Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Основы жилищного законадательства - файл 1.docx


Контрольная работа - Основы жилищного законадательства
скачать (64.6 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx65kb.15.12.2011 18:30скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Содержание

  1. Понятие российского жилищного права

    1. Основные начала жилищного законодательства и гарантии осуществления права на жилище

    2. Понятие и виды жилищных отношений, а также их участников

    3. Понятие, виды и основания возникновения жилищных прав, способы их защиты

    4. Понятие и виды источников жилищного права

  1. Объекты жилищных прав

    1. Проанализировать нормативные определения жилого помещения и жилищного фонда, раскрыть их виды

    2. Основы правового регулирования частного жилищного фонда: права и обязанности собственника жилого помещения

    3. Правовой режим общего имущества собственников помещений, правила управления таким имуществом

  1. Понятия жилищного фонда социального использования и специализированного жилищного фонда

    1. Понятие договора социального найма жилого помещения

    2. Основания и порядок предоставления жилого помещения в соответствии с его условиями

    3. Правовой режим специализированного жилищного фонда: его понятие, виды входящих в него жилых помещений

4.Список использованных источников и литературы


  1. Понятие российского жилищного права

    1. Основные начала жилищного законодательства и гарантии осуществления права на жилище

На положениях Конституции РФ основаны правовые принципы, отнесенные ст. 1 ЖК к основным началам жилищного законодательства. Таковыми являются:

1) обеспечение органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище;

2) безопасность жилища;

3) неприкосновенность жилища;

4) недопустимость произвольного лишения жилища;

5) беспрепятственное осуществление жилищных прав;

6) равенство участников жилищных отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из ЖК, другого федерального закона или существа соответствующих отношений;

7) судебная защита жилищных прав;

8) обеспечение восстановления нарушенных жилищных прав;

9) обеспечение сохранности жилищного фонда;

10) использование жилых помещений строго по назначению.

Указанной статьей Кодекса установлено, что граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.



Жилищное право - это отрасль права, регулирующая однородные общественные отношения, возникающие в сфере владения, пользования и распоряжения жилыми помещениями, в которой объединены нормы и правовые институты различных отраслей права: гражданского, административного, финансового, семейного и др. Реализация жилищных прав является одной из важнейших составляющих прав и свобод человека и гражданина.

Статья 40 Конституции РФ относит право на жилище к числу основных прав человека и гражданина. Согласно ст. 17 Конституции РФ основные права и свободы человека и гражданина неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Право на жилище не может быть ограничено даже в условиях чрезвычайного положения (ст. 56). Конституция РФ предусматривает вполне определенные гарантии этого права на жилище, что делает его незыблемым, стабильным и устойчивым.

Право на жилище универсально. Так, оно означает возможность получения или приобретения жилья любыми предусмотренными законом способами и возможность постоянного пользования жилым помещением. Конституция РФ устанавливает недопустимость незаконного лишения граждан права на жилище, его неприкосновенность и защиту от проникновения в жилище других лиц. Согласно положениям Конституции РФ жилищное законодательство должно основываться на необходимости беспрепятственного осуществления жилищных прав и их судебной защиты.

Безусловно, происходившие в России (на любом этапе) политические и социально-экономические перемены кардинальным образом влияли на условия проживания граждан, на формирование нормативной базы, способствующей реализации права на жилище, существенно меняли содержание жилищных отношений, в том числе в части прав и обязанностей по пользованию жильем, ответственности за нарушение правил пользования жилым помещением, содержания и использования жилищного фонда. Каждый последующий этап характеризуется новыми подходами к регулированию жилищных отношений.

Право граждан на жилище впервые провозгласила Конституция СССР 1977 г. Право могло быть реализовано путем получения в установленном порядке жилого помещения в домах государственного и общественного фонда либо в домах ЖСК, а также путем приобретения в собственность жилого дома (части дома) в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик. Согласно ст. 44 Конституции СССР это право обеспечивалось развитием и охраной государственного и общественного жилищного фонда, содействием кооперативному и индивидуальному строительству, справедливым распределением под общественным контролем жилой площади, предоставляемой по мере осуществления программы строительства благоустроенных жилищ, а также невысокой платой за квартиру и коммунальные услуги.

Право граждан на жилище нашло отражение в Конституции РСФСР и Конституции РФ. Однако на каждом этапе новых социально-экономических условий жизни в последующей Конституции РФ иначе (по сравнению с предыдущей) определялось право граждан на жилище.



Конституцией РФ 1993 г. предложено принципиально новое решение вопроса реализации права граждан на жилье (ст. 40). Государство отказывается от «уравниловки» в обеспечении граждан жильем. Предусматривается обязанность предоставлять его бесплатно или за доступную плату малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище. Устанавливается право каждого на жилище, недопустимость произвольного его лишения. Данная статья предусматривает, что органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилое помещение.
^ 1.2 понятие и виды жилищных отношений, а также их участников

Жилищные отношения — это предмет регулирования жилищного права. Данное понятие является собирательным, в него входит вся совокупность разнородных общественных отношений, возникающих по поводу жилых помещений (связанных с пользованием или предоставлением жилых помещений, а также по содержанию жилищного фонда и т. д.).

^ Предмет жилищных правоотношений — это жилое помещение (объект жилищного права), а также отношения участников, связанные непосредственно с ним. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

ЖК ввел ряд новых понятий, характеризующих объект жилищных правоотношений для жилищного законодательства.

В частности, к таким понятиям можно отнести:

1) норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Данная норма представляет минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Право устанавливать эту норму делегировано в соответствии со статьей 50ЖК органам местного самоуправления. Размер данной нормы зависит от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма. Таким образом, данный показатель будет фактически отражать степень регионального развития отдельных муниципальных образований. Исключение составляют те категории граждан, которые признаны по установленным ЖК и (или) федеральным законом или законом субъекта Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Им могут быть установлены иные нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма;

2) учетную норму площади жилого помещения. Данная норма представляет минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Она также устанавливается органом местного самоуправления.



Таким образом, норма предоставления — это минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. А учетная норма — это минимальный размер общей площади, при недостижении которого граждане могут быть поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Размер учетной нормы не может превышать размер нормы предоставления. В противном случае граждане, получившие жилье по договору социального найма, сразу становятся нуждающимися в улучшении жилищных условий и должны быть поставлены на учет в указанном качестве. Федеральными законами, указами Президента России, законами субъектов Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма категориям граждан, указанным в части 3 ст. 49 ЖК, могут быть установлены иные учетные нормы.

Содержание жилищных правоотношений составляют права и обязанности их участников. В соответствии со статьей 4 ЖК жилищное законодательство регулирует отношения по поводу:

1) возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов (разд. II ЖК);

2) пользования жилыми помещениями частного жилищного фонда;

3) пользования общим имуществом собственников помещений (ст. 36–38 ЖК);

4) отнесения помещений к числу жилых помещений и исключения их из жилищного фонда (ст. 22–24 ЖК);

5) учета жилищного фонда;

6) содержания и ремонта жилых помещений;

7) переустройства и перепланировки жилых помещений (ст. 25–29 ЖК);

8) управления многоквартирными домами (ст. 161–165 ЖК);

9) создания и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, прав и обязанностей их членов (разд. V и VI ЖК);

10) предоставления коммунальных услуг (ст. 153–160 ЖК);

11) внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (ст. 155 ЖК);

12) контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ст. 20 ЖК).

А)^ Классификация жилищных отношений:

Жилищные отношения, как правило, классифицируют исходя из принципа взаимозависимости общественных отношений:

1) жилищные отношения, построенные по принципу власти и подчинения (управление жилищным фондом, обеспечение его сохранности, предоставление жилых помещений по договорам социального найма и т. д.);

2) жилищные отношения, которые складываются на основе равенства прав их участников (членство в жилищном кооперативе, использование жилых помещений нанимателями и т. д.).



В свою очередь, они подразделяются на:

имущественные (например, связанные с социальным наймом жилых помещений);

неимущественные (семейные отношения с собственником жилого помещения, отношения между собственниками комнат в коммунальной квартире).

^ Б)Участники и субъекты жилищных правоотношений:

В соответствии со статьей 1 ЖК жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления жилищных прав, а также на признании равенства участников жилищных отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Статья 1 ЖК концентрирует внимание на регулируемых жилищным законодательством отношениях по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями.

Статья 4 ЖК устанавливает участников жилищных отношений:

1) граждане. Согласно статье 60 Конституции России гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью. В понятие правоспособности, в частности, входит право гражданина: иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах (ст. 18 ГК);

2) юридические лица. Организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК);

3) ^ Российская Федерация;

4) субъекты Федерации;

5) муниципальные образования.

В том случае, если в жилищных отношениях участвуют иностранные граждане, лица без гражданства или иностранные юридические лица, к ним применяются нормы ЖК. Исключения из этого положения составляют случаи, указанные в ЖК или установленные федеральным законом.

Таким образом, перечень участников жилищных правоотношений является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.


^ 1.3 Понятие, виды и основания возникновения жилищных прав, способы их защиты

Жилищные права, а также и обязанности, составляющие содержание жилищных правоотношений, возникают из юридических фактов, с которыми закон и иные нормативные правовые акты связывают возникновение, изменение и прекращение этих прав и обязанностей.

Согласно ст. 10 ЖК жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. (Следует отметить, что данная статья сформулирована с применением положений ст. 8 ГК.)

Основанием возникновения прав и обязанностей являются:

  1. Акты государственных органов и органов местного самоуправления (лишь в случаях, если это предусмотрено жилищным законодательством).

  2. Договоры и иные сделки, как предусмотренные федеральным законом, так и не предусмотренные. Не предусмотренные федеральным законом договоры и иные сделки не могут противоречить закону (п. 1 ст. 10 ЖК).

Жилищные права и обязанности возникают, в частности, на основании:

  • договора социального найма жилого помещения (ст. 60 ЖК);

  • договора (коммерческого) найма жилого помещения (ст. 671 ГК);

  • договора найма специализированных жилых помещений (ст. 100 ЖК);

  • договора поднайма жилого помещения (ст. 77 ЖК, ст. 685 ГК);

  • договора безвозмездного пользования (ст. 689 ГК, см. также ст. 99 и 109 ЖК);

  • договора пожизненного содержания с иждивением (ст. 601 ГК, см. также ст. 34 ЖК). Права и обязанности по пользованию жилым помещением возникают у его собственника (ст. 30 ЖК).

  1. В соответствии с российским законодательством граждане могут приобрести жилое помещение по договору купли-продажи (ст. 454 ГК), договору дарения (ст. 572 ГК) и т.д. (см. также п. 4 ст. 218 ГК, Закон о приватизации жилых помещений).

  2. Жилищные права и обязанности возникают из членства в жилищных и жилищно-строительных кооперативах. Согласно ст. 111 ЖК право на вступление в жилищные кооперативы имеют граждане, достигшие возраста 16 лет. Согласно ст. 124 ЖК основанием владения, пользования и в установленных пределах — распоряжения жильем является членство в жилищном кооперативе.

  3. Основанием возникновения прав и обязанностей могут явиться судебные решения. Жилищный кодекс предусматривает значительное число случаев разрешения жилищных проблем в судебном порядке, в частности: если стороны жилищных отношений не пришли к соглашению; в виде ответственности за нарушения жилищного законодательства.

  4. Основанием возникновения (сохранения) жилищных прав и обязанностей могут быть: определенные действия участников жилищных отношений; бездействие участников; определенные события.



Жилищные права и обязанности возникают в силу волеизъявления участников жилищных отношений, т.е. в результате определенных действий этих лиц. Так, граждане, имеющие право на получение жилья по договору социального найма, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по их обращению (ст. 52 ЖК). Права и обязанности возникают в связи с реализацией нанимателем жилого помещения по договору социального найма своих прав, «вытекающих» из договора: сдача жилья в поднаем (ст. 76 ЖК), обмен жилого помещения (ст. 72 ЖК), замена жилого помещения (ст. 81 ЖК) и проч. Собственник жилья может сдать его внаем, в связи с чем жилищные права и обязанности возникнут у собственника (наймодателя) и нанимателя этого жилого помещения (ст. 30 ЖК).

Каждому праву одного из участников жилищных отношений соответствует обязанность другого участника. Так, праву на получение жилья по договору социального найма соответствует определенная обязанность государства, муниципальных образований (ст. 49 ЖК).

  1. Примером бездействия участников жилищных отношений как основания сохранения прав и обязанностей по договорам служит положение ст. 684 ГК о продлении договора найма жилого помещения.

  2. События (случаи, происшествия) не зависят от воли участников жилищных отношений. Жилищные права и обязанности возникают, если федеральный закон, иной нормативный правовой акт связывает с таким событием их возникновение. Так, согласно ст. 82 ЖК дееспособный1 член семьи нанимателя по договору социального найма жилого помещения в случае смерти нанимателя вправе требовать признания себя нанимателем жилого помещения по ранее заключенному договору (см. также ст. 672 и 686 ГК).

Законодатель определяет также случаи прекращения правоотношений в результате фактических событий. В частности, разрушение жилого помещения или смерть одиноко проживающего нанимателя влекут прекращение договора социального найма (ст. 83 ЖК), это, в свою очередь, порождает определенные последствия для поднанимателя (ст. 79 ЖК), временных жильцов (ст. 80 ЖК).

^ Защита жилищных прав граждан:

Согласно ст. 3 ЖК никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законном основании граждан иначе как в предусмотренных этим Кодексом целях и в предусмотренных другим федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения.

Данная статья основана на положениях ст. 25 Конституции РФ, которая предусматривает возможность ограничения неприкосновенности жилища только в случаях, установленных федеральным законом или на основании судебного решения. Так, Законом о чрезвычайном положении предусмотрено ограничение неприкосновенности жилища в условиях чрезвычайного положения (что основано на нормах ст. 56 Конституции РФ).

Правом на защиту от проникновения в жилище обладают проживающие в нем граждане, независимо от того, кто является «посягателем»: физическое лицо, представитель юридического лица, должностное лицо государственного или муниципального органа.



Правонарушением является посягательство на жилое помещение, занимаемое на законных основаниях. Таким образом, это правило не подлежит применению в отношении граждан, проживающих в жилом помещении в случае (например) самовольного его занятия. За нарушение неприкосновенности жилища предусматривается уголовная ответственность (ст. 139 УК). 5.2. Что касается защиты нарушенных жилищных прав, то согласно ст. 11 ЖК она осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.

Перечень способов защиты жилищных прав, изложенный в ст. 11 ЖК (ч.3), не является исчерпывающим; п. 6 ч. 3 этой статьи предусматривается, что защита жилищных прав может осуществляться иными способами, предусмотренными ЖК, другим федеральным законом.

При формировании ст. 11 ЖК использованы положения ст. 12 ГК «Способы защиты гражданских прав». Однако в ст. 11 ЖК не упоминается возможность самозащиты права, предусматриваемая ст. 12 ГК. Такие меры могут применяться при защите права на неприкосновенность жилища, для ограждения неприкосновенности или выдворения из жилого помещения незаконно «проникнувших» в него лиц.

Безусловно, самозащита допустима в определенных пределах. Статья 14 ГК («Самозащита гражданских прав») допускает самозащиту при наличии следующих условий: нарушение права; необходимость пресечь это нарушение; соразмерность принятых для пресечения нарушения мер характеру и содержанию правонарушения.

Перечень способов защиты жилищных прав изложен в ст. 11 ЖК. Помимо осуществляемых только судом (в частности: восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право; признания судом недействующими нормативных актов), Кодексом определены способы, позволяющие реализовать права без обращения в суд. Так, прекращение или изменение жилищных правоотношений (п. 5 ч. 3 ст. 11 ЖК) осуществляется способами, предусмотренными Жилищным кодексом. В частности, наниматель жилого помещения по договору социального найма с письменного согласия членов семьи вправе в любое время расторгнуть договор (ч. 2 ст. 83); защита жилищных прав может осуществляться и путем выселения (ст. 85).


    1. ^ Понятие и виды источников жилищного права.

Жилищное законодательство — это совокупность нормативных правовых актов, система правовых норм, с помощью которых государством устанавливаются, изменяются или отменяются соответствующие жилищно-правовые нормы. Именно посредством законов, подзаконных нормативных правовых актов, входящих в систему жилищного законодательства, осуществляется регулирование жилищных правоотношений. Таким образом, систему жилищного законодательства образуют различные законы, а также иные нормативные правовые акты, регулирующие жилищные отношения.

Эти нормативные правовые акты, которые изданы органами государственной и муниципальной власти Российской Федерации, содержат жилищные правоотношения и являются источниками жилищного права. Под 

источниками права в наиболее общем виде в российской док

трине принято понимать исходящие от государства или признавае

мые им официально-документальные способы выражения и закреп

ления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения.

Выделяют следующие группы источников жилищного законодательства:

1) Конституция России. Ее нормы служат правовой основой развития российского законодательства в целом, в систему которого входит и жилищное законодательство. Она имеет высшую силу и прямое действие. Согласно пункту «к» ч. 1 ст. 72 Конституции России жилищное законодательство является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации;

2) ЖК и принятые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты (указы Президента России, постановления Правительства России, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти). В соответствии со статьей 76 Конституции России по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации.

ЖК был введен в действие Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон о введении в действие ЖК) с 1 марта 2005 г. С введением его в действие произошли значительные изменения в нормативной базе. С этого дня:

1) утратили силу Жилищный кодекс РСФСР, ряд законов, в которых имеются положения, противоречащие ЖК. Таким образом, в результате этих действий была отменена часть нормативных документов, законов, подзаконных актов, содержащих нормы, регулирующие взаимодействие ЖК с иными нормами жилищного законодательства, а также ряд подзаконных актов, касающихся порядка введения в действие Жилищного кодекса РСФСР;

2) другие нормативные правовые акты, регулировавшие правоотношения в жилищной сфере до вступления в действие ЖК, подлежат применению до приведения их в соответствие с ЖК, а до этого применяются в части, ему не противоречащей. К ранее возникшим жилищным отношениям ЖК применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие;

3) до 1 марта 2010 г. продолжают действовать некоторые нормы жилищного законодательства Российской Федерации, например раздел 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее — Закон о приватизации), содержащий основные принципы и условия приватизации жилых помещений. Необходимо уточнить содержание таких понятий, как «закон», «федеральный закон», «подзаконный акт».

Закон — это нормативный правовой акт высшей юридической силы, принимаемый в предусмотренном порядке представительным органом государственной власти или решением народа на референдуме и регулирующий важные общественные отношения.

Основными видами законов в зависимости от уровня органа, их принявшего, являются:



1) федеральные законы, которые подразделяются на федеральные законы (принимаются Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания и являются основным видом законов), и федеральные конституционные законы (регулируют только вопросы, установленные в Конституции России: военное положение; чрезвычайное положение; изменения, касающиеся статуса субъекта Федерации, референдума; судебной системы и др.);

2) законы субъектов Федерации, которые принимаются по вопросам исключительного ведения субъектов Федерации и вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации законодательными органами субъектов Федерации.

Подзаконные нормативные правовые акты являются следующей разновидностью источников российского права.

К ним относятся:

1) на федеральном уровне: указы Президента России (например, Указ Президента Российской Федерации от 20 апреля 2005 г. № 449 «Вопросы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих»), постановления Правительства России (например, постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. № 675 «О Федеральной целевой программе “Жилище” на 2002–2010 годы»);

2) на уровне субъектов Федерации: акты органов государственной власти субъектов Федерации; акты органов местного самоуправления, уставы областей, республик, входящих в состав Российской Федерации.

Подзаконные нормативные правовые акты подчиняются нормам закона и должны соответствовать друг другу. Структура системы права и соотношение закона и подзаконного нормативного правового акта обеспечивают верховенство закона и сокращают сферу регулирования подзаконных нормативных правовых актов;

3) законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Органы государственной власти субъектов Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие правила, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании ЖК, принятых в соответствии с ним других федеральных законов. Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с ЖК, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации. В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям ЖК применяются положения ЖК.
^ 2.Объекты жилищных прав

2.1. Проанализировать нормативные определения жилого помещения и жилищного фонда, раскрыть их виды



А)Жилые помещения как объект правоотношений в жилищном праве

Объектом жилищных правоотношений являются жилые помещения. ^ Жилое помещение — это изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства) (ст. 15 ЖК).

Определение жилого помещения не является единственным в российском законодательстве. В пункте 10 ст. 5 УПК жилое помещение определяется также как:

  • индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями;

  • жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и используемое для постоянного или временного проживания;

  • иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но используемое для временного проживания.

В статье 16 ЖК выделяются следующие виды жилых помещений:

  • жилой дом, часть жилого дома. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании;

  • квартира, часть квартиры. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении;

  • комната — это часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.

Обратим внимание на тот факт, что в указанной статье выделено такое жилое помещение, как комната.

Кроме того, в ряде статей ЖК определены правовой статус коммунальной квартиры, права собственников комнат в коммунальной квартире, а также названы иные нормы, регулирующие правоотношения лиц, проживающих в данном виде жилых помещений. В тексте ЖК используется понятие коммунальной квартиры. Исходя из этого можно говорить о том, что коммунальная квартира также является жилым помещением, состоящим из двух и более комнат, занимаемых несколькими гражданами, как по отдельным договорам найма, так и принадлежащих им на праве частной собственности.

К предоставляемому гражданам для проживания жилому помещению предъявляются определенные требования. Ранее они содержались в статьях 40, 52 Жилищного кодекса РСФСР. В ЖК данные нормы отсутствуют. Но при этом в постановлении Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. № 335 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и 

предоставления жилых помещений в РСФСР», которое было принято на основании Жилищного кодекса РСФСР, но тем не менее не утратило силу с прекращением его действия, установлено, что жилое помещение:

  • должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям;

  • предоставляется гражданам на одного человека в размере, установленном субъектом Федерации, и не может быть менее социальной нормы площади жилья, эквивалентной минимальному размеру предоставления жилых помещений;

  • не подлежит заселению в одной комнате лицами разного пола старше девяти лет, кроме супругов;

  • предоставляется с учетом состояния здоровья граждан и других заслуживающих внимания обстоятельств;

  • не подлежит заселению двумя и более семьями, если по своему размеру оно не обеспечивает установленных санитарных требований для проживания более одной семьи.

Кроме того, в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47, содержатся требования, которым, в частности, должно отвечать жилое помещение:

  • жилые помещения должны располагаться преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне в соответствии с функциональным зонированием территории;

  • несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях — в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования.

Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушений и повреждений, приводящих к их деформации или образованию трещин, снижающих их несущую способность и ухудшающих эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом; жилое помещение, равно как и общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, должно быть обустроено и оборудовано таким образом, чтобы предупредить риск получения травм жильцами при передвижении внутри и около жилого помещения, при входе в жилое помещение и жилой дом и выходе из них, а также при пользовании инженерным оборудованием и обеспечить возможность перемещения предметов инженерного оборудования соответствующих 

помещений квартир и вспомогательных помещений дома, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

В статье 17 ЖК определено назначение жилого помещения и пределы его использования. Жилое помещение предназначено для проживания граждан. Размещение в жилых помещениях промышленных производств не допускается.

Но при этом введена новая норма, в соответствии с которой допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами. Для того чтобы указанные лица могли воспользоваться этим правом, должны соблюдаться следующие условия:

  1. это не должно нарушать прав и законных интересов других граждан;

  2. это не должно нарушать требования, которым обязано отвечать жилое помещение. Например, статья 21 Федерального закона от 31 мая 2002 г.№ 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» закрепляет соответствующие права адвоката, учредившего адвокатский кабинет. Согласно названной статье адвокат вправе использовать для размещения адвокатского кабинета жилые помещения, принадлежащие ему либо членам его семьи на праве собственности, с согласия последних.


^ Б)Понятие и виды жилищных фондов, их классификация:

В статье 19 ЖК раскрывается понятие жилищного фонда.

Жилищный фонд — это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. То есть в жилищный фонд включены жилые помещения независимо от форм собственности и целей использования (общежития, гостиницы, дома маневренного фонда, жилые помещения из фондов жилья для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, дома для одиноких престарелых и т. д.). Таким образом, в состав жилищного фонда в соответствии с ЖК вошли жилые помещения, которые пригодны для проживания в них и удовлетворяют потребность населения в жилье.

В зависимости от формы собственности на жилые помещения выделяют:

  1. частный жилищный фонд — это фонд, находящийся в собственности граждан (индивидуальные жилые дома, приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома, квартиры в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов с полностью выплаченным паевым взносом, в домах товариществ индивидуальных владельцев квартир, квартиры и дома, приобретенные в собственность гражданами на иных основаниях, предусмотренных законодательством). Он подразделяется на: фонд, который находится в собственности граждан; фонд, принадлежащий юридическим лицам (построенный или приобретенный за их счет);

  2. государственный жилищный фонд. Он также классифицируется на два вида:

  • совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации);

  • 

  • жилые помещения, принадлежащие на праве собственности субъектам Федерации (жилищный фонд субъектов Федерации);

  1. муниципальный жилищный фонд — это совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям (муниципальным предприятиям, ведомствам, учреждениям). Это фонд, находящийся в собственности района, города, входящих в них административно-территориальных образований, в том числе в городах Москве и Санкт-Петербурге, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений. Данные жилые помещения формируют жилищные фонды социального использования и специализированный жилищный фонд.

В зависимости от целей использования жилищного фонда выделяют:

      1. жилищный фонд социального использования. В него входят предоставляемые гражданам по договорам социального найма жилые помещения. В социальный наем возможно предоставлять жилые помещения, которые входят в государственный и муниципальный жилищные фонды;

      2. специализированный жилищный фонд. Разделом IV ЖК предусмотрена возможность предоставления для проживания отдельным категориям граждан жилых помещений специализированного жилищного фонда. Специализированный жилищный фонд также формируется из государственного и муниципального жилищных фондов. К жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся:

  • служебные жилые помещения;

  • жилые помещения в общежитиях;

  • жилые помещения маневренного фонда;

  • жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения;

  • жилые помещения для временного поселения вынужденных переселенцев;

  • жилые помещения для временного поселения лиц, признанных беженцами;

  • жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан;

3)индивидуальный жилищный фонд — это совокупность жилых помещений частного жилищного фонда (частные жилые дома, приватизированные квартиры, квартиры в жилищно-строительных кооперативах с выплаченной стоимостью и т. д.). Собственниками выступают юридические или физические лица. Данный вид жилищного фонда используется гражданами — собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а юридическими лицами — собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях пользования;

4)жилищный фонд коммерческого использования — это жилые помещения, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, могут быть предоставлены 

гражданам по иным договорам, а также различным лицам во владение и (или) в пользование.


    1. ^ Основы правового регулирования частного жилищного фонда: права и обязанности собственника жилого помещения

Частный жилищный фонд – это совокупность жилых домов (жилых помещений), находящихся в собственности граждан, а также в собственности юридических лиц, созданных в качестве собственников.

В состав жилищного фонда, находящегося в собственности граждан, входят: индивидуальные жилые дома; приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома; квартиры в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов с полностью выплаченным паевым взносом; в домах товариществ индивидуальных владельцев квартир; квартиры и дома, приобретенные в собственность гражданами на иных основаниях, предусмотренных законодательством (ст. 7 Закона об основах федеральной жилищной политики). По терминологии, употребляемой ЖК РСФСР (ст. 5), жилые дома и квартиры, находящиеся в собственности граждан, именуются индивидуальным жилищным фондом.

В состав частного жилищного фонда входит также жилищный фонд, находящийся в собственности юридических лиц, созданных в качестве частных собственников, построенный или приобретенный за счет их средств, в том числе квартиры в жилищных, жилищно-строительных кооперативах с не полностью выплаченным паевым взносом (ст. 7 Закона об основах федеральной жилищной политики). В настоящее время согласно законодательству собственниками жилых домов (жилых помещений) могут быть коммерческие и некоммерческие организации (кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником), общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (см. ст. 213 ГК РФ). В их числе хозяйственные общества, товарищества, коллективные предприятия и т. д., которые приобретают в свою собственность жилые помещения и другое имущество по основаниям, указанным в Законе об основах федеральной жилищной политики.

1). ^ Жилые дома (жилые помещения), находящиеся в собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд)

Статья 10 ЖК РСФСР, устанавливая основные жилищные права и обязанности граждан, указывает, что граждане вправе иметь в собственности жилой дом (часть дома). Закон определяет также порядок пользования жилыми домами, принадлежащими гражданам.

Дома, принадлежащие гражданам на праве собственности, по своей экономической природе представляют собой предметы личного, индивидуального потребления длительного пользования. Они предназначены для проживания граждан.

В городах гражданам обычно принадлежат небольшие жилые дома, предназначенные для удовлетворения их жилищных потребностей. Большая часть жилых домов граждан находится в сельской местности. В настоящее время одним из главных источников пополнения жилищного фонда граждан является строительство новых жилых домов на праве собственности за счет 

собственных средств с привлечением государственного кредита, безвозмездных субсидий и других средств. Важным источником пополнения частного индивидуального жилищного фонда является также приватизация гражданами квартир, находящихся в домах государственного и муниципального жилищных фондов (см. гл. 11).

В состав жилищного фонда, принадлежащего гражданам, входят также жилые дома, построенные или приобретенные на основании гражданско-правовых сделок – договоров купли-продажи, мены, дарения и др.

Гражданин – собственник жилого помещения имеет право в порядке, установленном законодательством, владеть, пользоваться и распоряжаться им, в том числе сдавать внаем, в аренду, отдавать в залог, в целом и по частям, продавать, видоизменять, перестраивать или сносить, совершать иные действия, если при этом не нарушаются действующие нормы, жилищные и иные права и свободы других граждан, а также общественные интересы.

Закон устанавливает и ограничения принудительного изъятия недвижимости в жилищной сфере.

Принудительное лишение собственника принадлежащего ему жилого помещения (равно как и иного имущества) не может производиться иначе как по решению суда, а принудительное отчуждение такого имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (см. ч. 3 ст. 35 Конституции РФ).

2). ^ Жилищный фонд, находящийся в собственности юридических лиц

Как сказано выше, составной частью частного жилищного фонда являются жилые дома (жилые помещения в других строениях), находящиеся в собственности юридических лиц, созданных в качестве частных собственников (частные юридические лица).

Юридические лица вправе приобретать жилые дома, другие жилые помещения по всем основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (по договорам купли-продажи, мены, дарения и т. д.); довольно часто право собственности на жилые помещения у частных юридических лиц возникает путем их долевого участия в жилищном строительстве либо других форм вложения своих средств в это строительство или приобретения жилья. Наконец, юридические лица могут строить жилье и самостоятельно, оформив надлежащим образом предварительно свое право на соответствующий земельный участок (право собственности, право долгосрочной аренды либо право наследования).

Особенностью права собственности частных юридических лиц на жилые помещения является то, что если гражданин – собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания членов его семьи либо сдавать жилое помещение для проживания других лиц на основании договора, то частные юридические лица могут иметь жилье в собственности только для сдачи его в пользование гражданам на основании договора найма.

Чаще всего юридические лица приобретают жилые помещения в собственность для предоставления их своим работникам, нуждающимся в улучшении жилищных условий (в получении жилья).


    1. 

    2. Правовой режим общего имущества собственников помещений, правила управления таким имуществом.

Жилое помещение (жилой дом, квартира, комната) может принадлежать на праве собственности как одному гражданину, так и нескольким гражданам. В последнем случае возникает право общей собственности. Согласно ст. 244 ГК РФ имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).

Распоряжение и пользование имуществом, находящимся в общей собственности, осуществляется по соглашению между всеми ее участниками (ст. 246, 247, 253 и др. ГК РФ).

Некоторые особенности имеются в правовой регламентации отношений собственности в многоквартирном доме.

Многоквартирным жилым домом признается строение, разделенное на отдельные жилые помещения, как правило квартиры, предназначенные для проживания граждан и отвечающие соответствующим строительным, техническим, противопожарным, санитарно-гигиеническим требованиям 

В структуре многоквартирного дома выделяются две части, одна из которых (отдельные жилые помещения в виде квартир) принадлежит на праве собственности отдельным гражданам, проживающим в этих помещениях, а другая часть дома находится в общей собственности граждан– собственников квартир в многоквартирном доме.

В многоквартирном доме гражданину – собственнику квартиры наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома (на общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры).

Указанный Закон определяет права собственности на общее имущество в кондоминиуме, порядок определения долей членов товарищества в праве общей собственности на это общее имущество, права покупателей помещений в кондоминиуме, содержит и другие нормы, а также устанавливает основные положения о порядке управления кондоминиумом и его обслуживания.

Согласно Федеральному закону о товариществах собственников жилья управление кондоминиумом может осуществляться путем непосредственного управления домовладельцами при незначительных размерах кондоминиума и ограниченном числе домовладельцев; либо передачи домовладельцами функций по управлению кондоминиумом уполномоченной государством или органами местного самоуправления службе заказчика на жилищно-коммунальные услуги; либо образования домовладельцами товарищества собственников жилья для самостоятельного управления кондоминиумом или для последующей передачи по договору части либо всех функций по управлению уполномоченному физическому лицу – индивидуальному предпринимателю либо уполномоченной организации любой формы собственности (управляющему), а также иным способом, установленным федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.



Особенностью права общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме является то, что такая общая собственность возникает непосредственно в силу факта приобретения гражданами в собственность конкретных жилых помещений. Так, покупая конкретную квартиру в многоквартирном доме, покупатель одновременно с приобретением права собственности на квартиру становится участником общей собственности на общие части жилого дома: общие помещения, несущие конструкции, оборудование дома и т. п.

Владение, пользование и распоряжение имуществом дома, находящимся в общей собственности, осуществляется по соглашению всех собственников жилого дома, а при недостижении согласия – в порядке, устанавливаемом судом (см. п. 1. ст. 247 ГК РФ).

Доля каждого собственника общего имущества в многоквартирном доме пропорциональна размеру (доле) общей площади жилого помещения, занимаемого гражданином – собственником данного помещения в общей площади жилого дома. Согласно ч. 2 ст. 290 ГК РФ собственник квартиры не вправе отчуждать свою долю в праве собственности на общее имущество жилого дома (межквартирные лестницы, лифты, крыши, внеквартирное инженерное оборудование и др.), а также совершать иные действия, влекущие передачу этой доли отдельно от права собственности на квартиру. Лишь отдельные объекты общего пользования, находящиеся в общей собственности собственников жилых помещений многоквартирного дома, могут быть отчуждены третьим лицам на основании решения, принятого всеми участниками общей собственности.

Участники общей собственности на объекты общего пользования в многоквартирном доме несут бремя содержания принадлежащих им общих объектов – межквартирных лестниц, коридоров, подвалов и других мест общего пользования.

Доля каждого собственника в праве общей собственности на объекты общей собственности всегда следует судьбе квартиры (иного жилого помещения), которую обслуживают объекты общей собственности. Так, в случае, если жилое помещение, занимаемое гражданином – собственником помещения, в результате капитального ремонта существенно изменяется (увеличивается или уменьшается), то пропорционально этому изменяется (увеличивается или уменьшается) его доля в праве общей собственности на общее имущество жилого дома.

При переходе права собственности на жилое помещение к другому собственнику к нему соответственно переходит и доля прежнего собственника в праве на объекты, находящиеся в общей собственности.

Согласно Федеральному закону о товариществах собственников жилья для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома, пользования квартирами и общим имуществом жилого дома домовладельцы вправе самостоятельно выбрать способ управления недвижимым имуществом. Как сказано выше, управление кондоминиумом может осуществляться, в частности, путем передачи домовладельцами функций по управлению кондоминиумом уполномоченной государством или органами местного самоуправления службе заказчика на жилищно-коммунальные услуги. В Москве, например, в качестве 

таких организаций выступают дирекции единого заказчика (ДЭЗы). Служба заказчика заключает с домовладельцами индивидуальные договоры на обслуживание, после чего берет на себя обязанности по управлению домом. На нее же возлагаются функции по распоряжению бюджетными дотациями на содержание дома.

Выбор одного из приведенных выше способов управления кондоминиумом осуществляется на общем собрании домовладельцев. Общее собрание домовладельцев может быть созвано по инициативе любого члена коллектива домовладельцев, застройщика, предприятия, учреждения, организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится имущество, органов местного самоуправления либо иного заинтересованного лица.

В случае принятия домовладельцем решения о передаче функций по управлению кондоминиумом уполномоченной государством или органом местного самоуправления службе заказчика на жилищно-коммунальные услуги такая передача производится по договору, заключаемому в обязательном порядке в соответствии с гражданским законодательством.

Первое собрание домовладельцев ведет инициатор собрания. На общем собрании по выбору способа управления кондоминиумом принимается решение: либо о передаче недвижимого имущества в управление уполномоченной государством или органом местного самоуправления службе заказчика на жилищно-коммунальные услуги, либо об образовании товарищества собственников жилья и утверждении его устава.

Решение принимается большинством голосов присутствующих на общем собрании домовладельцев или их представителей и оформляется протоколом. Решение общего собрания, принятое в установленном выше порядке, является обязательным для всех домовладельцев, в том числе для тех, которые независимо от причин не приняли участия в голосовании (ст. 23 Федерального закона о товариществах собственников жилья).
^ 3.Понятия жилищного фонда социального использования и специализированного жилищного фонда

    1. Понятие договора социального найма жилого помещения

Понятие договора социального найма закреплено в Законе РФ "Об основах федеральной жилищной политики", в котором под договором социального найма жилого помещения понимается соглашение, по которому собственник государственного или муниципального жилищного фонда либо управомоченное им лицо (наймодатель) предоставляет во владение и пользование гражданину (нанимателю) благоустроенное жилое помещение (как правило, в виде квартиры) в пределах нормы площади жилого помещения, а наниматель обязуется использовать его для проживания и своевременно вносить плату за жилое помещение.

Название договора социального найма жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования отражает сущность этого гражданско-правового договора, которая заключается в удовлетворении государством потребности в жилье тех 

граждан, которые не имеют возможности улучшить свои жилищные условия за счет собственных или кредитных средств.

Целью заключения договора социального найма является передача жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде во владение и пользование граждан, которые должны использовать его по прямому назначению, т.е. для проживания.

Договор социального найма жилого помещения является консенсуальным (права и обязанности сторон возникают с момента заключения договора) и взаимным (обязанности наймодателя корреспондируют правам нанимателя).

Из определения договора социального найма, содержащегося в Законе РФ "Об основах федеральной жилищной политики", следует, что договор социального найма является возмездным (основная обязанность нанимателя - вносить плату за пользование жилым помещением). Вместе с тем приведенное определение договора социального найма заслуживает критики, поскольку не учитывает, что законодательство для некоторых категорий граждан допускает возможность бесплатного пользования жилым помещением на основании договора социального найма (ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР).

Таким образом, стоит согласиться с высказанным в литературе мнением о том, что возмездность не является обязательным признаком договора социального найма. Жилое помещение на основании договора социального найма предоставляется гражданам в бессрочное пользование.
^ 3.2 Основания и порядок предоставления жилого помещения в соответствии с его условиями

Жилые помещения предоставляются гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Под понятие "граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий" подпадают две категории граждан: 1) те, кто вообще не имеет жилого помещения, например чаще всего это военнослужащие, молодожены, проживавшие ранее на жилой площади родителей либо у частных лиц на началах поднайма; 2) лица, улучшающие жилищные условия (чаще всего те, кто переезжает из одного жилого помещения в другое, большего размера или лучше благоустроенное).

Согласно статье 40 Конституции России малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

ЖК регламентирует порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации или субъекта Федерации по договорам социального найма.

В соответствии со статьей 49 ЖК по договору социального найма можно предоставлять только те жилые помещения, которые входят:

1) в государственный жилищный фонд, который представляет совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Федерации (жилищный фонд субъектов Федерации);



2) в муниципальный жилищный фонд, который представляет совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Согласно статье 49 ЖК жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются по договорам социального найма малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях.

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента России или законом субъекта Федерации категориям граждан, признанных по установленным ЖК и (или) федеральным законом, указом Президента России или законом субъекта Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента России или законом субъекта Федерации.

Этим лицам могут быть предоставлены по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда при условии, что органы местного самоуправления наделены в установленном законодательством порядке соответствующими государственными полномочиями.

По договорам социального найма не предоставляются жилые помещения иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.

Пунктом 1 ст. 57 ЖК установлен порядок обеспечения граждан жильем в порядке очередности. Критерием для этого служит время принятия граждан на учет.

Временем принятия на учет является дата принятия решения уполномоченным органом о принятии гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий, на учет.

В том случае, если в один день указанным органом рассматриваются несколько заявлений, должна приниматься во внимание дата подачи заявления.

В статье 57 ЖК предусмотрены случаи, когда жилое помещение предоставляется гражданам по договорам социального найма вне очереди.

Право на предоставление жилого помещения по договору социального найма на этих условиях имеют:

1) лица, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, а ремонту или реконструкции не подлежат.

В случае признания жилого дома (жилого помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредного воздействия факторов среды обитания, представляющего особую опасность для жизни и здоровья людей, решение органа местного самоуправления должно содержать указание его собственнику (уполномоченному собственника) либо находящемуся в ведении органа местного самоуправления соответствующему структурному подразделению (органу, организации) о необходимости немедленного отселения граждан;

2) в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-

сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм;

3) граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и члены семей которых не имеют иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. № 378. Заболевания, перечисленные в названном Перечне, дают право лицам, страдающим этими заболеваниями, на первоочередное получение жилой площади. В соответствии со статьей 57 ЖК гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. После принятия указанных решений органом местного самоуправления оно является законным основанием для последующего заключения договора социального найма в сроки, указанные в решении.

Жилое помещение по договору социального найма должно предоставляться гражданам по месту их жительства, граница предоставления четко определена в ЖК — черта соответствующего населенного пункта. Общая площадь предоставляемого по договору социального найма жилого помещения должна определяться исходя из нормы предоставления на одного человека.

При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно статье 58 ЖК при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма учитываются законные интересы граждан. При предоставлении жилых помещений по договорам социального найма заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия. Кроме того, по общему правилу при заключении договора 

социального найма жилья его общая площадь рассчитывается исходя из нормы предоставления на одного человека.

На основании части 2 ст. 58 ЖК жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанном в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.


    1. ^ Правовой режим специализированного жилищного фонда: его понятие, виды входящих в него жилых помещений.

В Жилищном кодексе специализированному жилищному фонду посвящен самостоятельный раздел, положения которого весьма специфичны.

Жилищные отношения по пользованию специализированными жилыми помещениями находятся в полной зависимости от предназначения такого жилья, необходимости решения конкретных социальных задач.

Кодексом установлен перечень специализированных жилых помещений, определено назначение каждого вида специализированного жилья, предусмотрены основания его предоставления, а также порядок предоставления.

Виды жилых помещений специализированного фонда определены ст. 92 ЖК. К таковым отнесены:

  • служебные жилые помещения;

  • жилые помещения в общежитиях;

  • жилые помещения маневренного фонда;

  • жилые помещения для временного поселения вынужденных переселенцев и поселения беженцев;

  • жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения;

  • жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан.

Перечень этих видов жилья является исчерпывающим.

Для специализированных жилых помещений характерно то, что они, в основном, предназначены для временного проживания.

  1. Служебные жилые помещения (ст. 93 ЖК) предназначены для проживания граждан в связи с:

  • характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением;

  • прохождением службы;

  • назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

  1. 

  2. Жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы, обучения (ст. 94 ЖК).

  3. Жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания:

  • граждан на время капитального ремонта или реконструкции дома, в котором они занимают жилье по договору социального найма;

  • лиц, взявших кредит под залог жилого помещения, на которое обращено взыскание;

  • граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств (ст. 95 ЖК).

Статья 95 предусматривает, что законодательством могут быть определены иные категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений маневренного фонда.

  1. Жилые помещения из фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, предназначены для временного проживания граждан, признанных в установленном федеральным законом порядке соответственно вынужденными переселенцами и беженцами (ст. 97 ЖК).

    1. Признание лица вынужденным переселенцем производится в соответствии с Законом РФ от 19.02.93 № 4530-I «О вынужденных переселенцах».

Вынужденный переселенец — гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка (ст. 1).

В соответствии с Законом РФ от 19.02.93 № 4528-I «О беженцах» беженцем признается лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (ст. 1).

Постановлениями Правительства РФ от 08.11.2000 № 8452 и от 09.04.2001 № 2753 предусматривается формирование фонда для вынужденных переселенцев и беженцев и его использование.

5)Жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения предназначаются для проживания граждан, которые в соответствии с 

законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите с предоставлением медицинских и социально-бытовых услуг (ст. 96 ЖК).

По определению, данному в Законе об основах социального обслуживания населения, социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации (ст. 1, 3).

Согласно ст. 20 Закона о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов стационарное социальное обслуживание предусматривается для граждан пожилого возраста и инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении. Это стационарные учреждения социального обслуживания: дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, дома-интернаты для детей с физическими недостатками, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей (ст. 17 Закона об основах социального обслуживания населения). В этих учреждениях оборудуются помещения для проведения мероприятий медицинского, психологического, социального характера, посильной трудовой деятельности и проч. (ст. 10 Закона об основах социального обслуживания населения).

6)Жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан предназначены для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу нуждающихся в специальной социальной защите. Категории таких граждан устанавливаются федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ (ст. 98 ЖК).

Статья 98 ЖК не содержит норм о предоставлении этим лицам медицинских и социально-бытовых услуг, как это предусмотрено ст. 96 ЖК.

К сожалению, четкого разграничения групп лиц, обозначаемых ст. 96 и 98 ЖК, нет. Закон об основах социального обслуживания населения предусматривает социальное обслуживание в стационарных учреждениях (ст. 10) и путем предоставления временного приюта (ст. 11).

Временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания предоставляется:

  • детям-сиротам,

  • детям, оставшимся без попечения родителей,

  • безнадзорным несовершеннолетним,

  • детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации,

  • гражданам без определенного места жительства и определенных занятий,

  • гражданам, пострадавшим от физического и психического насилия,

  • стихийных бедствий,

  • в результате вооруженных и межэтнических конфликтов,

  • другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта.



Статья 92 ЖК устанавливает, что специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи по договору найма специализированного жилого помещения (ст. 104-108). Поскольку специализированное жилье имеет целевое назначение, законодатель ограничил его использование.

В качестве специализированных используются помещения государственного и муниципального жилищного фонда, причем, только после отнесения такого помещения к специализированному (ст. 92 ЖК).
^ Список использованных источников и литературы

  1. http://www.kadis.ru/kodeks.phtml?com=&kodeks=8&paper=1

  2. http://www.portal-law.ru/inceklopedia/

http://www.portal-law.ru/inceklopedia/dfdf_kdjsfdsfdsf/

http://dpr.ru/journal/journal_16_14.htm

http: //www.fer.ru

http: //www.consultant.ru

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года//

  2. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 года № 51-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. Ст.3301.

  3. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 года № 14-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 29.01.1996. № 5. Ст.410.

  4. Жилищный кодекс РФ по состоянию на 15 июня 2010 года, Москва, ООО«Издательство Юрайт», 2010.

  5. Аскназий С. И., Брауде И. Л., Пергамент А. И. Жилищное право. М., 1956.

  6. Афонина А.В. Жилищное право :курс лекций . – М.:Эксмо,2009г

  7. Городов О.А. Жилищное право. Учебное пособие. М.: Юрайт-М, 2001.

  8. Крашенинников П.В. Жилищное право (издание четвертое, переработанное и дополненное с учетом нового Жилищного кодекса Российской Федерации). - М.: «Статут» ,2005.

  9. Подзоров С.А. .Жилищное законодательство. М.: Издательство «Экзамен»,2003

  10. Седугин П. И. Жилищное право (Учебник для вузов) Издательская группа ИНФРА • М • НОРМА М., 1998

  11. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова

  12. Толстой Ю.К. Жилищное право. М., 1996

Шешко Г.Ф.Жилищное право. Учебное пособие. Москва, 2007




Скачать файл (64.6 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации