Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Алябьева Е.А. Стихотворные упражнения для развития речи детей 4-7 лет. Методическое пособие. (Библиотека журнала Логопед) - файл 1.doc


Алябьева Е.А. Стихотворные упражнения для развития речи детей 4-7 лет. Методическое пособие. (Библиотека журнала Логопед)
скачать (6228.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc6229kb.15.12.2011 22:49скачать

содержание

1.doc

  1   2   3




БИБЛИОТЕКА ЛОГОПЕДА

Е.А. Алябьева

СТИХОТВОРНЫЕ

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

РЕЧИ ДЕТЕЙ 4-7 ЛЕТ

Методическое пособие

На книги этой серии можно подписаться на почте по каталогам:

«Роспечать» — 18036

«Пресса России» — 39756

«Почта России» — 10396

Творческий

Центр
Москва

2011

УДК 376 ББК 74.3 А60

Алябьева Б.А.

А60 Стихотворные упражнения для развития речи детей 4—7 лет. Методическое пособие. -- М.: ТЦ Сфера, 2011. -- 64 с. (Биб­лиотека Логопеда). (4)

18ВЫ 978-5-9949-0422-0

Пособие содержит авторские стихотворные упражнения для раз­вития у детей 4—7 лет умения находить и называть родственные слова, слова-антонимы, слова-синонимы, объяснять их значение. Ма­териал книги будет способствовать формированию умений диффе­ренцировать звуки родного языка; участвовать в диалоге; трениро­вать мелкую моторику рук в пальчиковых играх по лексической теме «Весна».

Предназначено для логопедов и воспитателей ДОУ, гувернеров, родителей детей дошкольного возраста.

УДК 376 ББК 74.3

© ООО «ТЦ Сфера», 2011
18ВК 978-5-9949-0422-0 © Е.А. Алябьева, 2011

^ Библиотека Логопеда

Введение

Анализ методической литературы по развитию речи детей дошкольного возраста показал, что недостаточно практичес­кого материала для занятий с детьми по предложенным в данном пособии направлениям: родственные слова, антони­мы, синонимы, развитие диалогической речи, однообразен, круг изучаемых слов-понятий узок.

Автор предлагает разнообразный стихотворный материал, который детьми с интересом воспринимается и легко запоми­нается, что значительно облегчает работу учителя-логопеда, воспитателя, повышает ее результативность.

Для организации полноценной работы со словами-поняти­ями автор не только выделяет, например, синонимический ряд слов, но и объясняет их значение, используя толковый словарь. Такие упражнения обогащают речь ребенка, способ­ствуют не только усвоению значения слов, но и их активному использованию в устной речи.

Стихотворные упражнения для развития речи детей 4-7 лет

Стихотворные упражнения

Выделение родственных слов

Задача по обучению детей нахождению родственных слов учителями-логопедами решается по-разному. Одни предлага­ют детям набор слов или картинок, из которых необходимо выбрать слова-родственники или слова, звучащие одинаково; другие используют небольшие отрывки прозы; третьи — сти­хотворные тексты. Выделив слова, дети не только называют их, но и раскрывают их значения, говорят, где встречаются такие слова, доказывают, что это слова-родственники.

В авторские стихи данного раздела включены родственные слова, хорошо знакомые детям по значению. Содержание сти­хов доступно пониманию дошкольников. Небольшой объем дает возможность выделить и запомнить родственные слова. Кроме того, стихи способствуют ознакомлению детей с окру­жающим миром.

Снегурочка

Снегурочка в лесу жила,

Снежки готовила с утра,

Снежинок в хоровод звала

И в гости снегирей ждала,

Чтобы в заснеженном лесу

Увидеть зореньки красу.

Под снегопадом танцевала,

Подснежник снегом укрывала,

Чтоб до весны он не замерз

И радость людям всем принес.

Зимушка-зима

Зимушка-зима принесла морозы,

Зимние забавы и сосульки-слезы,

Для зверей — зимовье

И под снегом — озимь,

Зимнюю одежду людям,

Чтоб они не мерзли.


Библиотека Логопеда

Где живет мороз

Летом мороз в морозилке живет.

Там он морозного утречка ждет.

Чтоб не растаять, мороженое ест,

А на закуску — лед, ягоды есть.
Ледокол

Колет лед ледокол,

Через лед он прошел.

Не страшны ему и льдины,

Он их носом вмиг раздвинет.

Путь ледовый он проложит,

Кораблям пройти поможет.
Хлеб

Я у мамы не нахлебник,

В магазин схожу за хлебом.

Захвачу и хлебный квас,

Два пакета про запас.

В хлебницу весь хлеб сложу,

Затем маму подожду.

Хлебушка кусок отрежу,

Маму чаем угощу.
Соль

Соль соленая на вкус.

Посолили ей арбуз.

Стал он сладким и соленым,

Словно яблоки, моченым.

Соль в солонку насыпали

И на стол всем подавали.

Можно блюдо посолить,

Только не пересолить.
Сухарь

Ах, какой сухой сухарь!

Можно зубы поломать.

А сухарики поменьше

Даже можно разжевать.

Чтобы сухости во рту

Не было при этом,

Надо чаем их запить

И заесть конфетой.
Стихотворные упражнения для развития речи детей 4-7 лет

Сахар

В чай добавлю сахарок,

Доложу один кусок.

Подожду еще немного –

Вдруг посмотрит мама строго.

В сахарнице — ни куска,

Ну а чашка вся полна.

Сахарный сироп разлился-

Липнут губы и рука.
Молоко

Молочница нам налила молока.

Мы выпили целую кружку сперва,

Потом молочком угостили мы кошку

И сели смотреть на лужок из окошка.

Молочную кашу сварили с утра,

Допили кисель, что остался вчера.

Довольные, стали играть во дворе.

Вся сила детей в парном молоке\
Масло

Мама завтрак накрывает

И масленку вынимает.

Мажет маслом белый хлеб,

На него кладет паштет,

^ Маслит кашу для ребят.

Каше манной каждый рад.

Маслице полезно всем!

Я его, конечно, съем.
Барабанщик

Я - веселый барабанщик!

У меня есть барабан.

Целый день я барабаню,

Никому его не дам.

Барабанный рокот громкий,

Словно в небе гром гремит.

Только почему-то мама

Барабанить не велит.
Библиотека Логопеда

В березовой роще

В березовой роще

Березки шумят.

Сережки надели,

Листвой шелестят.

Березовый сок

Всем по нраву весной.

Красив березняк

Белоснежной корой.
Башмачник

Подбил башмачник башмачки,

Поставил их на полку.

Они красивы и легки,

Но только мало толку.

Башмачных мастер дел босой.

Его башмак совсем худой.

Нет времени его зашить

И новый для себя пошить.
Дубрава

Хорошо в дубраве летом!

Тихо шепчутся дубы.

Как большие великаны

Рядышком стоят они.

Лист дубовый, желудь гладкий

Все сгодится на еду.

Ну а крепкая дубина

Поросятам ни к чему.
Лесничество

В лесу за порядком

Лесничий следит,

И лес охраняет он строго.

Лесничество знает

Как собственный дом.

Уходит он в чащу надолго.

Вот бревна везет

Тяжело лесовоз,

Срубил лесоруб их умело.
Стихотворные упражнения для развития речи детей 4-7 лет
За ним лесосека

Леском зарастет,

Возьмутся ребята за дело.
Бедный заяц

Бедный зайчик горько плачет

Он бедняк из бедняков.

Нечем покормить детишек,

Прохудился в доме кров.

- Ах, бедняжка ! -
Пень вздыхает,

- Где достать ему еды?
Нет друзей у бедолаги.
Не к кому ему идти.
Видно, бедовать всю зиму
Зайцу с детками в лесу.
Может, добрые бельчата
Детям пищу принесут?
Веселый Новый год

Веселится весь народ.

В гости Новый год идет.

Все веселые с утра,

Веселит всех детвора.

Ждут подарков от Мороза

И Наташа и Сережа...

Ждут веселья малыши.

Пляски будут от души!
Сушь

Лето. Жарко.

Сушь кругом.

Сено все собрали.

Просушили на сушилке

И в тюки скатали.
Шелк

Шелковод без шелкопряда

Шелк не может сделать.

Размотает кокон он

Шелковый умело,
Библиотека Логопеда
А потом ткачи соткут

^ Шелк тончайший, нежный.

Как ручей, струится он –

Шелковистый, свежий.
Пирожковая

Пирожник печет кренделя, пирожки,

И их продают в пирожковой.

Там много пирожных в витрине лежат.

Их купим мы с мамою снова.
Всем нужна борода

Бороденка-у козла,

А у дяди — борода.

Бородища у Мороза

Очень даже хороша.

Маслена бородушка

Есть у петуха,

Красная бородка

Есть у индюка.
Речной вокзал

От речного вокзала пароход отплывет.

Нас на палубе речка на волнах раскачает.

Поплывем мы по реченьке быстро вперед.

Нам помашет прощально речник на причале.
Юные пожарные

Мы — юные пожарные!

Боится нас огонь.

Пожар потушим быстро.

А ты огонь не тронь!

Пожарище напомнит –

С огнем ты не шути!

И спички, зажигалки

Ты в руки не бери.
Скрипач и сверчок

Скрипач на скрипочке играет,

По струнам водит он смычок.

А рядом с ним, в углу за печкой,

Скрипит без устали сверчок.


Стихотворные упражнения для развития речи детей 4-7 лет

Сверчок скрипучий так старался,

Чтоб громче скрипача играть,

Что в щель глубокую забрался

И там остался на ночь спать.
Смешной клоун

В цирке дети все смеются,

Клоун их смешной смешит.

В рот попала всем смешинка,

Каждый съесть ее спешит.

^ Смех все громче, хохот слышен,

Как смешлива детвора!

Животы болят от смеха –

Клоуну уйти пора.
Часовщик

Целых два часа чинил

Часовщик часы.

Мастер часовой не знал,

Что всю ночь коты

Их по полу все катали,

Мышку в норке развлекали.
Такой разный ветер

Ветерочек, ветерок,

Поиграй со мной, дружок!

Будет ветреной игра.

Не играли мы вчера.

Можешь ты ветрищем стать,

По деревьям погулять.

Можешь флаги потрепать.

Не пристало ветру спать.
Солнечный денек

Нынче солнышко печет,

Речка нас к себе зовет.

На пригорке - солнцепек,

Сядем лучше на лужок.

Солнечный денек хорош!

Мимо леса не пройдешь.

Библиотека Логопеда

Земляничку соберем,

А потом домой пойдем.

^ Солнцу надо отдыхать,

Вместе с ним пойдем мы спать.
Дождливая погода

Дождливая погода,

Нет солнышка с утра.

Дождь наполняет лужи,

Кругом одна вода.

Но дождь мне не помеха.

Надену дождевик

И в сапогах резиновых

По лужам напрямик.
Утро

По росистой траве

Я пройду босиком,

Выпью свежей росы

Вместе с дивным цветком.

Посмотрю, как росинка

Скользит по листку,

И о тайне моей

Расскажу я жучку.
Цветник

Цветник в нашем парке все лето красив.

В нем праздник цветочный повсюду.

Весной первоцветы здесь нежно цветут.

Букет хризантем осень будит.

Соцветия флоксов нектаром полны,

А рядом — анютины глазки.

Ковром разноцветным петунья зовет.

Не клумбы - цветочная сказка!

Как чудо цветущие розы в саду!

Не зря цветовод их так любит.

В траве земляника лесная цветет,

В цветках пустоцвета не будет.
Стихотворные упражнения для развития речи детей 4-7 лет
^ Дифференциация звуков

Работа по дифференциации и автоматизации звуков чаще всего строится с использованием потешек, поговорок, песе­нок, чистоговорок. Мы предлагаем авторские стихотворные упражнения, которые позволят учителю-логопеду и воспита­телю, занимаясь с подгруппой, активизировать каждого ре­бенка, используя разнообразный речевой материал. Истории и сказки детям интересны по содержанию, поэтому они их внимательнее слушают, быстрее запоминают, что улучшает процесс выделения слов с нужным звуком. Предложенные вопросы помогут взрослым направить внимание ребенка на нужное слово, произнести его. Выделенный ряд слов с опре­деленным звуком в заданиях упрощает работу с данным ма­териалом.


Недовольная сова [с]

— Ох, ох, ох, —

Устало стонет

На сухом сучке сова. —

Что-то нынче от погоды

Разболелась голова.

Что-то сон мой неглубокий,

Что-то силы нет совсем.

Даже ночью темной мышек

Я почти уже не ем.

Я совсем осоловела

И осунулась слегка.

На сосну свою присела

И чешу свои бока.

Сосны шумом раздражают,

Солнце будит по утрам,

Серп луны стал очень бледным,

Плохо светит по ночам.

Стала старой я совсем,

Вечно недовольна всем.

Хорошо, пришла весна!

Птицам будет не до сна.

Свежесть леса, шум ручья

Силы вновь вольют в меня.

Библиотека Логопеда


Вопросы и задания

  • Что делает сова?

  • Как она стонет?

  • На чем она сидит?

  • Что случилось со сном совы?

  • Как она жалуется на силы?

  • Как вы понимаете слова «совсем осоловела»? (Становиться
    вялым, сонным.)

  • Каким словом сова о себе сказала, что она похудела? (Осу
    нулась.)

  • Что ее раздражает?

  • Что будит ее по утрам?

  • Что не нравится сове ночью?

  • Какой стала сова?

  • Что весной будет с птицами?

  • Что может влить в сову силы?

  • Назовите все слова со звуком [с] (устало, стонет, сухо,
    сучке, сова, сон, силы, совсем, осоловела, осунулась слегка,
    сосну, свою, присела, сосны, солнце, серп, стал, светит, ста­
    рой, всем, весна, не до сна, свежесть).

  • Назовите слова, которые начинаются со звука [с] (сто­
    нет, сухо, сучке, сова, сон, силы, совсем, слегка, сосну, свою,
    солнце, серп, стал, светит, старой, сна, свежесть).

  • Назовите слова, в которых звук [с] находится в середине
    слова (устало, осоловела, осунулась, сосну, совсем, свежесть,
    присела, весна).

  • Есть ли в стихотворении слова, в которых звук [с] нахо­
    дится в конце слова?

  • Назовите слова, в которых звук [с] мягкий (силы, присе
    ла, серп).


Зимовье зверей [з]*

В сказке на зиму зимовье

Выстроили звери.

Настелили много сена,

Утеплили двери.
• Здесь и далее при анализе ответов детей необходимо учитывать оглуше­
ние звонких согласных в конце слова и в середине перед другим глухим
согласным звуком.

Стихотворные упражнения для развития речи детей 4-7 лет
Стены смазали навозом,

Чтоб заделать щели.

Навязали для полов

Веники из ели.

Разукрасили узором

Печку всем на диво,

Разместили на гвоздях

Веточки рябины.

Наплели корзин больших,

Сделали запасы

И в бочонке на всю зиму

Наварили квасу.

Дверь закрыли на замок,

Чтобы враг войти не смог.
Вопросы и задания

  • Где рассказывается о зимовье зверей?

  • Что звери построили себе на зиму?

  • Что звери сделали, чтобы заделать щели в стенах?

  • Что сделали с печкой?

  • Где разместили веточки рябины?

  • Для чего наплели больших корзин?

  • Сколько кваса наварили звери?

  • Что сделали с дверью?

  • Для чего дверь закрыли на замок?

  • Назовите все слова со звуком [з] (сказка, зима, зимовье,
    звери, смазали, навозом, заделать, навязали, из, разукраси­
    ли, узором, разместили, гвоздях, корзин, запасы, зиму, за­
    крыли, замок).

  • Назовите слова, в которых звук [з] находится в начале
    слова (зима, зимовье, звери, заделать, запасы, закрыли, за­
    мок).

  • Назовите слова, в которых звук [з] находится в середине
    слова (сказка, смазали, навозом, навязали, разукрасили, узо­
    ром, разместили, гвоздях, корзин).


  • Назовите слова, в которых звук [з] твердый (сказка, зве­
    ри, смазали, навозом, заделать, навязали, разукрасили, узо­
    ром, разместили, гвоздях, замок).

  • Назовите слова, в которых звук [з] мягкий (зима, зимо­
    вье, корзин).



Библиотека Логопеда
• Назовите слова со звуком [с] (сказка, сено, стены, сдела­
ли, квас, настелили, смазали, смог).
Зима в лесу [з]

Зимой завидуют сурку –

Он спит всю зиму на боку.

А заяц бедный заболел –

Кору со льдом на стуже ел.

Мороз захолодил до слез,

Под снег загнал зверей мороз.

Зубастый волк завыл с утра,

Погасла поздняя звезда.

А зимородок закаленный

На елочке сидит зеленой.

Подземный ход прорыла мышка,

Грызун ползет совсем не слышно.

С березы куропатка в снег

Нырнула, чтоб не заболеть.

Зубами щелкает лиса,

Сверкают злющие глаза.

Зимовье трудное в лесу.

Все ждут скорей весну-красну!
Вопросы и задания

  • Как называется стихотворение?

  • Почему зимой завидуют сурку?

  • Что случилось с зайцем?

  • Что делает мороз?

  • Куда он загнал зверей?

  • Как ведет себя волк?

  • Что говорится о звездах?

  • Какой зимородок?

  • Что он делает?

  • Что сделала мышка?

  • Как ее называют в стихотворении?

  • С какого дерева нырнула куропатка в снег?

  • Для чего она это сделала?

  • Что делает лиса?

  • Какие у нее глаза?

  • Какое зимовье в лесу?


Стихотворные упражнения для развития речи детей 4-7 лет


  • Чего ждут звери?

  • Назовите все слова со звуком [з] (зимой, завидуют, зиму,
    заяц, заболел, мороз, захолодил, слез, загнал, зверей, зубастый,
    завыл, поздняя, звезда, зимородок, закаленный, зеленой, под­
    земный, грызун, ползет, березы, не заболеть, зубами, злющие,
    зимовье).

  • ^ Назовите слова, в которых звук [з] находится в начале
    слова (зимой, завидуют, зиму, заяц, заболел, захолодил, заг­
    нал, зверей, зубастый, завыл, звезда, зимородок, закаленный,
    зеленой, зубами, зимовье, злющие).

  • ^ Назовите слова, в которых звук [з] находится в середине
    слова (поздняя, звезда, подземный, грызун, ползет, березы).

  • Назовите слова, в которых звук [з] твердый (завидуют, заяц,
    мороз, захолодил, загнал, зверей, зубастый, завыл, поздняя, за­
    каленный, грызун, березы, не заболеть, зубами, злющие, глаза).

  • Назовите слова, в которых звук [з] мягкий (зимой, зиму,
    зимородок, зеленой, подземный, ползет, зимовье).

  • В каком слове звук [з] стоит в начале и середине? (Звезда.)

  • Назовите слова со звуком [с] (сурку, зубастый, погасла,
    сидит, сверкают, в лесу, скорей, спит, стужа, до слез, снег,
    совсем, не слышно, лиса, весна красна, все).



Цирк [ц]

К нам приехал в город цирк!

Целый день веселье.

Циркачи под марш идут

Кругом по арене.

Львицы прыгают, рычат,

Мотоцикл мчится,

И медведь на нем сидит,

И сверкают спицы.

Цокают лошадки в такт,

Танец на канате

Вызывает в детях страх.

Эскимо в антракте

Почему-то нужно всем.

Царствует веселье!

В воскресенье в цирк сходить -

Это не безделье.
Библиотека Логопеда
Вопросы и задания

  • Какое событие случилось в городе?

  • Сколько длится веселье?

  • Кто идет под марш?

  • Кто прыгает, рычит?

  • Кто сидит на мотоцикле?

  • Что сверкает у колес мотоцикла?

  • Что делают лошадки?

  • Какой номер вызывает у детей страх?

  • Что делает веселье?

  • Назовите все слова со звуком [ц] (цирк, целый, циркачи,
    львицы, мотоцикл, спицы, цокают, танец, царствует).


  • Назовите слова, в которых звук [ц] находится в начале
    слова (цирк, целый, циркачи, цокают, царствует).

  • Назовите слова, в которых звук [ц] находится в середине
    слова (львицы, мотоцикл, спицы).

  • Назовите слова, в котором звук [ц] находится в конце
    слова (танец).


Кот и метла [к]

На гармошке кот играл,

Клавиши перебирал.

Вдруг увидел у крыльца

Полну крынку молока.

Кинулся он к ней скорей,

Чтоб напиться побыстрей,

Но наткнулся на метлу,

Что ждала его в углу.

Так ударила метла!

Сшибла бедного кота.

Шишка выросла на лбу,

Не добраться к молоку.

Тут хозяйка в дом вошла

И увидела кота,

Молоко, что на полу...

Как взяла она метлу

И давай кота лупить

И при этом говорить:

- Кто лакает молоко?

Кто крадет из кухни все?

Стихотворные упражнения для развития речи детей 4-7 лет
Вот в кладовке посидишь,

Без еды там полежишь,

Станешь паинькой тогда.

Будешь слушаться всегда!
^ Вопросы и задания

Что делал кот?

• Где кот увидел молоко?

• Во что было налито молоко?

• Что сделал кот?

• Что с ним произошло дальше?

  • Кто пришел в дом?

  • Что увидела хозяйка?

  • Что она сделала?

  • Что говорила хозяйка коту, когда его лупила?

  • Почему же хозяйка наказала кота?

  • Назовите все слова со звуком [к] (гармошке, кот, клави­
    ши, крыльца, крынку, молока, кинулся, скорей, наткнулся,
    так, шишка, хозяйка, как, кто, лакает, крадет, кухни, кла­
    довка, паинькой).

  • Назовите слова, в которых звук [к] находится в начале
    слова (кот, клавиши, крыльцо, крынка, кинулся, как, кто,
    крадет, кухня, кладовка, скорей).

  • Назовите слова, в которых звук [к] находится в середине
    слова (гармошка, молоко, наткнулся, хозяйка, лакает, кла­
    довка, крынка, паинька).

  • Назовите слова, в которых звук [к] находится в конце
    слова (так, как).

  • Назовите два слова, в которых звук [к] мягкий (кинулся,
    гармошке).



Кенгуру [к]

Кенгуру надела кепи

И пошла смотреть кино.

По пути конфет купила,

В зал вошла, а там темно.

Стала шелестеть оберткой,

Раскрошила на пол кекс,

Заикала вдруг так громко –

Испугала этим всех.
^ Библиотека Логопеда
Кинофильм к концу подходит,

Кенгуру не стала ждать.

Как скакнет через сиденье,

Что уже и не догнать.

^ Как вести себя культурно,

Каждый с детства должен знать.

Надо в школу поучиться

Срочно Кенгуру послать.

Вопросы и задания

  • О ком эта история?

  • Что надела Кенгуру?

  • Что Кенгуру пошла смотреть?

  • Что Кенгуру купила по пути?

  • Чем стала шелестеть в кинозале Кенгуру?

  • Что Кенгуру раскрошила на пол?

  • Чем Кенгуру испугала зрителей в кинозале?

  • Когда Кенгуру ушла из кинозала?

  • Как она это сделала?

  • Что должен каждый знать с детства?

  • Куда надо отправить бескультурную Кенгуру?

  • Какие правила культуры поведения в кинотеатре вы знаете?

  • Назовите все слова, в которых есть звук [к] (кенгуру,
    кепи, кино, конфет, купила, оберткой, кекс, раскрошила,
    заикала, громко, кинофильм, к концу, как, скакнет, куль­
    турно, каждый, школу).

  • Назовите слова, в которых звук [к] находится в начале
    слова (кенгуру, кепи, кино, конфеты, купила, кекс, кино­
    фильм, к концу, как, культурно, каждый).

  • Назовите слова, в которых звук [к] находится в середине
    слова (оберткой, раскрошила, кекс, заикала, громко, скакнет).

  • Назовите слова, в которых звук [к] твердый (конфеты,
    купила, оберткой, раскрошила, заикала, громко, к концу, как,
    скакнет, культурно, каждый, школу).

  • Назовите слова, в которых звук [к] мягкий (кенгуру, кино,
    кепи, кекс, кинофильм).

  • Назовите слова, в которых два звука [к] (кекс, как, скак­
    нет). Какие еще слова с двумя звуками [к] вы знаете?

^ Стихотвооные упражнения для развития печи детей 4-7 лет

Добрый Гном [г]

Жил в горе волшебник — Гном,

Приглашал гостей в свой дом.

.Гусь с гусыней приходил

И гармошку приносил.

На гармошке той играл,

Гоготал да и плясал.

Голубь к Гному прилетал,

Семена с собою брал.

В грядки семена сажал,

Урожая с Гномом ждал.

С попугаем каждый раз

Говорил Гном целый час.

Гусеница приползала,

Гнома на себе катала.

А зимой, когда снега

Да метет вовсю пурга,

Белка нагрызет орехов,

Снег сгребет, чтоб Гном проехал,

Галка принесет грибы,

Хомка — сладкие бобы.

Не горюет Гном зимой:

Все идут к нему домой.
Вопросы и задания

  • Где жил добрый Гном?

  • Почему его можно назвать гостеприимным?

  • Кто к нему приходил?

  • Что гусь приносил?

  • Что гусь делал?

  • Кто прилетал к Гному?

  • Для чего голубь приносил семена?

  • С кем Гном говорил целый час?

  • Кто катал на себе Гнома?

  • Что меняется зимой?

  • Как помогала Гному белка?

  • Чем кормила Гнома галка?

  • Почему Гном не горюет зимой?

  • Почему хорошо быть добрым?


Библиотека Логопеда


  • Назовите в сказке все слова со звуком [г] (в горе, гном,
    приглашал, гостей, гусь, гусыня, гармошка, играл, гоготал,
    голубь, грядки, попугай, говорил, гусеница, когда, снега, пур­
    га, нагрызет, снег, сгребет, галка, грибы, горюет).


  • Назовите слова, в которых звук [г] находится в начале
    слова (гора, гном, гости, гусь, гусыня, гармошка, гоготать,
    голубь, грядки, говорил, гусеница, галка, грибы, горевать).

  • Назовите слова, в которых звук [г] находится в середине
    слова (приглашал, попугаем, когда, снега, пурга, нагрызет).

  • Есть ли в стихотворении слова, в которых звук [г] мяг­
    кий? (Нет.)


Опасная гюрза [г]

Ползает в горах гюрза.

Ох и злющая она!

За геологом ползет,

Гибель за собой несет.

Извивает гибкий стан,

Прячется под тенью скал,

Огибает плавно куст,

Чтобы не был слышен хруст.

Грызунов глотает вмиг,

Не поможет им и крик.

Тело гибкое свернет,

Дремлет, жертву свою ждет.
Вопросы и задания

  • Как называется стихотворение?

  • Кто такая гюрза?

  • Где она ползает?

  • Кого она может укусить?

  • Кто такой геолог?

  • Какой стан у змеи?

  • Как гюрза огибает куст?

  • Кого гюрза заглатывает?

  • Что она делает со своим телом?

  • Почему надо опасаться ядовитых змей?

  • Назовите все слова со звуком [г] (горах, гюрза, геологом,
    гибель, гибкий, огибает, грызунов, глотает, гибкое).

  • Назовите из перечисленных слово, которое не начинается
    со звука [г] (огибает).

Стихотворные упражнения для развития речи детей 4-7 лет


  • Назовите слова, в которых звук [г] твердый (грызунов,
    горах, глотает).

  • Назовите слова, в которых звук [г] мягкий (гюрза, геолог,
    гибель, гибкий, огибает, гибкое).


Хорек и хомяк [х]

Жил в лесу густом зеленом

Хитрый маленький хорек.

Был он хищником отменным

И ловить мышей он мог.

Почесать любил он ухо,

Хвост красиво распушить,

До охоты зубы утром

Хорошенько наточить.

С хомяком дружил хорек,

Но сдержаться все не мог –

Над щеками хохотал,

Хомяка за них щипал.

Хорохорился хомяк:

- Ты худой, а я — толстяк.

Мне без щек никак нельзя,

В них запасы у меня.

Их я бережно храню,

Ни за что не уроню.
Вопросы и задания

  • Как называется стихотворение?

  • Кто жил в лесу?

  • Как называют животных, которые охотятся за другими
    животными?

  • Что любил почесать хорек?

  • Что хорек любил красиво распушить?

  • В какое время он точил зубы?

  • С кем хорек дружил?

  • Над чем хорек хохотал?

  • Как реагировал на шутки друга хомяк?

  • Что хорьку отвечал хомяк?

  • Как вы понимаете, что такое насмешка? Шутка?

  • Назовите все слова со звуком [х] (хитрый, хорек, хищни­
    ком, ухо, хвост, охоты, хорошенько, хомяком, хохотал, хо­
    рохорился, худой, их, храню).


Библиотека Логопеда


  • Назовите слова, в которых звук [х] находится в начале
    слова (хищник, хорек, хитрый, хвост, хорошенько, хомяк,
    хохотал, хорохорился, худой, храню).

  • Назовите слово, в котором звук [х] находится в середине
    слова (ухо, охоты, хохотал, хорохорился).

  • Назовите слово, в котором звук [х] находится в конце
    слова (их).

  • Назовите слова, в которых звук [х] мягкий (хитрый, хищ­
    ник).


Радуга [р]

Солнце светит, дождь идет,

В небе радуга цветет.

Над рекой она взошла,

Радость людям принесла.

Речка краше сразу стала,

Разным цветом засияла.

Робко выглянул карась:

  • Не заря ли занялась?
    Вылез рак на бережок:

  • Радуга? Какой восторг!
    Дождь вокруг все оросил
    И у солнышка спросил:

  • Можно радугу убрать,
    Дальше по лугам шагать?
    А в ответ дождю: «Прощай!
    Рокот грома забирай.

Ты на славу потрудился,

Как бы ты не простудился.

Расцелуй скорей цветы,

Заждались тебя они».

Дождь пророкотал: «Пока!»

Успокоилась река.
Вопросы и задания

  • Что появляется в небе, когда одновременно идет дождь и
    светит солнце?

  • Где взошла радуга?

  • Что она принесла людям?

  • Что случилось с речкой?

  • Как выглянул из речки карась?



Стихотворные упражнения для развития речи детей 4-7 лет


  • Что он спросил?

  • Кто еще вылез на бережок?

  • Что воскликнул рак?

  • Что сделал дождь?

  • Что дождь спросил у солнца?

  • Что ему ответило солнце?

  • Как ответил дождь солнцу?

  • Что после этого случилось?

  • Назовите все слова со звуком [р] (радуга, рекой, радость,
    принесла, речка, краше, сразу, разным, робко, карась, заря,
    рак, бережок, восторг, вокруг, оросил, спросил, убрать, про­
    щай, рокот, грома, забирай, потрудился, простудился, расце­
    луй, скорей, пророкотал, река).

  • Назовите слова, в которых звук [р] находится в начале
    слова (радуга, речка, река, радость, робко, рак, оросил, ро­
    кот, расцелуй, пророкотал).

  • Назовите слова, в которых звук [р] находится в середине
    слова (принесла, краше, сразу, разным, карась, заря, бере­
    жок, восторг, спросил, убрать, забирай, прощай, грома, по­
    трудился, простудился, скорей, пророкотал).


  • Назовите слова, в которых звук [р] твердый (радуга, ра­
    дость, краше, сразу, разным, робко, карась, рак, восторг, оро­
    сил, спросил, убрать, прощай, рокот, грома, забирай, потру­
    дился, простудился, расцелуй, пророкотал).

  • Назовите слова, в которых звук [р] мягкий (рекой, при­
    несла, речка, заря, бережок, скорей, река).

  • Назовите слово, в котором два звука [р] (пророкотал)

.
Носорог и рог [р]

Разозлился носорог –

Дразнят все его за рог:

  • Разве я его купил
    Или просто нарастил?
    Рявкнул громко носорог,
    Высоко подняв свой рог.
    Гордо посмотрел на всех,
    Злиться перестал на смех,
    Прорычал, что было сил:

  • Я вас нынче пригласил,
    Чтоб насмешки прекратить,
  1   2   3



Скачать файл (6228.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации