Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Реферат - Гимнастика. Методика преподавания - файл 1.docx


Реферат - Гимнастика. Методика преподавания
скачать (60.3 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx61kb.15.12.2011 21:53скачать

содержание

1.docx


  1. Части урока. Назначение и средства.

Основной формой организации занятий по гимнастике в шко

ле являются уроки физической культуры с гимнастической на

правленностью. Для любого занятия гимнастикой характерно наличие трех фаз. В первой фазе занимающиеся подготавливаются к основной работе, во второй – проводится основная работа, а в третьей – работа завершается. Эти фазы принято называть частями урока: подготовительной, основной, заключительной.

В подготовительной части урока осуществляется подготовка занимающихся к успешному решению задач его основной части. Многочисленные задачи, которые решаются в подготовительной части урока, условно объе

диняются в три большие группы: физиологические (оздоровитель

ные), образовательные и воспитательные.

В подготовительной части урока гимнастики, как правило, применяются упражнения умеренной интенсивности: строе

вые упражнения, разновидности передвижений (различные виды ходьбы, бега, подскоков, танцевальных движений), общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами и отягощениями, упражнения на гимнастической стенке и скамейке, игры. Слишком интенсивные упражнения могут снизить работоспособность зани

мающихся в основной части урока. В связи с этим в подготовитель

ной части урока не следует специально развивать у занимающихся такие двигательные качества, как сила, выносливость и даже гибкость.

Выбор конкретных упражнений для подготовительной части за

висит от специфики гимнастики, условий проведения занятия и прежде всего от его задач, состава занимающихся и обстановки.

Упражнения, включаемые в подготовительную часть, очень разнообразны. В пределах только одного занятия обычно выполня

ется большое количество различных по характеру двигательных действий, которые вовлекают в активную работу весь двигательный аппарат человека, вынуждая его работать в самых различных ре

жимах (ритм напряжения и расслабления, ацикличность переклю

чения работы различных мышечных групп и т. д.).

В основной части урока решаются следующие задачи:

  1. Повышение функциональных возможностей организма, фи

  2. зической подготовленности и работоспособности занимающихся.

  3. Обучение занимающихся новым спортивным, прикладным, строевым и общеразвивающим упражнениям с целью доведения их выполнения до уровня навыка. Сообщение новых теоретичес

  4. ких сведений о назначении вновь изучаемых упражнений и о тех

  5. нике их исполнения, развитие способностей, необходимых для овладения более сложными упражнениями, трудовыми и военно-прикладными двигательными действиями.

  6. Воспитание у обучаемых активного и сознательного отноше

  7. ния к занятиям гимнастикой, к учебе, труду, а также воли, доб

  8. рожелательного отношения к окружающим, чувства собственно

  9. го достоинства и др.



Эти задачи решаются во взаимосвязи. Для этого в основной части урока применяются такие упражнения, для выполнения которых требуются значитель

ные волевые и физические усилия: упражнения на гимнастических снарядах, опорные прыжки, акробатические упражнения, приклад

ные упражнения, общеразвивающие упражнения повышенной ин

тенсивности, игры и эстафеты.

Выбор упражнений для конкретного занятия зависит от частных задач основной части урока, от возможностей занимающихся и других условий.

На заключительную часть занятия иногда отво

дится неоправданно мало времени. Тем не менее, в этой части реша

ются весьма важные задачи:

  1. Постепенное снижение физической и психологической на

  2. грузки. При этом должны быть обеспечены оптимальные условия для протекания восстановительных процессов в организме.

  3. Подведение итогов урока. Здесь педагог должен предусмот

  4. реть дальнейшее стимулирование сознательной активности зани

  5. мающихся на уроках.

  6. Задание для самостоятельной работы.

Для решения поставленных задач в заключительной части применяются:

  1. Успокаивающие упражнения: спокойная ходьба, легкий бег, упражнения в глубоком дыхании и на расслабление, в потряхива

  2. нии, самомассаж. Выполнение этих упражнений позволяет посте

  3. пенно снизить нагрузку и содействовать активному отдыху.

  4. Отвлекающие упражнения: на внимание, спокойные игры, упражнения под музыкальное сопровождение.

  5. Упражнения, повышающие эмоциональное состояние зани

  6. мающихся: игры, эстафеты, танцы и пляски, ходьба с песней. Эти упражнения создают бодрое, жизнерадостное настроение, помогают сплочению коллектива, усиливают желание заниматься гимнастикой.

Содержание подготовительной и заключительной частей урока определяется содержанием его основной части. Поэтому при на

писании конспекта урока сначала составляется основная часть, затем — подготовительная и, наконец, заключительная.



  1. 

  2. Способы организации деятельности учеников на уроке гимнастики.


В настоящее время на уроках физической культуры в общеобразовательных школах учителя применяют следующие формы организации: фронтальную, групповую, индивидуальную. В то же время в теории и методике физического воспитания выделена и особая организационно-методическая форма проведения упражнений – круговая тренировка.

^ Фронтальная форма организации – это выполнение учащимися всего класса одинакового для всех задания под руководством учителя. Ведущее место при этом отводится совместной работе. Все учащиеся слушают объяснения учителя или наблюдают за его действиями, или выполняют физические упражнения, т.е. возникают специфические коммуникативные отношения между учителем и коллективом класса.

Одинаковые задания могут выполняться одновременно всем классом, поочередно, по одному, по двое, несколькими учениками (с паузами) или потоком. Потоком можно выполнять только те физические упражнения, которые прочно усвоены учащимися. Поточная организация учебной деятельности требует хорошей дисциплины и относительной простоты выполняемых упражнений, надежную страховку.

Физические упражнения можно выполнять в группах, отделениях, всем классом. Несмотря на наличие групп, форма организации остается фронтальной, т.е. учащиеся всего класса выполняют одинаковое задание, общее для всех, под общим руководством учителя.

Эффективной фронтальная форма организации может быть только в том случае, если у учителя сформированы умения держать в поле своего внимания всех учащихся класса, обеспечивать одновременную и активную деятельность каждого ученика, поддерживать рабочую дисциплину.

Положительная сторона данной формы организации заключается в том, что в активные двигательные действия вовлекаются все ученики класса; отрицательная – здесь ограничены возможности учителя внимательно наблюдать за каждым учеником, нельзя вовремя предотвратить, обнаружить и исправить ошибки, постоянно следить за поведением учащихся. Фронтальная форма особенно рациональна на уроках физической культуры в I–IV классах, поскольку младшие школьники отличаются большей подвижностью и не могут подолгу оставаться в бездеятельном состоянии. Кроме того, содержание обучения состоит из сравнительно несложного материала, учитывающего учебные возможности данного контингента учащихся.

Фронтальная форма успешно применяется и в работе с учащимися средних и старших (V–IX и X–XI) классов, особенно в вводной и заключительной частях урока. Однако это не исключает возможности применения фронтальной формы и в основной части урока, если такая 

необходимость обусловлена его педагогической целью и конкретными задачами.

^ Групповая форма организации - временное деление коллектива класса на несколько групп (команд, звеньев, отделений) и выполнение каждой группой «своих» заданий по указанию учителя.

Группы не должны быть постоянными, поскольку в их составе учащиеся разного уровня успеваемости, что в последующем может затруднить реализацию принципа единства обучения, равное право на образование и на развитие способностей.

По команде учителя начинается и заканчивается работа групп и смена заданий в группах. Групповая форма применяется преимущественно в основной части урока, когда изучаются два или более разнородных и сложных физических упражнений.

Положительные моменты: стимулируется самостоятельная работа школьников, которая содействует формированию у них потребности в самообразовании, что наиболее важно на данном этапе. Учитель имеет возможность уделить больше внимания группе учащихся, выполняющих наиболее сложные упражнения, оказывать им помощь и страховать их.

Групповая форма занятий активизирует учащихся, повышая их интерес к уроку, позволяет выполнять упражнения в индивидуальных темпе и ритме, подбирать упражнения, наиболее соответствующие силам и способностям состава данной группы и каждого ученика в отдельности.

На группы ученики распределяются с учетом пола, уровня физической подготовленности, состояния здоровья. Выполняется эта работа в начале учебного года.

Осуществляя руководство всем классом, учитель занимается непосредственно с тем отделением, которое выполняет упражнения, требующие страховки (на кольцах, опорные прыжки), когда упражнения еще только разучиваются. Остальными отделениями руководят специально подготовленные учащиеся-активисты. Когда на уроке повторяются ранее изученные упражнения, учитель может, наблюдая за всем классом, переходить от одного отделения к другому.

Если же в классе нет подготовленного актива и коллектив учащихся все еще не приучен к самостоятельной работе, то не рекомендуется создавать более двух групп. Возможно, следует временно избегать проведение такого урока. В этом случае необходима систематическая и целенаправленная подготовка коллектива к групповой форме занятий:

- постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя;

- обсуждение и составление плана учебного задания в группе;

- определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей;

- организация работы по выполнению учебного задания;

- наблюдения учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся, взаимный контроль за выполнением задания в группе;



- краткие сообщения учащихся (по вызову учителя) о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнение, исправление дополнительной информации и подведение итогов деятельности;

- оценка работы групп и коллектива класса в целом.

^ Индивидуальная форма организации - каждый ученик выполняет индивидуальное задание независимо от других.

Такая форма организации деятельности отвечает способностям и возможностям отдельных учащихся (и хорошо успевающих, и среднеуспевающих, и слабоуспевающих), позволяет отрегулировать темп выполнения заданий в соответствии с индивидуальными учебными возможностями учащихся при решении одних и тех же задач. При этом учитель наблюдает за деятельностью каждого учащегося, помогает определить рациональный способ достижения поставленной задачи.

Индивидуальная форма может быть применена на уроках физической культуры всех типов. Особую ценность они представляют на подготовительном этапе, когда в процессе самостоятельных занятий формируются двигательные и инструктивно-методические умения.

В структуре школьного урока физической культуры индивидуальная форма организации используется во всех трех его частях, чаще всего в IX–XI классах. Однако это не исключает ее применения в младших и средних классах.

Задания учителя могут быть выполнены:

- одновременно всеми учащимися, получившими разрешение (или задание) в течение определенного времени свободно бегать, прыгать, лазать, бороться, играть и т.д.;

- одновременно всеми учащимися, получившими разрешение (или задание) в течение определенного времени заняться любым из предложенных учителем физических упражнений;

- отдельными учениками по особым заданиям (облегченным или усложненным с учетом индивидуальных особенностей детей) учителя.

Выполнение индивидуальных заданий начинается и заканчивается по команде учителя.

Используя индивидуальную форму на уроках, учитель полнее удовлетворяет запросы и интересы учащихся, создает оптимальные возможности для их физической подготовки, предлагая упражнения-задания, наиболее соответствующие их учебным возможностям и потребностям, целенаправленно организуя педагогический процесс.

^ Круговая тренировка - наиболее развитая ступень групповой формы организации. Занятия физической культурой и спортом проходят одновременно в группе и как индивидуальная форма организации взаимодействия педагога (тренера, учителя) и занимающихся.

Круговая тренировка в настоящее время приобрела такую популярность, что она рекомендована для систематического использования на школьных уроках физической культуры с IV–V классов. Круговая тренировка дает 

возможность самостоятельно получать знания, формировать физические качества, совершенствовать отдельные умения и навыки. Для школьного урока физической культуры эта форма приобретает особое значение, так как позволяет организовать учебную деятельность одновременно всего коллектива класса с относительной самостоятельностью и использованием большого количества оборудования и инвентаря.

В зависимости от конкретных задач урока круговая форма организации уместна во всех трех его частях.

Включение круговой формы во вводную часть урока считается целесообразным в тех случаях, когда предстоит еще более интенсивная работа в его основной части, требующая большего напряжения в освоении определенных умений и навыков различных движений. Комплекс подводящих упражнений подготавливает учащихся к предстоящей работе.

Применение круговой тренировки в основной части урока связано с развитием физических качеств в условиях, когда организм еще не устал и готов выполнить работу в большом объеме и при оптимальных условиях нагрузки. В заключительной части круговая форма применяется редко.

Сущность круговой формы организации заключается в том, что коллектив класса разделяется на несколько групп по 4–6 учащихся. Группы распределяются учителем по местам занятий (станциям) в зале или на площадке, где расставлены снаряды, инвентарь или специально оборудованы для таких занятий. На «станциях» очередность выполнения упражнений планируется так, чтобы по направленности воздействия они сменяли друг друга. К примеру, если на одной «станции» преимущественное воздействие оказывается на мышечную систему нижних конечностей, то на следующих – на другие мышечные группы.

Выполнение упражнений начинается одновременно на всех «станциях» и по команде учителя. Справившись с заранее обусловленным заданием, группы в установленном порядке (обычно по направлению часовой стрелки) переходят на очередное место занятий. Они отдыхают там и знакомятся с содержанием нового задания, опробуют его и по команде учителя начинают выполнение нового задания, и так до тех пор, пока не пройдут через все «станции».

Круговая форма организации требует предварительной подготовки учащихся. После того, как учащиеся прочно усвоили используемые в комплексах круговой формы физические упражнения, их знакомят с организацией работы на «станциях».

При составлении комплексов упражнений учитель должен стремиться к тому, чтобы каждое последующее было «разгрузочным» по отношению к предыдущему и в работу поочередно включались основные мышечные группы.

Программа ориентирует учителя на то, чтобы уроки проводились по возможности на открытом воздухе. В этом случае целесообразно использовать мишени для метания в цель, прыжковую яму, оборудование 

гимнастического городка школы, полосу препятствий и другие специальные сооружения и особенности рельефа местности.

В специальной литературе предпринята попытка выделить в самостоятельную организационную форму сочетание групповой формы с работой отдельных учащихся, выполняющих так называемые дополнительные упражнения. Это и есть та практика, которая привела к возникновению круговой тренировки.

Применение дополнительных заданий объясняется тем, что при групповой форме организации приходится ждать своей очереди, чтобы выполнить упражнение, поэтому используются, в частности, подвижные игры, которые можно проводить уже начиная с I–II класса. Простейшие варианты таких заданий представляют собой как бы цепочки, составленные из тематически оформленных, регламентированных двигательных действий, например: «Пожарные», «Космонавты», «Пограничники».

Более сложный по содержанию и условиям проведения игровой вариант представляет собой комплекс из 3–4 подвижных игр. Характер и число основных движений в каждой игре довольно точно оговаривается правилами. Устанавливается желательное чередование нагрузки и отдыха. Выделенные ученики подсчитывают очки, следят за порядком.

Такой вариант приемлем начиная с IV класса - игровые действия с мячами разных размеров: бег, прыжок, метание, броски, т.е. с использованием элементов спортивных и подвижных игр. Например, в такой комплекс могут войти игры со специально разработанными для них правилами: «Бег вдоль волейбольной сетки с отбиванием мяча», «Удочка», «Гонка мячей», повторная эстафета с бегом.

Игровые варианты применяются в основной части урока с установкой на развитие ловкости, быстроты двигательной реакции, скорости передвижения. Они приобретают особое воспитательное значение: приучают детей к взаимоответственности и взаимоподдержке в команде, способствуют проявлению творческой активности и инициативы, вызывают яркие положительные эмоции. Группы учеников играют в эти игры на разных местах площадки, начиная и заканчивая их по сигналу учителя. Играющие последовательно переходят от одной игры к другой.

Дополнительные упражнения должны быть хорошо знакомы, доступны для самостоятельного выполнения, разнообразны по воздействию, родственны по структуре движений основному физическому упражнению.

Качество урока физкультуры во многом зависит от того, насколько он интересен для занимающихся.


  1. 

  2. Этапы обучения гимнастическим упражнениям.


Процесс обучения гимнастическому упражнению представляет собой определенную систему действий ученика и преподавателя. Эти действия имеют осмысленную связь и последовательно распре

делены во времени. Поочередное решение конкретных задач обуче

ния обусловливает возможность выделения отдельных этапов. В данном случае рассматривается период непосредственного разучи

вания упражнения, в котором выделяются три взаимосвязанных этапа обучения: начальное обучение, углубленное разучивание, за

крепление и совершенствование движения.

Первый этап — это начальное обучение новому движению. Основной задачей начального этапа обучения является созда

ние предварительного представления об изучаемом упражнении. Приступая к обучению, учитель, прежде всего, должен познакомить учащихся с терминологиче

ским названием упражнения. При работе с учениками обяза

тельна демонстрация осваиваемого упражнения, т.е. показ. Ка

ким бы образным языком не владел учитель при объяснении техники исполнения, ученики все-таки попросят показать это упражнение. Показ должен быть совершенным, его может осу

ществить сам учитель или подготовленный для этого ученик. Однако следует подчеркнуть, что владение учителем техникой упражнений, осваиваемых учениками, повышает его авторитет в их глазах. Опытный учитель перед показом сосредоточивает внимание учащихся на одном-двух основных компонентах тех

ники с таким расчетом, чтобы во время демонстрации они зна

ли, на что обращать внимание.

Большую помощь в создании предварительного представле

ния об изучаемом упражнении могут оказать и различные на

глядные пособия (схемы, рисунки, макеты и т. п.). Чаще всего первый этап обучения за

вершается пробными попытками, выполняемыми с помощью и страховкой.

Основные действия преподавателя и ученика на первом этапе включают:

  • формулировку общей задачи предстоящего обучения;

  • обсуждение требований, которые будут предъявляться к ученику, с выделением связей нового движения с аналогичными, ранее сформированными навыками;

  • разработку плана предстоящих действий;

  • объяснение и показ нового движения, конструирование его на моделях;

  • контроль за созданием представления путем описания учени

  • ком или воспроизведения того или иного фрагмента движения.


Основными задачами второго этапа обучения, этапа разучи

вания, являются выбор наиболее эффективных методов обуче

ния, уточнения представлений об изучаемом упражнении и устранение ошибок. Это решающий этап обучения. Он направлен на овладение основами техники нового движения. Деятельность преподавателя здесь складывается из следующего:

  • 

  • постоянного наблюдения за ходом выполнения движения;

  • сопровождения выполнения упражнения словесными и ины

  • ми сигналами, подсказа ученику момента решающих действий;

  • оказания непосредственной помощи для облегчения выполне

  • ния;

  • обеспечения безопасности обучения;

  • исправления ошибок путем коррекции действий ученика в процессе выполнения движения;

  • планирования последующих заданий.

Если движение сложно и требует значительных физических зат

рат, то обычно выполняется одна попытка. При несложном задании выполняется серия повторений в одном подходе.

В процессе освоения гимнастических упраж

нений важную роль может сыграть эффект положительного или отрицательного переноса двигательных навыков. Одни упраж

нения, разученные ранее, помогают обучению, другие - меша

ют. Так, например, навыки, полученные при освоении группи

ровок и перекатов, играют положительную роль в обучении ку

выркам. Умение выполнять на брусьях подъем махом вперед из упора на предплечьях также может оказать положительное влияние при обучении подъему махом вперед из упора на ру

ках. В таких случаях освоенные ранее упражнения могут слу

жить подводящими и подготовительными. Однако в определен

ных случаях можно получить противоположный эффект: на

пример, навык подъема на одной может ме

шать обучению подъему одной.

На этом этапе обучения должны быть сравнительно постоянны

ми условия обучения (высота снаряда, ориентиры, направление движения и т. д.). Результатом завершения данного этапа являет

ся технически правильное и самостоятельное выполнение упраж

нения.

Третий этап обучения — закрепление и совершенство

вание движения. Данный этап направлен на стабилизацию техни

ки и совершенствование выполнения изучаемого движения. Это достигается в результате целостного и самостоятельного повторе

ния упражнения в стандартных условиях или близких к соревнова

тельным.

Степень владения движением должна быть доведена до уровня прочного автоматизированного навыка, что позволит уверенно вы

полнять освоенное движение в различных условиях (на занятии, соревновании, показательном выступлении) на протяжении дли

тельного периода.

Роль преподавателя на этом этапе обучения определяется зада

чами контроля и управления учебным процессом. Непосредствен

ное участие в выполнении упражнения (помощь, сопровождение) уменьшается. Ученик чаще использует приемы самоконтроля и самооценки собственных действий.

В результате последовательного решения задач обучения на трех этапах гимнастическое упражнение выполняется технически правильно, стабильно и совершенно, т. е. перестает быть новым. Такой уровень владения движением можно считать завершением процесса обучения.

Для сохранения достаточно высокого качественного и техниче

ского уровня исполнения каждое упражнение необходимо перио

дически повторять.

  1. 

  2. Способы проведения общеразвивающих упражнений.


Существуют три основных способа проведения ОРУ: раздельный, поточный и проход

ной.

Раздельный способ. Отличительная особенность этого способа — паузы между отдельными упражнениями комплекса и относительно постоянное место занимающихся (построение в кругу или разомкнутом строю). Преподаватель называет упражнение, указывает на его назначение, показывает, если это необходимо, а затем подает команду для выполнения. Это наиболее доступ

ный способ, поэтому он чаще применяется в педагогической практике.

Для проведения комплекса ОРУ этим способом предваритель

но ведется обучение каждому упражнению (по показу, рассказу и т. д.). Далее подаются ко

манды «Исходное положение ПРИНЯТЬ!» и «Упражнение на

чи-НАЙ!». Для окончания упражнения подается команда «СТОЙ!». После учащиеся должны принять положение стойки «ВОЛЬНО», если упражнение выполняется из различных стоек. Для перевода учащихся из поло

жения стоя в положение сидя, лежа и наоборот подаются соот

ветствующие команды «СЕСТЬ!», «ЛЕЧЬ!», «ВСТАТЬ!».

Раздельный способ носит образовательную направленность, так как предусматривает решение задач: освоение техники выполнения упражнений; обучение и проверка знаний терминологии; развитие физических качеств; психофизиологическая подготовка организма детей к предстоящей работе на уроке; двигательная подготовка, а также формирование инструкторских навыков.

Применяется с первого по последний класс, но в младшем и среднем школьном возрасте — это основной способ проведения комплекса ОРУ. Для начала и окончания упражнений подаются команды в зависимости от применяемого приема создания представления об упражнении.

Поточный способ. Поточный способ характеризуется непрерывным выполнением упражнений (без остановок). Проводить комплекс этим способом можно при различном построении учащихся: в сомкнутом и разомкнутом строю, в шеренге, в кругу и т. д.

Применяется он в основном с целью разминки и развития выносливости, т. е. для подготовки организма к высоким нагрузкам. При этом повышается плотность занятий, активизируется деятельность центральной нервной системы в связи с необычностью условий получения представления об упражнении. Данный способ обычно применяется начиная с VII—VIII классов с более подготовленными учащимися. Различают пять его вариантов.

^ Первый вариант. Упражнение выполняется несколько раз, а затем без остановки переходят к следующему и так до последнего упражнения в комплексе. В этом случае надо кратко и предельно четко называть следующее упражнение, указывая основные действия и способ выполнения, 

сообразуясь с ритмом и темпом выполняющегося в этот момент упражнения. Например, группа выполняет заданное упражнение и на третью восьмерку учитель говорит: "Следующее упражнение—ПРИСЕДАНИЕ" или "НАКЛОНЫ В СТОРОНЫ". С началом четвертой восьмерки учитель говорит: "Последний", а на 8-й счет подается команда: "МОЖНО!" Группа заканчивает выполнение упражнения и с первым счетом новой восьмерки учитель говорит: "Приседание — раз, два; выпрямиться — три, четыре", сопровождая объяснение показом. Во время объяснения нового упражнения некоторые ученики сбиваются или останавливаются. В таких случаях нужно одновременно с объяснением очередного упражнения выполнить то, которое выполняют ученики. Показывать новое упражнение можно только тогда, когда предыдущее ритмично выполняет весь класс.

Составлять комплекс упражнений для проведения данным способом рекомендуется из знакомых и хорошо разученных упражнений. Надо найти простые и удобные переходы от одних упражнений к другим, чтобы конечные положения предыдущих упражнений являлись исходными для последующих, так как создавать представление о новом упражнении во время выполнения очень трудно. Важно сохранять однотипный счет. Рекомендуется подбирать упражнения в основном на 2 и 4 счета.

^ Второй вариант. Комплекс выполняется сериями упражнений (по 4—6 в каждой), затем следует пауза, во время которой принимается новое исходное положение (сидя, лежа и т. п.), и выполняется следующая серия. Таких серий может быть от двух до четырех в зависимости от задач урока и подготовленности учащихся.

^ Третий вариант. Упражнения выполняются потоком (без оста

новки) от первого до последнего по одному разу по типу вольных упражнений. Затем вся комбинация повторяется несколько раз.

^ Четвертый вариант. Можно проводить только по показу. В этом случае занимающиеся знакомятся с новым упражнением вместе с учителем. Для начала первого упражнения подается команда: "Вместе со мной упражнение начи-НАЙ!" Ученики вместе с учителем выполняют упражнение. Вместо последнего счета подается команда: "Стой!" Учитель сразу принимает исходное положение следующего упражнения, а ученики копируют его действия. Первую восьмерку (четверку) учитель считает медленно, чтобы ученики успели посмотреть и повторить движения, а затем упражнение выполняется в нужном темпе и ритме. Во время проведения этого варианта учитель проговаривает только команды и ведет счет. Можно весь комплекс проводить без слов команды. Ученикам предлагается копировать все действия учителя. В этом случае учитель вместе с учениками выполняет весь комплекс. Прием напоминает своеобразную игру и учащиеся, особенно младших классов, охотно стремятся в точности скопировать действия учителя.

^ Пятый вариант. В старших классах можно проводить упражнения поточным способом, используя прием постановки "свободных заданий". Учитель при этом не объясняет и не показывает новые (последующие) 

упражнения, а только дает общие указания и названия упражнений с началом очередной восьмерки: "Рывки руками, наклоны, выпады, приседы и т. п.", а ученики самостоятельно подбирают упражнения из указанной группы и выполняют каждый свое.

Проходной способ. Отличительной особенностью этого способа является то, что упражнения выполняются на ходу или со значительными перемещениями занимающихся. В комплекс упражнений включаются: ходьба и бег различными способами, прыжки, танцевальные движения, преодоление препятствий, акробатические и другие несложные упражнения.

Данный способ очень эмоциональный и требует от учителя умения хорошо владеть группой (классом), так как необходимо соблюдать строгий порядок и дисциплину.

Применяются два варианта этого способа, которые отличаются друг от друга построением и рисунком передвижения занимающихся.

^ Первый вариант. Выполняя упражнения, занимающиеся одновременно передвигаются по периметру площадки или по кругу в колонну по одному (по два).

Используя этот вариант, учитель должен придерживаться следующих методических указаний:

  1. Упражнения в комплекс включаются знакомые, ранее разученные в разомкнутом строю. Лучше подбирать упражнения на два или четыре счета, так как добавляются еще один или три шага. Например: 1—3 — три шага с левой; 4 — приставить правую; 5 — упор присев; 6 — упор стоя ноги врозь; 7 — упор присев; 8 — о. с.

  2. Для создания представления об упражнении применять целостный метод обучения и по разделениям. В младшем и среднем школьном возрасте при объяснении упражнения следует прекращать движение класса, особенно если учащиеся пере

  3. двигаются бегом или прыжком. Сначала целесообразнее объяснять и показывать упражнения, когда ученики стоят, а затем можно практиковать объяснение простых движений на ходу.

  4. Поддерживать дистанцию в строю во время выполнения ОРУ (два-три шага). Уменьшение дистанции мешает правильному выполнению упражнений и создает ситуации для нарушения дисциплины, так как учащиеся могут столкнуться друг с другом.

  5. Для начала упражнения, независимо от того как оно будет выполняться (с ходу или с места), подается команда: "Упражнение начи-НАЙ!" В движении команда подается под левую ногу. Учащиеся делают шаг правой, а затем с шагом левой под счет "раз" начинают выполнять заданное упражнение. Для окончания - с началом четвертой восьмерки (примерная дозировка упражнений) подается предварительная команда: "Без задания" и затем, вместо восьмого счета, исполнительная команда — "МАРШ!"

  6. 

  7. Для изменения положения рук (за голову, к плечам, за спину, на пояс и т. д.) подается команда: "Руки на пояс — СТАВЬ!" или "Руки в стороны — СТАВЬ!".

  8. Для изменения способа передвижения нужно назвать способ и подать команду: "Марш!" Например: "На носках — МАРШ!" или "Перекатом с пятки на носок — МАРШ!" Если же изменяется и положение рук, и способ передвижения, то команду следует подавать так: "Руки к плечам — СТАВЬ! На внутренней стороне ступни или на носках — МАРШ!" и т. д.

  9. Если класс передвигается подскоками или каким-либо другим способом, только не шагом и не бегом, то для перехода на ходьбу или на бег нужно подать команду: "Обычным шагом (бегом) — МАРШ!"

^ Второй вариант. Второй вариант проведения ОРУ в движении заключается в следующем. Класс движется по периметру площадки в колонну по одному. По команде учителя класс перестраивается из колонны по одному в колонну по четыре поворотом направо (налево). Четверка, выполнившая поворот, размыкается на исходные точки для выполнения упражнения. За ней выстраивается вторая четверка и т. д. Выполняя упражнения, учащиеся передвигаются поочередно шеренгами, используя всю рабочую площадь зала.

Каждое упражнение учитель называет и показывает. Для начала выполнения первого упражнения в комплексе подается команда: "Упражнение начи-НАЙ!" Первая четверка начинает выполнять упражнение, продвигаясь вперед. Следующая четверка (шеренга) включается в упражнение через 8 счетов. Пройдя всю площадку, первая четверка прекращает выполнение упражнения, поворачивается налево или направо и до мест исходного положения продвигается в колонну по одному по одной стороне зала. За ней вторая четверка, третья и т. д.

Для начала очередного упражнения первая четверка занимает исходные места и ждет команду. Вместо счета "семь, восемь" учитель подает команду: "Следующие — МОЖНО!" или "С правой (левой) — МОЖНО!" Следующие четверки через каждые восемь счетов включаются в упражнение самостоятельно.

Каждое очередное упражнение учитель называет и показывает его во время движения первых четверок к местам исходного положения. Сам находится на противоположной стороне зала. Например, если учащиеся возвращаются по левой стороне зала, то учитель находится ближе к правой, чтобы его хорошо видели, чтобы он видел весь класс и не мешал продвижению четверок, еще выполняющих упражнение. Так как очередное упражнение при этом способе показывается первым четверкам, а последующие выполняют упражнение, глядя на первых, то в комплекс желательно включать в основном знакомые, технически правильно разученные при раздельном способе упражнения.

Чтобы не сбиваться с темпа и ритма при объяснении упраж

нения и дать возможность отдохнуть голосовым связкам, тем более что комплекс 

выполняется со значительным перемещением, учитель предлагает учащимся вместе с ним вести счет. С началом упражнения он считает вместе с классом, а затем выполняющие упражнение четверки ведут счет сами. В это время учитель объясняет очередное упражнение, соизмеряя слова и счет с предыдущим.

Для лучшей организации проведения этого варианта целесообразно ознакомить учащихся с рисунком передвижения по площадке. Для этого надо первый раз пройти со всеми перестро

ениями, не выполняя упражнения. Затем пройти так же, но добавить ведение счета передвигающимися четверками по площадке. При этом учитель подает все команды, а ученики, продвигаясь в ритме счета, учатся вести счет. Далее упражнение выполняется в целом каждой четверкой, а затем комплекс выполняется потоком. Только после такой предварительной подготовки возможно успешное освоение данного варианта.

Возможны другие варианты возвращения к исходным местам. Например, после прохождения всей площадки зала четверкой 1-й и 2-й ученики поворачивают в обход направо, а 3-й и 4-й — налево и двигаются к исходным местам с двух сторон. При таком перестроении удобно проводить упражнения в парах.

В практике чаще используется первый вариант проходного способа, однако следует отдать предпочтение второму, при котором полностью проявляются достоинства данного способа.

Второй вариант позволяет включать в разминку многие акробатические и танцевальные упражнения, а также сократить время проведения подготовительной части урока.

Проведение ОРУ таким способом требует от учащихся и учителя концентрированного внимания, определенных навыков и умений в ведении счета, поэтому его лучше использовать с учащимися среднего школьного возраста.

Любой из способов проведения ОРУ учитель выбирает исходя из количества учащихся, размеров зала или площадки, постав

ленных задач, возраста и подготовленности учащихся.

Выделяют также такие способы проведения ОРУ, как расчлененный способ, игровой и комплексный. Расчлененный (по разделениям), предусматривает пред

варительное называние каждой части сложного по координации движений упражнения, а если необходимо, показ ее, после чего подается команда для выполнения. Например: правую руку в сто

рону, левую вверх, «делай, раз»; правую руку вверх, левую в сто

рону, «делай, два» и т.д. Этот способ облегчает овладение упраж

нением, позволяет предупредить или своевременно исправить не

точности. Он применяется при обучении сложным упражнениям, с группами, слабо подготовленными в двигательном отношении, а также в занятиях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Простые по технике исполнения упражнения могут проводиться только «по показу», или только «по рассказу». По показу упражнения проводятся 

главным образом с дошколь

никами, учащимися младших классов, когда надо организовать их внимание, дисциплинировать и повысить физическую нагрузку. Рассказ применяется с це

лью развития образного и логического мышления, памяти на дви

жения, координации движений.

Игровой способ проведения комплекса ОРУ заключается в том, что класс делится на несколько команд (дети в колонне, шеренге являются одной из команд), между которыми проводится соревнование в исполнении ОРУ. Такая форма проведения ОРУ стимулирует техничное выполнение давно известных упражнений и способствует увеличению физиологической нагрузки (кто быстрее поменяется местами, выполнит упражнение без ошибок, большее количество раз присядет и т. д.).

Подбирая игры-упражнения, учитель должен опираться и исходить из планируемых задач, характера учебного материала и возраста занимающихся. В зависимости от этого их форма, содержание и правила проведения могут и должны меняться. Учителю необходимо постоянно вносить элементы новизны, современности, создавать необычные условия и ситуации с учетом интересов и возможностей смены мест занимающихся. Кроме того, нужно учитывать их возраст и двигательный опыт.

При проведении ОРУ, особенно в V—VIII классах, можно одновременно использовать раздельный, поточный и игровой способы - комплексный способ.

В комплекс включаются 2-3 упражнения с образовательной направленностью (разучивается новое упражнение, знакомятся с новыми терминами и т. д.) - раздельный способ.

Поточный способ проведения ОРУ требует предварительной подготовки. Учащиеся должны научиться выполнять без пауз 3-4 упражнения. Для этого раздельным способом разучиваются упражнения, а затем соединяются в комплекс. Вначале надо соединить по два упражнения, а потом переходить к большему количеству. Обучение можно проводить двумя способами. В первом случае несколько раз повторяется сначала одно упражнение, а затем без паузы, по указанию учителя, начинается следующее и т. д. Во втором случае сначала вслед за учителем выполняется по одному разу каждое упражнение, а потом эта комбинация выполняется несколько раз полностью. Такой прием помогает развивать у школьников двигательную память.

В комплексный способ включаются 1-2 игровых (соревновательных) упражнения, как для развития физических качеств, так и для повышения эмоциональности. Кроме того, включаются упражнения на развитие чувства ритма, темпа, времени и на координацию движений.


  1. 

  2. Обучение неопорным (простым) прыжкам.


Прыжковые упражнения являются важным средством физиче

ского воспитания, оказывающим всестороннее воздействие на зани

мающихся. При выполнении прыжковых упражнений воспиты

ваются скоростно-силовые качества, формируются прикладные навыки в преодолении препятствий, решается задача воспита

ния смелости, решительности, ловкости. Выполнение прыжков с разбега повышает функциональное состояние органов крово

обращения и дыхания.

Прыжковые движения выполняются за счет быстрых и кратковременных мышечных сокращений, требующих хорошей ко

ординации двигательного аппарата. Многообразие и динамич

ность действий вызывают повышенный интерес к занятиям прыжковыми упражнениями.

Прыжковые упражнения, применяемые на уроках гимнасти

ки, делятся на две группы: неопорные (простые) и опорные прыжки.

К простым относятся:

  • прыжки на месте на двух и одной ногах с различными движениями рук, хлопками, с поворотом;

  • прыжки в высоту и длину с места и с разбега;

  • прыжки в глубину, прыж

  • ки в «окно»;

  • прыжки с короткой и длинной скакалкой и т. п.



Ко второй группе относятся прыжки с опорой о снаряд рука

ми (через козла, коня, плинт).

Комплексной программой предусмотрено изучение прыжков с I класса. ^ Для учащихся I класса даются прыжки на одной и двух но

гах на месте; с поворотом на 90°; с продвижением вперед на од

ной и двух ногах; в длину с места; с высоты 30-40 см; с разбе

га (место отталкивания не обозначено) с приземлением на обе ноги; с 3—4 шагов разбега, и с отталкиванием одной ногой че

рез плоские препятствия; через набивные мячи, через натяну

тую веревочку (высота 30-40 см); многоразовые (от 3 до 6 прыжков) на левой и правой ноге; через длинную и качаю

щуюся скакалку.

^ Учащимся II класса предлагаются прыжки на одной и двух ногах на месте, с поворотом на 180°, по разметкам, в длину с места, в длину с разбега с зоны отталкивания 60-70 см, в вы

соту с 4-5 шагов с разбега, с высоты с постепенным увеличе

нием ее до 60 см, через короткую скакалку, вращающуюся вперед.

^ С учащимися III класса рекомендуются прыжки на месте на двух ногах с поворотом на 270°, согнув ноги и ноги врозь, прыжки с места на заданную длину по ориентиру, показанному в пределах 0,6-1 м, с открытыми и закрытыми глазами, прыжки по размет

кам, прыжки с ноги на ногу с продвижением вперед, прыжки с высоты до 80 см с мягким и точным призем

лением на маты, прыжки через скакалку вращением назад.



Учащимся IV класса необходимо освоить прыжки на месте с поворотом на 360°, прыжки на двух ногах со сгибанием и разве

дением ног, прыжки с продвижением вперед, чередуя их на двух и одной ноге, по разметкам на расстоянии 0,5-1 м в темпе 30 и 60 прыжков в мин, прыжки со скакалкой на месте и с про

движением вперед в течение 15, 30 с, прыжки через набивные мячи согнув ноги и ноги врозь. С этого класса учащиеся начи

нают освоение опорных прыжков, для выполнения которых очень важно укреплять мышцы ног и туловища, а также разви

вать прыгучесть.
Неопорные (простые) прыжки состоят из четырех фаз: разбе

га, толчка одной или двумя ногами, полета и приземления. Толчок ногами может выполняться от земли (пола), деревянного мостика, трамплина. Наиболее важными фазами прыжка являются разбег и толчок ногами.

Разбег выполняется с постепенным ускорением, этим обеспечивается скорость горизонтального перемещения тела и в сочетании с толчком создается условие для выполнения прыжка. В неопорных прыжках длина разбега равна 7-9 беговым шагам.

Толчок начинается с момента касания мостика или пола ногами. При выполнении прыжка в длину и высоту с разбега отталкивание выполняется одной ногой с перекатом с пятки на носок. Маховая нога и руки энергично поднимаются вперед-вверх. При прыжках с места в высоту и в длину толчок выполняется обеими ногами.

^ Полет при выполнении всех прыжков должен обеспечить охранение положения тела прыгуна, дающее возможность успешно приземлиться.

Приземление начинается с момента касания мата или земли ногами и заканчивается смягчением удара и своевременным погашением скорости движения тела.

Прыжки в высоту с места. 1. Стоя лицом к планке или веревочке, толчком обеих ног прыжок, согнув ноги. 2. Стоя боком, прыжок перешагивая. 3. То же с поворотами и приземлением на одну и обе ноги. 4. Прыжки на различные препятствия: стопку матов, козла, коня, бревно и другие снаряды.

Прыжки в высоту с разбега (через планку или веревочку) ли

цом к ней. 1. Толчком одной прыжок, согнув ноги. 2. То же толчком двумя. 3. Толчком одной согнувшись (гимнастический прыжок). Для выполнения этого прыжка мостик ставят от планки на расстоя

нии длины поднятой вперед ноги.

^ Прыжки в длину (с места и с разбега). Выполняются толчком одной и обеими ногами вперед, в сторону и назад. То же на даль

ность или на заданное расстояние.

^ Прыжки далеко-высокие. Выполняются с разбега толчком од

ной ногой через планку (веревочку), поставленную на расстоянии от 1-2 м от места отталкивания. Усложняются увеличением высоты планки, удалением мостика от планки, требованием коснуться ру

ками предметов над головой, ловлей и бросанием мяча.



Прыжки «в окно». На две гимнастические стойки, поставленные рядом на расстоянии 50-60 см, на разной высоте подвешивают две веревочки, образующие «окно». После толчка одной в «окно» одно

временно проходят голова и ноги.

^ Прыжки с трамплина. Их следует применять после того, как за

нимающиеся научатся выполнять отталкивание с простого мостика. При выполнении прыжков с трамплина необходимо использовать силу толчка и пружинность трамплина, что достигается высоким наскоком на него. Выполняются прыжки: прогнувшись, согнув но

ги, ноги врозь, согнувшись, согнув ноги назад, согнувшись ноги врозь, ноги врозь одну вперед, другую назад и др.

^ Прыжки с высоты или в глубину выполняются из седа, приседа или стойки вперед, в сторону, назад. Толчком двумя ногами и одной. Прыжки с высоты из виса на наклонной лестнице, гимнастической стенке без поворотов и с поворотами. Прыжки с высоты согнув ноги, ноги врозь, прогнувшись, согнувшись, согнув ноги назад и др. Прыжки с высоты с ловлей мяча, прыжки с закрытыми глазами, а также с приземлением на препятствия (снаряды): козел, гимнастический стол и т. п.

Обучение: при проведении прыжков надо: а) начинать с более легких прыжков; б) обращать внимание на устойчивое приземление; в) применять страховку и помощь.

^ Прыжки с длинной скакалкой. Упражнения со ска

калкой— одно из средств воспитания прыгучести, быстроты, лов

кости и координации движений. Скакалку вращают двое или один, в этом случае конец скакалки прикрепляется к стене или к другим предметам на высоте 100—120 см. Длина скакалки 6—8 м, Диаметр 1 см.

Упражнения с длинной скакалкой делятся на три вида: пробегание, перепрыгивание и прыжки (подскоки).

Обучение: а) перешагивание через качающуюся скакалку; б) прыжки через качающуюся скакалку толчком одной и двумя ногами.

Пробегание. Это упражнение выполняется при вращении ска

калки так, чтобы она двигалась вниз на пробегающего. Пробегать следует тогда, когда скакалка пройдет на уровне головы и будет двигаться вниз (к полу). Занимающиеся должны пробегать друг за другом на расстоянии, равном окружности, описываемой ска

калкой.

Обучение: а) пробежать после нескольких вращений скакалки;

б) то же после каждого вращения;

в) пробегание потоком (один за другим) после определенного
числа вращений;

г) пробегание по сигналу преподавателя;

д) пробегание через несколько скакалок, расположенных одна
другой;

е) пробегание по двое, трое, то же с поворотом, с бросанием ловлей мячей и т. д.



^ Перепрыгивание через вращающуюся скакалку. Вращать скакалку надо так, чтобы из верхнего крайнего положения она двигалась вниз от пробегающего, т.е. в направлении, противоположном вращению скакалки при пробегании.

Обучение: а) вбежать, перепрыгнуть через скакалку и выбежать;

б) то же, но сделать 3—5 прыжков;

в) вбежать вдвоем (в за

тылок друг другу), выполнить 2—3 прыжка;

г) вбегать один за другим и после одного прыжка выбегать и т. д.;

д) вбежать, выполнить обычные и двойные прыжки (лицом, боком, спиной к скакалке) с различными поворотами и движениями руками;

е) прыжки вдвоем, втроем (друг к другу или в затылок);

ж) прыжки с бросанием и ловлей мяча. То же, но определенное число раз;

з) один прыгает, дру

гой пробегает. То же, но после каждого прыжка вбегает второй т. д.

^ Прыжки (подскоки) с короткой скакалкой. Необходимую длину скакалки определяют следующим образом: занимающийся бе

рется за концы скакалки и становится на середину ее обеими нога

ми, руки, согнутые в локтевых суставах под прямым углом, отводит в стороны, кисти поворачивает кверху, локти прижаты к туловищу. Исходное положение со скакалкой: руки согнуты в локтевых суставах, предплечья несколько отведены вперед в стороны, кисти повернуты пальцами кверху, скакалка спереди или сзади. Скакалка должна вращаться натянутой.

Обучение: изучать подскоки следует начинать, вращая скакалку вперед. Заканчивать упражнение или комбинацию надо мягким полуприседанием.

Упражнения с короткой скакалкой. 1. Перешагивания - махнуть скакалкой вперед и перешагнуть через нее сначала медленно, затем быстрее. 2. Подскоки на обеих ногах (обычные и двойные).

3. Подскоки на одной ноге, поднимая другую вперед и назад (обыч

ные и двойные). 4. Подскоки с ноги на ногу. 5. То же, но меняя на каждый подскок ногу. 6. То же с высоким подниманием маховой ноги. 7. Подскоки на обеих и на одной ноге с продвижением в раз

личных направлениях. 8. Бег на месте с высоким подниманием ко

леней. 9. Подскоки с вращением скакалки вправо и влево (одна рука находится сзади, другая — впереди). 10. Подскоки в полуприседе и в приседе (скакалка соответственно укорачивается). 11. Подскоки с поворотами на 90—180° и т. д. 12. «Метелочка» в приседе на одной или обеих ногах (скакалку, сложенную вдвое, одной рукой кружат под ногами). 13. Подскоки петлей в стойке, в приседе и по

луприседе. 14. Подскоки с одновременным махом ногой в сторону (на месте и в движении). 15. Подскок с двойным вращением скакалки и др.

Все упражнения надо разучивать с вращением скакалки вперед и назад. Закончив подскоки, занимающийся должен сложить ска

калку вчетверо и завязать узлом.

Обучение: обучают прыжкам в основной части урока, реже в подготовитель

ной. Сначала занимающиеся должны разучить прыж

ки без 

скакалки, чтобы овладеть мягким приземлением, правильным движением кистей и сохранением позы правильной осанки.

Обучение следует начинать с прыжков на месте (вначале двой

ные, а затем одинарные) на обеих ногах и на одной. Надо следить за тем, чтобы занимающиеся не задерживали дыхание. После прыж

ков следует выполнять ходьбу на месте.

Для начинающих, а также для лиц среднего и старшего возрас

та следует выбирать наиболее простые упражнения, отдых после упражнений должен быть продолжительнее, чем сами прыжки. Про

должительность упражнений со скакалкой должна быть 20— 30 мин.

Во избежание однообразной нагрузки на мышцы ног, орга

ны дыхания и кровообращения и для всестороннего воздействия на организм упражнения со скакалкой следует чередовать с общеразвивающими упражнениями для туловища, рук и плечевого пояса.

Обучая упражнениям со скакалкой, преподаватель должен сле

дить за осанкой, за точным выполнением всех деталей прыжка, а также за легкостью и мягкостью исполнения.



Список использованной литературы

  1. Гимнастика. Учеб. для ин-тов физ. культ. / под. ред. А.М. Шлемина и А.Т. Брыкина. – 2-е изд. – М.: Физкультура и спорт, 1979. – 215с.

  2. Гимнастика. Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / под. ред.

М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 448с.

  1. Куликов А.И. Гимнастика: учеб пособие. – Мн.: Экоперспектива, 2006. – 110с.

  2. Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе. Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 448с.

  3. Смирнова Л.А. Общеразвивающие гимнастические упражнения: Методика обучения: Учеб. пособие. – Мн.: Бел. навука, 1998. – 557с.



Скачать файл (60.3 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации