Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекция - прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции - файл 1.doc


Лекция - прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции
скачать (354.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc355kb.16.12.2011 02:48скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...



Автор-составитель:

к.ю.н., доцент К.А. Улизко
ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ

В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
Хабаровск 2011


Содержание

1 Законодательство о противодействии коррупции в сфере

государственной гражданской и муниципальной службы …………………….2

2. Вопросы законодательного урегулирования проведения

проверки прокурором исполнения законодательства

о противодействии коррупции в сфере государственной

и муниципальной службы ………………………………………………………..9

3. Типичные правонарушения коррупционной направленности,

выявляемые прокурорами в сфере государственной

и муниципальной службы ……………………………………………………..17

4. Меры прокурорского реагирования на нарушения

законодательства о противодействии коррупции

в сфере государственной и муниципальной службы …………………………27

5. Организация проведения проверок законодательства

о государственной гражданской и муниципальной службе …………………31

Список литературы ……………………………………………………………..36
^ ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
В соответствии с ФЗ № 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции» под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими или юридическими лицами;
^ 1. Законодательство о противодействии коррупции в сфере государственной

гражданской и муниципальной службы
Система законодательства о противодействии коррупции включает в себя достаточно многообразную правовую базу, основой которой выступают нормы международного права.

С 2006 года Российская Федерация является участницей Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г.) Основные цели Конвенции заключаются в следующем:

а) содействие принятию и укрепление мер, направленных на более эффективное и действенное предупреждение коррупции и борьбу с ней;

б) поощрение, облегчение и поддержка международного сотрудничества и технической помощи в предупреждении коррупции и борьбе с ней, в том числе принятии мер по возвращению активов;

в) поощрение честности и неподкупности, ответственности, а также надлежащего управления публичными делами и публичным имуществом.

В Конвенции отражаются суть и содержание политики и практики государств по предупреждению и противодействию коррупции, статус органов по предупреждению и противодействию коррупции. Конвенция устанавливает принципы государственно-служебных отношений, публичность отчетности деятельности государственных структур, говорит о создании условий для полноценной реализации мер по приостановлению финансовых операций (замораживание), по аресту и конфискации имущества, приобретенного коррупционным преступлением, а также определяет необходимость пресечения незаконного обогащения и др.

В 2007 году Российской Федерацией была ратифицирована Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию ETS № 173 (Страсбург, 27 января 1999 г.)

Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию дает перечень видов правонарушений, являющихся, по мнению международного сообщества, коррупционными. Например: Активный и пассивный подкуп национальных государственных должностных лиц; активный и пассивный подкуп в частном секторе1, использование служебного положения в корыстных целях, отмывание доходов от преступлений, связанных с коррупцией, определяет необходимость наличия в законодательстве государств ответственности юридических лиц, характеризует суть и содержание санкций и иных мер за коррупцию и др.

Между тем, стоит отметить, что статья 19 Конвенции о санкциях и мерах не в полной мере отражена в действующем Российском законодательстве. Пункт 3 данной статьи гласит, что государство должно принять такие законодательные и иные меры, которые закрепят конфискацию, изъятие доходов или имущества, стоимость которого эквивалентна таким доходам, полученным от уголовных преступлений, квалифицированных в качестве коррупционных. Уголовный кодекс РФ не определяет конфискацию как уголовное наказание, а трактует ее в качестве принудительного безвозмездного обращения имущества, полученного не законным путем, в собственность государства п. а ч. 1 ст. 1041 УК РФ. Перечень преступлений, предусматривающих конфискацию, Уголовный кодекс определяет не исчерпывающе, что не позволяет применять эту меру ко всем видам преступлений, связанным с незаконным приобретением имущества, либо имущественных выгод. Например ст.204 Коммерческий подкуп; ст. 289 Незаконное участие в предпринимательской деятельности, ст. 174, 1741 - Легализация (отмывание) денежных средств, приобретенных преступным путем, ст. 170 – Регистрация незаконных сделок с землей, и др.

В развитие данных международных документов Российская Федерация сформировала отечественное законодательство, установив основу правового регулирования противодействия коррупции и определяя приоритетные направления государственной политики в данной сфере.

В 2008 году был принят Федеральный закон от 25.12.2008 №273-Ф3 «О противодействии коррупции»2, а также внесены изменения в действующее законодательство федеральными законами от 25.12.2008 № 274-ФЗ3 и №280-ФЗ4 в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года. Данное законодательство фактически и создало правовую основу развития института противодействия коррупции в системе государственной и муниципальной службы.

Системный и научно-обоснованный подход к проблеме коррупции в Российской Федерации и противодействия ей обусловил необходимость выработки четкой государственной концепции. В этой связи Указом Президента РФ от 13.04.2010 № 460 была утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции и Национальный план противодействия коррупции в новой редакции5.

^ Национальная стратегия противодействия коррупции представляет собой основные направления государственной антикоррупционной политики на среднесрочную перспективу и этапы ее реализации. В стратегии предпринята попытка на системной основе отразить комплекс предпринимаемых мер по противодействию коррупции, обозначить их суть и содержание. В числе таких мер называются меры организационного характера, экономического, правового информационного и кадрового. Предполагается, что умелая практика интерпретации и реализации этих мер будет способствовать устранению коренных причин и условий коррупции в обществе.

Целью Национальной стратегии противодействия коррупции является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе, а основными задачами:

а) формирование законодательных и организационных основ противодействия коррупции;

б) организация исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции и создание условий, которые бы затрудняли возможность коррупционного поведения и обеспечивали снижение уровня коррупции;

в) обеспечение всеобщего исполнения норм антикоррупционного поведения, включая применение мер юридического принуждения (ответственности).

Стратегия отражает основные принципы противодействия коррупции, направления реализации (более 20 пунктов), а также механизм ее реализации. Положения Национальной стратегии конкретизируются как в актах Президента РФ и Правительства РФ и актах органов власти субъектов РФ и местного самоуправления, так и в Национальном плане противодействия коррупции.

^ Национальный план противодействия коррупции представляет собой инструмент реализации Национальной стратегии. Он закрепляет систематизированный перечень мероприятий антикоррупционного характера, определяет их исполнителей, определяет формы и средства их реализации, а также сроки. Содержание Национального плана обновляется 1 раз в два года. В настоящее время действует Национальный план противодействия коррупции на 2010-2011 годы, который содержит в себе ряд организационных мер на соответствующий период. К таким мерам относится:

- развитие нормативной правовой базы федерального уровня, уровня субъектов РФ и местного самоуправления;

- организация работы подразделений кадровых служб федеральных органов исполнительной власти по профилактике коррупционных правонарушений;

- совершенствование деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению лиц, замещающих должности государственной службы всех видов, и урегулированию конфликта интересов, а также нормативно-правовое совершенствование деятельности данных комиссий;

- проведение социологических исследований уровня коррупции и эффективности антикоррупционных мер;

- обучение федеральных государственных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции.

Таким образом, Национальная стратегия противодействия коррупции и Национальный план представляют собой динамичную, постоянно развивающуюся и совершенствующуюся, с течением времени, систему мер противодействия коррупции. Целесообразность построения именно такого принципа правового регулирования механизма противодействия коррупции продиктована рекомендациями Группы государств против коррупции (ГРЕКО).

В настоящее время законодательство Российской Федерации ориентировано на следующие направления, противодействия коррупции:

- установление и обеспечение исполнения запретов и ограничений по государственной и муниципальной службе, а также порядка и условий прохождения службы;

- установление и обеспечение исполнения мер по предупреждению коррупционных проявлений путем развития институтов гражданского общества и взаимодействия с ними;

- минимизация административных барьеров в частном секторе (ограничение госконтроля, совершенствование механизма госзакупок, упрощение лицензионно-разрешительного производства);

- установление антикоррупционных требований в сфере нормотворчества, антикоррупционная экспертиза нормативных актов;

- обеспечение доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитие информационной сферы и информатизации.
Механизм противодействия коррупции в системе государственной и муниципальной службы, в части установления запретов и ограничений, порядка и условий прохождения службы, детально отражает Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»6 и Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»7. Основным институтом правового регулирования муниципальной службы выступают нормы, устанавливающие правовой статус муниципального служащего. Среди них базовыми являются Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»8 и Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»9.

В развитие положений законодательства о государственной и муниципальной службе на сегодня принято и действует достаточно большой массив подзаконных нормативных правовых актов. Среди них можно назвать Указ Президента РФ от 18.05.2009 N 557 "Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей"10; Указ Президента РФ от 18 мая 2009 г. N 559 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" (вместе с соответствующим положением)11; Указ Президента РФ от 21 сентября 2009 г. N 1065 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению" (вместе с соответствующим положением)12; Указ Президента РФ от 01.07.2010 N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов"13. Принципы служебного поведения урегулированы Указом Президента РФ от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»14. В отношении государственных служащих, замещающих должности Российской Федерации и руководящие должности в государственных корпорациях, фондах и иных организация действуют Указы Президента РФ от 21.09.2009 № 1066 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации»; от 18.05.2009 № 561 «Об утверждении порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, федеральных государственных служащих и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования»; от 18.05.2009 №560 «О представлении гражданами, претендующими на замещение руководящих должностей в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, лицами, замещающими руководящие должности в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»; от 18.05.2009 №558 «О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»; от 25.02.2011 № 233 «О некоторых вопросах организации деятельности президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции».

В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона он от 25.12.2008 №273-Ф3 органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий. В свою очередь, правовое регулирование государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации (ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»).

Регулирование отношений, связанных с гражданской службой субъектов Российской Федерации, помимо нормативных правовых актов федерального уровня осуществляется конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (п. 8 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

На сегодня нормативные правовые акты соответствующего содержания приняты и действуют во всех субъектах Российской Федерации и органах местного самоуправления. Федеральный закон от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе» определяет целый комплекс полномочий субъекта РФ в сфере государственной гражданской службы субъекта РФ. Например, это учреждение должностей государственной службы, присвоение классных чинов, установление квалификационных требований, размеров должностных окладов, различных дополнительных государственных гарантий, организация повышения квалификации служащих и др.

Органам прокуратуры следует особо обращать внимание на эффективность формирования правовых основ борьбы с коррупцией в сфере муниципальной и государственной службы в субъектах Российской Федерации, а также осуществлять надзор за законностью нормативных правовых актов в этой сфере.

Правовые акты Генеральной прокуратуры РФ в сфере противодействия коррупции условно подразделяются на акты организационно-распорядительного характера; акты устанавливающие правовые основы реализации полномочий; узко специализированные правовые акты, определяющие порядок осуществления надзора в определенных сферах; правовые акты, регулирующие вопросы прохождения государственной службы в органах прокуратуры .

К первому виду правовых актов можно, например, отнести приказы Генерального прокурора РФ от 17.12.2007 № 200 «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации»; от 02.06.2010 №233 «Об утверждении и введении в действие Статистического отчета «О работе прокурора» по форме П и Инструкции по составлению статистической отчетности о работе прокурора по форме П», от 07.09.2008 № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» и др.

Второй вид правовых актов это приказы Генпрокуратуры РФ от 15.05.2010 N 208 "Об организации исполнения Национального плана противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы", приказ Генпрокуратуры РФ от 15.05.2010 N 209 "Об усилении прокурорского надзора в свете реализации национальной стратегии противодействия коррупции"; от 26.09.2007 № 149 «Об объявлении Соглашения о сотрудничестве Генеральных прокуратур (прокуратур) государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с коррупцией»; от 11.02.2008 № 23 «Об утверждении и введении в действие статистического отчета «Сведения о работе прокурора по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции и о результатах расследования уголовных дел коррупционной направленности» и др.

К третьему виду правовых актов можно отнести приказы Генерального прокурора Российской Федерации от 26.06.1997 № 34 «Об организации работы органов прокуратуры по борьбе с преступностью»; от 10.09.2007 № 140 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия»; от 20.11.2007 № 185 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства», от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», от 31.03.2008 № 53 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности», от 10.09.2008 № 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению», от 24.11.2008 № 243 «Об участии органов прокуратуры в законопроектной работе законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормотворческой деятельности органов местного самоуправления», от 28.12.2009 № 400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов», указания Генерального прокурора РФ от 13.08.2009 № 260/7 «Об усилении прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов малого и среднего предпринимательства, устранением административных барьеров предпринимательской деятельности, исполнением законов органами исполнительной власти, обладающими контрольно-надзорными полномочиями и реализующими разрешительные процедуры». К этой группе следует отнести Методические рекомендации по оценке коррупциогенности проектов нормативных правовых актов и выявлению коррупционных проявлений при осуществлении прокурорского надзора за соблюдением законодательства государственными и муниципальными служащими, органами управления и руководителями коммерческих и иных организаций, направленными письмом заместителя Генерального прокурора РФ С.Г. Кехлеровым от 24.10.2007 № Исуб-22-75758 прокурорам субъектов Российской Федерации, устанавливаются типичные коррупциогенные факторы и дается их характеристика и др.

Четвертый вид правовых актов составляют: приказы Генерального прокурора Российской Федерации от 17.03.2010 № 114 «Об утверждении и введении в действие Кодекса этики прокурорского работника РФ и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры РФ», от 25.03.2010 № 126 «Об утверждении Положения о порядке представления в органах и учреждениях прокуратуры РФ сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», от 10.09.2010 № 344 «О комиссиях органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов», от 06.05.2009 № 142 «О порядке уведомления прокурорскими работниками и федеральными государственными гражданскими служащими руководителей органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации о фактах обращения к ним в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений и организации проверок поступающих уведомлений», от 03.05.2011 № 117 «О передаче в доверительное управление принадлежащих прокурорским работникам и федеральным государственным гражданским служащим органов и учреждений прокуратуры ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных капиталах организаций)». Данные документы приняты в развитие положений федеральных законов от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», от 25.12.2008 №273-Ф3 «О противодействии коррупции» и являются общекриминологическими мерами противодействия коррупции в системе государственной службы органов прокуратуры.
2. Вопросы законодательного урегулирования проведения проверки прокурором исполнения законодательства о противодействии коррупции в сфере государственной и муниципальной службы
В рамках прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в сфере государственной и муниципальной службы осуществляется проверка законности действий и решений органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц. Приоритетными направлениями проверки является информация:

- о проведении конкурсов на занятие вакантных должностей государственной (муниципальной) службы;

- о приеме на службу и назначении на должности, а также о перемещении по службе;

- о проведении проверок достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, иных представляемых в соответствии с законом сведений;

- о проведении служебных проверок (в том числе проверки информации о коррупционных нарушениях);

- о применении дисциплинарных взысканий;

- об освобождении от занимаемой должности, увольнении с государственной (муниципальной) службы.

Основным источником данной информации выступают акты управления и нормативные правовые акты, издаваемые органами государственной власти и местного самоуправления. В связи с этим прокурорский надзор должен включать в себя проверку законности издаваемых государственными и муниципальными органами правовых актов, их соответствия законодательству о противодействии коррупции.

В частности, проверке подлежат приказы и распоряжения об образовании комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских (муниципальных) служащих и урегулированию конфликтов интересов; об образовании конкурсных комиссий; об образовании комиссий по служебным спорам; об объявлении конкурсов на замещение вакантных должностей; об утверждении должностных регламентов (должностных инструкций) государственных (муниципальных) служащих; о порядке проведения служебных проверок, проверок сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверок соблюдения государственными служащими требований к служебному поведению.

Кроме того, проверяются акты индивидуально-правового характера, а именно: о принятии на государственную (муниципальную) службу; о назначении на должность государственной (муниципальной) службы; об освобождении от замещаемой должности государственной (муниципальной) службы и увольнении с государственной (муниципальной) службы; о применении дисциплинарных взысканий.

Также изучаются решения и материалы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских (муниципальных) служащих и урегулированию конфликтов интересов, конкурсных комиссий, комиссий по служебным спорам; личные дела государственных (муниципальных) служащих, материалы служебных проверок, проверок сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверок соблюдения требований к служебному поведению государственных служащих (соблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими нормативными правовыми актами), а также иные материалы государственных и муниципальных органов.

^ Выяснению подлежат:

полнота и достоверность сведений, представляемых государственным (муниципальным) служащим в соответствии с законодательством в кадровую службу государственного (муниципального) органа, об образовании, о стаже работы (службы), дееспособности, наличии судимости, состоянии здоровья, родственных отношениях с государственными (муниципальными) служащими этого же органа, о гражданстве другого государства, предпринимательской деятельности, об участии в деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

соблюдение квалификационных требований и конкурсных процедур при приеме на государственную (муниципальную) службу, при замещении должностей государственной (муниципальной) службы;

исполнение обязанностей государственных и муниципальных служащих, установленных ст. 8, 9, 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ, ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ и ст. 12 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ;

соблюдение ограничений на государственной и муниципальной службе, установленных соответственно ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ и ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ;

соблюдение запретов на государственной и муниципальной службе, установленных соответственно ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ и ст. 14 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ;

соблюдение требований к служебному поведению государственных служащих, установленных ст. 18 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ и Указом Президента Российской Федерации от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих», другими нормативными правовыми актами;

соблюдение требований законодательства к формированию комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских (муниципальных) служащих и урегулированию конфликтов интересов, конкурсных комиссий, комиссий по служебным спорам;

законность принимаемых представителем нанимателя (руководителем органа), указанными комиссиями, кадровыми службами решений, в том числе применение дисциплинарных взысканий;

реализация профилактических антикоррупционных мер, предусмотренных п. 5 ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ .

При изучении личных дел государственных и муниципальных служащих следует проверять наличие в них иных представляемых в соответствии с законом сведений. В частности, личные дела государственных и муниципальных служащих должны содержать документы, подтверждающие соответствие государственного или муниципального служащего квалификационным требованиям, установленным федеральными законами, в частности, в отношении стажа работы (службы) и образования.

Особое внимание следует уделять организации в органах государственной власти и местного самоуправления проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего (претендента на должность государственной или муниципальной службы), его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Следует учитывать, что при непредставлении указанных сведений или представлении заведомо ложных сведений гражданин не может быть принят на государственную (муниципальную) службу, а государственный (муниципальный) служащий по этим основаниям освобождается от должности и увольняется с государственной (муниципальной) службы. Исключением является наличие выписки из протокола заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов об объективной невозможности предоставить соответствующие сведения на своего супруга (супругу) и несовершеннолетних детей.

Проверка в установленном порядке представляемых гражданином или государственным (муниципальным) служащим сведений о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера - обязанность руководителя государственного (муниципального) органа. Однако проверка таких сведений возможна только при наличии письменной информации о недостоверности данных в справке служащего. Источники такой информации исчерпывающе определены Указом Президента РФ от 21.09.2009 № 1065.

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера - это юридически значимый документ, в котором государственный (муниципальный) служащий под свою ответственность указывает величину дохода, полученного в период с 1 января по 31 декабря отчетного года, в том числе дохода, полученного в натуральной форме, дохода от иной оплачиваемой деятельности, а также об основаниях приобретения имущества, видах собственности, обязательствах имущественного характера (заем, кредит и др.).

Следует учитывать, что согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ и п. 3 ст. 19 Федерального закона от 25.12.2008 № 280-ФЗ) с 2010 г. сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются гражданами, замещающими (претендующими на замещение) должности государственной и муниципальной службы, включенные в соответствующий перечень должностей. Для федеральной государственной службы такой Перечень должностей утвержден Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557 «Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей». Для государственных служащих субъекта РФ и муниципальных служащих такой перечень принимается лицом, возглавляющим субъект РФ или муниципальное образование.

При проведении прокурорских проверок необходимо обратить особое внимание на исполнение п. 2 Указа Президента РФ от 18.05.2009 № 557, которым руководителям федеральных государственных органов дано поручение утвердить в соответствии с разд. III Перечня должностей, утвержденного данным Указом, перечни конкретных должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также аналогичные сведения в отношении своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Раздел III Перечня должностей, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557, содержит должности федеральной государственной гражданской службы, военной службы и федеральной государственной службы иных видов, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает: 1) осуществление постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций; 2) предоставление государственных услуг гражданам и организациям; 3) осуществление контрольных и надзорных мероприятии; 4) подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределение ограниченного ресурса (квоты, частоты, участки недр и др.); 5) управление государственным имуществом; 6) осуществление государственных закупок либо выдачу лицензий и разрешений; 7) хранение и распределение материально-технических ресурсов.

Необходимо проверять наличие таких перечней в государственных органах субъекта РФ и органах местного самоуправления, а также обоснованность невключения в перечни должностей, должностные обязанности по которым отвечают перечисленным признакам. Здесь стоит отметить, что Указ Президента РФ от 18.05.2009, № 557 в отношении принятия перечня данных должностей, для субъектов РФ и органов местного самоуправления носит рекомендательный характер, а не обязывающий, что на практике приводит к непринятию соответствующего перечня. Особенно это касается местного самоуправления.

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются государственным и муниципальным служащим не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, в кадровую службу государственного органа (органа МСУ) в виде справок и в порядке, устанавливаемом руководителем соответствующего органа. Формы справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей утверждены Указом Президента РФ от 18.05.2009 №559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера». Аналогичного содержания нормы приняты в субъектах РФ и в системе органов местного самоуправления.

В соответствии с данными нормами служащий, должность которого включена в соответствующий перечень должностей, ежегодно представляет:

  1. сведения о своих доходах, полученных за отчетный период от всех источников (включая денежное содержание, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода;

  2. сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера на конец календарного года.

В случае необходимости государственный (муниципальный) служащий представляет представителю нанимателя или уполномоченному им лицу документы, подтверждающие получение того или иного вида дохода.

Для доходов и обязательств имущественного характера, выраженных в иностранной валюте, производится пересчет сумм в рублях по курсу Центрального банка РФ на отчетную дату.

Порядок и форма представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации определяются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ). Муниципальными служащими указанные сведения представляются в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ).

При этом органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 559 при разработке и утверждении положений о представлении гражданами, замещающими (претендующими на замещение) должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 559 устанавливается требование о размещении представленных государственным служащим сведений на официальном сайте соответствующего федерального государственного органа (а в случае отсутствия этих сведений на официальном сайте - представления общероссийским средствам массовой информации для опубликования по их запросам), соблюдение которого также подлежит изучению в рамках прокурорской проверки. Порядок размещения и предоставления для опубликования сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей утвержден Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 561 «Об утверждении порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, федеральных государственных служащих и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования».

В ходе прокурорских проверок подлежит выяснению вопрос о проведении кадровой службой проверки полноты и достоверности представленных гражданами, замещающими (претендующими на замещение) должности государственной и муниципальной службы, других предусмотренных законом сведений.

В частности, при приеме на государственную (муниципальную) службу кадровыми службами должны приниматься меры к установлению в отношении кандидата возможного наличия решения суда о признании недееспособным или ограниченно дееспособным; не снятой или не погашенной судимости; заболевания, препятствующего прохождению службы; близкого родства или свойства с государственным или муниципальным служащим, если это связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; гражданства другого государства; участия на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией; осуществления предпринимательской деятельности; вхождения в состав органов управления, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций; занятия оплачиваемой деятельностью, которая может повлечь конфликт интересов в случае принятия на службу либо финансируемой за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций; владения приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций).

Порядок проверки регламентирован Указом Президента РФ от 21.09.2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению», который предусматрел создание в федеральных государственных органах подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений (либо определение должностных лиц кадровых служб, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) с возложением на них целого ряда обязанностей. Исполнение данных обязанностей является объектом прокурорской проверки. К таковым относятся:

обеспечение соблюдения государственными (муниципальными) служащими (далее служащими) ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами;

принятие мер по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов на государственной службе;

обеспечение деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликта интересов;

оказание служащим консультативной помощи по вопросам, связанным с применением на практике требований законодательства о противодействии коррупции;

обеспечение реализации служащими обязанности уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры Российской Федерации, иные государственные органы обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений;

организация правового просвещения служащих;

проведение служебных проверок;

обеспечение проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной службы, и собственно государственными служащими, а также других установленных законом представляемых сведений;

проверки соблюдения служащими требований к служебному поведению, а также проверки соблюдения гражданами, замещавшими должности государственной службы, ограничений в случае заключения ими трудового договора после ухода со службы;

взаимодействие с правоохранительными органами в установленной сфере деятельности и др.

Проверка достоверности и полноты сведений отраженных в справке, осуществляется по решению руководителя федерального государственного органа или территориального органа федерального государственного органа либо должностного лица, которому такие полномочия предоставлены. Соответственно в субъектах РФ такое решение принимает руководитель исполнительного органа власти субъекта РФ (руководитель органа исполнительной власти в системе местного самоуправления). При этом решение принимается отдельно в отношении каждого гражданина или государственного (муниципального) служащего и оформляется в письменной форме.

Основанием для проверки является письменно оформленная информация о представлении гражданином или государственным служащим недостоверных или неполных сведений либо о несоблюдении государственным служащим требований к служебному поведению. Данная информация может быть предоставлена: правоохранительными и налоговыми органами; постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями; Общественной палатой Российской Федерации. Информация анонимного характера не может служить основанием для проверки.

Проверка осуществляется в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проверки может быть продлен до 90 дней лицами, принявшими решение о ее проведении. Кадровые службы осуществляют проверку как самостоятельно, так и путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности, в соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». При этом обращение в правоохранительные органы, обладающие такими полномочиями, возможно только кадровыми службами центральных аппаратов федеральных государственных органов (руководителю органа государственной власти субъекта РФ), в том числе в интересах своих территориальных органов.

При осуществлении проверки должностные лица кадровых служб вправе проводить беседу с гражданином или государственным служащим; изучать представленные гражданином или государственным служащим дополнительные материалы; получать от гражданина или государственного служащего пояснения по представленным им материалам; направлять в установленном порядке запрос в органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы (кроме федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности), государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных государственных органов, органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения, организации и общественные объединения об имеющихся у них сведениях; наводить справки у физических лиц и получать от них информацию с их согласия.

Руководитель соответствующей кадровой службы обеспечивает уведомление в письменной форме государственного служащего о начале в отношении него проверки - в течение двух рабочих дней со дня получения соответствующего решения; проведение в случае обращения государственного служащего беседы с ним, в ходе которой он должен быть проинформирован о том, какие сведения и соблюдение каких требований к служебному поведению подлежат проверке - в течение семи рабочих дней со дня обращения государственного служащего, а при наличии уважительной причины - в срок, согласованный с государственным служащим.

По окончании проверки кадровая служба обязана ознакомить государственного служащего с результатами проверки с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне. Руководитель соответствующей кадровой службы представляет лицу, принявшему решение о проведении проверки, доклад о ее результатах. Лицо, принявшее решение о проведении проверки, информирует о ее результатах должностное лицо, уполномоченное назначать (представлять к назначению) гражданина на должность федеральной государственной службы или назначившее государственного служащего на должность федеральной государственной службы.

На период проведения проверки государственный служащий может быть отстранен от замещаемой должности федеральной государственной службы на срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Указанный срок может быть продлен до 90 дней лицом, принявшим решение о проведении проверки. На период отстранения государственного служащего денежное содержание по замещаемой им должности сохраняется.

При установлении в ходе проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков преступления или административного правонарушения, материалы об этом представляются в государственные органы в соответствии с их компетенцией.

При установлении в ходе проверки обстоятельств, свидетельствующих о несоблюдении государственным служащим требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов либо требований к служебному поведению, материалы проверки представляются в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Материалы проверки хранятся в кадровой службе в течение трех лет со дня ее окончания, после чего передаются в архив.
  1   2   3



Скачать файл (354.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации