Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Вопросы для зачета по культорологии - файл 1.docx


Вопросы для зачета по культорологии
скачать (89.9 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx90kb.15.12.2011 22:12скачать

содержание

1.docx

  1   2   3
Культурология как совокупность знаний о культуре и ее роли в жизни человека.

Понятие культуры, ее структура

Функции культуры

Культурно-исторические регионы и понятие региональной культуры.

Понятие этнических (национальных) культур

Преемственность и обновленческие тенденции в развитии культуры.

Понятие массовой и элитарной культуры.

Религия как элемент культуры

Христианство и его роль в развитии культуры

Мусульманство и его роль в развитие культуры

Буддизм и его роль в развитие культуры

Современные тенденции в развитие религии

Искусство ( художественное творчество) как элемент культуры

Искусство в период античности.

Искусство Европы в период средневековья

Искусство эпохи возрождения. Возрождения и реформация.

Искусство периода нового времени ( эпохи просвещения)

Мифология как элемент культуры

Нравственность и право как элемент культуры

Наука и философия как элементы культуры.

нтр

Философия как способ осмысления действительности. Структура

Материализм и идеализм как основные направления ффии. Виды материализма и идеолизма

Механицизм и диалектика как основные принципы методологии познания

Линия Платона в развитии античной ффии

Линия Демокрита в развитии античной ффии ( учение об атомах как начальное представление о материи)

Средневековые представления о месте и роли науки и филосифии в познании

Проблемы средневековой философии

Эпоха возрождения и реформации как попытки возрождения свободомыслия и научно-ффского познания

Наука и философия в эпоху просвещения. Обращение ффии к общественным проблемам.

Развитие естествен.-научн. знания в новое время и обращение к ффскому материализму

борьба материализма и идеализма классической ффии 21 века

Возникновение марксизма как научно-ффского знания

Вторая пол 19 века начало конца классической ффии.

Особенности современного положения в развитии ффии

Особенности становления и развития культуры в России

Славянофильские и западнические тенденции в развитии науки и ффии в России

Особенности развития ффского знания в России

Распространение и судьба марксизма в России

Ффия России в конце 19 нач 20 в

Современные тенденции современного развития в России

Культурология как совокупность знаний о культуре и ее роли в жизни человека.

Культурология (лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание, почитание; др.-греч. λόγος — мысль, причина) — наука, изучающая культуру, наиболее общие закономерности её развития. В задачи культурологии входит осмысление культуры как целостного явления, определение наиболее общих законов её функционирования, а также анализ феномена культуры как системы. Оформилась в самостоятельную дисциплину культурологию в XX веке. Термин «культурология» был предложен в 1949 году известным американским антропологом Лесли Уайтом (1900—1975) для обозначения новой научной дисциплины как самостоятельной науки в комплексе социальных наук. Предмет культурологии — исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентиров и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, искусства, права. В основе культурологических исследований лежит принцип единства логического и исторического подхода к изучаемым культурам. Логический метод: создает общий взгляд на данную культуру, сравнивает с другими. Исторический метод: направлен на изучение того, как данная культура возникла, какие этапы в развитии проходила и чем она стала в своём зрелом виде. В зависимости от целей и предметных сфер, уровня знания и обобщения выделяют фундаментальную и прикладную культурологию. Фундаментальная изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого феномена, занимается разработкой категориального аппарата и методами исследования; на этом уровне можно выделить философию культуры. Прикладная, опираясь на фундаментальные знания о культуре, изучает отдельные её подсистемы — экономическую, политическую, религиозную, художественную — с целью прогнозирования, проектирования и регулирования актуальных культурологических процессов.

Исключительная роль культуры в жизни человека и общества раскрывается во множестве функций, без которых невозможно само существование человека и общества. Главной из них является функция социализации, или формирования и воспитания человека, функция человекотворчества. Второй функцией культуры, тесно связанной с первой, является познавательная и информационная. Культура способна накапливать разнообразные знания, сведения и информацию о мире и передавать их от одного поколения к другому. Не менее важной является регулятивная, или нормативная, функция культуры, с помощью которой она устанавливает, организует и регулирует отношения между людьми. С названными функциями тесно переплетается коммуникативная функция, осуществляемая в первую очередь с помощью языка как главного средства общения людей. Существует еще одна важная функция культуры — ценностная, или аксиологическая. Она способствует формированию у человека ценностных потребностей и ориентаций, позволяет ему различать добро и зло, хорошее и плохое, прекрасное и безобразное. Особого выделения заслуживает творческая функция культуры, которая находит свое выражение в создании новых ценностей и знаний, норм и правил, традиций и обычаев, а также в критическом переосмыслении, реформировании и обновлении уже существующей культуры.

Наконец, важное значение имеет игровая, развлекательная, компенсаторная функция культуры, которая связана с восстановлением физических и духовных сил человека, проведением досуга, психологической разрядкой и т. Д.

Понятие культуры, ее структура

Культурология — наука о культуре, изучающая наиболее общие закономерности её развития.

Термин «культурология» был предложен в 1946 году известным американским антропологом Лесли Уайтом для обозначения новой научной дисциплины как 

самостоятельной науки в комплексе социальных наук. Можно выделить наиболее значительные составляющие структуры культурологического знания. ВО-ПЕРВЫХ, это теория культуры, которая демонстрирует нам все многообразие попыток общего осмысления культуры, версии «картин» культуры, вариантов систем понятий, категорий, теоретических схем, при помощи которых можно попытаться описать культуру и ее развитие. В этой сфере особое место занимает философия культуры, которая решает задачи создания теории культуры при помощи свойственных философии методов и понятий. ВО-ВТОРЫХ, это социология культуры, представляющая собой союз социологии (изучающей общественную систему) и культурологической науки. В-ТРЕТЬИХ, это историко-культурные исследования, которые не только базируются на достижениях гуманитарных наук (истории, филологии, литературоведения, искусствоведения, истории религии и др.), но и используют новые культурологические подходы. Здесь мы можем выделить: 1) историко-культурные исследования общего профиля, исследования культуры ментальностей (т. е. формировавшихся в различных культурах способов восприятия людьми мира); 2) исследования религиозного аспекта культуры; 3) культурологические аспекты лингвистики, семиотики (теории знаковых систем), искусствоведения и эстетики. В ЧЕТВЕРТЫХ, это культурная антропология – область культурологических знаний, во многом близкая к социологии культуры, но уделяющая большее внимание этническим элементам культуры, процессам взаимодействия культур разных народов, изучающая особенности языковых и иных средств коммуникации (общения, обмена информацией) в различных культурах

Функции культуры

Культурология — наука о культуре, изучающая наиболее общие закономерности её развития. Основные функции культуры:

^ 1. ЧЕЛОВЕКОТВОРЧЕСКАЯ, или гуманистическая функция. является функцией социализации, или формирования и воспитания человека

Все остальные функции так или иначе связаны с этой и даже вытекают из нее.

2. ФУНКЦИЯ ТРАНСЛЯЦИИ (ПЕРЕДАЧИ) СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА. Ее называют функцией исторической преемственности или информационной. Культура представляет собой сложную знаковую систему. Она выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой.

3. ФУНКЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ (ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ) тесно связана с первой (человекотворческая). Культура концентрирует в себе лучший социальный опыт множества поколений людей. Она приобретает способность накапливать богатейшие знании о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения.

4. РЕГУЛЯТИВНАЯ (НОРМАТИВНА) ФУНКЦИЯ связана прежде всего с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами как мораль и право.

5. СЕМИОТИЧЕСКАЯ ИЛИ ЗНАКОВАЯ (ГРЕЧ SEMENION - ЗНАК) функция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры не представляется возможным.



6. ЦЕННОСТНАЯ, ИЛИ АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации.

  1. Культурно-исторические регионы и понятие региональной культуры.

^ Под региональной культурой понимается специфическая форма существования социума и человека, имеющая выраженную пространственно-географическую очерченность, опирающуюся на собственную историческую традицию и систему ценностей. Ее отличает наличие своего набора функций, продуцирование специфической системы социальных связей и определенного типа личности. Региональная культура является вариантом общенациональной культуры и в то же время самостоятельным явлением, обладающим своими закономерностями развития и логикой исторического бытия, способностью оказывать влияние на общенациональную культуру. Региональная культура является и состоянием, и процессом, ее развитие обусловлено внешними факторами (в частности, влиянием столичной культуры), и внутренними факторами (природно-географическими, социально-экономическими, историческими, этническими, религиозными). Основные культурно-исторические регионы: индийский, дальневосточный, ближневосточный, египетский, арабо-мусульманский, латиноамериканский, европейский, американский, африканский, восточнославянский.

  1. Понятие этнических (национальных) культур



















Этническая культура — это культура людей, связанных между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью, единством, так сказать, «крови и почвы», почему она и меняется от одной местности к другой. Местная ограниченность, жесткая локализация, обособление в сравнительно узком социальном пространстве (племя, община, этническая группа) — одна из основных черт этой культуры. В ней господствует сила традиции, привычки, раз и навсегда принятых обычаев, передающихся из поколения к поколению на семейном или соседском уровне.

Этническая культура включает орудия труда, нравы, обычаи, нормы обычного права, ценности, постройки, одежду, пищу, средства передвижения, жилище, знания, верования, виды народного искусства. Специалисты различают в этнической культуре два слоя:

исторически ранний (нижний), образованный унаследованными из прошлого культурными элементами;

исторически поздний (верхний), состоящий из новообразований, современных культурных явлений.

Если этнос указывает на социокультурную общность людей, то нация обозначает территориальное, экономическое и лингвистическое объединение людей, имеющих социальную структуру и политическую организацию.

Структура национальной культуры сложнее этнической. Национальная культура включает наряду с традиционно-бытовой, профессиональной и обыденной также специализированные области культуры. А поскольку нация охватывает общество, а общество имеет стратификацию и социальную структуру, то понятие национальной культуры охватывает субкультуры всех больших групп, которых может не быть у этнической. Более того, этнические культуры входят в состав национальной. Взять такие молодые нации, как США или Бразилию, прозванные этническими котлами. Американская национальная культура крайне гетерогенна, она включает ирландскую, итальянскую, немецкую, китайскую, японскую, мексиканскую, русскую, еврейскую и другие этнические культуры. Большинство с­временных национальных культур полиэтничны.

6) Преемственность и обновленческие тенденции в развитии культуры.



Преемственность в развитии культуры может быть следующей :

1. непрерывная; это преемственность в развитии культуры быта, особенно в так называемых традиционных обществах; примером непрерывной преемственности может служить развитие языка: "В сокровищницу родного языка складывает одно поколение за другим плоды глубоких сердечных движений, плоды исторических событий, верования, воззрения, следы прожитого горя и прожитой радости, -- словом, весь след своей духовной жизни народ бережно сохраняет в народном слове. Язык есть самая живая, самая большая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое";

2. прерывная; наиболее ярким примером прерывной преемственности является западно-европейское Возрождение - не простое продолжение античных социокультурных традиций, а именно о возрождении их после более или менее продолжительной полосы забвения;

^ 3. непосредственная преемственность предполагает возрождение наследия, являвшегося результатом исторического развития непосредственно данного региона;

4. опосредованная преемственность заключается в своеобразном отклике культуры одной страны на культурную революцию у более древних соседей.

Роль обновления в культурно-исторической процессе велика. Это Необходимость оптимального сочетания восприимчивости к инновациям при сохранении самобытности культуры.

  1. Понятие массовой и элитарной культуры.

Массовая культура - вид культуры, характеризующийся производством культурных ценностей:
- рассчитанных на массовое потребление и на усредненный массовый вкус;
- стандартизованных по форме и содержанию;
- предполагающих коммерческий успех; и
- распространяемых средствами массовой информации
  1   2   3



Скачать файл (89.9 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации