Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Блог как средство массовой информации - файл 1.doc


Блог как средство массовой информации
скачать (125 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc125kb.15.12.2011 22:05скачать

содержание

1.doc



Содержание.

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Блогосфера в сети Интернет………………………………………….5

1.1. СМИ в Интернете…………………………………………………………..5

1.2. Блог как уникальный инструмент лично-массовой коммуникации…….10

Глава 2. Современный блогинг………………………………………………...16

2.1. Тенденции современной блогосферы Рунета…………………………….16

2.2. Популярные блоггеры Рунета: анализ их влияния на медиа-пространство………………………………………………………………….…22

Заключение……………………………………………………………………...29

Библиография…………………………………………………………………...30

Приложение

Введение.

С развитием сети Интернет возрос спрос на альтернативные традиционным СМИ источники информации. В настоящее время весьма большой популярностью пользуются блоги, которые представляют собой дневники событий. Востребованность блогов растет, и вместе с тем растет влияние самой блогосферы на коммуникативное пространство. Чем информация из блога отличается от той, что представлена в газете? Автор, пишущий в глобальную сеть, свободен в выражении мнения. Он пишет так, как хочет, потому что так оно и было. Этого не может позволить себе обычный штатный журналист – цензура. Блоги в этом плане откровенней, к тому же их тематика интереснее.

Данная работа весьма актуальна, поскольку блоггинг явление относительно новое, постепенно приобретающее все большее влияние на массовую аудиторию. Цель курсовой работы – анализ блоггинга как средства массовой информации.

Объектом исследования является блогосфера сети Интернет.

^ Предмет исследования – популярные блоги российской сети, обладающие признаками СМИ.

Наряду с целью поставлены задачи, во-первых, ознакомиться с понятием о СМИ в Интернете. Во-вторых, рассмотреть блог как уникальный инструмент лично-массовой коммуникации. В-третьих, дать анализ тенденциям современной блогосферы и проанализировать влияние популярных блоггеров российской сети на медиа-пространство.

Наибольшее влияние на ход работы оказали несколько источников: книга «Новостная интернет-журналистика» Александра Амзина, блог-книга Попова А.В. «Блоги. Новая сфера влияния», учебное пособие «СМИ в пространстве Интернета» Лукиной М.М. и Фомичевой И.Д. Особое внимание уделялось обширным Интернет-ресурсам, как источнику актуальной, свежей, полезной и интересной информации по исследуемой теме.

Для написания второй главы, а именно для анализа, были использованы несколько известных блогов, таких как блог Антона Носика или Рустема Адагамова. Так же для анализа тенденций современной блогосферы потребовался ее общий обзор.

В данной курсовой дан анализ такому явлению как блоггинг, такому современному источнику информации как блог. Люди хотят знать больше качественной информации, узнавать нечто более интересное от тех, кто является им более близок, чем политики, эксперты, ведущие новостей и звезды. Таким человеком является блоггер, занимающийся своей журналистикой – гражданской.
^ ГЛАВА 1. БЛОГОСФЕРА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ.

    1. СМИ в Интернете.

В начале работы следует ознакомиться с базовыми понятиями, что такое СМИ, что такое Интернет и как Интернет связан с системой массовых коммуникаций.

^ Средства массовой информации (СМИ) – это самостоятельная индустрия, нацеленная на формирование общественного мнения, с использованием организационно-технических комплексов, обеспечивающих быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации. СМИ – это средство коммуникации, предназначенное для охвата народных масс. К СМИ относят прессу, радио, телевидение и Интернет.

Интернет – это всемирная система объединённых компьютерных сетей. Такая система образует глобальное информационное пространство и направлена на массовую аудиторию.

Сейчас глобальную сеть относят к средствам массовой информации, но следует отметить, что Интернет – это не единое СМИ, а среда, в которой могут существовать различные СМИ, то есть среда для массовой коммуникации. Определенной классификации массовых коммуникаций в сети Интернет нет. Разные авторы предлагают множество способов разделения. Наиболее удачно, по моему мнению, разделить коммуникации в сети на собственно сетевые (оригинальные) и на электронные версии традиционных СМИ. Однако существует универсальная формула для всех видов социальной коммуникации, предложенная в свое время американским обществоведом Г. Лассуэлом. Состоит эта формула из пяти составляющих:

  1. кто говорит (коммуникатор или адресант);

  2. что говорит (содержание сообщения);

  3. по какому каналу передается информация;

  4. кому послано сообщение (на кого направлена коммуникация или адресат);

  5. какой эффект произвело сообщение.

Попробуем с помощью данной формулы проанализировать природу Интернет-СМИ. Отметим, что Интернет-СМИ считается не любой сайт (ресурс), а тот, который приобрел статус СМИ с помощью добровольной регистрации в Роскомнадзоре (Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций). Однако существуют сетевые ресурсы, обладающие признаками СМИ, но не зарегистрированные. Такие сайты юридически не относятся к СМИ, даже если на них публикуются новости.

Поэтому «говорить» на первом этапе, согласно формуле, у нас будут профессионалы и любители. К профессионалам отнесем коммуникатора, пишущего через официально признанный СМИ сайт, а к любителям – блоггера, например. Пусть его блог юридически не является СМИ, но его сообщения получают, воспринимают и прислушиваются к его мнению.

^ На втором этапе следует разобрать, что говорит или о чем сообщает коммуникатор. Содержание сообщения – это массовая информация, предназначенная неограниченному кругу лиц, принадлежащих к разным социальным, демографическим, территориальным группам. А значит, информация должна соответствовать реальности, не искажая предмета сообщения. Отсюда напрашивается вопрос, как же быть с теми, кто СМИ не является, но чья информация востребована? В таких сообщения могут содержаться субъективные оценки, искажение фактов путем преувеличения или, наоборот, игнорирования событий. В этих случаях потребитель такой информации должен давать себе отчет в том, каким источником информации он пользуется.

Особенностью контента Интернет-СМИ является многотемность. На многих сайтах, освещающих определенную тему, например, выставку картин знаменитого художника в известном салоне, будут иметь место сообщения не только типа «биография художника, натюрморт и источник вдохновения», но так же отношение власти или народа к художественному искусству, проблемы функционирования художественных объединений, новые техники рисунка, выставки других художников. Как следствие многотемности, контент Интернет-СМИ отличает разнообразие видов информации, ее многожанровость. В сети модно встретить сочетание аналитических и информационных жанров. Соотнося с пример выше, это может быть интервью с героем выставки, его миниистория, анонс предстоящих событий в сфере искусства, статья о направление в живописи.

^ На третьем этапе уместно проанализировать каналы, которые используют Интернет-СМИ для передачи информации. Во-первых, все каналы характеризуются периодичностью обновления. Специфика Интернет-СМИ состоит в том, что обновления могут происходить в непрерывном режиме (режим он-лайн), либо в разноскоростном режиме для отдельных частей сайта (новости в режиме он-лайн, комментарии событий чуть позже).

Во-вторых, каналы передачи строго поляризованы, а именно информация идет в первую очередь от коммуникатора (адресанта) к аудитории (адресату). Отталкиваясь от этого, можно говорить о том, какая именно эта коммуникация: односторонняя или двусторонняя. Большей эффективностью и популярностью пользуется двусторонняя коммуникация, так как коммуникатор имеет обратную связь с потребителями информации, что помогает ему совершенствоваться в своей деятельности, а аудитория пользуется его услугой в информировании, так имеет возможность высказать свое мнение и повлиять на качество предоставляемой ей информации.

В-третьих, каналы должны быть открытыми и доступными. В случае с Интернет-СМИ – это наличие компьютера, выход в глобальную сеть и доступ к ресурсам (бесплатный или же платный за отдельные виды, например архивы). Именно каналы Интернет-СМИ характеризуются весьма широкими возможностями приема информации в зависимости от места и ситуации, избранных самим потребителем. Развитие техники и увеличение доступности приобретения средств приема массовой информации привело к преобладанию индивидуального приема информации. Сейчас люди пользуются портативными компьютерами, имеют возможность выйти в Интернет прямо через мобильный телефон.

^ На четвертом этапе рассмотрим аудиторию Интернет-СМИ, имеющую свои особенности. Как и пользователи традиционных СМИ, Интернет-пользователь в первую очередь руководствуется в своем выборе присущими ему информационными интересами. Изучение потребительских интересов помогает определить свою нишу и правильно организовать деятельность Интернет-СМИ. Например, у сайта телеканала Мтв аудиторию будет составлять молодежь, причем менее образованная, чем аудитория сайта РосБизнесКонсалтинг, состоящая из людей среднего возраста, занимающихся бизнесом и имеющих приличное образование.

Особенностью вещания Интернет-СМИ является отсутствие количественных, географических и национально-территориальных признаков. Нет таких показателей, которые помогли бы определить как много людей и какие именно Интернет-СМИ они используют. Но есть данные о различных глобальных ресурсах, к которым прибегают потребители. Исходя из этого можно сделать более-менее верный вывод о выборе определенных Интернет-СМИ аудиторией. Однако, не стоит забывать так же о трансграничности глобальной сети, когда человек из совершенно отдаленного уголка Земли может выйти на любой ресурс, даже если он не составляет постоянную потребительскую аудиторию.

^ Пятым этапом и заключительным является анализ эффективности акта коммуникации. Под эффективностью в данном случае подразумевается способность массовой коммуникации выполнять свою социальную функцию (информационную, ценностно-регулирующую, функцию развлечения и др.). Эффект массовой коммуникации может быть:

  • позитивным или негативным в зависимости от того, каковы были цели коммуникатора;

  • немедленным или отложенным;

  • поведенческим, когнитивным (познавательным) или эмоционально-оценочным;

  • социетальные (на уровне личности, группы, общества в целом) либо в разных видах жизнедеятельности участников (дом, работа, досуг).

Практическое накопление и последующее изучение эффектов за достаточно длительный период дает представление о тех реальных социальных функциях, которые выполняет массовая коммуникация в сети Интернет.

Итак, природа Интернет-СМИ заключается в том, что коммуникатор передает сообщение своей аудитории с помощью сетевых ресурсов, доступ к которым аудитория получает за счет выхода в глобальную сеть через свои специальные средства приема информации, а именно КПК, мобильные телефоны и компьютеры.


    1. Блог как уникальный инструмент лично-массовой коммуникации.

Активно развивающейся и завоевывающей рынок Интернет технологией в настоящее время становится блоггинг. Еще в конце прошлого века такое явление как блоггинг не воспринималось всерьез, но именно с появлением блогов наступила новая эра коммуникации, которая характеризуется свободным обменом мнениями. Развитие блоггинга приводит к трансформации СМИ. По данным исследования американского рынка PR, проведенного компанией McKinsey, эффективность традиционных СМИ снижается, современные люди уделяют все меньше времени телевидению, и все больше Интернету, а авторитет блогов уже превысил авторитет телетрансляций. Итак, для начала определим, что же такое блог.

Блог (англ. blog) – это веб-сайт, основное содержимое которого это регулярно добавляемые записи, изображения и мультимедиа. Слово blog появилось на свет десять лет назад, когда Интернет только начал развиваться.

В декабре 1997 года Йорн Баргер предложил называть «интернет-дневник» кратко – weblog (от англ. logging the web, что переводится как «записывая события сети»). Слово прижилось, но в апреле 1999 года стало короче на две буквы. Питер Мерхольц (автор блога Peterme) разделил неологизм на два слова. Получилось выражение we blog, то есть «мы делаем блог». С тех пор blog (блог) стал устоявшимся определением для «интернет-дневника» [http://ru.wikipedia.org/wiki/Блог].

Главной особенностью блогов является их публичность и возможность двустороннего общения. Людей, ведущих блоги, называют блоггерами. Существует объемная классификация блогов по технической основе, по особенностям контента, по наличию или виду мультимедиа, по тематической направленности и по авторству. Считаю нужным ознакомиться с разделением блогов по авторству, потому что работа посвящена блогу как средству лично-массовой коммуникации, а значит кто является коммуникатором играет главную роль.

Итак, по авторству блоги делятся на:

  • рекламный блог (пиар-блог), который представляет собой спланированное заинтересованными лицами мероприятие для завуалированной рекламы частного лица, товара, услуги через социальные сети;

  • блог-подделка, который создается и ведется от лица знаменитой персоны;

  • псевдонимный («призрачный») блог, такой вид блога ведется от вымышленного лица либо от лица под псевдономом;

  • коллективный (социальный) блог – ведется группой лиц, следующих правилам, установленным владельцами и модератором;

  • корпоративный блог – это блог, посвященный определенной организации, ведется ее сотрудниками;

  • личный (авторский, частный) блог – ведется одним лицом, своим создателем [http://ru.wikipedia.org/wiki/Блог].

Именно личный блоггинг будет подробно рассматриваться в данной курсовой работе.

По своей сути блоггинг – это гражданская журналистика. Гражданская журналистика – это увлечение, которому посвящают себя люди абсолютно разных профессий. Гражданская журналистика получила широкое распространение благодаря развитию новых цифровых технологий и Интернета. Имея новость, «гражданские журналисты» выкладывают ее в сеть, а точнее в свой блог. Зачастую масштаб аудитории, просматривающей блог, равен численности аудитории известных печатных СМИ [http://ru.wikipedia.org/wiki/Гражданская_журналистика].

Явление «гражданская журналистика» своим происхождением обязано кризису журналистской деятельности. Создалась ситуация, при которой пресса, изначально являвшаяся инструментом, обеспечивающим взаимодействие различных социальных групп посредством распространения информации, утратила свои изначальные принципы и стала для властных и экономических структур лишь рычагом управления обществом и способом воздействия на массовое сознание со своими целями. Так появилась гражданская журналистика в просторах Интернета, которую иногда определяют как независимую публицистическую деятельность.

Можно выделить две основные функции блога:

  • публикация контента;

  • общение пользователей.

От сайтов и лент новостей блог отличается как раз тем, что посетитель может прокомментировать любую запись, пообщаться с другими читателями и с самим автором, согласиться с ним или выразить свое мнение. Постепенно в блог добавляются все новые и новые посты (записи), количество читателей увеличивается. Если публикуемая автором информация интересна, читатели стараются подписаться на уведомления о новых записях в блоге. Существует закон «ста пятидесяти», суть которого относительно блоггинга заключается в следующем: если постоянных читателей блога меньше, чем сто пятьдесят, то это сообщество людей со схожими интересами, общими темами, но, если количество постоянных читателей превышает сто пятьдесят человек, блог становится СМИ с подпиской. Коммуникация в таком случае становится не только личной, но и массовой. Массовая коммуникация – это процесс производства и массового распространения информации через печать, радио, телевидение и, в нашем случае, через Интернет. Такого рода коммуникация способна влиять на утверждение духовных ценностей общества, оказание идеологического, политического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.

С понятием массовой коммуникации связано понятие контента. Контент – это любое информационно значимое наполнение информационного ресурса, в данном случае блога, которое предоставляется пользователю. Это может быть просто текст, графика (картинки, фото и др.), мультимедиа (аудио- и видеофайлы), либо файлы в разных форматах (Word, Excel, Power Point и др.) [http://ru.wikipedia.org/wiki/Контент]. В блогах часто появляется информация, которую новостные агентства не освещают. Журналисты не могут быть повсюду, а рядовой пользователь может запросто отснять на свой фотоаппарат или камеру, встроенную в телефон, какое-то происшествие. Проинформировать или же развлечь людей под силу каждому, потому что телефон с видео- и фотокамерой есть практически у каждого человека, так же как и выход в Интернет. Завести блог совсем несложно, а записи в блоге с сопутствующими комментариями могут попасть в традиционные СМИ.

Публикуя новости, блоггеры не всегда проверяют информацию на корректность и полноту. Запись может не соответствовать формату новостного сообщения, а автор часто эмоционально реагирует на описываемое событие. Хотя эмоции и не добавляют фактов сообщению, но дают более полное представление о событии. По сути блоггер рассказывает о своей реакции на событие. То есть записи очень часто не соответствуют критериям, предъявляемым к факту в журналистике. Если профессиональный журналист хочет поработать над происшествием, освещаемым в блогах, он, благодаря отзывам блоггеров, составляет цельную картину, проверив источники и добавив комментарии экспертов.

Проведем сравнительный анализ характеристик блогов с характеристиками традиционных СМИ. В традиционных СМИ существует множество авторов, с которыми нет прямого контакта. В блоге же наблюдается, как правило, один автор, с которым можно выйти на прямой контакт. В своих сообщениях блоггеры выражают свое независимое мнение, которое является авторитетным для читателя. В СМИ этого нет, потому что существует редакционная политика. Выбор темы для бога свободный, в традиционных СМИ направленность издания задана форматом. Так же отличается публикуемая информация, о чем упоминалось выше. Автор блога публикует информацию, интересную для себя, это могут быть просто слухи. СМИ, перед тем, как выпустить сообщение в свет, проверяют тщательным образом источники информации и ее достоверность. Блоггер высказывает свои мысли и идеи в присущем лишь ему авторском стиле, что невозможно для профессионального журналиста. Хотя его почерк имеет место быть в сообщение, но все равно новости и статьи подвергаются литературной обработке.

В блогах существует моментальная обратная связь, которая или вообще отсутствует в традиционных СМИ, или очень медленная. В СМИ существует возможность купить рекламное место или повлиять на редакцию. В блогах навязывание мнения практически невозможно, так же как и контроль за высказываниями. Еще одной качественной характеристикой блога является то, что навязывание неинтересного материала может быть описано в блоге, тогда как в СМИ этот факт будут игнорировать.

Так же в плане технической стороны у блогов есть три преимущества перед традиционными медиа. Во-первых, записи в блоге представляют собой летопись с метками, по которым легко вести поиск. В других медиа заметки уходят в архив, что делает сложным поиск по событиям прошлого. Во-вторых, блог предоставляет бесплатный доступ читателей к материалам. В традиционных СМИ, как правило, за контент нужно платить. В-третьих, блог отличается высокой оперативностью и широкой «корреспондентской сетью». В остальных СМИ идет небольшое отставание в силу редакционного цикла, а так же вынужденное использование вторичных материалов, в том числе из блогов.

Во всем мире политические комментаторы, аналитики и журналисты постоянно посещают страницы блогов в поисках свежих идей и необычных точек зрения на события. Многие журналисты тоже ведут блоги, а блоггеры со временем могут найти постоянную работу в издательских домах или на радиостанциях. Таким образом, опыт живого общения с читателями меняет привычную модель одностороннего вещания, принятую в СМИ.

Итак, в первой главе рассматривались средства массовой информации в сети Интернет, которые есть собственно сетевые и электронные версии традиционных СМИ, а так же был проведен анализ блога как уникального инструмента лично-массовой коммуникации. СМИ в Интернете – это явление сравнительно новое, но стремительно развивающееся. Интернет позволяет выйти на новый качественный уровень, рождая уникальные каналы массовой коммуникации, такие как блог. Блоггингом стало возможно заниматься любому человеку, имеющему выход в Интернет. Не все блоги достойны внимания, зато нет барьера для тех, кто действительно талантлив, кто может предоставлять полезную информацию и интересную точку зрения, тем самым получая доступ к благодарной аудитории. К тому же у бизнесменов, политиков и звезд эстрады возникают новые возможности для общения со своей аудиторией напрямую, за счет создания своих блогов, что делает коммуникацию более качественной и эффективной.
^ ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЙ БЛОГГИНГ.

2.1. Тенденции современной блогосферы Рунета.

Совокупность всех блогов сети Интернет называют блогосферой. Все блоги тесно связаны между собой: блоггеры читают, комментируют и ссылаются друг на друга, тем самым образуя некую субкультуру. Важной и главной отличительной чертой блогосферы от веб-страниц и Интернет-форумов является то, что блоги, связанные между собой могут составлять динамичную всемирную информационную оболочку.

Термин «блогосфера» (англ. blogosphere) придумал Брэд Грэхэм 10 сентября 1999 года. Он употребил это слово в качестве шутки во фразе «Goodbye, cyberspace! Hello, blogiverse! Blogosphere? Blogmos?». Далее в 2002 году этот термин был заново придуман и введен в оборот Уильямом Квиком. В этом же году слово «блогосфера» появляется и в просторах Рунета [http://ru.wikipedia.org/wiki/Блогосфера].

Рунет (англ. «ru» - код России, русского языка, имени домена + англ. «net» - сеть) – это российская часть Интернета. Название «Рунет» вошло в употребление в конце 1990-х годов. Термин был изобретен весной 1997 года Раффи Аслабенковым, автором одной из первых сетевой колонки. Термин был внедрен в круг Интернет-общения Аслабенкова, где и прижился [http://ru.wikipedia.org/wiki/Рунет].

В России около полумиллиона блоггеров, гораздо меньше, чем, например, в Германии, однако российские блоггеры намного продуктивнее, чем их западные коллеги. Лишь около 10% российских блоггеров посвящают себя серьезным вопросам, однако у них четкие позиции. Пример из политики: в комментариях к статье Медведева "Вперед, Россия!", в которой президент призвал к модернизации общества и экономики, встречалась резкая критика. Некоторые писали о демагогии, декларативности и пустой болтовне. В большинстве традиционных СМИ опубликовать такое невозможно.

Блогосфера постоянно развивается. И на каждом этап ее развития можно выделить несколько характерных тенденций. Проанализируем тенденции современной блогосферы Рунета. Первое, что следует отметить, это то, что значение блогосферы как гражданской журналистики усиливается. Главные преимущества блогов как источников информации заключаются в том, что, во-первых, они вполне способны сформировать определенное общественное мнение, а во-вторых, новости в блогах появляются оперативнее, нежели в официальных источниках. Помимо этого, блоги – это простой и эффективный способ заявить о себе миру. Примером могут послужить блоги бизнесменов, звезд шоу-бизнеса, политиков, например, блог президента РФ Дмитрий Медведева.

Следующим направлением в блогосфере является появление в сети Интернет крупных СМИ. Традиционные СМИ выбираются в глобальную паутину, заводя свои блоги. В таких блогах можно обсудить ту или иную новость, событие, тем самым установив обратную связь со своей целевой аудиторией. Некоторые СМИ на коммерческой основе размещают свои материалы в наиболее популярных блогах.

Так же наблюдается интеграция двух форматов: блога и корпоративного сайта. Бизнесмены начинают использовать свои блоги как способ привлечения клиентов, а так же для организации малого бизнеса преимущественно в сфере услуг, таких как PR, реклама, поисковое продвижение, веб-дизайн и прочее. Блоги Рунета отходят от изначального формата ленты постов. В большинстве из них можно найти разнообразные разделы: тематические сообщества, рейтинг, сервисы для блоггеров. Так же становится популярным обучение он-лайн в видео-формате. В деловых блогах можно найти видео-уроки и скринкасты (цифровая аудио- или видеозапись, производимая непосредственно с экрана компьютера). Так же, возможно, другим популярным форматом станет вебинар (интерактивный семинар). Подобные форматы могут помочь блоггерам привлечь потенциальных клиентов. Лучший способ сформировать себе деловой имидж – это начать учить людей тому, в чем ты хочешь быть специалистом.

Важной тенденцией развития блогосферы Рунета является ее оптимизация под мобильные телефоны. Все большее и большее количество сайтов переходит на мобильную версию. Мобильная версия упрощает просмотр и повышает скорость загрузки страниц. На мобильную версию переходят не только блоги, но и социальные сети, поисковые системы, поскольку мобильный телефон позволяет выйти в Интернет в практически любом месте и в удобное для пользователя время. В связи с этим наблюдается уменьшение доли флеш-сайтов. Флеш – это мультимедийная платформа для создания веб-приложений, мультимедийных презентаций, рекламных баннеров, анимации, в том числе на веб-страницах. В большинстве случаев именно флеш затрудняет загрузку страниц через мобильные телефоны.

Следующее направление развития связано с проблемой регистрации блогов как СМИ. А точнее, блогосфера Рунета в ближайшем будущем не будет проходить регистрацию как СМИ. По данным одного из исследований, только одна третья часть блоггеров проверяют факты, о которых пишут. Остальная часть, являясь подавляющей, пишут просто о том, что их волнует и интересует, не заботясь о том, что для кого-то их блог является источником информации, зачастую ложным. Однако есть и такие блоггеры, каждая запись которых воспринимается читателями как событие и повод для обсуждения. У таких авторов есть свои поклонники, критики, оппоненты. Их цитируют журналисты и обращаются тогда к ним, когда хотят получить комментарии от эксперта. Блоггеры – это гражданские журналисты, оказавшиеся в нужном месте в нужное время, успевшие зафиксировать какое-то событие, будь то ураган, серьезная авария на дороге или казус с политическим деятелем.

В 2006 году российское отделение всемирной информационной службы "Би-би-си" предложило блоггерам работу. В Живом журнале (блог-платформа для ведения блогов) открылось сообщество Live Report ("Живой репортаж"), в котором пользователи могли публиковать сообщения, фото и видео о событиях, очевидцами которых они стали. Самые интересные из репортажей должны были попадать на страницы информационной службы "Би-би-си". Популярным этот проект так и не стал: спустя полтора года после запуска сообщество читают меньше двух тысяч человек, а это очень небольшая цифра для активного коллективного блога.

Результаты проекта "Би-би-си" являются показательным. Ведущих блоги людей признали силой, сравнимой со СМИ. А ведь журналистика – это "четвертая власть". Поэтому три других власти (законодательная, исполнительная и судебная) заинтересовались блогосферой и её обитателями. Ввести регулирование блогосферы на законодательном уровне пытались не раз. В феврале 2008 года представители Совета Федерации заявили о работе над подготовкой поправок к закону "О СМИ". Согласно поправкам, к обязательной регистрации в качестве средства массовой информации собирались привлечь владельцев всех ресурсов он-лайн с посещаемостью 1000 и более человек в день. Таким образом, к СМИ приравняли бы всех "тысячников" Livejournal.com, которых к тому времени в российском сегменте Живого Журнала было как минимум несколько сотен. Через несколько дней выяснилось, что блоггеры постараются избежать регистрации в принудительном порядке. Затем от идеи принятия поправок и вовсе отказались. В июле 2008 года, появилась ещё одна инициатива – представители МВД предложили приравнять к СМИ весь Интернет, так как он является источником информации для людей. Такие поправки к существующим законам помогли бы эффективнее бороться с проявлениями экстремизма, терроризма и других видов криминала в сети. Однако от этой идеи так же отказались, ведь Интернет – это всего лишь телекоммуникационная сеть, инструмент, который по определению не может быть СМИ. Российские власти на данном этапе о жестких мерах по регулированию блогосферы не говорят, и от идеи превратить блоггеров в "работников" СМИ, похоже, отказались.

Прекрасным примером, объясняющим трудность регистрации блога как СМИ, является блог Сергея Мухамедова, пользователя Livejournal.com, дневник которого находится по адресу ottenki_serogo.livejournal.com. Блоггер решил зарегистрировать свой блог как СМИ, провести своего рода эксперимент. Процесс регистрации длился полгода. Все это время автор блога собирал необходимые документы и дожидался ответа из соответствующих инстанций. Наконец, в декабре 2008 года Сергей Мухамедов стал первым в истории российского интернета блоггером, чей блог причислили к журналам, газетам, телевидению и радио. С одной стороны, это позволило ему больше не волноваться из-за того, что дневник он-лайн могут закрыть, потому что блог находился под юрисдикцией российских законов, а не правил блогхостинга. С другой стороны, администрация Живого Журнала сочла, что пользователь нарушил их права на использования знака Livejournal, так как в регистрации Роскомсвязьнадзора присутствовало это слово. До серьезных разбирательств между блоггером и ресурсом дело не дошло. Уже в феврале 2009 года Сергей Мухамедов решил, что недостатков от получения регистрации больше, чем плюсов, и аннулировал регистрацию.

Стоит заметить, что многие из популярных блоггеров оценивают себя и свою Интернет-активность адекватно, понимая, что их сообщения имеют вес и определенное значение для аудитории. Таким людям даже не надо регистрироваться в Роспотребнадзоре и получать соответствующие справки, потому что они и без этого понимают свою ответственность.

В качестве тенденции следует отметить замедление роста блогосферы, согласно исследованиям Яндекса (российская компания информационных технологий, владеющая одноименной системой поиска и интернет-порталом). Часть пользователей блогосферы Рунета плавно переходит к использованию социальных сетей. На данный момент наблюдается насыщение блогосферы. У любых медиа существует порог прироста аудитории, в данном случае это количество русскоязычных пользователей Интернета. Блогосфера достигла определенной зрелости, и не может расти так же быстро, как тогда, когда число блогов исчислялось тысячами. Спад популярности блогов пришелся на бум социальных сетей, что дополнительно способствовало снижению популярности блогосферы.
2.2. Популярные блоггеры Рунета: анализ их влияния на медиа-пространство.
Заключение.

В результате проведенного исследования на тему значимости блога как источника информации, можно с уверенностью сказать, что этот вид источника занимает отнюдь не последнее место. Традиционные СМИ выходят в Интернет со своими электронными версиями. Так же в Интернете существуют собственно сетевые коммуникации, коими являются блоги.

Большое преимущество такого средства информирования – это не только улучшенные технические возможности в обновлении информации, но и возможность обсуждения читателями сообщений как между собой, так и с автором. Этот момент позволяет качественно улучшить процесс отбора новостей, а так же процесс их представления на обозрение читателей.

«На руку» развития блогосферы сыграет тот факт, что большинство посещаемых блог-платформ оптимизируют под мобильные телефоны, тем самым облегчая выход в Интернет и доступ к интересующим авторам. Помимо этого, регистрацию блогов как СМИ не ввели в принудительном порядке, это неплохо, потому что можно догадываться, чем бы грозило такое правило. Даже спад роста блогосферы не представляет собой угрозы информированию, поскольку качественные блоги будут существовать и радовать читателей. Немногочисленные авторы полезных и интересных постов не бросят свое хобби, ставшее их полноценной работой.

Еще в конце прошлого века такое явление как блоггинг не воспринималось всерьез, но именно с появлением блогов наступила новая эра коммуникации, которая характеризуется свободным обменом мнениями. Вполне естественно, что новое явление приведет к значительной трансформации традиционных медиа. Точно невозможно предсказать по какому сценарию будет развиваться блогосфера, есть лишь предположения, что Интернет поможет выйти на новый уровень более качественного информирования, и не попадет под жесткие рамки государственного регулирования.
Библиография.

  1. Лукина М.М., Фомичева И.Д. СМИ в пространстве Интернета. – М.: 2005 г.

  2. Фомичева И.Д. Социология Интернет-СМИ. – М.: 2005 г.

  3. Попов А.В. Блоги. Новая сфера влияния. – 2008 г.

  4. Александр Амзин. Новостная интернет-журналистика.

  5. Система средств массовой информации России. - М.: Аспект Пресс, 2001 г.

  6. Баранова Г. Основы блога. – М.: 2000 г.

  7. Медведева В. СМИ в пространстве Интернета. – М.: 2008 г.

  8. Калмыков А., Коханова Л. Интернет-журналистика. – М.: 2008 г.

  9. Родионова Л.Д. Блоги в интернете. – СПб.: 2007 г.

  10. Медведева В.Н. Блогосфера и ее роль в рекламном процессе. – СПб.: 2006 г.

  11. Википедия – свободная энциклопедия: [http://ru.wikipedia.org].

  12. Статьи о хостинге: [http://your-hosting.ru/articles].

  13. А. Кузин «Влияние блогосферы уже нельзя игнорировать»: [http://www.politonline.ru/rssArticle/6326346.html]

  14. [http://habrahabr.ru]

  15. Александр Левшин «Портрет блогосферы. Часть первая»: [http://itnews.com.ua/analitics/124.html]

  16. Маркетинговая группа Newmann Bauer «Исследование контента социальных сетей Рунета. 19 мая 2010 г.»: [http://www.nbmarketing.ru/blogtemy].

  17. Блог Рустема Адагамова: [http://drugoi.livejournal.com].

  18. Блог Игоря Бигдана: [http://ibigdan.livejournal.com].

  19. Блог Артемия Лебедева: [http://tema.livejournal.com].

  20. Блог Антона Носика: [http://dolboeb.livejournal.com].



Скачать файл (125 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации