Конспект для сдачи экзамена по курсу Финансы
скачать (229.5 kb.)
Доступные файлы (1):
1.doc | 230kb. | 16.12.2011 03:36 | ![]() |
содержание
- Смотрите также:
- Конспект для сдачи экзамена по Макроэкономике [ лекция ]
- Конспект для сдачи экзамена по курсу Экономика организации (предприятия) [ документ ]
- Конспект лекции для сдачи экзамена по Менеджменту [ документ ]
- Конспект лекций для экзамена по курсу Финансы предприятий [ документ ]
- Гинекология. Краткие лекции для сдачи экзамена [ лекция ]
- Конспект лекций для сдачи экзамена по курсу Политология (73 вопроса) [ документ ]
- Конспект лекций для сдачи экзамена по курсу Микроэкономика [ лекция ]
- Конспект лекций для сдачи экзамена по курсу Бухгалтерский учет и анализ экономической деятельности предприятия [ лекция ]
- Конспект для сдачи экзамена по курсу Основы менеджмента [ лекция ]
- Конспект для сдачи экзамена по курсу Экономика и управление предприятием [ документ ]
- Конспект лекций для сдачи экзамена по курсу Международная экономика [ лекция ]
- Конспект для сдачи экзамена по курсу История экономических учений [ лекция ]
1.doc
ФинансыКонспект лекций
Необходимость и сущность финансов.
Функции финансов.
Организация и управление финансовой системы.
Финансовое планирование.
Предмет и содержание курса.
Первоочередные меры по стабилизации финансового положения государства.
Финансовая политика государства.
Объективные предпосылки и возможности использования финансов.
Обеспечение производственного процесса финансами.
Финансовые рынки. Инфраструктура и инстументарий.
Ценные бумаги.
Фондовая биржа.
Биржевой курс.
Финансовые рынки.
Сущность, функции и принципы организации финансов предприятия.
Финансовая служба предприятий.
Финансовые ресурсы предприятия.
Финансы и кругооборот основных ПФ.
Оборотные средства предприятия.
Доходы предприятий и их распределение.
Финансовое планирование.
Происхождение и необходимость денег.
Сущность и стоимость денег.
Функции денег.
Роль денег в процессе расширенного воспроизводства.
Сущность, необходимость и основные принципы организации безналичных расчетов.
Виды и формы безналичных расчетов.
Акцептная форма расчетов.
Расчеты с помощью платежных поручений.
Расчеты с применением чеков.
Расчеты по аккредитиву.
Расчеты, основанные на зачете взаимных требований.
Расчеты с использованием векселей.
Факторинговые операции.
Укрепление расчетной и платежной дисциплины.
Сущность и роль гос бюджета
Доходы гос бюджета
Расходы гос бюджета
Дефицит гос бюджета и управление им.
Бюджетная система государства(БС)
Бюджетные права законодательных и исполнительных органов власти
Бюджетный процесс
Бюджетное устройство страны
Сущность и значение госкредита
Форма госкредита и классификация займов
Управление госкредитом
^
1. Необходимость и сущность финансов.
2. Функции финансов.
3. Организация и управление финансовой системы.
4. Финансовое планирование.
5. Предмет и содержание курса.
6. Первоочередные меры по стабилизации финансового положения.
государства.
7. Финансовая политика государства.
1. Рыночная экономика - социально ориентированная хозяйственная система, которая дополняется государственным регулированием.
Финансы - инструмент экономики. Они являются неотъемлемой частью экономики, помогающей осуществить методы гос. регулирования путем формирования различных фондов денежных средств. Значение финансов в том, что с помощью различных фондов денежных средств формирование доходов на этапах распределения поддерживает определенные пропорции между производством и его потреблением.
Финансы, выражая реально существующие в обществе производственные отношения, имеющие объективный характер и специфическое общественное назначение, выступают в кач-ве экономической категории.
Отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, называются финансовыми.
Признаки финансов как экономической категории :
- денежный х-р фин отношений. Деньги являются обязательным условием существования финансов ( они всегда имеют ден. форму выражения ).
- распределительный х-р фин. отношений . Областью возникновения и функционир финансов является стадия воспроизводственного процесса, на котоой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведённом продукте.
- финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов. Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений.
Необходимость финансов состоит в потребности субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность .
Финансы - это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта ( ВОП )
2. Сущность любой экономической категории, в том числе и финансов, проявляется в ее функциях. Функции показывают какими методами реализуется сущность экономической категории ( финансов в нашем случае). Функции финансов - диалектически взаимосвязанные между собой стороны одной экономической категории
1) Распределительная функция позволяет с помощью финансовых отношений распределить созданный валовый национальный продукт (ВНП) между субъектами хозяйствования .
Назначением распределительной функции финансов является обеспечение субъектов хозяйствования. На первом этапе распределения ВНП образуются первичные доходы, на втором - вторичные, которые направляются в непроизводственную сферу, личное потребление. Т.е. первичное распределение доходов происходит в производственной сфере. Там, где товар не производится, нет первичного распределения доходов.
Субъектами распределительной функции являются государство, юридические и физические лица.
Благодаря распределительной функции финансы обслуживают воспроизводственный процесс в целом, активно влияя на все его стадии. С помощью этой функции соуществляется прежде всего возмещение стоимости потреблённых ср-в производства и образование доходов в различных формах, а также формируются фонды целевого назначения. На основании данной функции обеспечиваются также общегосударственные потребности, формируются ресурсы для содержания и развития непросферы, осуществляется внутриотраслевое, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение национального дохода и т.д. С ёё помощью предупреждаются возможнные диспропорции на отдельных участках хозяйственного строительства и обеспечивается необходимая маневренность в использовании ресурсов.
2) Контрольная функция вытекает из первой функции благодаря оценке величины фондов денежных средств и их предусмотренной направленности .Её основу составляет движение финансовых ресурсов. Инструментом реализации выступает финансовая информация. Степень и глубина реализации определяется состоянием финансовой дисциплины ( обязательного порядка ведения финансового хозяйства, соблюдение установленных норм и правил, выполнение финансовых обязательств.
3. Управление - это совокупность приёмов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определённого результата.
Совокупность различных форм и методов, регламентирующих различные сферы финансовых отношений, позволяющих образовывать централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, называется финансовой системой.
В управлении финансами выделяются объекты и субъекты управления. Совкупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом.
Функциональные эл--ты управления финансами:
1) Планирование (Основные задачи финансового планирования:
- определение объемов и источников финансовых ресурсов
- рациональное распределение
- стимулирование наиболее эффективного использования между производственной и непроизводственной сферой денежных средств
- концентрация денежных средств на приоритетных направлениях развития.);
2) Оперативное управление ( комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа финансовой ситуации с целью получения мксимального эффекта при минимуме затрат путём перераспределения финансовых ресурсов );
3) Контроль.
Финансовая система государства охватывает три основные сферы:
- гос. финансы
- страхование
- финансы предприятий
В состав гос. финансов включается: гос. бюджет (как основной финансовый план гоударства), система гос. кредита (займы, облигации, лотереи), внебюджетные гос. фонды, фонды соц. страхования, пенсионный фонд).
Общегосударственные фонды денежных средств позволяют аккумулировать и мобилизовать средства в гос. бюджет, в различные формы гос. кредита, во внебюджетные фонды.
Фонды денежных средств подразделяются на :
- централизованные
- децентрализованные.
К централизованным фондам относятся гос. бюджет, фонды гос. соц. страхования.
К децентрализованным фондам - фонды имущественного и личного страхования, сформулированные в добровольном порядке, а также фонды денежных средств различных отраслей н/х.
Система страхования включает в себя фонды имущественного и личного страхования, страхование ответственности, страхование риска.
Сфера финансов предприятий - финансы отраслей н/х и предприятий. Финансы отраслей: финансы министерств и ведомств, гос. предприятий, коммерческих структур и общественных фондов.
ВНП СРП












РИН







^






ПР НД
Финансовые рынки - совокупность финансовых институтов, направляющих денежные средства от собственников средств к заемщикам средств.
Инвестиции - вложения в основные фонды либо в оборотные фонды (производственные запасы, готовую продукцию ).
Прямое финансирование - направление денежных ресурсов непосредственно от собственника средств к заемщику.
Прямое финансирование - это:
1) капитальное финансирование, т.е. получение денежных средств на инвестиции путем представления пра ва инвестору на долевое участие в прибыли собственника. Это достигается приобретением инвестором обыкновенных акций заемщика;
2) финансирование путем займов, т.е. получение денежных средств на инвестиции в обмен на обязательство выплатить доходы в будущем. Это достигается путем приобретения облигаций заемщика.
Облигации - это сертификаты на выплату в течение определенного количества лет и с уплатой обусловленных процентов.
Косвенное финансирование - это перемещение сбережений от собственников средств инвесторам через финансовых посредников, т. е. финансовый рынок.
Сферы финансовых отношений регламентируются разчными формами и методами их достижения.
Управление финансами государства осуществляется на стратегическом уровне Верховным Советом, президентом, Кабинетом министров, на оперативном уровне - Министерством финансов.
Министерство финансов :
- осуществляет общее руководство республиканскими и местными финасовыми органами по исполнению государственного бюджета;
- составляет проекты государственного бюджета на утверждение Верховному Совету, различными актами регламентирует деятельность субъектов хозяйствования по финансовым вопросам, осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью субъектов хозйствования;
- вносит предложения в Верховныя Совет по вопросам регулирования финансовых отношений с иностранными государствами.
В состав Министерства финансов входят следующие управления: бюджетное, налоговое, управление по производственным отраслям, управление по отраслям непросферы, валютно- экономическое управление, управление бух. учета и отчетности.
На уровне местных органов власти формируются финансовые управления соответствующего уровня ( область, город, район, село).
Местные финансовые органы выполняют функции, аналогичные Министерству финансов и работают по принципу двойной подчиненности :
1) вышестоящему финансовому органу по всем вопросам финансовой политики и методологии;
2) местным органам государственного управления в части региональной финансовой политики.
Децентрализованные финансы исполняются, формируются финансовыми службами предприятий и отраслей н/х.
К функциям финансовых служб относятся:
1. формирование и исполнение финансовых планов фирмы ( баланс доходов и расходов )
2. контроль и исполнение кассовых операций
3. формирование кредитных планов и заключение договоров с финасовыми посредниками на представление заемных средств
4. контроль за расчетно-платежной дисциплиной на предприятии.
Структура финансового отдела:
1) заведующий кассой и кассиры
2) финансисты по планированию финансовых ресурсов
3) подразделения по расчетно-платежным операциям
4) группа сводного финансового планирования.
содержанием , выявить доходы и определить расходы н/х.
4. Под финансовым планированием понимают совокупность мероприятий по составлению 4 и выподнению планов формирования доходв и расходов. Финансовое планирование является чстью н/х планирования. Оно позволяет увязать показатели н/х плана с их денежным ение средств
Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а итоговым результатом - составление финансовых планов, начиная от сметы отдельного учреждения до сводного финансового баланса государства.
Основные задачи финансового планирования:
1) определение объемов и источников финансовых ресурсов
2) рациональное распределение
3) стимулирование наиболее эффективного использования между производственной и непроизводственной сферой денежных средств
4) концентрация денежных средств на приоритетных направлениях развития.
Расчёты плановых финансовых показателей базируются на использовании различных методов:
В систему финансовых планов входят:
баланс доходов и расходов предприятий и отраслей;
финансовые планы общественных организаций;
сметы бюджетных организаций;
бюджет соцстраха;
госбюджет;
сводный финансоывй план государства.
Все финансовые план составляся по принципу баланса, в котором доходы равны расходам.
6.
На современном этапе развития для стабилизации финансового положения применяется следующие меры:
преодоление острого платежного кризиса государства;
сокращение производственных инвестиций;
приватизация госимущества;
отмена дотаций убыточным предприятиям;
сокращение административно-управленческих расходов, перевод ряда бюджетных организаций на самофинансирование;
ликвидация денежных и кредитных эмиссий как мер покрытия бюджетного дефицита;
привлечение средств населения для инвестирования программ;
формирование рыночной инфраструктуры;
ввод новой денежной единицы.
7. Финансовая политика государства - это совокупность мероприятий по формированию и использованию финансовых ресурсов. Свое конкретное воплощение финансовая политика имеет в финансовом механизме государства.
Финансовый механизм - это совокупность форм и методов управления финансовой деятельностью гос-ва. Она включает в себя систему денежных расчетов, систему финансовых рычагов и стимулирования, финансовых норм, номативов, показателей, государственные банковские и финансовые резервы и финансовый контроль.
Финансовый механизм регламентируется в законах и нормативных актах.
Основными методами перехода к рынку являются:
максимальная свобода деятельности предприятий;
полная ответственность за результаты своей хоз. деятельности;
конкуренция товаропроизводителей;
свободное ценообразование;
отказ государства от вмешательства в хозяйственную деятельность субхектов хозяйствования;
распространение рыночных отношений на те сферы, где они могут дать наибольший эффект;
принцип открытой экономики, то есть предоставление предприятиям права выхода на внешнеэкономический рынок.
5. Финансы - это система экономических отношений по поводу распределения и перераспределения фондов денежных средств и контроль за их использованием.
Финансирование - это процесс использования ФДС в соответствии с разработанными бизнес-планами. В условиях рыночной экономики применяются следующие методы хозяйствования(финансирования):
1. Хозрасчет;
2. Коммерческий расчет;
3. Самофинансирование;
Хозрасчет подразумевает такую систему хозяйствования, при которой расходы производятся за счет полученных доходов и получается некоторая прибыль, то есть обеспечивается рентабельная работа фирмы.
Коммерческий расчет - система хозяйствования, которая подразумевает сравнение расходов и результатов производственной и хозяйственной деятельности с целью получения максимальной прибыли.
Самофинансирование - метод хозяйствования, при котором из выручки от реализации производятся все необходимые затраты и получается прибыль, достаточная для развития производства и образования фондов социальной защиты.
Кредит - совокупность денежных отношений по поводу аккумуляции временно свободных денежных средств с последующим предоставлением их на условиях возвратности, срочности и платности.
Кредитование - процесс предоставление временно свободных денежных средств.
Денежное обращение - совокупность экономических отношений по поводу олрганизации налично-денежного и безналичного оборота денег в государстве.
Предметом курса является изучение финансов, кредита и денежного обращения.
Содержание курса раскрывается в следующих задачах:
принципы формирования, организации и построения финасовой и кредитной системы;
изучение структуры и состава денежного обращения;
изучение принципов и организации системы расчетов;
изучение порядка финансирования и кредитования предприятий;
изучение системы международных расчетных кредитных и валютных операций;
изучение вопросов функционирования финансовых рынков.
ВНП СРП











ГЗ








ФР
^






ПР НД
ЧН - чистые налоги с учетом трансферных платежей;
ГЗ - государственные закупки.
Сумма ГЗ и трансферных платежей - это расходы государства.
Г - государство;
ЗГ - займ государства.
^
УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА
1. Объективные предпосылки и возможности использования финансов.
2. Обеспечение производственного процесса финансами.
3. Финансовые рынки. Инфраструктура и инстументарий.
4. Ценные бумаги.
5. Фондовая биржа.
6. Биржевой курс.
7. Финансовые рынки.
1. Распределительная функция финансов позволяет обеспечить формирование и мобилизацию ФДС на запланированные цели в процессе расширенного воспроизводства.
Качественная сторона влияния финансов - это влияние на процессы расширенного воспроизводства за счет более эффективных нормативов распределения ФДС.
Количественная сторона влияния финансов заключается в формировании и мобилизации финансовых ресурсов на цели расширенного воспроизводства.
2. Макроэкономическая модель финансовых потоков показывает роль финансов в процессе расширенного воспроизводства.
Контрольная функция финансов показывает действительное участие финансов(формирование, мобилизация, использование финансовых ресурсов) в процессе расширенного воспроизводства.
3. Рынки - это совокупность денежных отношений между товаропроизводителями и товаропотребителями, которые основаны на спросе и предложении.
Т


ПР - потребительский рынок РП
Р

Т

Р


ФБ - фондовая биржа ФР
В

ВБ - валютная биржа
Р



Р

Р

Предметом ТР является продажа средств производства.
ПР - предметы потребления.
РУ - индустрия услуг(коммунальные услуги, услуги связи).
ТБ - посредник, связывающий товаропроизводителей и товаропотребителей путем проведения аукционов.
РЦБ - совокупность экономических отношений, которая взаимосвязывает покупателей и продавцов по поводу приобретения доли собственности или долговых обязательствю
ФБ является посредником между покупателями и продавцами ценных бумаг путем так называемой котировки ценных бумаг.
ВР - рынок на котором производится торговля иностранной валютой.
ВБ увязывает интересы покупателей и продавцов валюты.
Инструментарий финансового рынка:
брокерские компании;
банковская система;
небанковские финансовые институты;
инвестиционые фонды и компании;
инновационные фонды.
финансовые компании;
финансово-промышленные группы(ФПГ);
трастовые компании;
страховые компании;
консалтинговые компании;
факторинговые и лизинговые компании;
холдинг-компании.
Брокерские компании - это посредники ведущие торги на бирже.
Небанковские финансовые институты(трастовые компании, фонды взаимопомощи, факторинговые и лизинговые компании) торгуют капиталом.
ФПГ - конгломерат, который включает и производство и сбыт, и реализацию. Финансова якомпания либо банк.
Факторинговые компании - это компании, оплачивающие чужие счета.
Лизинговые компании - это компании позволяющие передавать имущество в аренду.
Трастовые или доверительные компании действуют по поручению.
Консалтинг - компания советует за деньги как поступать.
Холдинг - принцип контроля или системы участия.
^ Основным видом ценных бумаг являются акции. Акции бывают двух видов:
- простые;
- привилегированные.
Все виды ценных бумаг могут быть именными и на предъявителя.
Простая акция - это документ, удостоверяющий право купившего акцию на участие в управлении фирмой, получение дивидендов, а в случае ликвидации фирмы - на часть ее имущества.
Привилегированная - это документ, удостоверяющий право купившего акцию на гарантированный доход в соответствии с условиями приобретения. Приоритет на получение дивидендов имеют собственники привилегированных акций.
Акции являются бессрочными документами.
Облигации являются ценными бумагами, которые удостоверяют долговое оязательство фирмы, которая ее выпустила, погасить долг в обусловленный срок под соответствующий процент дисконта.
Сберегательные сертификаты - это долговое обязательство банков выкупить эту ценную буиагу за обусловленные проценты.
ГКО - это государственные или муниципальные ценные бумаги, которые являются долговыми обязательствами организации, которая их выпустила, погасить этот долг в течение определенного времени за обусловленный процент. Гарантиями погашения являются различные виды собственности, принадлежащие организациям.
Вексель - коммерческое долговое обязательство, которое гарантируется товарной массой фирмы.
Вексель - это приказ банку оплатить долг. Вексель бывает простой и переводной. Переводным называется вексель, дающий право векселедержателю указать нового плательщика по данному векселю.
Приватизационные бумаги - это право каждого гражданиана государства на часть имущества государства, на землю, на фонды.
^ - посредник в торговле ценными бумагами. ФБ действует на основании закона "О ценных бумагах и ФБ". ФБ обслуживает так называемый вторичный оборот ценных бумаг или вторичный рынок. Продажа ценных бумаг владельцами является первичным рынком.
Цели ФБ:
мобилизация финансовых ресурсов путем приобретения ценных бумаг;
установление рыночной стоимости ценных бумаг;
обслуживание ерелива капитала от одного владеоьца к другому;
6. Биржевой курс - это курс, по которому продаются ценные бумаги.
Ажио - это продажа по курсу, который превышает номинальную стоимость.
Дизажио - это продажа по курсу, который ниже номинального курса.
Альпари - продажа по номинальной стоимости.
Цена ЦБ определяется по формуле:
Цена ЦБ = Нс * Д / Пб , где
Нс - номинальная стоимость;
Д - доход, который можно получить по ценной бумаге;
Пб - ставка рефинансирования банка(учетный процент НБУ).
Биржевые цены называются котировочными.
Котировка цены - установление уровня, по которому продаютсмя ценные бумаги. На котировку влияет ликвидность, спрос, предложение.
7. Финансовые риски - возможность убытков или получения прибыли по финансовым операциям.
Выделяют следующие финансовые риски:
убытки от невыполнения обусловленных графиков платежей;
убытки от стихийных бедствий;
банковские риски;
процентные риски;
курсовые риски.
Совокупность сбережений, налогов и расходов на импорт составлят утечку экономической системы.
Инвестиции, госзакупки, экспорт - это инъекции в экономику.
ВНП = СРП + Ин + ГЗ + (Э - И)
С + J + G + (X - M) , где
Ин + ГЗ + Э - инъекции в экономику (деньги, приходящие на рынок продуктов).
Сб + Чн + И - утечки из экономической системы ( чем они выше, тем меньшая сумма вкладывается в производственное потребление).
НД = СРП + Сб + Чн
Сумма утечек равна сумме инъекций в системе.
Сб + (И - Э) - поступления в финансовый рынок.
Ин + (Гз - Чн) - утечки из финансового рынка ( дефицит бюджета)
Э





ВНП СРП











ГЗ










^






ПР НД
З - заграница;
Э - экспорт(деньги);
И - импорт(деньги).
В случае чистого импорта (то есть превышения импорта над экспортом) идет ввоз капитала, а в случае чистого экспорта - вывоз капитала.
Э





^













РИН ГЗ



















^






^
ГН - государственные налоги;
ФО - финансовые обязательства.
ТЕМА 3 : ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ
1. Сущность, функции и принципы организации финансов предприятия.
2. Финансовая служба предприятий.
3. Финансовые ресурсы предприятия.
4. Финансы и кругооборот основных ПФ.
5. Оборотные средства предприятия.
6. Доходы предприятий и их распределение.
7. Финансовое планирование.
Скачать файл (229.5 kb.)