Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Реферат: Гигиена зрения - файл 1.doc


Реферат: Гигиена зрения
скачать (70.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc71kb.15.12.2011 15:51скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Зрительная гигиена — это комплекс предупредительных мер, которые рекомендуются офтальмологами для предотвращения ухудшения зрения и глазных заболеваний.

Все рекомендации офтальмологов можно условно разделить на группы, по влиянию определенного фактора:

1. Телевизор

Одним из частных компонентов режима дня у школьников разного возраста являются просмотры телевизионных передач. Однако, при всем их культурном значении, они должны быть регламентированы с позиции гигиены, так как являются дополнительной нагрузкой для глаз школьников. Поэтому, составляя режим дня, очень важно стремится к созданию оптимальных условий, с тем, чтобы телевизионные передачи не увеличивали накопившееся за день утомление, а наряду с пользой максимально способствовали отдыху детей.

Для младших школьников общая продолжительность просмотра телевизора не должна превышать ^ 30-40 минут в день. В старшем возрасте — до 1,5 — 3 часов. Расстояние до телевизора должно составлять 5 диагоналей экрана. То есть, для экрана с диагональю 72 см расстояние до телевизора должно составлять не менее 3,5 метров. Если комната не позволяет так далеко отодвинуться, нужен телевизор поменьше. По мнению офтальмологов, тип его (электронно-лучевой, жидкокристаллический или плазменный) не влияет на переносимость зрительных нагрузок.

При просмотре телевизора следует сидеть не сбоку, а прямо перед экраном. Экран телевизора должен быть на уровне глаз сидящего человека или чуть ниже. Если школьник носит очки, то во время передачи их следует обязательно надеть, чтобы излишне не напрягалось зрение.

Если смотреть телепередачи в темноте, глаза приспосабливаются к ней, чувствительность их возрастает, и мы видим на экране больше деталей и оттенков, но через некоторое время сказывается большая разница между ярким свечением экрана телевизора и темным фоном комнаты — глаза быстро устают.

Лучше всего, если комната освещена верхним светом или настольной лампой, торшером и т. п., не находящимся в поле зрения и не отражающимися на экране телевизора. Днем телевизор следует смотреть в незатемненной комнате и лишь в солнечные дни следует закрывать окна легкими шторами, так как яркий солнечный свет, попадая на экран, значительно уменьшает контрастность изображения, ухудшает видимость, что создает дополнительное зрительное напряжение. С позиций профилактики зрительного утомления очень важно не концентрировать внимания в течение длительного периода на экране телевизора. Время от времени следует переключать взор на другие предметы, окружающие вас, чтобы дать отдых глазам.

2. Компьютер

Офтальмологи единодушны: до школы — никакого компьютера. Естественно, в современном мире, где компьютер есть практически в каждой семье, запретить его использование очень трудно. Но ограничить необходимо.

Если известно, что в семье есть отягощенная наследственность, то следует проявлять твердость. Если с этим все спокойно, то рекомендуемое офтальмологами время за компьютером для детей 7-9 лет — около 15 минут в день. Для детей старше 10 лет это время доводят постепенно до 1,5 часов в день, с обязательными перерывами. В перерывах необходимо делать упражнения для глаз.

Строгое соблюдение правил зрительного режима при работе с компьютером предотвращает развитие компьютерного синдрома и нарушений зрения.

^ 3. Учебные нагрузки и/или слишком усердное раннее развитие

Раннее обучение чтению, рисованию и занятие другими малоподвижными видами деятельности должно обязательно сменяться активными двигательными упражнениями на свежем воздухе. В первом классе, когда не только многократно возрастает зрительная нагрузка, но и ребенок испытывает постоянный стресс, в условиях неудобной мебели, плохой освещенности и невозможности сменить позу.

Что здесь могут сделать родители? Во-первых, не следует ругать за оценки, усугубляя стресс ребенка. Во-вторых, в конце каждой четверти ребёнка должен обследовать офтальмолог. В-третьих, необходимо соблюдать зрительную гигиену дома.

Учителям и родителям не мешало бы знать, что ребенок рождается с низкой остротой зрения. Пресловутая «единица» достигается только примерно в семилетнем возрасте. Это одна из причин, почему занятия в школе начинают с семи лет. Но эта граница у всех индивидуальна, а если в наличии плохая наследственность или в анамнезе, к примеру, вегетососудистая дистония, то без консультации офтальмолога перед школой не обойтись.

В школе очень важны все основные гигиенические вопросы режима - построение учебного дня в школе, организации уроков и перемен, организация занятий и отдыха во внешкольное время. В первую очередь, нужно сказать об учащихся младших классов. Именно в младшем возрасте наблюдаются большие изменения состояния зрения за сравнительно короткий период.

Следует помнить, что у детей младшего школьного возраста отсутствуют еще достаточные навыки чтения, письма, длительного сидения. Вот почему для учащихся первых классов, впервые приступившим к занятиям, четыре урока ежедневно - непосильная нагрузка, в том числе и для органа зрения. Исследования показали, что учащиеся 1-х классов при обычном режиме занятий к концу третьего, а особенно 4-го урока наблюдалось значительное понижение остроты зрения, устойчивости ясного видения, скорости зрительно-моторных реакций, общей работоспособности. Поэтому учителю следует увеличивать число уроков в день постепенно. Несколько раз в неделю делать не по 4, а по 3 и даже по 2 урока в день. Это должно сопровождаться и сменой одного вида деятельности другим. ( математика; русский язык, иностранный язык и другие предметы требующие зрительного напряжения должны чередоваться с менее трудными, такими как пение и физкультура и др.).

Чрезвычайно важно для сохранения зрения правильно организовать перемены, которые лучше всего проводить на воздухе и в движении. Нельзя разрешать учащимся во время перемен оставаться в классе или повторять заданные на дом уроки, а чтобы не сокращать длительность перемен, урок надо кончать вовремя, вместе со звонком.

Следует остановиться и на распределении учащихся по сменам. Учебные занятия в 2 смены еще имеют место в наших школах. С позиции гигиены детского зрения все учащиеся с 1 по 4 класс должны заниматься только в первую смену.

Первая смена позволяет значительно легче организовать правильный режим дня, что обеспечивает меньшее утомление детей. У них остается больше времени для отдыха, пребывания на свежем воздухе, занятий спортом и т.д. Отдых же улучшает и состояние зрительных функций. Занятия в первую смену проходят и в более благоприятных условиях освещения.

В начале каждого учебного года надо правильно рассадить учащихся за парты. Помимо соответствия школьной мебели росту детей, следует учитывать и состояние их зрения. Дети с пониженной остротой зрения должны сидеть за передними партами первого от окон ряда. При хорошей коррекции остроты зрения очками, учащимся разрешается сидеть за любой партой. Учащихся, сидящие в третьем от окон ряду парт, рекомендуется в течение учебного года, не менее 2 – 3 раз пересаживать за парты, стоящие во втором и первом ряду, т.к. условия для зрительной работы здесь лучше.

^ Учитель должен обязательно знать о состоянии зрения своих воспитанников. Он должен следить за тем, чтобы дети, которым назначены очки, пользовались ими во время занятий, чтобы они не надевали чужих очков, не носили неисправных - с разбитыми стеклами или сломанной оправой. Необходимо разъяснять учащимся пользу ношения очков для предупреждения дальнейшего ухудшения зрения и приучать их к бережливому обращению с ними. Очень важно своевременно и умело пресекать всякого рода насмешки в адрес детей, которым назначены очки. Прежде чем привлекать учащихся к общественно-полезному труду, надо посоветоваться со школьным врачом и выявить детей с нарушением зрения.

(Например, нельзя направлять на работу, связанную с подъемом тяжестей детей, имеющих близорукость свыше 3,0 единиц.)

Во избежание травм при работе в учебных мастерских, от отлетающих осколков при работах на металлорежущих станках и работах, связанных со значительным выделением пыли, необходимо снабжать учащихся индивидуальными защитными очками или другими защитными приспособлениями в виде защитных сеток, экранов, щитов и т.п.

^ На родительских собраниях необходимо регулярно проводить беседы с родителями об организации занятий в домашних условиях. Нельзя приступать к выполнению домашнего задания тотчас по приходу из школы. Это усугубляет наступившее в школе на протяжении уроков понижение зрительных функций. Тогда как 1-1,5 часа отдыха после занятий в школе значительно уменьшает общее утомление учащихся, что сопровождается улучшением зрительных функций.

Поэтому, дома, как и в школе, занятия, требующие напряжения зрения, следует чередовать с такими, когда орган зрения напрягается меньше.

Домашние занятия учащихся 1 – 2 классов должны продолжаться не более 1.5 часов, учащихся классов - не более 2 часов и старших школьников не более 3.5 - 4 часов. Очень важно чередовать зрительную работу с отдыхом для глаз. Через каждые 30-40 минут занятий нужно устраивать 5-10 минутные перерывы.

^ 4. Неправильная освещенность

Наиболее благоприятной для работы зрительного анализатора является естественная освещенность в пределах от 800 до 1200 лк (люкс-единица измерения освещенности). Основные гигиенические требования, предъявляются к освещению, включают достаточность и равномерность освещения, отсутствие резких теней и блеска на рабочей поверхности.

В солнечные дни избыток солнечных лучей создает на рабочем месте солнечные блики, слепит глаза и этим мешает работе. Для защиты от прямых солнечных лучей можно пользоваться легкими светлыми шторами или жалюзи.

В осенне-зимний период, как правило, естественного света не хватает, так как домашние уроки выполняются после 16 часов. В пасмурные дни, ранние утренние и вечерние часы для обеспечения оптимальной освещенности на рабочем месте необходимо включать искусственное освещение.

На освещенность помещения влияет чистота оконных стекол. Немытые стекла поглощают 20 % световых лучей. К концу зимы, когда на окнах накапливается особенно много пыли, грязи, эта цифра достигает 50 %.

Чтобы у школьников не развивалась близорукость, нужно улучшить гигиенические условия освещения рабочих мест в школе и дома. Оконные стекла надо чаще мыть и протирать, нельзя ставить на подоконник предметы, закрывающие доступ света, например, высокие ветвистые растения, наглядные пособия, большие аквариумы и т.п. Совершенно недопустимо замазывать оконные стекла краской. Нельзя допускать затемнения окон деревьями. Сажать деревья необходимо не ближе 15м, а кустарник – не ближе 5 м от здания школы.

^ Стены в классах и поверхности столов следует окрашивать в светлые тона. Светлая окраска повышает освещенность рабочих мест за счет отраженного света.

Научно доказано, что зеленый свет оказывает наиболее благоприятное действие на зрительные функции, уменьшает утомление, снижает зрительное напряжение. Именно поэтому, светло-зеленый свет должен найти преимущественное применение при окраске панелей стен, крышек учебных столов, парт.

Обязательно надо учитывать тот факт, что в первом ряду от окна освещение обычно хорошее, а в третьем при пасмурной погоде может быть недостаточным. Чтобы все дети были в равных условиях, необходимо каждую четверть пересаживать их на другой ряд парт, оставляя на одинаковом расстоянии от классной доски.

Важное значение имеют классные доски. Предусматривается освещение классной доски. Зеркальные светильники размещаются выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.

Плохо освещенная классная доска, черная лакированная поверхность, создающая блики, затрудняет зрительную работу учащихся и способствует более быстрому наступлению утомления зрения. Черные доски, которые рекомендуются только для кабинетов черчения и рисования, не реже одного раза в год равномерно покрывают матовой краской, а появившийся ни них блеск устраняют протиранием смесью нашатырного спирта с водой.

В классных помещениях и учебных мастерских лучше устанавливать коричневые или зеленые доски, чтобы избежать резкого контраста между поверхностью доски и прилегающей к ней светлой поверхностью стены. Четкость письма на доске зависит также и от качества мела: он должен быть мягким - не ломаться и не крошиться во время письма. Поэтому лучше пользоваться не искусственным мелом, а мелками.

Классные доски размещают на передней стене так, чтобы их середина находилась на уровне глаз школьников, а нижний край на расстоянии 85 см. от пола в начальных классах и 95 см. - в старших. Тогда учащимся не придется напрягать зрение при рассмотрении написанного на доске.

Для создания равномерного освещения в классе следует располагать светильники в два ряда. Парты в классах располагать так, чтобы окна находились слева от них, и тень от пишущей руки не падала на бумагу. Окна не должны находиться позади парт (из-за возможного образования тени от головы и туловища на рабочей поверхности), а также впереди парт (чтобы яркий солнечный свет не слепил глаза).

^ Освещенность от ламп в классных комнатах, на партах и классной доске должна быть не менее 150 люксов при использовании ламп накаливания и 300 люксов при освещении люминесцентными лампами.

Для классов световой коэффициент (т.е. отношение застекленной площади окон и площади пола) должен составлять 1:5 для прочих помещений школы - 1:8.

Большое значение имеет и правильное устройство рабочего места как в школе так и в домашних условиях.

При искусственном освещении настольная лампа должна находиться слева и быть обязательно прикрытой абажуром, чтобы прямые лучи света не попадали в глаза. Мощность лампы рекомендуется в пределах от 60 до 80 ватт, при этом не исключается общее освещение в комнате.

Оно необходимо для того, чтобы не создавался резкий переход при переводе взора с освещенной тетради или книги к темноте комнаты. Резкий контраст быстро утомляет — появляются чувство напряжения и рези в глазах. Если в таких условиях работать подолгу изо дня в день, то возникает постоянный спазм аккомодационной мышцы, т. е. создаются предпосылки для развития близорукости.

Чрезмерно яркий свет, а тем более свет лампы без абажура ослепляет, вызывает резкое напряжение и утомление зрения. Поэтому освещенность от настольных ламп должна быть 150 лк.

Итак, освещение рабочего места должно быть достаточным по уровню, мягким, без резких бликов и теней, ровным, приятным для глаз. Ярко-красные прозрачные абажуры быстрее утомляют глаза, чем матовые, зеленого или желтого цвета.

^ 5. Чтение и письмо

Нельзя наклоняться близко к книге, т.к. это увеличивает нагрузку на зрение, тем самым способствуете развитию близорукости. При чтении расстояние от глаз до книги должно быть не менее 30-33 см., (при прямой посадке глаза от книги должны быть удалены на расстояние согнутой в локте руки) при этом держать книгу необходимо ниже уровня подбородка. При чтении сидя книгу желательно располагать на столе в наклонном положении (при помощи подкладок или специальной подставки). Это же относится и к тетради, но здесь подставка должна быть достаточно прочной и устойчивой. Лежащая строго горизонтально книга вызывает желание помещать голову над текстом, т.е. смотреть сверху вниз, а "отвисание" глазных яблок нежелательно. Неблагоприятно для глаз из-за застоя крови в области головы и чтение лежа на животе или на спине. В этой позе мы удерживаем книгу ниже, чем требуется для естественного "прямого" положения взора. Если уж так складываются обстоятельства, что читать приходится только лежа, надо пользоваться специальными отклоняющими призматическими очками.

^ Страницы книги должны быть хорошо освещены сверху и слева. Чем младше ребенок, тем более строгими должны быть полиграфические требования к книгам, которые включают: неяркий фон, буквы не должны быть белыми на черном или цветном фоне, шрифт только с засечками, большие поля, прописные буквы не менее 4 мм (в 3-4 классе допускается 3,5 мм).

Нельзя читать на солнце и ярком свете или, наоборот, при плохом освещении; во время чтения надо чаще моргать, лучше в конце каждой строки.

Нельзя разрешать учащимся писать на тонкой просвечивающей бумаге, а также на глянцевой, т.к. это очень утомительно для глаз. Для письма надо пользоваться автоматическими ручками с мягкими перьями и чернилами черного или насышенно-синего цвета, или шариковыми ручками с мягкой темной пастой.

^ 6. Неправильный режим дня

Прежде всего, речь идет о переизбытке сидячих зрительно-нагружающих занятий по сравнению с другими видами деятельности. Ребёнок должен достаточное количество времени гулять (не менее 2-3 часов для 7-9 лет), хорошо высыпаться (не менее 10 часов для того же возраста), очень желательны занятия спортом (предпочтительно плаванием, а не шахматами).

Также можно порекомендовать ежедневную утреннюю гимнастику, закаливание организма воздухом, солнцем и водой.

^ 7. Бедное полезными веществами питание

Аккомодационные мышцы ребенка (которые работают попеременно, когда человек смотрит то вдаль, то вблизи) очень слабые, их нужно укреплять специальными упражнениями, и, конечно же, их нужно подкармливать. Фаворит всех офтальмологов — морковь. Надо только помнить, что без жиров каротин не усваивается, а значит, нужно морковочку тушить, или делать салатики с маслом или сметаной. Кроме морковки рекомендуют чернику, хурму, курагу, помидоры, облепиху, рябину.

^ ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

1. И.П. - сидя.

Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть глаза на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.

Упражнение укрепляет мышцы век, способствует расслаблению мышц глаз и улучшению кровообращения в них.

2. И.П.-сидя.

Смотреть прямо перед собой 2-3 секунды, держать палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см. от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3-5 секунд, опустить руку.

Повторить 10-12 раз.

Упражнение снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

3.И.П.-сидя.

Быстро моргать в течение 1 минуты с перерывами.

Упражнение способствует улучшению кровообращения.

4. И.П - сидя .

Вытянуть вперед руку, смотреть на кончик, пальца, расположенный на средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор. пока палец не начнет двоиться.

Повторить 6-8 раз.

Упражнение облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

5. И.П.-сидя.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальца.

Повторить в течение 1 минуты.

Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.

6. И.П.-стоя.

Поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см. от глаз, смотреть двумя глазами на кончик пальца 3-5 секунд, прикрыть ладонью левой руки левый глаз на 3-5 секунд, убрать ладонь, смотреть двумя глазами на кончик пальца 3-5 секунд, поставить палец левой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см. от глаз, смотреть двумя глазами на кончик пальца 3-5 секунд, прикрыть ладонью правой руки правый глаз на 3-5 секунд, убрать ладонь, смотреть двумя глазами на кончик пальца 3-5 секунд.

Повторить 5-6 раз.

Упражнение укрепляет мышцы глаз (бинокулярное зрение).

7. И.П.-стоя.

Отвести руку а правую сторону, медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево и при неподвижной голове следить за пальцем, медленно передвигать палец полусогнутой руки слева направо и при неподвижной голове следить за пальцем.

Повторить 10-12 раз.

Упражнение укрепляет мышцы глаза горизонтального действия и совершенствует их координацию.

8. И.П.-сидя.

Тремя пальцами каждой руки легко нажить на верхнее веко обоих глаз, спустя 1-2 секунды снять пальцы с век.

Повторить 3-4 раза.

9. И.П.-сидя.

Указательными пальцами фиксировать кожу надбровных дуг, медленно закрывать глаза, пальцы удерживают кожу надбровных дуг.

Повторить 3-10 раза.

10. И.П.-сидя.

Второй, третий и четвертый пальцы рук положить так, чтобы второй палец

находился у наружного угла глаза, третий - на середине верхнего края орбиты и четвертый -у внутреннего угла глаза; медленно закрыть глаза. Пальцы оказывают этому небольшое сопротивление.

Повторить 8-10 раз.

11. И.П.-сидя.

Медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно, голова неподвижна.

Повторить 8-12 раз.

12. И.П. - сидя.

Медленные круговые движения глазами в одном, а затем в другом направлении.

Повторить 4-6 раз.




Скачать файл (70.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации