Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Методика воспитания детей с нарушениями зрения - файл 1.docx


Контрольная работа - Методика воспитания детей с нарушениями зрения
скачать (40.8 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx41kb.15.12.2011 12:08скачать

Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...


Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Белорусский государственный педагогический университет

имени Максима Танка»


Факультет специального образования

Кафедра тифлопедагогики
Контрольная работа по курсу

«Основы специальной методики воспитания»

Методика воспитания детей с нарушениями зрения

Выполнено студенткой

V курса гр. 52

Заочного отделения

бюджетной формы

обучения

Саротник Елены

Владимировны

Минск 2011



1. Заполните таблицу: «Система отношений личности к окружающему миру»
Виды отношений

Типы отношений

Методы и приемы развития отношений


Отношения, определяющие ЗОЖ человека

Социальные, правовые, нравственные отношения

Эстетические отношения

1. Отношение к окружающим предметам и явлениям

- аккуратность

- эргономичность (объекты с точки зрения их пригодности и безопасности),

- экономичность

- самосознание

- адекватное поведение

- безопасное поведение
оценка

потребности,

эстетического интереса, эстетического восприятия и эстетического вкуса,

эмоциональный отклик

Рассказ: повествование,

описание,

сравнение, пример

2. Отношение к деятельности

- аккуратность

- старательность

трудолюбие

- безопасность

-- к учебе, труду

- старательность

трудолюбие

- безопасность

- соблюдение и выполнение норм, правил и обязанностей

эстетического интереса

эстетического вкуса,

эмоциональный отклик

Поощрение: похвала, благодарность учителя, взрослых, оценка.

педагогическое требование: указание

просьба, совет, инструкция

приказания

поручение

одобрение

намек

условное требование, требование в игровой осуждение, выражение недоверия, предостережение форме.



3. Отношение к другим людям и обществу в целом

- гуманные отношения (к физическим недостаткам)

- дружеские отношения

- уважение к взрослым, старшим

- этикет поведения в семье и в обществе.

- бережное отношение к здоровью окружающих.
- культура межличностного общения

- понимание другого человека и сопереживание.

- доброжелательность по отношению к людям

- толерантность

- проявление чувства солидарности и коллективности в повседневной жизни

- тактичности и деликатности в отношениях и в общении с окружающими людьми

- соблюдение этикета, правил и норм поведения

доброты, милосердия, терпимости, вежливости

мировоззрение

любовь и уважение к родным, близким людям,

эстетический идеал
Общественное мнение: Обсуждение,

Дискуссии,

Рассуждения,

Приемы: анализа, синтеза, сравнения, обобщения нравственных явлений.

4. Отношение к себе

- аккуратность

- личная гигиена (тела, одежды, обуви)

- режим учебы отдыха и сна

- рациональность и сбалансированность питания

- противостояние вредным привычкам

- физическое развитие организма, закаливание.

- бережное отношение к своему здоровью

- чувства собственного достоинства;

- совестливости,

- порядочности,

- самосознание

- умений выполнять свои обязанности;
проявления духовно-нравственного мира личности,

активность в культурной жизни общества,

стремление получить больше знаний и информации.

- целеустремленность

- развитие чувства прекрасного

- способность художественно-творческого самовыражения;

Этическая беседа:

Беседа

Вопросы

Пример

(факты, события, источники),

Приемы: анализа, синтеза, сравнения, обобщения своих поступков, поведения.

Вывод



2. Заполните таблицу: «Методы воспитания школьников с нарушениями зрения»
Метод

Группа методов

На формирование какого компонента отношений направлен

Ожидаемый

результат

Психологическая основа

приемы

средства

Дидактические требования

Рассказ
Методы формирования сознания личности

Когнитивного и эмоционального

Знание (понимание) норм и правил поведения (взаимоотношений), формирование чувств, эмоционального переживания требуемого поведения

Принцип опережающего отражения в сознании ребенка тех действий и поступков, которые он собирается совершить. Это опережающее отражение базируется не только на приобретенном опыте, но и на знании норм, правил и принципов деятельности.

Повествование,

описание,

сравнение

Иллюстративный материал, музыка, кино, слайды, изделия прикладного искусства и т.д., драматизации

- соответствовать опыту школьников;

- сопровождаться иллюстрациями, музыкальным оформлением и т.п.;

- соответствовать обстановке (костер, автобусное путешествие),

- эмоциональное воздействие окружающей обстановки должно соответствовать замыслу и содержанию рассказа;

- он должен переживаться слушателями

этическая беседа

методы формирования 

сознания



Когнитивного и эмоционального

Самостоятельный выбор



социально-нравственных и этических норм личностного поведения, общественно сложившихся способов деятельности в конкретных жизненных ситуациях.


Направлена на интеллектуальную и 

эмоциональную активность детей



Чтение

Беседа



Вопросы

Пример

(факты, события, источники),

Приемы: анализа, синтеза, сравнения, обобщения нравственных явлений.



подбор иллюстративног

о материала, рисунки детей,

просмотр диа- и кинофильмов, детская периодика, радио- и видеопередачи.



1) соответствовать опыту 

школьников их этическому и моральному уровню;

2) эмоциональное воздействие на чувства школьников;

3) соответствовать обстановке,

4) определение темы, ситуации выбора, т. е. такие ситуации, в которых школьник должен совершить выбор поступка

5) подбор материалов и пособий,

6) составление плана,

7) подготовка учащихся.


положительный пример

методы формирования сознания

Когнитивного и эмоционального

Использование лучших образцов поведения и деятельности других людей 

для возбуждения у учащихся стремления (потребности) к активной работе над собой, к развитию и совершенствованию своих личностных свойств и качеств и преодолению имеющихся недостатков.


влияния положительного примера на воспитание детей является их 

подражательность, развитие сознательности и моральных чувств



Чтение

Рассказ

Беседа

сравнение

Вопросы

Примеры



(факты, события, источники),

Заимствование (манеры, походка, одежда.)

Приемы: анализа, синтеза, сравнения, обобщения моральных и нравственных поступков, оенка


Инсценировка, постановка ситуации положительного поведения, подбор



иллюстративного материала,

просмотр диа- и кинофильмов.



1) эмоциональное воздействие на чувства школьников;

2) соответствовать 

обстановке, ситуации,

3) Выбор лучшего образца поведения, исключить захваливание выбранной личности

4) подбор материалов и пособий,

5) организации совместной деятельности воспитанников




разъяснение

методы формирования сознания

Когнитивного и эмоционального

Умение применять определенные нормы поведения в определенных обстоятельствах и выработки правильного отношения воспитанников к ситуации.

развитие сознательности и моральных чувств

эмоционально-словесное воздействие

о простых и очевидных нормах поведения в школе и обществе,

пример,

зачитывание определенных инструкций,

рассказ

внушение, сравнение,



рассматривание различных ситуаций,

вопросы, похвала,

оценка



подбор

иллюстративного материала, статьи, брошюрки,

просмотр диа- и кинофильмов, драматизация.

1) соответствовать обстановке, ситуации, когда воспитаннику действительно необходимо что-то объяснить, сообщить о новых нравственных положениях, так или иначе повлиять на его сознание и чувства.

2)эмоционально

е воздействие

3) должно опираться на положительное, похвала, обращение к чувствам собственного достоинства, а не наоборот.


педагогическое требование

методы организации деятельности и формирования опыта поведения

Поведенческого и эмоционального

выполнение определенных норм поведения, правил, законов, традиций, принятых в обществе и в его группах

апеллируют к переживаниям, мотивам, интересам и стремлениям воспитанников.
Указание

просьба, совет, инструкция

приказания

поручение

одобрение

намек

условное требование, требование в игровой осуждение, выражение недоверия, предостережение форме.

Чтение статей, брошюрки, составление инструкций, правил.
1) соответствовать обстановке, ситуации

2) эмоциональное воздействие

3) Для прямого требования характерны императивность, определенность, конкретность, точность, понятные воспитанникам формулировки, не допускающие двух разных толкований.

4) чувство меры.

упражнение

методы организации деятельности и 

формирования опыта поведения



Когнитивного, поведенческого и эмоционального

Самостоятельное инициативное и 

добросовестное выполнение поручений различного характера.

формированию единства сознания и поведения.



апеллируют к мотивам, интересам и 

стремлениям воспитанников.


Поручение (практическое задание),



состязания, показ образцов и примера, создание ситуаций успеха



Иллюстрирование, показ, предъявление 

материала, игра, труд, компьютерные программы, книги,



1)коллективными и индивидуальны

ми.

2) соответствовать обстановке, ситуации

3) эмоциональное воздействие

4)подбор и выполнение требований, упражнений становилось нужным для самого ребенка.



общественное мнение

методы организации деятельности и формирования опыта поведения

Когнитивного, Поведенческого и эмоционального

В общении друг с другом дети учатся подлинной принципиальности, критичности и самокритичной оценке своего поведения и поведения своих товарищей.
Направлена на интелектуальную и эмоциональную активность детей

Обсуждение,

Дискуссии,

Рассуждения,

Приемы: анализа, синтеза, сравнения, обобщения нравственных явлений.

Анкеты (опросники), видеофильмы с сюжетами опроса мнений на заданную тему; радиопередачи, аудиопередачи.
1) правильный выбор метода, его вида и формы ,

2) зависит от конкретной педагогической ситуации.

3) соответствовать опыту школьников;

4) напрямую соприкасаться с жизненным опытом детей, анализ их поступков.

воспитывающих ситуаций

методы организации деятельности и 

формирования опыта поведения



Поведенческого и эмоционального

сознательная активная деятельности, в 

которой проверяются сложившиеся и формируются новые нормы поведения, ценности. Поиск и выход из специально созданной учителем ситуации, необходимость в перестроении своего поведения, приводит его в соответствие с новыми требованиями, изменяющимися условиями деятельности и общения.



Переосмысление свое поведения 

развитие сознательности и моральных чувств



Упражнения в условиях ситуации 

свободного выбора, эмоционально-словесное воздействие

о простых и очевидных нормах поведения в школе и обществе,

разъяснение тех или иных ситуаций.


Иллюстрирование, показ, предъявление 

материала.



1)коллективными и индивидуальны

ми.

3) эмоциональное воздействие

4)подбор ситуаций таким способом, что бы они носили положительную оценку.

5) поиск учеником выхода из созданной учителем ситуации.



моделирование реальных ситуаций

методы организации деятельности и формирования опыта поведения
Поведенческого и эмоционального

сознательная активная деятельности, в которой уточняются и закрепляются сложившиеся и формируются новые нормы поведения, 

умение правильно действовать различных ситуациях.



Переосмысление свое поведения развитие сознательности и моральных чувств

-Показ

-пример

эмоционально-словесное воздействие
Инсценировка, постановка ситуации поведения, (драматизация).

подбор

иллюстративного материала,

просмотр диафильмов и 

кинофильмов,



1) эмоциональное воздействие

2)подбор ситуаций таким способом, что бы они носили и положительную и отрицательную 

оценки.

3) напрямую соприкасаться с жизненным опытом детей, анализ их поступков.

4) поисках учеником выхода из реальной ситуации.


поощрение

методы стимулирования поведения

эмоционального

Вызывать чувство удовлетворения, уверенности в своих силах, положительную самооценку, стимулирует воспитанника к улучшению его поведения.

Направлена на интелектуальную и эмоциональную активность детей

похвала, благодарность учителя, взрослых, оценка.

Сувениры, подарки, грамоты, призы. Сладкие поощрения, путевки, денежное вознаграждение и др.

1)коллективными и индивидуальными.

2) эмоциональное воздействие

3) зависит от конкретной педагогической ситуации.

4) одобрение не только результата, но мотива и способа деятельности

соревнование

методы стимулирования поведения

эмоционального

Вовлечение учащихся в борьбу за достижение 

наилучших результатов в учебе, труде и общественной деятельности поднимает отстающих на уровень передовых, стимулирует развитие творческой активности, инициативы, новаторских починов, ответственности и коллективизма.



строится с учетом того несомненного социально-

психологического факта: стремление к здоровому соперничеству, приоритету, первенству, самоутверждению.



Показ действий,

указания,

похвала, оценка.

Зачитывание 

(объяснение правил)



различные виды деятельности: игра, труд, спорт, 

творчество, общение.



1)коллективными и индивидуальными.



2) рассчитанный на длительный срок и эпизодический

3) должен соблюдать традиционные принципы: гласность, конкретность показателей, сравнимость результатов, возможность практического использования передового опыта.


3. Заполните таблицу: «Формирование умений самостоятельной учебной деятельности младших школьников с нарушениями зрения»
Умения СУД

Приемы формирования СУД

1. Организовывать свое рабочее место.

1. Показ личного примера

2. подбор различных упражнений типа «Мое личное место»

3.беседы с родителями «Рабочее место ученика»

4 памятка, как организовать рабочее место ученика (рисунок, схематическое изображение, фотография)

5 конкурс на самое лучшее рабочее место, соревновательный элемент

6. специальные приемы: мини-упражнения и специальные занятия для слабовидящих детей по организации своего рабочего места.

2. Рационально распределять свою работу во времени.

1 Беседы с детьми и родителями о рациональном использовании времени

2. Использование наблюдений и записей, сколько времени затрачивается на выполнение той или иной работы.

3. Сравнение.

4. Специальный прием: что можно сделать за 1, 3, 5… минут.

3. Рационально распределять свою работу во времени с точки зрения чередования труда и отдыха.

1. Режим дня, его разработка в соответствии с возрастом ребенка и индивидуальными особенностями.

2. Спец. приемы: упражнения «Учимся чувствовать (снимать усталость, утомление)»

4. Организовывать рабочее поле тетради.

1. Образцы организации рабочего поля тетради.

2. Конкретные примеры, показ.

3. использование различных игровых приемов.
5. Пользоваться школьными принадлежностями.

Частое использование своими школьными принадлежностями: пишущими, измерительными, калькуляторы и др.



6. Работать с книгой.

1. установка на прослушивание и чтение.

2. постановка вопросов к тексту

3. разделение текста по смысловым частям, выделение в каждой части смыслового слова – опору.

4. составление плана текста (это м.б. простой, развернутый, сложный, письменный, в виде вопросов, тезисов, цитат.)

5. сравнение различных объектов, понятий, положений.

6. Анализ различных рисунков даденных к тексту.

7. Вести запись текстов и вычислений.

1. Образец

2 Алгоритмическое предписание выполнение вычислений

8. Самоконтроля

1. вопросы учителя, фиксацией наиболее важного, основного.

2. образец

3. Алгоритмическое предписание выполнение действий

9. Самооценки

1. Рефлексия

2. Уровни, критерии оценивания той или иной деятельности, работы оформленный в виде таблицы, вкладыша и т.д.

3. Анализ работы учащегося по определенному плану.

4. Памятка

10. Самостоятельного планирования

1. Схематические рисунки в качестве плана работы

2. Перебор вариантов выполнения задания.

3. Сравнение с выполнением задания другим учеником

11. Самостоятельно ставить цели

1. Отвечать на поставленные вопросы в конце изучения материала

2 Чтение лучших литературных произведений, как образца подражания

12. Самостоятельно осознавать мотивы

1. Подражание лучшему примеру, образцу.

2. Демонстрация лучших работ, достижений: получение высшей оценки


Скачать файл (40.8 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации