Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекция - Проектирование, проведение и диагностика урока физической культуры - файл 1.doc


Лекция - Проектирование, проведение и диагностика урока физической культуры
скачать (118 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc118kb.15.12.2011 16:44скачать

1.doc





Проектирование, проведение и диагностика урока физической культуры


  1. Целеполагание (см. Проектирование учебно-воспитательного процесса – целеполагание и педагогические задачи стр. № 2).

  2. Определение типа урока (см. стр. № 3).

  3. Выбор структуры и содержания урока (см. стр. № 4,5).

  4. Определение методов текущего контроля (см. стр. № 10,11,12).

  5. Определение системы оценивания учащихся (см. стр. № 10,11.12).

  6. Анализ деятельности учителя и учащихся (см. стр. № 9).



Проектирование урока физической культуры
^

Комплекс педагогических задач



К образовательно-инструктивным задачам относятся:
1. Вооружение учащихся знаниями, необходимыми для самостоятельного использования физических упражнений, факторов внешней среды, режима учебы, труда и отдыха в целях своего физического совершенствования.
2. Формирование у учащихся двигательных навыков и умений по основным жизненно важным движениям:

— аналитическая «школа движений» как система элементарных гимнастических упражнений и способов их взаимосвязанного выполнения, с помощью которых формируется умение дифференцированно управлять отдельными движениями и развивается способность координировать их в различных сочетаниях;

— система упражнений, рассчитанных на освоение основных способов рационального использования сил для перемещения в пространстве, преодоления препятствий и оперирования предметами;

  • «школа» единоборства, противодействия, взаимодействия в условиях сложных форм двигательной деятельности.


3. Формирование у учащихся умения использовать знания и двигательные навыки в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями в семье, по месту жительства, в местах массового отдыха, труда и другой общественно-полезной деятельности.
К группе оздоровительно-рекреационных задач могут быть отнесены:
1. Содействие достижению гармоничности в физическом развитии школьников.
2. Подготовка организма учащихся к постепенно возрастающим интеллектуальным и физическим нагрузкам.
3. Формирование правильной осанки детей школьного возраста.
4. Содействие повышению устойчивости организма школьников к неблагоприятным воздействиям внешней среды (закаливание).
Воспитательно-развивающие задачи включают в себя:

1. Обеспечение оптимального развития двигательных (физических) качеств (способностей) учащихся.
2. Содействие развитию моральных и волевых качеств учащихся.
3. Содействие формированию социальной активности учащихся.
4. Формирование здорового образа жизни потребности систематически заниматься физическими упражнениями в быту.


^ Типы уроков физической культуры в зависимости от решаемых задач



п/п

Тип урока

Характеристика

1.

Комбинированные уроки

Одинаковое соотношение образовательных, воспитательных и оздоровит6ельныз задач

2.
а.
б.

Уроки с оздоровительной направленностью:

развивающие
восстанавливающие (реабилитационные)

Ведущими являются оздоровительные задачи:

  • служат развитию различных систем организма;

  • направлены на восстановление сил и работоспособности

3.

Уроки с воспитательной направленностью

Ведущими являются воспитательные задачи

4.
а.
б.

в.
Г.
Д.

Уроки с образовательной направленностью

вводные


уроки изучения нового материала (обучающие)
уроки совершенствования
смешанные (комплексные)
контрольные


Ведущими являются образовательные задачи:

  • проводятся в начале учебного года, четверти, при изучении новой темы; служат для ознакомления учащихся с основными задачами и содержанием учебной работы на предстоящий период, зачетными требованиями и учебными нормативами;

  • ознакомление учащихся с новыми двигательными действиями и их первоначальное освоение;

  • применяются для углубленного изучения и закрепления учебного материала;




  • содержат в себе задачи и элементы, характерные для а, б, в, д.;



  • направлены на выявление успеваемости или определение уровня подготовленности занимающихся, проверку усвоения им знаний, умений и навыков по реме или разделу



Деятельность учителя


  1. Определение и конкретизация цели урока.

  2. Обоснование педагогических задач урока.

  3. Подготовка места проведения урока.

  4. Организация учащихся для активной учебной деятельности.

  5. Постановка перед учащимися учебной задачи.

  6. Обеспечение ее восприятия.

  7. Осознание учебной задачи.

  8. Психофизиологическая подготовка учащихся к решению задач основной части урока.

  9. Организация активной учебной деятельности.

  10. Получение конкретной информации о качестве учебной деятельности школьников.

  11. Оценка полученной информации.

  12. Анализ и обсуждение результатов учебной деятельности с учащимися.

  13. Коррекция собственных педагогических воздействий на коллектив учащихся класса (группы учащихся или отдельных из них).

  14. Определение содержания самостоятельных учебных заданий для учащихся.

  15. Подведение итогов урока.

  16. Организованное завершение урока определением групповых, общих и индивидуальных заданий на дом.



^

Деятельность учащихся


  1. Подготовка к уроку (приобретение формы, одежды, обуви, соблюдение норм личной и общественной гигиены, выполнение домашних заданий, психологической настройки к активной деятельности на уроке).

  2. Явка на место проведения урока.

  3. Сосредоточение внимания на его педагогических воздействиях (словесных, зрительных и др.).

  4. Выполнение команд, распоряжений, заданий учителя.

  5. Восприятие и осознание учебных заданий (задач).

  6. Проектирование собственных действий.

  7. Активная интеллектуальная и практическая познавательная работа.

  8. Само- и взаимоконтроль за результатами практической работы.

  9. Получение конкретной информации о качестве собственной учебной деятельности.

  10. Самооценка учебной деятельности (взаимооценка).

  11. Само – и взаимоанализ оценочных суждений.

  12. Обсуждение результатов учебной деятельности с другими учащимися и учителем.

  13. Внесение корректив в собственную учебно-познавательную деятельность и др.


^

Основные элементы урока физической культуры



а) организация подготовки учащихся к уроку;
б) постановка цели урока и обеспечение ее восприятия учащимися;
в) психофизиологическая подготовка учащихся к усвоению содержания урока и активная познавательно-рекреационно-двигательная деятельность занимающихся;
г) обучение двигательным действиям;
д) развитие двигательных качеств;
е) воспитание духовно-нравственных и волевых качеств личности;
ж) контроль, оценка и анализ результатов учебной деятельности занимающихся;
з) коррекция учебно-воспитательных воздействий;
и) снижение физической нагрузки учащихся;
к) подведение итогов урока;
л) задание на дом;
м) организованное завершение.
^

Схема анализа урока




1. Качество (содержание) плана (плана-конспекта или конспекта) урока:

  • место урока в структуре малого мезоцикла учебно-воспитательного процесса по дисциплине;

  • наличие цели и задач, их взаимосвязь с целями и задача предшествовавшего и последующего урока;

  • соответствие места проведения цели и задачам;

  • освещение в плане содержания урока;

  • соответствие содержания учебной программе для данного возраста учащихся (класса);

  • рациональность форм организации деятельности учащихся;

  • степень готовности учителя (внешний вид), состояние места проведения урока, оборудования и инвентаря (их соответствие гигиеническим нормам).

2. Начало урока; своевременность начала.

3. Проведение урока:

а) вводная часть (мин):

  • организация класса к началу урока (характер построения, умение управлять вниманием и дисциплиной);

  • четкость сообщения задач урока и их доступность для учащихся;

  • правильность названия, объяснение упражнений с учет возраста учащихся;

  • умение четко и красиво показывать упражнения;

  • выбор места преподавателем, рассредоточение внимания на весь класс;

— своевременность замечаний, указаний по ходу выполнения упражнений;

— работа по формированию осанки;

— соответствие нагрузки подготовленности школьников;

  • регулирование нагрузки с учетом пола и возраста учащихся;

б) основная часть (мин):

  • работа над правильным дыханием;

— владение методом показа на уроке;

— использование словесных методов на уроке, терминологическая грамотность;

— соответствие объяснения возрасту учащихся;

— взаимосвязь методов обучения, используемых учителем, и их соответствие цели и задачи урока;

— характеристика метода упражнения (в целом, по частям, комбинированный) и результативность его использования, его влияние на развитие двигательных качеств учащихся;

— использование соревновательного, игрового метода, а также различных методов самостоятельной работы учащихся на уроке физической культуры;

  • образовательная ценность урока;

— исправление ошибок;

— современность и ценность указаний;

  • привлечение учащихся к анализу своих движений;

  • активизация познавательной деятельности класса;

— контроль за работой отделений (групп);

— соответствие нагрузки месту проведения, условиям урока и особенностям занимающихся;

  • учет внешних признаков утомления;

— оздоровительная ценность урока;

— умение провести игру: объяснить, показать, судить, определить результат;

  • связь игры с содержанием урока;

— воспитательное значение игры;

— проверка и оценка знаний учащихся;

— организация текущего учета успеваемости;

  • применение домашних заданий и их проверка;

в) заключительная часть (мин):

— соответствие заключительных упражнений содержанию урока;

— подведение итогов;

— завершение урока, уход учащихся;

— своевременность окончания урока (причины задержки учащихся на перемену);

— воспитательная ценность урока.

^ 4. Оценка и анализ деятельности учащихся:

— интерес к уроку в целом и к упражнениям;

— учебная дисциплина (причины ее нарушения);

  • отношение к учителю и уроку физической культуры;

— выполнение указаний и распоряжений учителя;

  • познавательная активность, сознательность, инициативность;

— оценка выполнения упражнений школьниками;

— выполнение ими обязанностей старосты и дежурного, руководителей групп, помощников учителя, судей, физорга класса;

5. Характеристика и оценка деятельности учителя на уроке:

— руководящая роль (уверенность, настойчивость, внимательность, чуткость, требовательность. Манера держаться, управлять учащимися во время передвижений и перестроений);

  • внешний вид (опрятность одежды, подтянутость, осанка;

— речь (командный голос, правильность команд);

— взаимоотношения с учащимися (стиль управления взаимодействием с коллективом класса, педагогический такт);

— индивидуальный подход к учащимся (активным, пассивным, уверенным, неуверенным, успевающим, отстающим);

— проведение воспитательной работы на уроке (формирование внимания и интереса к упражнениям, дисциплины, смелости, упорства, решительности, силы воли, мужества, толерантности, культуры межличностного общения, товарищества, коллективизма и др.);

— умение использовать на уроке методы нравственного воспитания (разъяснение, убеждение, наказание и др.), их целесообразность и эффективность;

— работа по воспитанию физкультурного актива класса;

— работа с учащимися по установке и уборке снарядов, раздаче и сбору инвентаря, проведение построений и перестроений во время урока;

— установление типа и вида урока, определение степени соответствия его содержания и структуры классификационным особенностям (как осуществлена взаимосвязь частей урока).

  1. Выводы и предложения (в какой мере удалось учителю выполнить задачи и достичь цели урока).


Критерии анализа современного урока


  1. Результативность:




    • создание и поддержание высокого уровня интереса и самостоятельной умственной активности учащихся;

    • экономное и целесообразное расходование времени урока;

    • применение разнообразного арсенала методов и средств обучения;

    • вклад в формирование и развитие личностных качеств школьников и в первую очередь самоуправляющих механизмов личности;

    • высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся;

    • объем и прочность полученных школьниками на уроке знаний, умений и навыков (ЗУН).




  1. Структура урока. Рациональную структуру урока обеспечивают:




    • комплексное планирование задач обучения, воспитания и развития;

    • выделение в содержании урока и темы главного, существенного;

    • определение целесообразной последовательности и дозировки материала и времени повторения, изучения нового, закрепления, домашнего задания;

    • выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения;

    • дифференцированный и индивидуальный подходы к ученикам;

    • создание необходимых учебно-материальных условий обучения.




  1. Активизация деятельности учащихся:




    • учет учителем направленности интереса учащихся;

    • уровень создания положительного эмоционального фона урока;

    • правильная постановка задач урока;

    • оптимизация загруженности учащихся на уроке.

  1. Дидактическая структура учебного материала:




    • использование проблемного метода обучения.




  1. Самостоятельность и творчество в учебной деятельности:




    • мотивация самостоятельной работы учащихся;

    • уровень владения учащимися рациональными приемами учебной самостоятельной работы;

    • уровень умений учащихся самостоятельно применять знания в учебной и практической деятельности.




  1. Учебно-методический комплекс:




    • современный урок – это взаимодействие учителей и учащихся с комплексом учебного оборудования, наглядных пособий, технических средств обучения, методических материалов, составляющих единую дидактическую систему.


Методы анализа урока физической культуры


  1. Метод педагогического наблюдения – это целенаправленный и планомерный сбор, обобщение и оценка информации о характере деятельности учителя и учащихся путем прямой и непосредственной регистрации показателей, которые в совокупности отражают изучаемое явление (обучение, воспитание, развитие, оздоровительное влияние на учащихся).

Опираясь на схему анализа урока можно вести педагогическое наблюдение в течение урока и заполнить таблицу «Фотография урока»


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся











Заполненная таблица поможет установить причинно-следственные связи между деятельностью учителя и деятельностью учащихся и выявить структуру урока.
^ 2. Метод хронометрирования – определение времени, затраченного на выполнение различных видов учебной деятельности учителя и учащихся и на этой основе определение общей и моторной плотности урока (см. Протокол хронометрирования).

Общая плотность урока – это отношение педагогически оправданного или целесообразно использованного учителем времени к общей продолжительности урока или его частей, выраженное в процентах (сумму граф 2,3,4,5,6 (если есть) разделить на 40 или 45 мин. и умножить на 100%. Общая плотность урока должна стремиться к 100%.

Моторная плотность урока – это отношение времени непосредственного выполнения физических упражнений, включая строевые, к продолжительности всего урока или его отдельных частей, выраженное в процентах (сумму графы 2 разделить на 40 или 45 мин. и умножить на 100%). Делается вывод о соответствии общей плотности требованиям методики преподавания, моторной плотности – требованиям типа урока.
^ 3. Метод пульсометрии – это определение умения учителя регулировать нагрузку на уроке в целом, в отдельных его частях или физических упражнениях, изменяя ее объем или интенсивность (см. Протокол пульсометрии). После заполнения таблицы протокола строится на графике физиологическая кривая зависимости частоты сердечных сокращений (ЧСС) от интервалов времени урока, где проводился замер пульса. Делается вывод о соответствии физической нагрузки возрасту, полу, уровню подготовленности занимающихся, требованиям методики.


^ 4. Метод рейтинга – в изучаемых явлениях выявляются такие элементы, которые поддаются измерению и оценке; определяются оценочная шкала и критерии оценки. Например, на основе критериев анализа современного урока можно выявить элементы, критерии оценки и оценочную шкалу:



Элементы

Оценочна шкала от 0 до 2 баллов


^ Всего

баллов

0 б – не присутствует

1 балл – средний уровень

2 балла – высокий уровень

1. Результативность:

- создание и поддержание высокого уровня интереса и самостоятельной умственной активности учащихся;

- экономное и целесообразное расходование времени урока;

- применение разнообразного арсенала методов и средств обучения;

- вклад в формирование и развитие личностных качеств школьников и в первую очередь самоуправляющих механизмов личности;

- высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся;

- объем и прочность полученных школьниками на уроке знаний, умений и навыков (ЗУН).





+

+

+



+

+


+

9


Методика оценки успеваемости


  1. По основам знаний:

Оценивая знания учащихся, надо учитывать глубину и полноту знаний, аргументированность их изложения, умение учащихся использовать знания применительно к конкретным случаям и практическим занятиям физическими упражнениями.

Отметка «5» выставляется за ответ, в котором учащийся демонстпирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает. Используя примеры из практики, своего опыта.

Отметка «4» ставится за ответ, в котором содержаться небольшие неточности и незначительные ошибки.

Отметка «3» учащиеся получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной аргументации и умения использовать знания в своем опыте.

Методы контроля знаний:

  1. метод опроса применяется в устной и письменной форме в паузах между выполнением упражнений, до начала или после выполнения заданий. Не рекомендуется использовать данный метод после значительных физических нагрузок;

  2. программированный метод заключается в том, что учащиеся получают карточки с вопросами и веером ответов на них. Учащийся должен выбрать правильный ответ. Метод экономичен в проведении и позволяет осуществить опрос фронтально.

  3. метод демонстрации позволяет проверить знания учащихся в конкретной деятельности.

    1. ^ По технике владения двигательными действиями (умениями, навыками):

Отметка «5» - двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и четко.

Отметка «4» - двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений.

Отметка «3» - двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполению.

Методы контроля техники двигательных действий:

  1. метод наблюдения:

    • открытого (учащиеся знают что будет оценивать учитель);

    • скрытого;

  2. метод упражнений предназначен для проверки уровня владения отдельными умениями и навыками, качества выполнения домашних заданий;

  3. вызов как метод оценки используется для выявления достижений отдельных учащихся в усвоении программного материала и демонстрации классу образцов правильного выполнения двигательного действия.

  4. комбинированный метод позволяет одновременно с проверкой знаний оценить качество освоения техники.

    1. ^ По способам (умениям) осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность:

Отметка «5» - учащийся демонстрирует полный и разнообразный комплекс упражнений, направленный на развитие конкретной физической способности, или комплекс упражнений утренней, атлетической или ритмической гимнастики. При этом учащийся может самостоятельно организовать место занятий, подобрать инвентарь и применить его в конкретных условиях, контролировать ход выполнения заданий и оценить его.

Отметка «4» - имеются незначительные ошибки или неточности в осуществлении самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности.

Отметка «3» - учащийся допускает грубые ошибки в подборе и демонстрации упражнений, испытывает затруднения в организации мест занятий, подборе инвентаря, с трудом контролирует ход и итоги выполнения задания.

Методы контроля за умением самостоятельно осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность:

  1. метод наблюдения;

  2. метод опроса;

  3. метод практического выполнения.

    1. По уровню физической подготовленности:

Оценивая уровень физической подготовленности, следует принимать во внимание реальные сдвиги учащихся в показателях физической подготовленности за определенный период времени. При оценке сдвигов в показателях учитель должен принимать во внимание

  • исходный уровень достижений учащихся,

  • особенности развития двигательных способностей,

  • динамику их изменений у учащихся определенного возраста и пола.


При оценке темпов прироста на отметку «5», «4», «3» учитель должен исходить из вышеприведенных аргументов, поскольку в каждом конкретном случае прогнозирование этих темпов осуществить невозможно. Задания учителя по улучшению физической подготовленности должны представлять для учащихся определенную трудность, но быть реально выполнимыми. Достижение этих сдвигов при условии систематических занятий дает основание учителю для выставления учащимся высокой оценки.

Учитель опирается на нормы уровня физической подготовленности в соответствии с возрастом и полом учащихся и на основе этого прогнозирует нормативы в зависимости от реального уровня и возможностей учащихся.

Итоговая оценка успеваемости по физической культуре складывается из суммы баллов, полученных учащимися за все составляющие:

  • знания,

  • двигательные умения и навыки,

  • умения осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность,

  • сдвиги в показателях физической подготовленности.

При этом преимущественное значение имеют оценки за умение осуществлять самостоятельную физкультурно-оздоровительную деятельность и собственно двигательную.

Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, оцениваются на общих основаниях, за исключением тех видов двигательных действий, которые им противопоказаны по состоянию здоровья.

Учащиеся, отнесенные к специальной медицинской группе, оцениваются по овладению ими раздела «Основы знаний», «Способы физкультурной деятельности» и доступные им двигательные действия (см. Вестник образования, ноябрь 1999 г. Инструктивное письмо «О преподавании физической культуры в общеобразовательных учреждениях».


Скачать файл (118 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации