Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Анализ валового дохода - файл 1.doc


Анализ валового дохода
скачать (220 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc220kb.15.12.2011 12:14скачать

содержание

1.doc

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………...3

  1. Теоретические аспекты валового дохода предприятия…………………5

    1. Экономическая сущность валового дохода……………………….5

    2. Факторы, влияющие на валовой доход……………………..……..8

    3. Цели и задачи анализа валового дохода…………………..……..15

    4. Основные направления анализа валового дохода……….………15

  2. Анализ валового дохода ОАО «Тверьпродторг»…………...........…….20

    1. Краткая характеристика деятельности ОАО «Тверьпродторг»...20

    2. Анализ валового дохода ОАО «Тверьпродторг»………………...21

Заключение………………………..……………………………………...……27

Список литературы……………………………………………………………28

Приложения………………………………………………………………...…29

ВВЕДЕНИЕ


Финансовый результат деятельности предприятий в конечном итоге характеризуется показателями прибыли (убытка). Известно, что без получения прибыли предприятие не может развиваться в рыночной экономике, за исключением организаций, финансируемых за счёт государства или других источников. Поэтому задача улучшения финансового результата является жизненно важной для хозяйствующего субъекта. Анализ финансовых показателей позволяет выявить возможности улучшения финансового положения и по результатам расчётов принять экономически обоснованные решения.

В условиях нестабильной, изменчивой среды большое значение в бизнесе имеет оперативная отдача капитала в виде денежных потоков. Поэтому у предпринимателей особый интерес вызывает информация об объектах вложений капитала с точки зрения их текущей эффективности. Основные денежные потоки организации формируются в виде валового дохода от продаж. Поэтому весьма актуальным представляются вопросы о том, какие из товарных запасов при используемых формах приобретения и расчётов являются наиболее выгодными в обороте? На каких товарах и формах товарных расчётов следует сконцентрировать оборотные вложения? А какие товары имеют меньшую отдачу и поэтому менее интересны? Решению этих вопросов способствует анализ валового дохода.

Валовой доход торговли: показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение выручки от продажи товаров и услуг над затратами по их приобретению Размер валового дохода является главным источником финансирования торговой деятельности. От него зависит размер прибыли и рентабельность организации.

Цель написания курсовой работы заключается в анализе валового дохода предприятия.

Для достижения поставленных целей необходимо разрешить следующие задачи:

  • рассмотреть понятие и сущность валового дохода;

  • выявить факторы, оказывающие влияние на валовой доход;

  • рассмотреть цели и задачи валового дохода;

  • рассмотреть основные направления анализа валового анализа;

  • проанализировать валовой доход ОАО «Тверьпродторг».

Объект исследования – ОАО «Тверьпродторг», валовой доход.

Курсовая работа состоит из введения, двух частей, заключения и приложений.

Во введении определена актуальность выбора темы курсовой работы.

В первой части курсовой работы рассмотрены экономическое содержание валового дохода, факторы на него влияющие и основные направления анализа.

Во второй части курсовой работы проведен анализ валового дохода ОАО «Тверьпродторг».

Источником информации для написания курсовой работы послужили данные годовых отчетов за три года, первичной бухгалтерской отчетности, справочной литературы.

Для проведения анализов и расчетов использованы следующие приемы и методы: табличный, коэффициентный, аналитических группировок, метод цепных подстановок.

Предметом исследования работы является совокупность методологических, теоретических и практических вопросов по анализу валового дохода. Исследование строилось на основе анализа действующих нормативных положений по темати­ке курсовой работы, изучении экономической литературы

^ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВАЛОВОГО ДОХОДА ПРДПРИЯТИЯ

1.1. Экономическая сущность валового дохода

Валовой доход – показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение выручки от продажи товаров над затратами по их приобретению за определенный период времени. На предприятиях общественного питания валовой доход является финансовым результатом торгово-производственной деятельности, определяемым как превышение выручки от реализации продукции собственного производства, товаров над затратами по их приобретению за конкретный период времени.1

Валовой доход представляет собой сложную экономическую категорию, природа которой раскрывается в единстве с другими стоимостными показателями, характеризующими хозяйственную деятельность предприятий торговли и общественного питания.

Валовой доход представляет собой часть стоимости товаров, продукции и услуг, созданной в торговле и общественном питании и используемой для возмещения издержек и образования прибыли. В составе валового дохода выделяется чистая продукция – это вновь созданная стоимость, состоящая из заработной платы, отчислений на социальные нужды (единый социальный налог), прибыли.

Валовой доход исчисляется в абсолютном и относительном выражении. Абсолютным показателем валового дохода выступает его сумма, а относительным – процентное отношение суммы валового дохода к розничному товарообороту, в оптовой торговле – к объему оптового товарооборота с участием в расчетах, в общественном питании – к валовому товарообороту.

Валовой доход по своему составу неоднороден. На предприятиях оптовой и розничной торговли наибольший удельный вес в нем имеют доходы от реализации товаров, а на предприятиях общественного питания – еще и доходы от реализации продукции собственного производства. Для некоторых они являются единственным видом доходов. Валовые доходы от реализации услуг невелики, однако их косвенное влияние, проявляющееся в привлечении покупателей, значительно.

Валовой доход от реализации создается за счет торговых надбавок в оптовой и розничной торговле и наценок на продукцию собственного производства в общественном питании, являющихся особым структурным элементом цены товара (продукции) и отражающих долю предприятий в ее формировании. Чем богаче общество, тем выше требования к качеству торгового обслуживания, а соответственно выше доля торговых надбавок (наценок) в цене товара.

Торговая надбавка (наценка) является ценой услуг предприятий торговли и общественного питания по доведению товара до потребителя и его реализации. Ее основные цели состоят в возмещении текущих затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов, направленных на продвижение товара от производителя к потребителю и обеспечении рентабельности реализуемого товара. Достижение поставленных целей зависит от размера торговой надбавки (наценки), определяемого как внешними, так и внутренними границами ее формирования.

Внешние границы формирования торговой надбавки (наценки) обусловлены складывающейся конъюктурой на потребительском рынке. Нижний предел формирования торговой надбавки зависит от цены оптового предложения производителей и оптовых посредников. Эти цены в определенной степени подвижны, так как в процессе совершения коммерческих сделок изменяются. Верхним пределом формирования торговой надбавки (наценки) являются цены спроса покупателей товара (продукции), которые в такой же степени меняются в зависимости от уровня торгового обслуживания, условий оплаты и других факторов.

Внутренние границы формирования возможного диапазона торговой надбавки (наценки) обусловлены ее структурой, характеризующейся двумя основными элементами.

Соотношение этих элементов в цене товара может варьироваться. Так, снижение уровня издержек может быть обеспечено за счет роста объема продажи товаров (продукции), изыскания резервов экономии.

Являясь составным элементом цены товара, торговые надбавки (наценки) выполняют ряд экономических функций, тесно связанных между собой:

  1. измерительная, благодаря которой удается установить долю предприятий в цене реализуемого товара (продукции);

  2. планово-учетная функция связана с измерительной, Определяя долю в цене товара (продукции), торговые надбавки (наценки) становятся инструментом учета валового дохода, полученного от реализации. Наряду с учетом торговые надбавки (наценки) используются в анализе и планировании валового дохода;

  3. стимулирующая функция проявляется в повышении заинтересованности предприятий торговли и общественного питания в получении прибыли, обеспечивающей их устойчивое положение на рынке, расширение объема деятельности и развитие социальной сферы. Этим обеспечивается решение задач самоокупаемости и самофинансирования;

  4. регулирующая функция выражается в том, что торговые надбавки (наценки) представляют собой механизм уравновешивания спроса и предложения товара на рынке. Их повышение или снижение вызывает ответную реакцию покупателя, характеризующуюся изменением спроса. Регулирующая функция проявляется также при государственном воздействии на формирование оптовых и розничных цен с помощью устанавливаемого им верхнего предела торговых надбавок (наценок).2


^ 1.2. Факторы, влияющие на валовой доход

Объем валового дохода, получаемый в результате реализации товаров, продукции. Является основным источником прибыльной работы предприятий торговли и общественного питания, условием устойчивого их положения на рынке. Стремление наращивать валовой доход вызывает необходимость изучения факторов. Его определяющих, с целью создания механизма управления валовыми доходами. Эти факторы весьма многообразны.

В процессе управления валовыми доходами – при их анализе, поиске резервов роста и планировании – все факторы принято подразделять на две основные группы:

1) зависящие от деятельности предприятий торговли и общественного питания (внутренние факторы);

2) не зависящие от деятельности предприятий торговли и общественного питания (внешние факторы).

В системе внешних факторов выделяются: политика государства в области регулирования торговых надбавок (наценок), таможенных пошлин, ставок банковских процентов за пользование кредитами, арендных ставок, различных тарифов; степень конкуренции на рынке потребительских товаров; уровень оптовых (закупочных) цен на товары (сырье) предприятий-производителей; платежеспособность населения; соотношение спроса и предложения; жизненный цикл товара; территориальное расположение и др.

Размер валового дохода зависит от политики государства в вопросах регулирования торговых надбавок (наценок), Определяя верхнюю границу торговых надбавок (наценок) на социально значимые товары государство. С одной стороны, защищает интересы потребителя, препятствуя формированию высоких доходов торговли и общественного питания, а с другой – создает заинтересованность предприятий торговли и общественного питания в снижении издержек и образовании прибыли.

Внешнеэкономическая деятельность государства в области торговли проявляет через применение мер по регулированию уровня таможенных пошлин. Его рост увеличивает не только стоимость закупаемых импортных товаров (сырья), но и цену их реализации, формируя больший объем валового дохода предприятий торговли и общественного питания.

К системе внутренних факторов относятся: объём товарооборота, его структура, состав, товародвижение, типизация предприятий торговли и общественного питания, качество товаров и уровень торгового обслуживания, целевая стратегия.

Косвенное влияние на величину валового дохода оказывает изменение ставок налоговых платежей, входящих в состав издержек. К ним относятся: отчисления на социальное страхование, в фонд занятости, в пенсионный фонд, на медицинское страхование, налогооблагаемой базой которых является фонд заработной платы. Поскольку он составляет существенную долю в издержках, то и величина этих платежей значительна. Изменение их ставок отражается не только на уровне издержек, но и на формировании соответствующего уровня торговых надбавок. А значит, и на величине валового дохода.

Аналогичным образом на размер валового дохода оказывает влияние изменение ставок банковских процентов, арендных ставок, различных тарифов, оплачиваемых предприятиям торговли и общественного питания за предоставленные извне услуги. За их ростом незамедлительно следует повышение уровня торговых надбавок (наценок).

Одним из внешних факторов, оказывающих влияние на формирование уровня торговой надбавки (наценки), выступает конкуренция. В зависимости от выбранной конкурентной стратегии фирма либо стремится обеспечить себе лидерство по ценам, либо ориентируется на средний уровень цен конкурентов. Последняя из стратегий является преобладающей. Стремясь поддерживать цены на более низком уровне. Чем у конкурентов, предприятия торговли и общественного питания устанавливают соответствующий уровень торговых надбавок (наценок), осуществляя режим экономии издержек для того, чтобы возместить расходы и иметь возможность получить прибыль.

Базой формирования уровня торговой надбавки (наценки) служит уровень цен приобретения товара. Несмотря на глубокую взаимосвязь, уровень торговой надбавки (наценки) далеко не всегда определяется уровнем цены на товар. Так. При низком уровне цены производителя может быть сформирован высокий уровень торговой надбавки (наценки), и наоборот – при высоком уровне цены производителя предприятия торговли и общественного питания ограничиваются низким уровнем торговой надбавки (наценки). В более выгодном положении находятся предприятия, осуществляющие режим экономии и получающие вследствие этого значительный размер прибыли.

Существенное влияние на размер валового дохода оказывает платежеспособный спрос населения на потребительские товары. Чем выше его объём, тем больше качественных и дорогостоящих товаров будет приобретать население, тем выше будут доходы торговли и общественного питания от реализации товаров и продукции собственного производства.

Складывающееся на рынке соотношение спроса и предложения предоставляет возможность дифференцированно подходить к определению уровня торговой надбавки (наценки). Рост спроса на товар (продукцию) при ограниченном его предложении позволяет установить более высокий уровень торговой надбавки (наценки) и сформировать значительную сумму валового дохода. При превышении предложения над спросом предприятиям торговли и общественного питания приходится снижать уровень торговой надбавки (наценки), иногда доводя ее до нижнего предела. Чем больше разница между объёмом предложения и спросом, тем меньше возможностей для формирования необходимой суммы валового дохода.

При определении уровня торговой надбавки (наценки) целесообразно учитывать стадию жизненного цикла товара (продукции). На этапе внедрения нового товара (продукции) на рынок уровень торговой надбавки (наценки) устанавливается минимальным. И продажа зачастую бывает убыточной. На этапе подъёма уровень торговой надбавки (наценки) возрастает, и соответственно растет объём валового дохода. Наиболее высокая торговая надбавка формируется на стадии зрелости, когда объём продажи максимален. Этап ухода товара (продукции) с рынка сопровождается падением уровня торговой надбавки и значительным уменьшением валовых доходов.

Величина валового дохода зависит от территориального расположения предприятий торговли и общественного питания относительно поставщиков и района деятельности. Более высокий вровень торговой надбавки (наценки) устанавливается на тех предприятиях торговли и общественного питания, которые расположены дальше от поставщиков товаров и сырья. Это требует повышенных расходов по доставке. Дифференциация торговых надбавок (наценок) в зависимости от района деятельности предприятий торговли и общественного питания выражается в том, что на одни и те же товары (продукцию) могут устанавливаться торговые надбавки (наценки) разных уровней: более высокие – в престижных районах, меньшие – в обычных.

В системе внутренних факторов, влияющих на формирование валового дохода, наиболее заметную роль играет товарооборот. Между этими показателями существует прямая зависимость – рост объема товарооборота сопровождается ростом объема валового дохода и характеризует его с количественной стороны. Качественная характеристика валового дохода раскрывается при определении влияния фактора цен. Так. Получение валового дохода только за счет роста цен косвенным образом свидетельствует о снижении объема продажи товаров в физических единицах и тем самым о потере предприятием торговли и общественного питания определенной доли потребительского рынка. Чем больше валового дохода получено за счет роста цен, тем ниже качество его формирования.

Большое влияние на изменение объема валового дохода оказывает ассортиментная структура товарооборота. Повышение в товарообороте удельного веса товаров и товарных групп с высоким уровнем торговых надбавок ведет к росту валового дохода; при уменьшении их в товарообороте размер валового дохода снижается. На предприятиях общественного питания средний уровень наценки увеличивается за счет роста в товарообороте собственной продукции доли заказных, фирменных блюд.

Изменение соотношения видов продаж в составе товарооборота влияет на установление среднего уровня торговой надбавки (наценки). При росте реализации товаров населению в розничной торговле, со склада в оптовой торговле и продукции собственного производства в общественном питании этот уровень повышается и зависит от структуры расходов, необходимых для осуществления процесса продажи. Так, в розничной торговле продажа товаров населению требует больших расходов, чем при мелкооптовом отпуске, за счет средств, необходимых на оплату труда продавцов, кассиров и связанных с ней расходов на социальные нужды, а также затрат на упаковку, сортировку товаров. В оптовой торговле более издержкоемкой является реализации товаров со складов, а транзитные поставки требуют лишь расходов на транспортировку, следовательно, они формируют более низкий уровень торговой надбавки.

В общественном питании увеличение в валовом товарообороте доли собственной продукции вызывает рост валового дохода за счет наценок, размер которых должен возмещать издержки не только на реализацию продукции, но и на ее производство и организацию потребления.

Фактором, снижающим уровень торговой надбавки (наценки), является рост звенности товародвижения. Увеличение количества посредников в продвижении товара (продукции) в сфере обращения приводит к значительному росту его цены, так как каждый из них прибавляет к цене приобретения свой уровень торговой надбавки. Чем выше эта цена, тем ниже уровень торговой надбавки устанавливает следующее звено товаропроводящей сети. Ориентируясь на цену. Которую может заплатить потребитель.

Уровень торговых надбавок (наценок) дифференцируется в зависимости от типа предприятий торговли и общественного питания. Их различия в розничной и оптовой торговле объясняются сроками реализации товаров, оборачиваемостью, необходимостью оказания дополнительных услуг при продаже и послепродажном обслуживании. Ограниченные сроки реализации (особенно скоропортящихся товаров), быстрая оборачиваемость продовольственных товаров влияют на формирование более низкого уровня торговой надбавки. Так как уменьшают размер затрат, необходимых для их доведения до покупателя. Медленная оборачиваемость непродовольственных товаров (особенно сложного ассортимента) и дополнительные затраты по их реализации являются определяющими факторами установления более высокого уровня торговой надбавки.

В универсальных магазинах средний уровень торговой надбавки зависит от складывающегося соотношения в объеме товарооборота продовольственных и непродовольственных товаров. С ростом доли непродовольственных товаров средний размер торговой надбавки увеличивается, и наоборот.

Невысоким уровнем торговых надбавок отличаются фирменные магазины. Это объясняется тем. Что часть их издержек возмещается за счет доходов их владельцев – предприятий-изготовителей фирменной продукции, оптовых предприятий. Более низкий уровень издержек, чем у конкурентов, позволяет установить невысокий уровень торговой надбавки, сделать цену товара более привлекательной для покупателя и, как следствие. Способствует расширению сферы деятельности предприятия на потребительском рынке.

Существенны расхождения в уровнях торговых наценок в различных типах предприятий общественного питания. Наиболее высокие наценки применяются в ресторанах, кафе, барах и других предприятиях, которые предоставляют потребителям комплекс высококачественных услуг по организации отдыха. Более низкий уровень торговых наценок формируется в столовых при промышленных предприятиях, вузах, техникумах, колледжах, в школьных столовых, целью которых является организация быстрого обслуживания определенного контингента потребителей: работников предприятий, учащихся, студентов.

Уровень торговых надбавок (наценок) зависит от применяемого метода организации продажи. Так, внедрение самообслуживания, торговли по образцам, через торговые автоматы способствует установлению более низкого уровня издержек за счет экономии средств на оплату живого труда. Уменьшение этих расходов обеспечивает возможность снижения цены товара (продукции), одновременно стимулируя рост объема реализации и величины валового дохода.

На предприятиях торговли и общественного питания уровень торговых надбавок (наценок) дифференцируется в зависимости от качества товаров (продукции), культуры торгового обслуживания. Уровень торговых надбавок на высококачественные товары существенно отличается от уровня торговых надбавок на другие товары, имея в цене такого товара значительный удельный вес. Как свидетельствует опыт развитых стран, доля торговых надбавок в цене товара колеблется от 15 до 70%, а по товарам экстра-класса цена продажи превышает цену покупки более чем в 2-2,6 раза. Культура торгового обслуживания оценивается потребителем рядом показателей: широким выбором товаров (продукции), предоставлением дополнительных услуг, применением прогрессивных методов продажи товаров, профессионализмом и этикой обслуживающего персонала и др. Учитывая мнение покупателей о достигнутом уровне культуры торгового обслуживания, предприятия торговли и общественного питания устанавливают соответствующий размер торговой надбавки (н7аценки) на товар (продукцию). Высокая оценка культуры торгового обслуживания, данная потребителями, позволяет предприятию применить более высокий процент торговой надбавки (наценки) к цене приобретения товара (сырья).

Уровень торговых надбавок (наценок) зависит от выбранной предприятием стратегической цели. Если целью является расширение сферы влияния на рынке, то уровень торговой надбавки (наценки) устанавливается исходя из рыночных цен приобретения и продажи товаров. При ориентации предприятий на получение прибыли уровень торговой надбавки (наценки) формируется таким образом, чтобы возместить издержки, осуществить развитие производственной и социальной сферы.

Все вышерассмотренные факторы взаимосвязаны, действуют одновременно и часто разнонаправлено, увеличивая или снижая валовой доход предприятий торговли и общественного питания.

^ 1.3. Цели и задачи анализа валового дохода

Анализ валового дохода является составной частью анализа финансовых результатов деятельности торговых фирм.

Цель анализа – получение информации о формировании валового дохода за предплановый период и определение путей его роста в соответствии с ресурсами развития предприятия в будущем.

Основная цель анализа – поиск резервов роста валового дохода для обеспечения большей финансовой устойчивости предприятий торговли и общественного питания на рынке.

Задачами анализа валового дохода являются:

  • проверка степени выполнения плана и изучение динамики изменения показателей валового дохода по предприятию в целом и его подразделениям по общему объему. Составу и структуре реализуемых товаров и продукции собственного производства:

  • изучение формирования структуры валового дохода в зависимости от форм расчетов с поставщиками товаров;

  • выявление и количественное измерение факторов, оказывающих влияние на выполнение плана валового дохода и его динамику;

  • определение неиспользованных возможностей и резервов роста валового дохода;

  • осуществление контроля за выполнением плана, направленного на своевременное выявление факторов, отрицательно повлиявших на формирование валового дохода.

Основными материалами, используемыми для анализа валового дохода, являются бухгалтерские, статистические данные и данные оперативного учета.

^ 1.4. Основные направления анализа валового дохода

Анализ валового дохода производится в определенной последовательности.

Анализ степени выполнении плана и динамики изменения показателей валового дохода включает в себя изучение:

  1. изменения суммы валового дохода по сравнению с планом, темпов его изменения, которые сопоставляются с темпами развития товарооборота и прибыли (Iприб >Iвал. дох > Iтоварооб).

  2. Изменения среднего уровня торговой надбавки (наценки) по сравнению с планом и в динамике, а при наличии информации – в разрезе отдельных товаров (сырья). Проведение этого анализа дает представление о соотношении суммы получаемых доходов и объема закупаемых товаров (сырья). Важным этапом анализа является изучение структуры элементов, входящих в состав средней торговой надбавки (наценки); издержек и прибыли, позволяющей установить обоснованность ее уровня. Исследуется сложившаяся дифференциация уровня и структуры торговой надбавки (наценки) в разрезе отдельных товаров (сырья). В процессе анализа сформировавшегося размера торговой надбавки (наценки) определяются возможности снижения уровня текущих затрат за счет их экономии и намечаются мероприятия по повышению эффективности использования всех ресурсов в предстоящем периоде;

Анализ степени выполнения плана и динамики изменения показателей эффективности формирования валового дохода: уровня валового дохода к товарообороту, уровня прибыли от реализации к валовому доходу, уровня издержек к валовому доходу, дающих представление о соотношении товарооборота, прибыли от реализации и издержек с объёмом валового дохода и др.

  1. изменения структуры валового дохода, позволяющей оценить эффективность его формирования в зависимости от форм расчетов с поставщиками. Так как средства, вложенные в товар, имеют различную отдачу. Методика влияния форм расчетов на образование валового дохода описана В.А. Черновым3.

На втором этапе производится анализ факторов, влияющих на формирование суммы и уровня валового дохода в предплановом периоде. Вначале определяется влияние факторов первого порядка: объёма товарооборота и среднего уровня валового дохода.

Влияние изменения объёма товарооборота определяется умножением среднего уровня валового дохода на результат отклонения фактического товарооборота от базисного и деления полученного значении на 100. Это позволяет оценить получение валового дохода с количественной стороны. Влияние изменения цен на товары (продукцию) можно определить как произведение базисного уровня валового дохода и прироста товарооборота за счет ценового фактора, деленного на 100, а влияние изменения физического объёма продаж по стоимости - умножением прироста физического объёма продаж по стоимости – умножением прироста товарооборота в сопоставимых ценах на базисный уровень валового дохода и делением полученного результата на 100. Проведение такого анализа позволяет охарактеризовать получение валового дохода с качественной стороны. Если исследования покажут, что прирост валового дохода достигнут за счет роста цен, то делается вывод о низком качестве его формирования, о потере валовых доходов в связи со снижением объёма товарооборота в сопоставимых ценах. Получение валовых доходов за счет реализации большей массы товаров (продукции0 свидетельствует о б у креплении финансового положения предприятия на потребительском рынке.

Влияние среднего уровня валового дохода на его сумму определяется как произведение фактического товарооборота на отклонения фактического уровня валового дохода от базисного, деленное на 100. Полученный результат складывается под влиянием ряда факторов второго порядка: состав и структуры товарооборота, уровня торговых надбавок (наценок) на отдельные товары (сырье), звенности товародвижения.

Измерение влияния состава и структуры товарооборота осуществляется способом процентных чисел с применением приема разниц. В процессе анализа выявляется доля фактора, участвующего в формировании среднего уровня и суммы валового дохода. Для этого используются данные анализа товарооборота по составу и его структуре. А также информация о базисных уровнях валового дохода составных частей товарооборота и товарных групп (сырья), Основой определения базисных уровней валового дохода составных частей товарооборота являются следующие данные: средний уровень валового дохода по предприятии. УВД, сложившееся соотношение уровней валового дохода составных часте1 товарооборота а, удельного веса одной из частей товарооборота в общем его объеме Д. Для нахождения уровня валового дохода одной из составных частей товарооборота произведение (УВД х а х 100) делят на [Д х (а - 1) + 100].

Сумма валового дохода изменяется под влиянием ценовой политики предприятия, направленной на рост или снижение уровня торговых надбавок (наценок) по отдельным товарам (продукции). Для определения влияния этого фактора используют прием разниц: фактический товарооборот умножается на разницу между изменившимся уровнем валового дохода и первоначальным и делится на 100.

На основе выборочного учета и по данным о выполнении договоров поставки определяют влияние звенности товародвижения. Для этого отклонение между уровнями валового дохода. Складывающимися при реализации товаров, закупленных у производителей и посредников. Умножают на сумму реализованных товаров, приобретенных у посредников, и делят полученный результат на 100. Аналогичный расчет производится по реализации продукции собственного производства на предприятиях общественного питания. Завершающая стадия анализа - обобщение влияния всех факторов на формирование валового дохода предприятия торговли и общественного питания.

Третий этап в проведении анализа валового дохода связан с выявлением неиспользованных возможностей и резервов роста валового дохода. К неиспользованным возможностям относятся сумма и уровень валового дохода за счет факторов, имеющих отрицательные значения и зависящих от деятельности предприятий (снижение объёма товарооборота в сопоставимых ценах, увеличение доли продажи мелким оптом в рознице и общественном питании, транзитных поставок на оптовых предприятиях покупных товаров на предприятиях общественного питания, рост объема закупки товаров через оптовых посредников и т.д.).

Немаловажное значение при определении возможностей роста валового дохода имеет сравнительный анализ с работой лучшего однотипного предприятия торговли и общественного питания, определяющий сумму валового дохода, которая могла быть получена за счет изучения и использованного его опыта. Для этого фактический товарооборот умножают на возможный прирост уровня валового дохода, получаемого при сравнении данных лучшего и изучаемого предприятий, и делят на 100.

На основе выявленных неиспользованных возможностей роста валового дохода определяют его резервы за счет вовлечения в товарооборот дополнительных товарных ресурсов, за счет использования более эффективных форм расчетов с поставщиками, сокращения числа посредников при закупке товара. Проведения более эффективной ценовой политики. Изучения и использования опыта работы лучших торговых предприятий и т.д.

Результаты проведенного анализа используют в качестве основы планирования валового дохода на предстоящий период.

^ 2. АНАЛИЗ ВАЛОВОГО ДОХОДА ОАО «ТВЕРЬПРОДОРГ»

2.1. Краткая характеристика деятельности ОАО «Тверьпродторг»

Открытое акционерное общество «Тверьпродторг» зарегистрировано Администрацией г. Твери 26 мая 1994г. с присвоением номера государственной регистрации № 844-1-94 серия Г.

Генеральный директор – Шологон Василий Прокопович.

  Основными видами деятельности ОАО «Тверьпродторг» являются:

  • оптовая и розничная торговля продовольственными товарами;

  • коммерческая и посредническая деятельность;

  • операции по оптовым закупкам продукции и товаров;

  • реализация в порядке мелкого опта продовольственных товаров детским школьным и дошкольным учреждениям, профилакториям, санаториям, домам-интернатам, домам престарелых и инвалидов, лагерям отдыха в период летней оздоровительной кампании независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.

  ОАО «Тверьпродторг» также осуществляет следующие виды деятельности:

  • оказание услуг по заказам предприятий, организаций и частных лиц по безналичному и наличному расчету;

  • сдача в аренду складских и части торговых площадей;

  • организация разгрузки и хранения товаров;

Для осуществления этих видов деятельности фирма обладает необходимой и достаточной материально-технической базой.

ОАО «Тверьпродторг» имеет следующую розничную сеть, состоящую из 7 магазинов в городе Твери, расположенных по адресам:

•  магазин № 3 – ул.Вагжанова, дом 10

•  магазин № 5 – пос. ВНИИСВ

•  магазин № 6 – пр.Чайковского, дом 35

•  магазин № 7 – ул. Новоторжская, д.2

2.2. Анализ валового хода ОАО «Тверьпродторг»

Анализ валового дохода проводится в следующей последовательности:

  • анализ динамики валового дохода;

  • анализ факторов, определяющих сумму и уровень валового дохода;

  • определение резервов роста валового дохода и эффективности торговли.

При изучении динамических изменений необходимо не только выявлять и оценивать тенденцию развития валового дохода, но и сопоставлять эти изменения с динамикой товарооборота и издержек обращения торгового предприятия. Это позволяет определить эффективность торговли по показателю валового дохода, которая измеряется отношениями (уровнями) валового дохода к товарообороту и издержкам обращения.

Таблица 2.1

Информация о динамике валового дохода торгового предприятия

Наименование показателей

Прошлый год

Отчетный год

Отклонение отчетного года от прошлого

Отчетный год в процентах к прошлому

Розничный товарооборот, тыс.руб.













в действующих ценах

64217

72116

7899

112,3

в сопоставимых ценах

64217

66774

2557

104,0

Валовой доход от реализации товаров, тыс.руб.

17403

19976

2573

114,8

Издержки обращения, тыс.руб.

13621

15375

1754

112,9

Уровень валового дохода в процентах к товарообороту в действующих ценах, %

27,1

27,7

0,6

-

Уровень валового дохода в процентах к издержкам обращения, %

127,8

129,9

2,1

-


Из данных табл. 2.1 следует, что валовой доход торгового предприятия в отчетном году возрастал более высокими темпами, чем розничный товарооборот и издержки обращения. Этому способствовало увеличение массы реализованных товаров и уровня торговый надбавок, рост розничных цен на товары и соблюдение режима экономии. Сложившиеся соотношения в темпах изменения анализируемых показателей обеспечили предприятию увеличение уровня валового дохода в процентах к товарообороту на 0,6% и в процентах к издержкам обращения на 2,1%, то есть эффективность торговой деятельности, оцениваемая по показателю валового дохода, возросла.

Сумма валового дохода торгового предприятия складывается под воздействием таких факторов, как объём и структура товарооборота, уровень торговых надбавок по отдельным товарам, динамика розничных и покупных цен.

Влияние объёма товарооборота на сумму валового дохода можно представить в виде произведения абсолютного изменения объёма реализации товаров уровень валового дохода базисного года:



ΔВДТ – изменение суммы валового дохода за счет товарооборота, руб.;

Т0, Т1 – товарооборот соответственно в базисном и отчетном периодах, руб.;

УВД0 – уровень валового дохода в базисном периоде, %.

Влияние изменения уровня валового дохода на его сумму рассчитывают путем умножения разницы по уровню дохода на товарооборот отчетного года:



ΔВДУВД – изменение суммы валового дохода за счет изменения его уровня, руб.;

Для изучения влияния этих факторов на сумму валового дохода производят следующие расчеты (табл. 2.2).

Таблица 2.2

Информация о динамике валового дохода торгового предприятия

Факторы

Порядок расчета

Сумма, тыс.руб.

1. Изменение объёма товарооборота в действующих ценах, всего, тыс.руб., в том числе за счет:

7899*27,1:100

2140

1.1. увеличения массы реализованных товаров

2557*27,1:100

693

1.2. роста цен

(72116-66774)*27,1:100

1447

2. Изменение среднего уровня валового дохода в процентах к обороту

72116*0,6:100

433

ИТОГО

2140+433

2573

Увеличение объёма розничного товарооборота на 7899 тыс.руб. обеспечило предприятию получение дополнительной суммы валового дохода в размере 2140 тыс.руб., что составляет 83% от всего прироста валового дохода в отчетном году по сравнению с прошлым годом (2140/2573*100). Однако этот прирост был обеспечен преимущественно за счет роста цен, и лишь 27% прироста было получено за счет увеличения физической массы реализации товаров (693/2573*100). Положительно повлияло на сумму валового дохода увеличение среднего уровня валового дохода: за счет этого фактора валовой доход возрос на 433 тыс.руб.

Изменение среднего уровня валового дохода в целом по предприятию происходит под влиянием изменения структуры товарооборота и уровня валового дохода по отдельным товарам и товарным группам. Анализ проводится с помощью способа процентных чисел.

Для определения влияния изменения структуры товарооборота на средний уровень валового дохода расчет процентных чисел (∑%Ч) производится путем умножения отклонения удельного веса товарной группы отчетного года от показателя прошлого года на уровень валового дохода данной товарной группы, сложившийся в прошлом году:



Для определения влияния изменения уровня валового дохода товарной группы на средний по предприятию уровень дохода расчет процентных чисел (∑%Ч) производят умножением отклонения уровня валового дохода товарной группы отчетного года от прошлого на удельный вес этой товарной группы в товарообороте отчетного года:



ΔУВДстр – изменение среднего уровня валового дохода предприятия за счет изменения структуры товарооборота, %;

ΔУВД – изменение среднего валового дохода предприятия за счет изменения уровня дохода по отдельным товарным группам, %;

УВ1i, УВ0i, - удельный вес в товарообороте соответственно отчетного и базисного года i-й товарной группы, %;

УВД1i, УВД0i, - уровень валового дохода i-й товарной группы соответственно в отчетном и базисном году, %;

n – количество товарных групп.

Анализ влияния этих факторов на уровень валового дохода представлен в табл. 2.3 и 2.4.

Таблица 2.3

Анализ влияния структуры товарооборота на уровень валового дохода товарного предприятия

Товарные группы

Товарооборот, тыс.руб.

Удельный вес в товарообороте, %

Уровень валового дохода прошлого года, %

Процентные числа

гр.6*гр.7

Изменение среднего уровня валового дохода предприятия за счет изменения структуры товарооборота

Прошлый год

Отчетный год

Прошлый год

Отчетный год

Отклонение отчетного года от прошлого

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

9633

11683

15

16,2

+1,2

25,7

30,84

-

2

12843

13125

20

18,2

-1,8

26,4

-47,52

-

3

16054

15721

25

21,8

-3,2

21,3

-68,16

-

4

6422

7861

10

10,9

+0,9

45,1

40,59

-

5

19265

23726

30

32,9

+2,9

27,1

78,59

-

ИТОГО

64217

72116

100

100

-

27,1

34,34

0,34


Таблица 2.4

Анализ влияния изменения уровня валового дохода по товарным группам на средний уровень дохода ОАО «Тверьпродторг»

Товарные группы

Уровень валового дохода прошлого года, %

Удельный вес в товарообороте отчетного года, %

Процентные числа (гр.4*гр.5)

Влияние на средний уровень валового дохода предприятия изменения уровня дохода по товарным группам

Прошлый год

Отчетный год

Отклонение отчетного года от прошлого

1

2

3

4

5

6

7

1

25,7

25,4

-0,3

16,2

-4,86

-

2

26,4

26,2

-0,2

18,2

-3,64

-

3

21,3

20,8

-0,5

21,8

-10,9

-

4

45,1

43,2

-1,9

10,9

-20,71

-

5

27,1

29,1

+2,0

32,9

65,8

-

ИТОГО

27,1

27,7

-

100

25,69

0,26


Расчеты показали, что увеличение удельного веса в товарообороте ОАО «Тверьпродторг» товарных групп с самым высоким уровнем валового дохода (4-я и 5-я группы) обусловили прирост на 0,34% к товарообороту среднего уровня валового дохода в целом по предприятию. Это обеспечило ему получение дополнительной суммы валового дохода в размере 245 тыс.руб. (72116*0,34/100).

Аналогичным образом устанавливается и влияние на средний уровень валового дохода предприятия изменения уровня валового дохода по отдельным товарным группам.

Увеличение уровня валового дохода на 2% по товарной группе 5, имеющей самый большой удельный вес в товарообороте предприятия, повысило средний уровень валового дохода на 0,26% к товарообороту, а сумму дохода – на 188 тыс.руб. (72116*0,26/100). Совокупное влияние факторов на сумму и уровень валового дохода обобщи в табл. 2.5.

Таблица 2.5

Сводная таблица влияния отдельных факторов на сумму и уровень валового дохода ОАО «Тверьпродторг»

Факторы

Влияние на уровень валового дохода, %

Влияние на сумму валового дохода, тыс.руб.

1. Изменение объёма товарооборота в действующих ценах, всего, тыс.руб., в том числе за счет:

Х

2140

1.1. увеличения массы реализованных товаров

Х

693

1.2. роста цен

Х

1447

2. Изменение среднего уровня валового дохода в процентах к обороту

0,6

433

2.1. изменения структуры товарооборота

0,34

245

2.2. изменения уровня валового дохода по отдельным товарным группам

0,26

188

ИТОГО

Х

2573


Факторный анализ валового дохода показал, что управление товарооборотом путем оптимизации его структуры способно обеспечить существенное увеличение дохода. Сопоставив удельный вес отдельных товарных групп в сумме валового дохода и в товарообороте предприятия, можно предположить целесообразность, с экономической точки зрения, расширения ассортимента и объёма реализации по какой-либо группе или, наоборот, сокращения закупок и продажи её (табл. 6).

Таблица 2.6

Сравнительный анализ структуры товарооборота и валового дохода предприятия за отчетный год

Товарные группы

Удельный вес, %

Разница между удельным весом в валовом доходе и розничном обороте

в розничном товарообороте

в сумме валового дохода

1

16,2

14,8

-1,4

2

18,2

17,2

-1,0

3

21,8

16,4

-5,4

4

10,9

17,0

+6,1

5

32,9

34,6

-1,7

ИТОГО

100

100

Х


Выполненный в табл. 2.6 сравнительный анализ структуры валового дохода и розничного товарооборота показал, что в процессе управления товарооборотом следует обратить внимание на 3-ю товарную группу: занимая 21,8% в товарообороте, она обеспечила получение только 16,4% валового дохода. В то же время доля 4 товарной группы составляла 10,9% в обороте и 17% - в валовом доходе.

Вывод – товарная политика предприятия в большей мере должна быть направлена на увеличение товарооборота 4-й группы за счет улучшения работы с поставщиками, расширения предложения этой товарной группы, её рекламы, более удобного размещения товаров в товарном зале и демонстрации их покупателям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Валовой доход – показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение выручки от продажи товаров над затратами по их приобретению за определенный период времени. На предприятиях общественного питания валовой доход является финансовым результатом торгово-производственной деятельности, определяемым как превышение выручки от реализации продукции собственного производства, товаров над затратами по их приобретению за конкретный период времени.

Валовой доход исчисляется в абсолютном и относительном выражении. Абсолютным показателем валового дохода выступает его сумма, а относительным – процентное отношение суммы валового дохода к розничному товарообороту, в оптовой торговле – к объему оптового товарооборота с участием в расчетах, в общественном питании – к валовому товарообороту.

Анализ валового дохода является составной частью анализа финансовых результатов деятельности торговых фирм.

Цель анализа – получение информации о формировании валового дохода за предплановый период и определение путей его роста в соответствии с ресурсами развития предприятия в будущем.

Основная цель анализа – поиск резервов роста валового дохода для обеспечения большей финансовой устойчивости предприятий торговли и общественного питания на рынке.

Анализ валового дохода проводится в следующей последовательности:

  • анализ динамики валового дохода;

  • анализ факторов, определяющих сумму и уровень валового дохода;

  • определение резервов роста валового дохода и эффективности торговли.

^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гаврилова А.Н., Попов А.А. Финансы организаций (предприятий): учебное пособие. – 5-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2010.

  2. Головачев А.С. Экономика предприятия. В 2 частях. Часть 1. – М.: Высшая школа, 2008.

  3. Жиделева В.В., Каптейн Ю.Н. Экономика предприятия. – М.: Инфра-М, 2008.

  4. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. / Л.Т. Гиляровская [и др.]. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009.

  5. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб.пособие. 8-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Новое знание, 209.

  6. Соломатин А.Н. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли:учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2009.

  7. Чернов В.А. Экономический анализ: торговля, общественное питание, туристический бизнес / под ред. Проф. М.И. Баканова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

  8. Экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / Э.А. Маркарьян, Г.П. Герасименко, С.Э. Маркарьян. – М.: КНОРУС, 2008.

ПРИЛОЖЕНИЯ


1 Соломатин А.Н. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2009. С. 176.

2 Головачев А.С. Экономика предприятия. В 2 частях. Часть 1. – М.: Высшая школа, 2008.

3 Чернов В.А. Экономический анализ: торговля, общественное питание, туристический бизнес / под ред. Проф. М.И. Баканова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.



Скачать файл (220 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации