Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Ответы на вопросы по аудиту - файл 1.doc


Ответы на вопросы по аудиту
скачать (661.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc662kb.15.12.2011 15:30скачать

содержание

1.doc

  1   2   3   4
1.Система законодательно-нормативного регулирования аудита в Российской Федерации
В России система нормативного регулирования аудиторской деятельности находится в стадии становления. С начала 90-х гг. принят ряд нормативных актов различных уровней, регулирующих вопросы организации аудиторской деятельности в Российской Федерации.

К первому уровню относится Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ, принятый 07.08.01, который призван регулировать аудиторскую деятельность в Российской Федерации. В нем содержатся понятие и основные принципы аудита, порядок осуществления аудиторской деятельности, объекты и субъекты аудиторской проверки, порядок государственного регулирования, аттестации, лицензирования и стандартизации аудиторской деятельности, права, обязанности и ответственность аудиторов и их клиентов.

К документам второго уровня могут быть отнесены указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, регламентирующие отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности.

В качестве документов третьего уровня можно рассматривать правила (стандарты) аудиторской деятельности, разрабатываемые с целью установления норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности, включая арбитражный суд. Они в свою очередь подразделяются на три основные группы: общие правила (стандарты), правила (стандарты) проведения аудиторской проверки, правила (стандарты) составления отчета.

^ Четвертый уровень — это нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам. Все нормативные документы этого уровня приняты не ранее 1997 г., и их дальнейшее действие будет зависеть от направления развития аудита в стране и степени эффективности решения специфических отраслевых вопросов независимыми аудиторскими фирмами. Вероятно, на этом уровне могут быть разработаны и правила (стандарты) аудиторской деятельности, регулирующие специфические вопросы аудита. Пятый уровень — внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности, разрабатываемые аудиторскими организациями на базе практики аудита. Документы этого уровня лишь детализируют документы более высоких уровней, принимаются в их развитие и не должны им противоречить. Содержание и форма таких документов совершенствуется по мере становления и расширения рынка аудиторских услуг и, следовательно, документов более высоких уровней. Регулирование аудиторской деятельности осуществляется также в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

В случае противоречия указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и других нормативных актов Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» или иному соответствующему Федеральному закону применяются нормы вышеуказанных законов.

2.Виды аудита. Основные критерии деятельности экономических субъектов, по которым их финансовая (бухгалтерская) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке
Аудит: -внутренний; - внешний: обязательный, инициативный, по специальным аудиторским заданиям.

Внешний- проводится на договорной основе аудиторскими орг-ями с целью объективной оценки достоверности фин отчетности и б/учета. Внешний подр на общий, страховой, банковский, биржевой.

Внутренний- деят-ть в орг-ции по проверке/оценке ее работы в интересах руководителей. Цель: помочь сотрудникам орг-ции эффективно выполнять свои функции. Проводится специалистами состоящими в штате.

Инициативный- проводится по инициативе собственника, по его результатам нельзя готовить официальное аудит заключение.

^ Аудит по специальным аудиторским заданиям- проверка отдельных статей, показателей отчетности, кач-ва имущества, экспертиза договоров.

Обязательный аудит - ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя. Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:

1) организация имеет организационно - правовую форму ОАО;

2) организация является кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные исчисления, производимые физическими и юридическими лицами, фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

3) объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышают на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда;

4) организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют пункту 3. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены;

Обязательный аудит проводится аудиторскими организациями. При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25 процентов, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством Российской Федерации.

Аудиторская проверка аудируемых лиц, в финансовой (бухгалтерской) документации которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, может производиться только аудиторскими организациями, в уставном (складочном) капитале которых отсутствует доля, принадлежащая иностранным физическим и (или) юридическим лицам, и которые имеют допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, полученный в порядке, установленном законодательством РФ.
3.Сущность, цель и задачи аудита. Возникновение и развитие аудита в России.
Аудит – это процесс защиты интересов собственников против злоупотребления администрации. В результате аудита понижается уровень информационного шума в отчётности. Уменьшение ошибок. Аудит опирается на использование нетрдоёмких технологий, проверяют только то, что важно для акционеров. Аудит – это независимая проверка финн и бух отчётности аудируемых лиц.

Цель – выражение мнения независимого аудитора о достоверности финн и бух отчётности

Задачи:

1.Подтвердить соблюдение требований норматив. Актов при ведении бух. учёта

2.Подтвердить законность совершения операций (лицензии)

3.Подтвердить непрерывность деятельности аудир лица

4.Разработать рекомендации по устранению выявленных нарушений. Реализуется созидательная сущность аудита. Аудит не подменяет другие формы финн контроля.

В РФ ауд.деят.и профессия аудитора в современном виде появилась сравнительно недавно в связи с экономическими преобразованиями в стране.

Становление и развитие аудита в России прошло несколько этапов.

1эт. (1987-1993гг. – 1987г. Была создана 1 аудит.орг-я «Интераудит». Начали зарождаться аудиторские организации, но не было узаконено, не было методик, стандартов, неупорядочена выдача сертификатов.

2эт. 1933-2001гг. – 1993г. Были приняты временные правила, были утверждены Указом Президента. Была организованна комиссия по аудиторской деятельности. Проводилась работа по аттестации аудиторов и лицензированию деятельности.

За период 1994-2001г. Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссией было выдано 23600 лицензий. Выдано 36500 квалификационных аттестатов. Было разработано и одобрено 37 правил аудиторской деятельности.

3эт. 07.08.2001г. – был принят ФЗ № 119 «Об аудит.деят.» Что закрепило окончательное становление аудит.деят.

Продолжается работа над стандартами.

4.Аудиторские услуги, их состав, виды и порядок нормативно-законодательного регулирования

Аудит: -внутренний; - внешний: обязательный, инициативный, по специальным аудиторским заданиям.

Внешний- проводится на договорной основе аудиторскими орг-ями с целью объективной оценки достоверности фин отчетности и б/учета. Внешний подразделен на общий, страховой, банковский, биржевой.

Внутренний- деят-ть в орг-ции по проверке/оценке ее работы в интересах руководителей. Цель: помочь сотрудникам орг-ции эффективно выполнять свои функции. Проводится специалистами состоящими в штате.

Инициативный- проводится по инициативе собственника, по его результатам нельзя готовить официальное аудит заключение.

^ Аудит по специальным аудиторским заданиям- проверка отдельных статей, показателей отчетности, кач-ва имущества, экспертиза договоров.

Обязательный аудит - ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или

^ Сопутствующие услуги:

1.Обзорные проверки (мин затрат времени, аудит за 2 дня на основе документации (экспресс-анализ)

2.Согласованные процедуры – проверка каких-либо финн показателей в интересах заранее известной 3-ей стороны (срок окупаемости – при выдаче большого кредита)

3.Компиляция – это сбор, обработка и представление информации в форме удобной и понятной для пользователя (подготовка отчётности + документ, где написано, что отчёт подготовлен в интересах пользователя, скомпилированная , надёжность инф-ции повышается. Все сопутствующие ауд услуги – 3х сторон. Отношения (заказчик, испонитель услуг и те, в интересах которого совершаются услуги)

Кроме ауд. Деятельности индивидуальные аудиторы и ауд фирмы вправе оказывать прочие услуги. Перечень установлен з-ном об ауд деят-ти:

1.Несовместимы с проведением аудита в той же орг-ции: ведение БУ, подготовка бух отчётности, восстановление бухучёта,

2.Совместимые: постановка БУ, ведение налог. учёта и подготовка налог. деклараций; консультирование по вопросам бухучёта, налогам, фин, правовым, управлен-им вопросам; анализ финн и экономич; оценочная деят-ть.

Прочие услуги – это 2х сторонние отношения и не входят в ауд деят-ть.

Кроме ауд деят-ти и прочих услуг аудиторы не могут заниматься никаим предпринимательством.

^ Нормативное регулирование:

Правило (стандарт) № 24 «основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами».

В ФЗ об АД в ст.1 есть открытый перечень услуг.

5.Квалификационные требования к аудиторам и порядок их аттестации

Аудитор – это физлицо, имеющее квалификационный аттестат и являющееся членом одного из проф. Объединений СОА. Форма – экзамен. Проводит единая аттестационная комиссия .

К лицам предъявляются след требования:

1. наличие док-та о высшем эк или юр образовании, но такое образование должно быть получено в рос заведениях, имеющих гос аккредитацию.

2. наличие стажа работы в области БУ или ауд деят-ти не менее 3 лет,в т.ч. не менее 2х лет в ауд. орг-ции.

Выдается квалификационный аттестат аудитора без ограничения срока действия. Выдается по направлениям: 1. аудит кредитных организаций. 2. страховой аудит. 3. аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов. 4. общий аудит, т.е. аудит прочих эк субъектов.

Для проведения тестирования формируется 20 вариантов тестов, в каждом 50 вопросов по 10 по каждому из 5 разделов программ. Экзаменационные билеты состоят из 2 частей: 1 – включает 5 вопросов (по каждому разделу 1), 2 – практическая задача по аудиту. Тестирование длиться 3 академических часа, письменно-устная работа на 2 дня: 1 день – по экзаменационным билетам, включающим 3 вопроса по разделам программы: основы правового регулирования имущественных отношений; налогообложение физических и юридических лиц; финансы организаций (на подготовку 3 часа); 2 день – 2 вопроса по разделам: б/у и б/отч; аудит + практическая задача (2 часа). результаты экзаменов объявляются претендентам не позднее 2 дней после его проведения. При проведении квалификационного экзамена претендентам запрещается пользоваться законодательными и правовыми актами. За каждый правильный ответ на 1 вопрос тестов – 2 балла, неправильный – 0 баллов. На тесте надо набрать не менее 86 баллов, набравший меньше считается не сдавшим экзамен и к письменно-устной работе не допускается. На 2 этапе претендент должен набрать не менее 67 баллов, за каждый ответ в билете, оцененный комиссией на отлично дается 10 баллов, хорошо – 8, уд-но -0, за решение практической задачи либо 50, либо 25, либо 0 баллов.

^ Основания для аннулирования квалификационного аттестата: 1. установлен факт получения аттестата с использованием подложных документов. 2. вступил в силу приговор суда, предусматривает наказание в виде лишения права заниматься а/д. в течение определенного срока. 3. установлен факт несоблюдения аудитором требований ст. 8 (аудитор тайна) и ст. 12 (независимость аудитора) ФЗ. 4. установлен факт систематического нарушения аудитором требований законодательства или федер стандартов а/д. 5. установлен факт подписания аудитором а/заключения без проведения проверки (заведомо ложного заключения). 6. установлен факт, что в течение 2-х календ лет подряд аудитор не осуществляет а/д. 7. аудитор нарушает требования о прохождении обучения. Решения об аннулировании принимается МинФин. Лицо может через суд обжаловать решение, в течение 3 месяцев со дня вынесения решения. День- получение официального решения.
6. Этический Кодекс аудитора. Роль профессиональных объединений в регулировании аудиторской деятельности.

Кратко этические нормы аудиторской деятельности можно сформулировать как независимость; компетентность; добросовестность; объективность.

В опубликованном Российской коллегией аудиторов Кодексе обобщены этические нормы профессионального поведения независимых аудиторов, определены нравственные, моральные ценности, которые утверждает в своей среде аудиторское сообщество, готовое защищать их от всех возможных нарушений и посягательств. Соблюдение общечеловеческих и професс-ых этических норм является непременной обязанностью и высшим долгом каждого аудитора, руководителя и сотрудника аудиторской фирмы.

Этический Кодекс содержит следующие требования:

1. Соблюдение общепринятых моральных норм и принципов: Аудиторы обязаны руководствоваться в своих поступках общечеловеческим правилом: "Старайся не делать другим того, чего не хотел бы, чтобы сделали тебе; соблюдать правила и нормы общей морали, прав-дивость и честность в поступках и решениях,

2. Соблюдение общественных интересов: Внешний аудитор обязан действовать в интересах общества и всех пользователей бухгалтерской отчетности, а не только заказчика.

3. Объективность аудитора : Объективной основой для выводов, рекомендаций и заключений аудитора может быть только достаточный объем требуемой информации.

4. Внимательность аудитора: При выполнении проф услуг следует проявлять макс внимание. Аудиторы должны внимательно и серьезно относиться к своим обязанностям, соблюдать утвержденные аудиторские стандарты, адекватно планировать и контролировать работу, проверять подчиненных специалистов.

5. Независимость аудитора :Аудиторы обязаны отказаться от оказания професс услуг, если имеются обоснованные сомнения в их незав-сти от орг-ии клиента и ее должностных лиц во всех отношениях.

В заключении или в другом документе, составленном в результате оказанных професс-ых услуг, аудитор обязан сознательно и без каких-либо оговорок заявить о своей независимости в отношении клиента.

6. Профессиональная компетентность аудитора: Аудиторы обязаны обеспечить достаточный професс-ый уровень аудит услуг, необходимых клиенту. Принимая обязательство оказать определенные професс-ые услуги, аудитор должен быть уверен в своей компетентности в данной области, обладать необходимым объемом знаний и навыков с тем, чтобы добросовестно и професс-но выполнить обязательства Аудит фирма обязана проводить ежегодное обучение аудиторов

7. Конфиденциальная информация клиентов

Аудитор обязан сохранить в тайне конфиденциальную инф-ию в делах клиентов, полученную при оказании професс услуг, без ограничения во времени и независимо от продолжения или прекращения непосредственных отношений с ними.

Аудитор не должен исп-вать конфиденциальную иноф-ию клиента, ставшую ему известной при выполнении професс услуг, для своей выгоды или для выгоды любой 3 стороны, а также в ущерб интересам клиента.

8. Налоговые отношения

Аудиторы обязаны неукоснительно соблюдать закон-во о налогообложении во всех аспектах: они не должны сознательно скрывать свои доходы от налогообложения или иным образом нарушать налоговое закон-во в своих интересах либо в интересах других лиц.

ФЗ «Об аудиторской деятельности» предусматривает создание в РФ института аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, которые должны играть значительную роль в регулирования аудиторской деятельности и более эффективного выполнения контроля за качеством аудиторских услуг.

В настоящее время аккредитовано 7 профессиональных аудиторских объединений, в их состав вошли: Аудиторская палата России, Московская аудиторская палата, Ассоциация бухгалтеров и аудиторов «СОДРУЖЕСТВО», Институт профессиональных аудиторов, Российская коллегия аудиторов, Национальная федерация консультантов и аудиторов, Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России.

7. Аудиторский риск и определение его допустимого (приемлемого) уровня

Различают виды рисков:

  1. По содержанию:

    1. Риски репутационные – это вероятность утраты репутации

    2. Профессиональные – это вероятность пропустить ошибки в бух. учете

  2. По величине:

    1. Неприемлемые, т.е. слишком высокие

    2. Приемлемые – профессиональные риски, сопутствующие каждой аудиторской проверке

При обязательном аудите на этапе планирования аудитор обязан рассчитать и зафиксировать в плане аудита риски предстоящего аудита. Используется следующая модель:

DAR = YR* CR*DR

DAR – общий аудиторский риск - это субъективно определяемое аудитором вероятность того, что проаудируемая отчетность может содержать невыявленные аудитором существенные искажения

0 ≤ DAR≤1 этот показатель характеризует уровень информационного шума проаудированной отчетности

DAR>0,1 – неприемлемый риск больше 0,1

YR неотъемлемый риск – это субъективно определяемая аудитором вероятность появления искажения в бух. отчетности. Диапазон от 0 до 1. Характеризует поток ошибок из под пера бухгалтера.

0 < YR ≤ 1

Для оценки неотъемлемого риска рассматривают большое кол-во факторов, состав которых выбирает сам аудитор:

- «честность администрации»

- «профессионализм учетного персонала»

- сложность хоз. операций и т.д.

CR – контрольный риск. Это субъективно определяемый аудитором вероятность того, что СВК не будет выявлять и искажать ошибки в бух.учете.

0< CR≤ 1

DR – риск необнаружения – это субъективно определяемая аудитором вероятность того, что применяемые им аудиторские процедуры не позволят выявить существееные ошибки в бух. учете.

0≤ DR≤1

Существует 2 подхода к риску необнаружения:

А) Статистика проведенных проверок: DAR = 0,8 * 0,5 * 0,1= 0,004

0,8 * 0,5 *0,025=0,01

0,8 * 0,5 * 0,25= 0,1

Б) Упрощенная оценка по 3-х бальной шкале:




YR^ Аудиторская оценка неотъемлемого риск

CR Аудиторская оценка риска средств контроля




Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Высокий риск необнаружения

Выше среднего

Средний риск необнаружения

Средний

Выше среднего


Средний риск необнаружения

Ниже среднего

Высокий

Средний риск необнаружения

Ниже среднего

Низкий риск необнаружения

Затем подбирают соответствующий риск необнаружения, исходя из обратной зависимости от неотъемлемого и контрольного DR= DAR/ YR* CR

8. Аудиторская выборка: понятие, виды выборок, порядок построения, определения объема и оценки результатов выборки
В каждой аудит проверке используются выборочные методы исследования. Они позволяют значительно сократить объем работ не ухудшая, качества проверки. В аудите используются два вида выборки:

1.выборка, применяемая для тестирования СВК и СБУ (выборка на соответствие)

2. выборка по существу. Применяется при проверке сальдо и оборотов по счетам.

Примером выборки на соответствие может служить выборочная проверка первичных документов, с целью установить имеются ли на них необходимые подписи или гашения. Примером выборки по существу является выборочная проверка задолженности подотчетных лиц, покупателей, сумм амортизации.

В аудите приняты следующие подходы, позволяющие учесть ошибку выборки:

1. ошибка выборки рассчитывается и используется для оценки параметров генеральной совокупности

2. применяются приемы, позволяющие уменьшить ошибку выборки, после чего она игнорируется:

А) прежде чем применять выборку из ген совокупности, удаляют элементы наибольшей стоимости (ЭН) и ключевые элементы (КЭ) : ОС – ЭН – КЭ, ОС – объем проверяемой совокупности.

ЭН выявляют по следующему соотношению: ЭН≤УС*кт

УС-уровень существенности, проверяемого участка ; Кт –коэффициент точности.

КЭ – такие операции или суммы, в которых по мнению аудитора наиболее высока вероятность появления ошибок. КЭ аудитор выявляет опираясь на свое проф. суждение.

КЭ и ЭН как правило проверяются сплошным методом

Б) стратификация – деление ген совокупности на более однородные подгруппы – страты.

По качественному или количественному признаку. Выборка проводится по каждой страте.

В) ошибка выборки может быть уменьшена за счет увеличения ее объема.

В результате применения этих приемов ошибка выборки должна быть уменьшена до разумного уровня, после чего она игнорируется.

В аудите применяются следующие подходы к определению объема выборки: 1) интуитивный

2) если выборку делают из совокупности, имеющей стоимостной измеритель, то можно применять следующую формулу: N= , Kt – коэффициент точности

УС- объем ген совокупности, выраженный в стоимостном измерителе

Кп – коэффициент проверки 0,66≤Кп≤2,31

Кп выбирают в зависимости от рисков 10 ед ≤п≤50 ед. Если расчет по формуле дает объем выборки менее 10 ед, то применяют выборку = 10. Если расчет дает величину более 50 ед, то подвергают сомнению корректность УС.

3) определение объема выборки для элементов, не имеющих стоимостного выражения на основе спец таблиц. Объем выборки при тестировании СВК определяется в зависимости от ожидаемого уровня контрольного риска. Объем выборки на соответствие будет минимальным, если предполагается, что CR (контрольный риск) высок и наоборот (обратно-пропорционален).

^ Методы отбора элементов выборки

В аудите применяют следующие методы:

1) случайный отбор (статистич) – опирается на использование таблиц случайных чисел, программы ЭВМ генерируют такие числа.

2) систематич. отбор. Сначала рассчитывают интервал отбора, а затем произвольно задается точка отсчета.

3) безсистемный отбор. Единица ген совокупности отбирается аудитором произвольно.

Самые надежные результаты дает использование статистического метода. Выборка будет репрезентативной, так как при этом подходе каждая единица ген совокупности имеет равные шансы быть отобранной . Систематический отбор применяется, разрешен стандартами.

^ Оценка результатов выборки

Каждую ошибку, выявленную в результате выборочного исследования, оценивают с точки зрения причин. Чтобы убедиться, что ошибка носит системный хар-р, аудитор повторяет выборку, увеличив ее объем. Риск выборки – это субъективно оправданная аудитором вероятность того, что его мнение, по результатам проведения выборки будет существенно отличаться от мнения, к которому он пришел бы, изучив всю ген совокупность. Различают 2 рода рисков: 1. в выборке обнаружена ошибка и аудитор не подтверждает достоверность ген совокупности. 2. риск подтверждает достоверность ген совокупности на основе выборки, в кот нет существ ошибок.
9. Система внутреннего контроля: понятие, основные элементы, оценка надежности.
СВК – совокупность применяемых в каждой организации целей политики и процедур для упорядоченного ведения бизнеса. Эта система добровольная, создается администрацией.

СВК должна обеспечить выполнение приказов руководства, обязательность документирования операций, достоверность отчетности, сохранность имущества.

Эффективная СВК предотвращает и устраняет ошибки в БУ.

Эффективной считается СВК, соответствующая масштабам бизнеса и особенностям хоз. операциям.

СВК оценивают по след элементам:

  • стиль управления

  • организационная структура компании может включать подразделения которым делегированы функции контроля.

  • распределение ответственности и полномочий.(напр, не принято в 1 руки передавать ф-ции доступа к активу, санкцион. операции с ним, выполнение опер., отражение в учете…)

  • инвентаризация может проводиться с разной частотой

  • кадровая политика

  • средства физического ограничения доступа несанкционированных лиц к активам и документам.


10. Ревизия и аудит. Сходство и основные различия

Ревизия - всесторонняя и глубокая документальная и фактическая проверка производственно-финансовой и коммерческой деятельности субъекта хозяйствования за определенный период времени. Ревизия осуществляется как в плановом, так и во внеплано­вом порядке.

Аудит – это независимая проверка финансовой бухгалтерской отчетности.

Ревизия отличается от внутреннего и внешнего аудита по нескольким критериям:
1. По целям. Целью ревизии является выявление и оценка недостатков в работе предприятий с целью их искоренения и профилактики, целью внутреннего аудита - удовлетворение потребностей администрации в рамках данного хозяйствующего органа, внешнего - выражение мнения о достоверности бух. отчетности и законности совершаемых предприятием хозяйственных операций для нужд третьих лиц: акционеров, инвесторов, банков, партнеров и т.п.

2. По практическим задачам. Основной практической задачей аудита, как внутреннего, так и внешнего, является улучшение финансового положение предприятия. Для ревизии же это сохранение активов, пресечение и профилактика злоупотреблений.

3. По субъектам. Ревизия осуществляется по распоряжению вышестоящих или государственных органов, внешний аудит - независимым экспертом на договорной основе, внутренний - специалистами предприятия по учету, контролю и анализу, работающим на данном предприятии.

4. По объектам. Объект ревизионной проверки - законность совершаемых операций, сохранность имущества. Объектом внешнего аудита является система учета и отчетности, внутреннего - решение отдельных функциональных задач управления.

5. По методам. Методические приемы ревизии и аудита схожи, но используются в разных пропорциях из-за различных целей.

6. По типу проверки. При внешнем аудите чаще всего применяется выборочная проверка. Ревизия и внутреннего аудит, как правило, имеют сплошной характер.

7. По частоте проведения. Внутренний аудит проводится непрерывно, внешний аудит - периодически, ревизия - по усмотрению назначающего ее органа.

8. По характеру деятельности. Ревизия и внутреннего аудит - это исполнительская деятельность, внешний аудит - предпринимательская.

9. По управленческим связям. При ревизии и внутренний аудите в основе взаимоотношений лежит подчиненность и подотчетность, в первом случае - перед вышестоящим органом, во втором - перед администрацией предприятия, т.е. имеют место вертикальные связи. При внешнем аудите связи горизонтальные, аудитор и проверяемый субъект являются равноправными независимыми партнерами.

10. По результатам. Результатом ревизионной проверки является акт ревизии, передаваемый органу, назначившему проверку. Для внешнего аудита - это аудиторское заключение, имеющее юр. значение для третьих лиц. Результат внутреннего аудита - внутренние документы предприятия для отчета перед руководством.

11. По обязательности. Внутренний аудит осуществляется добровольно, внешний - тоже, если предприятие не подлежит обязательному аудиту. Ревизия носит принудит. характер.

12. По плановости. Аудит всегда планируется, а ревизия м. носить как плановый, так и внезапный характер.

13. По ответственности. Ревизор несет ответственность перед вышестоящим органом на основании норм административного права, независимый аудитор - перед клиентом на основании норм гражданского права, внутренний аудитор - перед руководством.

14. По форме оплаты. Услуги ревизора оплачивает орган, назначивший ревизию. Внутренний аудитор получает зарплату от администрации предприятия согласно штатному расписанию. Внешнему причитается вознаграждение от заказчика согласно договору.
11. Основные этапы аудиторской проверки
Порядок проведения аудиторских проверок в значительной мере зависит от степени осведомленности аудитора о деятельности прове­ряемого предприятия, руководстве предприятия, уровне организации и ведения бухгалтерского учета на предприятии.

Основными этапами аудиторской проверки является:

1. Сбор информации о проверяемом предприятии и общее изучение его деятельности;

2. Изучение особенностей управления предприятием, его типа и струк­туры;

3. Составление плана аудиторской проверки;

4. Общее изучение состояния бухгалтерского учета на предприятии;

5. Определение и оценка состояния внутреннего аудита на предприя­тии, состояния других контрольных структур;

6. Сплошная или выборочная проверка документов, в которых отраже­но наличие и движение хозяйственных средств предприятия;

7. Сплошная или выборочная инвентаризация материальных ценностей, основных фондов и денежных средств;

8. Проверка состояния расчетно-кредитных операций;

9. Аудит затрат на производство, правильности отнесения затрат на себестоимость продукции;

10. Проверка правильности формирования и исчисления прибыли;

11. Проверка правильности налогообложения и своевременности пере­числения налогов в государственный бюджет;

12. Оценка финансовой отчетности предприятия;

13. Составление заключения об итогах аудиторской проверки, рекомен­даций об устранении обнаруженных в ходе проверки недостатков и нарушений /если подобные оговорены в договоре аудита.
12. Договор на проведение аудиторской проверки
Право выбора аудитора представлено экономическому субъекту . При этом должен быть заключен договор. Договор на проведение ау­дита может быть двух видов:

1. Договор на долгосрочное /абонентское/ аудиторское обслужива­ние - от I до 3 дет;

2. Договор на разовое выполнение каких-либо работ, в частности аудиторской проверки.

В договоре должны быть указаны : предмет, сроки и место аудиторской проверки, размер и порядок оплаты, ответственность сторон. Условия договора и содержание поручения не должны противоречить Указу Президента РФ «Об аудиторской деятельности в РФ». К договору прилагается протокол соглашения о договорной цене на проведение аудиторской проверки.

 Договор на проведение аудиторской проверки состоит из сле­дующих разделов:

1. Предмет договора и обязанности сторон;

2. Стоимость работ и порядок расчетов;

3. Порядок приемки - сдачи работ;

4. Ответственность сторон;

5. Конфиденциальность;

6. Порядок разрешения споров;

7. Прекращение договора ранее намеченного срока;

8. Форс-мажорные обстоятельства (такие бедствия, как войны, оккупации, общественные беспорядки), акты государственных органов и т.п.;

9. Прочие условия;

10. Срок действия договора и юридические адреса сторон.

 Договор подписывается двумя сторонами в двух экземплярах. В разделе «Прочие условия» указывается, что «исполнитель по своему усмотрению осуществляет набор специалистов для проведения работ, предусмотренных договором». Кроме того, оговаривается, что цены, указанные в договоре, действительны только для данного договора и не могут служить основанием (прецедентом), конкурентным материа­лом при заключении аналогичных договоров в будущем.
13. Законодательные ограничения в занятии аудиторской деятельностью и проведении аудиторских проверок конкретного клиента
Временными правилами предусмотрены определенные ограничения в отношении лиц и фирм, привлекаемых к работе в качестве аудитора. В частности, аудиторская проверка не может проводиться:

а) аудиторами, являющимися учредителями, собственниками, акционерами, руководителями и иными должностными лицами проверяемого экономического субъекта, несущими ответственность за соблюдение бухгалтерской финансовой отчетности либо состоящими с указанными лицами в близком родстве;

б) аудиторскими фирмами, по отношению к экономическим субъектам, являющимся их учредителями (акционерами, кредиторами, страховщиками), а также, в отношении которых эти аудиторские фирмы являются учредителями (собственниками, акционерами) или в отношении экономических субъектов, являющихся их дочерними предприятиями, филиалами, отделениями, представительствами или имеющих в своем капитале долю этих аудиторских фирм;

в) аудиторами и аудиторскими фирмами, оказывающими данному экономическому субъекту услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также составлению финансовой отчетности.

В случае умышленного сокрытия аудитором или аудиторской фирмой от экономического субъекта (заказчика) обстоятельств, исключающих возможность проведения аудиторской проверки, заказчику возмещаются за счет аудитора все расходы, понесенные им в связи с заключением договора с аудитором.

Сокрытие данных обстоятельств служит также основанием для аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности.
14. Планирование аудиторской проверки: предварительное планирование, подготовка общего плана и программы аудита
На этапе предварительного планирования аудитор должен встретиться с клиентом и выяснить, с какой целью он намерен проводить аудиторскую проверку и какие результаты ожидает получить после завершения аудита. В процессе переговоров аудитор получает согласие клиента на предоставление информации, необходимой для понимания его экономической деятельности, оказывающей существенное влияние на составление финансовой отчетности. Аудитору необходимо разработать документ, который должен лечь в основу определения объемов аудиторских работ, трудозатрат и их стоимостной оценки, содержащий максимум информации об экономической деятельности клиента.

На основании полученной информации аудитор должен решить вопрос о необходимости привлечения специалистов и экспертов (юристов, технологов, инженеров, специалистов по налогообложению) для консультаций по отдельным сложным позициям, которые могут возникнуть в процессе проверки. По результатам предварительного планирования аудита производится расчет нормативов трудозатрат и ориентировочная оценка объема и стоимости аудиторских услуг, определение существенных условий договора на проведение аудита.

^ Общий план аудита. Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором. При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание: деятельность аудируемого лица; системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля; риск и существенность; характер, временные рамки и объем процедур; координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы; прочие аспекты.

^ Программа аудита. Аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В программу аудита также могут быть включены проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждой из областей аудита и время, ланированное на различные области или процедуры аудита.

В процессе подготовки программы аудита аудитор обязан принимать во внимание полученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, а также требуемый уровень уверенности, который должен быть обеспечен при процедурах проверки по существу, временные рамки тестов средств контроля и процедур проверки по существу, координацию любой помощи, которую предполагается получить от аудируемого лица, а также привлечение других аудиторов или экспертов. В процессе разработки программы аудита следует учитывать вопросы, указанные в пункте 9 настоящего правила (стандарта).

^ Изменения в общем плане и программе аудита. Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.
15. Аудиторское заключение: его назначение, виды, состав, содержание, порядок оформления и представления
Аудиторское заключение – официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

Заключение аудиторской организации по результатам проверки годовой отчетности является неотъемлемым элементом годовой бухгалтерской отчетности для предприятий, подлежащих в соответствии с действующим законодательством обязательному аудиту.

Аудиторское заключение составляется в соответствии с требованиями, сформулированными Федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД 1/2010). «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности», Федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД 2/2010). «Модифицированное мнение в аудиторском заключении», Федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД 3/2010). «Дополнительная информация в аудиторском заключении».

В заключении должны найти свое отражение следующие моменты: сведения об аудируемом лице; вводную часть; часть, описывающую объем аудита; часть, содержащую мнение аудитора; дату аудиторского заключения; подпись аудитора.

По результатам проведенного аудита аудиторская организация должна выразить в аудиторском заключении мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, сформированное на основе полученных аудиторских доказательств.

Аудиторское заключение подготавливается в количестве экземпляров, согласованном аудиторской организацией и аудируемым лицом, причем аудиторская организация и аудируемое лицо должны получить не менее чем по одному экземпляру аудиторского заключения с прилагаемой бухгалтерской отчетностью.

Заключение, составленное по результатам проведенного аудита, может быть различного вида:

а) безусловно положительное - составляется в том случае, если аудитор приходит к мнению, что бухгалтерская отчетность аудируемого лица с учетом всех существенных обстоятельств достоверно отражает его финансовое положение, а совершенные им финансовые и хозяйственные операции в основном соответствуют нормативным актам, действующим в Российской Федерации.

б) условно положительное - составляется в случае, если аудитор считает, что безусловное заключение не может быть составлено, но препятствующие этому факторы не являются настолько существенными, чтобы составить отрицательное заключение аудитора или отказаться от его составления.

в) отрицательное - составляется в том случае, если аудитор считает, что бухгалтерская отчетность аудируемого лица содержит существенные искажения и может ввести в заблуждение пользователя бухгалтерской отчетности, и (или) в случае, если в ходе аудиторской проверки аудитором были отмечены существенные отклонения порядка ведения бухгалтерского учета от предусмотренного нормативными актами и при этом аудитор считает, что по итогам аудита не может быть составлено условно-положительное заключение.

Отказ от составления заключения составляется тогда, когда аудитор не в состоянии получить аудиторские доказательства, достаточные для подготовки заключения, а также в том случае, если в ходе аудита возникли обстоятельства, нарушающие принцип независимости аудитора.
16. Отчет аудитора перед руководством проаудированного экономического субъекта
 Качество проверки во многом зависит от ее объема (количества и индивидуального содержания аудиторских процедур, используемых в ходе аудита), масштаба предприятия, особенностей бизнеса, принятого аудитором уровня существенности и допустимого риска. 

Выявленные в ходе проверки умышленные и неумышленные ошибки, а также искажения группируются в зависимости от их существенности и значимости. Аудиторский отчет представляется руководителям и (или) собственникам организации. Аудиторский отчет оформляется в соответствии с Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности N 22 "Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2005 N 228.

Федеральный стандарт N 22 предоставляет право выбора между устной и письменной формами передачи информации по результатам аудита, причем этот выбор должен осуществляться с учетом размера, структуры, организационно-правовой формы и технического обеспечения аудируемого лица, характера, важности и особенностей информации, полученной по результатам аудита, а также существующих договоренностей между аудитором и аудируемым лицом и принятых между ними форм взаимодействия. Аудиторский отчет должен содержать подробные сведения о нарушении действующего законодательства, отклонениях от установленного порядка ведения бухгалтерского учета, существенных нарушениях в составлении финансовой отчетности и о других аспектах деятельности предприятия, предусмотренных договором на оказание аудиторских услуг. Отчет прилагается к аудиторскому заключению и является конфиденциальным документом. Замечания и ошибки, указанные в отчете, могут быть учтены и исправлены в ходе проверки. Его содержание на завершающей стадии проверки финансовой отчетности определяет вид аудиторского заключения о ее достоверности и соответствии во всех существенных аспектах принятым правилам ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой отчетности.

Результаты аудиторской проверки в том числе сообщаются руководству организации и ее собственникам (акционерам) в виде устного доклада. 

Данные, содержащиеся в отчете, приводятся с целью доведения до руководства аудируемого лица данных о недостатках в учетных записях, бухгалтерском учете и системе внутреннего контроля, которые могут привести к существенным ошибкам в бухгалтерской отчетности, и в порядке внесения конструктивных предложений по совершенствованию систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица.

Приняты такие виды отчетов, как промежуточный отчет клиенту по результатам проверки, который представляется при поэтапном проведении аудита или при выявлении фактов, требующих принятия руководством аудируемого лица неотложных мер; итоговый отчет клиенту по результатам проверки и отчет аудитора по специальному заданию.

Информация, содержащаяся в отчете, используется в дальнейшем при планировании последующих аудиторских проверок для подтверждения того, что при проведении аудита соблюдались требования стандартов в отношении независимости и профессионализма аудиторов, планирования и документирования аудиторского процесса, достаточности аудиторских доказательств и т.д. Каждый отчет должен быть составлен не менее чем в двух экземплярах (1-й отдается заказчику, 2-й остается в аудиторской организации), датирован, утвержден визой генерального директора и зарегистрирован в журнале регистрации исходящих документов.

Отчет по результатам аудиторской проверки является конфиденциальным документом. Аудируемое лицо вправе распоряжаться сведениями, содержащимися в отчете, по своему усмотрению. Во всех случаях аудиторы обязаны обеспечить конфиденциальность сведений и документов, полученных ими в ходе аудита, не передавать их третьим лицам, не разглашать в СМИ без письменного согласия клиента.

Аудиторская организация не несет ответственности за разглашение конфиденциальной информации клиента, произошедшее по вине или с ведома работников аудируемого лица.
17. Права и обязанности аудитора и аудируемого лица. Ответственность в аудите

Аудиторская деятельность в Российской Федерации регулируется следующими законодательными документами:

1. При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы имеют право:

а) самостоятельно определять формы и методы аудиторской проверки исходя из требований нормативных актов РФ, а также конкретных условий договора с аудируемым лицом;

б) проверять у аудируемого лица в полном объеме документацию о финансово-хозяйственной деятельности, наличие денежных сумм, ценных бумаг, материальных ценностей, получать устные и письменные разъяснения по возникшим вопросам и дополнительные сведения, необходимые для аудиторской проверки;

в) получать по письменному запросу аудируемых лиц необходимую для осуществления аудиторской проверки информацию от третьих лиц;

г) привлекать на договорной основе к участию в аудиторской проверке индивидуальных аудиторов, аудиторские организации, а также иных специалистов, за исключением лиц, указанных в статье "Независимость аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов" проекта данного федерального закона;

д) отказаться от проведения аудиторской проверки в случае непредоставления проверяемым аудируемым лицом всей необходимой информации.

2. При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны:

а) неукоснительно соблюдать при осуществлении аудиторской деятельности требования законодательства РФ;

б) немедленно сообщать лицу, с которым заключен договор, о проведении аудиторской проверки: о невозможности своего участия в проведении аудиторской проверки данного лица вследствие обстоятельств, предусмотренных настоящим федеральным законом и исключающих возможность проведения аудита; о необходимости привлечения к участию в проверке дополнительных аудиторов (специалистов) в связи со значительным объемом работы или какими-либо иными обстоятельствами, возникшими после заключения договора;

в) квалифицированно проводить аудиторские проверки, а также оказывать сопутствующие аудиту услуги;

г) обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых ими в ходе аудиторской проверки, и не разглашать их содержания без согласия собственника (руководителя) аудируемого лица, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами РФ;

д) предоставлять аудируемому лицу по запросу информацию о требованиях нормативных актов и общероссийских правил (стандартов) аудиторской деятельности относительно проведения аудиторской проверки.

В правах и обязанностях аудируемых лиц при проведении аудиторской проверки определить, что:

1. При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо имеет право:

а) получать от индивидуального аудитора (аудиторской организации) полную информацию о требованиях законодательства, касающегося проведения аудиторской проверки;

б) после ознакомления с заключением индивидуального аудитора (аудиторской организации) получать информацию о нормативных актах, на которых основываются замечания и выводы индивидуального аудитора (аудиторской организации).

2. При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо обязано:

а) создавать индивидуальному аудитору (аудиторской организации) условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, предоставлять всю документацию, необходимую для ее проведения, а также давать по запросу индивидуального аудитора (аудиторской организации) разъяснения и объяснения в устной и письменной форме;

б) оперативно устранять выявленные аудиторской проверкой нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;

в) оказывать содействие аудиторским организациям в своевременном и полном проведении аудиторской проверки;

г) предоставлять по устному или письменному запросу аудиторских организаций разъяснения и подтверждения, в том числе письменные;

д) аудируемое лицо, подлежащее обязательному аудиту, не вправе уклоняться либо препятствовать его проведению и обязано заключать договоры на проведение обязательного аудита с аудиторскими организациями в сроки, установленные законодательством РФ.

3. Запрещается предпринимать любые действия в отношении аудиторской организации или индивидуального аудитора с целью ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки.

 ^ Ответственность в аудите

Аудитор несет ответственность за формулирование и выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Ответственность за подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности несет руководство аудируемого лица. Аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности не освобождает руководство аудируемого лица от такой ответственности.

Согласно ст. 20 Закона № 307-ФЗ предусмотрены меры дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций и аудиторов.

При этом аудиторские организации и их руководители, индивидуальные аудиторы, аудируемые лица и лица, подлежащие обязательному аудиту, могут нести уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность

В случае разглашения аудиторской тайны аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, СОА, а также иными лицами, получившими на основании федеральных законов доступ к аудиторской тайне, лицо, которому оказывались аудиторские услуги вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков в порядке, установленном законодательством ГК РФ.

СОА может применить следующие меры дисциплинарного воздействия:

1) вынести предписание, обязывающее члена СОА устранить выявленные по результатам внешней проверки качества его работы нарушения и устанавливающее сроки устранения таких нарушений;

2) вынести члену СОА предупреждение в письменной форме о недопустимости нарушения требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности», стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов;

3) наложить штраф на члена СОА;

4) принять решение о приостановлении членства аудиторской организации, аудитора в СОА на срок до устранения ими выявленных нарушений, но не более 180 календарных дней со дня, следующего за днем принятия решения о приостановлении членства;

5) принять решение об исключении аудиторской организации, аудитора из членов СОА;

6) применить иные меры, установленные внутренними документами СОА.

Аудитор, в отношении которого принято решение о приостановлении его членства в саморегулируемой организации аудиторов, в течение всего срока действия такого решения не имеет права:

1) участвовать в осуществлении аудиторской деятельности;

2) давать рекомендации, подтверждающие безупречную деловую (профессиональную) репутацию лицам, желающим вступить в члены саморегулируемой организации аудиторов;

3) участвовать в работе выборных и специализированных органов саморегулируемой организации аудиторов.

^ Аудиторская организация, индивидуальный аудитор, в отношении которых принято решение о приостановлении их членства в СОА, в течение всего срока действия такого решения не вправе:

1) заключать договоры оказания аудиторских услуг;

2) вносить влекущие увеличение обязательств аудиторской организации, индивидуального аудитора изменения в договоры оказания аудиторских услуг, заключенные до принятия саморегулируемой организацией аудиторов указанного решения.

Не менее чем за 7 рабочих дней до истечения срока, на который приостановлено членство аудиторской организации, аудитора в СОА, СОА принимает решение о восстановлении членства аудиторской организации, аудитора в СОА либо об их исключении из членов СОА.

В отношении аудиторской организации, допустившей нарушение требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности», федеральных стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов, Минфин РФ может применить следующие меры дисциплинарного воздействия:

1) вынести предписание, обязывающее аудиторскую организацию устранить выявленные по результатам внешней проверки качества ее работы нарушения и устанавливающее сроки устранения таких нарушений;

2) вынести предупреждение в письменной форме о недопустимости нарушения требований законодательства об аудиторской деятельности;

3) направить СОА, членом которой является аудиторская организация, обязательное для исполнения предписание о приостановлении членства аудиторской организации в СОА;

4) направить СОА, членом которой является аудиторская организация, обязательное для исполнения предписание об исключении аудиторской организации из СОА.
18. Понятие материальности (существенности) в аудите. Определение границ существенности при планировании и проведении аудиторской проверки
При выражении своего мнения аудитор использует фразу: «бухгалтерская отчетность отражает достоверно во всех существенных отношениях». Оценка существенности это предмет профессионального суждения аудитора, что рассмотрено в Федеральном стандарте аудита № 4 «Существенность в аудите», согласно которому материальность (существенность) – это максимально допустимый размер ошибочной суммы, которая может быть показана в отчетности и рассматриваться как несущественная, т. е. не вводящая пользователей отчетности в заблуждение.

Информация об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях, а также составляющих капитала считается существенной, если ее пропуск или искажение может повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Аудитор рассматривает существенность как на уровне финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом, так и в отношении остатка средств по отдельным счетам бухгалтерского учета групп однотипных операций и случаев раскрытия информации. На существенность могут оказывать влияние нормативные правовые акты РФ, а также факторы, имеющие отношение к отдельным счетам бухгалтерского учета финансовой (бухгалтерской) отчетности и взаимосвязям между ними.

Аудиторы используют концепцию существенности (материальности) следующим образом:

1) как основу для планирования проверки при определении важных, нетипичных и содержащих ошибки статей и счетов, которым следует уделить особое внимание,

2) как основу оценки собранных аудиторских доказательств,

3) как основу для принятия решения о типе аудиторского заключения.

^ Уровень существенности определяется в стоимостной (денежной) оценке.

Аудитор рассматривает существенность на уровне:

1) финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом;

2) в отношении остатков по отдельным счетам бухгалтерского учета;

3) групп однотипных операций;

4) случаев раскрытия информации.

В зависимости от рассматриваемого аспекта финансовой (бухгалтерской) отчетности возможны различные уровни существенности.

Расчет уровня существенности может производиться двумя методами: дедуктивным (по методике соответствующего аудиторского стандарта или внутрифирменной методике) или индуктивным.

В наиболее общем случае уровень существенности определяется по базовым показателям бухгалтерской отчетности (дедуктивным способом), в отношении которой необходимо выразить мнение о достоверности, на основе критериев, установленных в соответствии со стандартами аудиторской деятельности.

^ Пример критериев для определения уровня существенности для коммерческих организаций

^ Базовые показатели бухгалтерской отчетности

Критерии для определения уровня существенности, %

Прибыль до налогообложения

4

Выручка от продажи

3

Капитал и резервы

3

Сумма активов

2

Значение, применяемое для нахождения уровня существенности, может быть определено по формуле: (Значение базового показателя ( в руб) Х Величина критерия ) / 100%

Для расчета уровня существенности могут использоваться как показатели текущего периода, так и усредненные показатели текущего и предшествующих периодов. Показатели текущего периода могут использоваться в случае, когда в текущем периоде произошли существенные изменения в бизнесе организации и показатели за текущий период и период, предшествующий отчетному, оказались несопоставимыми. В том случае, если какое-либо значение сильно отклоняется в большую и (или) меньшую сторону от остальных, допускается корректировка путем применения коэффициента со значением не более 2. В случае, если скорректированное значение не попадает в совокупность, аудитор может отбросить такое значение. На базе оставшихся показателей рассчитывается уровень существенности как среднее арифметическое из значений базовых показателей, применяемых для этой цели. Рассчитанную величину уровня существенности для удобства в дальнейшей работе допустимо округлить в пределах 20 %.

Между существенностью и уровнем аудиторского риска существует обратная взаимосвязь, т. е. чем выше уровень существенности, тем ниже аудиторский риск, и наоборот. Обратная взаимосвязь между существенностью и аудиторским риском принимается во внимание аудитором при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур. Например, если по завершении планирования конкретных аудиторских процедур аудитор определяет, что приемлемый уровень существенности ниже, то аудиторский риск повышается.

Аудитор компенсирует это:

либо снижением предварительно полученного уровня риска средств контроля там, где это возможно, и поддерживая пониженный уровень посредством проведения расширенных или дополнительных тестов средств контроля;

либо снижением риска необнаружения путем изменения характера, временных рамок и объема запланированных процедур проверки по существу.

Одним из наиболее понятных способов снижения аудиторского риска является снижение такой его компоненты, как риск необнаружения.

Если аудитор приходит к выводу о том, что искажения могут оказаться существенными, ему необходимо снизить аудиторский риск путем проведения дополнительных аудиторских процедур или потребовать от руководства аудируемого лица внесения поправок в финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

Если руководство отказывается исправлять искаженные показатели отчетности, а результаты дополнительных процедур подтверждают подозрения аудитора о существенности суммы неисправленных отклонений, то аудитор должен рассмотреть вопрос о соответствующей модификации аудиторского заключения.


  1. Аудиторские доказательства: понятие, предъявляемые к ним требования, их виды, источники, задачи сбора

В процессе аудита для получения обоснованных выводов с целью формирования мнения необходимо получить достаточные надлежащие доказательства.

^ Аудиторские доказательства — это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результаты анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора.

К аудиторским доказательствам относятся первичные документы и бухгалтерские записи, являющиеся основой финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также письменные разъяснения уполномоченных сотрудников аудируемого лица и информация, полученная из различных источников (от третьих лиц).

Порядок сбора и формирования аудиторских доказательств регулируется федеральным правилом (стандартом) № 5 «Аудиторские доказательства».

Стандарт устанавливает единые требования к количеству и качеству доказательств, которые необходимо получить при аудите финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также к процедурам, выполняемым с целью получения доказательств.

Аудиторские доказательства получают в результате:

1) проведения комплекса тестов средств внутреннего контроля;

2) необходимых процедур проверки по существу.

В некоторых ситуациях доказательства могут быть получены исключительно путем проведения процедур проверки по существу.

^ Тесты средств внутреннего контроля — это действия, проводимые с целью получения аудиторских доказательств в отношении надлежащей организации и эффективности функционирования систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

^ Процедуры проверки по существу проводятся с целью получения аудиторских доказательств существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Указанные процедуры проверки проводятся в следующих формах:

1) детальные тесты, оценивающие правильность отражения операций и остатка средств на счетах бухгалтерского учета;

2) аналитические процедуры.

Аудитор получает аудиторские доказательства путем выполнения следующих процедур проверки по существу:

● инспектирование; наблюдение; запрос; подтверждение; пересчет (проверка арифметических расчетов аудируемого лица); ● аналитические процедуры.

Длительность выполнения указанных процедур зависит, в частности, от срока, отведенного на получение аудиторских доказательств.

Инспектирование — это проверка записей, документов или материальных активов. В ходе инспектирования записей и документов аудитор получает аудиторские доказательства различной степени надежности в зависимости от их характера и источника, а также от эффективности средств внутреннего контроля за процессом их обработки.

^ Документальные аудиторские доказательства, характеризующиеся различными степенями надежности, включают в себя:

1) документальные аудиторские доказательства, созданные третьими лицами и находящиеся у них (внешняя информация);

2) документальные аудиторские доказательства, созданные третьими лицами, но находящиеся у аудируемого лица (внешняя и внутренняя информация);

3) документальные аудиторские доказательства, созданные аудируемым лицом и находящиеся у него (внутренняя информация).

^ В результате инспектирования материальных активов аудируемого лица предоставляются достоверные аудиторские доказательства относительно их существования, но необязательно относительно права собственности на них или их стоимостной оценки.

Наблюдение — это отслеживание аудитором процесса или процедуры, выполняемой другими лицами (например, наблюдение аудитора за пересчетом материальных запасов, осуществляемым сотрудниками аудируемого лица, или отслеживание выполнения процедур внутреннего контроля, по которым не остается документальных свидетельств для аудита).

Инвентаризация — прием, который позволяет получить точную информацию о наличии имущества экономического субъекта и ориентировочную информацию о состоянии и стоимости такого имущества. Инвентаризации подлежит имущество клиента и его финансовые обязательства. В ходе аудиторской проверки аудиторы могут наблюдать за процессом проведения инвентаризации. Такое наблюдение может помочь аудиторской организации правильно оценить надежность системы бухгалтерского учета и действенность системы внутреннего контроля.

Запрос — поиск информации у осведомленных лиц в пределах или за пределами аудируемого лица. Запрос по форме может быть как официальным письменным запросом, адресованным третьим лицам, так и неформальным устным вопросом, адресованным работникам аудируемого лица. Ответы на запросы (вопросы) могут предоставить аудитору сведения, которыми он ранее не располагал или которые подтверждают аудиторские доказательства.

Подтверждение — это ответ на запрос об информации, содержащейся в бухгалтерских записях (например, аудитор обычно запрашивает подтверждение о дебиторской задолженности непосредственно у дебиторов).

Пересчет — проверка точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях либо выполнение аудитором самостоятельных расчетов.

^ Аналитические процедуры — анализ и оценка полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей проверяемого аудируемого лица с целью выявления необычных и (или) неправильно отраженных в бухгалтерском учете хозяйственных операций, выявление причин таких ошибок и искажений.

Достаточность — это количественная мера аудиторских доказательств.

^ Надлежащий характер — качественная сторона аудиторских доказательств, определяющая их совпадение с конкретной предпосылкой подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности и ее достоверность.

Достаточность и надлежащий характер аудиторских доказательств взаимосвязаны.

Они применяются к аудиторским доказательствам, полученным в результате тестов средств внутреннего контроля и проведения аудиторских процедур по существу.

^ На суждение аудитора о том, что является достаточным надлежащим аудиторским доказательством, влияют следующие факторы:

  • аудиторская оценка характера и величины аудиторского риска как на уровне финансовой (бухгалтерской) отчетности, так и на уровне остатка средств на счетах бухгалтерского учета или однотипных хозяйственных операций;

  • характер систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также оценка риска средств внутреннего контроля;

  • существенность проверяемой статьи финансовой (бухгалтерской) отчетности;

  • опыт, приобретенный во время проведения предшествующих аудиторских проверок;

  • результаты аудиторских процедур, включая возможное обнаружение недобросовестных действий или ошибок;

  • источник и достоверность информации.

Достаточность и надлежащий характер при получении аудиторских доказательств рассматриваются:

  • при использовании тестов средств внутреннего контроля — с целью подтверждения оценки уровня риска средств внутреннего контроля;

  • при проведении процедур по существу — с целью подтверждения предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности вместе с доказательствами, полученными в результате тестов средств внутреннего контроля.

^ Надежность аудиторских доказательств зависит от их источника и от формы их предоставления.

По источникам доказательства делятся на полученные:

1) от аудируемого лица — внутренние; 2) из других источников — внешние.

Аудиторские доказательства более убедительны, если они получены из различных источников, обладают различным содержанием и при этом не противоречат друг другу.

^ По характеру различают следующие аудиторские доказательства:

1) визуальные — результаты осмотра, наблюдения;

2) документальные — информация, полученная из бумажных, электронных и других носителей;

3) устные — полученные при опросах персонала или в форме заявлений руководства.

При оценке надежности аудиторских доказательств, зависящей от конкретной ситуации, исходят из следующего:

  • аудиторские доказательства, полученные из внешних источников (от третьих лиц), более надежны, чем доказательства, полученные из внутренних источников;

  • аудиторские доказательства, полученные из внутренних источников, более надежны, если существующие системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля являются эффективными;

  • аудиторские доказательства, собранные непосредственно аудитором, более надежны, чем доказательства, полученные от аудируемого лица;

  • аудиторские доказательства в форме документов и письменных заявлений более надежны, чем заявления, представленные в устной форме.

В случае невозможности получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств аудитор должен выразить свое мнение с соответствующей оговоркой или отказаться от выражения мнения.
^ 20. Аудиторские процедуры, их состав, виды и порядок проведения
  1   2   3   4



Скачать файл (661.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации