Программа по развитию творческих способностей первоклассников
скачать (66 kb.)
Доступные файлы (1):
1.doc | 66kb. | 16.11.2011 15:11 | ![]() |
содержание
- Смотрите также:
- "Повышение эффективности работы педагогов по развитию интеллектуальных и творческих способностей школьников" [ документ ]
- Развитие творческих способностей учащихся в процессе изготовления изделий в технике вязание крючком [ документ ]
- Развитие творческих способностей [ документ ]
- Доклад - Развитие творческих способностей первоклассников во внеучебной деятельности [ реферат ]
- Сюжетно-ролевая игра как средство развития творческих способностей младших школьников [ документ ]
- Программа адаптационного тренинга для первоклассников [ программа ]
- Конспект внеклассного мероприятия Путешествие по дорогам сказки [ лекция ]
- Программа кружка технического моделирования [ документ ]
- Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка и во внеурочное время [ документ ]
- Презентация - Родительское собрание в 1 классе. Проблемы адаптации первоклассников в школе [ реферат ]
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования 2010 год [ документ ]
- Двигательные игры разминки для первоклассников и не только [ документ ]
1.doc
Программа развития творческих способностей младших школьниковЖИВОЕ СЛОВО
Программа рассчитана приблизительно на 13 занятий с младшими школьниками по 15-30 минут каждое. В программе представлены различные игры, упражнения, игры-занятия, направленные на развитие у детей младшего школьного возраста высших психических функций, интеллектуальных способностей, коммуникативных навыков, творческих способностей.
Занятия направлены на развитие диалектичности мышления, ассоциативности мышления, системность мышления, развитие интеллектуальных способностей, воображения, восприятия, памяти, способности релаксировать, развитие коммуникативных навыков.
Программа позволяет педагогам и психологам вести работу с учащимися младших классов. Для реализации данной программы необходимо подготовить учителей начальных классов к учебной и воспитательной работе с детьми, вводить в расписание факультативные занятия на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей.
^ : развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Ожидаемые результаты: увеличение уровня развития творческих способностей детей экспериментальной группы по сравнению с группой детей контрольной группы.
^ (психолога, учителя начальных классов, музыкального руководителя и др.):
Формирование групп для проведения занятий целесообразно проводить не более 10-12 чел. в группе.
Преподаватель анализирует реальную ситуацию, осуществляет подбор адекватных методик, оценивает эффективность проделанной работы.
Одежда учеников групп должна быть свободная, не стесняющая движений, спокойных тонов и т.п. Отсутствие различного рода украшений, мобильных телефонов и пр. как у преподавателя, так и у участников группы.
Занятия следует проводить в кабинете, имеющем специальное освещение и хорошую звукоизоляцию.
Занятия проводятся в свободное время, чтобы никто никуда не торопился. Обеспечить изолированность группы во время проведения занятий.
Необходим индивидуальный подбор стимульного материала, аудиозаписей, слайдов, видеозаписей и т.п. для каждого занятия и каждой группы.
Преподаватель должен знать противопоказания всех участников к проведению определенных упражнений.
Преподаватель должен быть уверен в своих силах и конечном результате, поддерживать участников и вселять в них уверенность.
^
Вид развития | Кто проводит | Количество занятий в неделю |
Развитие диалектичности мышления | Учитель начальных классов | 1-2 |
Развитие ассоциативности мышления | Учитель начальных классов | 1-2 |
Развитие системности мышления | Учитель начальных классов | 1-2 |
Развитие интеллектуальных способностей | Учитель начальных классов | 1-2 |
Развитие воображения, релаксация | Учитель начальных классов, муз. руководитель | 1 |
Развитие восприятия и памяти | Учитель начальных классов, психолог | 1 |
Развитие коммуникативных навыков | Учитель начальных классов, психолог | 1-2 |
Развитие воображения | Учитель начальных классов, преподаватель ИЗО | 1 |
Программа рассчитана на различные виды развития и проводится в несколько занятий:
ЗАНЯТИЕ 1. Развитие диалектичности мышления. Проводит учитель начальных классов один-два раза в неделю.
Используемая игра:
- «Хорошо - плохо».
ЗАНЯТИЕ 2. Развитие ассоциативного мышления. Проводит учитель начальных классов один-два раза в неделю.
Используемые игры:
- «Что на что похоже»
- «Волшебные кляксы»
- «Слово ассоциации»
ЗАНЯТИЕ 3. Развитие системности мышления. Проводит учитель начальных классов один-два раза в неделю.
Используемые игры:
- «Теремок»
- «Собери фигурки»
- «Нелепицы»
ЗАНЯТИЕ 4. Развитие интеллектуальных способностей. Проводит учитель начальных классов один-два раза в неделю.
Цель занятия: создание образов на основе фрагментов изображения, формирование навыков применения схематизации конкретных объектов.
Конечный результат – выполнив это упражнение, дети смогут проявлять интерес к использованию собственных моделей и деятельности.
Вырабатываемые навыки:
- умение самостоятельно создавать модели,
- использование всестороннего и целенаправленного анализа и синтеза, планирование в уме.
Используемые игры:
- Игра «Перевертыши»
- Игра «Угадай, что придумали взрослые»
ЗАНЯТИЕ 5. Развитие воображения и релаксации. Проводит музыкальный руководитель один-два раза в неделю.
Используемые упражнения:
- Упражнение «Что мы представляем, когда слушаем музыку»
- Упражнение «Отдохнем»
ЗАНЯТИЕ 6. Развитие восприятия и памяти
Цель занятия: развитие восприятия и памяти, активация словарного запаса. Проводит психолог один раз в неделю.
Используемое упражнение:
- «Назови предметы, похожие на круг, квадрат, треугольник»
ЗАНЯТИЕ 7.Развитие коммуникативных навыков
Цель – формирование навыков социального поведения, общения в транспорте, фантазии, речи.
Конечные результаты - выполнив этот раздел, дети смогут научиться применять полученные навыки общения в игровых и жизненных ситуациях, воспитывать в себе потребность в общении со сверстниками и взрослыми.
Вырабатываемые навыки:
- умение подчинить свое поведение определенным правилам и нормам взаимодействия с взрослыми,
- умение устанавливать дружеские, партнерские взаимоотношения, оказывать помощь и поддержку.
Проводит психолог один раз в неделю.
ЗАНЯТИЕ 8. Развитие воображения. Проводит учитель начальных классов.
Цель - выявление способностей ребенка к преобразованию "нереального" в "реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия. Проводит преподаватель ИЗО, детского творчества один раз в неделю.
Используемая игра:
- " Солнце в комнате" (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев)
^
1. Развитие диалектичности мышления
Игра «Хорошо – Плохо»
Для игры выбирается объект безразличный ребенку, т.е. не вызывающий у него стойких ассоциаций, не связанный для него с конкретными людьми и не порождающий эмоций. Ребёнку предлагается проанализировать данный объект (предмет) и назвать его качества с точки зрения ребенка положительные и отрицательные. Необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте плохо, а что хорошо, что нравится и не нравится, что удобно и не удобно. Например: карандаш.
- Нравится, что красный. Не нравится, что тонкий.
- Хорошо, что он длинный; плохо, что он остро заточен - можно уколоться.
- Удобно держать в руке, но неудобно носить в кармане - ломается.
Рассмотрению может быть подвергнуто и конкретное свойство предмета. Например, хорошо, что карандаш длинный - может служить указкой, но плохо, что не входит в пенал.
^
А) Игра «Что на что похоже»
3-4 человека (отгадчики) выходят за дверь, а остальные участники игры договариваются, какой предмет будет сравниваться. Отгадчики заходят и ведущий начинает: "То, что я загадал похоже на ..." и даёт слово тому, кто первый нашел сравнение и поднял руку: Например, бант может быть ассоциирован с цветком, с бабочкой, винтом вертолета, с цифрой "8", которая лежит на боку. Отгадавший выбирает новых отгадывальщиков и предлагает следующий предмет для ассоциации.
^
Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа выливается немного чернил, лист складывают пополам. Затем лист разворачивают и теперь можно играть. Участники по очереди говорят. Какие предметные изображения они видят в кляксе или её отдельных частях. Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов.
В) Игра "Словоассоциации"
Взять любое слово, например, батон. Оно ассоциируется:
с хлебобулочными изделиями.
с созвучными словами: барон, бекон.
с рифмующимися словами: кулон, салон.
Создать как можно больше ассоциаций по предложенной схеме.
3. Игры на системность мышления.
А) Игра "Теремок"
Детям раздаются картинки различных предметов: гармошки, ложки, кастрюли и т.д. Кто-то сидит в "теремке" (например, ребенок с рисунком гитары). Следующий ребёнок просится в теремок, но может попасть туда, только если скажет, чем предмет на его картинке похож на предмет хозяина. Если просится ребёнок с гармошкой, то у обоих на картинке изображен музыкальный инструмент, а ложка, например, тоже имеет дырку посередине.
^
Ребёнку дается набор вырезанных из плотного картона небольших фигурок: кругов, квадратов, треугольников и т.д. (примерно 5-7 фигурок). Заранее изготавливаются 5-6 картинок с изображением различных предметов, которые можно сложить из этих фигурок: собачка, домик, машина. Ребёнку показывают картинку, а он складывает нарисованный на ней предмет из своих фигурок. Предметы на картинках должны быть нарисованы так, чтобы ребёнок видел, какая из фигурок, где стоит, то есть рисунок должен быть расчленён на детали.
^
Рисуется картинка по любому сюжету - лес, двор, квартира. На этой картинке должны быть 8-10 ошибок, то есть что-то должно быть нарисовано так, как это на самом деле не бывает. Например, машина с одним колесом, заяц с рогами. Некоторые ошибки должны быть очевидны, а другие незаметны. Дети должны показать, что нарисовано неверно.
^
А) Игра «Перевертыши»
Ход: Педагог показывает детям фрагменты геометрических фигур или линий и предлагает им создать целостное изображение, после чего поворачивает исходный фрагмент на 90 градусов и снова предлагает закончить рисунок, затем снова осуществляет поворот и т.д.
^
Ход: ведущий знакомит детей с дорожными знаками и предлагает детям догадаться, что придумали взрослые, чтобы изобразить столовую, ремонтную мастерскую и т.д. Возможное дополнение – педагог предлагает детям придумать и нарисовать знаки «для нашей школы».
^
А) Упражнение «Что мы представляем, когда слушаем музыку»
Оборудование: магнитофон, кассета с музыкальным произведением (например, Э.Григ «Рассвет»).
Описание упражнения. Дети сидят на стульчиках или лежат на ковриках.
Музыкальный руководитель предлагает детям закрыть глаза, послушать отрывок музыкального произведения, а затем рассказать о своих представлениях и впечатлениях.
^
Оборудование: магнитофон, кассета с записью спокойной музыки, коврики.
Ход. Музыкальный руководитель или психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Лягте на коврики, на спину. Руки вытянуты вдоль туловища, ноги прямые, не скрещены. Устраивайтесь поудобнее и закрывайте глаза. Мысленно повторяйте за мной. Я отдыхаю. Мое тело полностью расслаблено. Я лежу на берегу моря, слышу шум волн, мое тело расслаблено. Я наслаждаюсь покоем. У меня хорошее настроение. Пять, четыре, три, два, один. Откройте глаза. Сядьте. Сохраните наполнившее вас ощущение покоя и хорошего настроения».
^
Упражнение «Назови предметы, похожие на круг, квадрат, треугольник»
Ход. Предлагается участникам назвать как можно больше предметов, похожих на круг, квадрат, треугольник. Для стимуляции активности детей рекомендуется использовать фишки.
^
Оборудование: стулья поставить попарно, как сиденья в автобусе. Высокий стул – место для водителя.
Ход: Водитель выбирается с помощью считалки. Остальные дети входят и выходят на остановках и т.п. Можно смоделировать различные ситуации (например, женщина с ребенком, заблудившаяся старушка, слепой мужчина и др.). Каждый ребенок должен принять участие в развитии смоделированной ситуации.
^
Игра " Солнце в комнате" (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев)
Материал: картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш.
Ход: Показываем ребенку картинку и говорим: "Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано". По перечислении деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) психолог дает следующее задание: "Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной".
Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить, что нужно сделать для "исправления" картинки.
Обработка данных. В ходе исследования мы оцениваем попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:
Отсутствие ответа, непринятие задания ("Не знаю, как исправить", "Картинку исправлять не нужно") - 1 балл.
"Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко) -2 балла.
Содержательное устранение несоответствия:
а) простой ответ (Нарисовать в другом месте - "Солнышко на улице") -3 балла.
б) сложный ответ (переделать рисунок - "Сделать из солнышка лампу") - 4 балла.
Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации ("Картинку сделать", "Нарисовать окно", "Посадить солнышко в рамку" и т.д.) -5 баллов.
Скачать файл (66 kb.)