Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Мешкова Т.М., Психогенетика - файл Психогенетика_ Тема 11_ Интеллект и когнитивные характеристики_ Темперамент и личность.htm


Мешкова Т.М., Психогенетика
скачать (2684.4 kb.)

Доступные файлы (13):

Психогенетика_ Программа курса.htm100kb.27.09.2005 15:55скачать
Психогенетика_ Тема 10_ Элементарные психические функции_ Психофизиологические и двигательные функции.htm99kb.27.09.2005 15:58скачать
Психогенетика_ Тема 11_ Интеллект и когнитивные характеристики_ Темперамент и личность.htm107kb.27.09.2005 15:59скачать
Психогенетика_ Тема 12_ Психогенетические исследования нарушенного поведения.htm107kb.27.09.2005 15:59скачать
Психогенетика_ Тема 1_ Введение в предмет.htm160kb.27.09.2005 15:55скачать
Психогенетика_ Тема 2_ Признаки в популяциях.htm27kb.27.09.2005 15:56скачать
Психогенетика_ Тема 3_ Генетическая основа простых качественных признаков_ Материальный субстрат наследственности.htm104kb.27.09.2005 15:56скачать
Психогенетика_ Тема 4_ Генетические основы количественной изменчивости.htm142kb.27.09.2005 15:56скачать
Психогенетика_ Тема 5_ Фенотипическая структура популяции и математическое моделирование в психогенетике.htm67kb.27.09.2005 15:56скачать
Психогенетика_ Тема 6_ Измерение сходства и различий между родственниками.htm72kb.27.09.2005 15:57скачать
Психогенетика_ Тема 7_ Экспериментальные схемы генетико-популяционных исследований.htm115kb.27.09.2005 15:57скачать
Психогенетика_ Тема 8_ Методы, использующие молекулярно-генетические технологии и моделирование на животныхй.htm102kb.27.09.2005 15:57скачать
Психогенетика_ Тема 9_ Генотип и среда в индивидуальном развитии.htm160kb.27.09.2005 15:57скачать

Психогенетика_ Тема 11_ Интеллект и когнитивные характеристики_ Темперамент и личность.htm

  1   2   3

^

ТЕМА 11. ИНТЕЛЛЕКТ И КОГНИТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. ТЕМПЕРАМЕНТ. ЛИЧНОСТЬ


В этой теме кратко излагаются результаты психогенетических исследований сложных психологических признаков, вариативность которых в популяции зависит от множества причин. К таким признакам, в первую очередь, относятся интеллект и личность. Природа этих признаков настолько сложна, что до сих пор ведутся споры об определении этих понятий. Существует множество теорий интеллекта и множество - теорий личности. Даже инструменты для измерения этих психологических характеристик (тесты, опросники) пока еще недостаточно совершенны.
          Несмотря на всю сложность изучения и комплексный характер этих признаков, именно они все годы существования психогенетики оставались и остаются в центре ее внимания. Мы видели, сколь мало представлены исследования психофизиологических, сенсорных и двигательных характеристик, в то же время исследования интеллекта в психогенетике исчисляются многими сотнями. В последнее время все большее внимание в психогенетике начинает уделяться изучению личности.
          В данной теме будут рассмотрены результаты изучения нормальной вариативности интеллекта, темперамента и личностных характеристик; наследственные и средовые причины нарушений интеллектуальной и личностной сферы будут представлены в следующем разделе.

^

11.1. Психогенетические исследования интеллекта


Люди отличаются своими умственными, или интеллектуальными, способностями. В конечном счете это приводит к тому, что каждый человек по-своему приспосабливается к жизненным ситуациям. Одним это удается лучше, другим - хуже. За счет чего возникают эти различия? Возможно, они заложены от природы, а может быть, складываются в процессе обучения и воспитания. Умственные способности человека являются одной из наиболее социально значимых характеристик. Неслучайно именно с изучения роли наследственности и среды в интеллектуальных различиях между людьми и началась история психогенетики (см. тема 1).
          Как мы уже знаем, первые исследования по наследуемости интеллекта были проведены еще в XIX в. Фрэнсисом Гальтоном. Работа Гальтона явилась побудительным моментом для развития не только психогенетики, но и психологии индивидуальных различий, и психодиагностики. Необходимость измерения психологических различий между людьми привела к созданию различных психологических тестов, в том числе и измеряющих умственные способности.
          Первые тесты интеллектуальных способностей появились раньше, чем первые теории интеллекта. В 1905 г. во Франции был издан первый тест интеллектуальных способностей для школьников Бине - Симона. В этом тесте основное внимание уделялось высшим умственным способностям, а не более примитивным операциям, отражающим сенсорные и перцептивные особенности, время реакции и т.п. Тест много раз пересматривался и был адаптирован для многих культур. С тех пор появилось множество различных тестов для измерения индивидуальных различий между людьми по уровню интеллекта. Параллельно с развитием интеллектуальных тестов разрабатываются различные тесты академической успешности (для школ, колледжей, вузов).
          Хотя измеряют интеллект уже почти целое столетие, единого определения, что такое интеллект, до сих пор не существует. Дело в том, что проявления человеческих способностей столь многообразны, что чрезвычайно трудно свести их в единую систему. Каждая концепция интеллекта содержит в себе попытку внести ясность и каким-то образом организовать все многообразие интеллектуальных проявлений, однако еще ни одна теория не достигла всеобъемлющего понимания, что такое интеллект. В задачу настоящего учебника не входит знакомство читателей с различными теориями интеллекта. Интересующимся проблемой интеллекта можно посоветовать обратиться к соответствующей литературе (Хрестомат. 11.1, 11.2, 11.3; Холодная М.А., 2002; http://www.michna.com/intelligence.html). Но прежде чем приступить к изложению результатов психогенетических исследований интеллекта, необходимо коротко остановиться на том, какие представления об интеллекте лежат в основе экспериментальных схем, используемых в психогенетике.
          Первые попытки экспериментально исследовать интеллект опирались на психометрические тесты. Начиная с Альфреда Бине и до сегодняшнего дня, психометрический подход является ведущим в исследованиях интеллекта. Именно на этот подход и ориентируется психогенетика.
          Что такое интеллектуальные тесты? Тесты для измерения интеллектуальных способностей весьма многочисленны и разнообразны. Все они содержат ряд задач или вопросов (субтестов), на которые должен ответить испытуемый. Некоторые из них, например известные многим Прогрессивные матрицы Равена (рис. 11.1), являются невербальными, свободными от культуры и не имеют временных ограничений.
рисунок

Другие - включают в себя вопросы, требующие как вербальной, так и невербальной активности, и имеют ограничение во времени. Ответ на каждое задание теста оценивается в баллах. В результате выполнения всех субтестов по особым правилам подсчитывается суммарный балл и коэффициент интеллекта (IQ - Intelligence Quotient). В некоторых тестах можно отдельно оценить вербальный и невербальный интеллект (например, в достаточно хорошо известном тесте Векслера).
          Для удобства сравнения было принято конвертировать оценки выполнения тестов в специальную шкалу со средним значением 100 баллов и стандартным отклонением - 15 (стандартное отклонение - это характеристика разброса значений вокруг среднего). Примерно 95% популяции имеют оценки в пределах 2 стандартных отклонений от среднего, т.е. в пределах от 70 до 130 баллов. Поэтому колебания IQ в этих пределах условно считаются популяционной нормой.
          Как правило, не со всеми заданиями теста люди справляются одинаково успешно. Один легко отвечает на вербальные субтесты и затрудняется при решении пространственных задач, другой - наоборот. Несмотря на это, оценки по различным видам заданий имеют тенденцию положительно коррелировать друг с другом. Люди, имеющие высокие оценки по какому-либо конкретному виду способностей, как правило, по другим способностям также оказываются выше среднего. На это обстоятельство обратил внимание английский психолог и статистик, ученик Ф. Гальтона, Чарльз Спирмен. Для того чтобы понять, результатом чего являются корреляции, Ч. Спирмен разработал статистическую процедуру факторного анализа. Факторный анализ позволяет строить иерархию коррелирующих показателей, объединять их в более крупные группы (рис. 11.2).
рисунок

Подвергнув факторному анализу различные тесты интеллекта, Ч. Спирмен пришел к выводу, что в основе корреляций между частными оценками по субтестам лежит общий фактор, который он обозначил буквой g (от слова general - общий). Этот же фактор, по мнению Ч. Спирмена, создает основу для возникновения индивидуальных различий между людьми по уровню умственных способностей. Фактор g является статистической характеристикой. Что же реально кроется за фактором g? Окончательного ответа на этот вопрос получить пока не удается. Существуют лишь различные гипотезы. Сам Ч. Спирмен считал, что это некая умственная энергия, в последние годы выдвигаются предположения, что за этим фактором стоят индивидуальные различия по скорости передачи информации в нервной системе (Reed T.E., Jensen A.R., 1992).
          Учитывая базовый характер фактора g, не кажется удивительным, что психогенетика взяла на вооружение именно психометрический подход к исследованию интеллекта. Естественно было проверить, не кроется ли основа индивидуальных различий по фактору g в наследственных различиях между людьми.
          Уже около 80 лет исследования общего интеллекта в психогенетике продолжают доминировать, хотя, начиная с 60-х гг., больше внимания стало уделяться отдельным когнитивным характеристикам.
          Первые исследования фактора g у близнецов и приемных детей начались в 1920-х гг. Первые же исследования подтвердили существенный вклад генотипа в вариативность общего интеллекта. С того времени проведены сотни психогенетических исследований интеллекта, в которых приняли участие более 10 000 пар близнецов, сотни семей с приемными детьми, более 8 000 пар родителей и детей и около 25 000 пар сибсов. Все эти многочисленные работы указывают на значительную наследуемость интеллекта.
          В 1981 г. Т. Бушар и М. Макги свели воедино результаты около 150 работ, выполненных на различных типах родственников (возрастной контингент - в основном дети и подростки). В таблице 11.1 приведены коэффициенты внутрипарной корреляции для родственников различных степеней родства по мере убывания количества общих генов.

^ Таблица 11.1

Сходство интеллекта у разных пар родственников
(Bouchard T.J., McGue M., 1981)

Степень генетического сходства сравниваемых людей Коэффициенты внутрипарной корреляции Количество пар
Генетически идентичные (100 % общих генов)
МЗ близнецы, выросшие вместе 0,86 4672
Разлученные МЗ близнецы 0,72 65
Генетически связанные друг с другом (50% общих генов)
Живущие вместе
ДЗ близнецы 0,60 5546
Ребенок, выросший с родителями, и один из родителей 0,42 8433
Сибсы (братья и сестры) 0,47 26473
Живущие врозь
Ребенок, выросший в приемной семье, и один из его биологических родителей 0,22 814
Родные сибсы, усыновленные в разные семьи 0,24 203
Генетически не связанные друг с другом (0% общих генов)
Живущие вместе
Приемный ребенок и один из родителей, его усыновивших 0,19 1397
Дети, выросшие вместе 0,32 714

Хорошо заметно, что корреляции тем выше, чем больше генов и среды разделяют родственники. Например, ^ Монозиготные близнецы (однояйцевые, идентичные близнецы) - близнецы, развивающиеся из одного оплодотворенного яйца (зиготы) и имеющие поэтому идентичные генотипы.');" onmouseout=nd(); href="javascript:void(0);">МЗ близнецы, выросшие вместе, имеют более высокий коэффициент, чем выросшие врозь. Более высокое сходство близнецов, воспитанных вместе, объясняется общими средовыми условиями. Живущие вместе, но не имеющие общих генов, также демонстрируют положительную, хотя и невысокую корреляцию, очевидно за счет общей среды. Если по приведенным коэффициентам корреляции оценить показатель наследуемости интеллекта, то в среднем он окажется близким к 50%.
          Оценки наследуемости в конкретных работах варьируют от 40 до 80%, однако обобщающие работы, в которых применяется процедура мета-анализа, демонстрируют значения наследуемости IQ около 50% (Plomin R., 2003). В настоящее время можно считать установленным, что "мета"-наследуемость общего интеллекта составляет примерно 50%. Основная часть наследственной вариативности общего интеллекта (фактора g) приходится на долю аддитивной составляющей.
          Коэффициенты наследуемости интеллекта изменяются с возрастом, составляя в младенчестве примерно 20%, в детстве около - 40% и у взрослых - порядка 60% и выше (рис. 11.3). Влияние общей среды (с2) довольно существенно в детстве (порядка 30% дисперсии) и практически исчезает у взрослых.
рисунок

Результаты лонгитюдных близнецовых исследований показывают, что динамика возрастных изменений интеллекта в значительной мере совпадает у МЗ близнецов и значительно больше различается у ДЗ близнецов (рис. 11.4).

Поскольку в отношении интеллекта (фактора g) уже можно считать практически доказанным влияние наследственности на формирование популяционных различий, проведение дополнительных традиционных генетико-эпидемиологических исследований близнецов, приемных детей и других родственников уже не имеет смысла. Гораздо больший интерес сейчас представляют экспериментальные подходы, в которых изучаются генетические корреляции и ведется поиск конкретных локусов, связанных с вариативностью фактора g. Представляют интерес также исследования, направленные на анализ средовых факторов, влияющих на интеллект.
          Рассмотрим сначала, что такое генетические корреляции. Как уже говорилось ранее, различные тесты когнитивных способностей коррелируют между собой. Измеряя корреляции между оценками способностей, мы получаем фенотипические корреляции. В среднем такие корреляции между различными субтестами составляют 0,30. Фенотипические корреляции - это статистическая связь между параметрами. В основе таких корреляций может лежать зависимость обоих параметров от какого-либо общего фактора. Для субтестов интеллекта это предположительно некий фактор g. Могут ли данные психогенетики помочь в решении вопроса о существовании такого общего фактора? Оказывается, могут.
          Дело в том, что близнецовый метод позволяет получать так называемые кросс-корреляции. При обычном использовании близнецового метода мы коррелируем оценки близнецов по одному и тому же признаку (например, по решению арифметических задач) и получаем коэффициент корреляции, указывающий на степень сходства или несходства МЗ или ДЗ близнецов. При подсчете кросс-корреляций мы выбираем два признака (допустим, кроме решения арифметических задач, еще складывание геометрического узора из кубиков). Далее корреляции подсчитываются похожим образом, но как бы крест-накрест. Значения первого признака (решение арифметических задач) первого близнеца объединяются для корреляционного анализа со вторым признаком (складыванием узора) второго близнеца. Таким образом, вычисляют коэффициенты кросс-корреляции отдельно в группах МЗ и ДЗ близнецов. Если кросс-корреляции в группе МЗ выше, чем в группе ДЗ, значит, в основе фенотипических корреляций может лежать общий генетический контроль обоих признаков.
          На основе кросс-корреляций вычисляются генетические корреляции. Оказалось, что генетические корреляции между отдельными когнитивными способностями гораздо выше их фенотипических корреляций и составляют порядка 0,80. Столь высокие генетические корреляции позволяют предположить существование общего генетического фактора, лежащего в основе умственных способностей.
          Одним из перспективных направлений современной психогенетики интеллекта является изучение генетического и средового происхождения ковариаций между проблемами в поведении детей и их интеллектом. Генетический анализ множественных переменных позволяет выявить различный характер генетических влияний при нарушениях развития, приводящих к снижению интеллекта. Например, если в случаях тяжелой умственной отсталости мы обнаруживаем, что сибсы пораженных имеют нормальный интеллект, значит, мы имеем дело либо с редким геном, либо с хромосомным нарушением или спонтанной мутацией. Следовательно, такое заболевание не имеет отношения к нормальной вариативности интеллекта. При умеренной умственной отсталости, напротив, мы выявляем, что сибсы также имеют сниженный интеллект. Это признак того, что умеренная умственная отсталость носит семейный характер и связана с популяционной вариативностью IQ. В дальнейшем для анализа генетических механизмов разных форм умственной отсталости должны применяться и различные молекулярно-генетические подходы.
          Итак, было установлено, что для общего интеллекта, по-видимому, имеет место аддитивный тип наследования и подверженность средовым влияниям. Это означает, что IQ - это сложный количественный признак, зависящий от действия множества генов с суммирующимся эффектом и множества влияний среды. Для поиска генов таких признаков адекватной является процедура анализа сцепления для локусов количественных признаков (QTL). Именно эта процедура и была применена в исследовании Р. Пломина и И. Крейга в 2001 г. (Plomin R., Craig I., 2001). Вслед за этим было выполнено еще несколько подобных исследований, обзор которых приводится в одной из последних статей Р. Пломина (Plomin R., 2003). Итак, что же известно о генах интеллекта на сегодняшний день?
          Имеются свидетельства положительной связи между нормальной вариативностью общего интеллекта (или g) с двумя генами-кандидатами. Один из них - катепсин D (CTSD), второй - холинэргический мускариновый рецептор (CHRM2). Эффекты этих генов незначительны (3 и 1% вариативности соответственно), как это и ожидается для локусов количественных признаков (QTL). Чтобы выявить такие эффекты, требуется преодолеть 1% барьер, что обеспечивает 80% вероятность верного определения QTL. Получение таких результатов требует обследования групп испытуемых порядка 800 человек на один генетический маркер.
          Работа по гену CTSD особенно интересна тем, что она связана с проводящимися в широких масштабах генетическими исследованиями деменции (старческого слабоумия). В этой работе интеллект тестировался у людей пожилого возраста, начиная с 50 лет, в течение 15-летнего периода, чтобы зафиксировать падение интеллекта, связанного с развитием деменции. Первоначальные оценки g, как и в других подобных исследованиях, отрицательно коррелировали с падением интеллекта с возрастом. Однако оказалось, что ген CTSD никак не связан с возрастным падением оценок, но хорошо ассоциируется с первоначальными оценками интеллекта в 50 лет. Другие лонгитюдные исследования интеллекта (Plomin) показывают, что возрастная стабильность интеллекта в основном связана с генетическими причинами, тогда как его изменения - со средовыми. Дальнейшие генетические исследования нормальной вариативности общего интеллекта и деменции, по-видимому, внесут ясность в вопрос, перекрываются ли эти два признака или каждый наследуется по своему механизму.
          Поскольку исследования деменции и общего интеллекта идут параллельно, они имеют пересекающиеся моменты. Например, ген аполипопротеина, для которого показана значительная связь с деменцией, не имеет ассоциаций с нормальным интеллектом у детей и взрослых.
          Кроме указанных двух генов-кандидатов, к настоящему моменту обнаружены еще несколько функциональных полиморфных локусов, связанных с общим интеллектом. Работа в этом направлении продолжает вестись. Как считают ведущие генетики, работающие в этой области, одной из перспективных стратегий является анализ всех полиморфизмов в конкретных генных системах. Другой возможной стратегией является сканирование всего генома для поиска ассоциаций с интеллектом.
          Помимо поиска конкретных генов, связанных с интеллектом, важным направлением исследований интеллекта является изучение влияний среды на интеллект. Прежде чем коротко остановиться на этом направлении, следует еще раз напомнить, что все процентные показатели наследуемости интеллекта, относящиеся как к единичному гену-кандидату, так и ко всему комплексу генов, есть лишь характеристики вклада генотипа в популяционную изменчивость. Это означает, что изучение процесса взаимодействия генотипа и среды в ходе развития конкретного фенотипа у конкретного индивида - совершенно самостоятельная задача. Генетика поведения лишь указывает, какие направления исследований перспективны. Например, ясно, что на развитие интеллекта в детстве влияет общая семейная среда. Дальнейшее исследование должно проводиться психологами в контакте с генетиками. На сегодняшний день совершенно очевидно, что интеллект является чрезвычайно сложной психологической характеристикой, складывающейся в процессе взаимодействия многих составляющих при участии генов и среды.
          Влияния среды на интеллект можно подразделить на социальные и биологические.
          К социальным факторам можно отнести все, что относится к понятию культурной среды: как, где и с кем живут люди, чем они занимаются. Все это оказывает влияние на их умственные способности. Культура европейца значительно отличается от культуры представителя народов Севера или культуры коренного жителя Центральной Африки. Различия столь многообразны, что с трудом поддаются описанию. Если мы обнаруживаем межкультурные или межэтнические различия в оценках интеллекта, мы можем приписать это различиям культур, а можем объяснить и иначе - тем, что умственные способности представителей этих групп таковы, что своеобразие культуры есть следствие своеобразия их способностей. Рассмотрим, какие социальные факторы влияют на интеллект.
          Одним из факторов является род занятий. Оценки интеллекта могут быть предикторами профессионального уровня человека. В свою очередь, сам род занятий (профессия) влияет на интеллект: чем сложнее работа, тем больше она требует гибкости ума, что способствует повышению интеллекта. Примерно поколение назад IQ у жителей городов в США был примерно на 6 единиц выше, чем у жителей сельской местности. В настоящее время этот разрыв сократился до 2 единиц. Скорее всего, это является отражением изменений в среде. Развитие транспорта и других систем коммуникаций, внедрение новых технологий и т.д. приблизило сельскую среду к городской. В то же время нельзя сбрасывать со счетов и повышение возможностей миграции, что приводит к смешиванию генофондов сельского и городского населения.
          ^ Посещение школы является еще одним средовым фактором, влияющим на интеллект. В свою очередь, интеллект ребенка определяет те условия, в которых он будет учиться. Если ребенок имеет признаки умственной отсталости, его школа заведомо будет отличаться от школы одаренного ребенка. Вне зависимости от исходного уровня интеллекта, посещение школы способно повлиять на его уровень. Дети одного и того же паспортного возраста, посещающие и не посещающие школу, отличаются по уровню IQ. Дети, которые посещают школу регулярно, имеют более высокие оценки IQ, чем те, что часто пропускают занятия или совсем не ходят в школу. Нет сомнения, что школа дает возможность для развития основных интеллектуальных навыков, но степень развития одного и того же навыка различается у конкретных детей.
          Применение развивающих методов также способно повлиять на уровень интеллекта. Точно так же, как умственные способности детей, растущих в обедненной среде, имеют тенденцию понижаться, интеллект детей, имеющих богатые возможности для развития, обычно повышается. В последние годы и у нас в стране, и за рубежом очень популярны различные развивающие программы, в которых принимают участие дети дошкольного возраста. Лонгитюдное прослеживание детей, участвующих в таких программах, показывает, что они реже попадают в разряд неуспевающих, реже остаются на второй год и чаще поступают в высшую школу, по сравнению с контрольными детьми. Наиболее успешным оказался проект, осуществленный в США в штате Каролина. В этом проекте дети помещались в обогащенную среду, начиная с младенческого возраста. Уже к двум годам их интеллект был выше, чем в контрольной группе. К 12 годам они опережали своих сверстников на 5 единиц. Они заметно превосходили детей из контрольной группы и по уровню академической успешности.
          Нет сомнения, что одним из важных факторов развития интеллекта является семейная среда. Для развития нормального уровня интеллекта необходимо, по крайней мере, чтобы среда в семье соответствовала обычным нормам. Тяжелая депривация, отсутствие заботы, плохое обращение негативно влияют на развитие ребенка (рис. 11.5).

Исследования показывают, что благосостояние семьи (ее возможности), речь родителей коррелируют с оценками интеллекта детей. Однако такие корреляции могут возникать как за счет средовых, так и за счет генетических причин (вспомним о генотип-средовой ковариации). Исследования интеллекта в психогенетике подтверждают, что в детском возрасте фактор общесемейной среды (с2) вносит довольно существенный вклад в вариативность интеллекта (около 30%). Начиная с подросткового возраста, его роль значительно уменьшается.
          К биологическим факторам среды, влияющим на интеллект, относятся пренатальные (связанные с внутриутробным развитием), перинатальные (связанные с периодом, начинающимся за несколько недель до родов и заканчивающимся спустя неделю после родов) и постнатальные. Сюда включаются особенности питания, подверженность токсическим агентам, различные пренатальные и перинатальные стрессоры (например, недоношенность, родовая травма, гипоксия).
          Среди биологических факторов наиболее изученными являются влияния неполноценного питания и интоксикаций (соединения свинца и алкоголь).
          Показано, что белковое голодание в детстве приводит к значительному ухудшению показателей умственного развития детей. Программы помощи детям слаборазвитых стран демонстрируют, что введение нормальной диеты улучшает показатели развития детей даже из беднейших слоев населения этих стран. Показано также, что в странах с нормальным уровнем питания различные пищевые добавки, включающие витамины и микроэлементы, способны благотворно влиять на умственное развитие детей.
          Негативное влияние на интеллект оказывают соединения свинца, которые содержатся в выхлопных газах автомобилей и в промышленных выбросах. У детей, живущих вблизи загрязняющих атмосферу предприятий, уровень свинца в крови выше. Более высокий уровень свинца отрицательно коррелирует с оценками интеллекта в течение всего периода детства. Отрицательное влияние на интеллект оказывает и алкогольная интоксикация плода, если мать употребляет алкоголь во время беременности. В более тяжелых случаях развивается алкогольный синдром плода, сопровождающийся умственной отсталостью и нарушениями физического развития, однако даже не очень большие дозы алкоголя, принимаемые матерью регулярно, влекут за собой снижение интеллекта ребенка на несколько единиц. К числу перинатальных факторов, влияющих на интеллект, относится глубокая недоношенность (вес при рождении менее 1500 г).
          Таким образом, многочисленные исследования показывают, что интеллект человека является сложной системой различных способностей. В его формировании, несомненно, принимают участие наследственные механизмы, однако не нужно думать, что наследственность является решающим фактором в определении уровня интеллекта конкретного человека. Благоприятные условия среды, начиная с ранних этапов развития, безусловно, способны положительно влиять на интеллект. Психологи-практики, основной задачей которых является формирование адекватной среды для максимальной реализации всех возможностей человека, должны осознавать это в полной мере. Даже при неблагоприятном генотипе (например, наследственные заболевания) правильно подобранная среда развития может творить чудеса.

^

11.2. Психогенетические исследования темперамента и личности


Исследования темперамента и личности занимают заметное место в современной психогенетике, уступая лишь исследованиям интеллекта и психопатологии. Как и в исследованиях интеллекта, работы, касающиеся нормальной вариативности, идут рука об руку с исследованиями различных поведенческих отклонений. Прежде чем приступить к изложению полученных в этой области результатов, остановимся на том, какие концепции темперамента и личности лежат в основе психогенетических работ (см. также Хрестомат. 11.4, 11.5, 11.6).
          Сначала о темпераменте. Особенности темперамента не влияют на содержание, мотивы или цели деятельности человека, но определяют динамическую сторону поведения. Иными словами, от темперамента не зависит, что человек делает, но зависит то, как он это делает (темп и ритм деятельности, активность, энергичность и т.п.). В отечественной психологии черты темперамента рассматривают как формально-динамические характеристики поведения. В зарубежной психологии понятие темперамента отождествляется с понятием стиля деятельности.
          Черты темперамента традиционно связывают с биологическими особенностями человека, включая биохимические и физиологические процессы. Все теории темперамента, начиная с Гиппократа, который выделил широко известные четыре типа (сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик), включают биологические составляющие в число параметров, определяющих свойства темперамента. Однако ограничивать особенности темперамента лишь биологическими составляющими не следует.
          Многовековая история развития представлений о темпераменте создала прочную базу для развития современных теорий темперамента. Возможно, с этим связано относительное единодушие в определении критериев темперамента, существующее на сегодняшний день. Основные признаки темперамента приведены в таблице 11.2.

Таблица.11.2

Основные признаки темперамента
  1. Формально-динамический характер или стиль поведения
  2. Связь с биологическими подструктурами
  3. Генетическая обусловленность
  4. Проявление в раннем детстве
  5. Онтогенетическая стабильность
  6. Проявление в широком классе ситуаций (кросс-ситуативность)
  7. Проявление в максимально трудных для человека условиях
В таблице представлены основные критерии, называемые в работах отечественных и зарубежных авторов (Мерлин, В.С., 1964, 1986; Небылицын В.Д., 1976; Палей И.М., Горбачевский В.К., 1972; Русланов В.М., 1986; Стреляу Я., 1982; Thomas A., Chess S., 1977, 1989; Buss A., Plomin R., 1975, 1984; Kagan J. et al., 1988, 1989; Rothbart M.K., 1989. Цит. по изданию: Малых С.Б. и др., 1998.)

Как видим, одним из признаков темперамента является наследственная обусловленность. Современная психогенетика располагает весомыми доказательствами в пользу связи темперамента с генотипом.
          Одним из наиболее известных является Нью-Йоркское лонгитюдное исследование темперамента, выполненное под руководством А. Томаса и С. Чесс. Исследование было начато в 1957 г. Целью его было проследить динамику особенностей темперамента, начиная с младенческого возраста: оценить онтогенетическую стабильность, выявить особенности изменений темперамента с возрастом, влияние свойств темперамента на особенности адаптации.
  • Авторами было выделено 9 свойств темперамента:
      1) активность - уровень двигательной активности;
      2) ритмичность - регулярность времени появления поведенческих реакций (ритмы сна-бодрствования, потребности в кормлении и т.п.);
      3) приближение или удаление - реакция на новые стимулы;
      4) адаптивность - легкость привыкания к новой обстановке;
      5) интенсивность реакций - уровень интенсивности различных проявлений (радости, гнева и т.п.);
      6) порог реактивности - интенсивность воздействия, необходимая для возникновения реакции;
      7) преобладающее настроение;
      8) отвлекаемость - возможность изменения поведения под влиянием новых стимулов;
      9) устойчивость внимания/настойчивость - склонность длительное время заниматься чем-либо и стремление продолжать деятельность при возникновении препятствий.

Помимо отдельных характеристик темперамента А.Томас и С.Чесс выделили 3 синдрома, объединяющих различные свойства. Это синдромы "легкого темперамента", "трудного темперамента" и "темперамента с длительным привыканием". Например, синдром трудного темперамента характеризуется низкой ритмичностью, интенсивными реакциями, преобладанием негативного настроения, затрудненной адаптацией.
          Используя описанный выше подход к исследованию темперамента, А. Торгерсен провела ^ Лонгитюдное исследование (от англ. longitude - долгота) - длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определять диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла человека. Первоначально Л.и. (как метод "продольных срезов") складывалось в детской и возрастной психологии в качестве альтернативы господствовавшим методам определения состояний или уровней развития (методам "поперечных срезов"). Самостоятельная ценность Л.и. связывалась с возможностью предсказания дальнейшего хода психического развития.');" onmouseout=nd(); href="javascript:void(0);">лонгитюдное прослеживание МЗ и ДЗ близнецов в течение 15 лет. Близнецы обследовались в возрастах 2 мес., 9 мес., 6 лет и 15 лет. Во всех возрастах МЗ близнецы демонстрировали гораздо большее сходство, чем ДЗ близнецы (рис. 11.6).

В таблице 11.3 приведены соответствующие коэффициенты корреляции МЗ и ДЗ близнецов.

Таблица 11.3.

Внутрипарное сходство в показателях темперамента, рассматриваемых в Нью-Йоркском лонгитюдном исследовании
(Torgersen A.M., 1989)

Показатели темперамента 2 месяца 9 месяцев 6 лет 15 лет
rМЗ rДЗ rМЗ rДЗ rМЗ rДЗ rМЗ rДЗ
Активность 0,75 0,47 0,85 0,71 0,93 0,14 0,95 0,16
Приближение-удаление 0,78 0,86 0,87 0,39 0,94 0,45 0,39 0,43
Адаптивность 0,81 0,83 0,95 0,53 0,81 0,68 0,92 0,35
Интенсивность 0,82 0,52 0,85 0,02 0,95 0,54 0,85 -0,19
Порог реактивности 0,91 0,72 0,89 0,20 0,85 0,23 0,94 -0,29
Настроение 0,84 0,16 0,86 0,32 0,37 0,06 0,95 0,41
Внимание/настойчивость - - 0,12 0,24 0,73 0,27 0,93 0,35

Следует обратить внимание на очень высокие корреляции МЗ начиная с младенческого возраста и зачастую чрезвычайно низкие корреляции ДЗ. Как правило, такие соотношения коэффициентов корреляции нехарактерны для аддитивного типа наследования количественного признака. Следует также обратить внимание на увеличение наследуемости темперамента с возрастом, о чем свидетельствуют значительные различия коэффициентов корреляции МЗ и ДЗ близнецов по большинству свойств темперамента в старших возрастах.
          Таким образом, для свойств темперамента, рассматриваемых в Нью-Йоркском лонгитюдном исследовании, выявляется значительный вклад наследственной составляющей, причем уже в младенческом возрасте. Это следует учитывать воспитателям и родителям, чтобы создавать для детей условия развития, соответствующие особенностям их темперамента.
  • Еще одно крупное исследование темперамента было выполнено А. Бассом и Р. Пломином. Авторами было выделено три основных свойства темперамента:
      1) активность - проявление энергетического уровня в двигательной деятельности (темп движений, интенсивность и выносливость);
      2) эмоциональность - проявление негативных эмоций гнева и страха;
      3) социабельность (общительность) - стремление к контактам с людьми.

При сравнении МЗ и ДЗ близнецов по этим свойствам авторами также было отмечено высокое внутрипарное сходство МЗ близнецов и низкое - ДЗ близнецов (табл. 11.4, 11.5).

^ Таблица 11.4

Внутрипарное сходство в показателях темперамента, рассматриваемых А. Бассом и Р. Пломином

Показатели темперамента 3,5 года 4,5 года 4,5 года 7,5 лет
rМЗ
n = 36
rДЗ
n = 31
rМЗ
n = 60
rДЗ
n = 81
rМЗ
n = 81
rДЗ
n = 57
rМЗ
n = 51
rДЗ
n = 33
Активность 0,65 -0,38 0,41 -0,41 0,62 0,09 0,73 0,05
Общая эмоциональность 0,70 0,06 - - 0,64 0,03 0,60 0,27
Страх - - 0,70 0,38 - - 0,66 0,05
Гнев - - 0,57 -0,12 - - - -
Социабельность 0,48 -0,16 - - 0,62 0,13 - -


^ Таблица 11.5

Внутрипарное сходство у разлученных и неразлученных близнецов по свойствам темперамента

Показатели темперамента Разлученные близнецы Близнецы, живущие вместе
МЗ ДЗ МЗ ДЗ
Эмоциональность        
Страх 0,37 0,04 0,49 0,08
Гнев 0,33 0,09 0,37 0,08
Активность 0,27 0,00 0,38 0,18
Социабельность 0,20 0,19 0,35 0,19
  1   2   3



Скачать файл (2684.4 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации