Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Инвестиции - файл 1.doc


Лекции - Инвестиции
скачать (219.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc220kb.15.12.2011 19:19скачать

содержание

1.doc

  1   2   3





34. Инвестиции в нематериальные активы. Инновационное и венчурное финансирование

Инвестиции в нематериальные активы – это вложения в объекты не являющиеся материально-вещественными ценностями, не предназначенные для продажи и используемые в производстве в течении длительного периода (свыше года), несут в себе практическую пользу и поддаются четкому определению и допускают обособленный учет по их созданию и амортизации.

К нематериальным активам относятся:

  • права пользования земельными участками и объектами природопользования;

  • патенты, лицензии, авторские права, изобретения; отдельные виды научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных разработок;

  • программные продукты;

  • организационные расходы – затраты, произведенные в период создания предприятия (на разработку учредительных документов, оплату консультационных и посреднических услуг, пошли, сборов и др.);

  • товарные марки и знаки;

  • «знак фирмы» - который отражает «цену фирмы» («goodwill» - право продолжать производство и торговлю по фирмой предшественника), которая отражает уровень деловой репутации предприятия, которая проявляется при его покупке по цене, превышающей стоимость его активов.

Инвестиции в нематериальные активы в большой степени связаны с инновационной деятельностью. Инвестиции в нематериальные активы и инновационные ин­вестиции очень тесно коррелируют друг с другом (рис. 1).



Рис.1. Взаимосвязь между инвестициями в нематериальные активы и инновационными инвестициями
^ Инновационные инвестиции — это в основном вложения в нематериальные активы, обеспечивающие внедрение научных и технических разработок в производство и социальную сферу, т.е. это вложения капитала в новшества, которые приводят к количественным и качественным улучшениям производствен­ной деятельности.

Инновация — использование результатов научных исследо­ваний и разработок, направленных на совершенствование про­цесса производственной деятельности, экономических, право­вых и социальных отношений в области науки, культуры, об­разования и других сферах деятельности общества.

В зависимости от сферы деятельности различают:

производственные (технологические) инновации, направ­ленные на изготовление нового или усовершенствованного товара или применение более эффективных технологий;

управленческие инновации, определяющие нововведения в сфере управления;

экологические инновации;

военные инновации;

социально-политические инновации;

государственно-правовые инновации;

инновации в духовной сфере, куда относятся нововведения в культуре, образовании, науке, этике, идеологии, рели­гии.

Методология системного описания инноваций в условиях рыночной экономики базируется на международных стандар­тах, принятых в 1992 г в г. Осло. Они разработаны примени­тельно только к технологическим инновациям и охватывают но­вые продукты и процессы, а также значительные технологи­ческие изменения.

С точки зрения технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные. Продуктовые инновации — это применение новых материалов и полуфаб­рикатов, а также комплектующих, получение принципиально новых функций (принципиально новые продукты). Процесс­ная инновация — это новая технология производства, бо­лее высокий уровень автоматизации, новые методы орга­низации производства (применительно к новым техноло­гиям).

По причинам возникновения инноваций можно выделить реактивные и стратегические инновации.

^ Реактивная инновация — это инновация, обеспечивающая выживание фирмы и являющаяся реакцией на нововведения, осуществляемые конкурентом. Фирма вынуждена произвести реактивную инновацию вслед за конкурентом, чтобы быть в состоянии вести борьбу на рынке.

^ Стратегическая инновация — это инновация, внедрение кото­рой носит упреждающий характер с целью получения конкурен­тных преимуществ в перспективе.

Побудительные мотивы к инновациям подразделяются на внешние и внутренние. ^ Внутренний стимул инновационной ак­тивности — необходимость замены устаревшего оборудования с целью повышения конкурентоспособности продукции фир­мы на рынке. Стимулы внешнего характера, обусловленные экономи­ческой политикой государства. Внутренние стимулы пока за­нимают незначительное место.

Как уже было сказано, инновация, являясь конечным резуль­татом творческого труда, получившим реализацию в виде но­вой или усовершенствованной продукции либо нового или усо­вершенствованного технологического процесса, опирается в первую очередь на использование интеллектуальной собствен­ности, которая представляет собой материально выраженный результат умственной (интеллектуальной) деятельности, даю­щий его создателю (автору) исключительное право на него, за­щищаемое соответствующими официальными документами — патентами или свидетельствами (промышленная собствен­ность), или законодательно установленными нормами авторс­кого права.

Поэтому для правильной оценки инновационных инвести­ций, инвестиций в инновации, необходимо уметь оценивать объекты интеллектуальной собственности.

Для оценки объектов интеллектуальной собственности (ОИС) могут использоваться три подхода: затратный, рыноч­ный и доходный, но большее применение находит доходный метод, опирающийся на использование будущих доходов от применения ОИС.

Инновации и инновационные инвестиции неразрывно свя­заны с инновационной деятельностью.

^ Инновационная деятельность заключается в создании новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершен­ствованного технического процесса, реализуемых в экономи­ческом обороте с использованием научных исследований, раз­работок, опытно-конструкторских работ или иных научно-тех­нических достижений. Кроме того, она направлена на исполь­зование и коммерциализацию результатов научных исследова­ний и разработок для расширения и обновления номенклату­ры и улучшения качества выпускаемой продукции, совершен­ствования технологий их изготовления с последующим внедре­нием и эффективной реализацией на внутреннем и внешнем рынках. Инновационная деятельность, связанная с капитальны­ми вложениями и инновации, называется инновационно-инвес­тиционной деятельностью. Инновационная деятельность пред­полагает целый комплекс научных, технологических, органи­зационных, финансовых и коммерческих мероприятий, кото­рые в совокупности приходят к инновациям.

К инновационной деятельности относятся следующие виды деятельности:

выполнение научно-исследовательских, опытно-конст­рукторских и технологических работ, направленных на создание нового или усовершенствованного технологи­ческого процесса и реализуемых в экономическом обо­роте;

проведение маркетинговых исследований и организация рынков сбыта инновационных продуктов;

создание и развитие инновационной инфраструктуры;

подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности;

охрана, передача и приобретение прав на объекты ин­теллектуальной собственности и конфиденциальную научную и технологическую информацию;

осуществление технологического переоснащения и под­ готовки производства;

осуществление испытаний, сертификации и стандарти­зации новых процессов, продуктов и изделий;

первоначальный период производства новой или усовер­шенствованной продукции, применения новой или усо­вершенствованной технологии до достижения норматив­ного срока окупаемости инновационного проекта;

финансирование инновационной деятельности, включая осуществление инвестиций в инновационные програм­мы и проекты;

иные виды работ, необходимые для осуществления ин­новационной деятельности и не противоречащие зако­нодательству Российской Федерации.

^ Основные формы государственной поддержки инновационной деятельности заключаются в следующем:

прямое финансирование;

предоставление индивидуальным изобретателям и ма­лым внедренческим предприятиям беспроцентных бан­ковских ссуд;

создание венчурных инновационных фондов, пользую­щихся значительными налоговыми льготами;

снижение государственных патентных пошлин для ин­дивидуальных изобретателей;

отсрочка уплаты патентных пошлин по ресурсосберега­ющим изобретениям;

право на ускоренную амортизацию оборудования;

создание сети технополисов, технопарков.

Инновационная деятельность тесно связана с понятием ин­новационного процесса, который представляет собой процесс преобразования научного знания в инновацию, т.е. последова­тельную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и рас­пространяется при практическом использовании.

Основой инновационного процесса является процесс созда­ния и освоения новой техники (ПСНТ). ПСНТ начинается с фундаментальных исследований (ФИ), направленных на получение новых научных знаний и выявление существенных закономерностей. Второй стадией ПСНТ стано­вятся прикладные исследования (ПИ). Они направлены на ис­следование путей практического применения открытых ранее явлений и процессов. Научно-исследова1ельскан работа (НИР) прикладного характера ставит своей целью решение техничес­кой проблемы, уточнение неясных теоретических вопросов, получение конкретных результатов, которые будут использова­ны в качестве научно-технического задела в опытно-конструк­торских работах (ОКР). Целью ОКР является создание образ­цов новой техники, которые могут быть переданы после соот­ветствующих испытаний потребителю. Завершающей стадией сферы науки является освоение (Ос) промышленного произ­водства (ПП) новых изделий, которое включает научное и про­изводственное освоение. После стадии освоения начинается процесс промышленного производства.

Выбор наиболее эффективных путей технического и техно­логического развития, основанный на долгосрочном прогно­зировании, сопоставлении внешних и внутренних факторов, учете ресурсных ограничений, представляет собой инновацион­ную стратегию как страны в целом, так и отдельных предпри­ятий в частности.

В развитых странах реализуются следующие типы иннова­ционных стратегий:

  • наступательная, цель которой заключается в занятии ли­дирующих позиций на рынке, при этом затраты на но­вовведения очень высокие (примеры — США, СССР);

  • оборонительная - она держится вплотную за лидером, за­имствуя его новшества с внесением некоторых измене­ний, затраты на нововведения здесь достаточно высокие, но ниже, чем у лидера (до последнего времени этой стра­тегии придерживалась Япония);

  • имитационная, цель которой - следовать за обеими груп­пами лидеров, повторяя их достижения и используя спе­цифические преимущества страны или предприятия, зат­раты на нововведения достаточно низкие (примеры — Тайвань, Гонконг, Южная Корея);

  • зависимая, ее задача - в самосохранении через выпол­нение субконтрактных работ для предприятий - инноваторов, затраты на нововведения незначительные (Ла­тинская Америка для США);

  • традиционная, цель которой состоит тоже в самосохра­нении, но через использование консервативных техно­логий, затраты на нововведения минимальные (пример — Индонезия, получающая большие доходы от традицион­ного туризма);

  • оппортунистическая, стремится занять свободные ниши
    на рынке, затраты на нововведения определяются так­тическими соображениями.

Инновационные стратегии могут использоваться в чистом или в смешанном виде, как на национальном уровне, так и на уровне отдельного предприятия. Выбор национальной инно­вационной стратегии определяется научно-техническим потен­циалом страны, ее хозяйственным укладом, традициями, при­нятой национальной доктриной и амбициями.

Особое место среди инвестиционных проектов занимают инновационные проекты.

Понятие «инновационный проект» рассматривается как фор­ма целевого управления инновационной деятельностью, про­цесс осуществления инноваций, комплект документов.

^ Инновационный проект — это система взаимоувязанных целей и программ их достижения, представляющая собой комплекс на­учно-исследовательских, опытно-конструкторских, производ­ственных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом организованных (увязанных по ре­сурсам, срокам и исполнителям), оформленных комплектом на­учной документации и обеспечивающих эффективное решение конкретной научно-технической задачи (проблемы), выражен­ной в количественных показателях и приводящей к инновации.

К основным элементам инновационного проекта относятся:

сформулированные цели и задачи, отражающие основ­ное назначение проекта;

комплекс проектных мероприятий по решению иннова­ционной проблемы и реализации поставленных целей;

организация выполнения проектных мероприятий, т.е. увязка их по ресурсам и исполнителям для достижения целей проекта в ограниченный период времени и в рам­ках заданной стоимости и качества;

основные показатели проекта (от целевых — по проекту в целом, до частных - по отдельным заданиям, темам, этапам, мероприятиям, исполнителям), в том числе по­казатели, характеризующие его эффективность.

Затраты на технологические инновации в России составля­ют незначительную величину, явно несоразмерную с реальны­ми потребностями экономики в расширении спектра принци­пиально новой конкурентоспособной продукции. Главным источником финансирования на внедрение инно­ваций остаются собственные средства предприятий, на долю которых приходится четыре пятых общего объема затрат.

Одной из ярко выраженных негативных тенденций инно­вационной деятельности является низкая отдача от инноваций.

С инновационными инвестициями неразрывно связано венчурное (рисковое финансирование), которое осуществляют венчурные компании и венчурные фонды, создаваемые государством для стимулирования деятельности коммерческих венчурные компаний.
^ 43. Иностранные инвестиции: виды, субъекты и объекты, политика стимулирования иностранных инвестиций
Согласно закону об иностранных инвестициях, иностран­ные инвестиции — это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностран­ному инвестору, в том числе денег, ценных бумаг, иного иму­щества, имущественных прав, имеющих денежную оценку ис­ключительных прав на результаты интеллектуальной деятель­ности, а также услуг и информации.

Прямые инвестиции иностранных фирм рассматриваются не только как дополнительный источник для внутренних капиталов­ложений, но и как способ получения доступа к новой, более со­вершенной технологии, к системе сбыта на внешних рынках, к новым источникам финансирования. Иностранные инвестиции могут содействовать ускорению создания новых производств. Вместе с тем здесь имеются и серьезные опасения, что передача иностранным корпорациям контроля за российскими минераль­ными ресурсами может привести к их оттоку за рубеж по необос­нованно низким ценам, негативно скажется на потенциале соб­ственного развития российской экономики. Реальная политика в отношении иностранных инвестиций строиться исходя из трезвой оценки полного баланса их плюсов и минусов.

В зарубежной литературе иностранные инвестиции обычно делятся на прямые и портфельные (в отличие от отечествен­ной литературы, где дополнительно выделяют прочие иност­ранные инвестиции).

Прямые инвестиции предполагают такое помещение капитала иностранным инвестором, при котором он приобретает контроль над отечественным предприятием. Обычно это бывает в тех случаях, когда иностранная компа­ния собирается эксплуатировать данную фирму в своих инте­ресах (получение большей прибыли, проникновение на внут­ренний рынок в обход высоких таможенных пошлин, переме­щение собственного производства в район более низкой за­работной платы или близкий к объемным рынкам сбыта или источникам сырья, материалов).

При портфельных инвести­циях – покупка акций, векселей и других долговых ценных бумаг, т.е. для их владельца имеет значение только доход, а конт­роль за предприятием его не интересует.

^ Прочие инвестиции – это торговые и прочие кредиты, банковские вклады и др.

Иностранные инвестиции могут содействовать ускорению и росту транснациональных корпораций (ТНК) — это вполне нормальное явление, которое укладывается в тенденцию к ин­теграции национальных экономик и интернационализации хозяйственных связей. В начале 90-х годов в мире насчиты­валось около 40 тыс. ТНК, которые контролировали до 200 тыс. предприятий в разных странах. Штаб-квартиры ТНК, как пра­вило, расположены в промышленно развитых капиталисти­ческих странах, причем больше половины — в пяти странах: США, Германии, Японии, Великобритании и Франции. По­давляющая часть ТНК — 60% их общего числа занята пре­имущественно в обрабатывающей промышленности, 37% — в торговле и услугах и только 3% — в добывающей промыш­ленности. Для 100 крупнейших ТНК больше трети их гло­бальных активов приходилось на зарубежные предприятия.

Хотя глобализация производства дает немалые экономичес­кие выгоды как самим ТНК, так и экономике различных стран, в экономической литературе высказываются серьезные опасения, связанные с непомерным ростом влияния ТНК на правительства, особенно небольших и слабых стран. У крупнейших ТНК разме­ры оборотов превышают ВВП многих стран мира. Вместе с тем конкретные действия ТНК могут негативно влиять на экономи­ческое развитие стран, особенно в тех случаях, когда непосред­ственные социально-экономические интересы ТНК и страны рас­ходятся. Сочетание этих интересов — проблема сложная и часто связанная с серьезными политическими конфликтами в обществе.

Привлечение иностранных инвестиций в российскую эко­номику должно способствовать решению следующих проблем социально-экономического развития:

  • освоение невостребованного научно-технического по­тенциала России, особенно на конверсионных предпри­ятиях военно-промышленного комплекса;

  • продвижение российских товаров и технологий на вне­шний рынок;

  • содействие расширению и диверсификации экспортно­го потенциала и развитию импортозамещающих произ­водств в отдельных отраслях;

  • содействие притоку капитала в трудоизбыточные регио­ны и районы с богатыми природными ресурсами для ус­корения их освоения;

  • создание новых рабочих мест и освоение передовых форм организации производства;

  • освоение опыта цивилизованных отношений в сфере предпринимательства;

  • содействие развитию производственной инфраструктуры.
    Основные формы инвестиций иностранного капитала в оте­чественную экономику включают:

  • инвестиции в форме государственных заимствований РФ, образующих государственный долг РФ;

  • инвестиции в форме вклада в акционерный капитал рос­сийских предприятий;

  • инвестиции в форме вложения в ценные бумаги;

  • иностранные кредиты;

  • лизинговые кредиты;

  • финансовые кредиты российским предприятиям.

Иностранные капиталы, необходимые для реструктуриза­ции экономики, Россия может получить только в том случае, если условия размещения инвестиций будут в ней относитель­но лучше, чем в странах, конкурирующих в сфере привлече­ния капитала. Кроме того, необходимо осуществлять постоян­ный поиск потенциальных инвесторов и проводить активную информационную и промоутерскую деятельность, открывая им доступ на российский рынок.

^ Политика стимулирования иностранных инвестиций.

Наиболее часто встречающиеся формы используемых налого­вых льгот: налоговые каникулы; инвестиционные скидки; налоговый кредит; ускоренная амортизация; инвестиционные субсидии; льготы косвенного налогообложения, в частности, сни­женные ставки таможенных пошлин.

Инвестиционные скидки и налоговый кредит по сравнению с налоговыми каникулами обладают преимуществами, поскольку являются более действенными инструментами для привлече­ния капитала в той или иной желательной форме.

Наиболее проста и эффективна система налогового креди­та. Если сумма налогового кредита, предоставляемого квали­фицированному предприятию, определена, то она перечисля­ется на специальный налоговый счет. Компания, получившая такую льготу, будет считаться обычным налогоплательщиком, а значит, подлежать всем действующим условиям и правилам налогообложения, включая определение налогооблагаемой прибыли и требование документировать налоговые доходы. Единственное отличие такой компании состоит в том, что от­ветственность за налогообложение доходов будет оплачивать­ся за счет кредитов, возвращаемых с налогового счета, пока сальдо баланса доводится до нуля. После этого налоговый счет закрывается на определенный период, а неиспользованные суммы налогового кредита разрешается использовать. Таким образом, информация о совокупном доходе не представляет­ся, так как льготы сверх любого уже использованного периода времени практически действуют в течение всего срока. Если суммы налогового кредита, предоставляемые приоритетным предприятием, известны, то они могут быть включены в баланс как налоговые расходы и подлежат той же проверке, как и любые другие формы расходов. Другими словами, налоговый кредит — это вычет из налога на прибыль части инвестиционных расхо­дов компании, возможно, с условием использования этого кре­дита для последующих капиталовложений.

Система инвестиционных скидок применяется в форме сни­женных налоговых ставок — аналогично практике налогового кредита и имеет адекватный эффект. Единственное существен­ное различие заключается в следующем. Если корпоративный налог имеет несколько ставок, то предоставляемую сумму ин­вестиционной скидки стоит определить не в абсолютном вы­ражении, а в форме налоговой ставки, в которой предоставля­ется скидка. В противном случае сумма предоставляемого на­логового кредита не будет зависеть от ставки налога.

Инвестиционная скидка может иметь форму скидки на исто­щение недр, предоставление которой веди к уменьшению нало­гообложения прибыли добывающей индустрии. В России подобные инвестиционные скидки и налоговые льготы имеют место при реализации инвестиционных проек­тов в минерально-сырьевом комплексе на основе соглашений о разделе продукции (СРП).

Еще одна разновидность инвестиционных скидок — уменьше­ние корпоративного налога на половину разницы между расхода­ми на НИОКР текущего года и средними затратами на научные исследования двух предшествующих периодов, но с учетом роста цен. Например, в Испании действует постоянный налоговый кредит в размере 20% от расходов предпринимателей на НИОКР.

При ускоренной амортизации большая часть прибыли, чем при обычной амортизации, попадает в издержки производства и освобождается от налогообложения. Наиболее льгот­ные нормы амортизации действуют для основных активов отдельных секторов экономики: судов, самолетов, жилищного фонда, основных фондов малого и среднего бизнеса.

По сравнению с другими формами налоговых стимулов для привлечения иностранных инвестиций ускоренная амортиза­ция имеет два преимущества:

  • обходится дешевле, чем доходы, от которых отказались ранее, что частично покрывалось стоимостью последних лет действия активов;

  • если ускоренная амортизация предоставлена на временной основе, то она может стимулировать на краткосрочный период рост капиталовложений, так как инвесторы, веро­ятно, вложат капитал, чтобы получить эффект в будущем.

Инвестиционные субсидии являются разновидностью инве­стиционных скидок или налоговых кредитов, но их предостав­ление является проблематичным, так как имеет риск для бюд­жета (бюджетная эффективность таких субсидий может быть отрицательной).

Стимулирование косвенных налогов осуществляется в форме исключения из-под обложения НДС сырья и капиталоемких товаров, а также введения системы условно беспошлинного ввоза. Льготы в отношении косвенных налогов применяются для стимулирования экспорта и считаются наиболее приемле­мой с правовой точки зрения практикой. Другая форма — лик­видация или уменьшение ставок таможенных пошлин.

Особое место среди средств стимулирования иностранных инвестиций занимают свободные экономические зоны (СЭЗ), ко­торые представляют собой зоны с особым юридическим и эко­номическим статусом, создающим благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций на основе ряда льгот.

В зависимости от вида деятельности различают пять типов зон:

  • пределы национальной таможенной территории, в рам­ках которых осуществляются операции по складирова­нию и адаптации товаров к условиям рынков сбыта;

  • промышленно-производственные зоны — со специаль­ным таможенным режимом, в которых промышленные компании производят экспортную и импортозамещаю­щую продукцию, используя систему стимулов;

  • технико-внедренческие зоны — в которых находятся на­циональные и зарубежные исследовательские, проект­ные и научно-производственные компании, пользующи­еся действующей системой льгот;

  • сервисные зоны — территории с льготным режимом для предпринимательской деятельности фирм и институтов, оказывающих разные виды финансовых и нефинансо­вых услуг;

  • комплексные зоны — с льготным режимом хозяйствен­ной деятельности на территории одного административ­ного района.

Каждая СЭЗ имеет особые льготы в отношении инфраструк­туры, банковских услуг, малого и среднего бизнеса. Но базо­вые льготы одинаковы для всех видов зон:

  • внешнеторговые льготы — беспошлинный ввоз и вывоз товаров на территорию СЭЗ;

  • налоговые льготы — налоговые каникулы на срок 5—20 лет, полное или частичное освобождение от налогов ре­инвестируемых прибылей на срок до 5 лет, скидки с нало­га на прибыль. Иностранные инвесторы освобождаются от уплаты налогов на собственность, налога с оборота;

  • финансовые льготы — инвестиционные субсидии новым вкладчикам капитала, льготные государственные креди­ты и т.д.;

  • административные льготы — упрощенный порядок ре­гистрации компаний, упрощенный порядок въезда—вы­езда иностранных граждан и т.д.

В целом наличие только одних льгот не является достаточ­ным стимулом для привлечения капитала в СЭЗ. Необходимы также и иные факторы, составляющие понятие инвестицион­ного климата: политическая и экономическая стабильность, уровень развития инфраструктуры, стоимость и квалификация рабочей силы и т.д.
^ 44. Финансирование капитальных вложений на основе соглашений о разделе продукции

Для активизации инвестиционной деятельности в горнодобывающей промышленности важную роль призваны сыграть Соглашения о раз­деле продукции (СРП). Правовую основу для них создает одноимен­ный федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» от 30.12.1995 г № 225-ФЗ (в редакции одноименных ФЗ от 14.01.1999 г. и от 18.06.2001 г.). Он является наиболее полным, так как охватывает как организационную сторону, регулируя состав участников соглаше­ния о разделе продукции и порядок их взаимодействия, так и налого­вый режим, предоставляемый участникам подобных инвестиционных проектов.

Соглашение о разделе продукции (далее — соглашение) представ­ляет собой договор, в соответствии с которым Российская Федерация дает возможность субъекту предпринимательской деятельности (ин­вестору) на возмездной основе и на фиксированный срок исключи­тельные права на поиски, разведку и добычу минерального сырья на участке недр, определенном в соглашении, и на производство связан­ных с этим работ. Инвестор обязуется осуществлять проведение ука­занных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение предусматри­вает все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, включая условия и порядок раздела произведенной продукции меж­ду сторонами. Право пользования участком недр может быть ограни­чено, приостановлено или прекращено по условиям заключенного соглашения.

Перечни участков недр, право пользования которыми на условиях раздела продукции может быть предоставлено в соответствии с поло­жениями закона РФ «О СРП», устанавливаются федеральными зако­нами, за исключением случаев, приведенных в статье 5 (пункт 2) дан­ного Закона. Требование о включении месторождений, подпадающих под режим СРП, не случайно. Соглашение устанавливает налоговый режим, отличный от действующего для других юридических лиц, и предоставление такого режима может быть осуществлено путем при­нятия специального федерального закона. Однако статьей 2 (пункт 5) рассматриваемого Закона предусмотрены исключения, согласно кото­рым для отдельных категорий месторождений указанное право может предоставить Правительство РФ и орган исполнительной власти (адми­нистрации) субъекта РФ. К таким категориям месторождений отнесены:

♦ месторождения нефти с извлекаемыми запасами до 25 млн тонн;

♦ месторождения газа, запасы которых не превышают 250 млн куб. метров;

♦ месторождения коренного золота с запасами до 50 тонн;

♦ месторождения россыпного золота с запасами до 1 тонны;

♦ месторождения других полезных ископаемых, не относящихся к стратегическим видам минерального сырья и не являющихся ва­лютными ценностями.

Предоставление участков недр на условиях соглашений о разделе продукции для включения в соответствующие перечни производится в следующих случаях:

♦ обусловленная объективными факторами избыточность для нед­ропользователя и государства продолжения разработки являю­щихся градообразующими месторождений полезных ископаемых;

♦ отсутствие финансовых и технических ресурсов для освоения но­вых крупных месторождений полезных ископаемых, за счет осво­ения которых обеспечивается поддержание необходимого для со­циального развития и экономической безопасности РФ уровня добычи полезных ископаемых;

♦ необходимость привлечения специальных высокозатратных тех­нологий разработки трудноизвлекаемых, но значительных по объему запасов полезных ископаемых;

♦ необходимость привлечения дополнительных финансовых и тех­нических ресурсов для обеспечения экономической безопасности;

♦ необходимость обеспечения регионов собственным топливно-энергетическим сырьем;

♦ наличие обязательств РФ о проведении переговоров об условиях соглашений, а также наличие результатов проведения конкурсов или аукционов по предоставлению участков недр в пользование на условиях раздела продукции.

Участок недр предоставляется в пользование инвестору в соответ­ствии с условиями соглашения. Инвестору выдается лицензия на срок действия соглашения. Она подлежит продлению или переоформлению либо утрачивает силу в соответствии с условиями соглашения. Действие соглашения по инициативе инвестора, а также при условии выполнения им принятых на себя обязательств продлевается на срок, достаточный для завершения экономически целесообразной добычи минерального сырья и обеспечения рационального использования и охраны недр.

Государство заключает соглашение с победителем конкурса или аукциона, проводимого в соответствии с законодательством РФ и в сроки, согласованные сторонами, но не позднее чем через год со дня объявления результатов конкурса или аукциона. Условиями конкур­са или аукциона должно быть предусмотрено участие юридических лиц РФ в реализации соглашений в долях, определенных Правитель­ством РФ, и соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ. Однако в отдельных случаях соглашения могут быть за­ключены без проведения конкурсов или аукционов при условии, если:

♦ интересы обороны и безопасности государства требуют заключе­ния соглашения с конкретным инвестором;

♦ проведенный конкурс или аукцион признан несостоявшимся в связи с участием в нем только одного инвестора. В таком случае соглашение может быть заключено с этим инвестором, приняв­шим участие в конкурсе или аукционе;

♦ инвестор является пользователем недр для разведки и добычи полезных ископаемых на иных предусмотренных законодатель­ством РФ условиях, отличных от условий соглашения;

♦ по согласованию с Правительством РФ и органом исполнитель­ной власти субъекта РФ переговоры с инвестором по подготовке проектов соглашений были начаты до вступления в силу феде­рального закона «О СРП».

Разработка условий пользования недрами и подготовка проекта со­глашения по каждому объекту недропользования осуществляются ко­миссией, созданной Правительством РФ по согласованию с органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ. Подписание соглашения со стороны государства осуществляют Правительство РФ и орган исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.

Общий принцип организации работы инвестора в рамках соглаше­ния о разделе продукции заключается в следующем. Все работы по ос­воению месторождения инвестор выполняет за свой счет. Для координации деятельности по освоению месторождения в рамках соглашения о разделе продукции создается управляющий комитет, в котором сто­роны соглашения — инвесторы и государство — представлены равным количеством голосов. В свою очередь, голоса государства распределяют­ся поровну между Правительством РФ и органом исполнительной вла­сти субъекта РФ. Численный состав, права и обязанности управляюще­го комитета, а также порядок его работы установлены соглашением, что позволяет создать порядок управления проектом, приемлемый для ин­вестора. Функции по непосредственной организации деятельности по выполнению работ, предусмотренных соглашением, могут быть переда­ны инвестором оператору работ по соглашению. В качестве такого опе­ратора могут выступать созданные инвестором для этих целей на терри­тории РФ филиалы или юридические лица либо привлекаемые для этих целей иностранные компании. Предмет деятельности оператора должен быть ограничен организацией указанных работ. При этом инвестор не­сет имущественную ответственность перед государством за действия оператора соглашения как за свои собственные действия. Выполнение работ по соглашению регламентировано рядом условий. В частности, инвестор должен предоставить российским юридическим лицам пре­имущественное право на участие в работах в качестве подрядчиков и поставщиков, в том числе предусмотреть размещение заказов на выпуск оборудования в объеме не менее 70% от общей стоимости таких заказов, а также привлечь российских граждан для участия в работах в количе­стве не менее 80% всех привлеченных работников. Все эти меры направ­лены на косвенное привлечение инвестиций в экономику РФ.

Наиболее важной особенностью соглашений является положение о разделе продукции между участниками и связанном с ним порядке на­логообложения. В соответствии со статьей 8 закона РФ «О СРП» вся продукция, полученная при эксплуатации месторождения, делится на продукцию, передаваемую инвестору в возмещение его затрат и при­быльную продукцию. Прибыльная продукция распределяется между инвестором и государством. Часть прибыльной продукции, принадле­жащей государству, распределяется между органами федеральной власти и субъекта РФ на основании соглашения между ними.

Соглашение о разделе продукции определяет порядок расчета всех частей общего объема продукции:

♦ общего объема произведенной продукции и ее стоимости;

♦ компенсационной продукции, т. е. той продукции, которая пере­дается в собственность инвестору для возмещения его затрат на выполнение работ по соглашению;

♦ порядок передачи государству принадлежащей ему в соответ­ствии с условиями соглашения части произведенной продукции или ее стоимостного эквивалента;

♦ порядок раздела между государством и инвестором прибыльной продукции, под которой понимают произведенную продукцию за вычетом той ее части, которую используют для уплаты платежей за пользование недрами и компенсационной продукции;

♦ порядок передачи инвестору принадлежащей ему продукции, ис­ходя из условий соглашения.

Минеральное сырье, полученное инвестором в рамках реализации инвестиционного проекта по соглашению о разделе продукции, явля­ется его собственностью и может быть вывезено с таможенной терри­тории РФ на условиях, определенных этим соглашением, без количе­ственных ограничений экспорта.1 Наибольшие преимущества режим СРП предоставляет в части налогообложения деятельности инвесто­ра. На инвестора возлагают следующие платежи:

♦ налог на прибыль;

♦ платежи за пользование недрами;

♦ налог на добавленную стоимость;

♦ единый социальный налог (взнос).

От других налогов и сборов инвестор освобожден. Налог на прибыль инвестор уплачивает в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ (глава 25), с учетом следующих особенностей:

♦ объектом обложения этим налогом является определяемая в со­ответствии с условиями соглашения стоимость части прибыль­ной продукции, принадлежащей инвестору по соглашению. При этом такую стоимость понижают на сумму платежей инвестора за пользование заемными средствами, разовых платежей инвестора за пользование недрами, а также на сумму других не возмещае­мых инвестору затрат, состав и порядок учета которых при опре­делении налогооблагаемой базы устанавливают соглашением. В случае, если указанные затраты превышают стоимость принад­лежащей инвестору части прибыльной продукции, в последую­щие периоды объект обложения налогом на прибыль уменьшают на сумму возникающей разницы до полного ее возмещения;

♦ уплату налога на прибыль инвестора при выполнении работ про­изводят обособленно от уплаты налога на прибыль по другим ви­дам деятельности. При этом применяют ставку налога на при­быль, действующую на дату подписания соглашения;

♦ налог на прибыль, взимаемый по ставке зачисления этого на­лога в бюджеты субъектов РФ, вносят в бюджет субъекта РФ, на территории которого расположен предоставляемый в пользо­вание участок недр, независимо от места регистрации платель­щика.

При исполнении соглашений уплату налога на добавленную стоимость осуществляют в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ. Инвестор уплачивает государству за пользование недрами:

♦ разовые платежи (бонусы) при заключении соглашения или по достижении определенного результата, установленные условия­ми соглашения;

♦ ежегодные платежи за проведение поисковых и разведочных ра­бот (ренталс), установленные за единицу площади использован­ного участка недр, исходя из экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, степени гео­логической изученности участка недр и уровня риска;

♦ регулярные платежи (роялти), устанавливаемые в процентном отношении от объема добычи минерального сырья или от сто­имости произведенной продукции. Роялти инвестор уплачива­ет в денежной форме или в виде части добытого минерального сырья.

Инвестор освобожден от уплаты иных платежей за пользование нед­рами. Плату за землю и иные природные ресурсы инвестор осуществля­ет в соответствии с законодательством РФ. При реализации соглашений уплату акцизов осуществляют с учетом особенностей, определенных Налоговым кодексом РФ.

Для выполнения работ по соглашению инвестор должен открывать в банках специальные счета в рублях или в иностранной валюте на территории РФ или за рубежом. Инвестору предоставлено право по­лучать и хранить выручку в иностранной валюте от реализации при­надлежащей ему доли продукции на указанных банковских счетах, оплачивать с этих счетов любые расходы по выполнению работ по со­глашению, а также налог на прибыль и платежи за пользование недра­ми, свободно распоряжаться остатком средств на этих счетах. На инвестора, а также на юридических лиц (операторов соглашения, подряд­чиков, поставщиков и др.) не распространяются требования обязатель­ной продажи на валютном рынке РФ части валютной выручки, полу­ченной при выполнении работ по соглашению.

Инвестор имеет право передать полностью или частично свои права и обязанности по соглашению другому юридическому или фи­зическому лицу только с согласия государства при условии, что эти лица располагают достаточными финансовыми и техническими средствами, а также управленческим опытом, необходимыми для выполнения работ по соглашению. Условия соглашения сохраняют свою силу в течение всего срока действия. Изменения в соглашение вносятся только по согласию сторон, а также по требованию одной из сторон в случае существенного изменения обстоятельств в соот­ветствии с ГК РФ.

Важное значение для инвестора имеет правовая норма, при которой государство гарантирует ему получение установленных при заключе­нии соглашения коммерческих результатов. Принципиальное значение для инвестора имеет также иммунитет государства. Он состоит в том, что в соглашениях, заключаемых с иностранными юридическими и физическими лицами, может быть предусмотрен (в соответствии с законодательством РФ) отказ госу­дарства от судебного иммунитета, иммунитета в отношении предва­рительного обеспечения иска и исполнения судебного или арбитраж­ного решения. Тем самым государство дает возможность иностранным инвесторам самим защищать свои права и иметь реальные гарантии, накладывать арест на имущество и счета, принадлежащие РФ, и обра­щать взыскание на указанное имущество.

  1   2   3



Скачать файл (219.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации