Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Реферат - Методическое обеспечение СКД - файл 1.doc


Реферат - Методическое обеспечение СКД
скачать (59 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc59kb.15.12.2011 15:58скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Содержание.

  1. Введение.

  2. Специфика информационных процессов в социально-культурной деятельности.

  3. Проблемы методического обеспечения в социально-культурной деятельности и пути их решений.

  4. Специфика, цели и задачи методического обеспечения культурно-досуговой деятельности.

  5. Характеристика целей и задач методического обеспечения культурно-досуговой деятельности.

  6. Заключение.

  7. Список использованной литературы.

Введение.

 В условиях становления современного информационного общества, в новой социально-культурной и экономической ситуации в решении профессиональных задач и проблем важное значение приобретают не только прочные знания специалистов, но и их способность оперативно реагировать на запросы динамично меняющейся действительности, эффективно осуществлять деятельность на основе постоянного совершенствования своих знаний, т.е. возрастает значимость информационной компетентности специалистов социально-культурной деятельности.

В настоящее время кадровая политика социально-культурной сфере должна быть направлена не только на подготовку в рамках системы образования компетентных высококвалифицированных специалистов, но и на сохранение и развитие отраслевого профессионального потенциала, обеспечение его соответствия требованиям, которые выдвигаются к нему формирующимся информационным обществом.

В свою очередь решение этой задачи предусматривает формирование соответствующей инфраструктуры, все более заметную роль в которой начинает играть система методического обеспечения. Зародившись в рамках системы методического руководства отраслью, как ее функция по информационно-методическому обслуживанию, в современных условиях, когда система методического руководства утратила свою значимость: где-то полностью разрушена, где-то присутствует в прежнем формате, т.е. преобладают разработанные еще в советский период формы и методы, информационно-методическое обеспечение выдвинулось на первый план как самостоятельное направление работы.

^ Специфика информационных процессов в социально-культурной деятельности.

В последней четверти ХХ века человечество вступило в новую стадию своего развития – стадию построения информационного общества. Зародившееся еще в 20-е годы в недрах индустриального общества, оно дало свои первые ростки в 40-е годы, а в 50-е годы стали говорить о наступлении информационной экономики и превращении информации в важнейший товар. В 60-е годы появились предсказания о превращении индустриального общества в общество информационное. В начале 80-х годов наиболее развитые страны уже поднялись на его первую ступень. В настоящее время, в конце 90-х годов, развитие информационных технологий объективно рассматривается как наиболее перспективная деятельность.

Конец тысячелетия высветил в полной мере и серьезные изменения в общественной и социальной жизни. Человечество находится на пороге скачка к новому качеству общественной жизни.

При формировании нового общества претерпевают радикальные изменения все сферы жизни: материальное производство, мировоззрение, быт и образования, искусство и культура.  Меняются не только формы, но и содержание деятельности. В данном контексте важно понять те новые требования, которые предъявляет информационное общество и к сфере организации социокультурной  деятельности.

Если в доинформационном  обществе действует принцип «каждый должен уметь (знать) столько, чтобы в сумме все умели (знали) все», то в информационном обществе действует принцип:  «каждый должен уметь (знать) столько обо всем, чтобы быть независимым в своем взаимодействии с другими».

Информацией являются сообщения, осведомляющие о положении дел, состоянии чего-либо.

^ Информационная инфраструктура – есть совокупность сведений, которые непосредственно обеспечивают производственные процессы и формируют  условия  управления ими. Цикл «исследование – реализация» и есть информационная инфраструктура всего производственного процесса.

^ Информационное обеспечение деятельности, наряду с материально-техническими, финансовыми средствами, организационным и кадровым обеспечением, является необходимым ресурсом деятельности. Имеется ли в распоряжении фирмы необходимая информация и информационная технология? Кто и как организует сбор и обработку информации? Каковы источники информации? От ответов на эти вопросы зависит качество использования такого ресурса, как информационное обеспечение.

^ Информационное общество – это новая историческая фаза развития цивилизации, жизнь и деятельность человека в которой связана с созданием, переработкой и использованием информации. Общество, в котором человек обогащен знаниями, и сознательно меняет свой образ жизни с помощью информационных технологий.

Актуальность развития информационной инфраструктуры вызвана также рядом объективных причин:

  • В настоящее время прослеживается тенденция к росту динамичности, изменчивости, и как следствие нестабильности и неопределенности деловой среды, что связанно с ускорением информационных процессов и, соответственно, принятия решений. Рост непредсказуемости действий партнеров, конкурентов, потребителей, государственных организаций вызывает необходимость  постоянного изучения данных о них, формирования информационных массивов, отражающих специфику их деятельности,  и аналитической обработки информации.

  • Усиление зависимости успеха деятельности организации от состояния внешней среды обуславливает деятельность по сбору, обработке и анализу информации о внешней среде.

Общность проблем и интересов социо-культурных досуговых учреждений и бизнесс-сектора, различных форм предпринимательства, обусловленная принципиальным обстоятельством: современные бизнес и социально-культурная сферы обречены на сотрудничество – всерьез и по большому счету. Бизнес, деловой мир  и  сфера культуры предполагают и дополняют друг друга. Интеграция бизнеса и культуры носит взаимовыгодный характер. Развитое  предпринимательство  способно не только оказывать финансовую поддержку сферы культуры (инвестиции, меценатство,  спонсорство, благотворительность и т.д.), но и иметь  статус «заказчика» социо-культурных услуг. С другой стороны, оно может иметь и статус «потребителя» досугового  продукта.   Подобное   сотрудничество немыслимо без отлаженной  системы информационного взаимодействия, без постоянного обмена информацией, с ее последующим анализом.

  • Революция в системах информации, информационных технологиях изменила характер конкурентной борьбы,  подняв на порядок уровни информированности фирм и населения.

^ Проблемы методического обеспечения в социально-культурной деятельности и пути их решений.

Проблема методического обеспечения – одна из наиболее сложных в системе социально-культурной деятельности, так как от ее решения зависит качество и эффективность деятельности учреждений культуры. Острота проблем методического обеспечения объясняется усиливающимися противоречиями между изменяющимися условиями, установками, назначением социально-культурной деятельности и ее практическим воплощением. Выражается это в поисках назначения социально-культурной деятельности в целом, кризисных явлениях в социальной сфере, малочисленности набора форм, используемых на практике, отсутствии государственного финансирования региональных научно-методических центров и методических кабинетов районных домов культуры.

В настоящее время роль методического обеспечения как фактора повышения эффективности социально-культурной деятельности не всегда используется оптимально. Методическая деятельность в учреждениях культуры часто подменяется сугубо административной. В обязанности методистов вменяется инспекторская работа, что приводит к дублированию управленческих служб и снижает эффективность методического обеспечения. Роль методистов нередко сводится лишь к поиску подходящего сценария или помощи в подготовке и проведении отдельной программы. Методисты часто не обладают четким представлением о своем труде как целостном процессе – его целях и задачах, средствах, методах, формах, технологии решения стоящих проблем.

Совершенствование деятельности учреждений социально-культурной сферы в современных условиях во многом связано с методическим обеспечением их работы. Без методического обеспечения не может эффективно развиваться ни одна область человеческой деятельности. Любая организованная практика должна иметь информационно-методическую базу.

Методическое обеспечение социально-культурной деятельности можно охарактеризовать как организованную деятельность по информационному обслуживанию специалистов учреждений культуры и внедрению передовых методик в их деятельность. Информационное обслуживание направлено на своевременное и полное обеспечение специалистов библиографической, фактографической информацией о достижениях современной теории и практики. Информационная функция осуществляется в тесной связи с педагогической, так как одновременно с процессом информирования происходит и процесс обучения использованию новых методик в деятельности учреждений культуры. В основе педагогической функции методического обеспечения лежит работа по повышению квалификации и переподготовке специалистов. Организационная функция предполагает включение в методическое обеспечение не только консультационно-информационной деятельности, но и практическую помощь в реализации методических рекомендаций.

Методическое обеспечение социально-культурной деятельности осуществляется на основе принципов научности, оперативности, дифференцированного подхода.

^ Характеристика целей и задач методического обеспечения культурно-досуговой деятельности.

Технология культурно-досуговой деятельности во многом зависти от совершенствования системы методического обеспечения. Сокращение научно-методических центров вызывает затухание процесса познания в социально-культурной деятельности. В связи с этим специалистов досуговой сфере выстраивают технологический процесс без учёта его научной основы.

Проблемы методического обеспечения чрезвычайно остры. Это объясняется всё более усиливающимися противоречиями, между изменяющимися условиями, установками, назначением того или иного вида деятельности и его воплощением.

Исследователи отмечают, что в частности «предметом методического руководства культурно-просветительной работы является методика культурно-просветительной работы, правил требований и приёмов психолого-педагогического воздействия на осознание, чувства и поведение в условиях свободного времени»1. Связи между объектом и субъектом методического обеспечения носят особый характер, определяющийся специальными методами. Методическое обеспечение опирается прежде всего на стимулирующие методы, которые создают специальный для этой системы набор методов управления (консультации, беседы, методические рекомендации, обсуждение, рецензирование, показ и т.п.).

Сущностное назначение методического обеспечения – в анализе, поиске передовых, наиболее эффективных методик, их апробировании, моделировании, а также внедрении новых, наиболее оптимальных в конкретных условиях вариантов культурно-досуговой деятельности.

Методическое воздействие в культурно-досуговой деятельности осуществляется через следующие элементы:

  • Цели и задачи, определяющие главное направление методического воздействия;

  • Объект методического воздействия;

  • Содержание методической деятельности;

  • Субъект методического воздействия;

  • Средства, методы и формы методического воздействия;

  • Организационно-педагогические условия методического воздействия.

Вычленение отдельных элементов позволяет увидеть структурную целостность методической системы, выражающую количественный и качественный состав связей. В этом аспекте методическое обеспечение следует понимать как:

  • Упорядочение, налаживание, устройство, приведение в систему методической деятельности учреждения культуры;

  • строение, взаимосвязь, взаимное расположение, соотношение частей в единое целое в деятельности учреждений культуры.

Осваивая и развивая всё лучшее, что накопили культурно-методические центры, учреждения культуры должны обеспечить:

  • более глубокое, всестороннее изучение состояния и основных тенденций развития культурно-досуговой деятельности, её наиболее существенных проблем;

  • проблемное рассмотрение сложившегося положения, глубокий анализ и обобщение результатов деятельности учреждений культуры, оценку их с точки зрения тех требований, которые к ним сегодня предъявляет жизнь;

  • разработку рекомендаций учреждениям культуры, способствующих эффективному решению проблем, выявлению в практике действенных рычагов, при помощи которых можно улучшить дело;

  • творческое конструирование эффективных способов совершенствования работы, активное содействие их рождению, экспериментальный поиск;

  • широкую систематическую и действенную рекламу наработанных рекомендаций, апробацию их в управленческих органах и на местах, последовательное внедрение в деятельность учреждений культуры.

Заключение.

Итак, потребности специалистов учреждений культуры в методическом обеспечении – это первоначальный этап постоянного стимулирования совершенствования знаний и умений, обусловленный современными требованиями новых технологий.

Деятельность учреждений социально-культурной сферы в современных условиях должна совершенствоваться. И это во многом связано с методическим обеспечением их работы.

Без методического обеспечения не может эффективно развиваться ни одна область социально-культурной деятельности.

Любая организованная практика должна иметь информационно-методическую базу.

Список использованной литературы:

  1. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учебное пособие. – М.: МГУК, 1998.

  2. Бирженюк Г.М., Бузене Л.В., Горбунова Н.А. Методическое руководство культурно-просветительной работой. М., 1989.

  3. Культурно-досуговая деятельность. Учебник. – М., 1998.

  4. Чижиков В.И. Методическое обеспечение культурно-досугоой деятельности. М.: МГИК, 1991.




1 Бирженюк Г.М., Бузене Л.В., Горбунова Н.А. Методическое руководство культурно-просветительной работой. М., 1989.






Скачать файл (59 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации