Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Конспекты монографий по возр. психологии - файл Эрик Эриксон Детство и общество (конспект).doc


Конспекты монографий по возр. психологии
скачать (194.5 kb.)

Доступные файлы (6):

Д.Б. Эльконин Психология игры (конспект).docx40kb.23.06.2010 23:04скачать
Ж.Пиаже Психология интеллекта (конспект).docx34kb.15.12.2010 23:05скачать
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения (конспект).doc74kb.23.06.2010 12:54скачать
Л.С. Выготский Том 4 (конспект).docx54kb.28.06.2010 04:08скачать
Р.Бернс Развитие Я- концепции и воспитание (конспект).doc91kb.15.12.2010 23:06скачать
Эрик Эриксон Детство и общество (конспект).doc55kb.15.12.2010 23:04скачать

Эрик Эриксон Детство и общество (конспект).doc

по монографии Эрика Эриксона

«Детство и общество»

  1. Почему концепция Э.Эриксона называется эпигенетической.

Концепция Э. Эриксона называется эпигенетической, так как в ее основе лежит эпигенетический принцип. Эпигенетический принцип заключается в том, что все, что рост и развитие организмов идет по общему план. По данному плану развивается и каждая отдельная часть, которая имеет свой наиболее благоприятный период для своего развития. Так происходит до тех пор, пока все части, развившись, не сформируют функциональное целое. Последовательность прохождения стадий в развитии осуществляется за счет биологического созревания, но содержание развития на каждой стадии определяется тем, что ожидает от человека общество, к которому он принадлежит.

  1. ^ Понятие «групповая идентичность» и «эго-идентичность».

Групповая идентичность - это соотнесение себя с той социальной группой, в которую ты входишь, что способствует формированию присущего данной группе мироощущения.

Эго-идентичность – это соотнесения себя с самим собой, идентификация собственного Я. Развивается в соответсвии с групповой идентичностью.

  1. ^ Особенности кризисов идентичности (на примере Сэма и морского пехотинца)

Идентичность - осознание личностью своей принадлежности к той или иной социально-личностной позиции в рамках социальных ролей и эго состояний. Идентичность, с точки зрения психосоциального подхода, является своего рода эпицентром жизненного цикла каждого человека. Она оформляется в качестве психологического конструкта в подростковом возрасте и от ее качественных характеристик зависит функциональность личности во взрослой самостоятельной жизни.

Кризис идентичности можно хорошо рассмотреть на примере мальчика Сэма, который приводит Э. Эриксон в своей монографии. Стимулом этого кризиса у Сэма оказался страх, что его мать, как и бабушка могла умереть из-за того, что он повредил ей зуб, и из-за более общих садистических действии и желаний. Мальчик страдал соматическим раздражением, вид и сила которого предполагают возможность патологического раздражения головного мозга. В период кризиса «конституция» Сэма, так же как темперамент и возрастная стадия развития обладали общностью своих специфических тенденций. Будучи всегда организмом, эго и членом общества, он постоянно включен во все три процесса организации. Тело Сэма подвержено действию боли напряжения, эго- действию тревоги, а как член общества он был чувствителен к страху, исходящему от группы. Отсюда следует, что не существует индивидуальной тревоги, которая не отражала бы скрытого беспокойства, общего для непосредственного и расширенного окружения.

В случае же морского пехотинца кризис идентичности наступил вследствие потери им личной идентичности. Личная идентичность обеспечивает способность ощущать себя обладающим непрерывностью и тождественностью, и поступать соответственно своим принципам. Появления же автомата, как символа зла способствовало потере идентичности, так как он угрожал принципам, с помощью которых пехотинец пытался охранять личную целостность. А такой легкой потере послужила невыполненная генетическая задача на предыдущей стадии развития личности пехотинца.

^ 4. Значение кризисов идентичности для развития личности

Каждая стадия развития личности сопровождается кризисом идентичности. Кризис возникает как следствие достижение определенного уровня психологической зрелости и выполнения социальных требований, предъявляемых человеку на определенной стадии развития. Каждая стадия характеризуется специфической генетической задачей, проблемой в социальном развитии, которая предъявляется человеку, но необязательно находит решение.

Кризисы играют жизненно важную роль в развитии человека, они могут иметь как позитивное, так и негативное влияние. Это влияние будет зависеть от того как будет выполнена или же не выполнена генетическая задача.

  1. ^ Сходства и различия теории Э.Эриксона и З.Фрейда.

Э. Эриксон

З. Фрейд

Более социализированная теория

В основе лежит психосексуальное человека

учитывает развитие от рождения до смерти

З. Фрейд рассматривает стадии развития только до 18 лет.

особое внимание уделяется взаимодействию с обществом

использует отношения: ребенок – мать – отец.

Э. Эриксон принял структуру личности З. Фрейда

Оба автора используют понятие сексуальной энергии, скопление и выход её через определенные органы.




  1. ^ Понятие «модус органа» и «модальность поведения».

Модус органа- это зона концентрации сексуальной энергии; орган, стимуляция которого на той или иной стадии доставляет удовольствие человеку.

^ Модальность поведения– воспитательные шаблоны той или иной культуры; способность воспринимать и принимать то, что дают.

Эти понятия Э. Эриксон ввел в рамках психоаналитеческго направления.

  1. ^ Стадии жизненного пути развития личности.

Стадия

Полярные качества

Младенчество (от 1 до 3 лет)

Доверие – недоверие

Ранний возраст (от 3 до 6 лет)

Автономия - сомнение, стыд

Школьный возраст (от 6 до 11 лет)

Достижение – неполноценность

Подростковый возраст (от 11 до 20 лет)

Идентичность - диффузия идентичности

Молодость (от 20 до 25 лет)

Интимность – изоляция

Зрелость (до 50 лет)

Творчество – застои

Старость (от 50 лет)

Интеграция - разочарование в жизни


^ 9. Понятия «ритуал» и «ритуализация».

В психоанализе под ритуалом понимается симптоматическое, стереотипное, навязчивое повторение отдельных форм поведения. Понятие ритуал имеет несколько значений, но в концепции Э. Эриксона используется для описания определенных, филогенетически сформированных церемониальных действий служащих для обмена информацией между людьми.

Ритуализация – это основанное на соглашении взаимодействие нескольких людей, которые возобновляют его через определенные интервалы времени в повторяющихся обстоятельствах.

^ 10. Ритуализация как форма преодоления жизненных кризисов личности.

Ритуализация является формой преодоления жизненных кризисов личности. В детском возрасте она помогает различать добро и зло. В дальнейшем развитии помогает устанавливать границы приемлемого поведения в обществе. Это происходит за счет ритуалов, которые показывают одобрение или отвержение поведения индивида. Такой ритуализацией для юношеского возраста является идеологическая ритуализация. Она предполагает такие формы взаимодействия личности и общества, в которых возникает возможность соотнести систему идей, идеалов и ценностей, заданных в обществе и собственными идеалами. Благодаря этому осуществляется процесс самоопределения.

^ 11. Роль общества в развитии личности в концепции Э.Эриксона.

Личность в концепции Э. Эриксона рассматривается во взаимодействии со средой, обществом, в процессе социализации. Он рассматривает изменение личности и процесс взросления не только с точки зрения развития сексуальности (как З.Фрейд), но и с точки зрения развития человека как общественного существа, учитывая и психологические и социальные моменты.

Роль общества в развитии личности равноценна биологическому развитию индивида. Концепция основана на понятии групповой идентичности, т. е. развитие может проходить непосредственно в группе, в обществе. Каждый этап развития личности завершается кризисным моментом, а доминирующую роль в кризисах по Э. Эриксону играют ритуалы, которые осуществляются только в группе людей – в обществе.




Скачать файл (194.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации