Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Лидерство и управление - файл 1.docx


Контрольная работа - Лидерство и управление
скачать (51.2 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx52kb.15.12.2011 12:39скачать

1.docx



Содержание
Ведение ……………………………………………………………………... 3

  1. Понятие и стили лидерства ……………………………………………. 4

  2. Общие теории лидерства ……………………………………………... 14

  3. Понятие и стили управления ………………………………………..... 19

Заключение ……………………………………………………………….. 24

Список литературы …………………………………………………….…. 25


Введение

Проблема лидерства начала изучаться более двух тысяч лет назад, но единой теории лидерства нет и сегодня. Между тем понять многие проблемы поведения человека в организации невозможно без полного понимания феномена лидерства.

Лидерство является важным социально-психологическим явлением в жизни группы и коллектива, проявляющееся в преимущественном воздействии одного члена группы (или коллектива) на других членов.

Целью контрольной работы является изучение понятий лидерства и управления и их стилей.

Соответственно цели и задачам основная часть контрольной работы состоит из трех пунктов. Общая структура работы выглядит следующим образом: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение и список использованной при написании работы литературы.

  1. 

  2. Понятие и стили лидерства

Лидерство – одно из проявлений власти, отличительное свойство политической деятельности, право выдвигать руководителя, который ее осуществляет. Это явление присуще и другим видам деятельности – производству вещей и идей, науке, спорту и т. д.

По мнению Р.Хогана, Г.Керфи и Д.Хогана, лидерство – это убеждение, а не господство; люди, которые могут требовать от других выполнения своих приказов только потому, что они обладают властью, – не лидеры. Лидер – это тот человек, который может убедить других людей отложить на время свои собственные интересы и заняться достижением общей цели, которая важна для свободы и благосостояния группы.

Лидерство – это умение заставлять людей делать то, что они не хотят, не вызывая при этом ненависти ни к себе, ни к выполняемой ими работе1.

Самое короткое определение лидерства принадлежит Т.Гэмбл и М.Гэмбл: «Лидерство – это способность влиять на других». Стало быть, любой человек, влияющий на других, может стать лидером, и каждый член группы имеет лидерский потенциал.

Вопрос о лидерстве не случайно возник только в наше время. Лидерство – это не новый стиль руководства, а способ организации власти в гражданском обществе с развитым политическим сознанием всех или большинства его социальных слоев. Такое общество возникло сравнительно недавно, либо еще только складывается, и то пока не везде. Но это перспектива и необходимость истории и политики. Члены гражданского общества – мыслящие участники политической жизни, поэтому они имеют возможность сознательно выбирать себе лидера.

Поведение же лидера должно убеждать их в том, что его действия правильны и выгодны, а не продиктованы своекорыстием или властолюбием. Общество со своей стороны не может манипулировать лидером. Социальное 

и политическое партнерство, взаимопонимание лидера и его приверженцев – основа новой современной политики.

Обязательное условие лидерства – обладание властью в конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней и масштаба – от государства и даже группы государств до правительственных учреждений, местного самоуправления или народных и общественных групп и движений. Формализованная власть лидера закрепляется законом. Но во всех случаях лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную опору в обществе или в коллективах людей, которые за ним следуют.

Лидерство – это отношения учителя и ученика. Лидер передает своему окружению знания, моральные ценности. Личные достоинства лидера – образец для подражания, предмет уважения. Поэтому нравственный облик лидера привлекает внимание и играет немалую роль в его успехе или неудачах. В информационном обществе все труднее скрыть дефекты личности лидера и, наоборот, легче показать его достоинства.

Лидерство – это способность оказывать влияние, направляя усилия всех на достижение целей организации. Лидерство – это всегда вопрос степени, силы влияния, зависящей от соотношения личностных качеств лидера с качествами тех, на кого он пытается оказать влияние, и с ситуацией, в которой находится данная группа.

Лидерство – это влияние. На нем основаны все организационные системы. Под влиянием понимают такое поведение человека, которое вносит изменение в поведение, отношения, чувства другого человека.

Влияние можно оказывать через идеи, устное и письменное слово, через внушение, убеждение, эмоциональное заражение, принуждение, личный авторитет и пример. Лидерство основано на следующих факторах: на силе, на способности угрожать самому ценному человека, на недобровольном принуждении к чему-либо; влияние власти – угроза социальному положению человека; лидерство, основанное на авторитете (принимается добровольно).



Однако лидерство – сложный, многогранный и не до конца изученный феномен.

Существует много исследований, посвященных теме лидерства. Рассмотрим три направления, изучающие такие феномены как:

  1. внезапное лидерство;

  2. негласное лидерство;

  3. харизматическое лидерство.

Внезапное лидерство обычно проявляется в ситуации, когда группа ищет лидера. Р.Стогдил проводил исследование личностных качеств и внезапного лидерства в ряде неструктурированных групп. Определяя факторы, способствующие восприятию какого-либо человека как лидера при отсутствии информации об его эффективности, он пришел к заключению, что к понятию внезапного лидерства, несомненно, относятся следующие показатели: доминантность, экстраверсия, честолюбие или достижение цели, ответственность, честность, уверенность, настроение и эмоциональный контроль, дипломатичность и согласованность действий.

На сегодняшний день обнаружено, что с внезапным лидерством связаны такие черты, как доминантность, способность завоевать престиж, общительность, самопрезентация, самоприемлемость, достижение через независимость, эмпатия, а также способность контролировать свое экспрессивное поведение и самомониторинг.

Вторая линия исследования, называемая теорией негласного лидерства, также касается того, как мы оцениваем потенциального лидера из случайных людей. Согласно этой теории, человек выглядит как лидер в той степени, в какой его характеристики (интеллект, ценности или личностные качества) соответствуют заранее составленному мнению общественности о том, каким должен быть лидер. Обычно мы обобщаем свои представления о лидерстве и используем эти представления для оценки потенциального лидера из случайных людей. Проблема заключается в том, что человек, кажущийся лидером, может на самом деле не иметь качеств, нужных для того, чтобы 

сформировать команду с высокой производительностью труда и управлять ею. Если осуществлять поиск кандидатов не на основе установленных принципов отбора персонала, возрастает вероятность избрать некомпетентного лидера.

К исследованиям, прослеживающим связь между личностными качествами лидера и производительностью труда команды, относится третье направление, рассматривающее харизматическое лидерство. Харизматический лидер – это обаятельный человек, способный внушать благоговение подчиненным, его точку зрения другие люди находят неоспоримой, он способен собрать группу людей, которые разделяют эту точку зрения, и посредством взаимоотношений с командой развивается вместе с ее членами.

Харизматические лидеры более эффективны, чем нехаризматические, их отличает большая потребность во власти, энергичность, социальная напористость, ориентация на успех, уверенность, самоконтроль, им присущи некоторые атрибуты фемининности и заботливость, а также потребность в переменах.

Еще одна категория исследований определяет эффективность лидера через противоположный конец континуума – людей, чьи карьеры под угрозой или уже потерпели крах. Исследования, касающиеся управленческой некомпетентности, связанной с крахом карьеры, позволили сделать вывод, что многие умные, честолюбивые и квалифицированные руководители терпят крах только потому, что их воспринимают как надменных, мстительных, не заслуживающих доверия, самолюбивых, сверхэмоциональных, принуждающих, сверхконтролирующих, бесчувственных, слишком агрессивных, отчужденных от коллектива, чрезмерно честолюбивых. При этом психологи отмечают, что краткосрочные тренинги не помогают в исправлении негативных качеств. Только в более интенсивном и длительном (до одного года) тренинге можно достичь необходимых изменений. При этом менее стабильные свойства будут 

поддаваться изменению легче, чем более устойчивые характеристики (в частности связанные с темпераментом). Мотив власти, например, не является совершенно стабильным свойством.

Наоборот, мотивация власти лидера может колебаться от момента к моменту в соответствии с обстоятельствами. Она может быть как переменчивым состоянием, так и устойчивой чертой. В отношении интеллекта и морали существует традиционное мнение, что интеллект имеет линейную корреляцию с лидерством, а мораль – U-образную зависимость.

Историометрические исследования открыли немало критериев для предсказания лидерства. Благодаря изучению биографий президентов США был обнаружен мультикритерий, состоящий из мотивов или потребностей кандидатов в президенты:

  • мотив власти;

  • мотив достижения;

  • мотив аффилиации.

Сочетания этих мотивов представляют собой различные личностно-мотивационные профили (различные типы мотивационной структуры) политического лидера, которые могут успешно предсказывать лидерское поведение политиков где угодно в мире. За каждым из этих мотивов стоят другие, коррелирующие с ним личностные свойства. Так, с потребностью во власти тесно связаны такие черты, как доминирование в межличностных отношениях, макиавеллизм (стремление манипулировать людьми), убедительность, потребность в достижении. Потребность в достижении имеет отношение к мастерству, манипулированию, организации физического и социального окружения, преодолению препятствий, установлению высоких стандартов работы, соревнованию, победе над кем-либо. Потребность в аффилиации подразумевает дружественные, социабельные отношения с другими людьми. Подобная широкая трактовка трех личностных мотивов соответствует и портрету лидера в целом.



Отдельными исследованиями выявлено, что средний уровень ожиданий всех лидеров значимо выше, чем у не-лидеров. Роли лидера соответствует высокий статус, поскольку требует специфических умений и знаний для влияния на других. Поэтому потребность в статусе и уважении, наряду с потребностью в достижении, являются ведущими в стремлении к лидерской позиции.

Лидеры также делятся на ориентированных на себя и ориентированных на группу. Для первых главное – это достижение личных целей. Они не чувствительны к групповым целям и используют свои навыки и способности, чтобы манипулировать групповыми задачами для выполнения своих личных. Для вторых главным становится достижение скорее групповых, чем индивидуальных целей, которые приносят ориентированному на группу лидеру большее удовлетворение, чем удовлетворение личных задач. Достижение групповой цели для него зачастую становится личной потребностью.

Некоторые психологи называют среди движущих сил лидерства компенсаторные мотивы – неуверенность в себе и тревожность. Компенсаторным часто может быть и мотив власти. Истинный харизматический лидер вообще не стремится в лидеры. Лидерство само приходит к нему, потому что харизму воспринимают все.

Таким образом, результаты проведенных за последние годы многочисленных исследований позволяют сделать вывод, что лидерство требует наличия не столько какой-то определенной черты, сколько группы черт, куда непременно входят уверенность, дружественность, сознательность, социальная восприимчивость и поведенческая гибкость. Большое значение имеет также мультипликативный эффект, связанный с определенным сочетанием свойств. Например, является уже доказанным фактом, что с лидерством связаны такие характеристики, как интеллект и настойчивость. Однако умеренно высокий интеллект в сочетании с очень высокой настойчивостью достигнет лучших результатов, чем очень высокий 

интеллект с меньшей настойчивостью. Также сильная мотивация власти (особенно, когда стремление к власти заметно превышает аффилиативную потребность) должна сочетаться с достаточным самоконтролем, чтобы перенаправить властные потребности в социально конструктивное русло. Современная бихевиоральная генетика считает, что врожденное лидерство предполагает наличие следующего комплекса черт: уверенность в себе, напористость, доминантность и аттракция.

Выработка организаторских, управленческих качеств лидера – это уже проблема его собственного обучения и воспитания. Умение сформировать группу, сплотить ее, определить цели, поставить перед обществом (или учреждением, властью) необходимые задачи, сформулировать сплачивающую общество программу – таковы современные требования к политику.

Политика, ее задачи, цели различаются на разных уровнях политической деятельности, поэтому существуют и разные лидеры.

В малой группе (это может быть элита верхних уровней власти и ядро любого иного руководства) роль лидера заключается в сплочении ее участников и направлении их деятельности. От него требуется тесное личное общение с ближайшим окружением. При этом выявляются и играют организующую роль его личные качества: умение владеть ситуацией, принимать решения, брать на себя ответственность, делать верный политический выбор (людей, проблем, первоочередных задач).

Одновременно лидер должен уметь удовлетворять интересы группы, не выходя за пределы права и гражданских норм и не ставя свое окружение в зависимость от своих благодеяний. На отношения с группой и авторитет лидера оказывают значительное влияние личный стиль его поведения (авторитарный, жесткий или демократический).

Иным оказывается лидерство на уровне «большой политики», управления страной, политических движений. От лидера такого масштаба требуется сплочение интересов широкой общественной базы власти. Здесь 

имеют значение не столько личные качества лидера, сколько его умение формулировать общие политические требования, обнаруживать высокие критические и конструктивные, творческие качества, общаться с гораздо более широким кругом людей и убеждать их.

Лидер в этой ситуации удален от тех, кого он ведет за собой. Его личные качества обнаруживаются для них слабее либо совсем утрачивают значение, но его лидерство получает моральную оценку. Он должен считаться с ней. Его успех или неудачи воспринимаются весьма эмоционально. Поэтому большое значение имеет способность лидера улавливать настроения, знать подлинные нужды людей и выражать их интересы. Тогда он становится символом движения, партии, общества.

Таким образом, на всех уровнях политики лидерство реально при определенных условиях. Лидер не только должен хотеть вести людей за собой, но и обладать для этого необходимыми качествами. Ведомые должны быть готовы идти за ним и выполнять намеченную им программу. Одно из условий лидерства – получение максимальной информации в минимальное время. Современные технические средства связи и информации отвечают этому требованию.

Лидерство предполагает определенный характер ближайшего окружения. Оно должно быть отобрано по деловым, профессиональным признакам. Личная преданность – важное качество окружения, но недостаточное для современной политики. Единомыслие, взаимопонимание, интерес к делу, взаимное доверие, уверенность в правильности выбора, нравственная устойчивость, убежденность также дают право занимать место в коллективе, окружающем лидера. Привлекательными для окружения выступают престижность места, возможность карьеры, признание в коллективе и вне его, в сферах власти и управления, в обществе и в стране. Но важно, чтобы все это было при высокой профессиональной компетентности. Соратник должен иметь ясное представление об общем состоянии дел, которыми он занимается под руководством лидера, о своей 

роли, обязанностях в группе, обладать аналитическими, творческими способностями для политической работы. В лидере как бы концентрируются качества его сподвижников. Поэтому он должен быть заинтересован в подборе людей, превосходящих его по каким-либо качествам.

Отношения лидера и его коллектива – важный аспект лидерской организации власти. Целеустремленность, принципиальность, сознание ответственности перед обществом (или управляемым учреждением), понимание его задач и запросов являются неотъемлемыми качествами лидера. Они должны быть и у его окружения. Эти качества сплачивают их так же, как общее умение вести дискуссию, сочетать стремление к самоутверждению с интересами коллектива и коллег, положительно относиться к их заслугам. Лидер должен уметь разумно, обоснованно и своевременно перемещать своих сотрудников и создавать условия для их профессионального роста, использовать их способности и возможности.

Хорошо, если лидеру удается создать в своем окружении «мозговой центр» – совет наиболее квалифицированных экспертов по важнейшим проблемам политики. Тогда власть располагает компетентными рекомендациями и консультациями, результатами так называемой «мозговой атаки» – срочной и напряженной коллективной работы узкого или более широкого круга специалистов для решения какой-либо неотложной проблемы. Современные государственные деятели и политики обычно создают в центрах власти штаты советников и экспертов-профессионалов. Они всегда существовали при государях в виде всевозможных государственных или тайных советов. Новизна состоит в том, чтобы заполнять такие учреждения разного рода Советы безопасности, комитеты и комиссии) не сановниками, а знатоками. Так решаются не только отдельные политические задачи, но и проблема научной политики, которую в нашем столетии все так или иначе пытаются решить.



Карьера лидера зависит не только от общих условий, но и от личных качеств лидера. Его успех возможен при осуществлении ряда функций, таких как:

  1. Конструктивная функция – выражение интересов общества в конкретной программе. Она должна быть ориентирована на удовлетворение интересов всех или деятельного большинства общества, притязаний возможно большего числа людей и групп, но при условии, что они не будут ущемлять интересы других слоев общества. Эта идеальная установка на практике редко может быть осуществлена, особенно полностью, без исключений. Но сама по себе она – условие лидерства и его успеха.

  2. Координационная функция – согласование действий институтов власти, учреждений, направлений их деятельности. Лидер должен приводить их решения и политический выбор в соответствие с общественным мнением, с принятой в обществе системой ценностей.

  3. Интегративная функция – сплочение единомышленников, окружения, общества вокруг программы лидера.




  1. 

  2. Общие теория лидерства

Лидерство – это способность влиять на индивидов и группы людей и вести их за собой к достижениям цели2.

Обязательное условие лидерства – обладание властью в конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней и масштаба – от государства и даже группы государств до правительственных учреждений, местного самоуправления или народных и общественных групп и движений. Формализованная власть лидера закрепляется законом, неформальные лидеры выбираются самими людьми «снизу». Но во всех случаях лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную опору в обществе или в коллективах людей, которые за ним следуют.

Совершенно ясно, что принятое в социальной психологии понимание лидерства как свойственного лишь малой группе было обусловлено не столько теоретическими позициями разных исследователей, сколько идеологическими и политическими заказами и запретами недавнего прошлого, когда недопустимо было даже теоретически предположить, что руководители партии и государства – не лидеры. Главой государства в течение десятилетий оказывались руководители, назначаемые на этот пост и не проходящие сложной процедуры выборов, присущей феномену политического лидерства.

Основные теории лидерства можно сгруппировать в теории лидерских черт, групповые теории лидерства и теорию обмена, ситуационную теорию лидерства и теорию лидерства «путь—цель». Можно выделить подходы с опорой на личные качества лидера — поведенческий и ситуационный подходы.

Концепция физических качеств (высокий рост, вес, сила) не подтвердилась. Напротив, часто лидер бывает малого роста, малой физической силы.



Концепция интеллигентности предполагает, что лидерские качества связаны с вербальными и оценочными способностями личности. На основе чего делали вывод: наличие указанных личностных качеств предсказывает управленческий успех. Личностные качества лидера: интеллигентность в вербальном и символическом плане; инициативность, т.е. способность направлять активность, желания в новом направлении; уверенность в себе – благоприятная самооценка; привязанность к сотрудникам; решительность, мужественность (у мужчин) и женственность (у женщин); зрелость; мотивационные способности, т.е. умение мотивировать, вызывать потребности у людей за счет гарантии работы, финансового вознаграждения, власти над другими, самореализации, достижения успехов в работе.

Теория лидерских черт до сих пор является самой старой и наиболее популярной теорией. Точнее, таких теорий очень много, но всех их объединяет одно предположение – лидер отличается от других людей набором черт характера, делающих его лидером.

Но иметь цель и достичь ее самостоятельно, в одиночку – недостаточно, чтобы называться лидером. Неотъемлемым свойством лидера является наличие хотя бы одного последователя. Роль лидера заключается в умении повести людей за собой, обеспечить существование таких связей между людьми в системе, которые способствовали бы решению конкретных задач в рамках единой цели. С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:

1) бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье);

2) социальный тип лидерства (на производстве, в проф

союзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т. д.);

3) политический тип лидерства (государственные, об

щественные деятели).



Существует несомненная связь между судьбой лидера бытового, лидера социального и лидера политического. Первый всегда имеет возможность выдвинуться в лидеры другого типа.

Лидер с организаторскими способностями в состоянии быстро и правильно оценивать ситуацию, выделять зада

чи, нуждающиеся в первоочередной реализации, отличать осуществимое от бесплодного прожектерства, достаточно точно рассчитать сроки решения задач. Мысль о том, что главная отличительная черта способного организатора со

стоит в умении быстро находить эффективные пути и средства решения задач, подтверждается на каждом шагу.

Талант руководства людьми основывается на целом комплексе социально-психологических качеств и свойств. Большую роль играет доверие и любовь масс к своему лидеру.

Доверие к лидеру – это признание его высоких досто

инств, заслуг и полномочий, признание необходимости, правильности и результативности его действий. Это внут

реннее согласие с носителем авторитета, готовность дей

ствовать в соответствии с его установками. Ведь заставить идти за собой при отсутствии средств принуждения можно лишь на основе доверия. И доверие это означает, что люди находятся во внутреннем согласии и единении с лидером.

Структура механизмов воздействия лидеров на массу зависит от свойств последователей. Лидер находится в сильнейшей зависимости от коллектива. Группа, имея образ лидера, – модель, требует от реального лидера, с одной стороны, соответствия ей, а с другой – от лидера требу

ется способность выражать интересы группы. Только при соблюдении этого условия последователи не просто идут за своим лидером, но и желают идти за ним.

В соответствии со свойствами последователей лидером выстраиваются структуры воздействия на них. Эти струк

туры призваны обеспечить, во-первых, инициирование активности, координацию действий группы и обеспечение ее внешних связей и престижа. Во-вторых, для этого надо 

отрегулировать межличностные отношения в группе, обес

печить личностную поддержку членам группы.

Решение названных задач осуществляется посредством следующих функций:

а) информационно-аналитической;

б) выработки программ;

в) принятия решения;

г) органи

зации исполнения решений.

От лидера зависит умелый анализ реальной действи

тельности. На основе выводов, полученных в результате проведенного анализа, формируется линия поведения – программа действий – и принимаются решения. После этого начинается мобилизация сил и средств. Лидер доби

вается поддержки всей группы или ее подавляющей части для организации исполнения принятых решений, что пред

усматривает:

1) подбор и расстановку исполнителей;

2) доведение до них решений;

3) уточнение и адаптацию решений применительно к месту исполнения;

4) создание внешних и внутренних условий исполне

ния;

б) координацию деятельности исполнителей;

6) подведение итогов и анализ результатов. Мобилизация начинается с формирования команды лидера.

Влияние лидера всегда зависит от ситуации. Более высокий интеллект, подготовка или опыт могут явиться частичным основанием для лидерства. Обычно важное значение имеет склонность к доминированию, а именно умение проявлять инициативу в межличностных отношениях, направлять внимание других, предлагать им решения, способность «разговаривать на языке» своих сторонников. Роль лидера заключается в том, чтобы претворять взгляды своих сторонников в согласованную программу действий. Лидер может вести своих сторонников в том направлении, в котором они сами хотят идти.



Значение лидера не исчерпывается лишь формированием новых групп. Он также выполняет важную задачу поддержания сплоченности в уже существующих группах. Лидер – это такой человек, который по отношению к группе может рассматриваться как ее зеркало. Им может быть только тот, кто несет на себе черты, приветствуемые и ожидаемые именно в данной группе. Поэтому «пересаживание» лидера в другую группу или назначение его сверху в качестве руководителя малоэффективно.

В зависимости от преобладающих функций выделяют следующие виды лидеров:

  • лидер-организатор;

  • лидер-творец:

  • лидер-борец;

  • лидер-дипломат;

  • лидер-утешитель.

Общее лидерство в группе складывается из следующих компонентов: эмоционального, делового и информационного. Эмоциональный лидер (сердце группы) – это человек, к которому каждый человек в группе может обратиться за сочувствием. С деловым лидером (руки группы) хорошо работается, он может организовать дело, наладить нужные деловые взаимосвязи, обеспечить успех дела. К информационному лидеру (мозг группы) все обращаются с вопросами, потому что он эрудит, все знает, может объяснить и помочь найти нужную информацию. Наилучшим будет лидер, сочетающий все три компонента, но такой универсальный лидер встречается редко.



  1. 

  2. Понятие и стиль управления

Управление – как наука – система упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления. Управление – как искусство – способность эффективно применять данные науки управления в конкретной ситуации. Управление – как функция – целенаправленное информационное воздействие на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты. Управление – как процесс – совокупность управленческих действий, которые обеспечивают достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на "входе" в продукцию на "выходе". Управление – как аппарат – совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем для достижения их целей.

Стиль управления – это совокупность приемов, которые использует руководитель по отношению к своим подчиненным. Эффективность того или иного стиля определяется тем, насколько он помогает воздействовать на сотрудников с целью решения существующей в данный момент времени задачи.

Стиль управления – это способ, которым руководитель управляет подчиненными ему сотрудниками, а также независимый от конкретной ситуации управления образец поведения руководителя. С помощью установленного стиля управления может достигаться удовлетворенность работой и поощряется производительность сотрудников. Вместе с тем оптимального стиля управления не существует, и говорить о преимуществе того или иного стиля управления можно только для определенной ситуации управления.

Взаимоотношения подчиненных с руководителем, пси

хологический климат коллектива, результаты работы кол

лектива зависят от стиля управления, реализуемого руко

водителем.

Выделяют следующие стили управления:

  1. 

  2. Авторитарный (или директивный, или диктаторский) стиль управления: для него характерно жесткое единолич

  3. ное принятие руководителем всех решений (“минимум демократии”), жесткий постоянный контроль за выполне

  4. нием решений с угрозой наказания (“максимум контро

  5. ля”), отсутствие интереса к работнику как к личности. За счет постоянного контроля этот стиль управления обеспе

  6. чивает вполне приемлемые результаты работы (по непси

  7. хологическим критериям: прибыль, производительность, качество продукции может быть хорошим), но недостат

  8. ков больше, чем достоинств:

а) высокая вероятность оши

бочных решений;

б) подавление инициативы, творчества подчиненных, замедление нововведений, застой, пассив

ность сотрудников;

в) неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе; 4) неблагопри

ятный психологический климат (“подхалимы”, “козлы отпущения”, интриги) обусловливает повышенную психо

логически-стрессовую нагрузку, вреден для психического и физического здоровья. Этот стиль управления целесооб

разен и оправдан лишь в критических ситуациях (аварии, боевые военные действия и т. п.).

  1. Демократический (или коллективный) стиль управле

  2. ния: управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотруд

  3. ников (“максимум демократии”), выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими со

  4. трудниками (“максимум контроля”), руководитель прояв

  5. ляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, к учету их интересов, потребностей, особен

  6. ностей.

Демократический стиль является наиболее эффектив

ным, т.к. он обеспечивает высокую вероятность правиль

ных взвешенных решений, высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность 

коллектива. Однако реализация демократи

ческого стиля возможна при высоких интеллектуальных, организаторских, психологически-коммуникативных способ

ностях руководителя.

  1. Либерально-анархический (или попустительский, или нейтральный) стиль руководства характеризуется, с одной стороны, “максимумом демократии” (все могут высказы

  2. вать свои позиции, но реального учета, согласования по

  3. зиций не стремятся достичь), а с другой стороны, “миниму

  4. мом контроля” (даже принятые решения не выполняются, нет контроля за их реализацией, все пущено на “само

  5. тек”), вследствие чего результаты работы обычно низкие, люди не удовлетворены своей работой, руководителем, психологический климат в коллективе неблагоприятный, нет никакого сотрудничества, нет стимула добросовестно трудиться, разделы работы складываются из отдельных интересов лидеров подгруппы, возможны скрытые и яв

  6. ные конфликты, идет расслоение на конфликтующие под

  7. группы.

  8. Непоследовательный (алогичный) стиль руководства проявляется в непредсказуемом переходе руководителем от одного стиля к другому (то авторитарный, то попусти

  9. тельский, то демократический, то вновь авторитарный и т. п.), что обусловливает крайне низкие результаты рабо

  10. ты и максимальное количество конфликтов и проблем.

Стиль управления эффективного менеджера отличается гибкостью, индивидуальным и ситуативным подходом.

  1. Ситуативный стиль управления гибко учитывает уро

  2. вень психологического развития подчиненных и коллекти

  3. ва (П. Херси, К. Бландэд).

Важное качество руководителя – владение разными стилями и умение их применять в зависимости от конкретной обстановки, специфики решаемых задач, социально-психологических особенностей сотрудников, и своих личных качеств.



Руководителям в своей деятельности следует также учитывать, что люди весьма различны по своей культуре, темпераменту, взглядам на жизнь. Поэтому их реакция на один и тот же стиль руководства может оказаться далеко не однозначной.

Факторы, влияющие на выбор стиля:

а) ситуация (стрессовая, спокойная, неопределенная) – при дефиците времени, в экстремальных ситуациях, в условиях острейшей рыночной конкуренции вполне оправдан авторитарный стиль;

б) задача (насколько четко структурирована) – при решении сложных проблем, требующих множественности решений, теоретического анализа и высокого профессионализма исполнения, наиболее приемлем демократический стиль;

в) группа (ее особенности по полу, возрасту, этнической принадлежности, времени существования, личностных характеристик) – для сплочения группы, заинтересованной в успехе деятельности, решении задачи, адекватным будет демократический, а в творческих коллективах – даже либеральный стиль руководства.

При выработке стиля руководства следует также учитывать факторы, определяющие процессы межличностного взаимоотношения:

  • зависимость восприятия людьми внешних воздействий от различий их психологических структур, т. е. различные люди могут реагировать качественно по-разному на одинаковые воздействия;

  • неадекватность отображения человека человеком и неадекватность самооценки. Ни один человек не может постичь другого человека и даже самого себя с такой степенью достоверности, которая была бы достаточна для принятия серьезных решений относительно его, поскольку взрослый человек определенного возраста может в любой момент находиться на разных уровнях физиологического, интеллектуального, эмоционального развития; любой человек что-то скрывает о себе, что-то приписывает себе, т. 

  • е. демонстрирует себя не таким, какой есть на самом деле, а каким он хотел бы, чтобы его видели другие;

  • сохранение личного статуса, собственного достоинства.

К числу факторов, влияющих на эффективность управления, следует отнести величину предприятия и количество его сотрудников. К ним также относятся особенности производственной деятельности. На управление влияют особенности выполняемых производственных задач, условия их реализации, способы и средства деятельности.

Черты личности руководителя, влияющие на стиль руководства:

  1. Стиль мышления – в процессе своей деятельности руководитель должен уметь мыслить проблемно и перспективно, системно, охватывая все стороны проблемы, нешаблонно, оперативно, т. е. быстро реагировать на изменения в деятельности фирмы, конъюнктуре рынка, самокритично.

  2. Умение осуществлять деловое общение – независимость как от собственного эмоционального состояния, так и партнера по общению.

  3. Целеустремленность – постоянное стремление быть лучшим и делать все лучшим образом.

  4. Высокая работоспособность и организаторские способности – умение организовать работу коллектива для достижения поставленных целей. Для того чтобы эффективно организовать деятельность сотрудников и привести группу к успеху, постарайтесь руководствоваться следующими рекомендациями



Заключение

В данной работе были рассмотрены понятия лидерства и управления, а так же их стили. Таким образом были достигнуты цели и задачи, поставленные в работе.

Лидерство – это способность оказывать влияние, направляя усилия всех на достижение целей организации. Лидерство – это всегда вопрос степени, силы влияния, зависящей от соотношения личных качеств лидера с качествами тех, на кого он пытается оказать влияние, и с ситуацией, в которой находится данная группа.

Наличие готовых идти за лидером последователей – вот единственная характеристика, отделяющая лидеров от нелидеров. Лидерство касается главным образом отношений между лидером и последователями; следовательно, основная задача всех лидеров заключается в построении и поддержании прочных отношений с другими людьми.

Стиль управления – это совокупность приемов, которые использует руководитель по отношению к своим подчиненным. Эффективность того или иного стиля определяется тем, насколько он помогает воздействовать на сотрудников с целью решения существующей в данный момент времени задачи.

Анализ экспериментальных данных зарубежных и отечественных исследователей относительно феномена лидерства и исследования позволяют сделать вывод о существовании комплекса универсальных коммуникативно-личностных свойств, необходимых человеку для того, чтобы успешно влиять на других людей в межличностном взаимодействии.



Список литературы

  1. Аширов Д.А. Организационное поведение. – М.: Издательство проспект, 2006.

  2. Громкова М.Т. Организационное поведение. – М.: Юнити, 2000.

  3. Глумаков В.Н. Организационное поведение. – М.: Финстатинформ, 2002.

  4. Занковшй А.Н. Организационная психология. – М.: Флинта. МПСИ, 2000.

  5. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. – СПб: Питер, 2003.

  6. Лютенс Фред. Организационное поведение: Пер. с англ. – М.: Инфра-М, 2000.

  7. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2002.

  8. Ньюстром Дж.В., Дэвис к. Организационное поведение: Пер.с англ. – СПб.: Питер, 2000.

  9. Пугачев В.П., Руководство персоналом организации. – М.: Аспект Пресс, 2000.

  10. Скрипник К.Д. Управленческая деятельность: структура, функции, навыки персонала. – М.: Приор, 2004.

  11. Спивак В.Н. Организационное поведение и управление персоналом: Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2000.




1 Занковшй А.Н. Организационная психология. М.: Флинта. МПСИ, 2000. С. 211


2 В.Н. Глумаков. Организационное поведение. – М.: Финстатинформ, 2002. – С126.




Скачать файл (51.2 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации