.

17

Логопедия / Учебное пособие для студентов педагогических вузов // Под ред. Волковой Л.С. М., 1989.

18

Мамайчук И.И., Ильина М.Н., Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития: Научно-практическое руководство., СПб, 2004г.

19

Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию, под ред. Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой; М., 1979 г.

20

Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики. Минск, 1994 г.

21

Морозова О.М., Тихева Е.И. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание // Дошкольное воспитание. – 1993 №5.

22

Островская Л.Ф., Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду.М., 1970г.

23

Плеханов А., Морозова О.М., Манасенина М. Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание. 1994, №2.

24

Поддъяков Н.Н., Аванесова В.М., Сенсорное воспитание в детском саду., М., 1981г.

25

Программа «Радуга». Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. М., 1991г.

26

Программа воспитания и обучения в детском саду// под ред. Васильевой М.А., М., 1985 г.

27

Рукавицын, М.М. Принадлежит народу : о народности литературы и искусства., М.: Худож. лит., 1990г.

28

Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника.М., 1970г.

29

Цеева Л.Х.,Петрова Н.В. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. Майкоп., 2004г.

30

Шацкая В .Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе . - М.: АПН РСФСР, 1955г.

31

Эстетическая культура и воспитание человека. Пособие для клуб. работников / Л. П. Печко ; Всесоюз. науч.-метод. центр нар. творчества и культ.-просвет. Работы.,М., 1991г.



Скачать файл (185 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации