Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Реферат - История риторики - файл 1.doc


Реферат - История риторики
скачать (157.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc158kb.16.12.2011 02:38скачать

содержание

1.doc

Содержание
Введение…………………………………………………………………….2

  1. Возникновение риторики. Античность…………………………………...3

  2. Становление риторики в период Средневековья……………………...…6

  3. Развитие риторики в период Ренессанса и Нового времени…………….9

  4. Риторика в XIX и XX веках………………………………………………10

  5. Особенности риторики в России Нового времени……………………...11

  6. Современная школьная риторика в России……………………………..12

Список литературы……………………………………...………………..13
Введение
Риторика (реторика) (др.-греч. ῥητωρική — «ораторское искусство» от ῥήτωρ — «оратор») — первоначально наука об ораторском искусстве, впоследствии иногда понималась шире, как теория прозы или теория аргументации вообще.

Своё начало европейская риторика получила во времена Древней Греции в школах софистов, главной задачей которых являлось чисто практическое обучение красноречию; поэтому их риторика заключала множество правил, которые относились собственно к стилистике и грамматике.

Крупнейшими теоретиками принято считать Аристотеля, Цицерона и Квинтилиана.


  1. ^ Возникновение риторики. Античность


Аристотель приписывал изобретение риторики Эмпедоклу, сочинение которого неизвестно нам даже по имени. Из текстов самого Аристотеля и из других источников известен тот факт, что первый трактат по риторике принадлежал ученику Эмпедокла Кораксу, политическому оратору и адвокату.

Он сформулировал следующее определение красноречия: «красноречие есть работница убеждения». Он первый попытался установить чёткое деление ораторской речи на части, такие как: вступление, предложение, изложение, доказательство или борьба, падение и заключение. Он же высказал положение, что главной целью оратора является не раскрытие истины, а чёткость и убедительность при помощи вероятного, для чего чрезвычайно полезны всякие софизмы.1

Труд Коракса не дошел до наших дней, но древние писатели сообщают нам примеры его софизмов, из которых особенной славой пользовался так называемый крокодилит. Ученик Коракса, Лисий, развивал ту же систему софистических доказательств и главным средством преподавания риторики считал заучивание образцовых речей судебных ораторов.

Из его школы вышел славившийся в своё время Горгий Леонтийский, который «открыл, что вероятное важнее истинного, и умел в своих речах малое представить великим, а великое малым, выдать старое за новое и новое признать старым, об одном и том же предмете высказывать противоречивые мнения». Метод преподавания у Горгия тоже состоял в изучении образцов; каждый его ученик должен был знать отрывки из произведений лучших ораторов, чтобы уметь дать ответ на чаще всего выставляемые возражения. Горгию принадлежал любопытный трактат «О приличном случаю», в котором идет речь о зависимости речи от предмета, от субъективных свойств оратора и аудитории, и дается наставление, как при помощи насмешки уничтожать серьёзные доводы и, наоборот, на насмешку отвечать с достоинством. Красивое говорение Горгий противопоставлял утверждению истины (правильной речи).

Он приложил много сил к созданию правил относительно фигур: метафор, аллитерации, параллелизма частей фразы. Из школы Горгия вышли многие знаменитые риторы, такие как: Ликимний, Эвен, Пол Агригентский, Фрасимах, Феодор Византийский. К тому же стилистическому направлению риторики принадлежали софисты Протагор и Продик и знаменитый оратор Исократ, который разработал учение о периоде.

Направление этой школы можно назвать практическим, хотя оно и подготовило богатый психологический материал для выработки общих теоретических положений об ораторском искусстве и этим облегчило задачу Аристотелю, который даёт в своей знаменитой «Риторике» научное обоснование прежним догматическим правилам, пользуясь при этом чисто эмпирическими приёмами.

В Греции IIIII веков до н. э. происходит систематизация риторики. Классическую риторику принято делить на 5 частей:

  1. Нахождение (инвенция) — систематизация содержания речей и используемых в них доказательств.

  2. Расположение (диспозиция) — деление речи на вступление, изложение, разработку (доказательства своего взгляда и опровержение противного) и заключение.

  3. Словесное выражение (элокуция) — учение об отборе слов, о сочетании слов, о тропах и риторических фигурах, с помощью чего формируется стиль речи.

  4. Запоминание (мемория).

  5. Произнесение (акцио). 2

В состав учения о словесном выражении входило и учение о трёх стилях, которы в зависимости от использования стилистических средств делились на: простой (низкий), средний и высокий стиле речи. Эта теория сохраняла своё значение в Средние века и в эпоху Ренессанса.

После исчезновения демократии античная риторика ориентировалась главным образом на два типа речей: на судебные и парадные речи. Соответственно двум этим целям (утилитарной и эстетической) формируются два направления в теории стиля: аттицизм (аттикизм, аттическое направление), который заботился в своем большинстве о точности выражения, и азианизм (азианство, азиатское направление), ставивший целью занимательность изложения и выработавший особый высокий стиль, который основывался на контрастах, изобилующий сравнениями и метафорами.

В Древний Рим риторика проникает в I веке до н. э. Оригинальностью римская риторика никогда не отличалась. Цицерону принадлежит немалое число трактатов об ораторском искусстве (например, «Брут», «Оратор»). Наиболее полное выражение римская риторика получила в работе Квинтилиана.

В римской риторике продолжался спор об азианизме и аттицизме. Первым последователем азианизма направления был Гортензий, а впоследствии к нему примкнул Цицерон, который высказывался в некоторых сочинениях и в пользу аттицизма. Наиболее изящным представителем аттицизма в римской литературе можно считать Юлия Цезаря.

Разработка материала в римской риторике подчинялась особой конечной цели, убеждению, в котором различались три аспекта — docere («учить», «сообщать»), movere («побуждать», «возбуждать страсти»), delectare («развлекать», «доставлять наслаждение»). Каждый из них был неразрывно связан с остальными, но, смотря по обстоятельствам, мог занимать господствующее положение. Было унаследовано и учение о разработке пяти этапов речи.

  1. ^ Становление риторики в период Средневековья


В эпоху борьбы христианства с античным язычеством была создана наука о христианском ораторском искусстве, которое достигло блистательного развития в IV и V веках н. э. Выдающимся представителем этого ораторского искусства принято считать Иоанна Златоуста. В теоретическом смысле средневековая риторика почти ничего не прибавляет к античным разработкам, придерживается правил Аристотеля и поздних теоретиков (на Западе — Цицерона) и лишь перерабатывает их в расчёте преимущественно на сочинение писем (посланий) и проповедей. Повсеместно происходит ужесточение требований к соблюдению этих правил.

Уже к IV веку сфера действия риторических норм совпала с самим понятием литературы: в латинской литературе средних веков риторика заменяет поэтику, прочно забытую средневековой традицией. Теоретики задавались вопросом: ограничен ли материал, о ко­тором может идти речь в литературном тексте? На сей счет выска­зывались самые разные мнения. В целом победила максималистская тенденция: в компетенцию риторики по крайней мере до XIII века входил любой материал. Следуя этому искусству, автор, прежде чем создавать произведение, должен был составить себе ясное и рациональное представление (intellectio) о предпола­гаемом материале. В средневековой риторике сохранялось учение об убеждении как об основной задаче и о трёх задачах («учить, побуждать, развлекать» лат. docere, movere, delectare).

Создание произведения, в свою очередь, подразделялось на три части или ступени (три главных элемента из пяти в античном списке).

  • Инвенция (лат. inventio), есть собственно нахождение идей как творческий процесс. Она извлекает из предмета весь его идейный потенциал. Она предполагает наличие у автора соответствующего таланта, но сама по себе является чисто техническим приемом. Её законы определяют отношение писателя к своему ма­териалу; они подразумевают, что всякий объект, всякая мысль мо­жет быть ясно выражена в слове, и исключают все невыразимое, как и чистую импрессионистичность формы. В своем главном аспекте, называвшемся «амплификация», она описывает способы переходить от имплицитного к эксплицитному. Вначале амплификация пони­малась как качественный сдвиг, но в средневековой теории и прак­тике она обычно обозначала количественное расширение; обычно так назывались разнообразные приемы варьирования: наиболее раз­работанный из них, описание, не раз подвергавшийся коди­фикации и занимавший центральное место в латинской литературной эстетике, в XIII веке без каких-либо изменений перешёл в жанр романа, сделавшись одной из главных его черт.

  • Диспозиция, предписывала порядок расположения частей. Здесь общие тенденции системы обозначались с трудом. Средневековая риторика никогда всерьез не занималась проблемой органичного сочетания частей. Она ограничивается несколькими эмпирическими и самыми общими предписаниями, определяя ско­рее некий эстетический идеал, нежели способы его достижения. На практике от средневекового поэта требуется незаурядная твор­ческая мощь, чтобы преодолеть это препятствие и достичь гармонии и равновесия в длинном тексте. Зачастую он выходит из положения, выстраивая имеющиеся в наличии элементы в соответствии с опре­деленными числовыми пропорциями: такая практика не вписыва­ется в античную риторику, однако в глазах средневекового клирика её оправдывало существование числовых «искусств», особенно му­зыки.

  • Элокуция, облекает «идеи», найденные и эксплицированные посредством ин­венции и организованные посредством диспозиции, в языковую форму. Она служила чем-то вроде нормативной стилистики и под­разделялась на целый ряд частей; наиболее разработана из них та, что посвящена, украшению, украшенному слогу, то есть преимущест­венно теории риторических фигур.

Перенимая идеи античных наставников, создатели риторик XI—XIII веков сосредоточивают основное внимание на амплификации и на учении об украшенном слоге, в котором они видят самую суть письменного слова: их деятельность сводится главным образом к перечислению и упорядочению тех способов выражения, какие в своем первоздан­ном виде уже существуют в обыденном языке; они описывают их в функциональных понятиях, как код типов слога с высокой степенью вероятности.

В 1920—1950 гг. многие медиевисты, в том числе и Э. Р. Курциус, полагали, что риторическая модель применима ко всем областям словесности, и делали из этой гипотезы далеко идущие выводы. На деле риторика безраздельно господствовала в латинской лите­ратуре, а её влияние на поэзию на народном языке было длитель­ным, но весьма неравномерным.

В Византии приёмы риторики ближе всего подходят к азианизму, и в таком виде эта наука передаётся и Древней Руси, где художественные образцы её влияния аиболее заметны в произведениях митрополита Иллариона и Кирилла Туровского.3

^ III. Развитие риторики в период Ренессанса и Нового времени
В эпоху Возрождения и классицизма риторике было свойственно перерабатываться в теорию, которая применялась ко всякой художественной прозе.

Жёстко-нормативный характер утверждается за европейской риторикой особенно в Италии, где лучше всего находит себе применение теория трёх стилей. В истории итальянской риторики занимают видное место Бембо и Кастильоне. Законодательное направление особенно ярко выражается в деятельности академии della Crusca, задача которой состоит в охранении чистоты языка. В произведениях, например, Спероне Сперони заметно подражание приёмам Горгия в антитезах, ритмическом строении речи, подборе созвучий, а в творчестве флорентийца Даванцати заметно возрождение аттицизма.

Только в эпоху Возрождения заново становится известен Квинтилиан, чьё творчество было утрачено в Средние века.

Из Италии это направление передаётся во Францию и другие европейские страны. Создаётся новый классицизм в риторике, находящий самое лучшее выражение в «Рассуждении о красноречии» Фенелона. По теории Фенелона «всякая речь должна или доказывать, или живописать, или увлекать». Согласно с Цицероном, ораторское слово должно приближаться к поэтическому; не нужно нагромождать искусственные украшения. Надо во всём стараться подражать древним; главное – это ясность и соответствие речи чувству и мысли. Интересные данные для характеристики французской риторики можно найти в истории Французской академии и других учреждений, охранявших традиционные правила.4

Аналогично и развитие риторики в Англии и Германии в течение всего XVIII века.

    1. ^ Риторика в XIX и XX веках


В таком виде, как в период Возрождения, риторика оставалась частью гуманитарного образования во всех европейских странах вплоть до XIX века. Развитие политического и других видов красноречия и романтической литературы приводит к упразднению условных правил ораторского искусства. Традиционно наиболее значимой частью является учение о словесном выражении. Произошло растворение в стилистике как части теории литературы, а остальные разделы потеряли практическое значение. Именно тогда слово «риторика» приобрело одиозный оттенок напыщенного пустословия.5

Слово риторика применялось для вновь создаваемых дисциплин — теории прозы (преимущественно художественной прозы — XIX век, немецкая филология), стилистики (XX век, французская филология), теории аргументации (XX век, бельгийский философ Х. Перельман).


    1. ^ Особенности риторики в России Нового времени


В России, в допетровский период развития литературы, риторика могла иметь применение лишь в области духовного красноречия, и число её памятников совершенно ничтожно: мы имеем некоторые стилистические замечания в «Изборнике» Святослава, трактат XVI века: «Речь тонкословия греческого» и «Науку о сложении проповедей» Иоанникия Голятовского.

Систематическое преподавание риторики начинается в юго-западных духовных школах с XVII века, причём учебники являются всегда латинскими, так что оригинальной обработки в них искать не приходится. Первым серьёзным русским трудом является Краткое руководство к красноречию Ломоносова («Риторика» Ломоносова, 1748), составленная на основании классических авторов и западноевропейских руководств и дающая в подтверждение общих положений ряд примеров на русском языке — примеров, извлеченных частью из сочинений новых европейских писателей. Ломоносов же, в своём «Рассуждении о пользе книг церковных», применяет к русскому языку западную теорию трёх стилей. Ввиду того, что область красноречия в России ограничивалась почти исключительно церковной проповедью, риторика здесь почти всегда совпадала с гомилетикой. По светской риторике в России было создано очень мало работ, да и те не отличались самостоятельностью, как, например, руководства Н. Ф. Кошанского.

Научная разработка риторики в том смысле, как она понимается на Западе, в России не развивалась, по крайней мере, до XX века.6
^

VI. Современная школьная риторика в России


В современной России риторика является учебным предметом в школе. В частности, концепция школьной риторики как учебного предмета реализована в учебных пособиях для 1-11 классов Т. А. Ладыженской. Основная цель школьной риторики — обучение успешному общению. В содержание школьной риторики включаются:

  • понятийная основа (коммуникативная ситуация, виды общения, речевые жанры, их структурные и стилевые особенности и т. д.)

  • инструментальные знания о способах деятельности (типа инструкций, практических рекомендаций и т. д.);

  • умения общаться (анализировать и оценивать общение, реализовывать речевой жанр в соответствии с ситуацией общения, в том числе с коммуникативной задачей, характеристиками адресата и т. д.);

  • нравственно-риторические идеи (ответственность за произнесенное слово, важность владения словом в современном мире и т. д.).



^ Список литературы


1 Аристотель. Риторика / Пер. Н. Платоновой // Античные риторики. М., 1978


2 Аверинцев С.С. Риторика как подход к обобщению действительности // Поэтика древнегреческой литературы. — М.: Наука, 1981


3 Пселл М. Обзор риторических идей. // Античность и Византия: Сб. ст. — М., 1975


4 Гаспаров М.П. Риторика. Большая Советская энциклопедия


5 Гаспаров М.П. Риторика. Большая Советская энциклопедия


6 Панов М. И. Введение в риторику. М.: Российский открытый университет, 1995







Скачать файл (157.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации