Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Конспекты монографий по возр. психологии - файл Л.С. Выготский Том 4 (конспект).docx


Конспекты монографий по возр. психологии
скачать (194.5 kb.)

Доступные файлы (6):

Д.Б. Эльконин Психология игры (конспект).docx40kb.23.06.2010 23:04скачать
Ж.Пиаже Психология интеллекта (конспект).docx34kb.15.12.2010 23:05скачать
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения (конспект).doc74kb.23.06.2010 12:54скачать
Л.С. Выготский Том 4 (конспект).docx54kb.28.06.2010 04:08скачать
Р.Бернс Развитие Я- концепции и воспитание (конспект).doc91kb.15.12.2010 23:06скачать
Эрик Эриксон Детство и общество (конспект).doc55kb.15.12.2010 23:04скачать

Л.С. Выготский Том 4 (конспект).docx

Федеральное Агентство по образованию РФ

ГОУ ВПО Поморский Государственный Университет

имени М. В. Ломоносова


Кафедра психологии


Работа

По дисциплине: Возрастная психология.

Конспект труда Л.С. Выготского

«Детская психология (том 4)»


Выполнила:

Студентки 2 курса 21 группы

факультета психологии

Ермолина Юлия


Проверила:

Постникова М.И.


Архангельск, 2010




Часть 1: Педология подростка

Развитие интересов в переходном возрасте

Проблема интереса в подростковом возрасте ярко выражена, так как все психологические функции человека на каждой ступени развития действуют в определенной системе, направляемые определенными, отложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами.

^ Как соотносятся интерес и влечение?

Динамическая психология

Торндайк: врожденные (влечения)

Интересы

приобретенные (интересы)

НО: отношения между влечением и интересом

=

отношение между врожденными и приобретенными реакциями


механизм приобретения интересов сводится к простому механизму дрессуры и тренировки


В. Мак-Дауголл: интересы НЕ МОГУТ приобретаться и возникать так же, как и навыки. Навыки не содержат в себе особо присущего им стремления, они определяют, как мы должны выполнять наши задачи, но не являются движущими силами процесса и не поддерживают его.

НО: все интересы, все побуждающие силы нашей деятельности врожденны и в последнем счете обусловлены биологической природой инстинктов.


Проблема соотношения интересов и влечений в данных двух теориях не решена.


^ Структурная теория интересов

Интересы - целостные динамические тенденции, определяющие структуру направленности наших реакций.

Интересы рассматриваются новой психологией как жизненные, органические процессы, глубоко укорененные в органической, биологической основе личности, но развивающиеся вместе с развитием всей личности.




^ Фазы в развитии интересов = фазами биологического созревания подростка.


развитие интересов находится в теснейшей и прямой зависимости от процессов биологического созревания и что ритм органического созревания определяет ритм в развитии интересов.


^ Две основные фазы переходного возраста (по Петерсу):

Фаза влечений: появление новых влечений, создающих органическую основу для новой системы интересов.

^ Фаза интересов: созревания этой новой системы, надстраивающейся над новым влечением.


Подростковый период характеризуется двумя основными чертами:

это есть период ломки и отмирания старых интересов

период вызревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы.


Различные исследователи, несмотря на расхождение в отдельных определениях, согласно устанавливают наличие негативной фазы в начале переходного возраста:

неустойчивость

беспокойство

понижение настроения

пониженная успеваемость и работоспособность

нарушение дисциплины

негативизм

НО: негативная фаза - нормальный и необходимый период, через который должен пройти подросток. Отсутствие этой фазы наблюдается только тогда, когда развитие подростка отклоняется от нормы в том или ином отношении или когда наступает преждевременно ранняя зрелость.


Залкинд: процессы, из которых складывается критический период в развитии подростка:

нарастающие стабилизационные процессы

процессы действительно критические



процессы, приводящие к оформлению зарождающихся элементов взрослого человека


^ Положительная фаза: фаза культурных интересов (по Тумлирцу):

Основные интересы стадии:

эгоцентрическая установка подростка

доминанта дали

тягу к сопротивлению

преодолению,

к волевым напряжениям

хулиганство

борьба против воспитательского авторитета

протест

Таким образом, выделяют две фазы в периоде подросткового возраста: негативную фазу и положительную фазу. Ребенок должен пройти через обе стадии для полноценного психического развития, формирования интересов и преодолению задач данного возрастного периода.

Развитие мышления подростка и образование понятий


Отрицание существенных изменений, происходящих в интеллектуальном развитии подростка, неизбежно приводит к признанию простого роста интеллекта в годы созревания и его большей независимости от чувственного материала.

Ш. Бюлер, О. Кро:

само мышление в этот период не имеет существенного и определяющего значения для процессов развития подростка в целом

^ НО: нельзя сводить развитие подростков к эмоциональным изменениям и «откидывать» интеллектуальное.

Рубинштейн: вся разница между мышлением ребенка и подростка сводится к тому, что те же самые формы мышления заполняются у ребенка и подростка различным содержанием.







У ребенка: У подростка:

Формы мышления заполнены Возникает тенденция заполнять

Несущественными признаками их признаками существенными




Все авторы сходятся в том, что, отрицая новообразования в области интеллектуальных форм, они неизбежно должны признать полное обновление всего содержания мышления в переходном возрасте.

^ ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЙ:

Исследователи говорят о кардинальных изменениях в содержании мышления в подростковом возрасте, но отрицают всякий сдвиг в развитии интеллектуальных операций.


Л. С. Выготский:

В подростковом возрасте ребенок впервые овладевает процессов образования понятий – это центральное изменение всего переходного возраста.


Разрешается проблема соотношения форм и содержания мышления, т.к. есть определенное содержание мыслей, которые могут быть адекватно поняты, усвоены, восприняты только в определенных формах интеллектуальной деятельности.


^ Мышление подростка переходит от конкретного к понятийному.


Следствия:

Содержание мышления обновляется и перестраивается

Содержание и форма находятся во взаимной обусловленности

Мышление подростка интериоризируется

Появляются новые формы деятельности, формы мышления

Раскрывается мир объективного общественного сознания

Возрастает активность участия в культурно – общественной жизни

Подростки требуют доказательств

Появляется тяга к искусству

Тенденция к понимаю других, себя, окружающего мира

Переход к более абстрактному мышлению, но полностью оно не сформировано, т.к. подросток еще недостаточно осознает собственные мыслительные операции и не может в полной мере овладеть ими




Развитие высших психических функций в переходном возрасте


Развитие высших психических функций в переходном возрасте обнаруживает чрезвычайно ясно и отчетливо основные закономерности, характеризующие процессы развития нервной системы и поведения.

^ Основные закономерности, наблюдающиеся в развитии нервной системы:

сохранение в виде отдельных ступеней низших центров

переход функций вверх

эмансипация низших центров при заболевании — полностью находят соответствие и в истории развития психических функций.

ВОСПРИЯТИЕ:

самая ранняя в истории развития психических функций ребенка

существенного развития в этом возрасте не наблюдается, так как восприятие сформировано значительно раньше 12 лет

на каждой возрастной ступени восприятие качественно изменяется

в подростковом возрасте происходит сближение восприятия с мышлением и связь с речью

происходит слияние наглядного впечатления и мышления, т.е. появляется «наглядное мышление»

наглядное мышление подростка включает в себя абстрактное мышление и мышление в понятиях

подросток осмысливает всю действительность в понятиях


ПАМЯТЬ:

нет единого мнения о том, развивается ли память в период переходного возраста

примитивное мышление опирается на мышление, память – на мышление

у подростка за внешней видимостью образов памяти скрываются истинные понятия

основное развитие заключается в сближении функции памяти и интеллекта

тенденция к переходу к внутренней памяти (т.к. развивается внутренняя речь)

память подростка освобождается от эйдетических наглядных образов

вербальная память, запоминание в понятиях, непосредственно связанные с осмысливанием, анализом и систематизацией материала, выдвигаются на первый план



ВНИМАНИЕ:

внимание интеллектуализируется (подчиняется интеллекту)

внимание становится произвольным

становится более длительным и активным

большая концентрация внимания

увеличение устойчивость

расширение диапазона внимания

носит опосредованный характер


^ ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Речь и действие сближаются, и это имеет решающее значение и для действия, и для речи

речь приобретает известные логические формы, интеллектуализируется только в силу того, что она отражает и сопровождает практические интеллектуальные операции ребенка

Речевое мышление сперва должно возникнуть объективно и лишь потом субъективно. Сперва оно возникает в себе, а потом для себя.

практическое мышление, приведя к интеллектуализации речи, само становится речевым. Оно вербализуется. Благодаря этому бесконечно расширяются его возможности.

Двоякая опосредованность: с одной стороны, практическая деятельность опосредована орудиями в прямом смысле слова, с другой – в переносном: орудиями мышления, средствами, с помощью которых совершается интеллектуальная операция.

отношения, существующие между памятью и интеллектом, сменяются на обратные. Воспринимать — значит мыслить видимое в понятиях, синтезировать конкретное и общее. Восприятие становится функцией мышления

происходит окончательное разделение и развитие личности и мировоззрения ребенка




Воображение и творчество подростка

воображение и творчество, связанные со свободной переработкой элементов опыта, с их свободным сочетанием, требуют непременно в качестве предпосылки той внутренней свободы мышления, действия и познания, которой достигает только тот, кто уже овладел образованием понятий.

игра ребенка перерастает в фантазию подростка


Отличия воображения ребенка и подростка:

воображение подростка порывает связь с действительными предметами

опора воображения остается конкретной, но менее наглядной

отмечается прогрессирующая абстрактность воображения

фантазия подростка более творческая по сравнению с ребенком

фантазия более продуктивная по сравнению с взрослым человеком

абстрактное мышление и воображение не связаны друг с другом

наличие внутренней зависимости воображения от мышления в понятиях

мышление с помощью метафор

подростки создают творческие образы для себя

воображение подростка начинает опираться на понятия

фантазии подростка впервые обращаются в интимную сферу

возникает новый сложный мир влечений, интересов и побуждений


Динамика и структура личности подростка

Основные закономерности развития личности:

Закон перехода от непосредственных, природных, естественных форм и способов поведения к опосредованным, искусственным, возникшим в процессе культурного развития психическим функциям (пример: переход от непроизвольного запоминания к произвольному).

Отношение между высшими психическими функциями было некогда реальным отношением между людьми; коллективные, социальные формы поведения в процессе развития становятся способом индивидуального 

приспособления, формами поведения и мышления личности (все высшие психические функции возникают из коллективных форм поведения).


структуры высших психических функций представляют собой слепок коллективных социальных отношений между людьми




В процессе своего развития человек интериоризирует культурные ценности и нормы.


^ Происходит выработка детской морали

Переход функции извне вовнутрь

Личность: самосознание человека, возникающее именно в эту пору: новое поведение человека становится поведением для себя, человек сам осознает себя как известное единство.

^ Образование личности – конечный результат переходного возраста.




Часть 2: Вопросы детской (возрастной) психологии

Проблема возраста

Проблема возрастной периодизации детского развития


группы периодизации в психологии:

периодизации на основе ступенчатообразного построения других процессов, так или иначе связанных с детским развитием.

выделение какого-нибудь одного признака детского развития как условного критерия для его членения на периоды.

связана со стремлением перейти от чисто симптоматического и описательного принципа к выделению существенных особенностей самого детского развития.


^ Возрастная периодизация во Л.С. Выготскому:

Кризис новорожденности.

Младенческий возраст (2 мес — 1 год).

Кризис одного года.

Раннее детство (1 год — 3 года).

Кризис 3 лет

Дошкольный возраст (3 года—7 лет).

Кризис 7 лет.

Школьный возраст (8 лет—12 лет).

Кризис 13 лет

Пубертатный возраст (14 лет—18 лет).

Кризис 17 лет


Основной закон динамики возрастов: силы, движущие развитие ребенка в том или ином возрасте, с неизбежностью приводят к отрицанию и разрушению самой основы развития всего возраста, с внутренней необходимостью определяя аннулирование социальной ситуации развития, окончание данной эпохи развития и переход к следующей, или высшей, возрастной ступени




^ МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ

1 месяц – 1 год

Кризис новорожденности (с рождения до конца 1ого месяца жизни)

Социальная ситуация развития:

ребенок физически отделяется от матери, но не биологически

^ Противоречия возраста:

Ребенок уже обладает рядом двигательных реакций на внешние и внутренние раздражители

Он еще лишен самостоятельности передвижения в пространстве

^ Основные психические новообразования:

Хотя жизнь у ребенка появляется еще до рождения, новым является то, что эта жизнь становится индивидуальным существованием, отделенной от организма матери и включенной в социальную жизнь людей.

Жизнь новорожденного стала не только индивидуальной, но и психической

Младенчество (с месяца до 1 года)

Социальная ситуация развития:

Ребенок является максимально социальным существом

Ребенок лишен основного средства общения - речи

^ Основные психические новообразования:

«комплекс оживления»:

Улыбки (появляются на первой неделе второго месяца)

Вокализация (агу – агу, гули – гули)

Двигательные реакции (поворот головы; скашивание глаз на взрослого и т.д.)

^ Общий принцип развития:

Сенсорное развитие опережает моторное

Возникает акт хватания (около 5 месяцев)

Ведущий вид деятельности:

непосредственное эмоциональное общение ребенка с матерью


^ Основные теории младенческого возраста:

Рефлексологическая теория:

Младенец = существо безусловных рефлексов

Развитие личности младенца = процесс образования условных рефлексов, их дифференцировка

Теория трех ступеней

Видоизмененная и дополненная рефлексологическая теория.

К безусловным рефлексам и образованию условных рефлексов добавилась еще одна ступень – стадия интеллекта, которая качественная отличается от простого образования навыка (формирования условного рефлекса).

Теория, понимающая младенческий возраст как субъективистскую стадию развития.

Новорожденные = замкнутое в себе существо, погруженное в собственную субъективность, постепенно обращающееся к объективному миру

Первый год жизни – это и есть даны переход от субъективного мира к объективному (переход от Я к внешнему миру).

Теория солипсизма, свойственного младенческому возрасту

Младенец, согласно этой теории, также живет как бы в сновидении. 3. Фрейд говорит о нарциссизме младенца так, словно он не имеет интереса ни к чему другому, кроме самого себя. Дальнейшее развитие ребенка заключается в постепенном убывании солипсизма и социализации мышления и сознания ребенка, обращающегося к внешней действительности. Эгоцентризм, свойственный ребенку более позднего возраста, является компромиссом между изначальным солипсизмом и по­степенной социализацией мысли.


Кризис первого года

К 9 месяцам ребенок начинает ходить, отделяясь таким образом от взрослого и расширяя свое пространство.

^ Основные психические новообразования:

Манипулятивные действия с предметами

Ходьба

Первые слова, которые носят характер указательных жестов

Появляется специфическая речь, которую узнают только близкие

Социальная ситуация развития:

общение ребенка и матери происходит по поводу предметной деятельности


^ РАННЕЕ ДЕТСТВО

1 – 3 года

Социальная ситуация развития:

Ребенок и взрослый автономны

Появляется совместная деятельность ребенка и взрослого

^ Противоречия возраста:

Предпосылки перехода на качественно новую ступень развития – переход автономной речи на речь «для других»

Основные психические новообразования:

Формирования и развитие речи, которая понятна другим и используется как средство общения

Развитие самостоятельной ходьбы

Возникновение наглядно – действенного мышления

Возникновение сознания, выступающего для других в виде собственного Я

3 линии развития в период раннего детства:

Возникновение прямохождения

Предметная деятельность

Развитие речи




Кризис 3 лет

Кризис протекает по оси перестройки социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей.


^ Симптомы кризиса 3 лет:

Негативизм

Упрямство основные симптомы

Строптивость


Своеволие и своенравие

Протест второстепенные

Обесценивание требований взрослого симтомы

Деспотизм и ревность

Так называемое семизвездие симптомов кризиса обнаруживает: новые черты всегда связаны с тем, что ребенок начинает мотивировать свои поступки не содержанием самой ситуации, а отношениями с другими людьми.

Кризис 7 лет

Особенности кризиса 7 лет:

Переживания приобретают смысл (сердящийся ребенок понимает, что он сердит), благодаря этому у ребенка возникают такие новые отношения к себе, которые были невозможны до обобщения переживаний.

К кризису семи лет впервые возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение, логика чувств

^ Симптомы кризиса 7 лет:

Потеря непосредственности между желанием и действием

Манерничанье

Симптом «горькой конфеты»

Данный кризис требует перехода к новой социальной ситуации развития, к новым отношениям с взрослым, стремление выполнять общественно – полезную деятельность.

^ Разрешение кризиса: ребенок переходит в школу, тем самым удовлетворяет потребность в выполнении общественно – полезной деятельности.








Скачать файл (194.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации