Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Конспекты монографий по возр. психологии - файл Р.Бернс Развитие Я- концепции и воспитание (конспект).doc


Конспекты монографий по возр. психологии
скачать (194.5 kb.)

Доступные файлы (6):

Д.Б. Эльконин Психология игры (конспект).docx40kb.23.06.2010 23:04скачать
Ж.Пиаже Психология интеллекта (конспект).docx34kb.15.12.2010 23:05скачать
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения (конспект).doc74kb.23.06.2010 12:54скачать
Л.С. Выготский Том 4 (конспект).docx54kb.28.06.2010 04:08скачать
Р.Бернс Развитие Я- концепции и воспитание (конспект).doc91kb.15.12.2010 23:06скачать
Эрик Эриксон Детство и общество (конспект).doc55kb.15.12.2010 23:04скачать

Р.Бернс Развитие Я- концепции и воспитание (конспект).doc




Р. Бернс «Развитие Я- концепции и воспитание»

1. Определение Я-концепции.

Я-концепция - это совокупность всех представителей индивида о себе, сопряженная с их оценкой.

Составляющие Я-концепции:

  • Образ Я (картина Я) – описательная составляющая

  • Самооценка (принятие Я) - составляющая, связанная с отношением к себе или к отдельным своим качествам

Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.


^ 2. Структура Я-концепции. Я-концепция и Я-образы.

Лучше всего представить Я-концепцию в виде иерархической структуры.

На ее вершине располагается глобальная Я-концепция, включающая всевозможные грани индивидуального самосознания. Это - "поток сознания", о котором писал Джемс, или чувство собственной преемственности и неповторимости. Джемс, как мы уже говорили, выделил в нем два элемента - Я-сознающее и Я-как-объект. Однако но следует забывать об условности такого различения, которое, в сущности, является лишь удобной семантической моделью. В реальной психической жизни элементы эти настолько слиты, что образуют единое, практически нерасторжимое целое. Я-как-объект существует лишь в процессах сознавания и является содержанием этих процессов постольку, поскольку человек может сознавать самого себя.



^ 3. Я-концепция в различных психологических теориях (Джемс, неофрейдизм, интеракционизм, гуманистическая психология).


Джемс: представление об актуализации идеального Я положено с основу понятия самооценки, которое определяется как математическое отношение – реальных достижений индивида к его притязаниям.

^ Факторы, определяющие самооценку:

  • кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, тот должен иметь высокую самооценку.

  • интериоризация социальных реакций на данного индивида (человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие).

  • индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности.

В целом картина выглядит таким образом, что люди прилагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом "вписаться"" в структуру общества.

^ Символический интеракционизм опирается на три основные посылки.

  • люди реагируют на окружающую среду в зависимости от тех значений, которыми они наделяют элементы своего окружения.

  • эти значения являются продуктом социального взаимодействия.

  • эти социокультурные значения подвержены изменениям в результате индивидуального восприятия в рамках такого взаимодействия.

"Я" и "другие" образуют единое целое, поскольку общество, представляющее собой сумму поведений составляющих его членов, накладывает социальные ограничения на поведение индивида. Хотя чисто теоретически и возможно отделить Я от общества, интеракционизм исходит из того, что глубокое понимание первого неразрывно связано со столь же глубоким пониманием второго - в том, что касается их взаимозависимого отношения.

Неофрейдизм: подход Эриксона, по существу являющийся развитием концепции Фрейда, обращен к социокультурному контексту становления сознательного Я индивида - эго. Проблематика Я-концепции рассматривается Эриксоном сквозь призму эго-идентичности, понимаемой как возникающий на биологической основе продукт определенной культуры. Ее характер определяется особенностями данной культуры и возможностями данного индивида. Источником эго-идентичности является, по Эриксону, "культурно значимое достижение".


^ Гуманистический подход исходит из впечатлений субъекта, а не из позиций внешнего наблюдателя, то есть, как индивид воспринимает самого себя, какое влияние на поведение индивида оказывают его по­требности, чувства, ценности, убеждения, только ему присущее восприятие окружающей обстановки. Поведение зависит от тех значений, которые в восприятии индивида проясняют его собственный прошлый и настоящий опыт. Согласно этому направлению, индивид не может изменить сами события, но может изменить свое восприятие этих событий и их интерпретацию.


^ 4. Психологические и педагогические подходы к пониманию Я-концепции.

Педагогические: во все времена педагоги подчеркивали значение эмоциональных аспектов в воспитании и обще­нии. Важнейшей частью этого процесса должно стать при­знание естественной и непреходящей ценности каждого человека, важности человеческих взаимоотношений в про­цессе воспитания.

Психологические: Речь идет о подходе к изуче­нию поведения с точки зрения самой личности, чье пове­дение изучается. Проблема Я-копцепции оказывается при этом центральной.


^ 6. Развитие Я-концепции в различные возрастные периоды.

В период новорожденности ребенок во всем зависим от внешних воздействий в том, что касается организации его жизнедеятельности и обучения. Я-концепция не может развиваться, так как нет условий, способствующих этому процессу. Во время младенчества появляется возможность социальных действий, что является основой для развития Я-концепции. От полутора до 3-4 лет ребенок осознает свое индивидуальное начало и самого себя как активно действующее существо. От 4 до 6 лет появляются первые представления о том каким он может быть человеком (начинает формироваться идеальное Я). В школьные годы ребенок пытается завоевать признание и заслужить одобрение окружающих путем выполнения продуктивной деятельности. В подростковом возрасте Я-концепция остается чем-то поверхностным и синкретическим. Самооценка выступает в этом возрасте как основной регулятор поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и в целом развития личности. В юности Я – концепция более устойчивая, но претерпевает большие изменения.


^ 7. Проблема изменения Я-концепции.

Я-концепция может изменяться в зависимости от возраста или социальной среды. Например, переход из начальной школы в среднюю может сопровождаться негативными изменениями Я-концепции. Это связано как с возрастными изменениями, так и с пубертатными. Пубертат сам по себе не действует на Я-концепцию, но повышает уязвимость личности перед лицом обстоятельств, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на ее самосознание. Также большие изменения Я-концепция претерпевает в период юношества, когда человек во многом пересматривает свои взгляды и мировоззрение.


^ 8. Экспериментальное изучение Я-концепции

Большинство методик изучения Я - концепции основываются на самоотчетах. Это в основном тщательно продуманные опросники, весьма удобные при групповом тестировании. Считается, что такого рода методики, претендующие на экспериментальное изучение Я - концепции, на самом деле измеряют самоотчеты, а это не одно и то же. Предлагается четко различать понятия "Я- концепция" и "самоотчет", поскольку содержание этих терминов является близким, но не совпадает. Как следует из всех определений, Я - концепция - это все, что индивид считает самим собой или своим, все, что он думает о себе, все свойственные ему способы самовосприятия. С другой стороны, самоотчет - это самоописание, даваемое в ситуации коммуникации, то есть для другого. Это высказывания о себе. Нет сомнения, что Я - концепция влияет на эти высказывания. Однако между ними не может быть полного тождества. Самоотчет являет собой пример интроспекции и как таковой не может считаться объективным показателем не только с позиций современной гуманитарной психологии, но даже и с позиций более ранних, традиционных направлений психологической мысли.


^ 9. Факторы развития позитивной Я-концепции.

Позитивная Я - концепция как психологический феномен является индивидуально-личностной стороной осознания и понимания своего «Я» и выступает главным фактором саморазвития, самосовершенствования, самоуправления и самоактуализации личности.

Факторы, определяющие позитивную Я-концепцию:

  • твердая убежденность в импонировании другим людям

  • уверенность в способности к тому или иному виду деятельности

  • чув­ство собственной значимости 


^ 10. Самосознание, самооценка, Я-концепция: соотношение понятий.

Я – концепция включает в себя такие понятия, как самооценка и самосознание. Под самооценкой понимается оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самосознание же – это осознание человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как деятеля, как чувствующего и мыслящего существа. Предметом самосознания и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, ого социальные отношения и множество других личностных проявлений, которые в дальнейшем формируют его Я-концепцию.


^ 11. Я-концепция и социальная компетентность.

Человек, будучи существом социальным, просто не может избежать принятия многих социальных и культурных ролей, стандартов и оценок, определяемых самими условиями его жизни в обществе. Он становится объектом не только собственных оценок и суждений, но также оценок и суждений других людей, с которыми он сталкивается в ходе социальных взаимодействий. Если он стремится получить одобрение окружающих, он должен соответствовать общепринятым стандартам. Конечно, самооценку можно повысить и отказавшись от общественных ценностей, от принятого в данном обществе образа жизни, однако и в группах, жизнь которых протекает за пределами "нормального " общества (например, в группах хиппи), тоже существуют определенные нормы, стандарты и ценности. Ориентиры, однажды установленные индивидом в качестве критериев его самоценности, обладают силой инерции, и поэтому их реорганизация для лучшего психологического приспособления часто оказывается делом нелегким; в то же время диапазон выбора этих ориентиров чрезвычайно широк, и в конечном счете выбор этот осуществляется самим индивидом.


12. ^ Семейное воспитание и формирование Я-концепции.

В раннем детстве наиболее значимыми людьмив окружении ребенка являются родители. Тип взаимоотношений, который складывается в семье между ребенком и родителями, является чрезвычайно важным фактором развития Я -концепции. Это объясняется следующими причинами:

  • основы Я-концепции закладываются в раннем детстве, когда главными значимыми другими для ребенка являются родители, взаимодействие с которыми обеспечивает обратную связь, необходимую для возникновения и развития представлений о себе;

  • родители имеют уникальную возможность влиять на развитие Я- концепции ребенка, поскольку он зависит от них физически, эмоционально и социально.

В практике семейного воспитания можно обнаружить самые разнообразные типы отношений между родителями и ребенком.

^ 13. Развитие Я-концепции и межличностные взаимоотношения в школе.

Как известно в школьном возрасте ребенок пытается завоевать признание и заслужить одобрение окружающих путем выполнения продуктивной деятельности. Я-концепция развивается однако самооценка учеников снижается, так как их оценивают в школе по определенным критерием в частности знаний. У ребенка самооценка может как повыситься, так и понизиться.


Скачать файл (194.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации