Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Организация коммерческой деятельности - файл 1.doc


Контрольная работа - Организация коммерческой деятельности
скачать (150 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc150kb.16.12.2011 00:28скачать

содержание

1.doc

Вопрос №2. Организационно- правовые формы субъектов коммерческой деятельности, их характеристика
В соответствии с Гражданским Кодексом РФ субъектами коммерческой деятельности являются ее участники, т.е. физические и юридические лица. В соответствии со ст. 50 ГК РФ торговые организации, являю­щиеся коммерческими, т.е. преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государ­ственных и муниципальных унитарных предприятий.

Хозяйственными товариществами признаются коммерческие торговые организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) складочных капиталов. Они являются собственниками имущества, созданного за счет вкладов учредителей (участников), также имущества, произведенного и приобретенного хозяйственным товариществом в процессе деятельности. Хозяйственные товарищества создаются на добровольной основе, на началах членства относятся к корпоративным организациям и обладают общей пра­воспособностью.

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полно­го товарищества и товарищества на вере (ст. 66 ГК РФ).

Полное товарищество - это хозяйственное товарищество, в ко­тором участники (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором осуществляют предпринимательскую, в том числе коммерческую, деятельность от имени товарищества и соли­дарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества, если у товарищества нет имущества для удовлетворения требований кредиторов.

Товарищество на вере является организационно-правовой фор­мой хозяйственного товарищества и называется коммандитным. В отличие от полного товарищества коммандитное товарищество представляет собой не только объединение лиц (коммерсантов, предпринимателей), но и объединение капиталов.

В соответствии со ст. 82 ГК РФ коммандитным товариществом признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую, в том числе коммерческую, деятельность и отвечающими по обязательст­вам товарищества своим имуществом (полные товарищи), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандистов), кото­рые не принимают участия в предпринимательской деятельности товарищества и несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, только в пределах сумм внесенных ими вкладов.

Хозяйственные общества имеют много общего с хозяйственны­ми товариществами: они являются коммерческими организациями, создаваемыми добровольно на началах членства, что относит их к корпоративным организациям, становятся едиными и единствен­ными собственниками имущества, образованного за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенного и приобретенно­го в процессе их деятельности, наделяются законом общей право­способностью.

Отличия же между ними состоят в том, что хозяйст­венные товарищества рассматриваются ГК РФ как объединения лиц, которые помимо имущественных вкладов лично участвуют в делах товарищества и, следовательно, имеют статус коммерческой организации либо индивидуального предпринимателя, а хозяйст­венные общества представляют собой объединения капиталов, что не предполагает обязательного личного участия учредителей (участ­ников) в его делах.

Хозяйственные общества могут создаваться в форме общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, акционерно­го общества (п. 3 ст. 66 ГК РФ).

Общество с ограниченной ответственностью является наиболее распространенной организационно-правовой формой в торговле. Обществом с ограниченной ответственностью признается учре­жденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учреди­тельных размеров; участники общества не отвечают по его обяза­тельствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью обще­ства, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Высшим органом общества является об­щее собрание. Уставом общества может быть предусмотрено обра­зование совета директоров (наблюдательного совета). Руководство текущей деятельностью осуществляется исполнительными органами общества, избираемыми общим собранием и подотчетными общему собранию и совету директоров.

Общество с дополнительной ответственностью является само­стоятельной организационно-правовой формой хозяйственных об­ществ и отличается от общества с ограниченной ответственностью особой имущественной ответственностью его участников по обяза­тельствам общества.

В соответствии со ст. 95 ГК РФ обществом с дополнительной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли оп­ределенных учредительными документами размеров, а участники несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере (например, в двух- трехкратном размере) к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества

Акционерные общества - это крупные торговые организации с особым способом централизации капитала.

Акционерным обществом признается общество, уставный капи­тал которого разделен на определенное число акций, а его участни­ки (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимо­сти принадлежащих им акций. Правовое положение акцио­нерных обществ, права и обязанности акционеров определяются ГК РФ и Федеральным законом «Об акционерных обществах».

Акционерные общества могут быть открытыми или закрытыми, что отражается в их уставе и фирменном наименовании, но они не являются самостоятельными организационно-правовыми формами, а представляют собой лишь различные типы одной организацион­но-правовой формы - акционерного общества (ст. 97 ГК РФ, ст. 7 Закона об акционерных обществах).

Открытым акционерным обществом признается акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Оно вправе проводить от­крытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу с учетом требований Закона и иных правовых актов, а также проводить закрытую подписку.

Закрытым акционерным обществом признается акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учреди­телей или иного заранее определенного круга лиц. Оно не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.

Текущей деятельностью акционерного общества руководит единоличный исполнительный орган (директор, генеральный дирек­тор) или единоличный исполнительный орган совместно с коллеги­альным исполнительным органом (правлением, дирекцией), в котором единоличный исполнительный орган выполняет также функ­ции председателя коллегиального исполнительного органа. Общим собранием избирается ревизионная комиссия (ревизор) и утвержда­йся аудитор общества

Особой разновидностью закрытого акционерного общества яв­ляется акционерное общество работников (народное предприятие). К его особенностям, например, можно отнести создание народного предприятия только путем преобразования коммерческой организа­ции, кроме государственных и муниципальных унитарных предпри­ятий и открытых акционерных обществ, работникам которых при­надлежит менее 49% уставного капитала, с согласия большинства ее работников.

Дочерние и зависимые хозяйственные общества могут создаваться хозяйственными обществами на территории России в соответствии с Федеральными законами об этих обществах, а на территории дру­гих государств - также в соответствии с законодательством ино­странного государства, если иное не предусмотрено международ­ными договорами Российской Федерации.

Общество признается дочерним, если основное (материнское) хозяйственное общество имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом. Это право возникает у основного общества в силу преобладающего участия в уставном капитале до­чернего общества или в соответствии с договором, заключенным между основным и дочерним обществами, либо иным, не противо­речащим законодательству образом. Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества (товарищества). Основное же общество, которое имеет право давать дочернему обязательные для него указания, отвечает солидарно с ним по сделкам, заключенным дочерним обществом во исполнение таких указаний.

Зависимым признается хозяйственное общество, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более 20% уставно­го капитала общества с ограниченной ответственностью или более 20% голосующих акций акционерного общества.

Производственные кооперативы - одна из организационно-правовых форм, в которых могут создаваться торговые организации.

Производственным кооперативом (артелью) признается добро­вольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (произ­водство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Образование торговой организации в форме производственного кооператива возможно исключительно по решению его учредите­лей. Устав производственного кооператива утверждается общим собра­нием его членов и является учредительным документом. При­быль производственного кооператива распределяется между его членами в соответствии с их личным трудовым и (или) иным уча­стием и размером паевого взноса, а между членами, не принимаю­щими личного трудового участи в деятельности кооператива, - соответственно размеру их паевого взноса. Производственным кооперативом управляет общее собрание его членов, являющееся высшим органом управления наблюдательный совет и исполнительные органы, в состав которых входят правление или председатель кооператива. Контрольные органы кооператива - ревизионная комис­сия в составе не менее трех членов кооператива, избираются общим собранием.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия являются самостоятельной организационно-правовой формой коммер­ческих, в том числе, торговых организаций. Унитарным предпри­ятием признается коммерческая организация, создаваемая по решению уполномоченного на то государственного органа или органа муниципального самоуправления, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество, которое получает в хозяйственное ведение. Это имущество является неде­лимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Учредительным документом торгового унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является его устав, утвержденный уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления. Унитарные предприятия обладают не общей, а специальной право­способностью. В форме унитарных могут быть созданы только го­сударственные и муниципальные торговые предприятия.

^ Вопрос №17. Качество услуг розничной торговли:

понятие, общие требования к качеству, требования безопасности и охраны окружающей среды;

номенклатура показателей качества
Услуга торговли (ГОСТ Р 50646-94): результат непосредственного взаимодействия продавца и покупателя, а также собственной деятельности продавца по удовлетворению потребностей покупателя при приобретении товаров. Розничная торговля предназначена в основном для реализации товаров индивидуальным потребителям.

Обеспечение качественной реализации товаров заключается в отпуске покупателю товаров надлежащего качества, ассортимента и в оговоренном количестве, а при необходимости – в упакованном виде. Качественное выполнение реализации товаров также требует от исполнителя предоставления ряда дополнительных услуг.

Эти услуги предназначены для обеспечения конкурентоспособности предприятия розничной торговли, а также для облегчения поиска и выбора потребителем необходимых товаров. Они выполняют функцию информационной и организационной поддержки основной услуги и реализуемых товаров. К таким дополнительным услугам, повышающим качество основных услуг, относятся, например, продажа отдельных товаров в кредит, расчеты с покупателями с помощью кредитных карточек, подарочная упаковка приобретенных товаров, сборка и установка купленных товаров на дому у покупателя, организация камер хранения личных вещей, кафетериев, стоянок автотранспорта, организация дегустации товаров, организация ремонта товаров в течение гарантийного срока на дому у покупателя, организация аптечных киосков, организация детской комнаты и другие.

Все товары обладают потребительскими свойствами, то есть способностью удовлетворять те или иные потребности человека. Совокупностью потребительских свойств товара определяется его качество.

^ Качество и безопасность пищевых продуктов, материалов и изделий при оказании услуги по реализации товаров, обеспечиваются посредством:

- применения мер государственного регулирования в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий;

- проведения гражданами и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, организационных, агрохимических, ветеринарных, технологи-ческих, инженерно-технических, санитарно-противоэпидемических и фитосанитарных мероприятий по выполнению требований нормативных документов (государственные стандарты, санитарные и ветеринарные правила и нормы) к пищевым продуктам, материалам и изделиям, условиям их изготовления, хранения, перевозок и реализации;

- проведения производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, условиями их изготовления, хранения, перевозок и реализации, внедрением систем управления качеством пищевых продуктов, материалов и изделий (далее - системы качества);

- применения мер по пресечению нарушений Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» №29-ФЗ от 2 января 2000г., в том числе требований нормативных документов, а также мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности к лицам, виновным в совершении указанных нарушений.

В товарообороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном ФЗ.

Не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые:

- не соответствуют требованиям нормативных документов;

- имеют явные признаки недоброкачественности при проверке таких продуктов, материалов и изделий;

- не имеют удостоверений качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, документов изготовителя, поставщика пищевых продуктов, материалов и изделий, подтверждающих их происхождение, в отношении которых отсутствует информация о государственной регистрации и подтверждении соответствия требованиям нормативных документов;

- не соответствуют представленной информации, и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации;

- не имеют установленных сроков годности или сроки годности которых истекли;

- не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или государственным стандартом, либо в отношении которых не имеется такой информации.

Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.

Безопасность услуги торговли: комплекс свойств услуги, проявление которых при обычных условиях ее оказания не подвергает недопустимому риску жизнь, здоровье и имущество потребителя, а также обеспечивает охрану окружающей среды.

Так, например, такая дополнительная услуга как создание автостоянки при магазине, должна обеспечивать нормальный доступ покупателей в магазин без риска для жизни, а создание кафетериев и баров – обеспечивать охрану окружающей среды (удаление отходов в специально отведенные места).

^ Вопрос №22. Мелкорозничная торговая сеть: понятие, назначение, виды предприятий, специфика деятельности. Информация на объектах мелкорозничной торговли
Мелкорозничная (торговая) сеть: торговая сеть, осуществляющая розничную торговлю через павильоны, киоски, палатки, торговые автоматы, а также передвижные средства развозной и разносной торговли (ГОСТ Р 51303-99).

Через мелкорозничную сеть производится продажа про­довольственных и непродовольственных товаров (кроме товаров технически сложного ассортимента и товаров, требующих определенных условий продажи), продукции мас­сового питания (хлебобулочные, кондитерские и кулинар­ные изделия, полуфабрикаты, бутерброды и др.). Запрещается реализация через мелкорозничную сеть ско­ропортящихся товаров при отсутствии средств охлаждения.

Мелкорозничные торговые предприятия размещаются на рынках, вокзалах, в зоне приложения сил, в зоне отды­ха и в других местах наибольшего сосредоточения населе­ния. Они также располагаются там, где магазины отсут­ствуют и их строительство нецелесообразно. При размещении мелкорозничных торговых точек учи­тывается их профиль, наличие других предприятий торгов­ли, плотность населения и другие факторы.

Каждое предприятие мелкорозничной торговли открывается с разрешения органа исполнительной власти и в отведенном им месте. На право торговой деятельности предприятие приобретает лицензию, если такой порядок установлен на данной территории. Физические лица, реализующие товары через мелкорозничную сеть, должны быть зарегистрированы, как граждане-предприниматели и иметь лицензию на право торговой деятельности. Часы торговли мелкорозничной сети муниципальной собственности устанавливаются местными органами исполнительной власти в зависимости от размещения и товарной специализации предприятий, с учетом необходимости обслуживания населения в утренние и вечерние часы, когда закрыты магазины. Часы торговли мелкорозничной сети иных форм собственности определяются собственником. Предприятия стационарной мелкорозничной сети (палатки, киоски) должны иметь вывеску (или трафарет), в которой указывается его наименование (если оно имеется), профиль, режим работы, организационно-правовая форма (принадлежность), юридический адрес. На автолавках, автоприцепах, цистернах, тележках, лотках должна быть четкая надпись, указывающая на их принадлежность.

Предприятия мелкорозничной торговли делятся на стационарные и передвижные.

К стационарным относятся: палатки, киоски, павильоны. Предприятия стационарные мелкорозничной торговли размещаются в сооружениях из облегченных сборно-разборных конструкций.

Павильон: Оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещения для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.

Киоск: Оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанное на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится товарный запас.

Палатка: Легко возводимая сборно - разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест продавца, на площади которых размещен товарный запас на один день торговли.

Торговые автоматы – служат для продажи товаров (воды, сигарет, мелкоштучных упакованных товаров и т.д.) через автоматические устройства.

К передвижным средствам развозной и разносной торговли относятся автолавки, автомагазины, тележки, лотки, корзины и иные специальные приспособления.

Передвижная мелкорозничная торговля может осуществляться вразвоз и вразнос. Для передвижной мелкороз­ничной торговли используются специально оборудован­ные приспособленные к торговле автомашины, ручные тележки, лотки и др. Их использование наиболее эффек­тивно при обслуживании населения сельских районов и в местах массового скопления людей в городах.

Автомагазины нашли широкое применение при продаже тканей, хозяйственных товаров, книг, галантерейных и парфюмерно-косметических товаров, обуви и др., а также при продаже основных групп продовольственных товаров. Салон автомагазина оснащается специальным оборудо­ванием, предохраняющим товар от порчи и смешения при транспортировании. В последнее время наибольшее распространение полу­чает торговля через автомагазины предприятиями, произ­водящими молочные, мясные и некоторые другие продо­вольственные товары.
Это современные, хорошо оснащенные кассовым и холодильным оборудованием, автомагазины. Их устройство позволяет покупателям легко и беспрепятственно ознако­миться с предлагаемым ассортиментом.

Торговля вразнос осуществляется с лотков, сборно-раз­борных столиков и других простейших устройств.

Мелкорозничная торговая сеть обла­дает большой гибкостью и мобильностью, т. е. возможно­стью быстрого развертывания и максимального приближе­ния к населению; не требует больших затрат при сооруже­нии и эксплуатации. Осуществляет продажу товаров массового, повседневного спроса. Она дополняет сеть магазинов. Многие магазины работаю круглосуточно.

Недостатками мелкорозничной торговой сети являют­ся узость ассортимента, отсутствие удобств для покупате­лей при выборе товара, сложность в создании надлежащих условий для хранения товаров и удобств для торгового персонала.
^ Вопрос №32. Мерчандайзинг в магазине: понятие, назначение, приемы; размещение прилавков
Мерчандайзинг в переводе с английского merchandising - торговля, искусство сбыта и имеет ряд определений.

- Это комплекс мероприятий, проводимых в торговом зале и направленных на стимулирование продаж товаров или от­дельной торговой марки.

- Это методика, которая позволяет на основе учета психоло­гии поведения покупателя значительно увеличить объем продаж.

- Это сбытовая политика розничного торговца, продвижение и сбыт в своем магазине определенных товаров.

- Это подготовка товаров и продажа в розничной торговой сети: оформление торговых прилавков, витрин, размеще­ние товара в торговом зале, предоставление сведений о то­варе.

Обобщив имеющиеся предложения, можно определить мер­чандайзинг следующим образом: это комплекс мероприятий, про­водимых в розничном торговом предприятии, направленный на уве­личение товарооборота.

Мерчандайзинг получил активное развитие в последние 20 лет вследствие насыщения товарного рынка и обострения конку­рентной борьбы между изготовителями, дистрибьюторами и розничными предприятиями.

Главными целями мерчандайзинга являются увеличение то­варооборота и создание конкурентного преимущества магазина за счет присущих этой сфере деятельности мероприятий.

Мерчандайзинг - многогранная деятельность, которая, пре­жде всего, включает визуальный мерчандайзинг, охватывающий:

- рациональное устройство магазина;

- организацию внутреннего пространства торговых помеще­ний;

- формирование «покупательской тропы» в торговом зале;

- расстановку оборудования;

- выкладку товара на оборудовании.

^ Рациональное устройство магазина предполагает:

- создание оптимальных условий для ориентации покупате­лей и сокращения путей их движения с целью обеспечения максимальной пропускной способности магазина;

- обеспечение свободной просматриваемости торговых за­лов;

- четкую организацию системы пополнения торговых залов товарами при предельном сокращении протяженности пу­ти движения товаров в магазине, с полным исключением возможности их пересечения с покупательскими потоками;

- обеспечение возможности гибкой трансформации подсоб­ных помещений в торговые;

- четкое зонирование и блокировку подсобных помещений соответственно их назначению при соблюдении кратчай­шей и удобной связи между ними и торговыми залами;

- создание комфортных условий для покупателей и персо­нала;

- организацию широкого дополнительного обслуживания покупателей, в том числе наличие автостоянки.

Продаже товаров должно способствовать помимо продавцов, в традиционном ее понимании, все, что присутствует и формирует атмосферу торгового зала. Посетители же должны выступать не в роли пассивных покупателей, а принимать участие в продажах. Именно такой подход отличает мерчандайзинг в торговом бизнесе от традиционных систем продаж.

Тип выбираемого оборудования должен соответствовать ассортиментной политике фирмы, свойствам продукта, методу обслуживания, типу торгового предприятия и сочетаться с методами мерчандайзинга. Однако само по себе оборудование без правильного размещения товарных секций не способствует улучшению торгового процесса. При размещении оборудования рекомендуется придерживаться следующих основных правил, которые должны сочетаться с принципами мерчандайзинга и участвовать в продаже товаров посредством формирования необходимого направления и характера движения покупательских потоков в торговом зале:

- устанавливать их параллельно движению покупательских потоков, так, чтобы обеспечить посещение ими наибольшей глубины зала;

- избегать возможного разрыва направления движения покупательского потока, спровоцированного конфигурацией зала или самим оборудованием;

- устанавливать так, чтобы не препятствовать желанию посетителя выйти из потока для посещения других отделов или из магазина;

- ни в коем случае не нарушать взаимосвязь основных отделов торгового зала, соответствующих подсобных и иных помещений.

Применяют ряд способов расстановки оборудования в торговом зале:

- линейная планировка (решетка) – схема размещения прилавков с товарами и проходов для покупателей в виде параллельных линий (в магазинах самообслуживания);

- боксовая планировка – расстановка оборудования в виде обособленных отделов и секций – это центральный проход, к которому ведут несколько входов в маленькие секции, похожие на бутики (в крупных непродовольственных магазинах);

- островная планировка – размещение товаров и оборудования вокруг рабочих мест продавцов (подходит для всех магазинов от самых больших до самых маленьких);

- свободная (произвольная) планировка – расстановка оборудования без геометрической системы, по свободному рисунку (применяется при неправильной форме торгового зала);

- экспозиционная (выставочная) планировка – при продаже товаров по образцам с использованием специальных подиумов.

^ Вопрос №42
В адрес оптовой базы поступил вагон с металлической посудой. Товароведу дано задание раскредитовать вагон и осуществить приемку товаров. Раскройте сущность раскредитования вагона и составьте план последовательности действий товароведа при приемке товаров из вагона. Ответ обоснуйте.

Порядок и сроки приемки, а также ее документирование регулируется инструкциями «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству» (утв. Постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 15 июня 1965г. №П-6) и «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству» (утв. Постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 25 апреля 1966г. №П-7).

Товаровед базы должен быть уполномочен на проведение приемки в соответствии с этими инструкциями руководителем предприятия – получателя (базы) или его заместителем. Он несет ответственность за строгое соблюдение правил приемки продукции и должен быть компетентным в вопросах определения качества и количества товаров:

1. При приеме груза от органов транспорта в соответствии с действующими на транспорте правилами перевозок грузов обязан проверить, обеспечена ли сохранность груза при перевозке, в частности:

а) проверить наличие на транспортных средствах (вагоне, цистерне, барже, трюме судна, автофургоне и т.п.) или на контейнере пломб отправителя или пункта отправления, исправность пломб, оттиски на них, состояние вагона, иных транспортных средств или контейнера, наличие защитной маркировки груза и исправность тары;

б) проверить соответствие наименования груза и транспортной маркировки на нем данным, указанным в транспортном документе;

в) проверить, были ли соблюдены установленные правила перевозки, обеспечивающие предохранение груза от повреждения и порчи, сроки доставки, а также произвести осмотр груза.

2.В случае получения от органа транспорта груза без проверки количества мест, веса и состояния его в порядке, установленном правилами оформления выдачи грузов, обязан потребовать от органов транспорта, чтобы на транспортном документе была сделана соответствующая отметка.

3. При приеме груза от органов транспорта во всех случаях, когда это предусмотрено правилами, действующими на транспорте, обязан потребовать от органа транспорта составления коммерческого акта, а при доставке груза автомобильным транспортом - отметки на товарно- транспортной накладной или составления акта.

4. Одновременно с приемкой продукции по качеству обязан произвести проверку комплектности продукции, а также соответствия тары, упаковки, маркировки требованиям стандартов, технических условий, Особых условий, других обязательных для сторон правил или договора чертежам, образцам (эталонам).

5. При обнаружении несоответствия качества, комплектности, маркировки поступившей продукции, тары или упаковки требованиям стандартов, технических условий, чертежам, образцам (эталонам), договору приостанавливает дальнейшую приемку продукции и составляет акт, в котором указывает количество осмотренной продукции и характер выявленных при приемке дефектов.

6. Также обязан вызвать для участия в продолжении приемки продукции и составления двустороннего акта представителя иногороднего изготовителя (отправителя), если это предусмотрено в Основных и Особых условиях поставки, других обязательных правилах или договоре.

7.По результатам приемки продукции по качеству и комплектности составляет акт о фактическом качестве и комплектности полученной продукции.

^ Вопрос №17. Организация товарооборота в торговых организациях
На предприятиях торговли завершается процесс кругооборота средств, вложенных в произведенные товары потребления, происходит превращение товарной формы стоимости в денежную и создается экономическая основа для возобновления производства товаров.

Рациональная организация процесса товародвижения – одна из важных функций торговли. Основными звеньями технологической цепи являются промышленные и сельскохозяйственные предприятия, производящие товары народного потребления, оптовые базы, магазины и другие пункты розничной продажи товаров.

Товарооборот: объем продажи товаров и оказания услуг в денежном выражении за определенный период времени.

Оптовый товарооборот: Объем продажи товаров производителями и/или торговыми посредниками покупателям для дальнейшего использования в коммерческом обороте.

Организация оптового товарооборота происходит следующим образом: товар от фирмы-изготовителя продукции поступает на оптовый склад, а затем этот товар поступает (перепродается) в розничный товарооборот, т.е. на предприятия розничной торговли.

Розничный товарооборот: объем продажи товаров и оказания услуг населению для личного, семейного, домашнего использования.

Организация розничного товарооборота производится через розничную торговую сеть, состоящую из различных типов предприятий, которая производит продажу товаров и оказание услуг индивидуальным потребителям.

Примечания. 1. В состав розничного товарооборота включается также продажа товаров организациям (санаториям и домам отдыха, больницам, детским садам и яслям, домам для престарелых), через которые осуществляется совместное потребление товаров.

2. Такая продажа может производиться как по безналичному, так и за наличный расчет.

На организацию процесса товародвижения оказывают влияние ряд факторов:

1.Производственные факторы: размещение производства, специализация производственных предприятий, сезонность производства отдельных товаров.

2. Транспортные факторы: состояние транспортных путей сообщения, виды транспорта, используемые для перевозки товаров и т.п.

3. Социальные факторы: основными из них являются расселение населения, уровень денежных доходов и т.п.

4. Торговые факторы: размеры, специализация и размещение предприятий торговли, степень сложности ассортимента товаров и их свойства, уровень организации товароснабжения розничной сети.
^ Вопрос №22. Классификация предприятий розничной торговли на виды и типы. Основные признаки, характеризующие тип предприятия розничной торговли
Вся розничная сеть классифицируется по определенным признакам:

1. По стационарности.

2. По товарно-ассортиментному признаку.

3. По размещению.

4. По материально-технической базе.

5. По формам продажи и методам обслуживания.

По товарно-ассортиментному профилю розничную сеть можно разделить на виды.

Вид предприятия розничной торговли: предприятие розничной торговли, классифицированное по ассортименту реализуемых товаров.

Различают специализированные, универсальные магазины, магазины с комбинированным, а также смешанным ассортиментом товаров.

^ Специализированный магазин: предприятие розничной торговли, реализующее одну группу товаров или ее часть (мясо и мясные продукты; молоко и молочные продукты; диетические продукты; товары для детского питания; ткани, обувь, трикотаж и т.д.).

^ Универсальный магазин: предприятие розничной торговли, реализующее универсальный ассортимент продовольственных и/или непродовольственных товаров (все группы, входящие в номенклатуру продовольственных и непродовольственных товаров) – универмаг, универсам, супермаркет, гипермаркет, гастроном.

^ Магазин с комбинированным ассортиментом товаров: предприятие розничной торговли, реализующее несколько групп товаров, связанных общностью спроса и удовлетворяющих отдельные потребности (мясо – рыба - овощи; трикотаж - галантерея и т.д.).

^ Магазин со смешанным ассортиментом товаров: предприятие розничной торговли, реализующее отдельные виды продовольственных и непродовольственных товаров (магазины «Товары повседневного спроса»).

Типизация – система мероприятий, направленных на отбор технически совершенных и экономически эффективных типов магазинов. Типизация торговых предприятий предполагает наличие следующих показателей: торговая площадь, торговый ассортимент, форма продажи товаров. Типизация магазинов позволяет сократить затраты на строительство, упорядочить ассортимент, обеспечить высокий уровень обслуживания.

Тип предприятия розничной торговли: предприятие розничной торговли, определенного вида, классифицированное по торговой площади и формам торгового обслуживания покупателей.

Согласно ГОСТ Р 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий» предусмотрены следующие типы торговых предприятий: универмаг, универмаг «Детский мир», магазин-склад, гипермаркет, универсам (супермаркет), гастроном, продукты (мини-маркет), «Товары повседневного спроса», «Промтовары», специализированный магазин, неспециализированный магазин, дом торговли, комиссионный магазин.

Универмаг – магазин с торговой площадью от 350м2, с универсальным ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров повседневного спроса.

^ Универмаг «Детский мир»- имеет торговую площадь от 2500 м2, реализует универсальный ассортимент непродовольственных товаров для детей, использует разнообразные методы продажи: самообслуживание, по образцам, по каталогам, через прилавок и др.

Универсам – предприятие с торговой площадью не менее 400 м2, работающее по методу самообслуживания. Ассортимент товаров включает свыше 2000 наименований. Отличительными особенностями универсамов являются: универсальность и широта ассортимента полностью расфасованных продовольственных товаров, наличие в продаже непродовольственных товаров повседневного спроса.

Супермаркет – крупный магазин самообслуживания с площадью торгового зала не менее 400 м2, торгующий преимущественно продовольственными товарами, а непродовольственные товары составляют в ассортименте около 30%. Супермаркеты обычно имеют площадь от 800 до 2000 м2. Как правило, они находятся вблизи жилых комплексов. В крупных супермаркетах ассортимент товаров насчитывает от 8 до 20 тыс. наименований, а непродовольственные товары составляют 5-10% ассортимента.

Гипремаркет – отличается от супермаркета большими размерами (от 5000 м2), ассортиментом – от товаров повседневного спроса до предметов роскоши (всего около 30 тыс. наименований) и тенденцией установления прямой связи между изготовителем и потребителем. Основная отличительная черта гипермаркета – доступные цены, а не разнообразие торгового обслуживания и дополнительных услуг. Все товары транспортируются поставщиками напрямую в гипермаркеты. Такие магазины отличаются низким уровнем цен и наценок. Доля непродовольственных товаров в гипермаркете больше, чем в супермаркете – 30-40%.

Еще одна важная особенность гипермаркета, в отличие от супермаркета – зона обслуживания. У супермаркета она составляет – 1,5-2,5 км, у гипермаркета – до 7 км. Классический супермаркет строится на окраине города, рядом с большими дорогами. В нем хорошо развито собственное производство – пекарни, цех мясных полуфабрикатов, кулинария и т.п.

Гастроном – это универсальный магазин небольшой площади (от 400 м2), работающий традиционным методом. Как правило, в нем несколько отделов: молочный, мясной, гастрономический (сыр, колбасы и т.д.), напитки, бакалея, хлебобулочные изделия (если достаточно места), сопутствующие товары. Роль гастрономов в торговле продовольственными товарами не снижается в связи с открытием крупных продовольственных магазинов, т.к. имеется потенциальная возможность развития сети гастрономов, расположенных «по соседству» с покупателями, где можно купить срочно понадобившиеся товары.

Мини-маркеты – имеют небольшую площадь (60-400 м2). В них принят традиционный метод продаж, некоторые работают по методу самообслуживания. Товары поставляются от дистрибьютеров или оптовых магазинов.

^ Магазины «Товары повседневного спроса» - имеют торговую площадь от 100 м2, реализуют продовольственные и непродовольственные товары частого спроса, применяют метод продажи преимущественно самообслуживание.

^ Специализированные магазины – работают с одной товарной группой или ее частью, товарооборот от товаров основного ассортимента составляет 80%. Основная отличительная черта – насыщенность и глубина ассортимента, и оказание сервиса при выборе товара. Специализированные магазины «продукты» и другие продуктовые магазины составляют 80-90% общего числа розничных торговых точек России.

^ Магазин – склад – предприятие розничной торговли с торговой площадью от 650 м2, реализующее продовольственные и (или) непродовольственные товары универсального ассортимента (по методу самообслуживания) преимущественно из транспортной тары населению, предприятием для последующей перепродажи, для использования в мелком производстве или оказания услуг населению.

^ Дом торговли – предприятие розничной торговли с торговой площадью от 1000 м2, реализующее товарные комплексы предметов туалета и гардероба для мужчин и женщин и использующее различные методы продаж.

Указанные типы магазинов предусмотрены российским стандартом. Существуют и другие типы магазинов (магазин-салон, фирменный магазин, магазины типа «бутик», «секонд-хенд», комиссионные магазины и.т.д.)

Вопрос №32. Предреализационная подготовка товаров к продаже: назначение, основные и вспомогательные операции, особенности подготовки к продаже в зависимости от форм продажи
Многие из поступивших в магазин товаров не могут быть переданы в торговый зал в том же виде, в каком они завезе­ны, то есть нуждаются в подготовке к продаже. Она включает в себя такие операции, как распаковка (ос­вобождение от внешней тары) и сортировка (группировка изделий по размерам, фасонам, сортам, ценам). Распаковка товаров относится к операциям, производимым с большинст­вом товаров. При этом главное внимание должно быть уделено сохранности качества товаров и тары.

При подготовке товаров к продаже также производятся следующие операции:

- проверка соответствия цен, сортности, указанных в со­проводительных документах и на маркировке;

- облагораживание товаров (очистка от пыли, удаление смазки, устранение мелких неисправностей, протирка верхне­го слоя некоторых продовольственных товаров);

- фасовка, предварительная нарезка товаров, укладка их в специальную тару для подачи в торговый зал;

- комплектование подарочных наборов;

- оформление и прикрепление ярлыков цен.

Подготовка товаров к продаже в небольших магазинах производится продавцами, а в крупных - специальными ра­ботниками. Готовят товары к продаже в предназначенных для этого по­мещениях, используя необходимое оборудование и инвентарь.

Продовольственные товары до их подачи в торговый зал или иное место продажи необходимо освободить от тары, оберточных и увязочных материалов, металлических зажи­мов. После этого удаляют загрязненные поверхности или части товаров.

В магазинах самообслуживания производится фасовка и упаковка развесных товаров в бумажные или полимерные па­кеты, термоусадочную пленку, капроновые сетки и т.п. Для упаковки могут быть использованы только материалы, соот­ветствующие обязательным требованиям стандартов. Дозы фасуемых товаров определяются с учетом покупа­тельского спроса. Если товары имеют небольшие сроки год­ности, то их фасуют в объеме, не превышающем объема реа­лизации в течение одного дня торговли. На упаковке расфасованного товара указывается его на­именование, масса, цена за килограмм, стоимость отвеса, дата фасования, срок годности, номер или фамилия фасовщика.

^ Масло коровье и маргарин освобождают от тары и перга­мента и зачищают со всех сторон от пожелтевшего слоя (штаффа). Монолит масла и маргарина предварительно наре­зают специальными разметчиками.

^ Молоко и молочные продукты подают в торговый зал в ящиках, кассетах, корзинах, лотках. Молоко разливное в боч­ках и флягах должно быть предварительно охлаждено.

Сыры сычужные протирают чистыми увлажненными, а затем сухими полотенцами. Крупные сыры разрезают на не­сколько частей.

Молочные продукты фасуют в количестве, необходимом на один день торговли. Если в торговом зале магазина от­сутствует холодильное оборудование, то выносимый в тор­говый зал запас молока и молочных продуктов должен быть рассчитан на двух-трехчасовой, сыра - на трех-четырехчасовой срок реализации.

^ Мясо и мясопродукты подготавливают к продаже в спе­циальных помещениях (разрубочных). Мясо разделывают на сортовые отруба.

У колбасных изделий и копченостей удаляют увязочный шпагат, их протирают, заветренные срезы зачищают.

Допускается предварительная нарезка копченостей и рас­фасовка мяса и мясопродуктов в количествах, не превышаю­щих потребности на 2-3 ч торговли.

^ Картофель и плодоовощные товары перед подачей в тор­говый зал сортируют, отделяя нестандартную продукцию. Без предварительной переборки могут подаваться ящики с виш­ней, черешней, виноградом и другими ягодами.

^ Кондитерские изделия в магазинах самообслуживания фа­суются в полимерные пакеты.
Вопрос №52
В адрес оптовой базы поступил контейнер с макаронными изделиями, при приемке которых была обнаружена недостача. Каким должен быть состав комиссии для составления акта, и какие требования предъявляются к членам комиссии? Ответ обоснуйте.

Порядок и сроки приемки, а также ее документирование регулируется инструкцией «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству» (утв. Постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 15 июня 1965г. №П-6)

Если при приемке продукции была обнаружена недостача, то получатель обязан приостановить дальнейшую приемку, обеспечить сохранность продукции, а также принять меры к предотвращению ее смешения с другой однородной продукцией. О выявленной недостаче продукции составляется акт за подписями лиц, производивших приемку продукции.

Одновременно с приостановлением приемки получатель обязан вызвать для участия в продолжении приемки продукции и составления двустороннего акта представителя одногороднего отправителя, а если продукция получена в оригинальной упаковке либо в нарушенной таре изготовителя, не являющегося отправителем, - представителя одногороднего изготовителя. Представитель иногороднего отправителя (изготовителя) вызывается в случаях, предусмотренных в Основных и Особых условиях поставки, иных обязательных правилах или в договоре. Представитель одногороднего отправителя (изготовителя) обязан явиться не позднее, чем на следующий день после получения вызова, если в нем не указан иной срок явки, а по скоропортящейся продукции - в течение 4 час после получения вызова. Представитель иногороднего отправителя (изготовителя) обязан явиться не позднее чем в 3-дневный срок после получения вызова, не считая времени, необходимого для проезда, если другой срок не предусмотрен в Основных и Особых условиях поставки, иных обязательных правилах или в договоре. Представитель отправителя (изготовителя) должен иметь удостоверение на право участия в приемке продукции у получателя.

Отправитель (изготовитель) может уполномочить на участие в приемке продукции предприятие, находящееся в месте получения продукции. В этом случае удостоверение представителю выдается предприятием, выделившим его. В удостоверении должна быть сделана ссылка на документ, которым отправитель уполномочил данное предприятие участвовать в приемке продукции.

При неявке представителя отправителя (изготовителя) по вызову получателя, а также в случаях, когда вызов представителя иногороднего отправителя (изготовителя) не является обязательным, приемка продукции по количеству и составление акта о недостаче производится:

а) с участием представителя другого предприятия (организации), выделенного руководителем или заместителем руководителя этого предприятия (организации),

б) либо с участием представителя общественности предприятия-получателя, назначенного руководителем или заместителем руководителя предприятия из числа лиц, утвержденных решением заводского, фабричного или местного комитета профсоюза этого предприятия,

в) либо односторонне предприятием-получателем, если отправитель (изготовитель) дал согласие на одностороннюю приемку продукции.

Руководители или заместители руководителей предприятий и организаций по просьбе предприятий-получателей выделяют им представителей для участия в приемке продукции по количеству.

В качестве представителей для участия в приемке продукции должны выделяться лица, компетентные в вопросах определения количества подлежащей приемке продукции. Материально ответственные и подчиненные им лица, а также лица, связанные с учетом, хранением, приемкой и отпуском материальных ценностей, в качестве представителей общественности предприятия-получателя выделяться не должны (например, работники отдела технического контроля, бухгалтеры, товароведы, связанные с учетом, хранением, отпуском и приемкой материальных ценностей, работники юридической службы этих предприятий, претензионисты).

Представитель общественности предприятия-получателя или представитель другого предприятия может участвовать в приемке продукции у данного предприятия-получателя не более двух раз в месяц.

Срок полномочий представителей общественности предприятия-получателя, выделенных фабричным, заводским, местным комитетом профсоюза для приемки продукции по количеству, может быть установлен на срок полномочий данного комитета профсоюза.

Представителю, выделенному для участия в приемке продукции по количеству, выдается надлежаще оформленное и заверенное печатью предприятия разовое удостоверение за подписью руководителя предприятия (организации) или его заместителя.

Лица, которые привлекаются предприятием-получателем для участия в приемке продукции, должны быть ознакомлены с Инструкцией по приемке товара по количеству. Они обязаны строго соблюдать требования этой Инструкции и принимать все зависящие от них меры к выявлению причин и места возникновения недостачи продукции.

Лица, осуществляющие приемку продукции по количеству, вправе удостоверять своей подписью только те факты, которые были установлены с их участием. Запись в акте данных, не установленных непосредственно участниками приемки, запрещается.

За подписание акта о приемке продукции по количеству, содержащего не соответствующие действительности данные, лица, принимавшие участие в приемке продукции по количеству, несут установленную законом ответственность.

Список литературы
1. Минько Э.В. Основы коммерции: учеб. пособие для студентов вузов / Э.В. Минько, А.Э. Минько.- М: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

2.Организация и управление торговым предприятием: Учебник / Под ред. д-ра экон. наук, проф. Л.А. Брагина, д-ра экон. наук проф. Т.П. Данько.- М.: ИНФРА-М, 2005.

3. Памбухчиянц В.К. организация, технология и проектирование торговых предприятий: учебник для студентов вузов и средних спец. учеб. заведений.- М.: ИВЦ «Маркетинг», 1998.

4. Памбухчиянц О.В. Пособие для продавца продовольственных товаров.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008.

5. Рамазанов И.А. Мерчандайзинг в торговом бизнесе: учебное пособие.- М.: Издательский Дом «Деловая литература», 2002.

6. Чкалова О.В. Торговое предприятие: учеб. пособие / О.В. Чкалова.- М.: Эксмо, 2008.

7. Гражданский Кодекс РФ утв. 30 ноября 1994г. №51-ФЗ.- Консультант Плюс.

8. Инструкция «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству» (утв. Постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 15 июня 1965г. №П-6).- Консультант Плюс.

9. Инструкция «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству» (утв. Постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 25 апреля 1966г. №П-7).-Консультант Плюс.

10. Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 2 января 2000г. №29-ФЗ.-Консультант Плюс.


Скачать файл (150 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации