Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Конспекты монографий по возр. психологии - файл Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения (конспект).doc


Конспекты монографий по возр. психологии
скачать (194.5 kb.)

Доступные файлы (6):

Д.Б. Эльконин Психология игры (конспект).docx40kb.23.06.2010 23:04скачать
Ж.Пиаже Психология интеллекта (конспект).docx34kb.15.12.2010 23:05скачать
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения (конспект).doc74kb.23.06.2010 12:54скачать
Л.С. Выготский Том 4 (конспект).docx54kb.28.06.2010 04:08скачать
Р.Бернс Развитие Я- концепции и воспитание (конспект).doc91kb.15.12.2010 23:06скачать
Эрик Эриксон Детство и общество (конспект).doc55kb.15.12.2010 23:04скачать

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения (конспект).doc




Федеральное Агентство по образованию РФ

ГОУ ВПО Поморский Государственный Университет

имени М. В. Ломоносова


Кафедра психологии


Работа

По дисциплине: Возрастная психология.

Конспект монографии М.И. Лисиной

«Проблемы онтогенеза общения»


Выполнила:

Студентки 2 курса 21 группы

факультета психологии

Ермолина Юлия


Проверила:

Постникова М.И.


Архангельск, 2010


^ Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения

Наблюдая детей, психолог получает возможность увидеть особенности их самопознания и те условия, в которых оно складывается: индивидуальную практику ребенка и его общение с другими людьми. Книга Лисиной «Проблемы онтогенеза общения» рассказывает нам о том, как ребенок, появившись на свет, вступает в свои первые контакты с окружающими людьми, как все более усложняются и углубляются его связи с ними.

Глава 1

Понятие общения

Общение – это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения будущего.

С точки зрения деятельности общение является коммуникативной деятельностью.

В теории деятельности А.Н. Леонтьева выделяются следующие структурные компоненты коммуникативной деятельности:

  • Предмет общения (партнер по общению как субъект)

  • Потребность в общении (стремление к познанию других людей, а через это и познание себя)

  • Коммуникативные мотивы (то, ради чего принимается общение)

  • Действие общения (целостный акт, направленный на другого человека, как на свой объект)

  • Задачи общения (та цель, на достижение которых направлены действия общения)

  • Средства общения (те операции, с помощью которых осуществляются действия общения)

  • Продукты общения («общий результат» общения)

Функции общения:

  1. Организация совместной деятельности (согласование и объединение усилий для достижения общего результата)

  2. Формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие с целью налаживания отношений)

  3. Познание людьми друг друга

Значение общения:

  • Позволяет вскрыть общественную сущность человека, детерминацию его внутреннего мира и личности



  • Помогает понять развитие психики ребенка, как процесс, происходящий путем присвоения детьми общественно-исторического опыта человечества в контексте реального общения с взрослым, живым носителем этого опыта



^ Влияние общения на психическое развитие ребенка происходит следующим образом:

1) благодаря благоприятным «объектным» качествам взрослого, сочетающимся с его свойствами как субъекта общения;

2) благодаря обогащению взрослыми опыта детей;

3) путем прямой постановки взрослыми задач, требующих от ребенка овладения новыми знаниями, умениями и способностями;

4) на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого;

5) благодаря возможности для ребенка черпать в общении образцы действий и поступков взрослых;

6) вследствие благоприятных условий для раскрытия детьми своего творческого, самобытного начала при общении их друг с другом.


Глава 2

Возникновение общения у ребенка

^ Возраст ребенка

Реакция на воздействие взрослого

Первые 2 недели

Нет реакции

С 3-ей недели

Ориентировочно – исследовательская активность, направленная на ознакомление с взрослым

С 4-ой недели

Эмоциональные реакции: улыбка в ответ на улыбку; улыбка по собственной инициативе

На 2-ом месяце

«комплекс оживления»:двигательные акты, улыбки, вокализация



Итог: сразу после рождения ребенок никак не общается с взрослым; лишь после двух месяцев младенцы вступают во взаимодействие со взрослыми, которое можно считать общением.


Общение появляется у ребенка в возрасте 2 месяцев

4 критерия возникновения потребности общения у ребенка:

  • Внимание и интерес ребенка к взрослому

  • Эмоциональные проявления ребенка к взрослому

  • Инициативные действия ребенка, направленные на взрослого

  • Чувствительность ребенка к отношению взрослого



Основные группы мотивов общения детей с окружающими людьми:

  • Познавательные (реализуется потребность во впечатлениях)

  • Деловые (потребность в активной деятельности)

  • Личностные (потребность в признании и поддержке)



Все три группы мотивов существуют и тесно связаны между собой. Но в разные периоды детства их относительная роль изменяется: то одни, то другие занимают положение ведущих.


Средства общения ребенка


^ Экспрессивно - мимические


предметно - действенные

речевые

улыбка, взгляд, мимика, движения рук и тела, вокализация


локомоторные и предметные движения, позы

высказывания, вопросы, ответы, реплики



^ Развитие в онтогенезе:

экспрессивно – мимические предметно – действенные речевые

Глава 3

Развитие общения у детей в первые 7 лет жизни

Этапы онтогенеза = формы общения

^ Форма общения – коммуникативная деятельность на определенном этапе ее развития, взятая в целостной совокупности черт и характеризуемая по нескольким параметрам.

Параметры выделения форм общения:

  1. Время возникновения данной формы общения на протяжении дошкольного детства

  2. Место, занимаемое ею в системе более широкой жизнедеятельности ребенка

  3. Основное содержание потребности, удовлетворяемой детьми при данной форме общения

  4. Ведущие мотивы, побуждающие ребенка к общению с окружающими людьми

  5. Основные средства общения, с помощью которых в пределах данной формы общения осуществляется коммуникация ребенка с взрослым



^ Развитие форм общения у детей от рождения до 7 лет

Возраст

Место формы общения

Содержание потребности

Ведущий мотив

Основные средства

Значение формы общения




^ Ситуативно – личностная форма общения

0 – 2 месяца

Удовлетворение первичных потребностей через общение с близкими

Потребность в доброжелательном внимании взрослого

Личностный: взрослый как ласковый доброжелатель

Экспрессивно - мимические

Формирование персептивных действий, подготовка к овладению хватанием

^ Ситуативно – деловая форма общения

0 – 6 месяцев

Совместная предметная деятельность с взрослым

Потребность в доброжелательном внимании и сотрудничестве

Деловой: взрослый как партнер по игре, образец для подражания

Предметно –действенные операции

Развитие предметной деятельности, подготовка к овладению речью

^ Внеситуативно – познавательная форма общения

3 года

Совместная деятельность с элементами самостоятельной; ознакомление с физическим миров

Потребность в доброжелательном внимании и сотрудничестве и уважении

Познавательный: взрослый как эрудит, источник познания

Речевые операции

Развитие наглядных форм мышления

^ Внеситуативно – личностная форма общения

5 лет

Теоретическое и практическое познание ребенком социального мира

Потребность в доброжелательном внимании и сотрудничестве и уважении при ведущей роли стремления к сопереживанию и взаимопониманию

Личностный: взрослый как целостная личность, обладающая знаниями, умениями и социально – нравственными нормами

Речевые операции

Приобщение к моральным и нравственным ценностям общества; создание мотивационной, интеллектуальной и коммуникативной готовности к школьному обучению



^ Механизм смены форм общения:

обогащение содержания деятельности детей и их взаимоотношений с окружающими приводит к смене устаревших форм общения новыми, а последние дают простор для дальнейшего психического прогресса ребенка.


Глава 4

Продукты общения

Продукты общения разнообразны и многочисленны. Лисина М.И. рассматривает 2 основных продукта общения:

  • взаимоотношения ребенка с окружающими людьми

  • образ самого себя, который у него возникает в результате коммуникативной деятельности.



  1. Взаимоотношения ребенка с окружающими людьми

Взаимоотношения людей носят избирательный характер. Избирательные взаимоотношения между людьми в высокой степени зависят от содержания коммуникативной потребности.

В фундаменте добрых отношений в общении с обоими партнерами лежит удовлетворение потребности ребенка в доброжелательном внимании окружающих людей; она «опредмечивается» в личностных коммуникативных мотивах.

  1. ^ Образ самого себя.

Образ самого себя возникает у ребенка в ходе различных видов жизненной практики: опыта индивидуальной (одиночной) деятельности и опыта общения.

^ Факторы и источники построение образа самого себя у дошкольников


Функционирование организма

Предметная деятельность

Общение с взрослыми

Общение со сверстниками


Опыт индивидуальной деятельности

Опыт общения



Образ самого себя



Образ самого себя – аффективно – когнитивный комплекс: аффективная часть представлена самооценкой, а когнитивная – представлением ребенка о себе. Представления детей о себе с возрастом становятся все более точными, но возможны и их устойчивые искажения под влиянием самооценки.

Выводы:

  1. Общение – это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения будущего.

  2. Общение возникает у детей в возрасте 2 – 3-х месяцев.

  3. Основными мотивами общения являются познавательные, деловые личностные.

  4. Основными средствами общения ребенка являются: экспрессивно – мимические, предметно – действенные, речевые.

  5. Формы общения ребенка с взрослым в возрасте до 7 лет: ситуативно – личностная, ситуативное – деловая, внеситуативно – познавательная, внеситуативно – личностная.

  6. Изменение социальной ситуации развития ребенка приводит к развития психических функций.

  7. Основными продуктами общения являются: взаимоотношения и образ самого себя.

Таким образом, можно сказать, что в своей книге «Проблемы онтогенеза общения» М.И. Лисина рассказывает нам о том, как ребенок, появившись на свет, вступает в свои первые контакты с окружающими людьми, как все более усложняются и углубляются его связи с ними. Через общение с другими ребенок познает самого себя. Именно поэтому М.И.Лисина говорит об общении и самопознании как о неразрывно связных, обуславливающих друг друга проблемах. Ее книга полезна как и ученым – специалистам в области детского развития, так и психологам, воспитателям и педагогам. Общение - условие и важнейший фактор психического развития ребенка.




Скачать файл (194.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации