Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - файл 1.doc


Лекции
скачать (813 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc813kb.15.12.2011 21:19скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7
Реклама MarketGid:
Загрузка...
1.Сущность аудита и его значение.

1. Понятие аудиторской деятельности

2. Цели и задачи аудита

3.Виды аудита

1.Понятие аудиторской деятельности

Аудиторский контроль широко применяется в мировой практике. В его основе лежит взаимная заинтересованность государства, администрации предприятий и их владельцев в достоверности учета и отчетности. В условиях плановой, централизованно управляемой экономики потребность в независимом финансовом контроле в РФ не возникала. Его вполне заменяла система ведомственного и вневедомственного контроля, направленная на выявление нарушений и злоупотреблений в финансово-хозяйственной деятельности предприятий, ошибок и отступлений в отчетности, нахождение и наказание виновных.

Развитие рыночных отношений обуславливает необходимость принятия большого количества новых нормативных документов, регламентирующих новые вопросы деятельности предприятий; бухгалтерского учета и отчетности; налогообложение и порядок формирования себестоимости продукции. В связи с этим появились первые нарушения (порой неумышленные) в соблюдении требований нормативных документов, относящихся к хозяйственной деятельности предприятия. Органы, на которые возлагались обязанности по оказанию помощи предприятиям в правильности применения тех или иных законодательных актов, сами, в силу их малочисленности и перегруженности работой, оказались не готовы к такой работе. В связи с этим возникает необходимость создания новой формы контроля за деятельностью предприятий, который включал бы в себя консультирование по вопросам организации и ведения бухгалтерского учета, правильность исчисления налогов, правовой позиции и другие виды услуг. Собственники и прежде всего коллективные собственники, а также кредиторы лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные операции предприятия, зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности. Т.к. обычно они не имеют доступа к учетным записям, соответствующего опыта, поэтому нуждаются в услугах аудиторов. Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдении ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения.

Аудиторские проверки необходимы государственным органам, судам, прокурорам и следователям для подтверждения интересующей их финансовой отчетности.

Понятие аудита намного шире, чем ревизии или других форм контроля, т.к. включает в себя не только проверку достоверности финансовых показателей, но и разработку предположений по улучшению хозяйственной деятельности предприятий с целью рационализации расходов и оптимизации налогов. Понятие аудиторской деятельности определяется Федеральным законом Об аудиторской деятельности № 307 ФЗ от 30.12.2008г.

^ Аудиторская деятельность- деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

Аудит – независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Под достоверностью финансовой отчетности в существенных отношениях понимается такая степень точности ее данных, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах финансово-хозяйственной деятельности предприятий и принимать базирующиеся на них обоснованные экономические решения.

Проверку достоверности отчетности предприятия, соблюдение действующего законодательства и составления аудиторского заключения по этому вопросу выполняет независимый аудитор.

Аудитор - это физическое лицо, имеющее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Существует несколько определенных правил, касающихся деятельности аудиторов:

1. свободный выбор аудиторов (аудиторской фирмы) хозяйственными субъектами;

2. договорные отношения между аудитором и клиентом, позволяющие аудитору самому выбирать своего клиента и быть независимым от указаний каких-либо государственных органов;

3. возможность отказать клиенту в выдаче аудиторского заключения до устранения отмеченных недостатков;

4. невозможность аудиторской проверки при родственных или деловых отношениях с клиентом, превышающих договорные отношения по поводу аудиторской деятельности;

5. запрещение аудиторам и аудиторским фирмам заниматься хозяйственной, коммерческой и финансовой деятельностью, не связанной с выполнением аудиторских, консультационных и других разрешенных законом услуг.

^ 2.Цели и задачи аудита

Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ. Следовательно, назначение аудита – это проверка финансовых отчетов с целью:

• подтверждения достоверных отчетов или консультации их недостоверности;

• проверки полноты, достоверности и точности отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности предприятия за проверяемый период;

• контроль за соблюдением законодательных и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологической оценки активов, обязательств и собственного капитала;

• выявление резервов лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовых резервов и заемных источников.

В ходе аудиторской проверки устанавливается правильность составления баланса, отчета о прибылях и убытках, достоверность данных пояснительной записки. При этом определяется:

• все ли активы и пассивы отражены в отчете;

• все ли документы используются в отчете и насколько фактическая методика оценки имущества отклоняется от принятой при определении учетной политики предприятия.

Отчет о прибылях и убытках аудитор проверяет для установления правильности расчета баланса и налогооблагаемой прибыли.

Для достижения основной цели и представления заключения аудитор изучает следующие вопросы:

1. общая приемлемость отчетности (соответствует ли отчетность в целом всем требованиям, предъявляемым к ней);

2. обоснованность (существуют ли основания для включения в отчетность указанных там сумм);

3. законченность (включены ли в отчетность все надлежащие суммы, в частности все ли активы и пассивы, принадлежащие компании);

4. оценка (все ли категории правильно оценены и безошибочно посчитаны);

5. классификация (есть ли основание относить сумму на тот счет, на котором она записана);

6. разграничение (отнесены ли операции, проводимые незадолго до даты составления баланса или непосредственно после нее к тому периоду, в котором были проведены);

7. аккуратность (соответствует ли сумма отдельных операций данным, приведенным в книгах и журналах, соответствуют ли итоговые суммы данным, приведенным в главной книге);

8. раскрытие (все ли категории занесены в финансовую отчетность и правильно ли отражены в отчетах и приложениях книг).

Итак, цели аудита:

1. степень общеприемлемости;

2. правильное включение сумм;

3. завершенность;

4. право собственности (по включенным суммам);

5. оценка;

6. правильность корреспонденции и отражения сумм на счетах;

7. разграничение (хозяйственные операции, близкие к дате баланса, следует учитывать за соответствующий период);

8. арифметическая точность (отдельные статьи баланса соответствуют итогам в учетных регистрах и главной книге);

9. раскрытие (правильность отражения счетов и относящихся к ним фактов данных отчетности).

Задачи аудита

  1. Оценка уровня организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля, квалификации учетного персонала, качества обработки бухгалтерской документации, правильности и законности совершения бухгалтерских записей, отражающих финансово-хозяйственную деятельность предприятия и ее конечные результаты;

  2. Оказание помощи администрации предприятия путем выработки рекомендаций по устранению недостатков и нарушений, которые повлияли на финансовые результаты и достоверность показателей отчетности;

  3. На основе изучения и анализа прошлых фактов финансово-хозяйственной деятельности предприятия ориентировании его администрации на те будущие события, которые способны повлиять на хозяйственную деятельность и ее конечные результаты;

  4. Предоставление содержательных и точных справок клиенту по всем вопросам, возникающим в процессе выполнения договора на оказание аудиторских услуг, касающихся организации и внедрения бухгалтерского учета, составление отчетности, налогообложения, хозяйственного права, финансового анализа.

В последнее время в деятельности аудиторов появилась еще одна очень важная функция – это оказание помощи предприятиям в защите их интересов в налоговых органах и арбитражных судах.

^ 3. Виды аудита

В практике аудиторской деятельности, как и в нормативных документах, различают аудит по критериям.

При помощи табл. 1.2 рассмотрим основные виды аудита.

Критерий

Вид

По отношению к пользователям

Внешний.

информации

Внутренний

По отношению к требованиям

Обязательный.

законодательства

Инициативный

По объектам аудита

Банковский.




Страховых ·организаций.




Бирж, инвестиционных институтов




и внебюджетных фондов.




Общий.




Государственный

По назначению

Аудит финансовой отчетности.




Налоговый аудит.




Аудит на соответствие законодательным




и нормативным требоваииям.




Ценовой аудит.




Управленческий (производственный) аудит




Аудит хозяйственной деятельности.




Специальный аудит (экологический,




операциониый и др.)

По времени осуществления

Первоначальный.




Согласованный (повторяющийся).




Оперативиый

По характеру про верки

Подтверждающий.




Системно-ориентированный.




Аудит, базирующийся на·риске


^ Внутренний и внешний аудит

Внутренний аудит является неотъемлемым и важным элементом управленческого контроля. Потребность во внутреннем аудите возникла на крупных предприятиях в связи с тем, что верхнее звено руководства не занимается повседневным контролем деятельности организации и низших управленческих структур. Внутренний аудит дает информацию об этой деятельности и подтверждает достоверность отчетов менеджеров. Внутренний аудит необходим главным образом для предотвращения потери ресурсов и осуществления необходимых изменений внутри предприятия.

Определенные функции внутренних аудиторов выполняют ревизорские группы при бухгалтериях крупных предприятий, подчиняющихся главному бухгалтеру или финансовому директору, однако функции внутренних аудиторов шире и включают в себя:

• контроль за состоянием активов и недопущение убытков;

• подтверждение точности информации, используемой руководством при принятии решений;

• подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур;

• анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации;

• оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой.

На основании вышеизложенного можно дать определение внутреннего аудита:

Внутренний аудит – проводится штатными аудиторами – работниками предприятия, которые подчиняются руководителю предприятия. Главная задача внутреннего аудита – осуществление постоянного контроля за расходами на предприятии и выработка мер по их снижению.

Внешний аудит проводится аудиторской фирмой (аудитором) на договорной основе с экономическим субъектом с целью объективной оценки достоверности состояния бухгалтерского учета и отчетности, а также подготовки рекомендаций по улучшению финансового положения предприятия, повышению эффективности его деятельности, изыскание неиспользованных резервов производства. Внутренний и внешний аудит дополняют друг друга и в то же время имеют существенные различия.

В зависимости от поставленных целей, аудиторские проверки различают по содержанию рассматриваемых вопросов, глубине, составу и объему привлекаемой к анализу информации – это Аудит на соответствие требованиям, Аудит финансовой отчетности и специальный аудит, Обязательный и инициативный аудит, Первоначальный и согласованный аудит.

^ Аудит на соответствие требованиям

Он заключается в анализе определенной финансовой и хозяйственной деятельности субъекта. В целях определения ее соответствия предписанным условиям, правилам, законам. Если такие условия, внутренние правила контроля установлены администрацией, то этот вид аудита осуществляется сотрудниками предприятия, которые выполняют функции внутренних аудиторов. Если же условия установлены кредиторами (требование поддержания определенного соотношения между оборотным капиталом и краткосрочными обязательствами), то поскольку выполнение этих условий часто находит отражение в финансовых отчетах компании, этот вид аудита проводится вместе с аудитом финансовых отчетов. Аудит на соответствие требованиям, установленным государственными актами, проводится ревизорами, работающими в государственных органах, осуществляющими контроль за исполнением этих актов или сторонними аудиторами, которым поручен такой контроль. Результаты аудита докладываются соответствующему государственному органу. На основе вышеизложенного сформулируем задачи аудита на соответствие:

• проверка, соответствует ли деятельность предприятия его Уставу;

• правильно ли начисляются средства на заработную плату и другие выплаты работникам;

• обосновано ли производственное списание затрат на себестоимость продукции (услуг) и не занижается ли при этом прибыль.

^ Аудит финансовой отчетности

Выполняется с целью определения согласованности сводной финансовой отчетности с установленными правилами ведения бухгалтерского учета и определенными критериями. Данный вид аудита проводится сторонними аудиторами, приглашенными компанией. Отчеты и коэффициенты проверяются. Результаты аудита финансовой отчетности публикуются и рассылаются широкому кругу пользователей – владельцам акций, кредиторам, органам государственного регулирования.

^ Специальный аудит – проверка конкретных вопросов в деятельности хозяйственного субъекта, соблюдение определенных процедур, норм и правил, имеющих целью подтвердить законность, добросовестность и эффективность деятельности управляющих, правильность составления налоговой отчетности, использования специальных фондов и др.

^ Обязательный и инициативный аудит

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, установленных непосредственно законодательством, или по поручению государственных органов. Объем и порядок проведения обязательной аудиторской проверки регламентируется законодательными нормами. Инициативный (добровольный) аудит осуществляется по решению экономического субъекта на основе договора с аудитором (фирмой). Характер и масштабы такой проверки определяет клиент.

^ Первоначальный и согласованный аудит

Первоначальный аудит проводится аудитором (фирмой) впервые для данного клиента. Это существенно увеличивает риск и трудоемкость аудита, т.к. аудиторы не располагают необходимой информацией об особенностях деятельности клиента.

Согласованный (повторный) аудит осуществляется повторно или регулярно. Основан на знании специфики клиента, его положительных и отрицательных сторон в организации бухгалтерского учета, результатах длительного сотрудничества с клиентом (консультирование, помощь в организации системы внутреннего контроля и т.д.).

Практика работы аудиторских фирм свидетельствует о преимуществе согласованного (повторного) аудита. Такое сотрудничество удобно аудиторам, которые в течение многих лет основательно изучают деятельность клиента, и клиенту, который получает высококвалифицированную, всестороннюю, основанную на многолетнем сотрудничестве помощь и оценку. Смена аудиторской фирмы вызывает настороженность как у потребителей информации, так и у новых аудиторов.

По характеру проверки аудит делится на 3 вида.

1. подтверждающий (проверка и подтверждение бухгалтерских документов и отчетности);

2. системно-ориентированный аудит (аудиторская экспертиза на основе анализа системы внутреннего контроля). Доказано, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятность ошибок незначительна, и необходимость системной детальной проверки отпадает; при наличии неэффективной системы внутреннего контроля клиенту даются рекомендации по ее улучшению.

3. аудит, базирующийся на риске (концентрация аудиторской работы в областях с более высоким риском, что значительно облегчает аудит в областях с низким риском).


Лекция 2 Нормативное регулирование аудита в России

  1. Система нормативного регулирования аудит. Деятельности в России

  2. Аттестация аудиторов

  3. Цели и принципы стандартизации


1. Аудиторская деятельность в России организуется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике. Существует две основные концепции регулирования аудиторской деятельности: согласно первой концепции аудиторская деятельность строго регулируется централизованными органами, на которые возлагаются функции государственного контроля за аудиторской деятельностью (Австрия, Испания, Франция, Германия). Согласно другой концепции аудит ориентирован в основном на потребности акционеров, инвесторов, кредиторов и других экономических субъектов. Аудиторская деятельность в некотором роде саморегулируется и регулируется в основном общественными аудиторскими образованиями (США, Великобритания).

В России система нормативного регулирования аудиторской деятельности находится в стадии становления. Происходит процесс определения прав и обязанностей органов, регулирующих ее деятельность, определения роли и функций государственных и общественных аудиторских организаций.

1. В правовом плане ее можно выстроить в следующем порядке;

1)Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307 от 3

0.12.2008г. (№ 119-ФЗ, от 07.08.2001 г.) Он определяет место, цель и задачи аудита в финансово-экономической системе;

2) Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности . Они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения субъектами рынка. В настоящее время разработано и принято Правительством РФ 36 федеральных стандарта.

3) внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений, а также нормативные акты министерств и ведомств, установленные правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям. Регулируют особенности аудита по видам: общий, страховой, банковый. Например, Приказ Минфина РФ от 07.03.2002 г. N» 47 «Об утверждении положения о Департаменте организации аудиторской деятельности Министерства финансов в РФ»;

4)внутренние стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных стандартов и практики аудита. Такие стандарты определяют качество работы и престиж аудиторских фирм, используются при проведении аудита и сопутствующих аудиту услуг.

2. В организационном плане систему регулирования аудиторской деятельности можно представить следующим образом.

1.Министерство финансов РФ- уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ;

Функциями государственного регулирования аудиторской деятельности являются:

1) выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности;

2) нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности, в том числе утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также принятие в пределах своей компетенции иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность и (или) предусмотренных настоящим Федеральным законом;

3) ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций;

4) анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации;

5) иные предусмотренные настоящим Федеральным законом функции.

2. Совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе;

3. Департамент организации аудиторской деятельности VAHA;

4. Аккредитированные профессиональные объединения;

5.Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы.

Отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности, могут регулироваться указами Президента РФ, которые не должны противоречить федеральному законодательству. Правительство РФ тоже вправе принимать постановления, содержащие нормы законодательства РФ об аудиторской деятельности.

^ Совет по аудиторской деятельности (далее - Совет) создается в соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" в целях обеспечения общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности.

Совет осуществляет следующие функции:

1) рассматривает вопросы государственной политики в сфере аудиторской деятельности;

2) рассматривает проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, и рекомендует их к утверждению Министерством финансов Российской Федерации;

3) одобряет порядок разработки проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности, а также кодекс профессиональной этики аудиторов;

4) оценивает деятельность саморегулируемых организаций аудиторов по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов и при необходимости дает рекомендации по совершенствованию этой деятельности;

5) вносит на рассмотрение Министерства финансов Российской Федерации предложения о порядке осуществления уполномоченным органом внешнего контроля качества работы аудиторских организаций;

6) рассматривает обращения и ходатайства саморегулируемых организаций аудиторов в сфере аудиторской деятельности и вносит соответствующие предложения на рассмотрение Министерства финансов Российской Федерации;

^ Саморегулируемой организацией аудиторов признается некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности.

Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации аудиторов с даты ее включения в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов.

Некоммерческая организация включается в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов при условии соответствия ее следующим требованиям:

1) объединения в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее 700 физических лиц или не менее 500 коммерческих организаций, соответствующих установленным настоящим Федеральным законом требованиям к членству в такой организации;

2) наличия утвержденных правил осуществления внешнего контроля качества работы членов саморегулируемой организации аудиторов и принятого кодекса профессиональной этики аудиторов;

3) обеспечения саморегулируемой организацией аудиторов дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами посредством формирования компенсационного фонда (компенсационных фондов) саморегулируемой организации аудиторов.

департамент в процессе работы по аттестации и лицензированию аудиторской деятельности решает следующие задачи:

  1. Отбор уполномоченных вузов и заключение с ними договоров на выполнение функций учебно-методических центров;

  2. Утверждение единых программ квалификационных экзаменов;

  3. Утверждение порядка проведения квалификационных экзаменов;

  4. Утверждение тестов и заданий экзаменационных билетов, составов экзаменационных комиссий;

  5. Рассмотрение и утверждение результатов квалификационных экзаменов;

  6. Принятия решения о выдаче или отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора;

  7. Выдача квалификационных аттестатов, их аннулирование;

  8. Выдача, приостановление и ходатайство в суд об аннулировании лицензии на право заниматься аудиторской деятельностью.


Аккредитованные аудиторские объединения вправе:

  1. Разрабатывать учебные планы и программы;

  2. Осуществлять профессиональную подготовку аудиторов;

  3. Ходатайствовать перед министерством финансов о выдаче или аннулировании квалификационных аттестатов, а также о выдаче, приостановке или аннулировании лицензий;

  4. Могут самостоятельно или по поручению МинФин РФ проводить проверки качества работы аудиторских фирм или индивидуальных аудиторов, являющихся членами данного объединения;

  5. Могут по итогам данных проверок применять к виновному меры воздействий или ходатайствовать перед Министерством Финансов РФ о применении таких мер.


^ 2.Аттестация аудиторов

Аттестация граждан, желающих заниматься аудиторской деятельностью осуществляется для обеспечения основополагающего принципа проведения аудита - такого, как профессиональная компетентность.

^ Аттестация на право осуществлять аудиторскую деятельность - это проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью в форме квалификационного экзамена.

Лицам, успешно сдавшим экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора.

С 1 января 2010 года в соответствии с ^ Федеральным Законом «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008г. государственное лицензирование аудиторской деятельности отменяется и заменяется обязательным членством аудиторов, индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций в СРО аудиторов, включенных Минфином России в реестр саморегулируемых организаций аудиторов. На СРО возложены функции ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций, аттестации, повышения квалификации аудиторов и контроля качества работы членов СРО.

В соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности":

аудитор обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации (далее - ОППК);

саморегулируемая организация аудиторов организует прохождение аудиторами ОППК.

Минимальная продолжительность ОППК устанавливается саморегулируемой организацией аудиторов для своих членов и не может быть менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год. Рекомендуемая продолжительность ОППК - 40 часов в год.

Программы повышения квалификации аудиторов утверждаются саморегулируемой организацией аудиторов для своих членов.

Программы повышения квалификации должны быть направлены на развитие практических навыков составления рабочих документов, аудиторских заключений и отчетов аудитора, а также углубление знаний в специфических областях, выходящих за рамки знаний, проверяемых во время квалификационного экзамена, и приобретение знаний, необходимых для понимания отраслевой специфики бизнеса аудируемых лиц. При этом обязательно должны изучаться вопросы изменения законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих область рассмотрения программы.( рекомендации по организации саморегулируемыми организациями аудиторов. Прохождения аудиторами обучения по программам повышения квалификации(одобрены Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 29 октября 2009 г., протокол N 79,с изменениями, одобренными 29 апреля 2010 г.,протокол N 84)
^ Квалификационные требования на 2010г.

  • высшее экономическое и (или) юридическое образование;

  • стаж работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет из последних 5-ти.

С 1 января 2011 года, согласно Федерального закона № 307 "Об аудиторской деятельности" от 30.12.08г., вступают в силу новые правила допуска и проведения экзаменов на аттестат аудитора. Согласно которым квалификационный экзамен будет проводится единой аттестационной комиссией, которая создается совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом.

Квалификационные требования на 2011г. (ФЗ №307 от 30.12.08г.)

  1. высшее образование в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования.

  2. ко дню объявления результатов квалификационного экзамена стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, не менее трех лет. Не менее двух лет из последних трех лет указанного стажа работы должны приходиться на работу в аудиторской организации.

Существуют следующие типы квалификационных аттестатов:

  • Области общего аудита;

  • Области аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;

  • Области аудита страховых организаций;

  • В области аудита банков и кредитных учреждений.

Экзамены проходят в течение 3 дней и состоят из тестирования и выполнения письменной работы по следующим дисциплинам:

  1. Хозяйственное право

  2. Налоговое право

  3. Бухгалтерский учет

  4. Аудит

Квалификационный аттестат аудитора выдается Министерством Финансов РФ, им же приостанавливается и аннулируется.

Квалификационный аттестат аннулируется в случае:

  1. Установлен факт его получения с использованием подложных документов;

  2. Если вступил в законную силу приговор суда, предусматривающий наказание;

  3. В виде лишения права заниматься аудиторской деятельности в течение определенного срока;

  4. Если установлен факт несоблюдения требований, обеспечивающих принципы независимости и конфиденциальности в аудиторской деятельности;

  5. Если установлен факт систематического нарушения аудитором требований, установленных законодательством с федеральными правилами (стандартами) при проведении проверок;

  6. Если установлен факт подписания аудитором заключения без проведения аудиторской проверки;

  7. Если установлен факт, что аудитор в течение 2 календарных лет подряд не осуществлял аудиторской деятельности;

  8. Если аудитор нарушает требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации.

Лицо, аттестат которого аннулирован на основании пункта 1, 3, 4, 5 не вправе повторно обращаться с заявлением о получении аттестата в течение 3 лет с момента его аннулирования.
^ 3.Цели и основные принципы стандартизации

Стандартизация - это установление единообразных норм осуществления аудиторской деятельности, имеющее целью обеспечения качества аудиторских услуг.

В практике существует международный стандарт аудита (МСА. Его разрабатывают международные аудиторские организации и вносят рекомендательный характер) и национальные правила стандартизации аудиторской деятельности (Подразделяются на федеральные правила и стандарты ПСАД).

Федеральные правила (стандарты) разрабатываются Министерством Финансов РФ, утверждаются правительством РФ. Они устанавливают общий подход к проведению аудиторской проверке, виды отчетов аудиторов, методология аудиторов, базовые принципы, которым должен следовать аудитор.

Федеральные стандарты аудиторской деятельности:

1) определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы, предусмотренные Федеральным законом;

2) разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита;

3) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов и их работников.

(в ред. Федерального закона от 01.07.2010 N 136-ФЗ)

Стандарты законодательно обеспечивают:

  1. Качество аудиторской проверки;

  2. Внедрение в практику аудитора новых достижений;

  3. Возможность ведения переговоров акционерами с представителями экономических субъектов;

  4. Связь отдельных элементов процесса аудита;

  5. Понимание процесса аудита и его результата пользователем аудиторских услуг и судебным органам.


В соответствии с федеральным законом, субъекты аудиторской деятельности вправе самостоятельно выбирать предметы и методы в процессе аудиторской проверки, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочих документаций аудитора, аудиторского заключения.

2. Стандарты аудиторской деятельности саморегулируемой организации аудиторов:

(в ред. Федерального закона от 01.07.2010 N 136-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг;

2) не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности;

3) не должны создавать препятствия осуществлению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности;

4) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами указанной саморегулируемой организации аудиторов.

3. Кодекс профессиональной этики аудиторов - свод правил поведения, обязательных для соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами при осуществлении ими аудиторской деятельности.

4. Каждая саморегулируемая организация аудиторов принимает одобренный советом по аудиторской деятельности кодекс профессиональной этики аудиторов. Саморегулируемая организация аудиторов вправе включить в принимаемый ею кодекс профессиональной этики аудиторов дополнительные требования.
  1   2   3   4   5   6   7



Скачать файл (813 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации