Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

История МХК - файл 1.doc


История МХК
скачать (133 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc133kb.16.12.2011 00:58скачать

содержание

1.doc

Федеральное государственное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Московский государственный университет культуры и искусств»

Рязанский заочный институт (филиал)


Факультет искусств
Кафедра Режиссуры

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


Дисциплина: ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
Тема: Детерминанты отечественной культуры XIX века

Выполнил: студент 2 курса группы 911

Мацук Павел Генрихович
Преподаватель: Варакина Г.В.


г. Рязань

2011 г.

тема:

Детерминанты отечественной культуры 19 века
План:

Введение ……………………………………………………………. 3

  1. «Золотой век» в русской культуре ………………………………. 4

    1. Литература «Золотого века» ……………………………………… 4

    2. Изобразительное искусство ………………………………………. 6

    3. Архитектура ………………………………………………………... 7

    4. Театральная жизнь ……………………………………………….... 8

  2. Вторая половина XIX века ………………………………………... 8

    1. Просвещение и наука ……………………………………………… 10

    2. Изобразительное искусство ………………………………………. 12

    3. Литература второй половины XIX века …………………………. 15

    4. Театральная жизнь ………………………………………………… 16

    5. Музыкальная культура ……………………………………………. 17

Заключение …………………………………………………………. 18

Список литературы ………………………………………………… 20


Введение

Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России. В первой половине XIX века в России было образовано семь университетов. Кроме действовавшего Московского были учреждены Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, Петербургский и Киевский университеты. Продолжало развиваться книгоиздательское и журнально-газетное дело. В 1813 году в стране было 55 казённых типографий.

Положительную роль в культурной жизни страны играли публичные библиотеки и музеи. Первая публичная библиотека была открыта в Петербурге в 1814 году (ныне Государственная Национальная библиотека).

С точки зрения динамики развития культуры, XIX век распадается на две фазы, закономерно сменяющие друг друга. Первая половина века проходила под знаменем рас­цвета дворянской культуры. Именно в рамках этого со­словия оформились наиболее значимые идеи обществен­ного развития, и проходило осмысление судьбы России в целом. После Манифеста 1861 года происходит демокра­тизация движущих сил культурного развития, и форми­рование разночинной культуры.

XIX век в русской культуре сопряжен с целым рядом судьбоносных событий: Отечественная война 1812 года, восстание декабристов 1825 года, отмена крепостного пра­ва в 1861 году, промышленный переворот второй полови­ны века.

Художественная культура живо реагировала на про­исходившие в обществе изменения. Смена типов культур запечатлелась в художественной стилистике: романтизм первой половины века сменился реализмом второй поло­вины столетия.

Актуальность данной работы заключается в том, что культурное наследие является важнейшей формой, в которой выражается преемственность в историческом развитии общества. Даже в условиях социалистической революции и долгих десятилетий идеологического деспотизма, решительно отрицающего многие общественно-исторические институты старого общества, создание качественно новой культуры невозможно без творческого освоения культурного наследия, без бережного отношения к культуре прошлых эпох, без сохранения тех богатств, которые были созданы в различных областях культуры. Сегодня мы особенно ясно осознаем это.

^ Предмет данной работы – культура России в XIX веке

Объект – причины, оказавшие решающее влияние на развитие русской культуры в указанный период

^ Цель контрольной работы выявить факторы, оказавшие влияние на культуру России в XIX веке.

Задачами работы, исходя из поставленных предмета, объекта и цели, являются следующие:

  • Изучить литературу по данному вопросы

  • Выявить периоды в культуре России XIX века

  • Рассмотреть основные социологические, экономические, политические факторы заявленного периода

  • Дать краткий обзор культурной жизни России XIX века как следствие политико-экономических изменений в жизни страны

^ Обзор источников. Яковкина Н.И. Очерки русской культуры первой половины XIX века. Данная монография содержит ряд очерков, посвященных тем или иным аспектам культуры первой половины XIX века.

Сушков Б.Ф. Русская культура: новый курс. В учебном пособии Сушкова рассматривается история русской культуры от язычества до XX века. Отдельная глава посвящена культуре XIX века.

Русская художественная культура второй половины XIX века. Сборник статей посвящен социально-эстетическим и духовным проблемам русской культуры во второй половине XIX века.


  1. «Золотой век» в русской культуре


Отечественная война 1812 года во многом определила развитие культуры России на ближайшую половину века. Она продемонстрировала активность и самостоятельность социальных низов (мужичество) русского общества и столкнула русскую культуру с прогрессивной европейской. За­кономерны итоги войны: небывалый патриотический подъем, с одной стороны, и неудовлетворенность русской действительностью, с другой.

Дабы пресечь вольнодумство в дворянской среде, Алек­сандр I, а затем Николай I предпринимают ряд мер. Эти меры затронули, прежде всего, образование (усиление со­словной зависимости и полицейского контроля) и просве­щение (учреждение в 1817 году Синодальной цензуры).

Тем не менее, XIX век в целом и его первая половина в частности ознаменован взлетом общественно-политической мысли и формированием целого ряда общественных дви­жений. Главные вопросы, которые они решали — это отно­шение к самодержавию и крепостничеству.

    1. ^ Литература «Золотого века»

Выразителем передовых идей того времени стала ли­тература. На волне нового отношения к простолюдину (как к личности), но с чувством глубокой неудовлетво­ренности состоянием дел в стране, рождается романти­зированные образы и особое чувствование. Новые веяния нашли отражение в творчестве русских романтиков-сен­тименталистов Василия Андреевича Жуковского, Конд­рата Федоровича Рылеева, молодого Александра Сергее­вича Пушкина.

А. С. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошёл стремительный взлёт в культурном развитии России. Время Пушкина называют “Золотым веком” русской культуры. В первые десятилетия века ведущим жанром в русской литературе была поэзия. В стихах поэтов-декабристов Рылеева, Одоевского, Кюхельбекера звучит пафос высокой гражданственности, поднимались темы родины и служения обществу. После разгрома декабристов в литературе усилились настроения пессимизма, но упадка в творчестве не наблюдалось. Пушкин является создателем русского литературного языка. Его поэзия стала непреходящей ценностью в развитии не только русской, но и мировой культуры. Он был певцом свободы и убеждённым патриотом, осуждавшим крепостничество у себя на родине. Можно сказать, что до Пушкина в России не было литературы, достойной внимания Европы по глубине и разнообразию равной удивительным достижениям европейского творчества. В произведениях великого поэта звучит высокопатриотический пафос любви к родине и веры в её могущество, отзвук событий Отечественной войны 1812 года, великолепный, по истине державный образ родины. А. С. Пушкин - гениальный поэт, прозаик и драматург, публицист и историк. Всё, что им создано, - это классические образцы русского слова и стиха. Поэт завещал потомкам: “Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно... Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости...”

Ещё при жизни Пушкина широкую известность стал приобретать писатель Н. В. Гоголь. Знакомство Гоголя с Пушкиным состоялось в 1831 году, тогда же в Петербурге двумя частями вышли “Вечера на хуторе близ Деканьки”. Первая печатная форма “Ревизора” появилась в 1836 году.

В его произведениях воссоздание правды жизни сопровождалось беспощадным разоблачениями самодержавных российских порядков.

Смерть Пушкина явила русской публике Лермонтова во всей силе его поэтического таланта. Творчество Лермонтова протекало в годы николаевской реакции. Его поэзия будила у молодого поколения мысль; поэт отказывался принять существовавшие деспотические порядки. Стихотворение “Смерть Поэта”, ходившее в рукописях и другие поэтические произведения возбудили к автору такую ненависть со стороны толпы, стоявшей у трона, что поэту не дали дожить десяти лет до пушкинского возраста.

Развитие русской культуры первой половины XIX века в конечном счёте определялось экономическими и социально-политическими процессами, происходившими в жизни страны. Кроме того, в середине XIX века всё более осознавалось растущее мировое значение русской культуры.

    1. ^ Изобразительное искусство

Аналогичные либеральные тенденции наблюдаются и в изобразительном искусстве. Ведущей темой становит­ся человек — неординарный, свободолюбивый, духовно независимый, глубоко чувствующий и страстно выражаю­щий свои чувства.

Впервые в рамках высокого искусства появляется ин­терес к незначительным бытовым событиям, а также к народной жизни и быту. Тем не менее, ведущим жанром по-прежнему остается портрет. И в этом жанровом пред­почтении проявил себя русский либерализм: акцент де­лался на чувственном, а не на активном, действенном на­чале, как, например, во Франции (сравните «Свободу на баррикадах» Э. Делакруа и «Бедную Лизу» О. Кипрен­ского).

Именно в жанре портрета проявили себя виднейшие отечественные художники этого времени: Орест Кипрен­ский, Василий Тропинин, Алексей Венецианов. Венециа­нов вошел в историю отечественной культуры еще и как родоначальник жанровой живописи на темы народной жизни. В полном согласии с эстетикой романтизма на­писаны замечательные римские пейзажи Сильвестра Щедрина.

В середине XIX века сказалась реакционная политика правительства в сфере культуры. Художественный мир, всегда зависимый от властей и типа заказа, это переживал особенно остро. В это время олицетворением «закона и по­рядка», а вместе с ними и художественной правды была Академия художеств. Идеалы и художественные методы классицизма, пропагандировавшиеся в ней, находили под­держку правящей структуры. Направляющей силой по­литики Николая I в сфере искусства становится офици­альный заказ. Таким образом, искусство оказалось в оче­редной раз на службе у власти.

Несмотря на это, завоевания искусства, в частности романтизма, Академия не смогла отринуть. Она поступи­ла как истинный царедворец, пойдя на компромисс. Ака­демическая школа обогатилась за счет романтизированной тематики и спецэффектов в духе романтизма (цветовые контрасты, частичное освещение и пр.), тем самым под­чинив его себе, своей классической схеме. Этот стилевой симбиоз (срастание) в русском искусстве середины века принято именовать академизмом.

Одним из наиболее ярких и удачливых представи­телей академизма был Карл Брюллов. Его картина-эпопея «Последний день Помпеи» является иллюстрацией этого срастания классической схемы (деление массы на мелкие группы, а пространства — на планы, их деталь­ная проработка, подчинение законам классического оформления) и романтического пафоса (человек перед лицом смерти).

Не менее значимо и симптоматично творчество его со­временника Александра Иванова, пережившего настоящую душевную драму из-за внутреннего творческого разлада между академической выучкой и творческим прозрением. Он создал художественную утопию — картину-мистерию «Явление Мессии» («Явление Христа народу»). И в этом он истинный романтик, верящий не только в безусловную пре­образующую силу искусства, но и во власть одного над мно­гими. Кроме того, А. Иванов в своих исканиях ближе всего подошел к открытиям следующего периода в развитии рус­ской культуры: тотальной власти художника над миром, использование законов пленэризма.

    1. Архитектура

Начало XIX века совпало с эпохой классицизма в русской литературе и искусстве.

Здания, построенные в стиле классицизма, отличаются чётким и спокойным ритмом. Петербургский классицизм - это архитектура не отдельных зданий, а целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью. Работа началась с возведения здания Адмиралтейства по проекту Захарова А. Д. Невский проспект, главная магистраль Петербурга, приобрёл вид единого ансамбля с постройкой Казанского собора. Сорок лет строился, начиная с 1818 года, Исаакиевский собор в Петербурге - самое большое здание, возведённое в России в первой половине XIX века. По замыслу правительства собор должен был олицетворять мощь и незыблемость самодержавия, его тесный союз с православной церковью. По проекту Росси были построены здания Сената и Синода, Александринского театра, Михайловского дворца. Старый Петербург, оставленный нам в наследство Растрелли, Захаровым, Воронихиным, Монферраном, Росси и др. выдающимися архитекторами, - это шедевр мирового зодчества.

В палитру разностилья Москвы классицизм внёс свои яркие краски. После пожара 1812 года в Москве были возведены Большой театр, Манеж, памятник Минину и Пожарскому, под руководством архитектора Тона построен Большой Кремлёвский дворец. В 1839 году на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя в память избавления России от наполеоновского нашествия. В 1852 году в культурной жизни России произошло примечательное событие. Открыл свои двери Эрмитаж, где были собраны художественные сокровища императорской фамилии. В России появился первый общедоступный художественный музей.


    1. ^ Театральная жизнь

В театральной жизни России большую роль играли иностранные труппы и крепостные театры. Многие талантливые русские артисты вышли из крепостных. М. С. Щепкин до 33-х лет был крепостным, П. С. Мочалов вырос в семье крепостного актёра. Большим событием в театральной жизни России была премьера гоголевского "Ревизора", где роль городничего играл Щепкин. В эти же годы в Большом театре была поставлена опера М. И. Глинки "Жизнь за царя". Некоторые сцены в опере поражают своим проникновением в самую глубину народного творчества. Вторую оперу Глинки "Руслан и Людмила" публика встретила холодно. В те времена ещё далеко не все осознавали подлинное значение его творчества. Обаятельно талантливые Алябьев, Варламов, Гурилёв обогатили русскую музыку очаровательными романсами. В первой половине IX века русская музыкальная культура поднялась на невиданную ещё высоту.

  1. ^

    Вторая половина XIX века



Падение крепостного права озна¬чало начало нового, капиталистического периода в ис¬тории России. Капитализм внес существенные пере¬мены в жизнь общества: преобразовал хозяйственно-экономический строй, изменил социальный и ду¬ховный облик населения, его быт, условия жизни, способствовал росту культурных потребностей.

Капитализм в целом создал условия для более вы¬сокого культурного уровня общества, расширял объек¬тивные социальные возможности для овладения куль¬турой значительных общественных слоев.

Капиталистическая эпоха, требовавшая определен¬ного уровня культуры в сфере материального про¬изводства, способствовала ускорению процесса демо¬кратизации культуры в целом. В пореформенное время была расширена сфера образования, фактически создана силами земства народная школа. Значительно выросла техническая высшая школа, повысился интерес к книге, увеличилась читательская среда, изменил¬ся социальный облик читателя.

Однако капиталистическая эпоха в истории России была непродолжительной — капитализм как социаль¬но-экономическая формация существовал немногим более полувека. Самодержавие, являясь феодальной политической надстройкой и в пореформенную эпоху, принципиально не изменило своего отношения к куль¬туре, особенно к проблеме просвещения народа.

Развитие культуры во второй половине XIX — на¬чале XX в. не было равномерным процессом. Его вну¬тренние этапы определяли подъемы и спады в обще¬ственно-политической борьбе.

Культура, являясь важнейшей системой общественной жизни, аккумулировала идеи эпохи. Духовная жизнь при капитализме продолжала сохранять клас¬совый характер. Класс выступал носителем и создателем идеалов, ценностных ориентации, этических и эстетических норм жизни. Поэтому, только будучи выразителем общественного прогресса, этот класс мог формировать общечеловеческие ценности и тем самым отражать потребности национального развития.

Именно в таком положении в пореформенную эпоху оказалась русская буржуазия, которая при отсут¬ствии революционности объективно была прогрессив¬ной силой. Антифеодальная, буржуазно-демократическая направленность идейной борьбы того времени определяла общечеловеческую значимость создаваемых культурных ценностей, буржуазных по своей сущности.

Капитализм с его стремлением к расширению хозяйственно-экономических связей отдельных, в том числе и национальных, регионов способствовал усилению общения народов России не только в сфере экономической, но и общественно-культурной, что лежало в основе единства историко-культурного процесса в России в эпоху капитализма. Важность взаимных контактов, идейной близости с русской культурой, прежде всего литературой, неоднократно подчеркивали многие деятели национальных культур. «Каждого из нас, — писал один из основоположников новой грузинской литературы, просветитель Илья Чавчавадзе,— вырастила русская литература».

Но не только русская культура положительно воздействовала на развитие национальных культур. Национальные мотивы питали творчество многих русских писателей, художников, композиторов.

Общественный демократический подъем периода революционной ситуации и первых лет после падения крепостного права внес много изменений в культур¬ную жизнь России. 60-е годы воспринимались совре-менниками как время духовных преобразований, боль¬ших надежд и свершений, «Это было удивительное время, — писал публицист и видный деятель револю¬ционного движения Н. В. Шелгунов,—спавшая до то¬го времени мысль заколыхалась, дрогнула и начала работать. Порыв ее был сильный и задачи гро¬мадные». Демократическая общественность активно включилась в решение вопросов просвещения, в пер¬вую очередь народного образования.


    1. ^ Просвещение и наука

Отличительной чертой общественно-культурной жизни первых пореформенных десятилетий было рас¬пространение просвещения.

В стране развернулось широкое движение за созда¬ние народных школ, изменение методов преподавания в них, предоставление права на образование жен¬щинам. Большую работу по распространению образо¬вания среди народа проводили комитеты грамотности, общественные просветительские организации, связанные с земствами. Московский комитет грамот¬ности, возникший еще в 1845 г., впервые поднял во¬прос о введении всеобщего начального образования.

Основоположником народной школы, а также научной педагогики в России по праву считается К. Д. Ушинский (1824-1870/71). Он был замечательным русским педагогом-демократом, автором учебных книг («Родное слово», «Детский мир»), по ко¬торым в течение полувека учились десятки миллионов детей в России. Ушинский создал школу русских педа¬гогов (И. Н. Ульянов, Н. Ф. Бунаков, В. И. Водовозов и др.), оказал большое влияние на развитие передовой педагогической мысли других народов России.

В 60-е годы правительство провело реформы в школьном деле, явившиеся частью социальных пре¬образований тех лет. В из¬данном в 1864 г. «Положении о начальных народных училищах» декларировалась бессословность школы, предоставлялось право открытия начальных школ об¬щественным организациям (земствам, органам мест¬ного городского управления); женщины получили воз¬можность преподавать в школах. Однако все училища подчинялись Министерству народного просвещения. Создание на¬чальной народной школы в основном силами земства было серьезным достижением общественно-культурно¬го развития пореформенной России.

Гимназия, основная форма средней школы, в 60-е годы считалась бессословным общеобразовательным учебным заведением. В это время возникли разные типы гимназий — реальные и классические. Однако самого начала они не были полностью уравнены в правах, а после 1866 г. классическая гимназия стала практически основной формой среднего образования; реальная же гимназия была преобразована в шестислассное училище без права для ее выпускников поступления в университет.

В пореформенную эпоху были открыты новые университеты в Одессе, Томске. В университетах, получивших автономию, открылись новые кафедры, оживилась научная работа, повысился образовательный уровень выпускников. В университетах в те годы были сосредоточены лучшие научные силы России, работали многие выдающиеся ученые, которые способствовали распространению не только науки, но и просвещения в стране (Д. И. Менделеев, А. М. Бутлеров, А. Г. Столетов, И. М. Сеченов, К. А. Тимирязев, С. М. Соловьев, Ф. И. Буслаев и многие другие).

Рост технической оснащенности промышленности и транспорта, совершенствование технологии про¬изводства требовали повышения уровня специального образования. В высшие учебные заведения были преобразованы Петербургский технологический институт и Московское ремесленное училище, основанные еще в дореформенное время.

К концу XIX в. в России насчитывалось 63 высших учебных за¬ведения, в которых обучалось около 30 тыс. студен¬тов. В высших технических школах в это время полу¬чали образование более 7 тыс. человек, т. е. примерно четверть всех студентов.

Возможность получения образования для женщин, участие их в общественно полезном труде — один из показателей демократизации культуры. В период революционной ситуации женщины были допущены в университеты на правах вольнослушательниц. Однако по Уставу 1863 г. доступ в универси¬теты женщинам не был разрешен. В России активное общественно-научное движе¬ние в защиту женского образования, поддержанное Д. И. Менделеевым, И. М. Сеченовым, А. Н. Беке¬товым, Н. И. Пироговым и другими передовыми учеными, привело к созданию на рубеже 60—70-х го¬дов высших женских курсов. Впервые они были откры¬ты в Петербурге (1869).

В пореформенное время повысился уровень гра¬мотности. Ко времени падения крепостного права доля грамотных среди населения составляла примерно 7%, к концу века — уже свыше 20%. Уровень грамот¬ности колебался в зависимости от региона, характера занятий жителей. В городах, например, число гра¬мотных было примерно в два раза больше, чем в сель-ской местности.

Общие условия социально-экономического и обще¬ственного развития, подъем умственной и духовной жизни, некоторое смягчение цензуры, рост грамотности способствовали увеличению выпуска книг, журналов и газет.

В стране увеличилась полиграфическая база. Среди издаваемых книг преобладали естественнонаучные, справочные, учебные. Художественная литература и публицистика издавались, как правило, небольшими тиражами. Большое развитие по сравнению с предшествующей эпохой получили различные формы культурно-просветительных учреждений (библиотеки, музеи, вы¬ставки). Во второй половине XIX в. при участии обществен¬ности в России было организовано много разнооб¬разных по профилю музеев: исторических, естествен¬нонаучных, художественных, промышленных, сельско-хозяйствецных. Впервые появились краеведческие, ме¬мориальные музеи. Общее число музеев в стране выросло до 80. Особенностью их стала общедоступ¬ность.

Частное коллекционирование так же получило широкое развитие в пореформенное время. На основе частных собраний по инициативе их владельцев создавались национальные художественные музеи, доступные для широкого обозрения. В начале 80-х годов для посещения была открыта картинная галерея П. М. Третьякова. В 1893 г. он передал собрание своих картин в дар Москве.

Оценивая в целом состояние просвещения в России, следует подчеркнуть, что в первые пореформенные десятилетия были достигнуты значительные успехи в распространении общеобразовательных и технических знаний, расширении круга читателей, измене¬нии его облика.

    1. ^ Изобразительное искусство

П. Федотов считается родоначальником реалистической живописи в России, хотя он опередил его официальное ро¬ждение почти на два десятилетия. Он впервые в русской живописи, работая в рамках бытового жанра, подчеркивал не особенное (как А. Венецианов), а улавливал и акценти¬ровал наше внимание на типическом, характерном. Пове¬ствуя об обыденной жизни маленького человека, он прояв¬ляет истинно христианскую любовь к своему герою и, в то же время, ненависть и негодование к тем, кто загнал несча¬стного в «клетку» его жалкого бытия («Вдовушка»).

Становление и расцвет реализма приходится на поре¬форменное время — 60-90-е годы XIX столетия и закан¬чивается компромиссом с Академией. Выразителем идей реализма стало «Товарищество передвижных художественных выставок», учрежденное в 1871 году.

Процесс становления и трансформацию пе¬редвижничества можно условно разделить на три этапа.

1. 50-60-е годы связаны с деятельностью лидеров буду¬щего движения передвижников Василия Григорьевича Перова и Ивана Николаевича Крамского. К 60-м годам складывается небольшой круг близких по духу худож¬ников, воспитанников Академии, главой которого ста¬новится И.И. Крамской. Они назовут себя «Артелью», подчеркивая тем самым свободу и, одновременно, общ¬ность ее членов. В 1863 году после отказа Совета Академии писать дипломную работу на свободную (а не на заданную академическую) тему, артельщики демон¬стративно вышли из Академии. Затем, с целью попу¬ляризации своего искусства, они организовали выезд¬ную Выставку в Саратове, предложив публике карти¬ны со сценами народной жизни, быта и пр. Искусство «Артели четырнадцати» (по количеству членов) зало¬жило основу эстетики реализма с активной позицией художника-обличителя.

60-е годы составляют в истории русского изобразительного искусства определенный внутренний этап с преобладанием социально-бытового жанра. «Жанр не прихоть, не каприз, не выдумка одного или не­скольких художников, — писал В. В. Стасов, — а выражение современной потребности, всеобщей, неудержимой потребности в выражении искусством всех сторон жиз­ни».

С наибольшей полнотой атмосферу 60-х годов от­разило творчество В. Г. Перова (1833—1882) (картины «Сельский крестный ход на пасхе», «Проводы покойника», «Тройка» и др.).

Идейно-художественное движение этих лет подготовило почву для возникновения «Товарищества передвижных художественных выставок» (1871). Мысль о его организации возникла в 1865 г., когда по ини­циативе Крамского в Нижнем Новгороде была представлена выставка картин «Артели художников», имевшая успех.

2. 70-80-е годы связаны с деятельностью первого поко¬ления «Товарищества передвижных художественных выставок». Передвижники развили идеи Артели, по¬ставив своей целью просвещение народа средствами искусства. Эта цель предъявляла определенные тре¬бования как для самого искусства, так и для форм его существования. Основной формой приобщения масс к высокому искусству были выставки, причем преиму¬щественно в провинциальных городах. Доступность искусства и, следовательно, его востребованность, дос¬тигалась тематикой, актуальной для самых широких слоев населения. Предпочтение отдавалось героям из народа, сценам народной жизни, зачастую с элементом социального обличения в бесправии народных масс. Среди художников-жанристов этого времени особенно выделяются Василий Максимов, Григорий Мясоедов, Константин Савицкий, Владимир Маковский, Нико¬лай Ярошенко и др.

3. В 80-90-е годы происходит некоторое расширение те¬матики и, одновременно, растворение первоначальных идеалов и задач. Искусство обращается к страницам национальной истории и образам отечественной при¬роды. Расширение тематического спектра продикто¬вано скорее самим временем грядущих перемен, не¬жели желанием повысить «дух народного самосозна¬ния». Интерес и гордость за наше прошлое позволяют увидеть и, возможно, разрешить проблемы настояще¬го. Расцвет национального пейзажа во многом обязан творчеству Ивана Шишкина, Алексея Саврасова, Ар хипа Куинджи, Василия Поленова, Исаака Левитана. Мастера исторического жанра Илья Репин, Василий Суриков, Виктор Васнецов поднимают наиболее «слож¬ные вопросы» (выражение С. Дягилева) русской ис¬тории, ища ответа на проблемы современности. К 80- 90 гг. относится наиболее плодотворный период в твор¬честве крупнейшего отечественного баталиста Василия . Верещагина, оставившего миру потрясающую и, в то же время, ужасающую военную хронику как совре¬менных, так и удаленных во времени событий. В то же время передвижничество как художественное и обще¬ственное движение мельчает, плодя посредственность и предавая былые идеалы. Так в искусство постепенно проникает академическая салонность, а социальная тематика и обличение вырождаются в повествовательность и жанровость.

Передвижничество — ведущее направление в нацио­нальном искусстве второй половины XIX в., идейно противостояло академизму. Положения демократической эстетики определили программность творчества передвижников: гражданственность, сознание общественных и психологических проблем своего времени, интерес к облику современника.

Работая в разных жанрах (бытовой жанр, пейзаж, портрет, историческая живопись), художники-передвижники внесли в каждый из них новые, существенно-важные моменты. Большое место они уделяли крестьянской теме, впервые на их полотнах были запечатлены образы прогрессивной интеллигенции, рабочих [Н. А. Ярошенко (1846—1898) — «Курсистка», «Сту­дент», «Кочегар»].

Излюбленной темой ряда передвижников была родная природа. Художники сумели раскрыть внутреннюю гармонию русской природы, удивительную красоту полей и перелесков, уходящей вдаль дороги, неба перед грозой и т. п. В их работах есть и романтическая одухотворенность, и философское осмысление бытия (Ф. А. Васильев, И. И. Шишкин, И. И. Левитан). Картина А. К. Саврасова «Грачи прилетели», показанная на первой выставке передвижников (1871), была признана современниками образцом пейзажной живописи, в которой великолепно передано настроение наступающей весны, обновления природы.

Отличительной особенностью портрета передвижников был глубокий психологический реализм и идейность. Их картины передавали социальный портрет эпохи, который «...представлял лиц, дорогих нации, веривших в ее лучшее будущее и боровшихся за эту идею» (И. Е. Репин).

Художники-передвижники неоднократно обращались к исторической тематике, причем в их полотнах преобладала национальная тема. Они использовали в качестве сюжетов реальные события, стремились передать эпоху, характер исторических персонажей. Передвижникам свойственно было изображение переломных моментов в русской истории. Они по-новому трактовали исторические сюжеты, показывая отечественную историю через психологическую драму отдельной, как правило, выдающейся личности (Н. Н. Ге. «Петр I допрашивает царевича Алексея», 1871; И. Е. Репин. «Иван Грозный и сын его Иван», 1885).

Близок к передвижникам по своим эстетическим воззрениям М. М. Антокольский (1843 — 1902), сыгравший большую роль в развитии русской реалистической скульптуры. Он создал серию исторических произведений («Иван Грозный», «Петр I», «Нестор-летописец», «Ярослав Мудрый» и др.). А. М. Опекушин (1838 —1923) — один из представителей монументальной скульптуры - был автором памятника А. С. Пушкину в Москве. Открытие памятника великому русскому поэту, созданного на добровольные пожертвова­ния, состоялось в июне 1880 г. и стало событием огромного культурного значения.

    1. ^ Литература второй половины XIX века

Искусство критического реализма, который становится основным художественным направлением, было тесно связано с идейными исканиями того времени. Оно не только описывало жизнь, но и анализировало ее, пыталось раскрыть и объяснить свойственные ей противоречия. Критический реализм 60 —70-х годов отличала повышенная социальная активность. Литература и искусство, как никогда, близко подошли к отображению реальной жизни (очерк и роман о современной жизни, современная бытовая драма, бытовой жанр в живописи и т. д.).

Во второй половине XIX в. идейно-художественное развитие во многом определяла революционно-демократическая эстетика, основы которой были заложены еще Белинским. Дальнейшее ее развитие было связано с именем Н. Г. Чернышевского.

В художественной литературе второй половины XIX в. нашли отображение социальные сдвиги, которые произошли в пореформенной России. Отечественной литературе всегда было свойственно «стремление к решению задач социального бытия» (М. Горький). Дух обличительства, критическое отношение к существующей действительности были характерны для произведений русских писателей первых пореформенных десятилетий.

Литература пореформенного времени представляла собой «яркое созвездие великих имен». В эти годы создавали произведения крупнейшие русские писатели, творческий путь которых начался еще в предшествую­щую эпоху. Новое поколение писателей-реалистов, которое пришло в литературу в 60 —70-е годы, принесло новые темы, жанры, идейно-эстетические принципы. В литературном процессе тех лет ведущее место при­надлежало очерку, в котором ставились острые социальные проблемы, коренные вопросы жизни и быта крестьянства (очерки Н. В. Успенского, В. А. Слепцова, Г. И. Успенского и др.).

С общественным подъемом связано появление демократического романа, в котором действующим ли­цом стал разночинец (повести Н. Г. Помяловского «Мещанское счастье» и «Молотов»), первых произведений о жизни и быте рабочих (романы Ф. М. Решетникова «Глумовы», «Горнорабочие»). Программным произведением 60-х годов был роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?», опубликованный в «Современнике» в 1863 г. Это было повествование о «новых людях», их морали и нравственных ценностях. Роман Чернышевского имел огромное идейное воздействие не на одно поколение демократической молодежи. Отражением острой идейно-художественной борьбы в литературе 60-х годов было появление так называемого антинигилистического романа («Некуда» Н. С. Лескова; «Взбаламученное море» А. Ф. Писемского и др.)

6O-70-е годы — время расцвета и наибольших до­стижений русского классического романа и повести. Огромный вклад в отечественную и мировую культуру внесли И. С. Тургенев (1818-1883) и Ф. М. Достоевский (1821 — 1881). В романе Тургенева «Отцы и дети», опубликованном в 1862 г., и в других его произведениях созданы образы новых героев эпохи — разночинцев и демократов.

Творчество Ф. М. Достоевского, идейно сложное, подчас трагическое, всегда глубоко нравственно. Боль за униженных и оскорбленных, вера в человека были главной темой писателя.

Разночинская молодежь своим идейным вождем считала Н. А. Некрасова (1821 — 1877/78). Тема народа, его исканий и надежд занимала в поэзии Некрасова центральное место. В это время он создал свое круп­нейшее произведение — поэму «Кому на Руси жить хорошо», в которой дана реалистическая картина жизни русского крестьянства. В творчестве Некрасова выражена не только мечта о счастье народа, но и вера в его силы, способные сбросить оковы крепостного рабства.

Вершиной русской литературы XIX в. стало твор­чество Л. Н. Толстого (1828 — 1910). Он ставил в своих романах, повестях, драмах, публицистике «великие вопросы» (В. И. Ленин). Писателя всегда волновали судьбы народа и Родины (историческая эпопея «Война и мир»). Одним из острых социальных литературных произведений современности стал роман Толстого «Анна Каренина», в котором он, изображая жизнь русского общества 70-х годов, выносит беспощадный приговор буржуазно-помещичьему строю, его морали, нравам, устоям.

    1. ^ Театральная жизнь

Состояние театра в пореформенную эпоху определялось успехами отечественной драматургии. Teaтральная общественность привлекала внимание к животрепещущим вопросам развития театра: улучшение профессионального актерского образования, расширение сети театров за счет создания частных антреприз. Монополия казенных театров под влиянием требований прогрессивной общественности в 1882 г. была отменена. Однако еще раньше частные театры стали возникать под видом «домашних спектаклей», «семейных вечеров» и т. д. Так, появились в Москве Артистический кружок — общественно-художественная организация (1865-1883), созданная по инициативе А. Н. Островского, Н. Г. Рубинштейна, В. Ф. Одоевского первый народный театр на Политехнической выставке (1872).

Основными центрами театральной культуры продолжали оставаться Малый и Александрийский театры. Однако значительно выросло число театров и театральных трупп в провинциальных городах России, появился новый демократический зритель, главным образом из разночинской среды. Театр все более становился органической частью общественно-культурной жизни, охватывая уже не только узкий круг столичной публики, но и более широкие слои провинциальной интеллигенции. С усилением острых проблем в общественной жизни в театре рос интерес к современной бытовой драме.

Развитие русского театра во второй половине XIX в. неразрывно связано с именем А. Н. Островского (1823 — 1886), который считал театр «признаком зрело­сти нации, так же как и академии, университеты и музеи». Драматургия Островского — замечательное явление национально - художественной культуры. С постановки пьесы «Не в свои сани не садись» в 1852 г. на сцене Малого театра произведения Островского заняли ведущее место в его репертуаре.

    1. ^ Музыкальная культура

Общественно-идейная атмосфера первых пореформенных десятилетий сказалась на состоянии музыки. В 1859 г. по инициативе А. Г. Рубинштейна (1829—1894) было организовано Русское музыкальное общество «для развития музыкального образования, вкуса к музыке в России и поощрения отечественных талантов». Общество устраивало симфонические и камерные конверты. В Петербурге по инициативе А. Г. Рубинштейна (1862), а затем в Москве (организатор Н. Г. Рубинштейн, 1866) были открыты консерватории, положившие начало профессиональному музыкальному образованию в России.

В Петербурге в 60-е годы композитором М. А. Балакиревым и преподавателем пения Г. Я. Ломакиным была открыта бесплатная музыкальная школа, существовавшая до 1917 г. Она ставила задачу распространения музыкальных знаний, пропаганды сочинений Глинки, Даргомышского, композиторов «могучей кучки», лучших произведений зарубежной' музыки (Л. Бетховена, Ф. Листа, Г. Берлиоза и др.).

Во второй половине XIX в. огромную роль в развитии музыкальной культуры сыграло творческое объединение композиторов «могучая кучка» [М. А. Балакирев (1836/37-1910), М. П. Мусоргский (1839-1881), Ц. А. Кюи (1835-1918), А. П. Бородин (1833-1887), Н. А. Римский-Корсаков (1844-1908)]. Это название дал ему музыкальный критик и его идейный руководитель В. В. Стасов. Идейно-нравственные взгляды этого содружества формировались под воздействием передовых идей 60 —70-х годов. Одной из основных черт эстетики и музыкального творчества композиторов «могучей кучки» было стремление передать в музыке «правду жизни», национальный характер. Они широко использовали музыкальный фольклор, тяготели к историко-эпическим сюжетам и способствовали утверждению на сцене народно-музыкальной драмы («Борис Годунов», «Хованщина» М. П. Мусоргского). Композиторы «могучей кучки» много сделали для собирания и изучения музыкального фольклора, издав в 60 —70-х годах несколько сборников русских народных песен.

Выдающиеся достижения русской музыки связаны с именем П. И. Чайковского (1840-1893). Он один из величайших композиторов нашей эпохи, оставивший обширное творческое наследие в области балетного, оперного, симфонического, камерного музыкального искусства (балеты «Лебединое озеро», «Спящая краса­вица»; оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама»; симфонии, романсы, симфонические поэмы, музыкальный цикл «Времена года» и др.).

Национальная и глубоко народная музыка Чайковского обладает редкостной силой эмоционального воздействия.

Чайковский создал основные произведения в 70 —80-е годы. В своем творчестве он утверждал право человека на свободную жизнь, призывал 'к борьбе с темными силами зла и несправедливости. Наряду с лирическим жизнеутверждающим началом музыке Чайковского присущи черты трагедийности, особенно сильные в его последних произведениях.

Отличительным свойством пореформенного музыкального искусства была его программность, использование в музыке национальных мотивов, сюжетов из литературных произведении. В. В. Стасов отмечал, что композиторы второй половины XIX в. следовали примеру Глинки. «Наша эпоха, — писал критик, — все дальше и дальше отходит в сторону от «чистой» музыки прежних периодов и все сильнее и сильнее требует для музыкальных созданий действительного, определенного содержания».

Заключение


XIX век занимает особое место в истории русской художест¬венной культуры. По богатству литературы, изобразительного ис¬кусства, музыки он не сравним ни с каким другим периодом не только в истории русской, но и мировой культуры. Это было время расцвета русской художественной национальной культуры. Время возвращения к народным корням, к национальным традициям.

Художественная культура века прошла путь от классицизма че¬рез романтизм к реализму. Это общая линия развития художест¬венной культуры в XIX в. Романтизм, который пришел в начале века на смену классицизму, исходил из свободы творческой лич¬ности, противостоял жестким канонам классицизма. Он стал эта¬пом в движении литературы и искусства к реализму. Через увлече¬ние романтизмом прошли и Пушкин, и Гоголь, и Лермонтов, и многие другие поэты, писатели, художники и музыканты. Первой прошла этот путь литература.

Переход к реализму и развитие русской художественной куль¬туры могли быть успешными только на путях возвращения к наци¬ональным истокам и преодоления подражательства Западу. Реше¬ние этих задач происходило в условиях интенсивной духовной жизни, которой жило российское общество с начала XIX в. В цент¬ре духовной жизни уже в первой половине века встали вопросы о месте России в мире, об историческом предназначении русского народа, о путях дальнейшего развития России и ее судьбе. Эти вопросы стали предметом дискуссий в среде образованного общества, нашли отражение не только в исторической и философской, но и в художественной литературе, в искусстве в целом.

XIX век по праву вошел в историю как Золотой, а период с кон¬ца XIX в. до 20-х годов XX в. как Серебряный век русской культу¬ры. Расцвет литературы и искусства был естественным результатом развития в предыдущий период — в эпоху реформ Петра I, положив¬шего начало светской культуре, и эпоху Екатерины II. Это был, как отмечал П.Н. Милюков, своего рода инкубационный период. Рас¬крепощение дворянства Екатериной II (жалованная грамота дво¬рянству) имело двоякие последствия: часть дворянства, получен¬ную свободу от обязательной службы использовала бездарно, вела, пустую светскую жизнь, бездельничала, постепенно «дичала», уве¬личивая еще больше пропасть между верхами и народом. Зато дру¬гая часть дворянства проявила себя в сфере литературы, науки, об¬щественной мысли.

Особое значение для развития культуры имело формирование в начале XIX в. интеллигенции, как особого слоя. Именно Россия подарила человечеству понятия: «интеллигенция», «интеллигент¬ность». Российская интеллигенция вобрала в себя образованных и совестливых дворян, людей чести, беззаветного служения Родине.

Развитию культуры способствовали либеральные реформы Александра I, открытие новых университетов. Принятие нового университетского устава, предоставившего университетам доста¬точно широкую автономию. Создание Царскосельского лицея, из стен которого вышло много выдающихся деятелей на литератур¬ном и государственном поприще. А новый Цензурный Устав, от¬менивший предварительную цензуру печати, положительно ска¬зался на развитии книгопечатания и периодической печати, рас¬ширил возможности вынесения на суд общественности больных вопросов российской жизни.

Попытки, предпринятые во время царствования Николая I, искоренить проявления «вольнодумства» нанесли ущерб, но не ос¬тановили важных процессов развития общественной мысли, мощ¬ного потока литературы и творчества в других сферах искусства. Больше того, как это ни парадоксально, официальная политика поддержки всего национального сыграла положительную роль в возвращении литературы и искусства к народным истокам и тра¬дициям. А со вступлением на престол Александра II либеральные реформы в сфере образования и культуры получили продолжение. Была восстановлена университетская автономия, упраздненная в предыдущее царствование, и, что особенно важно, значительно расширилась возможность получения образования, смягчилась цензура, упростился выезд за границу, укрепились культурные связи с Западной Европой.

Большую роль в культурной жизни стали играть литературные и общественно-политические журналы. XIX век — время интенсив¬ного развития журнального дела.

Список литературы:

  1. Из истории русской культуры. М., 1996. Т. V (XIX век). М., 1996.

  2. Краснобаев Б.И. Русская культура второй половины XVII - начала XIX вв. М., 1983.

  3. Русская литература и культура Нового времени. СПб., 1994.

  4. Русская художественная культура второй половины XIX века. Социально-эстетические проблемы. Духовная среда / Отв. Ред Г.Ю.Стернин. М., 1988.

  5. Сарабьянов Д.В. История русского искусства второй половины XIX века. М., 1989.

  6. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России середины XIX века. М., 1991.

  7. Сушков Б.Ф. Русская культура: новый курс. М., 1996.

  8. Федорова В.Ф. Русский театр XIX века. М., 1983.

  9. Яковкина Н.И. Очерки русской культуры первой половины XIX века. Л., 1989.



Скачать файл (133 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации