Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Вопросы и ответы к зачету по культурологии - файл 1.docx


Вопросы и ответы к зачету по культурологии
скачать (64 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx65kb.15.12.2011 11:42скачать

содержание

1.docx

Вопросы к зачету по культурологи.

1.Культурология как наука: формирование, место среди других наук, предмет, методы научного исследования, основные разделы культурологи.

Термин культурология ввел Уайт, опираясь на научные исследования Освальда. В 1968г этот термин помещается в международную энциклопедию социальных наук

Культурология- отрасль антропологии, которая рассматривает культуру как упорядоченность феноменов- первоначальное определение.

Культурология, как наука о культуре возникла в середине 20в

С 60-х годов 20в- конец 80-х в университетской и академической среде идут дискуссии о возможностях комплексного подхода к изучению культуры.

Культурология является частью обширного комплекса знаний, часть гуманитарных и общественных (социальных) наук. Она возникла на стыке философии, социологии, этнографии и др. наук. Гуманитарные науки - это науки о человеке, а общественные науки - науки о человеке, обществе и культуре. Культурологию можно отнести как к социальным, так и к гуманитарным наукам, так как культура имеет большое значение не только в жизни отдельного человека (индивида), который является предметом изучения гуманитарных наук, так и для общества, которое является предметом изучения общественных наук. Поэтому культурологию относят к так называемым «социогуманитарным» наукам. Среди других наук такой является история.

Культурология- наука о культуре, изучающая наиболее общие закономерности её развития.

Предмет культурологи: исследование феномена культуры, как историко-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности и передачи из поколения в поколение в виде ценностных ориентаций и идеалов.

Методы культурологи:

1.Системный- культура как система, элементы системы в единстве, каждый элемент имеет смысл.

2.структурно-функциональный: выделяет элементы составляющих культуру, выявляет роль каждого элемента в функциях культуры

3.аналитический: рассмотрение культуры в чистом виде, анализ

4. компаративный: сравнительный, при сравнении культур.

5. общенаучный

6. диалектический- любое явление культуры в развитии.

В состав культурологи входит 5 разделов:

История мировой и отечественной культуры

История культурологических учений



Социология культуры- функционирование культуры в обществе

Культурная антропология

Прикладная культурология

^ 2. Исторические корни понятия «культура». Многообразие современных подходов. Основные определения в обыденном и научном языках.

Понятие культура принадлежит к числу фундаментальных понятий. Оно происходит от латинского языка древних римлян. Первоначально слово культура означало «обработка, уход, возделывание земли». Оно было близким по значению к слову культ.

Начиная с 1 века до н.э. стало обозначать воспитание человека, развитие его души, образование

В эпоху поздней римской империи понятие «культура» сблизилось со словом «цивитас», которым обозначали общество граждан, государство живущее по справедливым законам. Значение воспитание, образование закрепилось на долгий период. В период возрождения с понятием культуры стали связывать личностное совершенствование. «Культура» одно из наиболее многозначных понятий литературного и научного языка. То или иное видение культуры, осмысление зависит от подхода к её изучению, предпосылок, которые лежат в основе этого подхода, точки зрения с которой исследуется культура.

Деятельностный подход рассматривает культуру как особый вид человеческой деятельности, осуществляемой людьми наряду с экономической, социальной, политической или иной деятельностью.

Семиотический-(знак) подход, который видит в культуре сложно организованную систему знаков

Аксеологический-(ценность)-подход, который позволяет изучать культуру как систему ценностей, которые регулируют отношение человека к предметам и явлениям окружающей среды, позволяют ориентироваться в нем.

Современное научное определение культуры символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве), которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы.

Обыденные представления о культуре зачастую сводятся к ее отождествлению с художественной культурой (искусством) или же с образованностью и воспитанностью человека. Однако наиболее распространенным обыденным значением понятия «культуры» является его понимание как совокупности материальных предметов, объектов, идей, образов, созданных человеком на протяжении его истории.

^ 3.Материальная и духовная культура. Основные функции культуры в жизни человека и общества



Понятие культура включает в себя два аспекта, соответствующих двум органически взаимосвязанным сторонам трудовой деятельности человека: материальную и духовную культуру.

Материальная культура создается в процессе материального производства, духовная включает процесс творчества и созданные при этом духовные ценности. Все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связаны между собой.

К материальной культуре относят: средства производства, орудия труда, технический уровень производства, Все эти явления связаны с содержанием производительных сил и производственных отношений.

К духовной культуре относят достижения науки, художественное творчество, язык, религиозные воззрения. Духовная культура содержит наряду с духовными элементами и материальную основу своего существования. Деление культуры на материальную и духовную культуру, безусловно, относительно. Они взаимодополняют друг друга.

Сложная структура культуры определяет и разнообразие ее функций в жизни общества и человека.
1. Главная функция - человекотворческая, или гуманистическая функция - возделывание, взращивание духа. Все остальные функции так или иначе связаны с этой и даже вытекают из нее.
2. Функция трансляции (передачи) социального опыта. Культура выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой.

3. Функция познавательная (гносеологическая) тесно связана с первой (человекотворческая). Культура концентрирует в себе лучший социальный опыт множества поколений людей. Она приобретает способность накапливать богатейшие знании о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения.
4. Регулятивная (нормативна) функция связана прежде всего с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей.

5. Семиотическая или знаковая (греч semenion - знак). Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры не представляется возможным.

6. Ценностная, или аксиологическая (греч. axia - ценность) Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека.

^ 4.Формирование понятия «цивилизация», его современные значения. Взаимосвязь понятий «культура» и «цивилизация».

Понятие «цивилизация» является одним из ключевых терминов. Истоки слова цивилизация восходят к античным временам, культуре Древней Греции, Древнего Рима. Основным типом политической системы в античности была самоуправляемая община свободных граждан- город- госудрство, которое греки называли «полис», римляне «цивитас». Цивитас у римлян ассоциировался с представлениями о благоустроенной жизни свободного государства, с разумными и справедливыми законами. Само понятие 

«цивилизация» появляется в 18 веке, -разумность, научность, гражданственность, справедливость, которые являются основой жизни людей. Деятели просвещения считали что всему этому противостоит тёмный мир варварства, невежества, именно как противоположность была выдвинута концепция цивилизации.

Цивилизация (от лат гражданский)- межэтническая культурно-историческая общность людей, которая выделяется по различным критериям и основаниям.

Цивилизация- единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса

Цивилизация- локализованное во времени и пространстве общество. Локальные цивилизации являются целостными системами, представляющими собой комплекс экономической, политической, социальной и духовной подсистем.

Вся история «цивилизации» теснейшим образом связана с понятием культура. Последнее время эти два понятия выступают чаще как синонимы. Так же как и культура, цивилизация отражает совокупность вещей и идей, искусственно созданных человеком, оба понятия являются антонимами понятиям дикость, варварство, невежество. Оба понятия применяются для обозначения определенных исторических типов культуры, эпох в истории. Однако как правило культура мыслится как нечто, возникшее раньше чем цивилизация.

^ 5. Типология культур и цивилизаций, критерии типологии. Западный и восточный типы культуры- сравнительная характеристика. Историческая типология культур.

Тип цивилизации — методологическое понятие, используемое для определения культурно-исторического развития человечества, позволяющего обозначить специфические особенности, характерные для многих обществ. В основу типологии положены четыре основных критерия:
1) общие фундаментальные черты духовной жизни;
2) общность экономического развития;
3) взаимопереплетение культур;
4) наличие общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития.
На основе этих критериев вычленяются четыре основных типа цивилизации:
1) природные сообщества (непрогрессивные формы существования);- племена Африки
2) восточный тип цивилизации;
3) западный тип цивилизации;
4) современный тип цивилизации.

^ Типология культур— классификация, упорядочение всех выявленных в истории культур по какому-либо критерию, присущему всем культурам. Главное методологическое условие типологизации — единство критерия, на основе которого выделяются типы культур.

Примеры критериев типологизации: способ трансляции культуры {традиционные и нетрадиционные культуры); структура социальной стратификации или деления общества на классы и страты (культуры деревенская, городская, профессиональная, криминальная, маргинальная и т. д.); уровень технологии материального, социального и интеллектуального производства (доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная культуры); хронологическая последовательность. (первобытная, военная, религиозная, цивилизованная, научная и постнаучная культуры и т. д.)



В качестве критерия классификации Данилевский использовал тип человеческой деятельности. Он выделял 4 типа деятельности: релиозная (характерна для еврейской одноосновной культуры), культурная (характерна для древнегреческой одноосновной культуры), политическая (характерна для древнеримской одноосновной культуры), общественно-экономическая. Он выделял одноосновные, двухосновные, трехосновные, четырехосновные культуры. По его мнению, четырехосновной культурой должна была стать славянская культура.

Шпенглер выделял восемь основных культур (цивилизаций): египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, майя, магическая (византийско-арабская), фаустовская (западноевропейская). В качестве девятой культуры он называл зарождающуюся русско-сибирскую. Шпенглер строит свою типологию исходя из идей существования некоей ведущей характеристики, придающей каждой культуре соответствующую специфику. Шпенглер сводит специфику каждой культуры к ее первоначальному символу.

Восточный тип цивилизации— исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Вавилоне, Древнем Египте. Характерными чертами восточной цивилизации являются:
1. Традиционализм — ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур.
2. Низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности.
3. В мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков, независящими от него силами природы, социума, богов и т. д.
4. Нравственно волевая установка не на познание и преобразование мира, а созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни.
5. Личностное начало не развито. Общественная жизнь построена на принципах коллективизма.
6. Политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в форме деспотий, в которых осуществляется абсолютное преобладание государства над обществом.
7. Экономической основой жизни в восточных цивилизациях является корпоративная и государственная форма собственности, а основным методом управления выступает принуждение.

Западный тип цивилизации (западная цивилизация) — тип цивилизационного развития, Европы и Северной Америки. Особенности:
1) динамизм, ориентация на новизну;
2) утверждение достоинства и уважения к человеческой личности;
3) индивидуализм, установка на автономию личности;
4) рациональность;
5) идеалы свободы, равенства, терпимости;
6) уважение к частной собственности;
7) предпочтение демократии всем другим формам государственного управления. Западная цивилизация на определенном этапе развития приобретает характер техногенной цивилизации.

Историческая типология культуры- классификация культур по типу и определение места конкретной культуры в культурно-историческом процессе. Критерии для выделения разных типов культур могут быть различные. Это могут быть: этнографические критерии, пространственно-географические критерии, хронологическо-временные, ценностные ориентации.



6.Основные школы и направления в западной философии культуры 19в: неокантианство, марксизм, философия жизни, фрейдизм.

Неокантианство

Расцвет неокантианства приходится на 90-е г 19в и 20-е 20в. Главные сферы изучения: гносеология, философия науки (методы научного исследования), аксиология ( о ценностях). Ценности- идеальные нормы, не зависящие от человеческих потребностей и желаний. В связи с этим формируется проблема: а где и как они существуют? Одни считали , что человек соотносит с ценностями своё восприятие тех или иных явлений, поступков. Другие- ценности не существуют, они значат. Третьи стремление к идеальным ценностям люди реализуют в ценностных благах (основных сферах культуры)-истина: наука, добро-этика, право, красота- эстетика.

Проблема исследования методов научного исследования. Методы исследования естественных и гуманитарных наук принципиально различны. Науки о природе пользуются номотетическими методами (законодательное искусство), выводящих из отдельных явлений общие законы и понятия). Науки о культуре пользуются идеографическими методами(описательными), описывающий индивидуальные, неповторимые особенности явлений культуры.

Неокантианство представлено двумя философскими школами: а) Марбургской (Г.Коген, Э. Кассирер). Они абсолютизируют кантовские положения об активности субъекта познания, который не дан ему, а задан самим человеком, т.е. в отличие от Канта разум у Когена порождает не только форму мысли, но и её содержание. Ощущения не играют в познании никакой роли, ибо сами постигаются соответствующими науками. б) Баденская школа (Вильгельм Вильдельбанд, Генрих Риккерт). Они опирались на кантовское различение разума теоретического и практического, определяя философию как всеобщую науку о ценностях. Культура, история общества - это сочетание уникальных событий по

реализации ценностей. Познать историю невозможно, есть только субъективная точка зрения отдельных историков. Тем самым вносится субъективный метод познания, основанный на ценностной или целевой оценке.

Марксизм
Карл Маркс не был культурологом, но концепция Маркса несет в себе вполне определенные культурно-философские представления. Вначале образ культуры у молодого Маркса прорисовывается через Абсолютный Дух. Но уже вскоре, он утверждает предметность человеческой деятельности, “сплавляя” воедино “материальное” и “идеальное”, образует особую структуру, по существу являющуюся носительницей культуры. Даже человеческие чувства у Маркса носят предметно-культурный характер, встроены в социальное бытие и являются результатом всей всемирной истории. Уже в ранних работах Маркса появляется “деятельная” тема, и культура понимается как “деятельность”. Маркс стремится воплотить целостное, универсальное видение человека и культуры, понятой как единство во многообразии, человеческой деятельности, утверждающей человеческое начало в мире. При этом сущность человека и культуры видится в их социальности. “Индивид есть общественное существо. Индивида самого по себе — мыслящего, страдающего, наполненного внутренней жизнью, индивида как особого рода культурной реальности для Маркса не существует.

^ Философия жизни
1. Шопенгауэр. Всё существующее Шопенгауэр понимает как волю, волю к жизни. Воля понимается как универсальный феномен, а каждая сила в природе - как воля. Человек есть проявление воли, его природа поэтому иррациональна. Разум вторичен по отношению к воле.
2.Ницше. Выделял разные начала культуры: 1) аполоническое начало, 2) иррациональное 

начало.
3. Дильтей- науки о духе- описательная психология, рациональные методы не работают.

4.Зиммель- культура- вторичное бытие, вторая жизнь.
В основе антология. Занимаются проблемами антологического статуса культуры. Каково отношение культуры к бытию, какого типа бытие представляет собой культура. В большинстве случаев представители этого направления определяют культуру как вторичное, неподлинное, иллюзорное бытие.

Психоанализ
В основе концепции фрейда- либидо (от лат. Желание, влечение, страсть). У фрейда эта психическая энергия связана с сексуальным влечением, движущая сила всей психической, социальной и культурной деятельности человека, ключ к пониманию человеческой психологии во всех её проявлениях. Три способа расходования энергии либодо: 1) желание реализуется- чувство психического удовлетворения 2) желание не реализуется- вытеснение желания в бессознательное- невроз.3) сублимация- переключение, переориентация энергии либидо на какую- либо, одобряемую обществом деятельность, не связанную с инстинктами.

Таким обрахом культура по Фрейду результат сублиации либидо. Причина кризиса культуры в непрерывном конфликте между сверх я и оно.
-с помощью сознания человек формирует своё собственное «Я» (эго);
-«оно» (ид) - бессознательная часть психики, глубинный слой, унаследованный людьми, в котором скрыты движения души, инстинкт человека.
- «Сверх - Я» (супер - эго) - культурные запреты общества (воздействующие на «Я»).

^ 7. История западных культурологических учений 20 века: экзистенциализм, игровая теория культуры, культурная антропология, структуализм.

Особенности развития западной философии культуры 20в. Характеризуются:

1.развитие и расцвет экзистенциализма и структурализма

2. в Европе расцвет тоталитарных политических режимов.

3. Начиная с 60-х- 70-х годов кризис большинства направлений философии.

Экзистенциализм- (существование) философия человеческого существования. Экзистенция- человеческое бытие в мире. Оно неуловимо в понятиях, рационально не познаваемое, неразрывно связано с человеческой свободой. Ему противостоит мир повседневности, который подавляет свободу человека, растворяя человеческую личность в своих структурах, нормах ценностях. Прорыва к подлинному бытию возможен через переживания смерти, страха, отчаяния, боли. Критика культуры как омертвление человеческого существования, разрыва с подлинным бытием.


^ Игровая теория культуры— исследование роли мифов, фантазии в мировой цивилизации, игры как всеобщего принципа становления человеческой культуры. Игра- сущность культуры, специфический тип поведения, суть которого в сознательном и добровольном следовании правилам, установленным самими людьми. Человеческая игра противостоит миру природы, где господствуют объективные законы, инстинктыю. Кризис культуры 20в Хёйзинге связываетс стремлением к «игре без правил». Игровая теория культуры 

подчеркивает антиавторитаризм игры, допущение возможностей выбора игровых средств, отсутствие гнета «серьезности». Основоположник игровой теории культуры Хейзинги

Культурная антропология- изучает не самотические ,не биологические аспекты жизнедеятельности человека, исследует культуру как форму жизни и деятельности человека, особую среду обитания людей. В рамках культурной антропологии можно выделить: 1) этнография- собирание фактического материала, сведений о культурах различных стран и народов. «) этнология- теоретическое обобщение фактов, сравнительный анализ, изучение законов развития культур. 3) материалы лингвистики, археологии, психологии, регионоведения.


Структурализм- Барт, Леви-Стросс, Фуко. Особенность структурализма- поиск и изучение в различных сферах культуры структур- т.е устойчивых отношений между элементами целого, сохраняющих своё постоянство при различного рода изменениях.

^ 8.Теория локальных культур (цивилизаций) Н Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина.

Первым на цивилизационные отношения взглянуть через призму не европоцентрического самосознания удалось русскому социологу Данилевскому. Он не признает понятие «человечество», реальные единицы истории- культурно-исторические типы. Главные типы культур в 19 веке: германо- романский ( европейский) и славянский (Россия и славянские народы). Славянский тип сможет сочетать в себе все 4 основы: религиозную, культурную, политическую, социальную. Он отвечает на вопрос: почему Россию не воспринимают как европейскую страну? Между Россией и Европой существует невидимая, но всеми ощущаемая граница, не географическая, а культурная.

Следующим значительным событием в становлении теории локальных цивилизаций стала работа немецкого философа и культуролога Шпенглера. Как и Данилевский, решительно отвергая общепринятую условную периодизацию истории на «Древний мир — Средние века — Новое время», Шпенглер выступил сторонником другого взгляда на мировую историю — как на ряд независимых друг от друга культур, проживающих, подобно живым организмам, периоды зарождения, становления и умирания. Главная концептуальная идея- идея множественности культуры. Он использует метод исторической морфологии, описывает уникальные особенности культур. Шпенглер выделял 7 умерших- изучающихся по остаткам культур: египетская, индийская, китайская, вавилонская, греко-римская, византийско- арабская, культура мая. 1 живая- европейская. Каждая культура существует 1000-1500лет, в основе любой заложен неповторимый пра-символ, определяющий все особенности данной культуры.
Более весомый вклад в изучение локальных цивилизаций внёс английский историк Тойнби. Религия- главный фактор выделения цивилизаций. История- процесс развития не человечества в целом, а прежде всего отдельных человеческих обществ. Стадии развития цивилизации: 1. Возникновение. 2. Рост- связан с деятельностью «творческого меньшинства». 3. Надлом- раскол среди «творческого меньшинства, революции, войны. 4.упадок- новое господствующее меньшинство, опирающееся на силу денег, оружия. 5. Разложение и гибель.



Теория вызова и ответа, говорит о том, что вызов- это природное или социальное явления, которое ставит существующую цивилизацию под угрозу. Ответ- способность цивилизации приспособиться к новым условиям и выжить.
Сорокин. История- циклическое развитие социально- культурных систем, ядром которых является определенное мировоззрение. Общество находится в процессе постоянных изменений, которые имеют определенный ритм и периодичность. Время от времени в социально- культурных системах происходят радикальные изменения мировоззрения, отсюда войны, революции, террор. Вслед за этим меняются все остальные элементы культуры. Три типа мировоззрения:

1Чувственный- ориентирован на чувственные удовольствия

2.Идеациональный- направлен на интеллектуальное наслаждение

3.Идеалистический-мировоззрение, направленное духовность, религиозность, альтруизм.

9.История культурологических учений в России: западники и славянофилы 19в, религиозно-философский ренессанс, евразийство, отечественная культурология в советский период.
Предпосылки появления западников и славянофилов- дворянская интеллигенция, изучавшая немецкую философию. Интеллектуальным вызовом стало философское письмо Чаадаева, в котором поднимались вопросы о месте России среди других народов, об отношении к западной цивилизации, об оценке петровских реформ.

Славянофилы - в основном мыслители и публицисты (А.С. Хомяков, И.В. и П.В. Киреевские, И.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин) – не существует единой общечеловеческой цивилизации. Культура народа- органические образования. Основа- народный дух. (религия, искусство, государственная жизнь). В России народный дух принципиально отличается от европейского. Петр исказил культуру, преобразовал общество, расколол его на два уклада: почва- крестьяне, цивилизация- дворянство. Почва не менялась, цивилизация- иностранцы в собственной стране. Петр убил душу русскую, превратил Россию в Европейскую цивилизацию.

Западники.(Герцен, Белинский, Тургенев, Ломоносов, Чаадаев). Есть единая человеческая цивилизация. Россия тоже страна европейская, но не на высокой ступени, как бы окраина Европы. Петр вернул Россию на путь европейский. Это самые яркие реформы. Главное мерило- прогресс, стремление вернуть Россию к европейским стандартам.

Спор славянофилов с западниками XIX век разрешил в пользу последних.

Евразийцы - это представители нового начала в мышлении и жизни, это группа деятелей, работающих на основе нового отношения к коренным, определяющим жизнь вопросам. Евразийцы дают новое географическое и историческое понимание России и всего того мира, который они именуют российским или "евразийским". Евразийство сочетало в себе противоречивым образом обращение как к религии, с одной стороны, и к эколого-географической среде — с другой. Это противоречивое сочетание с самого начала составляло особенность евразийства, которая нашла свое выражение и в философии истории, и философии культуры. Природно-экологический подход к феномену и процессам культуры, постепенно возобладавший в идеологии евразийства, позволил его 

теоретикам осмыслить единство природы и культуры, учесть в типологии культур специфику отношения к природе тех или иных социальных групп. Другим общеметодологическим принципом евразийства выступает принцип полицентризма, противопоставленный европоцентризму. История человечества в евразийской теории рассматривается не как единое целое с единственным историко-культурным центром в Европе, а как мозаичная целостность, разбитая на ландшафты.

Культурная мысль советского периода имела 3 направления:

1)Деятельностный подход, рассматривает культуру как особую форму человеческой деятельности, в которой своеобразно проявляются творческие способности человека.

2) охватывает различные аспекты истории культуры.

3) семиотическое направление, представлено семиотической школой (Лотман, Топоров, Успенский)- наука изучающая знаки и знаковую систему.

^ 10. Основные концепции антропо- и культурогенеза. Синкретизм архаичной культуры. Неолетическая революция.

Антропогенез – происхождение физического типа человека.

Культурогенез – происхождение культуры как специфически человеческого способа приспособления к среде.

Проблема культурогенеза состоит из двух аспектов:

- происхождение культуры

- происхождение основных форм культуры (формогенез).

Культура невозможна без человека. Человек невозможен без культуры.

^ Теория происхождения человека.

Несколько точек зрения на антропогенез:

1) Теологическая. Создание человека Богом. Начало человеческой истории – это грехопадение, когда люди были изгнаны из Рая. Это разрыв человека с природой, начало его цивилизованного развития.

2) Естественно-научная. Человек – это модифицированный предмет. Эта точка зрения была характерна для античности – человек вышел из звероподобного состояния. В эпоху Просвещения человека и обезьяну относили к одному классу животных. В 19в. Дарвин создает теорию происхождения видов.

3) Энгельс писал, что труд сделал их обезьяны человека. Критики этой теории указывают на два ее недостатка:

- переоценка интеллекта обезьян

- эволюция не могла произойти за столь короткий срок.



4) Геомагнитная версия. Смещение магнитного полюса Земли приводит к изменению климата и всего животного мира, а потом и к появлению человека. Процесс этот революционный.

5) Г.Н. Матюшин. Прародина человека – Восточная Африка, зона высокой тектонической активности и залегания радиактивных руд. Происходит мутация, появляется физически ослабленная обезьяна, которая, чтобы выжить, должна развивать свои интеллектуальные способности.

^ Теория происхождения культуры.

Существует три основные теории:

1) Марксистско-Ленинская. Культура создается в результате общественно полезной деятельности людей, которые преобразуют мир в соответствии со своими потребностями и интересами.

2) Игровая теория (Шиллер, Гессе). Культура возникает из игры, развивается, как игра, и сущность культуры – это игровая сущность. Игра создает культуру. В современной культуре происходит утрата игрового начала, что является кризисом культуры.

3) Натуралистическая теория. Фрейд обосновывает биологическую обусловленность культуры. Культура выступает как репрессивный организм, который подавляет биологическую сущность человека и приводит к неврозам. Процесс преобразования энергии полового влечения в другие виды энергии называется сублимацией. Культура – все, что создано человеком, - это результат сублимированной энергии либидо.

Архаичное общество - это общество, выделившееся из природного мира на самых ранних фазах своего существования. Оно зависит от природы во всех своих проявлениях. Синкретизм (от греч. — соединение) нерасчленённость, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления (например, искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга)

^ Неолитическая революция — переход человеческих общин к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и/или животноводстве. По данным археологии, одомашнивание животных и растений происходило в разное время независимо в 7 — 8 регионах. Самым ранним центром неолитической революции считается Ближний восток, где одомашнивание началось не позднее, чем 10 тыс. лет назад. Понятие «неолитическая революция» было впервые предложено Гордоном Чайлдом в середине ХХ века.

^ 11. Культура древних цивилизаций Востока: общая характеристика и наиболее известные памятники.

12.Античный тип культуры: характерные черты, достижения, историческое значение.



Античность (восходит к лат. — древность) — в общем смысле это слово означает «греко-римская древность». Синтез греческой и римской культур сформировал античную культуру, ставшую основанием европейской цивилизации.

Несмотря на различия в развитии двух крупнейших очагов античной цивилизации - Греции и Рима, можно говорить о некоторых общих чертах, определивших своеобразие античного типа культуры. Поскольку Греция раньше Рима вступила на арену мировой истории, то именно в Греции в архаический период сформировались специфические особенности цивилизации античного типа. Это было античное общество, опирающееся на частную собственность, чего ранее нигде в мире не было. Выход на передний план частнособственнических отношений, появление товарного производства, ориентированного преимущественно на рынок, способствовали возникновению и других структур, определявших специфику античного общества. К ним относятся различные политические правовые и социокультурные институты: появление полиса как основной формы политической организации; наличие концепций суверенитета народа и демократического правления; развитая система правовых гарантий защиты и прав свобод каждого гражданина, признание его личного достоинства; система социокультурных принципов, способствовавших развитию личности, творческих способностей, а в конечном счете - расцвету античного искусства. Благодаря всему этому античное общество стало принципиально отличаться от всех других.

Основные черты:

Антропоцентризм- Самостоятельность индивида как субъекта свободного выбора и ответственного поступка.

Рационализм- Все, что сначала вызывает удивление, осваивается затем не мистически, а логически, оно непременно должно быть рационально объяснено (разум основой познания).

Индивидуализм- означает индивидуальную свободу, первостепенное значение личности, личную независимость и исповедует принцип «полагаться на самого себя». Индивидуализм противопоставляет себя идее и практике подавления личности, в особенности если это подавление производится обществом или государством.

Если кратко резюмировать достижения античной культуры, то можно сказать, что греки и римляне дали человечеству:

-образцовые (классические) языки - древнегреческий и латынь;

-высокоразвитую мифологию; своеобразную религию; художественность и образность мышления; изумительный театр, танец, музыку, песню;

-совершеннейшую архитектуру; скульптуру; живопись; разнообразное прикладное искусство; глубочайшую философию

-науку (дали начала многим отраслям знаний и научной терминологии);

- сформировали исторический тип мышления;

-подлинное право, правовую психологию, правовое мышление и правовое  поведение;



- образцы ораторского мастерства, величайшего искусства слова, диалогичность;

-демократию, свободу, различные формы власти, политическое мышление;

-новые формы социальности, подчеркнули значимость личностного начала; 18) образцы общения, образования и воспитания;

-оригинальное военное искусство, создали идеалы героизма и патриотизма;

-новые формы хозяйствования и экономической деятельности .

Античная культура — уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Всего три поколения деятелей культуры Древней Греции создали искусство высокой классики, заложили основы европейской цивилизации и образы для подражания на многие тысячелетия.

^ 13.Средневековый тип культуры. Культура средневековой Западной Европы.

Переход от античной цивилизации к средневековью был обусловлен, во-первых, распадом Западной Римской империи в результате общего кризиса рабовладельческого способа производства и связанного с ним крушения всей античной культуры. Во-вторых - Великим переселением народов (с IV по VII вв.), в ходе которого десятки племен устремились к завоеванию новых земель. Становление средневековой культуры происходило в результате взаимодействия двух начал: культуры варварских племен и античной культуры. Третьим и важнейшим фактором, определившим процесс становления европейской культуры, стало христианство. Христианство стало не только ее духовной основой, но и тем интегрирующим началом, которое позволяет говорить о западноевропейской культуре как о единой целостной культуре.

В основе периодизации средневековой культуры - этапы развития ее социально-экономического фундамента – феодализма.

Раннее Средневековье (V-IX вв.) - это период перехода от античности к собственно средневековью. Раннее средневековье, с одной стороны, это эпоха упадка, варварства, постоянных завоеваний, бесконечных войн, драматического столкновения языческой и христианской культур, с другой - это время постепенного укрепления христианства, усвоения античного наследия.

 Эпоха зрелого Средневековья (X-XIII вв.) начинается со времени "культурного безмолвия", продолжавшегося почти до конца X в. Улучшение экономической ситуации в Европе, рост населения, уменьшение военных действий привели к ускорению процесса отделения ремесла от земледелия, следствием чего был рост как новых городов, так и их размеров. Рост народонаселения, сопровождающийся нехваткой продовольствия и земель, вызвал Крестовые походы.

В период позднего Средневековья (XIV-XV вв.) прекращается личная зависимость крестьян в результате развития денежного хозяйства в деревне. Происходит ослабление влияния церкви на общество. Ослабевает и воздействие христианства на сознание. Появление светской рыцарской и городской литературы, музыки, искусства разрушало основы средневековой культуры. Постепенно стала расшатываться социальная структура средневекового общества. Возникает новый класс - буржуазия





^ 14.Средневековые типы культуры. Византийская христианская культура.



Византийская цивилизация это христианская цивилизация. Основными её достижениями можно считать следующие: доминирующим фактором в обществе становится религия. Православие выступает идеологической основой Византийской религии " исключительное сочетание жизни Византии с христианской религией, эллинистической культурой и римской государственностью сделали Византийскую цивилизацию не похожей ни на одну другую.

Особый облик общественной и идейной жизни в Византии придали специфические черты, присущие восточному христианству и византийской церкви. Христианство при Константине (V в.) превратилось в государственную религию, византийская церковь стала привилегированной организацией. В IV-V вв. сложилось монашество, сыгравшее значительную роль в истории церкви. Были выработана христианская догматика, окончательно сформирован культ, введены основные обряды и установлен твердый порядок богослужения - с этой целью создавались особые литургические книги. Появилась церковная музыка, религиозная поэзия, организовывались торжественные шествия с зажженными свечами («крестные ходы»). Был утвержден культ святых, создан полный церковный календарь (святцы). Догматическими вопросами в основном занимались Вселенские соборы, которые собирались византийским императором. На них кроме восточных иерархов незначительно была представлена и западная церковь.

В византийской империи православные иерархи, за редким исключением, не претендовали на главенство над могущественной светской властью. Церковь проповедовала единение церкви и государства. Византийская православная церковь при христианизации варварских народов не требовала, чтобы греческий язык стал единственным языком литургии. Она допускала богослужения на местных языках. Зачастую эта политика обеспечивала успех миссионерам православной церкви.

^ 15.Средневековые типы культуры. Средневековый арабо- мусульманский Восток.

Становление арабо-мусульманской культуры связано с зарождением и укреплением Арабского халифата - великой державы, простиравшей свои владения на огромной территории - от Индии до Испании. Процесс взаимодействия культур различных народов, подчиненных арабами, породил новую высокоразвитую культуру, идеологической основой которой стал ислам, а языком - арабский. Важнейший принцип ислама - монотеизм - вера в единого бога. Идея монотеизма в исламе выражена наиболее строго, чётко и последовательно: «Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его».

Характерная черта исламской картины мира - фатализм, покорность судьбе. Всё в мире предопределено божественной волей, каждому человеку Аллах заранее назначил его судьбу, определил его поступки, направление деятельности.

Важнейшей особенностью арабо-мусульманской культуры было то, что она складывалась как сложный результат синтеза различных культурных традиций.

Искусство. Изображения людей и животных встречаются в иллюстрациях к рукописям и в рисунках на предметах прикладного искусства. Как правило, эти изображения играли второстепенную роль в больших композициях. Медальоны с изображением людей или животных вплетались в орнамент, так что человеческий образ оказывался подчиненным общему декоративному решению.



Арабские художники избегали создавать рельефы, выпуклые скульптурные изображения на плоскости, так как им казалось, что они слишком напоминают живые образцы. Они вообще не признавали трехмерного изображения фигур и достигали объемного эффекта сложной цветовой гаммой на плоскости изображения. Кораническое представление о том, что мир сотворен Аллахом как нечто законченное и целостное, породило чувство универсальной гармонии, отразившееся в особой соразмерности пропорций, в согласованном и точном ритме их узоров.

Большое развитие получает орнамент. Арабески - особый вид орнамента, состоящего из сочетания геометрических фигур и стилизованных изображений растений - растительного орнамента. В орнамент часто включается эпиграфический элемент - надпись с прославлением Аллаха, также выполненная в условном стиле.

^ 16. Культура эпохи Возрождения и Реформации в Европе. Переход от средневекового типа культуры к культуре нового времени.

Возрождение— эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков. Примерные хронологические рамки эпохи — XIV—XVI века. Отличительная черта эпохи — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» .

Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой.

В основе нового мышления лежало светское вольномыслие. Аскетизм средневековой морали не соответствовал жизненной практике. (Аскетизм ограничение и подавление чувственных влечений, желаний как средство достижения религиозных или этических целей). Сложилась новая мораль, оправдывающая радости мирской жизни, утверждающая право человека на земное счастье. Основа мировоззрения эпохи- гуманизм- признание ценности человека, как личности. В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.

Реформа́ция (лат.— исправление, восстановление) — массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII веков, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией.

На протяжении всего Средневековья церковь играла значительную роль в жизни общества. Основными причинами Реформации являлись преодоление феодальной раздробленности и возникновение централизованных государств, появление национальной буржуазии, (третьего сословия) которая не желала тратить деньги на дорогую церковь, недовольство различных слоёв населения Европы моральным разложением католической церкви.



Переход от Средневековья к новому времени происходит через эпоху возрождения.

Развитие индивидуального, личностного начала в творчестве, отход от средневековой традиционности, появление потребности в упорядоченных естественнонаучных знаниях, и в основанных на определенных научных знаниях технике, специализация и профессионализация всех видов творчества, постепенная секуляризация культуры и многое другое: все это и сделало возможным появление западных форм культуры.

^ 17.Западноевропейская культура в эпоху нового времени периодизация, социально- экономические и политические особенности.

Новое время это период с первой половины 18 века по 80-е годы 19 века. В новой истории выделяют два периода. Первый охватывает 1640-1789гг. В эти годы буржуазные общественные и экономические отношения окончательно вытесняют средневековые. Происходят изменения в науке и технике, формируется философия просвещения, в искусстве складываются стили барокко, рококо, классицизм, сентиментализм.

Второй период охватывает с 1789-1880 года- время победы и утверждения капитализма во всей Европе. Решающую роль в этом процессе сыграла великая французская революция и правления Наполеона Бонапарта. Происходит промышленный переворот, возникает механизированное производство, резко ускоряется экономическое развитие Европы.

Общественная структура, государство, право нового времени сформировались в эпоху средневековья. Однако средневековая система была полностью преобразована.

.Изменение картины мира в эпоху Нового времени: формирование буржуазного типа личности, уход от теоцентризма, культ разума, науки и образования

К началу Нового времени практически вся внешняя и внутренняя политика сосредотачивалась в руках центрального правительства.

В Новое время господствующей становится идея общественного, народного суверенитета. Она прослеживается в основных формах государства Нового времени- абсолютной монархии и парламентском государстве.

Создание партий, профсоюзов и других общественных организаций образовало сферу гражданского общества, относительно независимого от государства. Для Нового времени типичным было национальное государство.
^ 18.Идеология эпохи просвещения. Основные стили в искусстве . Эпоха декаданса.
В развитие социальных учений эпохи просвещения особый вклад внесли деятели французского Просвещения. Просветители (Ш. Монтескье, Ф. Вольтер, Ж. Ж. Руссо и др.) Многие из них были убежденными атеистами, другие – искренне верующими людьми, но все они воспринимали реальную католическую церковь как символ невежества и мракобесия, считали ее тормозом в развитии общества. Поэтому девиз Вольтера: "Раздавите гадину!" (католическую церковь) стал лозунгом эпохи, предопределив юридическую норму отделения церкви от государства.

По убеждению просветителей, общественный прогресс возможен только лишь при помощи 

разума, права, науки и образования. Грядущее общество непременно станет воплощением разумности и цивилизованности. Что же касается человека, то он является природно-социальным существом и способен к бесконечному развитию и совершенствованию своей деятельности.

Значительный вклад в учение о сущности и природе человека, путях его воспитания внесли Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах и Ж. Ламерти. Они подчеркивали, что человек является, прежде всего, продуктом окружающей его среды. Следовательно, для изменения нравов людей необходимо в первую очередь изменить обстоятельства их жизни, общественные отношения как мир человека. Эта идея просветителей явилась в последующем одним из источников возникновения и формирования классической марксистской философии, в которой была теоретически обоснована идея коммунистического общества.

Эпоха Возрождения- время расцвета всех искусств, в том числе театра, литературы, музыки, но несомненно главным среди них, наиболее полно выразившим дух времени было изобразительное искусство.

1 этап: Проторенессанс( 2ая половина 13 века - начало 15)- постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, нарастание реалистичности, введение в живопись пластический объём фигур, изображение в живописи интерьера. Стали появляться картины вместо икон. Все идеи стали передаваться через изображение реальных человеческих чувств и переживаний, которые заменили символику. На фресках можно было увидеть рядом с святыми совсем необычных персонажей: пастуха или пряху.

2 этап: раннее возрождение(15 век). В эпоху раннего возрождения в искусстве происходит освоение античного художественного наследия, формируются новые идеалы, художники обращаются к достижениям науки. Большое развитие в связи с интересом к человеку приобретает портретная живопись.

3.этап: Высокое возрождение (первые 20 лет 16 века). В Высоком возрождении осуществляется поиск совершенных форм искусства в природе. Происходит стремление к гармонии.

4 этап: позднее возрождение (30ые - 90ые годы 16 века). В позднем возрождении происходит кризис гуманистических идеалов. У художников усиливается тяга к декоративности и пышности, нарастает субъективизм

Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть «Северное Возрождение».

Для искусства «Северного Возрождения» характерна тесная связь с искусство поздней готики, в котором соединяется строгое религиозное чувство с радостным и поэтическим восприятием земной красоты, идеальные образы с портретами реальных людей, сложную символику с простыми человеческими эмоциями. Меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия и познанию анатомии человека. Яркая черта «Северного Возрождения»- стремление изобразить человека несовершенным, но достоверным.

Искусство Европы, начиная с конца 50-х гг., вступает в эпоху декаданса (упадка). Культура декаданса в Западной Европе с 50-х гг. XIX в. До его конца отражала кризис, 

безнадежность, пессимизм.

Данный термин относился к авторам, которые были связаны с движениями символизма и эстетизма и которые так же сочетали в своём творчестве элементы более раннего движения Романтизма с их немного наивным взглядом на природу.

Хотя идея декаданса начинается в 18 веке с Монтескьё, , использовали это слово как знак гордости, как символ их отрицания того, что они считали «банальным прогрессом».

Характерными чертами декадентства обычно считаются: субъективизм, индивидуализм, аморализм, отход от общественности, что проявляется в искусстве соответствующей тематикой, отрывом от реальности, поэтикой искусства для искусства, эстетизмом, падением ценности содержания, преобладанием формы, технических ухищрений, внешних эффектов, стилизации и т. д





^ 19. Культура 20в: модерн и постмодерн, массовая и элитарная культура. Основные течения авангардного искусства

20. Основные процессы в мировой культуре на рубеже 20- 21в. Глобальные проблемы современности.


Скачать файл (64 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации