Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Учебное пособие Основы научно - методической деятельности - файл 1.doc


Учебное пособие Основы научно - методической деятельности
скачать (490 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc490kb.15.12.2011 16:45скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7
Реклама MarketGid:
Загрузка...




Тема 1. НАУЧНАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА. ВЫБОР НАПРАВЛЕНИЯ

И ПЛАНИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.
План

  1. Научная и методическая деятельность в сфере физической культуры и спорта.

  2. Курсовые и квалификационные работы.

  3. Планирование работы.

  4. Методы исследования.

  5. Оформление научных работ.

  6. Подготовка и защита научных работ.


1. Наука – сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Выработка нового знания происходит в процессе научного исследования – целенаправленного познания, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий. Научное исследование опирается на методологию науки – учение о принципах построения, формах и способах научного познания. Основу методологии составляют диалектический метод и системный подход.

Цель науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов, новых знаний.

Цель науки в физической культуре и спорте – производство новых знаний, выявление закономерностей направленного использования факторов воздействия на организм человека с целью физического совершенствования, укрепления здоровья, повышения спортивных достижений, содействия гармоничному развитию личности; формирования теоретических обобщений в области физической культуры, физического воспитания и спорта.

Таким образом, наука производит новые знания, теория обобщает эти знания, опыт и выявляет закономерности, в данном случае применительно к физической культуре и спорту. Однако знания приносят пользу только тогда, когда они реализуются в деятельности, в нашем случае – в деятельности специалиста по физической культуре и спорту.

В этой связи важное значение имеет методика – совокупность способов проведения какой-либо работы; отрасль педагогической науки, излагающей правила и методы преподавания отдельного учебного предмета, например "физическая культура" в школе. Научно-методическая деятельность органически включена в процесс подготовки будущих специалистов в вузе. Посредством методики осуществляется реализация на практике научных знаний в области физической культуры и спорта. Научные положения, проверенные практикой, находят свое отражения в учебных дисциплинах высшего физкультурного образования: "Теория и методика физического воспитания и спорта", "Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте", спортивно-педагогических и медико-биологических дисциплинах. К окончанию высшего учебного заведения выпускники должны иметь высокий уровень профессиональной готовности, важнейшим компонентом которой должны быть навыки научно-методической работы.

Подготовка и повышение квалификации научных кадров осуществляется в различных формах:

  • в период обучения студентов в вузах (занятия в студенческих кружках, СНО, участие в конференциях, учебно-исследовательская работа, подготовка к кандидатским экзаменам);

  • подготовка кандидатов наук в аспирантуре и путем соискательства;

  • повышение квалификации лиц, имеющих опыт научно-исследовательской или научно-педагогической работы (командировки, стажировки, семинары, конференции, симпозиумы);

  • подготовка докторов наук в докторантуре и самостоятельная работа над диссертациями (может быть предоставлен 6-месячный творческий отпуск или перевод в должность СНС на срок до 2 лет).

Важное место на пути овладения высшей научной квалификацией занимает система аттестации научных кадров – присуждение ученых степеней и присвоение ученых званий. Ученая степень определяет квалификацию научного работника и присуждается по объему знаний, научному значению и степени самостоятельности его исследований в одной из отраслей наук. Ученое звание определяет должностную функцию научного работника и присваивается в зависимости от характера и качества выполняемой им работы в вузе или НИИ. Присуждение ученых степеней производится после положительного решения диссертационных советов, ученых званий – после положительного заключения УМО по соответствующей специальности.

В соответствии с "Номенклатурой специальностей научных работников" физическая культура, спорт и физическое воспитание входят в педагогические науки (13.00.01, 13.00.04, 13.00.08).

Основные направления научных исследований в области физической культуры и спорта:

  • основы теории и методики физического воспитания и спорта;

  • теория и методика спорта и спортивной подготовки;

  • теория и методика оздоровительной и адаптивной физической культуры.

Методическая деятельность в области физической культуры и спорта строится на основе методических принципов (сознательности и активности, наглядности, доступности, системности, последовательности, прочности и пр.). Существенную роль в этом процессе играют методы (словесный, наглядный, практические, непрерывный и интервальный и т.д.), методические приемы и методика. Методические принципы и методы образуют методику, ориентированную на конкретную деятельность (дошкольного физического воспитания, физическое воспитание учащихся I-IV, V-IX, X-XI классов, юных и взрослых спортсменов, специальной медицинской группы, в Вооруженных Силах, оздоровления взрослого населения и др.). В каждом случае разрабатываются соответствующие программы, учебники, учебные пособия, методические пособия. Применительно к высшему профессиональному физкультурному образованию это учебники по частным теоретическим и спортивно-педагогическим дисциплинам.
2. Курсовая работа является одним из основных видов самостоя­тельной работы студентов в вузе, направленной на закрепление, углубление и обобщение знаний по учебным дисциплинам профессиональной подготовки, ов­ладение методами научных исследований, формирование навыков решения творческих задач в ходе научного исследования по определенной теме. Выбор той или иной формы зависит от профиля подготовки студента в вузе, а также от его личных интересов и наклонностей.

Целью выполнения курсовых работ является формирование навыков самостоятельного творческого решения профессиональных задач.

Курсовые работы могут быть: теоретическими (рефе­ративными), выполненными на основе анализа и обобщения ли­тературных данных по выбранной теме; эмпирическими, выполнен­ными на основе изучения и обобщения передового опыта педаго­гов-новаторов в области физической культуры и спорта; конструк­торскими, связанными с изобретательской работой студентов и представляющими техническое описание, обоснование и назначение новых конструкций, тренажеров, комплекса наглядных по­собий, программ для компьютеров и т. п.; экспериментальными, построенными по обоснованной постановке и проведению экспе­римента в области физической культуры и спорта. Однако следует отметить, что, независимо от типа, каждая курсовая работа дол­жна содержать анализ литературных источников по выбранной теме. По объему курсовая работа может достигать 25 – 30 с. рукописного или машинописного текста.

Выпускные квалификационные работы выполняются в форме дипломной работы объемом 40 – 80 с., напечатанных на машинке или принтере, и представляются в переплетенном виде. Их напи­сание и защита являются обязательной составной завершающей частью итоговой государственной аттестации выпускников. Выпускная квалификационная работа должна представлять собой за­конченную разработку, имеющую, как правило, эксперименталь­ный характер, в которой решается актуальная задача в исследуемой области. Материалы, содер­жащие результаты измерений, необходимо обрабатывать метода­ми математической статистики.

В работе выпускник должен показать умение самостоятельно ставить задачи, анализировать получен­ные данные и обобщать их, делать выводы, оформлять текст ра­боты и иллюстрации к нему.

Дипломная работа должна содержать элемент новизны и выявить общенаучную, специальную подготовленность студента, его эрудицию, исследовательские навыки, умение мыслить и увязы­вать теоретические знания с практикой. Тематика дипломных работ должна быть актуальной и, как правило, является продолжением исследований, проводимых в процессе написания курсовых работ.
3. Научно-исследовательская работа представляет собой необычайно трудоемкую, кропотливую творческую работу. Поэтому она требует четкой организации и регламентации. Логика научного исследования предполагает определенный порядок его построения с последовательным прохождением отдельных этапов. В любом научном исследовании различают два взаимосвязанных уровня: эмпирический и теоретический. На эмпирическом уровне устанавливаются новые научные факты в исследуемой области и на их основе формулируются эмпирические закономерности. На теоретическом уровне выдвигаются и формулируются общие для данной предметной области закономерности, позволяющие объяснять ранее открытые факты и эмпирические закономерности, а также предсказать и предвидеть будущие факты.

Весь процесс подготовки курсовой и дипломной работ условно можно представить в следующем виде:

  • выбор темы исследования;

  • изучение научно-методической литературы;

  • определение объекта и предмета исследования;

  • определение цели и задач;

  • разработка рабочей гипотезы;

  • выбор соответствующих методов исследования;

  • формулировка названия работы;

  • подготовка и проведение исследовательской части работы;

  • математико-статистическая обработка результатов исследо­ваний;

  • обобщение и интерпретация полученных данных;

  • формулирование выводов и практических рекомендаций;

  • оформление работы;

  • защита выполненной работы.

Выбор темы курсовой или диплом­ной работы – одна из сложных и наиболее ответственных задач, от правильного решения которой в значительной степени зависит успех работы в целом. Одним из важнейших критериев правильности ее выбора является актуальность.

На современном этапе весьма актуальны исследования, связанные с оздоровительными, образовательными и воспитательными воздействиями средств физической культуры и спорта на различные категории занимающихся.

Правильному выбору темы курсовой или дипломной работы, ее успешному выполнению способствует объективная оценка возможностей исследователя, опыт НИР, а также наличие соответствую­щей материально-технической и экспериментальной базы для про­ведения исследований.

^ Определение объекта и предмета исследования. Объектом педа­гогической науки, к которой относится и сфера физической куль­туры и спорта, является учебно-воспитательный, учеб­но-организационный, управленческий, тренировочный процессы. Основным объектом научно-педагогического исследова­ния могут быть процессы, развивающиеся в детском саду, школе, ДЮСШ, вузе, физкультурно-оздоровительном комплексе и т.д. Объект исследования должен формулироваться не безгра­нично широко, а так, чтобы можно было проследить круг объек­тивной реальности. Этот круг должен включать в себя предмет в качестве важнейшего элемента, который характеризуется в не­посредственной взаимосвязи с другими составными частями данного объекта. Таким образом, объек­том выступает то, что исследуется, а предметом – то, что в этом объекте получает научное объяснение. Именно предмет исследова­ния определяет тему исследования.

Например, объект исследования – процесс развития и формирования выносливости у учащихся младших классов общеобразовательной школы, не занимающихся спортом, предмет исследования – ме­тодика стандартной тренировочной программы для развития выносливости у детей младшего школьного воз­раста, тема исследования – методика развития выносливости детей 7 лет на основе применения стан­дартной тренировочной программы.

^ Определение цели и задач исследования. Исходя из названия дип­ломной (курсовой) работы, ее объекта и предмета, можно при­ступить к определению цели и задач исследования. Цель формули­руется кратко и предельно точно, выра­жая точно конечный результат, к которо­му стремится исследователь (например: совершенствование методики развития выносливости у детей 7 лет общеобразовательной школы посредством применения стандартной программы).

Определив цель дипломной работы, можно сформулировать за­дачи исследования. Задач может быть 2–4. Задачи должны быть сформулированы четко и лаконично. Как правило, формулировка каждой задачи начинается со слов: «Изучить...», «Разработать...», «Выявить...», «Ус­тановить...», «Обосновать...», «Определить...» и т.п.

^ Выдвижение рабочей гипотезы. Знание предмета исследования позволяет выдвинуть рабочую гипотезу, т. е. предположение о воз­можных путях решения поставленных задач, о возможных резуль­татах изучения педагогического явления. Рабочая гипотеза представляет собой логически обоснованное предположение о том, что будет выявлено или раскрыто в результате исследования и какой эффект может быть получен на основе этих результатов. Гипотеза всегда носит вероятностный характер, т.е. носит допущения, которые могут подтверждаться, а могут и не подтверждаться в результате исследования.

Источниками разработки гипотезы могут быть обобщение пе­дагогического опыта, анализ существующих научных фактов и даль­нейшее развитие научных теорий.

При разработке гипотез необходимо учитывать следующие основные требования:

– гипотеза не должна противоречить установленным ранее научным фактам;

– гипотеза не должна включать в себя слишком много ограничений и допущений;

– гипотеза должна быть проверяемой при данном уровне знаний и возможностей.

^ Выбор методов исследования. Выбор научных методов решения поставленной проблемы важный и ответственный этап научного исследования. Успех научного исследования во многом зависит от правильного применения современных методов исследования, порядка и последовательности их использования при разработке того или иного проблемного вопроса выбранной темы.

Несмотря на то, что область физи­ческого воспитания и спорта относится к педагогическим наукам, ее развитие во многом зависит от уровня развития таких наук, как педагогика, психология, социология, физиология, биология, ма­тематика, информатика и др. В связи с этим в исследованиях, проводимых по физическому воспитанию и спорту, находят ши­рокое применение различные методы научного познания из дру­гих областей науки и техники. С одной стороны, это явление мож­но считать положительным, так как оно дает возможность изу­чить исследуемые вопросы комплексно, рассмотреть многообра­зие связей и отношений. С другой – обилие всевозможных мето­дов в какой-то мере затрудняет выбор соответствующих конкрет­ному исследованию.

Выбор того или иного метода исследования определяется:

– целью исследования;

– характером решаемых задач;

– материально-технической базой;

– квалификацией, знаниями и опытом исследователя.

Каждый метод исследования должен соответствовать следующим требованиям:

  1. Данные, получаемые с помощью какого-либо метода, должны быть адекватны изучаемому явлению и по возможности точными.

  2. Метод должен быть простым и доступным, с высокой надежностью, достоверностью и воспроизводимостью результатов.

  3. Во время исследования должна быть обеспечена безопасность жизни как испытуемого, так и исследователя.

  4. Метод должен быть допустим с точки зрения этики и гуманности.

  5. Метод должен быть по возможности экономичным.

Ни один из методов нельзя абсолютизировать, превращать его в единственно возможный и универсальный. Требуется совокупность исследовательских методов.

В практике проведения исследований, направленных на реше­ние задач теории и методики физического воспитания, наиболь­шее распространение получили следующие методы:

1. Анализ научно-методической литературы, документальных и архивных материалов.

2. Педагогическое наблюдение.

3. Беседа, интервью и анкетирование.

4. Контрольные испытания (тестирование).

5. Хронометрирование.

6. Экспертное оценивание.

7. Педагогический эксперимент.

8. Математико-статистические методы.
4. Характеристика методов исследования

Анализ научно-методической литературы. Исследовательская работа включает обобщение уже имеющейся информации. Изучение литературы должно начинать­ся еще в процессе выбора темы дипломной работы. Студенту по литературным источникам необходимо ясно себе представить все то, что имеет отношение к изучаемой проблеме.

При рабо­те с литературой кроме книжных изданий можно пользоваться еще и периодическими. Материалы журналов и сбор­ников содержат более свежие данные, чем книги и монографии, однако в монографиях и книгах материал излагается более подробно.

Проработанная по теме литература служит основой для написания главы дипломной работы «Анализ литературных источников по теме исследования», которая предшествует изложению собствен­но теоретического материала.

^ Анализ документальных и архивных материалов является мето­дом сбора фактических данных содержащихся в педагогической документации и архивных материалах: планах и дневниках тре­нировок, протоколах соревнований, отчетах спортивных организаций, учебных планах и программах, журналах учета успеваемо­сти и посещаемости, личных делах и медицинских карточках, стати­стических материалах и т. п.

^ Педагогическое наблюдение. Методы педагогического наблюдения позволяют путем непосредственного восприятия качественных и количественных характеристик изучать различные явления, события, процессы. В области физического воспитания и спорта с помощью наблюдений изучают особенности организации учебного и тренировочного процесса, педагогический опыт отдельных преподавателей и тренеров, особенности поведения занимающихся в процессе выполнения различных тренировочных заданий, применяемые средства физического воспитания и их место в занятиях, характер и величину тренировочных нагрузок, некоторые элементы техники выполнения движений и тактических действий и т. д.

Объектами наблюдений могут быть отдельные учащиеся, спорт­смены, тренеры и преподаватели, различные классы в школе, отделения ДЮСШ, группы спортсменов различной подготовлен­ности (новички, разрядники, сборный коллектив), разного воз­раста и пола, а также условия занятий (в зале или на воздухе), сроки занятий (продолжительность, периоды тренировочного про­цесса) и т.д.

В методике проведения педа­гогических исследований могут использоваться различные виды наблюдений, классифицирующиеся:

– в зависимости от условий проведения наблюдения (клинические, естественные);

– в зависимости от способа записи и регистрации данных (с графической регистрацией, с цифровой регистрацией, осциллографические, фото- и кинонаблюдения, комплексные);

– в зависимости отдлительности наблюдения (длительные, одномоментные);

– в зависимости от объекта и формы организации наблюдения (индивидуальные, групповые, командные);

– в зависимости от способа взаимоотношений наблюдателя и наблюдаемого (обычные, включенные, участвующие);

– в зависимости от способа наблюдения (визуальные, приборные, самонаблюдения).

Техника прове­дения наблюдения, его содержание зависят от многих обстоятельств и главным образом от су­щества и особенностей изучаемой проблемы, от конечной цели и задач исследования, от условий, в которых находятся предмет изучения и ис­следователь, от оснащенности вспомогательными средствами, от опыта и других личных качеств ведущего наблюдение и от количества участников исследовательской работы. Когда учтены все перечисленные обстоятельства со­ставляется план наблюдений. В плане необходимо предусмотреть задачи, выделить объекты и содержание наблюдения, определить методику анализа собранного материала, примерную продолжи­тельность и время проведения наблюдений.

Для регистрации результатов наблюдений могут использовать­ся самые разнообразные способы и приемы, как с применением технических средств, так и без них. Наиболее простым и доступ­ным можно считать протоколирование, которое обычно ведется на заранее подготовленных бланках.

Процедура конкретного наблюдения не зависит от его типа, а также применяемых средств и методов и предусматривает четыре этапа.

На первом этапе необходимо подготовиться к проведению на­блюдений, а именно: сформулировать цель и задачи наблюдения, составить план наблюдения, подобрать средства и методы регист­рации исследуемых показателей, подготовить место проведения наблюдения, провести инструктаж помощников и наблюдаемых, подго­товить протоколы и бланки для записи наблюдаемых характеристик.

На втором этапе осуществляется само наблюдение. Здесь очень важно следить за правильным ходом наблюдения, за правиль­ностью заполнения протоколов и бланков, за исправностью приме­няемой аппаратуры.

Третий этап – обработка результатов. Сюда входит первич­ная обработка данных, включающая в себя уточнение и восстанов­ление выпавших данных и вычисление производных характеристик (отношений, разности, суммы, процентов и т.п.) и статистическая обработка результатов (расчет средней арифметической, стандарт­ных отклонений, вариаций и т.п.).

И, наконец, на четвертом этапе осуществляется описание, интерпретация и обсуждение подученных результатов. Этап предус­матривает: анализ полученных результатов, описание исследуемо­го процесса, обсуждение материалов наблюдения, формулировки выводов, разработку практических рекомендаций, предложения по внедрению результатов наблюдений в практику, планирование новых наблюдений.

Несмотря на ряд положительных сторон и возможностей мето­да педагогических наблюдений, можно говорить и об известной его ограниченности, так как во многих случаях ему доступны лишь внешние проявления процесса. Можно, например, видеть дей­ствия учителя или тренера, ответные действия занимающихся, измерить пространственные, временные и динамические параметры выполняемых упражнений, но в то же время нельзя с помощью наблюде­ния раскрыть мотивы деятельности, эмоциональное состояние участников педагогического процесса, величину испытываемого интеллектуального и физического напряжения. Поэтому применение со­ответствующих приборов и технических средств значительно рас­ширяет применение этого метода. Ис­пользование в методике проведения наблюдений все более совре­менных регистрирующих устройств, диапазон применения и зна­чение этого метода в исследованиях в области физического вос­питания и спорта расширяются.

^ Методы сбора мнений. Методы сбора мнений служат для получения информации о субъективном мире людей, их поведении, мотивах, поступках и т.д. Выделяют две группы методов – методы опроса и методы экспертных оценок. В исследованиях, проводи­мых в области физического воспитания и спорта, так же, как и в исследованиях по педагогике, психологии и социологии, опросные методы пользуются широ­кой известностью. В зависимости от методики проведения такого опроса можно выделить беседу, ин­тервью и анкетирование.

Беседа применяется как самостоятельный метод или как до­полнительный в целях получения необходимой информации или разъяснений по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Как и наблюдение, она проводится по заранее наме­ченному плану с выделением вопросов, подлежащих выяснению. Беседа ведется в свободной форме, без записи ответов собеседни­ка. Во избежание преднамеренного искажения ответов участники не должны догадываться об истинных целях исследования. Для беседы важно создать атмосферу непринужденности и взаимного доверия, соблюдать при этом педагогический такт. Поэтому благоприятной обстановкой является привычная и естественная среда: спортзал, стадион, бассейн, место прогулки и т. п. Готовясь к беседе, нужно определить также способ фиксирования ее результатов. Можно, например, для этой цели использовать скрытый магнитофон, диктофон, что позволит потом тщательно проана­лизировать текст беседы и выявить необходимые признаки изучаемого явления, получить новые факты. Эффективность беседы во многом зависит от опыта исследователя, степени его педагогической и особенно психологической подготовки, уровня его тео­ретических знаний, от искусства ведения беседы и даже от лич­ной привлекательности.

Разновидностью беседы можно считать интервьюирование. Интервью – это метод получения информации путем устных ответов респондентов. В отличие от беседы, где и респонденты, и исследователь выступают активными сторонниками, при интервьюировании вопросы, построенные в определенной последовательности, задает только исследователь, а респондент отвечает на них.

В зависимости от характера информации, которую необходи­мо получить, различают:

– свободное интервью (в форме длительной беседы для полу­чения поверхностной информации общего характера);

– клиническое интервью (в форме целенаправленного опроса для получения более глубоких сведений о собеседнике и об его внутреннем мире);

– фокусированное интервью по узкой проблеме (изучение оп­ределенных концепций в отношении тренировочного процесса, изу­чение характера нервно-психических состоянии в зависимости от различных условий соревнований и т.п.).

Кроме того, интервью можно проводить с группой лиц – груп­повое интервью (в форме беседы с командой для получения дефор­мации о группе в целом), и с отдельными лицами – индивидуаль­ное интервью (в форме беседы с конкретным человеком, информа­цию о котором необходимо получить).

Во всех случаях интервью проводят по определенному плану и оно предусматривает непосредственный контакт интервьюера с интересующими его людьми (респондентами).

Наиболее распространенной формой опроса является анкети­рование, проведение которого предусматривает получение инфор­мации от респондентов путем письменного ответа на систему стан­дартизированных вопросов и заблаговременно подготовленных анкет. Для проведения анкетирования необязателен лич­ный контакт исследователя с респондентами, так как анкеты можно рассылать и по почте или раздавать с помощью других лиц. Одним из преимуществ анкетирования перед беседой можно считать возможность охвата опросом сразу всех опрашиваемых, все зависит от количества подготовленных бланков анкет. К тому же результаты анкетирования более удобно подвергать анализу мето­дами математической статистики. Структура и характер анкет оп­ределяются содержанием и формой вопросов, которые задаются опрашиваемым. Поэтому основной трудностью в построении лю­бой анкеты является методика их подбора и формулировки. Необходимо, чтобы вопросы были понятными, однозначными, крат­кими, ясными и объективными.

Различают прямое анкетирование (ответы на вопро­сы в присутствии анкетера) и заочное (ответы на вопросы самостоятельно).

Анкеты в зависимости от характера и ответов на них могут быть:

– открытыми (со свободным вариантом ответов);

– закрытыми (о жестким вариантом ответов);

– полузакрытыми (со смешанным вариантом ответов).

Интересны вопросы, содержащие набор отве­тов, позволяющих выразить интенсивность мнения респондента. Например: «Довольны ли вы тем, что для обучения выбрали специальность «физическая культура?» Варианты ответов:

очень доволен;

доволен;

безразличен;

недоволен;

очень недоволен.

Приводимые ответы расположены по убывающей, что позволяет отнести полученные результаты к порядковым измерениям и производить соответствующую статистическую обработку.

При использования анкетного опроса очень важно правильно составить анкету.

Анкета – это определенным образом структурно организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с цент­ральной задачей исследования. Поэтому грамотное построение анкета требует знаний теории шкалирования и определенного опы­та обработки получаемых результатов.

Общий план опросного листа (анкеты) включает в себя:

а) введение (кто и для чего проводит опрос, как будут использоваться данные, гарантия анонимности, инструкция по заполнение анкета, фамилия и инициалы исследователя);

б) вступительные вопросы с целью:

– заинтересовать респондента;

максимально облегчить вхождение в работу (вступительные вопросы нельзя начинать о паспортных данных, нельзя задавать трудные вопросы; острые, интимные вопросы да­вать во второй части анкеты),

в) заключительные вопросы (в конце анкеты следует давать легкие вопросы, а также вопросы о паспортных данных; в самом конце выразить благодарность опрашиваемому).

В проведении анкетного опроса целесообразно соблюдать следующие правила:

  • опрашиваемым необходимо разъяснить цели и практическое значение опроса;

  • необходимо сохранить возможность анонимных ответов, т. не указывать фамилию и другие данные, если этого не требу? задачи исследования;

  • помимо кратких ответов на уже сформулированные в анкете вопросы опрашиваемые должны иметь возможность вписывать дополнительные данные и сведения;

  • количество вопросов в анкете должно быть не очень большим.

Наиболее распространенным и объективным методом в данной группе является метод экспертных оценок. Большинство педагогических явлений не имеет количественного выражения (качество выполнения гимнастических упражнений, артистизм в фигурном катании, уровень воспитанности личности и т. д.). В этом случае используете метод экспертных оценок с привлечением специалистов-экспертов. Существует несколько способов проведения экспертных оценок. Наиболее простой способ экспертизы – ранжирование – определение относительной значимости объектов экспертизы на основе упорядочения.

Эффективность данного метода во многом определяется на основе профессионального опыта и интуи­ции, а также степенью детализации опросов, позволяющих решить данную проблему. В связи с этим, прежде чем приступить к ис­следованию по методу экспертных оценок, необходимо провести определенную подготовительную работу, важное место в которой занимают формирование экспертных групп, разработка и формиро­вание вопросов, позволяющих решить данную проблему, разработ­ка методов раскрепощения экспертов.

Метод экспертных оценок базируется на трех допущениях:

1) знания эксперта о поставленном вопросе сформулированы на основе профессионального опыта и интуиции;

2) тождественность процесса эвристического мышления и процесса решения проблемы;

3) возможность адекватного отображения изучаемого явления, объекта процесса ввиду субъективности мышления синтезируется из экспертных оценок.

Хронометрирование. Хронометрирование можно рассматривать как составную часть педагогического наблюдения. Однако в отдельных случаях оно может использоваться и как самостоятельный метод. Основное содержание хронометрирования – опреде­ление времени, затрачиваемого на выполнение каких-либо дей­ствий. В практике работы наибольшее распро­странение получило хронометрирование различных видов занятий физической культурой и спортом для определения общей и моторной (двигательной) плотности. С этой целью во время занятий фиксируются:

– выполнение физических упражнений;

– слушание объяснений и наблюдение за показом упражнений;

– отдых, ожидание занимающимися очередного выполнения уп­ражнения;

– действия по организации занятий, упражнений;

– простои.

Хронометрирование занятия осуществляется путем наблюдения за деятельностью какого-либо занимающегося. Для большей объективности под наблюдение следует брать наиболее типичного для данного коллектива ученика, спортсмена. Результаты хронометри­рования записываются в специальных протоколах (приложение 1). Непосредственно на месте хронометрирования в протоколе запол­няются только первые три колонки: части урока; содержание заня­тия; время окончания деятельности. Остальные пять колонок (вы­полнение физических упражнений; слушание и наблюдение; отдых и ожидание; действия по организации и простои) заполняются после соответствующего расчета времени. Обработку результатов хро­нометрирования необходимо делать в следующем порядке. Вначале рассчитывается время по видам деятельности. Вычисление осуще­ствляется путем определения разности показаний секундомера, за­фиксированных с окончанием предыдущей деятельности, и пока­заний секундомера с завершением последующей деятельности за­нимающегося. Эти данные разносятся в соответствующие графы. Для получения общей продолжительности занятия и отдельных его ча­стей показатели столбика 3 суммируются. Таким же образом можно рассчитать общую продолжительность каждого вида деятельности.

После этого вычисляется плотность занятия в целом и его отдель­ных частей. Для расчета моторной плотности занятия необходимо суммировать все числа графы 4 (выполнение физических уп­ражнений) и проставить полученные значения в формулу: МП = ,

где МП – моторная плотность; Тфу – время выполнения физических упражнений; Тобщ – общая продолжительность занятий или его части. Показатели моторной плотности меняются в зависимости от вида, содержания урока, применяемых методов и могут варьироваться от 50% до 80%.

Для определения общей плотности урока сум­мируются показатели граф 4, 5 и 7, кроме времени на отдых, ожидание и простои (графы 6 и 8), после чего эти значения про­ставляются в следующую формулу:

ОП = ,

Общая плотность полноценного урока физической культуры должна приближаться к 100 %.

^ Контрольные испытания. Успешное решение задач физического воспитания и спортивной тренировки во многом зависит от возможностей осуществления своевременного и правильного контроля за подготовленностью занимающихся. В связи с этим в последние годы особенно широкое распространение получила методика контрольных испытаний, проводимых с помощью различных нормативов, проб, упражнений и тестов. Метод педагогического тестирования является доступным и в то же время достаточно объективным методом. Его суть заключается в получении количественной информации об изучаемом явлении, событии, процессе с помощью оценки результата выполнения специального двигательного задания в равных для всех условиях. В качестве подобных заданий чаще всего применяют простые и доступные с точки зрения техники выполнения физические упражнения.

Использование контрольных нормативов и тестов в области физического воспитания и спорта может решить следующие задачи:

– выявить общую тренированность с помощью комплексных методов тестирования, включающих оценку функционального состояния внутренних органов, антропометрические измерения, определение уровня развития психических и двигательных качеств;

– выявить специальную тренированность спортсмена с помощью комплексных методов тестирования, включающих оценку функционального состояния внутренних органов, определение уровня развития двигательных и психических качеств, а также степени овладения техническими и тактическими навыками;

– выявить динамику развития спортивных результатов в про­цессе тренировки (в том числе и многолетней);

– изучить систему планирования процесса тренировки;

– изучить методы отбора талантливых спортсменов;

– рационализировать существующие системы тренировки;

– воспитывать у спортсменов самостоятельность и сознатель­ность в упражнениях и самоконтроле;

– установить контрольные нормативы для различных этапов и периодов учебно-тренировочного процесса;

– разработать контрольные нормативы по отдельным видам спорта и для спортсменов различного возраста, пола и квалифи­кации.

В зависимости от того, какую задачу предполагается решить с помощью тестов, можно выделить следующие их разновидности:

– тесты для функционального исследования сердечно-сосуди­стой системы;

– антропометрические измерения для определения зависимо­сти спортивных достижений от телосложения;

– тесты для исследования двигательной работоспособности;

– тесты для исследования физических качеств;

– тесты для определения технических и тактических навы­ков;

– тесты для определения психологической и морально-воле­вой подготовленности.

Эффективность применения контрольных испытаний зависит от:

– адекватности теста изучаемому явлению;

– подготовленности специалистов, проводящих тестирование;

– технического обеспечения тестирования;

– правильности регистрации и фиксации получаемых результатов.

В исследовательских целях могут ис­пользоваться только точные и надежные нормативы и тесты.

В методике проведения контрольных упражнений и тестов сле­дует руководствоваться следующими общими положениями:

– условия проведения тестирования должны быть одинаковы­ми для всех занимающихся, испытуемых (например, время дня, время приема пищи, объем нагрузок и т. п.);

– контрольные упражнения должны быть доступны для всех исследуемых, независимо от их технической и физической подго­товленности;

– в сравнительных исследованиях контрольные упражнения должны характеризоваться индифферентностью (независимостью по отношению к изучаемым педагогическим факторам;

– контрольное упражнение должно измеряться в объективных величинах (во времени, пространстве, числе повторений и т. п.);

– желательно, чтобы контрольные упражнения отличались простотой измерения и оценки, наглядностью результатов испытаний для исследуемых.

Процедура тестирования, как правило, предусматривает сле­дующие этапы:

1. Выбор отдельных тестов и составление батареи тестов для комплексного обследования; проверка соответствия выбранных тестов критериям стандартизации.

2. Подготовка места тестирования, необходимого оборудова­ния, определение количества помощников и их инструктаж, подго­товка протоколов, бланков и тестовых карточек для регистрации результатов, а также определение формы тестирования (массовые, групповые, индивидуальные) и разработка системы оценки резуль­татов.

3. Проведение тестирования, сбор тестовых карточек, прото­колов и бланков тестирования.

4. Обработка результатов тестирования (первичная и статис­тическая).

  1. Интерпретация и обсуждение полученных данных.


^ Педагогический эксперимент. Педагогический эксперимент это специально организуемое исследование, проводимое с целью выяснения эффективности применения тех или иных методов, средств, форм, видов, приемов и нового содержания обучения и тренировки. Эксперимент всегда предполагает создание нового опыта, в котором активную роль должно играть проверяемое нововведе­ние. Для большей объективности выражения результатов педагогического эксперимента в последние годы при обработке его показателей широко используются некоторые математические мето­ды, и, прежде всего, методы математической статистики. Одним из основных мотивов педагогического эксперимента всегда является введение каких-то усовершенствований в учебно-тренировочный процесс, повыша­ющих его качество.

Необходимость проведения педагогического эксперимента может возникнуть в следующих случаях:

– когда учеными выдвигаются новые идеи или предположения, требующие проверки;

– когда необходимо научно проверить интересный опыт, педагогические находки практиков, подмеченные и выделенные ис­следователями, дать им обоснованную оценку;

– когда нужно проверить разные точки зрения или суждения по поводу одного и того же педагогического явления, уже под­вергшегося проверке;

– когда необходимо найти рациональный и эффективный путь внедрения в практику обязательного и признанного положения.

Виды педагогических экспериментов. В основу классификации педагогических экспериментов кладут различные признаки, зависящие от цели, условий проведения, способа комплектования учебных групп, схемы построения, направленность экс­перимента и т. п.

Выделяют сравнительный и независимый эксперименты.

Независимый эксперимент проводится без экспериментальных групп с контрольными.

В случае, когда в одной группе работа (обучение, тренировка) проводится с применением новой методики, а в другой – по общепринятой или иной, чем в экспериментальной группе, и ставится задача выявления наибольшей эффективности различ­ных методик, можно говорить о сравнительном эксперименте. Та­кой эксперимент всегда проводится на основе сравнения двух сход­ных параллельных групп, классов, потоков – эксперименталь­ных и контрольных.

В зависимости от принятой схемы построения сравнительные эксперименты могут быть прямыми, перекрестными и много­факторными с несколькими уровнями. Наиболее простой и до­ступной формой является прямой эксперимент, когда занятия в экспериментальных и контрольных группах проводятся парал­лельно и после проведения серии занятий определяется резуль­тативность изучаемых факторов.

В методике проведения такого эксперимента выделяют уравниваемые и варьируемые условия.

Уравниваемыми условиями проведения эксперимента на­зываются условия, обеспечивающие сходство и неизменчивость протекания эксперимента в контрольных и экспериментальных группах. Сравниваемые группы должны:

– иметь полное равенство начальных данных (со­став испытуемых в экспериментальных и контрольных группах примерно одинаковый по количеству, подготовке, разряду, воз­расту, полу и т. п.);

– равенство условий работы (одна и та же смена, исполь­зование одинакового, стандартного инвентаря, типовых залов, ста­дионов, бассейнов и т.д.);

– быть независимыми от личности преподавателя, тренера.

При этом допускается, что в экспериментальных и контрольных группах занятия может вести один и тот же преподаватель или разные.

Варьируемыми условиями называются точно определяемые и сопоставимые условия, подлежащие изменению с целью экспериментального сравнения с аналогичными условиями в контрольных группах. Это то те условия, которые подлежат экспериментальной проверке и сравнению. Например, если вы выявляете эффективность использования специальных упражнений на воспитание быстроты, то именно подбор этих упражнений, интенсивность и их объем в занятиях экспериментальных групп должны и будут отличаться от контрольных групп.

В связи с тем, что полностью уравнять условия фактически невозможно, наиболее эф­фективно проведение перекрестного эксперимента, когда конт­рольная и экспериментальные группы поочередно меняются местами. В перекрестном эксперименте отпадает необходимость в созда­нии специальных контрольных групп, так как каждая из пары групп поочередно бывает то контрольной, то экспериментальной, что повышает достоверность получаемых результатов.

В зависимости от условий проведения педагогические эксперименты можно подразделить на естественные и лабораторные. При этом проведение эксперимента без нарушения хода учсбно-тренировочного процесса в обычных для занимающихся условиях, с обычным контингентом занимающихся и т. п. можно назвать естественным т. е. все происходит в естественных, в обыденных ус­ловиях. В лабораторном эксперименте допускается искусственная изоляция одного или нескольких спортсменов, учеников от ос­новной массы, постановка их в особые, специально создаваемые условия, значительно отличающиеся от обычных.

Методика проведения педагогического эксперимента. Организация педагогического эксперимента связана с планированием его про­ведения, которое определяет последовательность всех этапов рабо­ты, а также с подготовкой всех условий, обеспечивающих полно­ценное исследование. Сюда входит подготовка соответствующей обстановки, приборов, средств, инструктаж помощников, плани­рование наблюдения, выбор экспериментальных и контрольных групп, оценка всех особенностей экспериментальной базы и т.д.

Процедура эксперимента протекает в следующей последовательности.

  1. Постановка цели и задач эксперимента.

  2. Формулировка научной гипотезы. Гипотеза на­зывается научной и должна быть научной потому, что, хотя она и может содержать элемент догадки, она должна базироваться на опре­деленных научных данных, подкрепляться теоретическими дово­дами или умозаключениями.

  3. Выбор типа эксперимента.

  4. Планирование эксперимента (условия, место проведения).

  5. Отбор испытуемых для комплектования экспериментальных и контрольных групп. Эти группы должны быть максимально идентичными по своим характеристикам.

  6. Выбор тестов и контрольных испытаний.

  7. Составление программы эксперимента, в которой указываются содержание и последовательность всех действий (что, где, когда и как будет проводиться, наблюдаться, проверяться, сопоставлять­ся и измеряться; какой будет установлен порядок измерения по­казателей, их регистрации; какие при этом будут применяться тех­ника, инструментарий и другие средства, кто будет выполнять работу и какую).

Одной из труднейших задач при проведении эксперимента является подведение его итогов. Выводы по эксперименту прежде всего должны быть ориентированы на выдвинутую с самого начала общую гипотезу. Они должны подтверждать гипотезу или противоречить ей. Если результаты эксперимента свидетельствуют о том, что следует ставить вопрос о необходимости внедрения в учебно-тренировочный процесс тех или иных проверявшихся средств, методов и приемов его совершенствования, студент, завершая свое исследование, может наметить некоторые пути осуществления этого внедрения. Под внедрением результатов исследования может пониматься информирование через возможные каналы (студенческие научные конференции, заселения кафедры, конференции, методические семинары, педагогическую печать и т.д.) о полученных результатах учителей, тренеров, спортсменов, преподавателей и студентов, создание методических рекомендаций и инструкций и т.п.

В целом при подведении итогов педагогического эксперимента необходимо учитывать следующее:

– соотнесение вывода и результатов с общей и частной гипотезой;

– четкое ограничение области, на которую могут быть распространены полученные выводы;

– высказывание предположений о возможности их распространения на некоторые пограничные области и указание основных направлений дальнейших исследований в этой и смежных областях;

– оценку степени надежности выводов в зависимости от чис­тоты условий эксперимента;

– практические предложения о внедрении в практику результатов проведенного исследования.
^ 5. Оформление курсовых и дипломных работ

Каких-либо стандартных требо­ваний к структуре курсовых и дипломных работ нет. Однако логи­ка изложения полученных результатов предполагает выделение сле­дующих составных частей и разделов:

1. Титульный лист.

2. Оглавление.

3. Введение.

4. Анализ литературных источников по теме исследования.

5. Организация и методика исследований.

6. Результаты исследований и их обсуждение.

7. Заключение (выводы).

8. Список литературы.

9. Приложения.

В зависимости от типа курсовой работы ее структура может не­сколько варьироваться. Например, курсовая работа реферативно­го типа (теоретическая) строится на основе анализа имеющейся литературы по выбранной теме (учебников, учебных пособий, мо­нографий, авторефератов диссертаций, журнальных статей, сбор­ников научных трудов, материалов научных конференций и т. п.).

Основное требование к работе в этом случае – ее содержатель­ность, глубокие знания литературы, логичность и последователь­ность изложения, самостоятельность анализа и суждений, а также внешнее оформление.

Теоретическая (реферативная) работа должна иметь титульный лист, оглавление (содержание), введение, текст, написанный по главам, выводы, список использованной литературы, приложе­ния. Во введении отражаются актуальность темы, мотивация ее выбора и задачи исследования. Анализ литературных источников выступает как самостоятельный метод исследования. Так как анализ литературы составляет основное содержание таких работ, то нет необходимости давать специальную главу «Анализ литературных источников по теме исследования». Соответственно задачам исследования весь собранный материал систематизируется и подразделяется на главы и параграфы.

Работа начинается с титульного листа, на котором указывают министерство, к которому относится вуз, название вуза, факультета и кафедры, на которой выполнена работа, фамилия, имя и отчество студента (полностью), курс и группа, название работы, вид работы (курсовая или дипломная), данные о научном руководителе, город и год выполнения работы (приложение 2).

Оглавление должно содержать перечень структурных элементов работы с указанием страниц, в том числе: введение; главы, параграфы, пункты; заключение; список литературы; приложения (приложение 3).

Введение должно быть посвящено обоснованию актуальности темы, ее теоретическому и практическому значению, определению объекта и предмета исследований, цели и задач, выдвижению рабочей гипотезы, перечислению основных методов, применяемых для решения поставленных задач. Его объем может быть 2–3 с.

В главе «Анализ литературных источников» даются теоретические выкладки из анализа научно-методической литературы со ссылками на авторов используемых источников. Объем главы – 10–15 с. Студент должен проанализировать мнения разных авторов, сопоставить их, дать собственную интерпретацию. Из работы должно быть ясно, где студент заимствует положения авторов, а где высказывает собственные суждения.

В главе «Организация и методика исследований» описываются условия проведения экспериментальных исследований (где проводились, с каким контингентом, в каких условиях, когда и как осуществлялись измерения и т. п.), методы, использованные в экспериментальной части, методика разработки экспериментальной программы, тренажёров, наглядных пособий и т. д. При использовании известных методик необходимо делать ссылки на авторов. При разработке собственных методик желательно дать их описание.

В главе «Результаты исследований и их обсуждение» представля­ются данные, полученные в ходе эксперимента, их анализ и об­суждение в соответствии с поставленными задачами, с приведе­нием таблиц, диаграмм, графиков. В тексте автор оперирует толь­ко статистическими показателями, полученными в результате об­работки цифрового материала. Первичные результаты исследова­ний оформляются в виде протоколов, которые выносятся в при­ложение.

В заключении подводится общий итог работы, приводятся главные выводы, характеризующие в сжатом виде итоги проделанной работы, вытекающие из обзора литературы и проведен­ного эксперимента. Каждый вывод обозначается соответствующим номером и должен отвечать на поставленные в работе задачи. Кро­ме выводов можно представить практические рекомендации по при­менению упражнений, методике тренировки, тестированию и т. п., полученные в ходе исследований.

^ Список литературы представляет перечень использованной ли­тературы в алфавитном порядке с полным библиографическим описанием источников и с нумерацией по порядку. При этом в данный список включается только та литература, на которую были сделаны ссылки в тексте работы или выдержки из которой цити­ровались. Вначале перечисляется литература на русском языке, затем – на иностранном.

Приложения. В этот раздел включается второстепенный матери­ал, например анкеты, первичные результаты измерений, схемы приборов, акты внедрения, программы и т. п. По форме это может быть текст, таблицы, схемы, рисунки и др. приложения помещают в конце работы. Приложение нумеруют арабскими цифрами. Номер приложения размещают в правом верхнем углу над заголовком приложения после слова «Приложение». Приложения должны иметь общую с остальной частью научной работы сквозную нумерацию страниц. На все приложения в основной части работы должны быть ссылки.

^ Оформление материала. Дипломная работа должна быть отпечатана на пишущей машинке через 2 интервала или на принтере через 1,5 интервала на одной стороне стандарт­ного листа А4 (210 х 297 мм). Номера страниц указываются на середине верхней части листа без точек и литерных знаков. Каждая страница должна быть пронумерована. Первой считается титульный лист, второй – оглавление, но нумерация на них не ставится. Номера страниц указывают начиная с цифры 3 на тре­тьем листе. Названия основных разделов пишутся прописными буквами, а подразделов – строчными. Заголовки пишут по центру, отделяя их от основного текста сверху и снизу тремя интерва­лами, точки в конце заголовков и подзаголовков не ставятся, в головках и подзаголовках не допускается переносов. Связь списка литературы с текстом осуществляется с помощью ссылок для нумерации которых используются арабские цифры. В ссылке указывается номер литературного источника в квадратных скобках.

Каждая таблица в тексте нумеруется и имеет название. Иллюстрации могут быть в виде графиков, схем, диаграмм, фото­графий. Рисунки имеют отдельную нумерацию.
^ 6. Подготовка и защита научных работ

Курсовая работа подписывается студентом на последней странице и сдается научному руководителю за 10 дней до защиты. Если работа не соответствует требованиям, научный руководитель возвращает студенту работу на доработку.

Защита курсовых работ осуществляется перед комиссией, на­значаемой заведующим кафедрой. Защита курсовой работы должна показать уровень научно-теоретической подготовленности студента. По содержанию работы можно судить о том, в какой степени сту­дент овладел навыками научного исследования и теоретического обобщения, по защите – насколько самостоятельно мыслит и умеет отстаивать свою точку зрения.

Одним из важных этапов подготовки является написание тек­ста доклада, рассчитанного на 8–10 мин, и подготовка иллюст­ративного материала, так как читать текст курсовой работы не разрешается. Доклад может строиться по следующему плану:

1. Краткое обоснование выбора темы: актуальность (теоретиче­ская и практическая значимость).

2. Постановка задач.

3. Методы исследований.

4. Анализ теоретических и экспериментальных данных.

5. Выводы.

Во время защиты ведется специальный протокол, в котором указываются дата проведения защиты, темы курсовых работ, фик­сируются задаваемые вопросы и ответы студентов, здесь же выс­тавляется оценка. Оценки объявляются по завершении защиты и обсуждения членами комиссии.

По окончании защиты на титульном листе курсовой работы проставляется номер протокола, дата защиты и оценка, заверен­ная руководителем работы. Защищенные курсовые работы хранятся на кафедре. Оценка также проставляется в экзаменационную ве­домость и зачетную книжку. При неудовлетворительной оценке работа возвращается студенту для устранения недостатков с пос­ледующей повторной защитой. Неявка на защиту без уважитель­ных причин рассматривается как задолженность. Студенты, не вы­полнившие и не защитившие курсовых работ в установленные сроки, к экзаменам не допускаются.

^ Выпускные квалификационные (дипломные) работы. Дипломная работа – это документ, представляющий собой итоговую квалификационная работу, содержащую результаты самостоятельного научного исследования по определенной теме. Законченная дипломная работа представляется на выпускающую кафедру за 15 дней до защиты для ознакомления с ней, подготовки отзыва и рецензии. В отзыве должна быть характеристика проделанной работы по всем разделам диплома, отношение к ней студента, понимание им полученных результатов, полнота раскрытия темы, качество оформления работы, рекомендуемая оценка. После рассмотрения всех материалов по дипломной работе зав. кафедрой решает вопрос о допуске студента к защите. С визой зав. кафедрой на титульном листе «допустить к защите» дипломная работа направляется в деканат. В случае, если научный руководитель или зав. кафедрой не считают возможным допустить студента к защите диплома, этот вопрос рассматривается на заседании кафедры с участием руководителя. Протокол заседания кафедры через декана факультета представляется на утверждение ректору за 10 дней до срока защиты.

Дипломная работа, допущенная выпускающей кафедрой к защите, направляется деканом факультета на рецензию с заполненным сопроводительным бланком направления. Рецензирование дипломных работ осуществляется ведущими специалистами вуза, имеющими, как правило, ученую степень или звание.

Дипломная работа с рецензией (в которой рецензент оценивает оригинальность полученных результатов, анализирует имеющиеся в работе недостатки, характеризует качество ее оформления и из­ложения, дает заключение о соответствии работы, с его точки зрения, предъявляемым требованиям) и отзывом руководителя долж­на быть представлена на кафедру, где принимается решение о допуске к защите.

К защите допускаются студенты, полностью выполнившие учебный план; представившие в установленные сроки дипломную работу, а также отзыв научного руководителя и рецензию.

Готовясь к защите выпускной квалификационной работы, студент составляет доклад, рассчитанный не более чем на 10 мин, в котором обосновывает актуальность темы, объект и предмет ис­следования, цель и задачи, рабочую гипотезу, используемые методы, дает анализ основных экспериментальных данных и пред­ставляет выводы. Одновременно с подготовкой доклада необходимо оформить иллюстративный материал, удобный для демонстра­ции, все таблицы и графики должны нумероваться. Защита дипломных работ носит публичный характер и предусматривает доклад студента, сопровождающийся демонстрацией наглядного, ответы на вопросы, выступление научного руководителя и рецензента, ответы дипломника на замечания рецензента.

Решение об оценке принимается на закрытом заседании ГАК путем голосования и оформляется протоколом заседания. Результаты защиты оглашаются публично.

Защищенные дипломные работы сдаются на выпускающую кафедру для регистрации и хранятся в течение пяти лет.

Литература


  1. Ашмарин Б. А. Теория и методика исследований в физическом вос­питании. — М., 1978.

  2. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие. –М., 2002.

  3. Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя. – М., 1998.

  4. Мартиросов Э.Г. Методы исследования в спортивной антрополо­гии. - М., 1982.

  5. Черепанов В. С. Экспертные оценки в педагогических исследовани­ях. - М., 1989.
  1   2   3   4   5   6   7



Скачать файл (490 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации