Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Антикризисное управление.Природа экономического кризиса. Диагностика банкротства предприятия - файл 1.docx


Антикризисное управление.Природа экономического кризиса. Диагностика банкротства предприятия
скачать (594.1 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx595kb.15.12.2011 12:29скачать

содержание

1.docx

УНИВЕРСИТЕТ НАТАЛЬИ НЕСТЕРОВОЙ
Факультет «Экономика и управление»
Кафедра «Менеджмент организаций»


Курсовая работа

по дисциплине

«Антикризисное управление»
На тему: Природа экономического кризиса. Диагностика банкротства предприятия.

Выполнила студентка

Варнашкина Мария Андреевна

Группа Э5К2
Руководитель_____________________

степень, должность________________

Курсовая работа защищена с оценкой_________________________________

«_______» ________________ 200__ г. ________________________________

МОСКВА — 2010 г.



Содержание.

Введение. Стр.3


  1. Кризисы социально-экономических систем:

    1. Понятие кризиса; Стр.4

    2. Причины возникновения, классификация кризисов; Стр.8

    3. Внешние и внутренние факторы кризиса в предпринимательских структурах; Стр.15

    4. Кризисы в развитии организации. Стр.17



  1. Диагностика банкротства предприятия:

    1. Признаки и порядок установления банкротства предприятия; Стр.24

    2. Методика диагностики банкротства; Стр.26

    3. Практические расчеты возможного банкротства предприятия на примере ООО «ХХХ»;

      1. Модель интегральной оценки Альтмана, Стр.32

      2. Модель комплексного коэффициента банкротства О.П. Зайцевой, Стр.33

      3. Модель рейтингового числа Р.С. Сайфуллина и Г.Г. Кадыкова. Стр.35


Заключение. Стр.37

Список источников. Стр.39

Приложение №1(Бухгалтерский баланс)

Приложение №2(Отчет о прибылях и убытках)


Введение.

Современная экономическая действительность заставляет руководителей предприятий постоянно принимать решения в условиях неопределенности. В условиях финансовой и политической нестабильности коммерческая деятельность чревата различными кризисными ситуациями, результатом которых может стать несостоятельность или банкротство.

В данных обстоятельствах особое значение приобретает «антикризисное управление», как фактор, который должен использоваться не после возникновения кризисных явлений на предприятии, а заранее, действуя на опережение, выявить и диагностировать возможные проблемы.

Цели данной работы:

  • разобраться в первопричинах возникновения кризисов;

  • дать основные определения и характеристики кризисов в рамках существующих экономических теорий;

  • описать основные моменты методики диагностики банкротства;

  • показать практические расчеты по диагностике возможного банкротства на примере ООО «ХХХ».


  1. Кризисы социально-экономических систем.



    1. Понятие кризиса.

В любой сложной системе и, в частности, в социально-экономических системах, функционирующих в обществе, возможны нарушения и сбои. Примерами социально-экономических систем являются предприятия, фирмы, компании, корпоративные структуры с их внутренней организацией, экономическими целями и положением на рынке. При этом они подвержены воздействиям извне о стороны других социально-экономических систем, а также органов государственного и общественного устройства и, чтобы соответствовать изменяющимся условиям, вынуждены изменяться сами, т.е. развиваться. Это приводит к тому, что в деятельности социально-экономических систем неизбежно возникают кризисы.

Любая система испытывает две основные внутренние тенденции, связанные с поддержанием ее жизнедеятельности:

- Функционирование – комплекс действий, направленных на поддержание и сохранение уже имеющихся функций, определяющих целостность, качественную определенность и главные сущностные характеристики системы. Для обеспечения функционирования система стремится к стабилизации происходящих в ней процессов;

- Развитие – комплекс действий, направленных на приобретение новых и устранение отживших качеств в условиях 

изменяющейся среды. Для обеспечения развития необходимо проведение изменений процессов в системе. См. рис.1.

Рис.1

Указанные тенденции имеют противоположные направленности и неизбежно входят друг с другом в противоречие. Само по себе наличие противоречий не является отрицательным или недопустимым. Противоречия – это те внутренние вопросы, которые требуют своего разрешения и позволяют системе найти путь к совершенствованию.

Вместе с тем противоречия бывают разными по остроте и глубине, с которыми они затрагивают процессы внутри социально – экономической системы. При этом могут развиваться такие противоречия, от разрешения которых зависит само существование системы. Таким образом, из всего вышесказанного, можно вывести определение кризиса.

Кризис – крайняя форма обострения противоречий в социально-экономической системе, угрожающая её жизнедеятельности.



Это более общее понятие кризиса. В этой работе нас, в первую очередь интересует именно экономический кризис, поэтому мы остановимся на нем подробнее.

Принято считать, что первопричиной экономических кризисов является несоответствие (разрыв) между производством и потреблением товаров. Динамика экономического развития имеет не простой линейный, а сложный циклический характер.

Понятие экономического кризиса связно с понятием циклического развития экономики Н.Д. Кондратьева. Кризис представляет собой одну из последовательных фаз цикла наряду с подъемом, депрессией и оживлением.

Марксистская теория считала кризисы неотъемлемой частью только капиталистической экономики.

Немарксистские экономические теории первоначально отрицали неизбежность экономических циклов, доказывая возможность преодоления цикличности в рамках традиционных рыночных механизмов.

В первой половине XX столетия возникли представления о том, что цикличность, а, следовательно, и причины, порождающие кризисы, могут быть преодолены путем государственного регулирования рыночной экономики. Эти представления связывают с именем Дж.М.Кейнса.

В последнее время определилась позиция ряда специалистов, которые считают, что вмешательство государства в экономические процессы не всегда приводит к сглаживанию цикличности а антикризисному регулированию, а часто оборачивается прямо 

противоположным результатом, выражающимся в поддерживании и провоцировании цикличности, т.е. возникновения кризисов.

Причины цикличности и возникновения кризисов экономического развития также пытались объяснять с различных позиций. В частности, П.Самуэльсон в книге «Экономика» в качестве самых известных приводит следующие теории:

  • ^ Денежная теория, которая объясняет возникновение кризисов недостатком (сжатием) банковских кредитов;

  • Теория нововведений усматривает цикличность в периодически возникающей необходимости использования в производстве важных нововведений;

  • Психологическая теория видит причину цикличности в наличии воли пессимистического или оптимистического настроения населения;

  • Теория недопотребления трактует причины циклов слишком большой долей дохода, которая оседает у очень бережливых людей и не инвестируется в экономику;

  • Теория чрезмерного инвестирования утверждает, что причины циклов, наоборот, кроются в излишнем инвестировании.


    1. 

    2. Причины возникновения, классификация кризисов;


Причины кризиса могут быть различными (См.рис.2). Они делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении, а также природные, характеризующие явления климата, землетрясения и др.

Рис.2


Причины кризиса могут быть внешними и внутренними:

1. ^ Внешние причины связаны с тенденциями и стратегией

макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране.

2. ^ Внутренние причины кризиса обусловлены рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в 

организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой.

Если понимать кризис таким образом, можно констатировать то обстоятельство, что опасность кризиса существует всегда и его необходимо предвидеть и прогнозировать.

В понимании кризиса большое значение имеют не только его причины, но и разнообразные последствия: возможно обновление организации или ее разрушение, оздоровление или возникновение нового кризиса (См.рис.3).

Рис.3

Кризисы могут возникать как цепная реакция. Существует возможность и консервации кризисных ситуаций на довольно продолжительное время. Это может объясняться определенными политическими причинами. Вообще последствия кризиса 

теснейшим образом связаны с двумя факторами: его причинами и возможностью управления процессами кризисного развития. Выход из кризиса не всегда связан с позитивными последствиями. Нельзя исключать переход в состояние нового кризиса, может быть даже более глубокого и продолжительного.

Практика показывает, что кризисы неодинаковы не только по своим причинам и последствиям, но и по самой своей сути. Необходимость в разветвленной классификации кризисов связана с дифференциацией средств и способов управления ими. Если есть типология и понимание характера кризиса, появляются возможности снижения его остроты, сокращения времени и обеспечения безболезненности протекания (См.рис. 4).

^ По непосредственным причинам возникновения кризисы разделяются на природные, общественные, экологические.

По структуре отношений в социально-экономической системе, по дифференциации проблематики ее развития можно выделить отдельные группы экономических, социальных, организационных, психологических, технологических кризисов.

^ Экономические кризисы отражают острые противоречия в экономике страны или отдельной организации. Это кризисы производства и реализации товара, взаимоотношений экономических агентов, кризисы платежей, потери конкурентных преимуществ, банкротства и пр.

В группе экономических кризисов отдельно можно выделить финансовые кризисы. Они характеризуют противоречия в состоянии финансовой системы или финансовых возможностях 

фирмы. Это кризисы денежного выражения экономических процессов.

^ Социальные кризисы возникают при обострении противоречий или столкновении интересов различных социальных групп или образований: работников и работодателей, профсоюзов и предпринимателей, работников различных профессий, персонала и топ-менеджеров и др.

Рис.4
Вся деятельность человека построена на удовлетворении его интересов, которые изменяются неравномерно и непропорционально. Интересы находятся в постоянном противоречии даже у отдельного человека, а тем более у социальных групп или классов общества. Противоречия интересов и объективная неравномерность их изменения определяют как возможность кризисов, так и их необходимость.

Именно это лежит в основе всех кризисов в социально-экономической системе, даже кризисов, связанных с природными условиями. Нередки случаи использования природных катаклизмов в политических целях, перерастания их в кризисы политические и социально-экономические.

Часто социальные кризисы являются продолжением и дополнением кризисов экономических, хотя могут возникать и сами по себе, например, по поводу стиля управления, недовольства условиями труда, отношения к экологическим проблемам.

Особое положение в группе социальных кризисов занимает политический кризис. Это — кризис в политическом устройстве общества, кризис власти, кризис реализации интересов различных социальных групп, в управлении обществом. Политические кризисы, как правило, затрагивают все стороны развития общества и переходят в кризисы экономические.

В организационном устройстве любой социально-экономической системы могут обостряться организационные отношения, принимая форму организационного кризиса, который может проявляться в деловых конфликтах, в возникновении 

неразберихи, безответственности, сложности контроля и пр. В крайнем своем проявлении организационный кризис вызывает паралич организационной деятельности. Одной из его форм является ее неумеренная бюрократизация.

^ Причинами организационного кризиса могут быть:

- чрезмерный или быстрый рост социально-экономической системы,

- изменения условий ее функционирования и развития,

- ошибки при частичной реконструкции организации или

организационной перестраховке, рождающей бюрократические тенденции.

^ Психологические кризисы также нередки в современных условия социально-экономического развития. Это кризисы психологического состояния человека. Они проявляются в виде стресса, приобретающего массовый характер, в возникновении чувства неуверенности, паники, страха за будущее, неудовлетворенности работой, правовой защищенностью и социальным положением.

^ Технологический кризис возникает как кризис новых технологических идей в условиях явно выраженной потребности в новых технологиях. Это может быть кризис технологической несовместимости изделий или кризис отторжения новых технологических решений.

Кризисы также могут быть предсказуемыми (закономерными) и неожиданными (случайными). Предсказуемые кризисы наступают как этап развития, они могут прогнозироваться и вызываются 

объективными причинами накопления факторов возникновения кризиса — потребности реструктуризации производства. Неожиданные кризисы часто бывают результатом или грубых ошибок в управлении, или каких-либо природных явлений, или экономической зависимости, способствующей расширению и распространению локальных кризисов. Разновидностью предсказуемых кризисов является циклический кризис (конечно, в том случае, если известна и изучена природа кризиса и его характер). Он может возникать периодически и имеет известные фазы своего наступления и протекания.

Кризисы бывают регулярные (циклические), или периодические, которые повторяются с определенной закономерностью, и нерегулярные.

^ Регулярные кризисы перепроизводства дают начало новому циклу, в ходе которого экономика последовательно проходит четыре фазы и подготавливает базу для последующего кризиса. Они характеризуются тем, что охватывают все сферы экономики, достигая большой глубины и продолжительности.

^ К нерегулярным экономическим кризисам относятся промежуточные, частичные, отраслевые и структурные. Промежуточный кризис не дает начала новому циклу, а прерывает на определенное время течение фазы подъема или оживления. Частичный кризис отличается от промежуточного тем, что он охватывает не всю экономику, а какую-либо сферу общественного воспроизводства, например, отраслевой кризис охватывает одну из отраслей народного хозяйства.

    1. 

    2. Внешние и внутренние факторы кризиса в предпринимательских структурах.

Предприятия осуществляют свою деятельность во внешней среде, которую формирует действующая нормативно-правовая база государства, законы рынка, другие предприятия и организации, являющиеся для данных предприятий поставщиками и потребителями и т.д. Таким образом, внешняя для каждого предприятия среда представляет собой сложно организованную систему, куда оно входит одной из составных частей.

Вместе с тем предприятие – это тоже система той или иной сложности. Поэтому факторы кризисов по отношению к предприятиям дифференцируются на внешние и внутренние.

Основные внешние факторы подразделяются на:

  • Международные

- наличие кризиса в других странах, глобальные экономические или финансовые кризисы;

- международная политика по отношению к стране и политика международных финансовых институтов, наличие ограничений, эмбарго и т.д.;

- наличие международных торговых, тарифных соглашений;

- международная конкуренция.

  • Национальные

- нестабильность политического курса;

- неустоявшееся, часто меняющееся законодательство;

- чрезмерный монополизм;



- низкий или спадающий платежеспособный спрос;

- слабый государственный бюджет и государственный заказ;

- нестабильное состояние финансовой системы;

- нарушение устоявшихся партнерских связей;

- высокая инфляция;

- налоговая, кредитная, валютная политика;

- коррупция, лоббизм,криминализация.
У России, как страны расположенной на огромной территории, есть специфические внешние факторы кризиса, связанные с различием уровней политического, экономического развития, различием климата регионов.

^ Это – региональные факторы:

- особое местное, региональное законодательство;

- удаленность от рынков сбыта;

- отсутствие развитой экономической инфраструктуры;

- сложные климатические условия.

Основные внутренние факторы кризиса предприятия заключаются;

- в низких конкурентных позициях предприятия(по качеству продукции, доле рынка и т.д.)

- неудачной маркетинговой политике;

- устаревших технологиях, физическом и моральном износе фондов;

- низкой или несоответствующей квалификацией руководства и персонала;



- неадекватной системе управления;

- неадекватной организационной структуре;

- неэффективной и нерациональной структуре активов и пассивов;

- отсутствии, сокращении, убыточности инвестиций,невнятной инвестиционной политике;

- недиверсифицированном производстве;

- неликвидной продукции, неконкурентноспособной, устаревшей;

- неконкурентноспособных ценах;

- высокой, по сравнению с конкурентами, себестоимости;

- значительной просроченной задолженности потребителя;

- большой зависимости от поставщиков и других кредиторов;

- недоучете финансовых рисков;

- слабых кредитных возможностях;

- недостатке ресурсов(финансовых,материнальных,трудовых).


    1. Кризисы в развитии организации.


Кризис с его многообразием неудовлетворенных потребностей и изменчивых ситуаций предоставляет предпринимателю лучшие шансы, чем застой. Всякое нормальное развитие осуществляется через кризисы. Проблема вовсе не в наличии или отсутствии последних, а в том, разрастаются ли они до масштабов, ведущих к разрушению данного явления, или, наоборот, служат средством его обновления, формой избавления от всего устаревшего и отжившего, а, в конечном счете, – отправной точкой нового этапа развития.



Кстати, руководители японских предприятий рассматривают неблагоприятные ситуации как пружину для роста.

Любой возникающий кризис кажется уникальным, однако, если изучить его возникновение и последовательность событий, можно выявить много общих элементов.

Кризис, как правило, возникает неожиданно для компании, и его нельзя предвидеть. Чтобы понять, как кризисы влияют на компанию, можно привести четыре стадии, через которые проходят компании, когда сталкиваются с непредвиденными проблемами:

• потрясение, шок;

• оборонительное отступление;

• констатация происшедшего;

• адаптация и перемены.

Характер или значение кризиса соответствует трем следующим критериям:

• прерывает нормальный ход работы или ведение бизнеса;

• быстро привлекает к компании широкое негативное внимание средств массовой информации, официальных лиц или общественности;

• требует срочных координированных руководящих действий в зависимости от масштаба.

При диагностике кризисов в организации необходимо определить симптомы их проявления, факторы, причины возникновения.

Кризис – 1) резкий, крутой перелом в чем-либо.



2) Обусловленное противоречиями в развитии обществарасстройство экономической жизни.

Факторы — существенные обстоятельства в каком-либо процессе, явлении; настораживающие события.

Симптомы — внешнее проявление кризисных явлений.

Причины — явление, вызывающее, обуславливающее возникновение другого явления; источники возникновения кризиса.

Распознавание кризиса — обнаружение симптомов, факторов и причин кризиса, определение его содержания, свойств и характера.

Средства — интуиция, опыт, специальные знания, анализ, исследования, диагностика.

Фактор кризиса — событие, или зафиксированное состояние, или установленная тенденция, свидетельствующие о наступлении кризиса. В организации факторами кризиса могут рассматриваться:

  • снижение качества продукции,

  • нарушение технологической дисциплины,

  • старение технических средств,

  • большое количество рекламаций по качеству продукции;

  • большая задолженность по кредитам.

Симптомы кризиса:

  • появление первых признаков отрицательных тенденций,

  • устойчивость этих тенденций,

  • деловые конфликты,

  • нарастание финансовых проблем и др.



Симптомы проявляются в показателях деятельности организации и, что очень важно, в тенденциях их изменения, отражающих функционирование и развитие организации. Так, анализ показателей фондоотдачи, производительности, эффективности, энерговооруженности, финансового состояния или таких, как текучесть персонала, дисциплина, удовлетворенность трудом, конфликтность и другие могут характеризовать положение предприятия относительно наступления кризиса. Большую роль играет анализ финансово-экономических и социально-экономических показателей. При этом состояние показателей может оцениваться и относительно установленной нормативной величины (допуски изменений), и относительно друг друга.

Симптомом кризисного развития может быть либо несоответствие показателей закономерным соотношениям либо временные параметры, например темп роста производительности труда должен опережать темп роста заработной платы. Если этого не происходит, увеличивается опасность кризиса.

Симптомы не всегда отражают причины кризиса. Причины нередко кроются глубже внешнего проявления кризисных признаков. Симптом — это первоначальное, внешнее проявление кризисных явлений, которые не всегда характеризуют истинные причины кризиса, но по которым эти причины можно установить. Оценивать кризисы следует не только по его симптомам, но и по причинам и реальным факторам. Причина кризиса — события или явления, вследствие которых появляются факторы кризиса.



Причиной могут быть:

  • финансово-экономические просчеты,

  • общее положение экономики,

  • низкая квалификация персонала,

  • недостатки системы мотивирования.

Например, инфляция является фактором кризиса, причиной инфляции может быть увеличение массы денег, связанная с большим государственным долгом и невозможностью его погашения в определенный период времени.

Симптомом же кризиса могут быть, например, использование долларов в расчетных операциях, неоправданный и неумеренный рост заработной платы, повышение цен и пр.

Нет единого универсального рецепта для эффективного управления кризисом. Однако приведенные ниже принципы, если им следовать в комплексе, предлагают основу для принятия правильных решений.

Кризис можно рассматривать как объективный результат неправильной стратегии руководства, однако, с другой стороны, он может быть вызван внутренними противоречиями, когда стратегия развития компании требует качественных изменений в деятельности, методах и формах работы.

Обстоятельства, приведшие к кризису, должны быть тщательно изучены, проработаны с тем, чтобы не повторять тех же ошибок, а возможности, появившиеся благодаря кризису, должны использоваться. Многое может быть сделано во время кризиса из 

того, что трудно или невозможно выполнить в обычный период работы.

Понятие кризиса несет в себе объективное и субъективно представление о проблемах и неприятностях. Часто решения принимаются на основе недостаточной, неадекватной информации под сильным давлением. Однако было бы неверным думать о кризисе только как о негативном явлении. В нем есть и положительные стороны. Кризисы представляют возможности, которые не появляются в другое время.

Имеются семь преимуществ, которые могут сопровождать кризис или следовать из него:

• появление лидеров;

• ускоренные перемены;

• выявление скрытых проблем;

• замена команды на более профессиональную;

• развитие новых стратегий;

• разработка систем раннего предупреждения;

• появление новых конкурентных возможностей.

^ Появление лидеров. Новые лидеры появляются во время кризиса. Это справедливо и для войны и в равной степени для бизнеса. Талантливые люди получают возможность преодолеть бюрократию и продемонстрировать, как они могут действовать. Даже для руководителей среднего и низшего уровня кризис представляет собой шанс взять на себя опасные, но возможно поощрительные задания, работу с новыми людьми. Кризис изменяет установленный порядок, позволяет таланту проявить себя.



Ускоренные перемены. То, что до кризиса происходило медленно, во время кризиса начинает двигаться очень быстро в результате наступившего хаоса. Кризис может сократить время движения к прогрессу. Те, кто ищет изменений, перемен должны приветствовать кризис. Хотя при большинстве кризисов имеются нежелательные воздействия.

Всегда нелегко провести глубокие изменения в составе компании и на управленческом уровне без противодействия отдельных групп в руководстве и оппозиции профсоюзов. Адвокаты будут защищать подвергнувшихся дискриминации уволенных или даже перемещенных на другие посты служащих.

^ Развитие новых стратегий. Кризис заставляет пересмотреть даже самые продуманные планы. Угроза процветанию бизнеса, неуверенность, давление и отсутствие контроля - все это способствует появлению новых мыслей и рассмотрению новых направлений развития.

^ Система раннего предупреждения. Большинство компаний, которые пережили кризис, хотят найти способ, позволяющий избежать повторение случившегося. Для этого необходимо разрабатывать системы раннего предупреждения, которые выявляют невыполнение определенных функций и сообщают об этом задолго до наступления кризиса. Часто предупреждение во время предкризисного периода позволяет если не избежать кризиса, то хотя бы уменьшить его последствия.

^ Новые конкурентные преимущества. Компания, перенесшая кризис, обычно становится опытней. Сотрудники столкнулись с 

общим врагом и узнали друг друга. Нет более важной формулы успеха в бизнесе, чем сильный лидер, поддержанный преданной, вдохновленной командой.

В действительности бывают такие ситуации, когда необходимо спровоцировать кризис, не дожидаясь пока он произойдет сам.

  1. ^ Диагностика банкротства предприятия.

    1. Признаки и порядок установления банкротства предприятия.

Согласно Федеральному закону (ФЗ) о несостоятельности (банкротстве) от 8 января 1998 г. (гл. 1, ст. 2) это понятие трактуется следующим образом.

Несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Признак банкротства юридического лица (ст. 3, п. 2) сформулирован следующим образом.

Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.



В этом случае приостанавливаются текущие платежи предприятия - должника, и оно в преддверии своего банкротства может обращаться в арбитражный суд.

Предприятие считается банкротом после признания факта о его несостоятельности арбитражным судом, а также, если оно официально объявляет о своем банкротстве и ликвидации, которая осуществляется в процессе конкурсного производства. Цель конкурсного производства:

  • соразмерное удовлетворение всех требований кредиторов;

  • объявление предприятия свободным от задолженности;

  • охрана противоборствующих сторон от незаконных действий в отношении друг друга.

Рассматриваемый закон распространяется на предприятия всех форм собственности. Он устанавливает:

  • основания для признания должника банкротом,

  • регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению банкротства, а также отношения между предприятием-должником и кредиторами при рассмотрении дел о банкротстве,

  • определяет права, обязанности и ответственность всех лиц этого процесса и т. д.

Закон не преследует цели обязательной ликвидации предприятия при наличии признаков банкротства. Если имеются возможности оздоровить (восстановить) деятельность предприятия с целью предотвращения его ликвидации, предусматриваются 

специальные реорганизационные процедуры, в том числе назначение арбитражным судом внешнего управляющего имуществом должника. Реорганизационные процедуры принимаются арбитражным судом после обращения в суд, но до объявления должника несостоятельным (банкротом). В процессе производства по делу может быть достигнуто мировое соглашение сторон. Допускаются и внесудебные процедуры, когда должник может урегулировать свои отношения с кредиторами таким образом, что предприятие продолжит свою деятельность или же произойдет его добровольная ликвидация под контролем кредиторов.

    1. Методика диагностики банкротства.

Можно использовать несколько подходов при диагностике банкротства компании.

1. Официальная процедура диагностики кризисного состояния

предприятия предусматривает определение четырех коэффициентов:

• коэффициента текущей ликвидности Ктл;

• коэффициента обеспеченности собственными средствами Косс;

• коэффициента восстановления платежеспособности предприятия Квп;

• коэффициента утраты платежеспособности предприятия Куп.



Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую

обеспеченность предприятия оборотными и денежными средствами для ведения хозяйственной деятельности, своевременности погашения его срочных обязательств.

Коэффициент обеспеченности собственными средствами

характеризует наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости.

Структура баланса предприятия неудовлетворительна, а предприятие неплатежеспособно, если:

Ктл <2,

Косс < 0,1.

Коэффициент восстановления платежеспособности определяется как отношение расчетного Ктл к его установленному значению. Расчетный Ктл определяется как сумма фактического значения Ктл на конец отчетного периода и изменения значения этого коэффициента между окончанием и началом отчетного периода в пересчете на период восстановления платежеспособности, установленный равным 6 месяцам.

Если Квн>1, это значит, что у предприятия есть реальная возможность восстановить свою платежеспособность, если Квн<1, такой возможности нет. При значении Квп<1 определяется коэффициент утраты платежеспособности. Если Куп > 1, это свидетельствует о наличии реальной возможности предприятия не утратить платежеспособность. Если Куп<1, предприятию грозит утрата платежеспособности.



Решение о признании структуры баланса неудовлетворительной пo перечисленным основаниям может быть отложено на срок, определяемый федеральным органом по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению, если установлено наличие реальной возможности восстановления платежеспособности предприятия. Не всегда отклонение от формально предписанных значений коэффициентов свидетельствует о необходимости объявления предприятия банкротом.

Нередко ликвидация должника-банкрота невыгодна ни кредиторам, ни государству. С этой целью законом предусмотрена процедура восстановления платежеспособности предприятия.

2. Рыночная экономика сформировала систему методов предварительной диагностики и возможной защиты предприятия от банкротства. Задача системы состоит в том, что предполагаемое банкротство диагностируется на ранних стадиях его возникновения. Это позволяет своевременно отреагировать на проблему и воспользоваться механизмом защиты или обосновать необходимость применения последовательных процедур по реорганизации предприятия. Если эти меры не выводят предприятие из кризиса и не способствуют его финансовому оздоровлению, оно в добровольном или принудительном порядке прекращает свою деятельность и начинает ликвидационные процедуры. Можно рассмотреть ряд показателей, свидетельствующих о потенциальной возможности этого процесса. 

Уровень текущей угрозы банкротства определяется с помощью двух показателей, рассматриваемых в динамике:

1) коэффициент текущей платежеспособности»

2) коэффициент автономии.

Устойчивая тенденция к снижению этих коэффициентов свидетельствует об «отложенной угрозе банкротства» (чем ниже абсолютные значения этих коэффициентов, тем более вероятна угроза банкротства).

Оптимальное значение коэффициента платежеспособности составляет 0,7, а коэффициента автономии — 0,5, но в зависимости от специфики и масштабов организаций эти величины колеблются.

Возможность нейтрализовать угрозу банкротства за счет внутреннего потенциала предприятия диагностируется с помощью двух показателей:

• коэффициента рентабельности капитала;

• коэффициента оборачиваемости активов.

Первый коэффициент дает представление о том, в какой мере предприятие способно формировать дополнительные денежные потоки для удовлетворения возрастающих платежных обязательств.

Второй показывает степень скорости формирования этих дополнительных денежных потоков.

3. Методы интегральной оценки угрозы банкротства основаны на комплексном рассмотрении приведенных показателей. Одним из наиболее распространенных методов интегральной оценки является модель Альтмана.



Это пятифакторная модель, факторами которой выступают показатели диагностики угрозы банкротства, такие, как:

1) отношение рабочего капитала к сумме всех активов предприятия (он показывает степень ликвидности активов);

2) уровень рентабельности активов или всего используемого капитала, представляющий собой отношение чистой прибыли к средней сумме используемых активов или всего капитала (он показывает уровень генерирования прибыли);

3) уровень доходности активов (или всего используемого капитала). Этот показатель представляет собой отношение чистого дохода (валового дохода за вычетом налоговых платежей, входящих в цену продукции) к средней сумме используемых активов или всего капитала (он показывает, в какой степени доходы предприятия достаточны для возмещения текущих затрат и формирования прибыли);

4) оборачиваемость активов или капитала, представляющая собой отношение объема продажи продукции к средней стоимости активов или всего используемого капитала;

5) коэффициент отношения суммы собственного капитала к заемному.

Ни один из этих методов диагностирования нельзя считать совершенным, но тем не менее они дают возможность оценить степень вероятности банкротства, которая классифицируется как очень высокая, высокая, возможная, очень низкая.

С учетом принадлежности результата к одной из этих характеристик переходят ко второму этапу диагностики, а именно, 

к определению масштабов кризисного состояния организации, при этом используются три его характеристики: легкий кризис, тяжелый кризис, катастрофа.

Заключительный этап диагностики банкротства — этап изучения основных факторов, обусловливающих кризисное развитие организации. В общем виде их делят на внешние и внутренние. Исследуются только те факторы, входящие в их состав, которые оказывают негативное воздействие на деятельность организации. Завершается этап составлением прогноза наиболее колеблющихся и чувствительных негативных факторов, способных вызвать банкротство организации в перспективе.



    1. 

    2. Практические расчеты возможного банкротства предприятия на примере ООО «ХХХ».

      1. Модель интегральной оценки Альтмана.


Альтман построил пятифакторное регрессионное уравнение, представляющее функцию от показателей экономического потенциала предприятия:

,

где Z – интегральный показатель уровня угрозы банкротства.

Расчет возможности банкротства предприятия ООО ХХХ» за 2009 год

Показатель

Формула

расчета

Значение

Весовой коэффициент

Рейтинговое число

X1 – доля чистого оборотного капитала в активах




0,99

1,2

1,19

X2 – уровень рентабельности капитала




0,41

1,4

0,57

X3 – уровень доходности активов




0,29

3,3

0,95

X4 – отношение собственного капитала к заемному капиталу




0,69

0,6

0,41

X5 – оборачиваемость активов




3,45

1

3,45














6,57


Пример расчета.

, ,,

,
Предполагаемая вероятность банкротства в зависимости от значения Z-счета Альтмана составляет:

1,8 и менее – очень высокая;

от 1,81 до 2,7 – высокая;

от 2,71 до 2,9 – существует возможность;

от 3,0 и выше – очень низкая.

В нашем случае интегральный показатель равен 6,57 – т.е. вероятность банкротства очень низкая.


      1. Модель комплексного коэффициента банкротства О.П. Зайцевой.

Комплексный показатель банкротства Кк (фактический и нормативный) рассчитывается по уравнению:


Рассчитывается два комплексных показателя – фактический и нормативный. Фактический комплексный показатель (Ккф) рассчитывается путем подстановки в уравнение фактических значений показателей предприятия.

Нормативный комплексный показатель (Ккн) рассчитывается подстановкой в уравнение нормативных значений показателей: K1=0, K2=1, K3=7, K4=0, K5=0,7, (предыдущего периода).



Фактический комплексный показатель Ккф сравнивается с нормативным Ккн. Если Ккф > Ккн, то вероятность банкротства велика. Если Ккф < Ккн, то вероятность банкротства мала.

Расчет возможности банкротства предприятия ООО «ХХХ» за 2009 год

Показатель

Формула

расчета

Значение

Весовой коэффициент

Рейтинговое число

K1 – коэффициент убыточности предприятия




0,000

0,25

0,000

K2– соотношение кредиторской и дебиторской задолженности,;




0,99

0,1

0,099

K3 – соотношение краткосрочных обязательств и наиболее ликвидных активов




0,6

0,2

0,12

K4 – убыточность реализации продукции




0,000

0,25

0,000

K5 –отношение заемного и собственного капитала




1,46

0,1

0,146

K6 – коэффициент загрузки активов отчетного периода




0,3

0,1

0,03














0,395


Пример расчета.

,, ,,

,
Фактический комплексный показатель равен 0,395, а нормативный комплексный показатель 1,597 . Ккф > Ккн, вероятность банкротства очень мала.

1,597



      1. Модель рейтингового числа Р.С. Сайфуллина и Г.Г. Кадыкова

Модель Р.С. Сайфуллина и Г.Г. Кадыкова позволяет оценить финансовое состояние предприятия по вычислению рейтингового числа R в уравнении:
При полном соответствии финансовых коэффициентов их минимальным нормативным уровням рейтинговое число будет равно единице, и организация имеет удовлетворительное состояние экономики. Финансовое состояние предприятий с рейтинговым числом менее единицы характеризуется как неудовлетворительное.


Расчет возможности банкротства предприятия ООО «ХХХ» за 2009 год



Показатель

Формула

расчета

Значение

Весовой коэффициент

Рейтинговое число

K1 – коэффициент обеспеченности собственными средствами




0,4

2

0,8

K2 – коэффициент текущей ликвидности




1,67

0,1

0,167

K3 – коэффициент оборачиваемости активов




3,49

0,08

0,297

K4 – коммерческая маржа (рентабельность реализации продукции)




0,08

0,45

0,036

K5 – рентабельность собственного капитала




0,7

1

0,7


Рейтинговое число равно 2 (>1). Таким образом, финансовое состояние характеризуется как удовлетворительное.

Заключение.



Кризис — объективное явление в социально-экономической си

стеме. Это представление согласуется с пониманием того, что основу функционирования и развития социально-экономической системы составляет деятельность человека, который стремится управлять своей деятельностью и расширять сферу управления, т.е. снижать долю не

управляемых процессов. В определенной мере ему это удается. Мож

но предположить, что в будущем человек вообще исключит кризисы из тенденций развития социально-экономических систем, а нынеш

ние кризисы характеризуют лишь уровень развития человека, недо

статок знаний, несовершенство управления.

Такое утверждение выглядит логичным. Но вся практика разви

тия общества и экономики во все исторические периоды свидетель

ствует об обратном. Несмотря на «человеческую природу» кризисов, избежать их не удается. Более того, во многих случаях именно «чело

веческая природа» кризиса является его причиной и источником.

Деятельность человека построена на удовлетворении его инте

ресов, которые изменяются неравномерно и непропорционально. Интересы находятся в постоянном противоречии не только у отдельного человека, но и у целых социальных групп или классов обще

ства. Противоречия интересов и объективная неравномерность их изменения определяют как возможность, так и необходимость кри

зисов. Именно это является основой всех кризисов в социально-экономической системе — даже кризисов, связанных с природны

ми 

условиями. Нередки случаи использования природных катаклиз

мов в политических целях, перерастание их в кризисы политические и социально-экономические.

В развитии любой организации существует вероятность наступления кризиса. Характерной особенностью рыночной экономики является то, что кризисные ситуации могут возникать на всех стадиях жизненного цикла предприятия (становление, рост, зрелость, спад). Краткосрочные кризисные ситуации не меняют сущности предприятия как производителя прибыли, они могут быть устранены с помощью оперативных мероприятий. Если предприятие в целом неэффективно, экономический кризис приобретает затяжной характер, вплоть до банкротства. В этом отношении любое управление должно быть антикризисным, т.е. построенным на учете возможности и опасности кризиса.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что руководство любой организации должно использовать инструменты «антикризисного управления» на каждом этапе «жизни» организации.

Но, не стоит забывать, что антикризисное развитие — это не абсолютное отсутствие кри

зиса, а наличие таких кризисов, которые являются импульсом ус

пешного (с позиций интересов организации) развития.

Список источников.


  1. Антикризисное управление: Учебник. — 2-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. Э.М. Короткова. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 620 с. — (Высшее образование).



  1. Кован С.Е. Теория антикризисного управления предприятием: учебное пособие/С.Е.Кован,Л.П.Мокрова,А.Н.Ряховская;под.ред.М.А.Федотовой,А.Н.Ряховской – М.Кнорус,2009- 160 с.




  1. Ларионова О.А. Основы антикризисного управления: Учебное пособие под редакцией проф. А. Ф. Андреева. – М.: ГУП Издательство «Нефть и газ» РГУ нефти и газа , 2007. – 203 с.




  1. http://www.bupr.ru/




  1. http://www.cfin.ru



  1. http://www.finances-analysis.ru/



  1.  http://www.audit-it.ru/finanaliz/





Скачать файл (594.1 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации