Мешкова Т.М., Психогенетика
скачать (2684.4 kb.)
Доступные файлы (13):
содержание
- Смотрите также:
- Предмет психогенетики. Психогенетика и проблема происхождения индивидуальности [ документ ]
- Александров А.А. Психогенетика [ документ ]
- Шпоры - Психогенетика [ шпаргалка ]
- Лучинин А.С. Психогенетика - учебное пособие [ документ ]
- Лазарев А., Мешкова Л. Эконометрика - Временные ряды и прогнозирование [ документ ]
- Трубников В.И. Психогенетика [ документ ]
- Шпаргалки - Психогенетика [ шпаргалка ]
- Тема Введение в предмет [ документ ]
- Малых С.Б., Егорова М.С., Мешкова Т.А. Основы психогенетики [ документ ]
- «Близнецовый метод исследования» [ документ ]
- Равич-Щербо И.В. Психогенетика [ документ ]
- Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М. Психогенетика [ документ ]
Психогенетика_ Программа курса.htm
Программа курса
"ПСИХОГЕНЕТИКА"
1. Автор и составитель программы - канд. психол. наук, ст. науч. сотр. Т.А. Мешкова
Рецензент: д-р психол. наук, профессор Т.М. Марютина.
Общее количество часов по дисциплине - 60 часов
Длительность курса - 48 аудиторных часов (32 часа лекции и 16 часов семинары)
Количество часов в неделю - 3 часа
2. Место курса в учебном плане
В соответствии с Государственным образовательным стандартом по психологии курс "Психогенетика" входит в число дисциплин федерального компонента блока общепрофессиональных дисциплин и является обязательным для всех студентов, обучающихся по специальностям "Психология" и "Клиническая психология".
По учебному плану курс "Психогенетика" читается в 4-м семестре и завершается итоговым экзаменом.
- Базовыми для курса "Психогенетика" являются следующие дисциплины:
- антропология
- общая психология
- общая психодиагностика
- математика
- математические методы в психологии
- общий психологический практикум
- анатомия ЦНС
- физиология ЦНС
- физиология ВНД и сенсорных систем
- психофизиология
Желательно предварительное знакомство обучающихся с психологией индивидуальных различий, либо в ходе курса общей психологии, либо отдельно, в курсе "Дифференциальная психология". Для освоения курса необходимо иметь знания по общей биологии и генетике в рамках требований программы по общей биологии массовой школы.
Для успешного освоения курса желательно предусмотреть возможность демонстрации схем, графиков, таблиц и т.п. материалов с помощью современных технических средств обучения, включая компьютерную технику.
- В результате обучения студент должен:
- получить представление о роли наследственности и среды в формировании индивидуальных различий;
- овладеть методологией психогенетических исследований и уметь грамотно интерпретировать их результаты;
- уметь самостоятельно анализировать проявления наследственных и средовых факторов в особенностях поведения человека;
- владеть основными методами психогенетики;
- уметь самостоятельно спланировать психогенетическое исследование;
- получить сведения о роли генотипа и среды в индивидуальном развитии и в возникновении различных нарушений и заболеваний, связанных с деятельностью нервной системы;
- получить представление о современном состоянии и перспективах развития генетики поведения в связи с интенсивным развитием молекулярно-генетических технологий.
^
Главная цель курса "Психогенетика" - познакомить обучающихся с основами одной из фундаментальных естественно-научных дисциплин психологии - генетикой поведения. Знакомство с методологией и фактологией современной психогенетики (генетики поведения человека) способствует формированию у обучающихся адекватного мирововоззрения в отношении наследственных и средовых причин межиндивидуальных различий. Во-первых, знакомство с психогенетикой способствует формированию правильного отношения к различным индивидуальным вариантам поведения, с которыми психолог сталкивается в практике. Во-вторых, благодаря знанию основных закономерностей психогенетики, будущий специалист получит возможность лучше представить себе естественный процесс развития и роль различных форм индивидуального опыта в развитии. Это позволит ему более профессионально участвовать в организации процессов обучения и воспитания. В-третьих, без усвоения основной методологии психогенетики невозможна правильная интерпретация фактических данных, поставляемых современной психогенетикой.
Поскольку проблемы наследственности человека в современном обществе вызывают повышенный интерес, последние достижения в этой области науки часто комментируются в средствах массовой информации. При этом нередко допускается неверное или предвзятое толкование фактов. Современный психолог обязан достаточно профессионально владеть материалом, чтобы не допускать безответственного отношения к интерпретации научных фактов, поскольку это может повлечь за собой нежелательные социальные последствия.
^ - сформировать у студента правильное, научное понимание неразделимого участия наследственных и средовых факторов в формировании человеческой индивидуальности. Для большинства людей, несведущих в этой области, характерно примитивное понимание наследственности как некоторого непреодолимого, рокового фактора развития. Такая позиция зачастую наносит значительный вред, если она кладется в основу стратегии воспитания, образования или отношения к людям с нарушениями развития и отклонениями в поведении. Противоположная крайность - полное отрицание роли наследственности в возникновении индивидуальных психологических различий - также не способствует формированию правильного отношения к индивидуальным особенностям человека.
^ Психогенетика является частью дифференциальной психологии, или психологии индивидуальных различий, призванной объяснить их происхождение. В генетике индивидуальные различия понимаются как изменчивость, вариативность признаков, поэтому в задачу генетики входит изучение закономерностей не только наследственности, но и изменчивости. Психогенетика в основном концентрирует свое внимание именно на этой задаче, т.е. пытается выявить причины, лежащие в основе межиндивидуальной изменчивости психологических характеристик. Существующие межиндивидуальные различия возникают главным образом за счет двух причин - различий в генетической конституции людей и разных условий развития и воспитания, т.е. средовых различий. Соотношение наследственного и средового в возникновении индивидуально-психологических различий и является основным предметом психогенетики.
^ являются основные положения общей генетики, при этом главный упор делается на понимание закономерностей количественной генетики, поскольку большинство психологических признаков относится к категории количественных. Без базовых знаний в области количественной генетики невозможна правильная интерпретация данных собственно психогенетики. Некоторые моменты являются особо трудными для понимания не только студентами, но и специалистами. Поэтому в первых разделах курса ведется систематическое изложение основных положений современной генетики. Основы генетики излагаются исходя из двух основных направлений, возникших исторически в одно и то же время, но развивающихся относительно самостоятельно. Это менделевская генетика и гальтоновская биометрическая генетика. Психогенетика тяготеет скорее ко второму направлению, хотя в последнее время в связи с развитием молекулярно-генетических методов и анализа сцепления, появляется все больше точек соприкосновения психогенетики с менделевской генетикой.
Поскольку психогенетика является частью количественной генетики, большое внимание в курсе уделяется проблемам измерений психологических признаков, математической статистике, современным методам математической обработки данных, элементам теории вероятностей. Без базовых знаний в этой области также невозможно правильное восприятие данных психогенетики.
В курсе постоянно подчеркивается популяционный характер основных показателей и закономерностей психогенетики, т.е. отнесенность не к конкретному индивиду, а к изменчивости в изучаемой популяции. Этот момент часто упускается из виду при поверхностном знакомстве с психогенетикой. Большое внимание в курсе уделяется также проблемам генетических и средовых детерминант в развитии психики и современным представлениям о многообразии средовых детерминант межиндивидуальных различий.
После тщательной проработки базовых, методологических принципов генетики и психогенетики дается изложение конкретного материала психогенетических исследований, ведущихся на разных уровнях, начиная с психофизиологического и кончая особенностями личности.
Во всех разделах курса изложение материала ведется с прицелом на использование знаний из области генетики и психогенетики в психологической практике.
- Программа состоит из шести разделов, включающих двенадцать тем:
- Введение
- Раздел I. Психогенетика как область науки
- 1) Введение в предмет (4 часа)
- Раздел II. Элементарные основы общей генетики
- 2) Признаки в популяциях (1 час)
- 3) Генетическая основа простых качественных признаков, материальный субстрат наследственности (4 часа)
- Раздел III. Биометрическая генетика
- 4) Генетические основы количественной изменчивости (4 часа)
- 5) Фенотипическая структура популяции и математическое моделирование в психогенетике (4 часа)
- Раздел IV. Экспериментальные методы психогенетики
- 6) Измерение сходства и различий между родственниками (1 час)
- 7) Экспериментальные схемы генетико-популяционных исследований (4 часа)
- 8) Методы, использующие молекулярные технологии и моделирование на животных (2 часа)
- Раздел V. Психогенетика и развитие
- 9) Генотип и среда в индивидуальном развитии (4 часа)
- Раздел VI. Конкретные психогенетические исследования
- 10) Элементарные психические функции. Психофизиологические и двигательные характеристики (1 час)
- 11) Интеллект, темперамент, личность (1 час)
- 12) Психогенетика и психопатология (2 часа)
- Заключение
В каждую тему включены статьи из Хрестоматии, вопросы для самопроверки, задания для самостоятельной работы, темы рефератов.
^
Скачать файл (2684.4 kb.)