Лекции по истории отечественного государства и права (учебное пособие)
скачать (7381.9 kb.)
Доступные файлы (1):
1.doc | 7382kb. | 15.12.2011 21:20 | ![]() |
содержание
- Смотрите также:
- по истории отечественного государства и права [ лекция ]
- по Истории отечественного государства и права [ лекция ]
- история государства и права зарубежных стран [ лекция ]
- Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебное пособие [ документ ]
- История государства и права России [ лекция ]
- Конспект по Истории Отечественного государства и права [ лекция ]
- История государства и права Казахстана [ лекция ]
- История государства и права славянских народов. Учебное пособие [ документ ]
- Ответы на вопросы по истории государства и права Беларуси [ шпаргалка ]
- Мелехин А.В. Теория государства и права [ документ ]
- Конспект лекций Теория государства и права [ документ ]
- по истории государства и права [ лекция ]
1.doc
ТЕМА 1.Основные понятия об истории
отечественного государства и права.
Возникновение государства и права
у Восточных славян.
Киевская Русь (IX-XII вв.).
Русская Правда
1. Основные понятия об истории отечественного государства и права
История государства и права России создает историческое основание тех знаний и умений, которые студенты получают в результате изучения общеюридических и отраслевых дисциплин. Она обогащает их знанием исторического опыта, проникновением в сущность и закономерности общественного процесса, связанного с развитием таких феноменов, как государство и право. Вышесказанное характеризует место истории государства и права России в системе юридического образования и ее значение.
Вместе с тем эта дисциплина имеет свои непосредственные, конкретные задачи. К ним относится изучение:
процесса возникновения и развития государства и права на территории нашей страны;
факторов и условий, определявших появление государства и права, а затем их изменение и развитие;
правового положения классов, социальных групп;
организации государственной власти (механизм государства, система государственных органов в различные исторические периоды);
развития правовой системы, отраслей, институтов права, конкретных законодательных актов.
Общественные отношения, которые изучаются историей государства и права России - государство и право, - составляют предмет юридической науки.
Вместе с тем надо иметь в виду, что история государства и права России изучает государство и право на территории нашей страны в развитии от момента зарождения до настоящего времени. Это значит,
8
что история государства и права России — наука не только юридическая, но и историческая.
Другая отличительная черта курса заключается в том, что он разделяется на две части: первая часть — история государства и права России до октября 1917 г., вторая — история государства и права России после октября 1917 г. Это обусловлено тем, что Октябрьский переворот коренным образом изменил сущность государства и права и вернул нашу страну в специфический феодализм. К счастью, попытка построить социализм оказалась неудачной, это трагическая и, будем надеяться, неповторимая веха в истории российского государства и права.
В построении первой части курса сложилась четкая и последовательная структура. Она состоит из трех элементов: первый включает в себя рассмотрение общественного строя на том или ином историческом отрезке времени; второй предусматривает характеристику государственного строя в историческом ракурсе; третий охватывает правовую систему в ее развитии. Такая структура позволяет создать стройную картину исторического процесса развития российского государства и права до XX в.
Помимо этого студенты, изучая все разделы курса, должны уметь анализировать материал по основным отраслям и институтам права в различные хронологические периоды примерно по следующей схеме.
^ Глава государства, порядок замещения должности, объем полномочий. Высшие и центральные органы государственной власти: законодательной (законосовещательной), исполнительной, судебной; порядок их формирования, объем полномочий. Органы местного управления и самоуправления (когда они избирались, а не назначались), их компетенция.
^ Субъекты, объекты, обязательства, виды договоров, способы заключения и обеспечения (когда это требовалось), основания прекращения договоров, ответственность за неисполнение или за ненадлежащее исполнение. Законодатель стремился от эпохи к эпохе более детально регулировать посредством закона имущественные отношения.
^ Основания наследования — по закону и по завещанию. По закону — по нисходящей, в первую очередь по мужской линии, по восходящей и по боковой. По завещанию, как правило, ограничивалась завещательная воля наследодателя. Выморочным (от русского слова мор), т. е. перешедшим государству считалось имущество в случае отсутствия наследников и завещания.
^ Основания вступления в брак, порядок регистрации, права и обязанности мужа и жены, родителей и детей в бра-
9
ке (как правило, власть мужа и отца). Основания развода до XX в. были ограничены.
Уголовное право. Субъекты; объекты (как правило, религия, власть, личность, имущество, семья, мораль и нравственность); субъективная, объективная сторона; формы вины (умысел и неосторожность); стадии совершения преступления, виды соучастия, рецидив и групповые преступления; обстоятельства, смягчающие, отягчающие, исключающие уголовную ответственность. Понятие преступления и его виды; понятие и цели наказания и его виды.
^ Суд до XIX в., как правило, не был отделен от органов исполнительной власти и задачей его было не столько установление истины в ходе судебного процесса, сколько наказание за неисполнение предписаний властей. Судебная система носила сложный и запутанный характер, не была четко определена подсудность различных административных органов, право на обжалование приговора в вышестоящих инстанциях. Суд, зарождаясь при первобытном коммунизме как состязательный, с равенством сторон, постепенно, по мере усиления власти, особенно в петровские времена, превратился в розыскной-обвинительный, с отсутствием прав у обвиняемого и принципом презумпции виновности. Обвиняемый — значит виновный, и задача суда — доказать вину, в том числе и путем применения пытки. И лишь по судебной реформе 1864 г. суд начинает превращаться в современный, состязательный, с равенством сторон — истца и ответчика в гражданском процессе, обвинителя и обвиняемого в уголовном процессе. В уголовном процессе утверждается принцип презумпции невиновности и происходит окончательное отделение гражданского процесса от уголовного. Окончательное отделение суда от органов исполнительной власти. Переход от формальной оценки доказательств к свободной оценке. Для повышения эффективности расследования дел окончательно утверждаются досудебное следствие (предварительное расследование) и право обжалования судебных решений в кассационном и апелляционном порядке в вышестоящих судебных инстанциях.
Характеризуя исторические тенденции развития права, следует помнить, что право зарождалось при первобытном коммунизме как правовой обычай. Этот источник права был характерен для всех догосу-дарственных и раннегосударственных образований. Первые комплексные законы - Закон Русский (предположительно не сохранился), Русская Правда и последующее законодательство до Свода законов Российской империи — были архаичными, казуальными и фраг-
10
ментарными. До XIX в. отечественное право, равно как и феодальное право других стран, не знало деления на публичное и частное, материальное и процессуальное, на отрасли права. Институты права как таковые появились в русском законодательстве лишь в Соборном уложении 1649 г. До XIX в. законы носили характер судебников и являлись для чиновников административных органов, непрофессиональных судей практическим руководством по разрешению судебных дел.
Не было до XIX в. как таковой и общей части. В праве описывался каждый конкретный случай, казус, субъекты и объекты перечислялись поименно, а отсюда и существенные пробелы в законодательстве, его фрагментарность. Это противоречие разрешалось путем аналогии закона или права. От эпохи к эпохе увеличивалась казуальность, соответственно "сокращалась" фрагментарность. Усложнение социально-экономической и общественно-политической жизни потребовало совершенствования не только государственного управления, что находило свое отражение в усложнении системы организации власти, но и правовых форм регулирования различных сторон усложняющейся общественной жизни. Нормативные акты становятся все более объемными и "тяжеловесными". Отсюда и стремление законодателя к систематизации и кодификации права, особенно с конца XVIII в., утверждению общей части.
Как таковое современное право в странах континентальной системы права, к числу которых традиционно принадлежит и Россия, началось с принятия кодексов Наполеона, в основе которых лежит римская правовая традиция. Во многом по аналогии с ними в России был принят Свод законов Российской империи 1832 г. (но в условиях сохранения крепостного права). Это был первый шаг в проведении революционной правовой реформы отечественного законодательства. Второй шаг - отмена крепостного права в 1861 г. и превращение крестьян из объектов в субъекты права, в первую очередь в имущественных отношениях.
Еще одна тенденция развития права от простейших форм к современным, сложным - это детализация, конкретизация правовых форм, их совершенствование.
^
Восточные славяне к началу нашей эры занимали земли между Западным Бугом, Карпатами, Верхней Волгой и Доном, низовьями Дуная и Днепра, Чудским и Ладожским озерами.
11

По свидетельству римских и византийских источников, в середине I тысячелетия н. э. у восточных славян начинает углубляться общественное неравенство и на смену родовой приходит территориальная (соседская) община. Образуются племена во главе с сильными вождями, опиравшимися на военные дружины. Происходит разложение первобытно-общинного строя, возникает частная собственность на землю. Появляются богатые люди, ведется торговля с другими землями.
Таким образом, у восточных славян в середине 1 тысячелетия н. э. появляются первые государственные образования. Это были феодальные общества, к которым в силу ряда особенностей (развитие производительных сил, географическая среда, внешнее окружение) восточные славяне перешли, минуя рабовладельческий строй. Но при этом в восточнославянском обществе существовало рабство, которое носило патриархальный характер.
По свидетельству древних историков (византийских, арабских и др.) нам известно, что у восточных славян в VI — VIII вв. складывается ряд политических союзов, а затем более зрелых образований — государств. Арабские историки сообщают о трех таких государствах — Куявии (Киевское княжество), Славии (Новгородское княжество) и Артании (местонахождение точно не установлено). Как видим, во второй половине I тысячелетия у восточных славян образуется феодальное' общество и возникает государственность. Общие закономерности возникновения государства и права у восточных славян были такие же, как и у других народов (см. схемы 1, 2, 3).
Уяснение данных обстоятельств имеет важное значение в связи с так называемой норманнской теорией. Она появилась в XVIII в. Ее авторами являются работавшие в Петербургской академии наук немецкие ученые Байер, Миллер и Шлецер. По их утверждению, государственность у восточных славян была создана северными германцами — норманнами (варягами). В исторической и историко-правовой литературе уже достаточно обоснована научная несостоятельность этой теории. Тот факт, что возникновение государственности у восточных славян - результат процессов их общественного развития, доказан и не вызывает сомнения.
Термин «феодализм» является достаточно условным, и хотя известен во Франции с XVII в., в научный оборот был введен в XIX в.
12
С х е м а 1
^
| Родовая община -объединение людей, основанное на кровном родстве, а также на общности имущества и труда | | ||||||
| ||||||||
| Организация общественной власти | | ||||||
| ||||||||
| Собрание взрослых членов рода | | ||||||
| | | | | | ||||
Военачальник (военный вождь) князь | | Старейшина рода (вождь) | | Жрецы | ||||
| | | | | | | ||
| Особенности первобытной общественной власти | | ||||||
| | \ / | | | ||||
| Власть исходила от родовой общины, от всех взрослых членов рода | | ||||||
| \ / | | ||||||
| Старейшины, военные вожди, жрецы избирались собранием членов рода, осуществляли властные функции под его контролем, в любое время могли быть смещены собранием | | ||||||
| | \ / | | | ||||
| Специального апарата, который занимался бы только управлением, не было | |
Схем а 2
^
Союз племен | | Собрание союза племен | | Совет старейшин |
| | | | |
| | | | | | | |
Племя | | Собрание племени | | Совет старейшин |
| | | | |
| | | | | | | |
Фратрия | | Собрание фратрии | | Совет старейшин |
| | | | |
| | | | | | | |
Род | | Собрание рода | | Старейшины |
| | | | |
13
С х е м а 3
^
Правила поведения (социальные нормы), действовавшие в родовой общине, племени




труд, охоту, рыбную ловлю,
боевые действия, быт,
семейные отношения
Многие из обычаев являлись
одновременно и нормами морали,
религии, регулировали
отправление обрядов
Особенности норм поведения родовой общины




членов рода. У членов рода
не было разграничения прав
и обязанностей
Их исполнение обеспечивалось привычкой,
естественной потребностью соблюдать
укоренившиеся правила, а также при
необходимости - общественным
мнением общины
^






государством норм
первобытных обычаев
и превращение их в
нормы права
(обычаи), которые уже
стали охраняться
от нарушений
государством
Юридический прецедент(судебное или административное решение по конкретным делам), которому государство придает юридически обязательную силу для аналогичных дел
Издание
государством
новых нормативных
актов, содержащих
нормы права
Столь же очевидным является тот факт, что государственное развитие восточных славян привело к концу IX в. (882 г.) к образованию их единого государства — Древнерусского (Киевского) государства — Русь (термин «Киевская Русь» был введен в научный оборот на много столетий позже).
3. Характеристика общественного строя Киевской Руси
Основными классами древнерусского общества были феодалы и феодально зависимые люди. К феодалам относились князья и бояре, которые владели земельной собственностью в форме вотчины (наследственной собственности).
Феодальная собственность носила иерархический характер. Крупные феодалы - князья - являлись сеньорами (сюзеренами), у
14
которых имелись вассалы, находившиеся в определенных отношениях с сеньорами, регулировавшихся феодальными договорами и особыми иммунитетными грамотами.
Феодалы были привилегированным сословием. Они освобождались от уплаты государственных налогов и податей, а также обладали исключительным правом собственности на землю.
Другой категорией населения были смерды. Они составляли основную часть сельского населения Киевской Руси. Смерды владели участками земли, имели необходимые орудия труда. В рассматриваемый период (IX—XII вв.) большая часть смердов оставалась свободной (платила дань, исполняла повинности), но некоторые попадали в зависимость от тех или иных феодалов (платили оброк, выполняли барщину).
Другую группу зависимых людей составляли закупы. Это люди, которые испытывали острую нужду и брали взаймы ту или иную вещь (купу). Дача купы оформлялась договором в присутствии свидетелей. Пока должник не вернет хозяину предмет долга, он находился в зависимости от него. Существовал и институт холопства (домашнего рабства). Наиболее ранним источником холопства был плен. Позднее источники холопства определялись законом — Русской Правдой. Таких источников было несколько:
1) лицо берет что-либо в долг и не возвращает предмет долга;
холопство назначается в качестве меры наказания (поток и разграбление);
самопродажа в холопы;
4) оформление поступления к феодалу в качестве тиуна-
ключника ненадлежащим способом (без свидетелей);
5) вступление свободного в брак с холопом; холоп-раб лишен
всех прав, он не был субъектом права, за него отвечал хозяин.
Холопство было двух видов - обельное (вечное) и временное.
В городах Древней Руси жили ремесленники и купцы. Они могли объединяться в профессиональные организации — братства (по типу цехов и гильдий).
^
Высшая власть принадлежала Великому князю киевскому, который был носителем законодательной, исполнительной и судебной власти. При князе имелся Совет, состоявший из бояр и наиболее влиятельных дворцовых слуг (см. схему 4).
В необходимых случаях созывались феодальные съезды (снемы), на которые съезжались князья и крупные феодалы. Совет при князе и феодальные съезды не имели строго очерченной компетенции.
15
Сохранилось и вече — народное собрание, которое со временем утратило свое значение.
Центральные органы государственного управления строились на основе дворцово-вотчинной системы. Управление государством строилось на основе управления княжеским двором. Княжеские слуги (дворецкий, конюший и др.) выполняли государственные функции.
На местах управляли посадники и волостели, действовавшие на основе системы кормления, т. е. получали от населения определенные платежи — корма.
Схема 4
^
| Великий князь | | ||||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | |||||||||||||
| снем | | | Совет при князе | | вече в городах | | |||||||||||||||
| | | _| | | | | | |||||||||||||||
J»"**' | | | | | ||||||||||||||||||
>^ | Дворцовые слуги | | ||||||||||||||||||||
| | | | | | | ||||||||||||||||
| | дворской, конюший, сельский, ратайный, воевода, ловчий, чашник, стольник, отроки, гриди, детские, мечники | | | ||||||||||||||||||
| | | | | | | ||||||||||||||||
| | | Совет при князе | | | | | |||||||||||||||
| | | | местная администрация Великого князя | | |||||||||||||||||
местные | | | | | | |||||||||||||||||
князья | | | | | | |||||||||||||||||
| | Вече | | | | | | |||||||||||||||
| | | | | | |||||||||||||||||
| | | | | | | | | | |||||||||||||
| | | | посадники в городах | | волостели в волостях | | |||||||||||||||
| тиуны | | | | | | | | | | | |||||||||||
| | | | | тиуны | | тиуны | |
16
В Древней Руси не было специальных судебных органов, судебные функции выполняли представители администрации, включая ее главу - Великого князя (см. схему 5). Однако существовали специальные должностные лица, помогавшие в отправлении правосудия. Среди них можно назвать, например, вирников, которые собирали уголовные штрафы за убийство. Вирников, когда они находились при исполнении служебных обязанностей, сопровождала целая свита мелких должностных лиц. Судебные функции выполняли также церковь и отдельные феодалы, которые имели право судить зависимых от них людей (вотчинная юстиция). Судебные полномочия феодала составляли неотъемлемую часть его иммуни-тетных прав.
С х е м а 5
Судебные органы Древнерусского государства
| Великий князь | | |||||||||||||||
| | | | | | | | ||||||||||
| Боярский суд | | | Городские посадники | | | | ||||||||||
| | | | | | тиуны | | ||||||||||
| | | | | | | | ||||||||||
| | | | | | | |||||||||||
| Церковный суд | | | Сельские волостели | | | | ||||||||||
| | | | | | тиуны | | ||||||||||
| | | | | | | | ||||||||||
| | Вспо | могательные > | судебные оргг г | ны | | | ||||||||||
| | | | | | | |||||||||||
мечник | метельник | вирник | ябедник (государственный обвинитель) | детский | подворичий пристав | ||||||||||||
/ | | | | ||||||||||||||
/ | | | | ||||||||||||||
| | | | | |||||||||||||
| помощники | |
Управление государством, ведение войн, удовлетворение личных потребностей Великого князя и его окружения требовали, конечно, немалых средств. Кроме доходов от собственных земель, князья установили систему налогов, дани. Поначалу это были доб-
17
ровольные пожертвования членов племени своему князю и его дружине, но затем они становятся обязательным налогом. Уплата дани стала признаком подчинения (отсюда слово «подданный», т.е. находящийся под данью, ею обложенный). Дань собиралась путем полюдья, когда князья, обычно один раз в год, объезжали подвластные им земли и собирали доходы со своих подданных. Без конфликтов не обходилось. Известна печальная судьба Великого князя Игоря* убитого древлянами за чрезмерные поборы, что заставило его вдову княгиню Ольгу упорядочить налогообложение. Она учредила так называемые погосты — специальные пункты сбора дани (обычно это было крупное село). Население платило налоги мехами, которые были своеобразной денежной единицей. Ценность их как платежного средства не исчезала даже тогда, когда они, сохраняя княжеский знак, теряли товарный вид. Использовалась и-иностранная валюта, переплавлявшаяся в русские гривны.
Важным элементом политической системы древнерусского общества стала церковь, которая с момента крещения Руси в 988 г. оказалась тесно связанной с государством. Поначалу князь Владимир Святославич пытался использовать в государственных интересах языческий культ, установив иерархию языческих богов во главе с Перуном — богом грозы и войны, но затем переориентировался на христианскую религию и крестил Русь. По преданию он долго раздумывал, прежде чем сделать выбор в пользу православия.
Крещение Руси происходило в значительной степени насильственным путем, особенно в северных русских землях, где население не желало отрекаться от веры отцов и дедов. Так или иначе, но как только Русь приняла христианство, была создана церковная организация, и в скором времени церковь заявила о себе не только как о крупном (коллективном) феодале, но и как сила, способствовавшая укреплению отечественной государственности. Во главе православной церкви стоял митрополит киевский, назначавшийся в то время из Византии, центра православия. Затем его стали назначать киевские князья. В отдельных русских землях церковную организацию возглавляли епископы.
^
Источники права. Возникновение Древнерусского государства, естественно, сопровождалось формированием древнерусского пра-
18
ва, исторически первым источником которого были правовые обычаи — нормы обычаев доклассового общества, санкционированные возникающим государством. Среди них можно встретить кровную месть, принцип талиона — «равным за равное». Совокупность этих норм летописи и иные древнейшие документы называют Законом Русским.
Первыми письменными памятниками древнерусского права, дошедшими до нас, были договоры Руси с Византией X в. Заключенные после успешных военных походов, эти договоры носили международно-правовой характер, но в них вместе с тем получили отражение нормы Закона Русского. (Из этих договоров мы, собственно, и знаем об основном содержании древнерусского обычного права.)
Княжеское законодательство как источник права появляется на Руси в X в. Особое значение имеют уставы Владимира Святославича и Ярослава, которые внесли изменения в действующее финансовое, семейное и уголовное право. Наиболее же крупным памятником древнерусского права является Русская Правда, сохранившая свое значение и в последующие (за киевским) периоды отечественной истории.
Русская Правда составлялась на протяжении длительного времени (в XI-XII вв.), но отдельные ее статьи уходят в языческую старину. Впервые ее текст был обнаружен В.Н.Татищевым в 1738 г. Сейчас известны более ста ее списков, значительно отличающихся друг от друга и по объему, и по структуре, и по содержанию, но все более позднего времени, и к сожалению, не найдена правоприменительная практика - договоры, судебные решения и т. п. Правовой памятник принято делить на три редакции (большие группы статей, объединенных хронологически и смысловым содержанием): Краткую, Пространную и Сокращенную (см. схемы 6 и 7). В Краткую редакцию входят две составные части: Правда Ярослава (или Древнейшая) и Правда Ярославичей — сыновей Ярослава Мудрого. Правда Ярослава включает первые 18 статей Краткой редакции и целиком посвящена уголовному праву. Скорее всего, она была составлена тогда, когда шла борьба за киевский престол между Ярославом и его братом Святополком (1015-1019 гг.). Наемная варяжская дружина Ярослава расправилась с новгородцами, положив тем самым начало затяжному и невыгодному для Ярослава конфликту. Стремясь задобрить новгородцев, он и «дал» им Правду, повелев им «по ее грамоте ходите».
19
С х е м а 6 Основные редакции Русской Правды
Краткая _ т - ^ Пространная (Древнейшая) к к | | ||||
| | | | I | |
Правда Ярослава | | "Устав Ярослава Владимировича о судах" | | ||
| | | | ||
Правда Ярославичей | | Устав князя Владимира Святославича | | ||
| | | | | |
С х е м а 7
Русская Правда
Время действия | Название источника |
| Краткая Правда (по Академическому списку - 43 статьи) |
X - середина XI в. | Правда Ярослава (1-18 ст.) |
середина XI — середина XII в. | Правда Ярославичей (19-43 ст.) |
1-я четверть — X1I-XV вв. | Пространная Правда (121 ст. -по Троицкому списку) |
XIV-XV вв. | Русская Правда, Сокращенная из Пространной (50 ст. - по Толстовскому списку) |
Правда Ярославичей включает следующие два десятка статей Краткой редакции (так называемый Академический список). Как явствует из ее заголовка, сборник разрабатывался тремя сыновьями Ярослава Мудрого при участии ближайшего окружения. Составление текста относится примерно к середине XI в. Со второй половины того же столетия стала формироваться Пространная редакция, сложившаяся в окончательном варианте в XII в. По уровню разработки правовых институтов это уже следующий этап в развитии древнерусского права, хотя наряду с новыми постановлениями Пространная Правда включает и видоизмененные нормы Краткой редакции. В ней представлено уголовное и наследственное право, основательно разработан правовой статус различных категорий населения. К XIII-XIV вв. относится возникновение Сокращенной
20
редакции, которая представляет собой выборку из статей Пространной Правды, приспособленных для регулирования более развитых общественных отношений периода политической раздробленности Руси.
Кроме Русской Правды, которая стояла в центре правовой системы Древнерусского государства в эпоху Киевской Руси, из правовых источников были известны церковные уставы князей Владимира и Ярослава Мудрого, от которых пошла история церковного законодательства, а также статьи из правовых сборников других славянских народов. Использовался, например, «Закон Судный людем» из Болгарии. Значение имели и Кормчие книги — византийские сборники церковно-гражданских постановлений, большей частью относящиеся к области семейного права.
Вся совокупность правовых обычаев и законов, действовавших на Руси, создавала основу для довольно развитой системы древнерусского права. Как и всякое феодальное право, оно было правом-привилегией, т.е. закон предусматривал неравноправие людей, принадлежавших к разным социальным группам (см. схему 8). Так, холоп не имел почти никаких прав. Весьма ограниченной была правоспособность смердов, тем более закупов. Зато права и привилегии феодального общества закон брал под усиленную защиту.
Схе м а 8
Разряды феодально зависимых крестьян (по Русской Правде)
| СМЕРДЫ (свободные) до 945-946 гг. | | |
| СМЕ (феодально XI-X Ст. 26,28, 78,90 | РДЫ зависимые) I вв. 33 КР ПР.; ПР. ПР. | |
РЯДОВИЧИ | ЗАК1 | /ПЫ | ХОЛОПЫ |
(по способу оформления феодальной зависимости) Ст. 25 КР. ПР.; 14 ПР. ПР. | (по осн феоде зависи Ст. 56-е ПР. | ованию льной мости) 2,64,66 ПР. | (по режиму зависимости -крепостные) Ст. 26,29 КР. ПР.; 16,32,38,46,63, 65,66,85,89,98, 110-121 ПР. ПР. |
СМЕРДЫ (свободные) до 945-946 гг.
21

Правда | Правда |
Ярослава | Ярославичей, |
| Пространная Правда |
Холопы (челядь) | Холопы |
Ст. 11, 16,17КР. ПР. | (крестьяне, крепостные) |
| Ст. 26, 29 КР. ПР.; |
| 16, 32, 38, 46, 63, 65, 66, 85, 89, 98, |
| 110-121 ПР. ПР. |
6. Гражданское, семейное и наследственное право Киевской Руси
^ Русская Правда и другие источники древнерусского права довольно четко различают две основные части гражданского права — право собственности (см. схему 9) и обязательственное право. Право собственности возникает с утверждением феодализма и феодальной собственности на землю. Феодальная собственность оформляется в виде княжеского домена (земельного владения, принадлежащего данному княжескому роду), боярской или монастырской вотчины. В Краткой редакции Русской Правды закреплена незыблемость феодальной земельной собственности. Кроме собственности на землю, она говорит и о праве собственности на другие вещи — коней, тягловый скот, холопов и пр.
Что касается обязательственного права, то Русская Правда знает обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда. Причем последние сливаются с понятием преступления и называются обидой.
Для древнерусского обязательственного права характерно обращение взыскания не только на имущество, но и на личность должника, а порою даже на его жену и детей. Основными видами договоров были договоры мены, купли-продажи, займа, поклажи, личного найма. Договоры заключались в устной форме, но в присутствии свидетелей — послухов. Купля-продажа земли, по-видимому, требовала письменной формы. При продаже краденной вещи сделка считалась недействительной, а покупатель имел право требовать возмещения убытков.
22
Схем а 9
Право собственности по Русской Правде
Редакции Русской Правды | Право собственности на имущество | |||
| Движимое | Недвижимое | ||
| Объект | Субъект | Объект | Субъект |
Правда Ярослава | Конь, оружие, одежда (Ст. 12, 13, 18) Холоп (Ст. 11) | Военно-дружинная знать | | |
Правда Яросла- вичей | Рабочий скот и птица (Ст. 21,28, 36) Сено, дрова (Ст. 39, 40) Лодка (Ст. 35) Холоп (Ст. 29) | Князь Огнишанин (феодал) Смерд (крестьянин) | Земля пахотная, лес, борти (Ст. 24, 32, 34) | Феодал |
Пространная Правда | Домашнее имущество, оружие, одежда (Ст. 34, 35, 41) Рабочий скот и птица (Ст. 33-35, 37, 41, 45,64,81,84) Сено, дрова (Ст. 82) Лодка речная и морская (Ст. 79) Хлеб-зерно (Ст. 43, 83) Челядин (Ст. 32, 38, 89, 110, 112-115, 118, 119) | Князь Огнишанин (феодал) Смерд (крестьянин) | Земля пахотная и усадебная Водные, лесные и борт-невые угодья (Ст. 69-73, 75, 76) | Огнишанин (феодал) |
Наиболее полно в Русской Правде регламентирован договор займа. В 1113 г. произошло восстание киевских низов против ростовщиков, и Владимир Мономах, призванный боярами, чтобы спасти положение, принял меры к упорядочению взимания процентов по долгам. Закон в виде объекта займа называет не только деньги, но и хлеб, мед. Существуют три вида займа: обычный (бытовой) заем, заем, совершаемый меж-
23

^ Развивалось в Древней Руси в соответствии с каноническими правилами. Первоначально действовали обычаи, связанные с языческим культом. Одной из форм индивидуального брака в языческую эпоху было похищение невесты (в том числе мнимое), другой - покупка. Довольно широко было распространено многоженство. (Согласно «Повести временных лет», тогдашние мужчины имели двух-трех жен, а Великий князь Владимир Святославич до крещения имел пять жен и несколько сот наложниц). С введением христианства устанавливаются новые принципы семейного права — моногамия, затрудненность развода, бесправие внебрачных детей, жестокие наказания за внебрачные связи.
По Церковному уставу Ярослава моногамная семья становится объектом защиты со стороны церкви. Члены такой семьи, в первую очередь жена, пользуются ее всемерным покровительством. Браку обязательно предшествовало обручение, считавшееся нерасторжимым. Брачный возраст был низким (14— 15 лет для мужчины и 12— 13летдля женщины, т.е. с момента половой зрелости). Церковь требовала венчания как непременного условия законности брака. Законодательство Древней Руси последовательно отстаивало свободное волеизъявление брачующихся, устанавливая ответственность тех родителей, которые либо выдают замуж дочь без ее согласия, либо препятствуют вступлению в брак своей дочери. Расторжение брака было возможно только при наличии поводов, перечисленных в Церковном уставе.
Вопрос об имущественных отношениях между супругами не совсем ясен. Очевидно, однако, что жена имела определенную имущественную самостоятельность. Закон допускал имущественные споры между супругами. Жена сохраняла право собственности на свое приданое и могла передавать его по наследству.
Дети находились в полной зависимости от родителей, особенно от отца, имевшего над ними почти безграничную власть.
^ Понятие наследства возникает непосредственно с появлением частной собственности; вместе с тем наследственное право восточных славян, получившее распространение после образования Древнерусского государства, сохраняло многие черты патриархальных отношений. При наследовании по закону, т.е. без завещания, преимущества имели сыновья умершего, к ним же пере-
24
ходили и военные обязанности отца. При наличии сыновей дочери не получали ничего (на наследников возлагалась лишь обязанность выдать сестер замуж). Наследственная масса делилась, очевидно, поровну, но младший сын имел преимущество — он получал двор отца. Незаконные дети наследственных прав не имели, но если их матерью была раба-наложница, то они вместе с ней получали свободу. Право отца распоряжаться имуществом при составлении завещания не ограничивалось. Исключение из этого правила состояло в том, что он не мог завещать имущество дочерям.
^
Уголовное право. В Древнерусском государстве преступление именовалось обидой. Под этим подразумевалось нанесение какого-либо вреда потерпевшему. Но вред, как известно, может быть причинен как преступлением, так и гражданско-правовым нарушением (деликтом). Таким образом, Русская Правда не различала преступление и гражданско-правовое нарушение (см. схему 10).
С хе м а 10
Система преступлений по Русской Правде
Преступление -причинение физического,
материального или морального ущерба
| Против личности | |
| | |
| | |
| убийство | |
| | |
| | |
| телесные повреждения | |
| | |
| | |
| побои | |
| | |
| | |
| оскорбление | |
| действием | |
| | Против имущества |
| | |
| | |
| поджог | |
| | |
| конокрадство | |
| | |
| потрава посевов | |
| | |
| пользование чужим имуществом |
25
Уголовное право рассматриваемого периода было феодальным правом-привилегией. Жизнь, честь, имущество холопов законом не охранялись. Блага же, принадлежащие феодалам, защищались особенно рьяно: за убийство феодала устанавливался штраф в 80 гривен, а за смерда - только 5 гривен. Холопы субъектами права вовсе не признавались. Ст. 46 Русской Правды говорит о том, что если холопы окажутся ворами, то князь штрафом их не наказывает, поскольку они не свободны (и в силу этого, как, вероятно, полагает законодатель, могут совершить кражу по наущению своего хозяина). Хозяин такого холопа обязан был платить двойное вознаграждение потерпевшему. В некоторых случаях потерпевший мог сам расправиться с холопом-обидчиком, не обращаясь к государственным органам, вплоть до убийства холопа, посягнувшего на свободного человека.
Русская Правда не знает возрастных ограничений уголовной ответственности и понятия невменяемости. Состояние опьянения ответственности не исключает. Зато Русской Правде известно понятие соучастия. Проблема решается просто: все соучастники преступления отвечают в равной степени.
Русская Правда различает ответственность в зависимости от субъективной стороны преступления. Не проводит различия между умыслом и неосторожностью, но различает два вида умысла - прямой и косвенный. Это отмечается при ответственности за убийство: убийство при сведении счетов карается высшей мерой наказания - потоком и разграблением, убийство же в «сваде» (драке) - только вирой (см. схему 11). По субъективной стороне различается и ответственность за банкротство: преступным считается только умышленное банкротство. Состоящие аффекта исключает, согласно нормам Русской Правды, ответственность. Что касается объективной стороны преступных деяний, то подавляющее число преступлений совершается путем действия. Лишь в очень немногих случаях наказуемо и преступное бездействие (утайка находки, длительное невозвращение долга).
Схем а 11
Система наказаний по Русской Правде
Наказание - возмещение причиненного ущерба | ||||||
| | | | | |||
| "поток и разграбление" | | | |||
| | I | | | | |
| вира | | "головничество" | | ||
| | | | | ||
| | | | | | | |
продажа
урок
26
Русская Правда знает лишь два родовых объекта преступления — личность человека и его имущество. Отсюда только два рода преступлений. Но каждый род включает довольно разнообразные виды преступных деяний. Среди преступлений против личности выделяются убийство, телесные повреждения, побои, оскорбление действием. Княжеские уставы знают и оскорбление словом, где объектом преступления является преимущественно честь женщины. В уставах князей Владимира Святославича и Ярослава можно встретить упоминания о половых преступлениях.
Среди имущественных преступлений наибольшее внимание Русская Правда уделяет краже (татьбе). Наиболее тяжким видом татьбы считалось конокрадство (конь — основное тягловое животное и средство передвижения). Известно и преступное уничтожение чужого имущества путем поджога, наказуемое потоком и разграблением (поджог был всегда особенно опасен, так как на Руси все строили в основном из дерева). В княжеских уставах предусматривались преступления против церкви, а также против семейных отношений. Церковь, насаждая новую форму брака, с помощью уголовного права усиленно боролась против остатков языческих обрядов.
В Русской Правде нет указаний ни на государственные, ни на должностные преступления. Но это не значит, что выступления против княжеской власти не наказывались. В таких случаях применялась непосредственная расправа без суда и следствия. Например, так поступила княгиня Ольга с убийцами своего мужа.
Суд и судопроизводство. В Древнерусском государстве суд не был отделен от администрации. Посадники и другие должностные лица, осуществлявшие правосудие, получали определенную часть вир и продаж, взимаемых при рассмотрении дел. Кроме того, они вознаграждались и сторонами — участниками процесса. Высшей судебной инстанцией был Великий князь.
Древнерусское право еще не знало разграничения между уголовным и гражданским процессом, хотя некоторые процессуальные действия могли применяться только по уголовным делам (гонение следа, свод). Во всяком случае, и по уголовным, и по гражданским делам применялся состязательный (обвинительный) процесс, при котором стороны были равноправны. Обе стороны в процессе назывались истцами. (Исследователи полагают, что в церковном суде применялся и инквизиционный, розыскной процесс со всеми его атрибутами, включая пытку.)
Русская Правда знает две специфические процессуальные формы досудебной подготовки дела - гонение следа и свод. Гонение следа —
27
это отыскание преступника по его следам. Если след привел к дому конкретного человека — значит, он и есть преступник, если в село — ответственность несет община (вервь), если потерялся на большой дороге — поиск преступника прекращается.
Если ни утраченная вещь, ни похититель не найдены, потерпевшему не остается ничего другого, как прибегнуть к закличу, т.е. объявить на торговой площади о пропаже в надежде, что кто-нибудь опознает украденное или потерянное имущество у другого лица. Человек, у которого обнаружится утраченное имущество, может, однако, заявить, что он приобрел его правомерным способом, например купил. Тогда начинается процесс свода. Владелец имущества должен доказать добросовестность его приобретения, т.е. указать лицо, у.которого он приобрел данную вещь. При этом достаточно показаний двух свидетелей и мытника — сборщика торговых пошлин.
Закон предусматривает определенную систему доказательств (см. схему 12), в том числе свидетельские показания. Различаются две категории свидетелей — видоки и послухи. Первые — свидетели в современном смысле слова, очевидцы происшествия. Послухи — более сложная категория. Это лица, которые слышали о случившемся от кого-либо, имеющие сведения из вторых рук. Иногда под послухами понимали и свидетелей доброй славы сторон. Они должны были показать, что ответчик или истец — добропорядочные люди, заслуживающие доверия. По некоторым гражданским и уголовным делам требовалось определенное число свидетелей (например, два свидетеля при заключении договора купли-продажи, два видока при оскорблении действием), т.е. в использовании свидетельских показаний присутствовал элемент формализма.
В Древнерусском государстве существовала целая система формальных доказательств — ордалии. Среди них следует назвать судебный поединок — «поле». Победивший в поединке выигрывал дело, поскольку считалось, что бог помогает правому. В Русской Правде и иных законах Киевского государства «поле» не упоминается, но другие источники, в том числе иностранные, говорят о практическом применении на Руси этого вида ордалий.
Другим видом «суда божьего» были испытания железом и водой. Испытание железом применялось тогда, когда не хватало иных доказательств, причем в более серьезных случаях, чем испытание водой. Русская Правда, посвящая ордалиям три статьи, не раскрывает техники их проведения. По более поздним источникам, однако, известно, что если человек, связанный и брошенный в воду, начинал тонуть, то он считался выигравшим дело. Особым видом доказательства
28
была присяга — «рота». В некоторых случаях имели доказательственное значение внешние признаки и вещественные доказательства.
В Русской Правде видны определенные формы обеспечения исполнения судебного решения, например, взыскание виры с убийцы. Специальное должностное лицо — вирник — являлся в дом осужденного с многочисленной вооруженной свитой и «терпеливо» ждал, пока тот заплатит штраф, получая каждый день обильное натуральное содержание. Преступнику выгодней было как можно быстрее рассчитаться со своим долгом и избавиться от неприятных «гостей».
За основную массу преступлений наказанием была «продажа» — уголовный штраф.
Схем а 12 Виды доказательств по Русской Правде
Поличное - Ст. 2, 30 КР. ПР.; (лицо, знамение) 29, 38, 45 ПР. ПР.
Свидетели:
видоки - Ст. 2 КР. ПР.; 29, 27 ПР. ПР.
послухи - Ст. 18, 21, 47, 50, 52, 66, 77, 85 ПР. ПР.
смешение понятия видоков и послухов - Ст. 48, 49 ПР. ПР.
3. Испытание (ордалии) - Ст. 21 ПР. ПР.
железом - Ст. 21, 22, 85, 87 ПР. ПР.
водой - Ст. 22 ПР. ПР.
присяга «рота» - Ст. 22, 47, 48, 49, 52, 115 ПР. ПР.
29
Скачать файл (7381.9 kb.)