Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Религиоведение - файл t_1.doc


Лекции - Религиоведение
скачать (164 kb.)

Доступные файлы (8):

t_1.doc79kb.15.05.2006 11:31скачать
t 2.doc106kb.15.05.2006 11:31скачать
t 3.doc77kb.20.10.2007 16:00скачать
Т_5.doc231kb.02.11.2004 20:44скачать
Т_6.doc83kb.14.04.2004 12:22скачать
Т_7.doc77kb.04.05.2004 11:07скачать
Т_8.doc86kb.26.10.2004 18:48скачать
Т_9.doc243kb.20.05.2004 22:35скачать

содержание

t_1.doc

Тема 1. Вступление к религиоведению.

Религия как историко-культурный феномен



  1. Предмет и задачи религиоведения.

  2. Содержание понятия «религия». Структура и функции религии в обществе.



Религия принадлежит к тем явлениям, которые сопровождают человечество на всем пути его истории. Ученые спорят о том, когда и как у древнего человека сложились первые религиозные верования. Можно по-разному оценивать роль религии в жизни общества. Нет единого мнения и о том, какое будущее ждет тысячелетние традиции и культы. Тем не менее, несомненно одно: без религии, без учета ее влияния невозможно представить себе историю любого народа, любой цивилизации.

Нет народа, у которого не существовало бы религии, и нет на Земле человека, который не имел бы к религии никакого отношения. Это не означает, конечно, что все люди – верующие, если под «верой» понимать сознательное исповедание религии, принадлежность к определенной религиозной общине. Дело в другом: любой человек, даже если он не совершает религиозных обрядов и не считает себя приверженцем какого-либо религиозного учения, все равно в той или иной мере следует, пусть бессознательно, не задумываясь, нормам той религии, которую исповедовали его предки, или той, которая распространена в его окружении. Это касается и еды, и семейных отношений, и представлений о добре и зле.

Сегодняшнее время характеризуется повышенным внимание людей к религиозной культуре, становлением нормальных цивилизованных отношений между государством и церковью, религиозными организациями и общинами, настоящей реализации свободы совести, когда человек может откровенно высказать свои убеждения, свободно проявить свои симпатии тем или другим идеалам. Эти процессы позитивны, и они, несомненно, благотворно влияют на развития духовной жизни общества.

Но кроме конструктивных тенденций тут нередко проявляются и деструктивные, например: возрождается миф о врожденной религиозности украинцев, о том, что без религии невозможно вывести общество из кризиса; усиливаются межконфесийные конфликты; возрастает роль нетрадиционных для Украины религий; активизировалась деятельность разных зарубежных религиозных миссий. Современному человеку, особенно молодежи, трудно разобраться в сегодняшней религиозной ситуации без основательного знания сущности религии, ее роли в социальной жизни общества.

«Религиоведение» - предмет, который дает верный ориентир в сложном мире современных религиозных верований, конфесий, течений, который воспитывает уважение к чувствам человека другой культурной среды. Это существенно влияет на построение деловых, партнерских отношений с представителями разных наций и народов.


  1. ^ Предмет и задачи религиоведения


Религиоведение как научная отрасль знаний о религии возникло в ХIХ ст. Еще издавна ученые стремились научно осмыслить религию, проанализировать ее сущность, дать целостное представление о ней, независимо от вероисповедания. Это происходило и в Древнем Китае, Индии, Греции и других странах. Основоположником религиоведения как отдельной отрасли научных знаний стал английский историк-этнограф Э. Тайлор.

В современных условиях религиоведение стало фундаментальной отраслью научных знаний. Религиоведение имеет свою структуру: философия религии, история и география религии, психология и социология религии.

Религиоведение – комплексная, самостоятельная отрасль знаний о религии, которая изучает религию как социальное явление, причины ее происхождения, процесс отражения религии в человеческом сознании, ее место и роль в культуре народа.

Другими словами можно сказать, что религиоведение изучает религию как составную часть духовной жизни общества.

Предмет религиоведения – изучение истории и сущности религии как отрасли гуманитарного знания, критический анализ ее теорий, а также изучение эволюции религии.

Эти вопросы изучаются также другими науками, например, историей, философией, психологией и т.д. В отличие от них, религиоведение изучается религию в целом, как форму общественного сознания. Подобно другим наукам, религиоведение может изучать историю развития религии, ее мифы, вероучения. Однако только религиоведение анализирует истинность религиозных убеждений, веру в сверхъестественное, раскрывает настоящую сущность религиозного мировоззрения.

Существуют следующие аспекты религиоведения: гносеологический (теоретический анализ причин происхождения, эволюции и социальной роли религии); социально-исторический (исследование социальных функций религии, ее места, ролы в социально-культурном развитии); психологический (анализ психологических аспектов религии, ее влияние на волю и чувства верующих); социологический (изучение особенностей влияния религии на разные сферы общественной жизни); феноменологический (анализ и сравнение религиозных идей и представлений с целью и мотивами практической деятельности последователей религиозных конфесий). Все название аспекты составляют целостную научную систему изучения религии.

Задачи курса «религиоведение» разнообразные, но одновременно четко определенные. Вы должны выработать четкое научное представление о феномене религии, закономерности ее возникновения, эволюции, понять содержание религии как социального явления, ее основных функций. Уметь аргументировано и содержательно обсуждать вопросы, которые выносятся на семинарские занятия. Разбиваться в религиозной проблематике, активизировать самостоятельную работу и вашу умственную деятельность.

Для эффективного усвоения учебного материала необходимо придерживаться определенных правил:

во-первых, необходимо усваивать лекционный материал;

во-вторых, необходимо ознакомиться с планом семинарского занятия и рекомендованной литературой к нему;

в-третьих, в случае необходимости получить консультацию у преподавателя (в/н. пятница, с 12.50 до 14.10, корп. 1, к. 307);

в-четвертых, эффективно использовать учебно-научный потенциал библиотеки нашего университета и библиотек города.
Рекомендованная литература:

  1. Васильев Л.С. История религий Востока. – М., 1983.

  2. Гараджа В.И. Религиоведение. – М., 1995.

  3. Калинин Ю.А., Харьковщенко Е.А. Релігієзнавство. – К., 1997.

  4. Лубський В.І. Релігієзнавство. – К., 1997.

  5. Радугин А.А. Введение в религиоведение. – М., 1996.



  1. Содержание понятия «религия». Структура и функции религии в обществе


На протяжении всей истории развития культуры общества человек стремился объяснить сложное социальное явление – религию, причины и условия ее возникновения. Отдельные представители науки и культуры в соответствии своим философско-мировоззренческим взглядов давали различные определения сущности и происхождения религии. Античные мыслители V ст. до н.э. Анаксагор, Ксенофан представляли, что люди сами себе придумали богов по своему образу и подобию. Критий и Полибий считали, что люди придумали богов, чтобы нагонять на других страх и заставлять их выполнять законы. По представлениям Демокрита, в основе религии лежит страх перед грозными явлениями природы. По Эпикуру, богов создали страх и никчемность.

Философы 17-18 ст. также оставались в плену представлений о религии как обман народа. Томас Гоббс считал, что религия основывается на выдумках государства. Французские просветители 18 ст. Руссо, Вольтер, Маришель и др. понимали религию как определенный обман народа корыстными правителями и жрецами.

Рассмотрим, какие же существуют представления о понятии «религия».

Определенное распространение в сознании получили традиционно-обыденные представления о религии – как о совокупности легенд, фантастических выдумок. Но если религия действительно является только следствием выдумок, мифом, почему она имеет огромное влияние на сознание и поведение людей? Существует представление, что религия – это набор абсурдных, примитивных понятий, ненужных представлений, которые присущи людям с низким уровнем культуры и образования. Но как объяснить тот факт, что верующие были и высокообразованными и культурными людьми.

Кроме обыденных представлений о религии существуют научно-теоретические представления. Например, французский социолог Э.Дюркгейм считал религию как социальное явление, которое формирует идеалы, которые стимулируют общественное развитие.

Марксизм также определял религию как социальное явление – «Опиум для народа». З. Фрейд и его последователи рассматривали религию с позиций психоанализа. По учению Фрейда: бог – это не что иное как просто восприятие отца (человека, который бы его защищал, контролировал, наставлял); религия возникает в случае возникновения неудовлетворенных желаний у человека.

Итак, религия – сложное явление общественной жизни. Религия – единственное явление общественной жизни, которое утверждает и стремится обосновать существование сверхъестественного: Бога, богов, дьявола, духов, чудес. Религия – одна из форм общественного сознания. Религия – это мировоззренческая форма общественного сознания и определяет миропонимание человека. Религия – это наиболее постоянная форма общественного сознания, которая меньше всего поддается изменениям. Спецификой религиозного сознания является вера в сверхъестественное. Любые стороны общественного бытия человек воспринимает через призму сверхъестественного и осознает себя как его неотъемлемая часть. Условия собственной жизни человек воспринимает как следствие вмешательства добрых или злых сверхъестетвенных сил.

Таким образом, религия – это форма общественного сознания, в которой иллюзорно отражаются силы, которые господствуют над человеком в его повседневной жизни и которые трансформируются в его сознании в форме неземных сил.

Итак, религия представляет собой сложное, многоуровневое явление. Поэтому изучение религиозного феномена осуществляется целым рядом дисциплин.

Все современные религии имеют свою структуру, которая состоит из следующих частей: религиозное сознание, религиозные отношения и деятельность, религиозные организации и институты.

^ Религиозное сознание – это форма общественного сознания, совокупность идей, мифов, взглядов и представлений, чувств и эмоций, традиций и обычаев, в которых отражается окружающий мир через представления о сверхъестественном. Основным признаком религиозного сознания является вера в реальное существование сверхъестественных сил и существ. Религиозная вера – достаточно сложное психологическое чувство человека. Религиозное сознание содержит идею бога, мифы или легенды о создании мира, об ангелах, рае, аде, грехе и т.д. Религиозное сознание проявляется на обыденном и теоретическому уровнях. Обыденное религиозное сознание – это присущие массе верующих представления об объекте их каждодневного поклонения, которые формируются в процессии их обыденной жизни. Теоретический уровень – это концепции, учения, систематизированные, отработанные теологами, т.е. учеными-богословами.

^ Религиозная деятельность – это вид социальной деятельности, которая делится на внекультовую и культовую. Внекультовая религиозная деятельность – это когда верующие и религиозные общины ведут благотворительную, миссионерскую, преподавательскую деятельность, пропагандистскую, реставрационно-строительную работы.

Важным видом религиозной деятельности является культ. Содержание культа определяется культовыми текстами, к которым принадлежит Святое Письмо, молитвы, псалмы, песни и т.д. Воспроизводство этих текстов во время проведения культов формирует в сознании верующих религиозные образы и представления, принципы религиозной идеологии. Существует два вида культовых действий: 1) магия (колдовство); 2) умилостивление. Магия – система действий, с помощью которых влияют на сверхъестественное. Виды магии: промышленная, военная, лечебная, любовная и др. Культ умилостивления обращен к Богу или духам и состоит из жертвоприношения, обрядов, молитвы, богослужения и т.д. Способы осуществления культовой деятельности – храм, молитвенный дом, искусство, культовые предметы (крест, свечи, иконы, кадило и т.д.). Особенное, символическое значение среди средств культа имеют храмы, соборы, мечети и т.д. Культовая деятельность регламентируется церковными канонами (правилами).

^ Религиозные отношения – вид идеологических отношений, которые реализуются через отношения верующих, религиозные связи общин и церквей. Религиозные отношения могут иметь разный характер – солидарности, терпимости и нейтралитета, конкуренции, конфликта и враждебности.

^ Религиозные организации и институты. Религия как социальное явление имеет свои организационные формы. Самой распространенной организационной формой религии является церковь. Церковь – это объединение верующих на основе общих догматических представлений, обрядов и канонов. Следующая форма религиозной организации – секта. Это относительно закрытое объединение единоверцев, которое возникает как оппозиционное течение к существующей конфесии. Для секты характерны изоляционизм, фанатизм определенной части верующих. Деноминация – это специфическое религиозное объединение, которое находится на стадии становления, организационного оформления. Деноминация характеризуется собственным самоуправлением, отсутствием священников и т.д. В определенных условиях у деноминации может возникнуть тенденция преобразования в церковь или секту.

Отдельно от религиозных организаций существуют разные религиозно-политические институты, религиозно-политические партии, международные религиозные объединения и т.д.

Любая религия, существующая в обществе, выполняет определенные функции, которые характеризуют сущность влияния церкви на социальные отношения. Функции – это способы воздействия религии на общество.

^ Мировоззренческая функция. Религия как мировоззрение дает верующему определенную сумму знаний, понятий, ценностей. Благодаря этому мировоззрению человек мотивирует свое отношение к миру, свое место в обществе, решает вопрос смысла жизни. Религиозное мировоззрение – это духовно-практическое преобразование мира соответственно идеалам, надеждам и потребностям верующего. Это особенная форма мышления и познания мира, которая реализуется в поведении и отношениях верующих.

^ Интегративная функция. Способность религии быть способом идейного объединения, консолидации масс, индивидов и институтов. Интегративная функция религии – конкретно-историческая. При одних исторических условиях вероисповедание может объединить, а при других – выполнять дезинтегративную роль (ослаблять стабильность между конфессиями, в обществе в целом и т.д.). Благодаря интегративной функции верующий соотносит себя с определенной социальной группой. Он может осознавать себя, например, христианином, мусульманином, буддистов и т.д.

^ Комуникативная функция – это использование религии как средства общения между верующими в пределах единого вероисповедания. Она является производной от интегративной функции и позволяет устанавливать хозяйственно-бытовые, семейные и другие связи на основе единого вероисповедания.

^ Регулятивная функция – это способность религии быть способом регулирования поведения людей, определение стереотипа этого поведения благодаря существованию в религии системы норм и правил. Религиозное регулирование осуществляется прежде всего в культовой деятельности через систему разнообразных запретов и наставлений, которых верующие должны обязательно придерживаться.

^ Иллюзорно-компенсаторная функция – способность религии иллюзорно создавать определенные социальные отношения, в которых человек чувствует себя свободным и счастливым. Религия дает человеку эмоциональное утешение перед состоянием неопределенности, неуверенности, страданий, насилия и т.д. Религия помогает человеку свести до минимума неудовлетворение и разочарование.

Определенные социальные функции выполняет и религиозная культовая деятельность. Основная функция религиозного культа – это воссоздание, укрепление и усиление религиозные идей и представлений. Религиозный культ выполняет и психологическо-терапевтическую функцию, то есть выступает средством психологического влияние на личность. Религиозный культ выполняет и эстетическую функцию, то есть с помощью использования разнообразных видов и жанров искусства удовлетворяются эстетические потребности верующих, формируются эстетические чувства.

Определенные функции в обществе выполняют религиозные объединения и организации, которые действуют в пределах одного государства. Вот некоторые из них:

функция богослужения – удовлетворения религиозных потребностей верующих через проведение проповедей, обрядов, ритуалов и церемоний культа духовенством;

миссионерская функция – распространение с помощью миссионеров (священников) вероучения. Она осуществляется как среди иноверцев, так и среди неверующих. Любая церковь пропагандирует свое вероучение, чтобы привлечь новых членов (адептов). Осуществляется оно разными методами и формами (например, насильственное привлечение к католической церкви народов Африки и Америки в 17-18 ст.; использование денежного вознаграждения для привлечения к Российской православной церкви народностей Поволжья – мордвы, чувашей и др. в 18 ст.);

пропагандистская (идеологическая) функция – распространение с помощью радио, телевидения, газет и журналов, кино и театра религиозных вероучений. Современные церкви владеют соответствующими трансляционными каналами идеологического влияния на людей. Стремясь распространить влияние религии, церковь часто проводит богослужения и чтение проповедей в общественных местах (стадионы, дворцы спорта, клубы и т.д.);

политическая функция – это деятельность церкви и священнослужителей, а также религиозных организаций в политической жизни страны, в управлении государством. Государство использует церковь как способ контроля за политической благонадежности людей, полицейского надзора, политического воспитания людей. Так, на Руси царь Петр I официально вводил полицейское наказание за отказ от исповеди, и одновременно обязал священников докладывать о политической крамоле, которую он узнает во время тайны исповеди. У нас также существует проникновение церкви в социально-политическую жизнь общества, благодаря созданным политическим партиям;

хозяйственно-экономическая функция – находит проявление в ведении хозяйства, в производстве культовых предметов и сельскохозяйственной продукции для внутренних потребностей, проведение реставрационно-строительных работ;

благотворительная функция – осуществляется через систему материальной помощи разным общественным организациям: помощь жертвах стихийных бедствий, сохранение и восстановление памятников культуры и истории;

филантропическая функция очень похожа на благотворительную функцию и осуществляется с помощью непосредственного, за счет церкви, содержания приютов для сирот, инвалидов, больниц для бедных, детских учреждений и т.д.;

просветительская функция состоит в распространении церковью или ее организациями определенной суммы знаний об истории или культуре, морали т.д. Она проявляется: в подготовке кадров духовенства в соответствующих учебных заведении (академии, семинарии, школы); в осуществлении религиозного просвещения среди верующих и неверующих (воскресные школы, церковные школы); в содержании общеобразовательных и высших учебных заведений; в воспитании людей с помощью издания и распространения литературы; в праздновании различных церковно-исторических дат и событий;

функция сохранения национальной культуры и языка – проявляется через сохранение национальных традиций и обычаев, национального языка, этнической психологии. Может быть средством влияния на национально-этнические отношения, межнациональные конфликты и национально-освободительную борьбу;

создание норм и правил, которые помогают церкви осуществлять свое господство, контролировать поведение верующих и создавать соответствующую церковную структуру.

Такие функции и роль религии в обществе. Они, конечно, исторически изменялись, зависели от существующего политического строя страны и других факторов. Но церковь как объективно существующий социальный институт обязательно находила достойное место в структуре социальных отношений.


Скачать файл (164 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации