Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции по земельному праву - файл 1.doc


Лекции по земельному праву
скачать (229.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc230kb.16.12.2011 02:20скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...
1. Предмет и понятие земельного права как отрасли права.

ЗП - отрасль российского права, система норм законодательства, посредством которых осуществляется регулирование земельных отношений. Система, объединяющая указанные нормативные акты представляет собой земельное законодательство.

Предмет ЗП - земельные отношения т.е. отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях РФ. Метод правового регулирования общественных отношений - это особый способ воздействия на них нормами той или иной отрасли права, в данном случае - нормами ЗП.
^ 2. Принципы земельного права.

1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, т.е регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в с/х и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в с/х и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, т.е. владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками ЗУ свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, т.е. при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

4) участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, т.е. граждане РФ, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;

5) единство судьбы ЗУ и прочно связанных с ними объектов, т.е. все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе ЗУ, за исключением случаев, установленных ФЗ;

6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, т.е. изъятие ценных земель с/х назначения, земель лесного фонда, занятых лесами I группы, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном ФЗ. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;

7) платность использования земли, т.е. любое использование земли, осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных ФЗ и законами субъектов РФ;

8) деление земель по целевому назначению на категории, т.е .правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;

9) разграничение государственной собственности на землю на собственность РФ, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований, т.е. правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются ФЗ;

10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель, т.е. при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;

11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, т.е. регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему ЗУ.

При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.

ФЗ м.б. установлены и др. принципы земельного законодательства, не противоречащие установленным п. 1 ЗК,
^ 3. Система земельного права.

1. Общая часть состоит из институтов, содержащих общие положения, распространяющиеся на большинство земельных отношений:

- собственность на землю;

- постоянное (бессрочное) пользование пожизненное наследуемое владение земельными участками, ограниченное пользование чужими земельными участками (сервитут), аренда земельных участков, безвозмездное срочное пользование земельными участками;

- возникновение прав на землю;

- права и обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при использовании земельными участками;

- прекращение и ограничение прав на землю;

- защита прав на землю и рассмотрение земельных споров;

- охрана земель;

- плата за землю и оценка земли;

- землеустройство и государственный земельный кадастр;

- контроль за соблюдением земельного законодательства, охраной и использованием земель (земельный контроль);

- ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель.

2. Особенная часть состоит из институтов, определяющих правовой режим отдельных категорий земель:

- правовой режим земель с/х назначения;

- правовой режим поселений;

- правовой режим земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли иного специального назначения:

- правовой режим особо охраняемых территорий и объектов;

- правовой режим земель для пользования недрами;

- правовой режим земель лесного фонда;

- правовой режим земель водного фонда;

- правовой режим земель запаса.
^ 4. Платность использования земли и формы платы за землю.

Статья 65. Платность использования земли. 1. Использование земли в РФ является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. 2. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством РФ о налогах и сборах. 3. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка. 4. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков. 5. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, ФЗ, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Статья 25 ФЗ О плате за землю. Нормативная цена земли - показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Нормативная цена земли вводится для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, установлении коллективно - долевой собственности на землю, передаче по наследству, дарении и получении банковского кредита под залог земельного участка. Порядок определения нормативной цены земли устанавливается Правительством РФ.

Принципом земельного права, обусловленным переходом к преимущественно экономическим методам управления земельными ресурсами, является принцип платности использования земли. Введение платы за землю в форме земельного налога и арендной платы призвано стимулировать собственников земельных участков, землепользователей и арендаторов экономно использовать земельные площади при одновременном повышении их эффективности благодаря различным почвозащитным мероприятиям, введению севооборотов и способов обработки земли, соответствующих структуре почв.

В настоящее время в России за использование земли приходится платить хоть и не много но надо. Поэтому действующее законодательство определяет несколько форм платы за землю. Это: земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли (ст. 1 ФЗ «О плате за землю»).

Так как Россия перешла на качественно новые отношения, то изменились, и земельные отношения и появились различные нововведения в них. Одно из них - плата за землю. Цель введения платы за землю это и стимулирование рационального использования земли, и некоторое развитие населенных пунктов, и , наконец, создание специальных фондов для финансирования мероприятий по повышению плодородия земли и другие мероприятия.

Земельный налог это определенная сумма которую обязан ежегодно вносить (уплачивать) собственник земли, а также землепользователь и землевладелец. Арендная плата это тоже некая установленная сумма, но уже уплачиваемая за земли и земельные участки, которые находятся в аренде.

Предприятия, объединения, организации и учреждения, а также другие субъекты земельных правоотношений должны вносить земельный налог в виде стабильных платежей за единицу площади в расчёте за год, и этот размер земельного налога не зависит от результатов их хозяйственной деятельности. Я считаю, что это является большим упущением и здесь нужен другой подход.

Земельным налогом и арендной платой облагаются практически все земельные участки, находящиеся как в аренде, так и собственности у граждан и юридических лиц. Это и с/х угодья, земельные участки, наделы и участки для жилищного и дачного строительства.

За земли находящиеся в раздельном пользовании у нескольких граждан или юридических лиц земельный налог начисляется каждому в отдельности в пропорции той площади, которая находится в пользовании у каждого из них. Но если земля находится в общей собственности нескольких лиц, будь то граждане или юридические лица, то земельный налог начисляется каждому из собственников отдельно, но уже соразмерно их доли на эту площадь.

Нормативная цена земли - это показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости».
^ 5. Соотношение земельного права с иными отраслями российского права: конституционным, административным, гражданским, экологическим.

Земельное право находится в тесной взаимосвязи и взаимодействии с другими отраслями права. Самая тесная связь - с конституционным правом, нормы которого определяют основополагающие конституционные принципы всех отраслей правовой системы.

Связь с административным правом - в сфере государственного управления земельным фондом, привлечения к административной ответственности лиц, виновных в совершении нарушений земельного законодательства. Связь с гражданским правом - в тесном переплетении земельных и имущественных отношений, обусловленном связью права на земельный участок с правом на посевы, строения, находящиеся на земельном участке; в возмещении убытков, причиненных нарушением земельных прав. Тесная связь существует между земельным правом, с одной стороны, водным, горным (недренным) и лесным правом, с другой стороны.

^ 6. Конституция РФ как источник земельного права.

Источники земельного права – это НПА, изданные уполномоченными на то государственными органами РФ, госорганами субъектов РФ либо органами местного самоуправления, регулирующие земельные правоотношения.

Высшей юридической силой на территории РФ обладает Конституция РФ. К нормам конституции, регулирующим земельные отношения, относятся: 1) статья 9 – о собственности на природные ресурсы; 2) статья 36 – о частной собственности на землю; 3) статья 42 – о праве каждого на благоприятную окружающую среду; 4) статья 72 п. «к», согласно которому земельное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
^ 7. Земельный кодекс РФ и иные законы РФ как источники земельного права.

Земельный кодекс от 25.10.2001 г. Является основным кодифицированным источником земельного права, в котором отражена система данной отрасли российского права, сформулированы ее основополагающие положения. Нормами ЗК РФ урегулированы отношения собственности на земельные участки, вопросы осуществления других вещных прав на землю, пользования и охраны отдельных категорий земель и другие.

Основные законы, регулирующие земельные правоотношения: Закон РФ «о плате за землю»; ФЗ «о мелиорации земель»; ФЗ «о госрегулировании обеспечения плодородия земель с/х назначения»; ФЗ «о землеустройстве»; ФЗ «О разграничении федеральной собственности на землю»; ФЗ «об охране окружающей среды»; ФЗ «об обороте земель с/х назначения»; ФЗ «О крестьянском хозяйстве».

К ведомственным актам относятся различные инструкции, положения, правил, утверждаемые приказами руководителей министерств и ведомств, наделенных правом нормотворчества в области регулирования земельных отношений: 1) инструкция по межеванию земель утверждена Роскомземом 1996 г; 2) приказ Минсельхозпрода 1999 г., «о совершенствовании структуры управления мелиорацией в РФ»; 3) приказ Минприроды 1995 г., «об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы».

В настоящее время правом нормотворчества в области земельных отношений наделены Министерство природных ресурсов РФ, Минсельхоз РФ. Так же к источникам земельного права относятся нормативные правовые акты, принимаемые законодательными органами субъектов РФ.
^ 8. Указы Президента РФ как источники земельного права.

Наиболее значимые указы президента РФ, регулирующие отношения в сфере пользования и охраны земли: 1) указ президента «о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Этот указ закрепляет новую систему федеральных органов власти, в том числе органов, осуществляющих регулирование в сфере землепользования и охраны земель, осуществляющих мероприятия по мониторингу земель и контроль за рациональным использованием земель; 2) указ президента «об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента РСФСР и президента РФ. Некоторые указы признаются утратившими силу и вносятся изменения в ФЗ «об обороте земель с/х назначения» в связи с принятием ЗК РФ.

^ 9. Постановление Правительства РФ как источники земельного права.

Постановления правительства (ПП) закрепляют нормы, регулирующие частные вопросы в области земельных отношений, их действие распространяется на более узкий круг отношений, но в них они более четко прописаны. Значимые: 1) ПП «об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель»; 2) ПП «о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»; 3) ПП «о федеральной целевой программе «повышение плодородия почв России 2002-2005 г»; 4) ПП «об утверждении положения о проведении территориального землеустройства».

^ 10. Методы правового регулирования земельного права.

Метод представляет собой способ правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет регулирования. Сейчас законодатель ограничивает сферы применения административного метода в регулировании отношений по поводу земли, законодательством все шире утверждается договорной метод определения земельных прав и обязанностей обладателей земельных участков (путем использования договора, аренды, залога). Применяются две разновидности методов: императивный и диспозитивный.

Императивный метод правового регулирования выражается в установлении обязанностей субъектам правоотношений и запретов, подлежащих исполнению.

Диспозитивный метод правового регулирования означает такой способ правового воздействия, при котором субъектам земельных правоотношений предоставляется свобода (собственное усмотрение) в реализации ими своих целей и задач.

^ 11. Понятие и содержание права собственности на землю.

Право собственности на землю, как и иные права на нее, возникают на основе правоустанавливающих и право изменяющих юр.фактов. Таковыми в данной сфере отношений являются акты компетентных государственных органов и ОМС; договоры и иные сделки, предусмотренные законом, а также, хотя и не предусмотренные им, но не противоречащие ему; приобретательная давность и др. оснований, как договоры купли-продажи, дарения, наследование по завещанию и др. Соответствующие права на землю возникают после регистрации права собственности на землю, права землевладения, землепользования, договоров на временное пользование и аренду земельных участков. Государственная регистрация, согласно ст. 2 Закона, - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Под правом собственности понимают совокупность принадлежащих субъекту правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом, позволяющая ему по своему усмотрению совершать в отношении его любые действия, не противоречащие нормам права и охраняемым законом интересам других лиц. В ст. 209 ГК. РФ особо оговорены такие правомочия собственника, как его право отчуждать свое имущество в собственность других лиц, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Это право собственности в субъективном смысле. Под правом собственности в объективном смысле понимают совокупность норм права, регулирующих отношения собственности и составляющих самостоятельный институт той или иной отрасли права, в данном случае – российского ЗП. Конституция РФ устанавливает, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.1. Собственностью граждан и юрлиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юрлицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.2. Граждане и юрлица имеют право на равный доступ к приобретению ЗУ в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, м.б. предоставлены в собственность граждан и юрлиц, за исключением ЗУ, которые в соответствии с ЗК, ФЗ не могут находиться в частной собственности. 3. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юрлица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которыхх устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особых территориях РФ в соответствии с ФЗ.

Ст. 16. Гос-ная собственность на землю

Ст. 17. Собственность РФ (федеральная собственность) на землю.

Ст. 18. Собственность на землю субъектов РФ

Ст. 19. Муниц-я собственность на землю

^ 12. Право частной собственности на земельные участки.

Право частной собственности на землю (ЧСЗ) граждан и их объединений прямо закреплено в Конституции РФ, в ст. 36 которой установлено, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжения землей и др. природными ресурсами, говорится в ч. 2 данной ст., осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает права и законные интересы иных лиц.

Земельные участки, предоставленные гражданам на праве частной собственности, могут находиться у них на праве как индивидуальной, так и общей собственности. Под общей собственностью, согласно ст. 244 ГК РФ, понимается нахождение имущества в собственности двух или нескольких лиц. Общая собственность по действующему законодательству м.б. либо долевой, когда имущество, находящееся в общей собственности, делится на определенные доли, принадлежащие каждому из собственников, и совместной - без определения таких долей. По общему правилу общая собственность на имущество является долевой, если законом не предусмотрено образование совместной собственности на него. Кроме того, ГК РФ (ст. 244) установлено, что общая собственность возникает при поступлении в собственность двух или нескольких лиц т.н. неделимых вещей, т.е. вещей, раздел которых в натуре невозможен без изменения их назначения либо не подлежит разделу в силу закона. В сфере земельных отношений применяется лишь второй критерий, т.к. земельный участок как объект права собственности относится к делимым вещам. Так, в силу ст. 257 ГК РФ имущество крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе и земельный участок, принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное.

Данная ст. носит диспозитивный характер, и не исключается, что имущество крестьянского хозяйства, в т.ч. и земельный участок, может находиться в долевой собственности его членов в случаях, предусмотренных законом или договором между ними. Законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (ст. 15) было установлено обратное правило: имущество крестьянского хозяйства принадлежит его членам на правах общей долевой собственности и лишь при единогласном решении его членов оно может находиться в общей совместной собственности.

Вполне понятно, что в настоящее время действует положение, установленное новым ГК РФ. Следует также иметь в виду, что согласно действующему законодательству имущество, в том числе и земельные участки, может принадлежать на праве частной собственности как гражданам - физическим лицам, так и юр лицам (за исключением государственных и муниципальных). Следовательно, право собственности сельскохозяйственных товариществ, обществ, кооперативов также является частной собственностью со всеми вытекающими отсюда последствиями. Не случайно поэтому в проекте нового ЗК РФ, права граждан и юрлиц на земельные участки рассматриваются в одной главе (гл. ХI). Это не означает, что права граждан и юрлиц на земельные участки идентичны. Так, юрлицам не может принадлежать земельный участок на праве пожизненного наследуемого владения. Но, права собственности граждан и юрлиц, за исключением государственных и муниципальных, однотипны: и в 1, и во 2-м случае это право частной собственности, что нашло соответствующее закрепление в Конституции, ГК и ЗК.

^ 13. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут).

Сервитут- право ограниченного пользования чужим ЗУ, а лица имеющие такое право – обладатели сервитута.

Ст. 23. Право ограниченного пользования чужим ЗУ (сервитут)

1. Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

2. Публичный сервитут устанавливается законом или иным НПА РФ, НПА субъекта РФ, НПА ОМС в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия ЗУ.

Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

3. Могут устанавливаться публичные сервитуты для:

1) прохода или проезда через ЗУ;

2) использования ЗУ в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

3) размещения на ЗУ межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

4) проведения дренажных работ на ЗУ;

5) забора воды и водопоя;

6) прогона скота через ЗУ;

7) сенокоса или пастьбы скота на ЗУ в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям, обычаям, за исключением таких ЗУ в пределах земель лесного фонда;

8) использования ЗУ в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на ЗУ замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке;

9) временного пользования ЗУ в целях проведения изыскательских, исследовательских и др. работ;

10) свободного доступа к прибрежной полосе.

4. Сервитут м.б. срочным или постоянным.

5. Осуществление сервитута д.б. наименее обременительным для ЗУ, в отношении которого он установлен.

6. Собственник ЗУ, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено ФЗ.

7. В случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования ЗУ, собственник ЗУ, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в т.ч. путем выкупа, у него данного ЗУ с возмещением органом государственной власти или ОМС, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного ЗУ с возмещением убытков.

В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании ЗУ, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или ОМС, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.

8. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

9. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

^ 14. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

Ст. 20. Юрлица, за исключением государственных и муниципальных учреждений, казенных предприятиях, центров исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды ЗУ или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того - переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему.

Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юрлиц до введения в действие ЗК, сохраняется.

Граждане или юрлица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками. Граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок, при этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных ФЗ, не допускается. Субъект права постоянного (бессрочного) пользования ЗУ обладает такими правомочиями, как владение и пользование ЗУ, но он не вправе продать его, подарить, завещать или совершать иные распорядительные сделки по поводу него.

Ст. 268.ГК Основания приобретения права П(б)П ЗУ. Право П(б)П ЗУ, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется гражданам и юрлицам на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование. Право постоянного пользования ЗУ м.б. также приобретено собственником здания, сооружения и иного недвижимого имущества в случаях, предусмотренных п.1 ст. 271 ГК. В случае реорганизации юрлица принадлежащее ему право постоянного пользования ЗУ переходит в порядке правопреемства.
^ 15. Переход права на земельный участок при переходе права собственности на здания, строения, сооружение как основание возникновения права на земельный участок.

Ст. 35. 1. При переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом ЗУ, к др.лицу оно приобретает право на использование соответствующей части ЗУ, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

В случае перехода права собственности на здание, строение, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования ЗУ определяется с учетом долей в праве собственности на здание, строение, сооружение или сложившегося порядка пользования ЗУ.

2. Площадь части ЗУ, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с п. 3 ст. 33 ЗК.

3. Собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом ЗУ, имеет преимущественное право покупки или аренды ЗУ, которое осуществляется в порядке, установленном ГК для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные п.1 ст. 36 ЗК.

4. Отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на ЗУ и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с ЗУ, за исключением следующих случаев: 1) отчуждение части здания, строения, сооружения, которая не м.б. выделена в натуре вместе с частью ЗУ; 2) отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на ЗУ, изъятом из оборота в соответствии со ст. 27 ЗК.

Отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на ограниченном в обороте ЗУ и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с ЗУ, если ФЗ разрешено предоставлять такой ЗУ в собственность граждан и юрлиц. Не допускается отчуждение ЗУ без находящихся на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу. Отчуждение доли в праве собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на ЗУ, принадлежащем на праве собственности нескольким лицам, влечет за собой отчуждение доли в праве собственности на ЗУ, размер которой пропорционален доле в праве собственности на здание, строение, сооружение.

5. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, находящихся на чужом ЗУ, имеют преимущественное право покупки или аренды ЗУ в порядке, установленном настоящей ст., и в соответствии с п.2 ст.5, п.3 ст.15, п.1 ст.22 и п.4 и 5 ст. 28 ЗК. Президент РФ может установить перечень видов зданий, строений, сооружений, на которые это правило не распространяется.
^ 16. Порядок предоставления земельных участков для целей, связанных со строительством.

Ст. 30. 1. Предоставление ЗУ для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

2. Предоставление ЗУ для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со ст.38 ЗК.

3. Предоставление ЗУ для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в п.1 ст.20 ЗК, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.

4. Предоставление ЗУ для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) проведение работ по формированию ЗУ: подготовка проекта границ ЗУ и установление его границ на местности; определение разрешенного использования ЗУ; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении ЗУ без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении ЗУ без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

2) государственный кадастровый учет ЗУ в соответствии с правилами, предусмотренными ст.70 ЗК;

3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже ЗУ или продаже права на заключение договора аренды ЗУ или предоставление ЗУ в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юрлица, заинтересованных в предоставлении ЗУ. Передача ЗУ в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи ЗУ в случае, если имеется только одна заявка;

4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды ЗУ в результате предоставления ЗУ без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

5. Предоставление ЗУ для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) выбор ЗУ и принятие в порядке, установленном ст.31 ЗК, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

2) проведение работ по формированию ЗУ;

3) государственный кадастровый учет ЗУ в соответствии с правилами, предусмотренными ст70 ЗК;

4) принятие решения о предоставлении ЗУ для строительства в соответствии с правилами, установленными ст32 ЗК.

6. В случае, если ЗУ сформирован, но не закреплен за гражданином или юрлицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подп.3 и 4 п.4 наст. ст.

7. Решение исполнительного органа государственной власти или ОМС, предусматриваемых статьей 29 ЗК, о предоставлении ЗУ для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием:

1) государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении ЗУ в постоянное (бессрочное) пользование;

2) заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на ЗУ при предоставлении ЗУ в собственность;

3) заключения договора аренды ЗУ и государственной регистрации данного договора при передаче ЗУ в аренду.

8. Решение или выписка из него о предоставлении ЗУ для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в 7дн срок со дня его принятия.

9. Решение об отказе в предоставлении ЗУ для строительства м.б. обжаловано заявителем в суд.

10. В случае признания судом недействительным отказа в предоставлении ЗУ для строительства суд в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или ОМС, предусматриваемые ст. 29 ЗК, предоставить ЗУ с указанием срока и условий его предоставления.

11. Предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления ЗУ для нужд с/х производства или лесного хозяйства либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.

12. Иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юрлицам ЗУ для строительства могут предоставляться в порядке, установленном настоящей ст., в соответствии с п.2 ст.5, п.3 ст.15, п.1 ст.22 и п.4 и 5 ст.28 ЗК.
^ 17. Общая характеристика оснований прекращения прав на земельные участки.

Ст. 44. Основания прекращения права собственности на ЗУ

Право собственности на ЗУ прекращается при отчуждении собственником своего ЗУ другим лицам, отказе собственника от права собственности на ЗУ, в силу принудительного изъятия у собственника его ЗУ в порядке, установленном гражданским законодательством.
  1   2   3



Скачать файл (229.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации