Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Реферат - Проблемы и перспективы развития библиотечной деятельности - файл 1.doc


Реферат - Проблемы и перспективы развития библиотечной деятельности
скачать (164 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc164kb.15.12.2011 11:42скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Марийский Государственный Технический Университет».


Кафедра экономических наук
Контрольная работа по дисциплине «Экономика и предпринимательство в СКСиТ»
на тему:

Проблемы и перспективы развития библиотечного дела.

Выполнила:

студентка группы з-СКСиТ-21

Мартынова Ю. М.
Научный руководитель:

Доцент к.э.н. Попова Н.Н.

Йошкар-Ола

2007г.
Содержание.

Введение. 3 - 4
I. Существующие проблемы и пути их решения 5 - 10



    1. Государственное регулирование 5 - 6




    1. Проблемы муниципальных библиотек 7 – 8




    1. Плата за бесплатное чтение 9 - 10



II. Привлечение источников финансирования –

приоритетная задача библиотек 11- 14


III. Перспективы развития библиотечного дела 15 – 20
3.1. Практический маркетинг 15 - 16
3.2. Инновационная деятельность 17 - 22


Заключение. 23
Список используемой литературы. 24


Введение.

Одной из важнейших задач, практически всегда стояв­ших перед человечест­вом, является сохранение информа­ции во времени и/или пространстве. После возникновения книгопечатания основной формой фиксации распростране­ния информации являются печатные издания, а глав­ными средствами хранения и доступа к информации стали библио­теки. Сохранение и использование рукописных и пе­чат­ных документов достаточно хорошо освоено, здесь имеются богатый опыт и ре­зультаты исследовательской и практической работы многих поколений специалистов. Но очевидно, что объёмы информации, хранящейся в традици­онной форме, делают всё более затруднительной работу с ней: хранение, распространение, поиски, учет и т. п. Этим и занимаются в настоящее время библиотеки и ЦБС (центральные библиотечные системы).

С одной стороны, библиотека – ключевая производственная единица системы библиотечного обслуживания населения, а библиотечное дело – развитая системная совокупность видов деятельности, осуществляемая библиотеками разных типов. Это – отправная характеристика библиотечной подотрасли общественного сектора экономики, и в данном смысле её экономический анализ оправдан и возможен с помощью микроэкономических методов. С другой стороны, библиотека включена практически во все сферы человеческой деятельности, ее социальная роль сложна и многообразна, она – явление государственного масштаба, и в этом смысле экономический анализ ее также необходим и возможен с помощью методов микроэкономики как части современной экономической теории.

Глубокое и всестороннее взаимодействие экономической науки с библиотековедением обогатит его новыми экономическими инструментами анализа, категориями и идеями, которые помогут более эффективному управлению и учету, выявят новые показатели и резервы библиотечной деятельности, привлекут внимание государства к проблемам старого как мир, но всегда необходимого социального института – гаранта демократии и интеллектуальной свободы.

Анализ экономических отношений в библиотечной сфере включает решение следующих проблем:

  • Библиотеки как социального института – составной части экономической системы и взаимодействия ее с государством по поводу создания библиотечных продуктов и услуг для оптимального использования ограниченных ресурсов государства;

  • Эффективного управления библиотекой как деятельности, направленной на все более полное удовлетворение информационных, культурных и общеобразовательных потребностей населения и базирующейся на процессе принятия экономических решений в условиях ограниченных ресурсов отдельных библиотек и ЦБС;

  • Сопоставления и оптимизации затрат и выгод в управлении ЦБС, отдельной библиотекой и всей подотраслью в условиях ограниченных ресурсов библиотек и государства;

  • Нормативно-правового обеспечения хозяйственной деятельности библиотек в условиях ограниченных ресурсов государства во имя все более полного удовлетворения информационных, культурных, образовательных потребностей населения;

  • Альтернативных вариантов экономического поведения библиотек и государства, которые направлены на размещение ограниченных ресурсов. Анализ размещения ресурсов выводит на проблему взаимодействия и кооперации библиотек. В рамках государственной координации библиотечного обслуживания должны развиваться корпоративные библиотечные системы. В целом корпоративность – ведущая тенденция преобразования библиотечно-информационных систем и технологий;

  • Спроса и предложения на библиотечные продукты и услуги в условиях общественного сектора экономики и информационного рынка с оценкой конкурентных стратегий библиотек через призму поведения потребителя-читателя-пользователя в условиях ограниченных ресурсов отдельных библиотек и ЦБС;

  • Места библиотек в общественном секторе экономики и классификации библиотечных продуктов и услуг как разновидности общественного блага для осуществления целесообразного государственного регулирования деятельности библиотек.

Таким образом, библиотечное дело – ресурсоограниченная, но в то же время высокопотенциальная подотрасль, нуждающаяся в решении проблем рационального и эффективного управления имеющимися ресурсами во многих направлениях: управлении финансовыми потоками и бюджетом, снабжением, воспроизводством и реализацией услуг и продукции, повышением эффективности деятельности на уровне подотрасли и на уровне конкретных субъектов общественного сектора рыночной экономики – ЦБС и отдельных библиотек. Именно проблемы ограниченности ресурсов наравне с высокими потенциальными возможностями этой отрасли социально-культурного сервиса выдвигают библиотечное дело в ряд наиболее актуальных для рассмотрения тем.


  1. Существующие проблемы и пути их решения.


1.1. Государственное регулирование.
В современных условиях государственная библиотечная политика строится прежде всего на правовом регулировании, целевом финансировании и формировании государственной идеологии развития сети публичных библиотек. Однако возможности целевого финансирования библиотечной деятельности в современных условиях весьма ограниченны. Поэтому не решены проблемы информатизации библиотечного дела; не налажен механизм комплектования библиотек в условиях книжного рынка; не обеспечены безопасность и сохранность книжных фондов; не развита межведомственная кооперация российских библиотек с целью включения их в мировой информационный обмен.

Ограниченное финансирование не подкрепляет декларированную идеологию развития библиотек. Отсюда главной задачей государственного регулирования библиотечного дела становится его правовое регулирование с нормативной оценкой государственной политики, ведущей к реальным позитивным изменениям. Основными продуктами нормативного направления исследований становятся, таким образом, планирование, экономическое программирование и принятие экономических решений

Государственная регламентация библиотечной деятельности выразилась в принятии двух законодательных актов. В 1984 году Президиум Верховного Совета СССР утвердил «Положение о библиотечном деле в СССР»; спустя десять лет, в 1994 году, появился Федеральный закон РФ «О библиотечном деле». И в Положении, и в Законе характеризуются сущность и место библиотеки в обществе.

В Федеральном законе «О библиотечном деле» очерчены базовые принципы государственной политики в области библиотечного дела:

  • Создание условий для всеобщей доступности информации и культурных ценностей, собираемых и предоставляемых в пользование библиотеками;

  • Государственная поддержка библиотечного дела;

  • Невмешательство в профессиональную деятельность библиотек.


В целом государственная политика в области библиотечного дела и правовая регламентация деятельности библиотек характеризуют их высокий социальный статус и готовность государства подтвердить его через системы финансирования и налогообложения как самих библиотек, так и предприятий и организаций, оказывающих им финансовое содействие. Государство не рассматривает библиотеки в качестве потенциального субъекта предпринимательской деятельности и видит их миссию в социальной репродукции человека в направлении воспроизводства духовного и интеллектуального потенциала.

Правовое пространство муниципальных библиотек определяется новым законодательством. На федеральном уровне - это Гражданский кодекс РФ, «Основы законодательства РФ о культуре»; Федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», «О библиотечном деле», «О некоммерческих организациях», «Об обязательном экземпляре документов», «Об информации, информатизации и защите информации», « Об авторском праве и смежных правах». На уровне субъектов Федерации – это региональные законы о культуре и библиотечном деле, правовые акты, регулирующие вопросы организации местного самоуправления. На уровне органов местного самоуправления – учредительные документы муниципальных библиотек и ЦБС; постановления и распоряжения местных органов власти.

Библиотековеды по-разному оценивают перспективы создания общегосударственного документа, который бы регламентировал организацию и размещение сети муниципальных библиотек. Некоторые полагают, что документ подобного рода только затруднит развитие сети, ограничит ее количественными и качественными параметрами и в результате нарушит региональное разнообразие. Другие же, напротив, считают, что наличие нормативной модели выполнит охранную функцию для сетей муниципальных библиотек. Например, специалисты Российской государственной библиотеки указывают, что следует упорядочить базу основных нормативов по организации сети, обеспечению библиотек и ЦБС фондами, помещениями, персоналом и связать все это с нормативами работы библиотек («натурные нормативы»). В последующем натурные нормативы станут основой для разработки финансовых норм.

Таким образом, нормативно-правовое регулирование деятельности библиотек – одна из проблем библиотечной микроэкономики, поскольку ее решение, в конечном счете, направлено на оптимизацию государственных управленческих решений во имя все более полного удовлетворения потребностей населения в библиотечных продуктах и услугах в условиях ограниченности ресурсов государства. Нормативная оценка государственной библиотечной политики может стать основой для дальнейшего совершенствования библиотечного обслуживания.

^ 1.2. Проблемы муниципальных библиотек.

Сохранение сети публичных библиотек – главная заслуга федерального центра. Однако федеральные нормативы носят рекомендательный характер, на уровне субъектов Федерации они не приняты, а местное самоуправление не готово взять на себя заботу о библиотеках. На фоне общей тенденции сокращения совокупного библиотечного фонда больше всего пострадали филиалы муниципальных библиотек, многие из которых оказались полностью лишены новых поступлений. В условиях ограниченной подписки большинство филиалов перестало выписывать профессиональную периодику, покупать специальную литературу. Подписка на общественно-политическую периодику в основном обеспечивается за счет средств политических партий и движений, что деформирует социальную ориентацию библиотекарей. Ликвидация системы межбиблиотечного абонемента и затруднения внутрисистемного обмена, ограниченность или отсутствие новых поступлений поставили общедоступные библиотеки в крайне тяжелое положение. Характерный облик современного филиала муниципальной библиотеки: состав фонда отстает от реальности на 5-7 лет; библиотека тяготеет в основном к культурным формам работы; образовательные потребности выполняются в пределах школьной программы.

Распределение сети муниципальных библиотек по территории Российской Федерации характеризуется крайней неравномерностью.

Проблемы ведомственных библиотек связаны с управлением, качественным обслуживанием читателей, финансированием, оплатой и стимулированием труда работников. Круг проблем, требующих нормативно-правового закрепления, достаточно широк. Он связан с вопросами: что должно финансироваться - библиотека как вспомогательное структурное подразделение или пользователи; кто является потребителем услуг библиотеки – педагогический коллектив, персонал больницы, учащиеся, больные, отдыхающие? Ответы позволят найти подходы к разработке нормативов финансирования, обслуживания и развития системы платных услуг, хотя оно и сдерживается закрытостью библиотек для внешнего пользователя. В этой связи интересен опыт правового обеспечения аналогичных библиотек, накопленный в США, где существуют самостоятельные законы для специализированных сетей, ориентированные на регулирование экономических отношений между органами государственного управления соответствующих отраслей и библиотеками. Так, в частности, из бюджета, предназначенного на нужды образования, примерно 2,5% предоставляется библиотекам.

Анализ материальных ресурсов и деятельности библиотек региона целесообразен в рамках позитивного направления библиотечной микроэкономики, поскольку обобщение фактов на основе экономического инструментария позволит сделать аналитический прогноз как основу для управленческих решений.

На встрече с главой государства министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов пожаловался на то, что категория архивных работников среди всех отраслей культуры – наиболее ущемленная.

В 2007 году их средняя зарплата составляет 3022 рубля, а к 2010 году её планируется поднять всего до 4140 рублей. «Это, разумеется, неприемлемая цифра», - заявил он.

В. Путин поддержал министра – такой уровень доходов недопустимо низкий, и поинтересовался, есть ли у работников архивов и библиотек возможность получения дополнительного дохода. По словам Соколова, у библиотек и архивов она минимальна. «Если бы у них все было на электронных носителях, то такие услуги можно было бы предоставлять более широко», - заметил президент, указав на плохой технический уровень оснащения библиотек.

Таким образом, с введением в силу Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (1995г.) произошло перераспределение общефедеральной государственной собственности по уровням субъектов Федерации.

Общий процесс децентрализации государственных институтов привел к тому, что ответственность за работу публичных библиотек целиком легла на муниципальные органы. Хотя по традиции местные биб­лиотеки поддерживаются не только областной или краевой библиотечной системой, но и бюджетами субъектов Федерации, этого явно недостаточно для их нормального функционирования.


^ 1.3. Плата за бесплатное чтение.

Так уж получилось, что библиотеки остались на обочине рыночных отношений. Никакой стремительной коммерциализации этих учреждений культуры не произошло. Они, как были, так и остались бесплатными и общедоступными. В какой-то мере только библиотеки гарантируют сегодня конституционное право россиян на равный доступ к культурным ценностям. И хотя в разных странах бывает по-разному, идея ввести плату за библиотечное обслуживание, например на выдачу книг с абонемента, в России звучит, мягко говоря, непривычно.

Этот вопрос в числе прочих обсуждали на «круглом столе», посвященном проекту новой редакции Федерального закона РФ «О библиотечном деле», который прошел в рамках Форума библиотекарей. Прежний вариант действует с 1994г.

Предложение М.А. Терлецкого о переходе библиотек на платное обслуживание вызвало в зале шквал возмущения: «Раньше наше государство было богатым и могло бесплатно обслуживать посетителей библиотек. Теперь государство не может себе этого позволить. Вполне понятно, что как только библиотеки станут платными, окажется, что их фонды нужны не многим. Но это уже проблема самой библиотеки. За это не должно расплачиваться государство».

Интересы государства, решили в зале, - это очень важно. Но есть и интересы граждан, налогоплательщиков. Ведь в основе бюджета страны лежат налоги самих же граждан, которые таким косвенным образом оплачивают свои права, в том числе и на бесплатное пользование библиотечными фондами.

Экономические проблемы государства, связанные с дефицитом бюджета, инфляцией, опережающим ростом цен на различные виды изданий, увеличением количества традиционных и электронных публикаций, внедрением информационных технологий и увеличением себестоимости библиотечных услуг, способствуют распространению платности последних.

Пик споров среди библиотековедов о возможности и необходимости платности библиотечных услуг пришелся на 60-70гг. двадцатого века. Именно тогда в полной мере было показано, что коммерциализация библиотеки – это стратегический тупик, где нарушаются принципы социального равенства граждан, свободного и равноправного доступа к знаниям, возникает экономический барьер между пользователем и информацией.

Ныне подавляющее большинство библиотековедов считает платность библиотечных услуг явлением неизбежным, поскольку информация – товар и обладание ею приносит ощутимые финансовые выгоды.

Традиционные источники финансирования недостаточны для поддержания современного уровня библиотечного обслуживания, а платность влечет за собой повышение его качества и расширение круга услуг. По мнению Р. Соволайнена, оплата услуг – средство не столько получения дополнительных доходов, сколько кардинального повышения эффективности производства услуг, модернизации деятельности библиотек.

Платность библиотечных услуг во многих странах признана на государственном уровне. Логическим обоснованием платности специалисты считают высокую специализацию и персонификацию обслуживания, которые обеспечат пользователю экономию времени, расходов и усилий, связанных с поиском и получением необходимой информации.

Введение оплаты, по мнению некоторых библиотековедов приводит в ряде случаев к неоднозначным результатам, иногда – к оттоку пользователей, но оказывает благотворное влияние на обслуживание, особенно нестандартное, индивидуализированное; безусловно, расширяет спектр услуг и насыщает профильный рынок новыми продуктами библиотечной деятельности; стимулирует разработку и освоение новых технологий; в большинстве случаев плата за услуги меняет мотивацию библиотекарей, которые становятся более внимательными и старательными. В выигрыше оказываются и библиотеки, получающие дополнительные финансовые средства, и пользователи. Однако оплата лишь частично компенсирует сокращение бюджетных ассигнований и не может их заменить.

^ II. Привлечение источников финансирования – приоритетная задача библиотек.

С 16 по 20 октября 2006г. В Российской национальной библиотеке прошла Вторая Международная научно-практическая конференция «Инвестиции в библиотечном деле России: опыт, проблемы, перспективы».

Программа конференции 2006г. явилась логическим продолжением обсуждения актуальных вопросов развития библиотек в условиях административной и социально-экономической реформ.

Участие международных некоммерческих организаций и фондов, таких, как фонд Сороса (Институт «Открытое общество»), Прожект Хармони Инк., Европейский союз, американского совета по международному образованию, фонда Евразия и других в решении библиотечных проблем России способствовало не только сохранению культурного наследия и модернизации библиотек, но и повышению привлекательности для пользователей.

В качестве приоритетной формы государственной поддержки остаются целевые государственные (федеральные или региональные) программы, подтверждая, что в России сильна традиция государственной культуры. Для библиотек поддержка государства особенно важна, т.к. многие направления их деятельности не могут развиваться без серьезных государственных инвестиций.

Освоение и формирование новых моделей управления для реализации общественно значимых проектов на основе партнерства со всеми возможными инвестиционными структурами становится первоочередной задачей библиотек.

Сегодня, чтобы стать привлекательным объектом для инвестирования, библиотеки должны научиться осуществлять проектную деятельность на уровне общепринятых международных стандартов, на современных принципах стратегического планирования.

Одним из направлений инвестиционной политики является поддержка инновационной деятельности библиотеки, т.к. инновации становятся не только объектом инвестирования, но одновременно и самой инвестицией.

Инвестирование в библиотеки можно рассматривать, прежде всего, как инвестирование в развитие человека, в формирование гражданского общества. Уже поэтому вложения в библиотеки можно с уверенностью отнести к разряду стратегического инвестирования и государства, и общества.

Обоснование оптимальных моделей хозяйствования в отраслях общественного сектора упирается в их ресурсный потенциал, формируемый на базе государственных доходов и реализуемый посредством государственных расходов, которые осуществляются как в денежной, так и в натуральной формах.

Основу многоканальной системы финансирования государственных учреждений культуры составляет прямое и косвенное государственное финансирование, осуществляемое за счет бюджетов разных уровней. Другими составляющими элементами многоканальной системы являются сборы от проводимых культурных мероприятий, доходы организаций культуры от прочих, в том числе предпринимательских, видов деятельности, общественных пожертвований, спонсорской поддержки и меценатской помощи.

Обычно прямое бюджетное финансирование отрасли культуры и всех ее подотраслей устанавливается законодательными федеральными и региональными органами власти в определенном соотношении к расходной части бюджета. По российскому законодательству финансирование отрасли культуры должно осуществляться в размере двух процентов расходной части федерального бюджета и не менее шести процентов – бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов, что примерно соответствует сложившимся нормам финансирования европейских стран. Однако фактически финансирование культуры в России осуществляется в меньших объемах.

Прямое бюджетное финансирование обеспечивает в среднем до 80% доходов массовых организаций культуры, в том числе до 90% доходов библиотек. Косвенное финансирование массовых учреждений культуры включает многообразные способы и направления, наиболее распространенными среди которых являются:

  • Налоговые льготы, которые могут выступать в идее полной или частичной отмены выплат по отдельным налогам федерального и регионального уровня.

  • Предоставление льготных кредитов или кредитов под гарантию государства;

  • Налоговые льготы для частных пожертвований, спонсоров, меценатов , которые выражаются обычно в уменьшении налогооблагаемой базы по прибыли на величину пожертвований.

Другими источниками доходов учреждений культуры могут быть: выручка от реализации товаров и услуг, дивиденды по ценным бумагам, доходы от собственности и другие не запрещенные законом поступления, добровольные имущественные взносы и пожертвования.

Бюджетные средства, полученные библиотеками по смете, предусматривают полное удовлетворение нормативных потребностей, исчисленных по статьям «Фонд оплаты труда» и «Начисления на заработную плату», которые сохранили строго целевое назначение. Какое-либо маневрирование ресурсами возможно в основном по разделам «Материальные и приравненные к ним затраты» (кроме расходов на оплату коммунальных услуг), «Командировки и служебные разъезды», «Приобретение оборудования и инвентаря», «Капитальный ремонт», «Прочие расходы». Несмотря на внушительный перечень этих статей, удельный вес выделяемых по ним ассигнований не превышает 20% общей суммы затрат, а в настоящее время составляет по библиотечной подотрасли от 10 до 50% общего объема бюджетного финансирования библиотек. Поэтому реализация каких-либо стратегических планов развития возможна только за счет привлечения дополнительных бюджетных и значительных внебюджетных средств.

Проблемы бюджетного недофинансирования библиотечной подотрасли объясняются особенностями формирования бюджетного федерализма в Российской Федерации, переходом от жестко централизованной системы взаимоотношений бюджетов разных уровней к системе, построенной на основе относительной децентрализации.

Инвестиционный фонд подотрасли складывается не только из бюджетных ассигнований , но и из спонсорских средств, пожертвований, средств благотворительных фондов и некоммерческих организаций социальной поддержки. Инвестирование из бюджетных. Спонсорских и благотворительных средств осуществляется в формах целевой программы либо гранта как разновидностей социального заказа. Грант, в отличие от целевой программы, также может финансироваться государством, но как часть субсидии, реализующей принципы регионального бюджетного выравнивания.

Спонсорская поддержка требует точной формулировки проблемы, лежащей в основе социальной программы. Формулировка есть описание разрыва между современным состоянием управляемой социальной системы и желаемым будущим состоянием. При этом обосновать желаемое будущее состояние управляемой системы очень сложно, поскольку многие социальные характеристики носят качественный или субъективный характер. Главная составляющая формулировки – целеполагание.

Существенным барьером, сдерживающим привлечение средств благотворительных фондов, являются отсутствие у большинства грантозаявителей опыта, недоверие к деятельности фондов, как отечественных, так и зарубежных, а также сложности в определении задач, обосновании работ и в оценке результатов предлагаемого проекта. Интерес благотворителей проявляется в поддержке того проекта, который находит сочувствие в регионе, привлекает внимание и деньги местных властей.
Таким образом, для современных библиотек привлечение инвестиций становится приоритетной задачей, т.к. любая стратегическая программа их развития наряду с сохранением библиотечных фондов как культурного наследия народов РФ предусматривает повышение качества обслуживания пользователей. А совокупность привлеченных внебюджетных средств наяду со средствами из бюджета соответствующего уровня призвана не только покрывать значительные расходы библиотек, но и повышать устойчивость их хозяйственного положения. Поэтому, развивая социальное партнерство, библиотеки должны научиться представлять себя в качестве специфического рынка (чаще, вне конкуренции) и самостоятельной области для инвестиций, а спонсоры, благотворительные и иные организации должны рассматриваться как деловые партнеры.
III. Перспективы развития библиотечного дела.

^ 3.1. Практический маркетинг.

Важнейшей задачей современной библиотечной подотрасли является управление, направленное на решение ее важнейших микроэкономических проблем. В его основе лежат: анализ экономических отношений, возникающих при формировании и использовании активной части материальных ресурсов – библиотечного фонда – в процессе поиска, отбора, накопления хранения, распространения документальных носителей информации; развитие и адаптация библиотеки к рыночно - ориентированному хозяйственному механизму; выявление новых тенденций библиотечного обслуживания с учетом маркетингового подхода при решении стратегических и тактических задач управления.

Эффективное управление библиотекой как деятельность, направленная на все более полное удовлетворение потребностей населения в библиотечных продуктах и услугах, осуществляется в процессе принятия решений в условиях ограниченных ресурсов. Изучение и анализ проблем совершенствования библиотечного обслуживания целесообразно проводить в рамках отраслевого направления исследований – библиотечной микроэкономики. Это позволит, опираясь на методологический аппарат экономической теории, более полно представить типологию менеджмента библиотек, выявить его технологические особенности, уточнить цели. Виды и возможности профильного библиотечного маркетинга как части процесса управления.

Российские библиотековеды сразу же уловили в маркетинге ключевой принцип – ориентированность на максимальное удовлетворение потребностей, что роднит библиотечное дело не только с социальной сферой, но и с рыночными структурами. Это, прежде всего, позволило соотнести (хотя бы на теоретическом уровне) экономические новации периода перестройки с исконной «нерыночностью» (бесплатностью и общедоступностью) библиотечного обслуживания. Кроме того, маркетинг, использующий принципы комплексности, непрерывности, социальной ориентации, значительно расширил возможности библиотеки в исследовании и удовлетворении потребностей пользователей, в формировании благоприятной внешней среды.

За прошедшее время маркетинг в библиотечном деле оформился в самостоятельную научную концепцию. Однако при всех впечатляющих результатах библиотечный маркетинг находится еще только в стадии формирования, когда многие положения достаточно дискуссионны. В некоторых работах он понимается в рыночном варианте как коммерческая деятельность библиотеки, что значительно уменьшает возможности использования мощного маркетингового потенциала.

В перспективе существует принципиально новый подход к библиотечной деятельности, основанный на ее включении в систему некоммерческого маркетинга. Целостная концепция впервые в отечественном библиотековедении адаптирует теорию и методологию некоммерческого маркетинга к потребностям библиотек. При отборе тематики и структуризации материалов исходной позицией стало осознание огромной значимости маркетинга как средства решения широкого круга первостепенных для библиотеки задач , так как он предлагает методы оценки и прогнозирования влияния внешней среды; методику планирования, позволяющую библиотекам самостоятельно оценить собственный потенциал; способы формирования развитой системы общественных коммуникаций, способствующих повышению репутации и улучшению имиджа библиотеки среди различных слоев населения.

Можно сделать вывод, что реализуя методы практического маркетинга применительно к специфике своей деятельности, руководство библиотек получит возможность решать долгосрочные стратегические задачи, осваивать новые услуги, адаптироваться к социально-экономическим условиям современной российской действительности.
^ 3.2. Инновационная деятельность.

Современная библиотека, реализующая корпоративную инноваци­онную политику, представляет собой открытую развивающуюся систе­му, которая способствует вовлечению в инновационные процессы всех учреждений культуры и других отраслей, влияет на формирова­ние соответствующей политики в регионе.

Под инновационной политикой в современных условиях правомерно понимать не только стимулирование узкопрофессионального раз­вития, изменение характера и стиля работы, но и установление новых контактов. Партнерами библиотек в решении социально важных проб­лем становятся департаменты и отделы территориальных органов вла­сти, а отношения учредителя и библиотеки строятся в режиме "заказ­чик — исполнитель".

Таким образом, интенсивная инновационная деятельность, приоб­ретая стратегическое значение для развития библиотечного дела, ста­новится важной частью региональной инновационной политики.

Субъектом библиотечной инноватики в силу ее творческого и пер - сонифицированного характера выступает специалист библиотеки - человек, обладающий определенными профессиональными и лично­стными качествами.

В целях развития инновационного творчества библиотекарей в Белгородской области — в одной из первых в России — была создана эффективная, ныне подтвержденная многолетней практикой система непрерывного профессионального развития библиотекарей. Она включает интерактивные формы обучения, посещение инновационно ориентированных библиотек, дискуссионное и аналитическое обсуж­дение имеющихся новшеств.

С учетом изменения роли персонала в условиях инновационного развития меняются принципы библиотечного менеджмента — укреп­ляются внутренние горизонтальные связи, устойчивость которых обеспечивается формированием команды единомышленников, со зданием и поддержанием благоприятного производственного и пси­хологического климата в коллективе, формированием корпоратив­ной культуры, стимулированием профессионального развития каж­дого сотрудника.

Результаты исследования, проводившегося в течение ряда лет (1998-2003 гг.) на базе государственных и муниципальных библиотек Белгородской области, свидетельствуют о достаточно высоком уровне включенности библиотечной сети региона в профессиональную инно­вационную деятельность, которая реализуется в практических ново­введениях, эффективной инновационной политике. Благодаря этому библиотеки области успешно адаптировались к изменившейся внеш- ней среде, повысили свой социальный статус, получают социальные и экономические дивиденды, у библиотекарей формируется позитивная мотивация труда.

Вовлечению сотрудников в инновационную деятельность, мотива­ции к инновационному творчеству способствуют:

  • введение системы информирования персонала о существе проб-
    лем, требующих новаторских решений и о ходе инновационных про-­
    цессов;

  • использование дифференцированной системы материального и
    морально-психологического стимулирования в зависимости от степе-­
    ни участия в инновационном процессе; содействие карьерному росту;
    повышение профессионального и личностного статуса участников ин-­
    новационной деятельности;

  • совершенствование организационной культуры библиотеки, раз-­
    витие корпоративной культуры, введение элементов "сопричастного
    менеджмента", направленного на удовлетворение социальных нужд
    персонала;

  • формирование системы непрерывного профессионального раз­вития;

• расширение круга неформальных контактов участников иннова­ций, в том числе посредством методик коммуникативного включения, общности целей; введение системы методов, направленных на форми­рование и развитие у сотрудников чувства причастности к организации;

  • обновление и ротация персонального состава участников инно­ваций;

  • замена многоуровневой вертикальной структуры управления библиотекой упрощенными малоуровневыми структурами с горизон­тальными связями; интеграция ресурсообеспечивающих отделов и от­делов обслуживания с целью их ориентации на конечный инновацион­ный результат; создание временных творческих групп (команд) по про­ектированию и осуществлению инноваций;

  • использование маркетинговых исследований с целью повышения конкурентоспособности библиотеки на рынке информационных, рек­реационных и просветительских услуг.

Профессиональная инноватика в библиотеках представляет собой самостоятельный комплексный вид деятельности, распространяется на все участки работы библиотеки и на внешнюю среду, способствует развитию учреждения культуры как открытой социальной системы.

Инновационные технологии, формы и методы библиотечной работы обусловливают создание новых услуг; инновационное руководство персоналом библиотек способствует его профессиональному развитию; установление маркетинговых коммуникаций с внешней средой как часть инновационного менеджмента повышает социальный статус библиотеки.

Наиболее важными для библиотеки результатами инноватики мож­но считать:

  • обретение статуса социокультурного института и центра профес­сиональных коммуникаций;

  • установление принципиально новых отношений с территориальными органами власти и управления;

  • реальное влияние на жизнь местного сообщества;

  • мобильное взаимодействие с внешней средой;

  • формирование новой концепции обслуживания населения, характеризующегося комфортностью, открытостью, общедоступностью, социализацией;

  • создание системы непрерывного профессионального развития персонала;

  • использование дополнительных источников ресурсного обеспечения;

  • развитие горизонтальных профессиональных коммуникаций как внутри конкретной библиотеки, так и на региональном, межрегиональном и федеральном уровнях;

  • активную включенность в систему международных профессиональных коммуникаций.

Теория и практика библиотечных инноваций только начинает развиваться, еще многое предстоит осознать как в теории вопроса, так и на практике. Однако можно выделить перспективные направления дальнейшего изучения тео­рии библиотечных инноваций:

  • Управление затратами и ценообразованием в инновационной сфе­ре библиотек (состав и структура инновационных затрат в биб­лиотеках; факторы, определяющие величину затрат и методы управления инновационными затратами в библиотеках; анализ, планирование и контроль затрат; управленческий учет и распре­деление затрат; ценообразование на инновационную продукцию библиотек, виды цен);

  • Финансирование инновационной деятельности библиотек (фор­мы финансирования инновационной деятельности библиотек (бюд­жетные ассигнования, внебюджетные фонды и другие источники
    негосударственного финансирования инновационной деятельно­сти библиотек); оценка потребности в средствах и финансового состояния инновационного развития библиотеки; применение фандрейзинга для финансовой поддержки инновационной дея­тельности библиотек);

  • Оценка эффективности библиотечных инноваций (виды эффек­та; комплексная оценка эффективности библиотечных иннова­ций; научно-техническая (научно-практическая), социальная и экономическая эффективность библиотечных инноваций; мето­ды оценки эффективности инновационных проектов библиотек; учет факторов риска при реализации инноваций в библиотеках; система статистических показателей инновационного развития библиотек);

  • Правовое обеспечение инновационной деятельности (интеллек­туальная собственность как результат творческой деятельности личности и объект гражданских прав библиотечных специалис­тов; объекты интеллектуальной собственности инновационной деятельности библиотек; международное сотрудничество в обла­сти интеллектуальной собственности на научные разработки в области библиотечного дела; использование патентных прав, ли­цензирование и юридический порядок передачи технологий в
    области библиотечно-информационной деятельности; ноу-хау и новые объекты интеллектуальной собственности в области биб­лиотечного дела и их правовая охрана);

  • Особенности применения и адаптации результатов библиотековедческих научных исследований (диссертационных исследова­ний и НИР) к библиотечной практике; методика продвижения научных разработок в практическую деятельность библиотек; механизм диффузии и трансферта инновационных разработок.


^ СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА

  • Технические средства поиска обработки, преобразования

и предоставления информации;

  • Новые виды носителей информации и пр.

  • Автоматизированные средства
    учета, обработки и упорядочения
    информации о ресурсах и
    технологических процессах
    библиотеки

^ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

  • Совершенствование процессов обслуживания, направленное на повышение комфортности и

доступности библиотечных услуг и продукции;


  • Модификация, внедрение новых или заимствованных из опыта библиотек процессов: комплектования, обработки и хранения фонда (новые средства защиты, учета, расстановки фонда, каталогизации, библиографирования документов и пр.)

^ ОБЪЕКТЫ ИННОВАЦИЙ

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ

  • Создание новых отделов, секторов, служб, временных проектных коллективов (команд)

  • Изменение (расширение, сокращение)

традиционных функций отделов (структур) библиотеки

  • Изменения в практике планирования

  • Изменения в методике изучения и оценки рынка, спроса, ресурсов

  • Изменения в применении приемов, средств и методов общественных коммуникаций библиотеки (каналы и средства рекламы продукции, publicity, public relation, методов фандрейзинга)

  • Изменения библиотечных ценностей,
    идеалов, принципов функционирования, традиций

^ УСЛУГИ И ПРОДУКЦИЯ

  • Заимствование из сопредельных сфер деятельности новых нетрадиционных видов обслу­живания (услуг/продукции), поиск новых потенциальных рынков)

  • Разработка принципиально новых видов обслуживания в соответствии с потребностями категорий пользователей

  • Использование различных видов специализации (отраслевой, жанровой, функциональной).

^ СОЦИАЛЬНАЯ БАЗА БИБЛИОТЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Приемы управления персоналом (профилактики конфликтов, функциональной
    разгрузки, стимулирования труда персонала, в формировании кадрового корпуса,
    привлечение в штат высококвалифицированных сотрудников и пр.)

  • Повышение квалификации, карьерного роста сотрудников (содержание и методика
    производственного обучения, наставничества и пр.)

  • Профессиональные коммуникации и «сетевое» взаимодействие библиотекарей
    (организации конференций, семинаров, собраний, внутриорганизационных мероприятий, посвящение в профессию, проводы на пенсию, профессиональных праздников и пр.)



^ Последовательность осуществления инновационного процесса

Направления развития библиотечного производства.




^ Направления развития

библиотечного производства.
Расширение существующего производства.

Развитие новых направлений профильной и сопредельных видов деятельности

Стабилизация существующего производства
Сокращение (сворачивание) отдельных направлений производства товаров и услуг
^ Комплекс альтернативных

мероприятий.
Создание продуктовых, сервисных и технологических инноваций на основе имеющихся ресурсов за счет расширения и углубления ассортимента, активного применения методов стимулирования инновационной активности сотрудников, разработки мер по улучшению качества библиотечного обслуживания и технологических процессов; развитие организационных изменений; поиск и вложение инвестиций в основные фонды (новую технологию, оборудование и пр.); расширение деятельности на основе совершенствования технологий, разработка комплексных услуг.
Определение новых направлений профильной (библиотечно-информационной) и сопредельных (образовательной, культурно - досуговой, издательской и пр.) видов деятельности на основе расширения ассортимента и создания новых перспективных для библиотеки видов продукции/услуг (продуктовых и сервисных инноваций); активизация инвестиций в новые направления деятельности; «доводка» новой продукции/услуг за счет дополнительных разработок, сервисных инноваций; тщательное прогнозирование и контроль за поведением целевых потребителей с целью выявления потенциального спроса на новые услуги/продукцию, новые направления работы библиотеки.
Разработка и применение мер по повышению качества библиотечного обслуживания и обеспечению конкурентоспособности продукции/услуг; активизация научных исследований и ОКР не на создании новшеств, а на сокращение затрат (издержек) на производство выпускаемых услуг и продукции; обеспечение дифференцированного обслуживания, соответствия выпускаемой продукции потребностям целевых категорий.

Оценка результативности и рентабельности отдельных направлений деятельности библиотеки с позиций социальной востребованности и экономической целесообразности; выявление перспективных и неперспективных направлений в работе библиотеки; перевод неперспективных направлений в режим эпизодического выполнения; разработка и применение мер постепенного перевода деятельности на новые направления, специализацию и связанные с этим социальные и организационные изменения.



Заключение.

Как известно, включение отечественных библиотек в рыночную экономику повлекло за собой необходимость выработки качественно нового подхода к планированию ее де­ятельности. Свертывание объемов государственного фи­нансирования, обострение конкуренции с производителя­ми аналогичных товаров, повышение рыночных требований к качеству, объему и цене предлагаемых услуг, расширение числа пользователей, налаживание деловых партнерских отношений с представителями местных органов власти и общественными организациями, заключение соглашений на спонсорскую поддержку — вот неполный перечень про­блем, стоящих перед отечественными библиотеками. Бу­дучи государственными учреждениями, библиотеки обяза­ны предоставлять населению социально гарантированный перечень бесплатных услуг, рассчитанный на все группы реальных и потенциальных читателей. В то же время биб­лиотека не вправе игнорировать спрос на услуги для платеже­способного населения. Производство платных услуг долж­но быть тщательно продумано и подкреплено исследовани­ем соответствующих потребностей рынка.

Современная экономическая ситуация, связанная с пе­реходом к рыночным отношениям, диктует библиотекам новый подход к планированию. Они вынуждены искать та­кие формы и модели планирования, которые обеспечивали бы максимальную эффективность принимаемых решений.

Между тем в современной социокультурной ситуации, со всеми осо­бенностями переходного периода, публичная, то есть массовая, общедос­тупная библиотека в нашей стране оказалась на самой грани выживания.

Можно констатировать, что продекларированная на государствен­ном уровне библиотечная политика далека от реального положения дел в библиотечной сфере. Чтобы оценить реально существующую библиотеч­ную политику в нашей стране в современный переходный период, нужно учитывать, во-первых, ее результаты — совокупный библиотечный ресурс, предлагаемые услуги, ценностные ориентации — как в профессиональ­ной, так и в читательской среде. Во-вторых, нужно рассматривать сред­ства библиотечной политики — организацию управления, нормативно-правовое и финансовое обеспечение.

Реальная библиотечная по­литика в нашей стране должна быть откорректирована как на федеральном уровне, так и на уровнях субъектов Российской Федерации.

В современной социокультурной ситуации общефедеральная биб­лиотечная политика строится прежде всего на правовом регулировании, целевом финансировании и на формировании определенной идеологии развития сети публичных библиотек. Однако возможности целевого фи­нансирования библиотечной деятельности в современных условиях весь­ма ограничены, а декларирование соответствующей идеологии развития, не подкрепленное реальными позитивными изменениями, может привести к нежелательным последствиям. Поэтому в настоящее время альфой и оме­гой государственной политики в сфере функционирования публичных биб­лиотек становится правовое регулирование библиотечного дела.

Для положительного сдвига в этой области необходимо преодолеть ве­домственный подход. Ведь публичная библиотека — это уникальный фено­мен культуры, средство социализации личности, так как она аккумулирует и сохраняет произведенные культурные ценности и информационные ре­сурсы, а также обеспечивает их доступность и распространение, то есть со­четает в себе информационные, образовательные, общекультурные и досуговые функции.

Перспектива развития социального института публичной библиотеки в нашей стране зависит, прежде всего, от осознания на всех уровнях перво­степенной важности достойного содержания общедоступных библиотек для полноценного существования нации.
^ Список литературы.

  1. Антонова, С.Г.Справочник библиотекаря / С.Г. Антонова, Г.А. Семенова.- М.: Книга, 2000г.




  1. Басамыгина, И.Н. Микроэкономика библиотечного дела: научно-практическое пособие/ И.Н. Басамыгина. – М.: Либерея –Бибинформ, 2006г.




  1. Белов, С. Библиотекарям надо прибавить / С.Белов // Рос. газета. – 2007г. – 31 марта. – с.3




  1. Библиотека в контексте административных реформ. Опыт реформирования: проблемы, поиск, решения: методическое пособие / Под. ред. С.И. Самсонова.- М.: Либерея – Бибинформ, 2006г.




  1. Богомолова, Н. Плата за бесплатное чтение / Н. Богомолова // Культура. – 2007. – 30ноября-6 декабря.- с.3.




  1. Бойкова, О.Ф. Правовое регулирование библиотечно-информационной деятельности: научно-практическое пособие / О.Ф. Бойкова. – М.: Издательство Либерея Бибинформ, 2006г.




  1. Ванеев, А.Н. Справочник библиотекаря/ А.Н. Ванеев, В.А. Минкина. – СПб.: Профессия, 2002г.




  1. Васильев, И.Г. Социологические исследования в библиотеках: практ.пособие / И.Г.Васильев, М.Е. Илле, Д.К. Раввинский. – СПб.: Профессия, 2001.




  1. Гриханов, Ю.А. Век информации: не останется ли Россия на обочине? / Ю.А.Гриханов // Библиотечная столица. – 2007. - №12. – с.2-3.




  1. Добрынина, Н. Соратники мои, библиотекари / Н. Добрынина // Библиотечная столица. – 2007. - №12. – с. 8-9.




  1. Качанова, Е.Ю. Инновации в библиотеках / Е.Ю. Качанова, В.А. Минкина. – СПб.: Профессия, 2003г.




  1. Куликова, Л. Инвесторы развития общества / Л. Куликова // Кн. Обозрение. – 2007. - №1.- с.15.




  1. Суслова, И.М. Основы библиотечного менеджмента: учеб.- практ. пособие / И.М. Суслова.- М.: Издательство Либерея, 2000г.




  1. Суслова И.М. Практический маркетинг в библиотеках: учебно-методическое пособие/ И.М. Суслова. – М.: Издательство Либерея, 2004г




  1. Управление библиотекой: учебно-парктическое пособие / А.С. Аверьянов [и др.]. – СПб.: Профессия, 2005г.




  1. Чубарьян, О.С. Общее библиотековедение./ О.С. Чубарьян. – М.: Книга, 2000г.



  1. Чуприна, Н.Т. Универсальная библиотека: инновационная деятельность в профессиональной практике / Н.Т.Чуприна.- М.: Издательство Либерея, 2004г.






Скачать файл (164 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации