Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Граждане как субъекты административного права - файл Граждане.doc


Лекции - Граждане как субъекты административного права
скачать (15.3 kb.)

Доступные файлы (1):

Граждане.doc78kb.16.09.2011 08:03скачать

содержание

Граждане.doc

Граждане как субъекты административного права.
План:

  1. Основы административно-правового статуса граждан.

  2. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления.

  3. Административно-правовые гарантии прав граждан. Способы их защиты.

  4. Обращения граждан.


1. Основы административно-правового статуса граждан.
Гражданин как субъект административного права — это участник общественных отношений, выступающий в роли носителя содержащихся в нормативных актах конкретных обязанностей, которыми он наделен для реализации своих потребностей, участия в управлении делами общества и государства.

Необходимо также учитывать, что в административном праве гражданин как субъект права понимается как лицо, которое не состоит в устойчивых, непрерывных организационных связях с теми субъектами, с которыми он вступил или может вступить в административно-правовые отношения.

Административно - правовой статус граждан Республики , составляет важнейшую и органичную часть их общего правового статуса, установленного Конституцией Республики Беларусь, другими законодательными актами публики Беларусь. Так, можно рассматривать конституционно-правовой, административно-правовой, гражданско-правовой, налоговый, трудовой, экологический и иные аспекты статуса гражданина.

Что же касается административно-правового статуса граждан, то это комплекс прав и обязанностей граждан, закрепленных нормами административного права, а также гарантии реализации прав и обязанностей.

Права и обязанности граждан в сфере административного права в основном производны от конституционных и конкретизируются во многих законах и подзаконных актах. Однако не все права и обязанности человека и гражданина производны от его конституционного правового статуса. Немало и таких, которые находятся за пределами такого статуса и устанавливаются конкретными нормативными актами, соответствующими конституционной концепции положения века и гражданина в Республике Беларусь, например, и обязанности, связанные с управлением транспортными средствами, приобретением оружия и др.

Кроме Конституции Республики Беларусь, административно-правовой статус граждан регулируется целым рядом правовых актов: Гражданским кодексом РБ, Законами «О гражданстве», «О всеобщей воинской обязанности и воинской службе», «Об образовании в Республике Беларусь», «О здравоохранении» и др.

Правовые акты, относящиеся к установлению административно-правового статуса человека и гражданина, могут быть классифицированы в зависимости:

• от принципа разделения властей — на акты органов законодательной власти и акты органов исполнительной власти

• юридической силы — на законы и подзаконные акты;

• характера компетенции издающих их органов — акты органов общей, отраслевой и межотраслевой компетенции. Акты органов отраслевой и межотраслевой компетенции ранее называли ведомственными актами.

В силу полномочий, вытекающих из закона, акты, влияющие на правовой статус гражданина, могут издавать только органы местного самоуправления.

В правовых актах не отождествляется правовой статус личности (человека) и гражданина Республики Беларусь. Гражданин обладает большим объемом прав и обязанностей, чем личность. Лица, не являющиеся гражданами РБ, не имеют некоторых прав и обязанностей, принадлежащих ее гражданам. Например, доступ к государственным должностям имеют только граждане Республики

В формировании и особенно в реализации составляющих административно-правовой статус граждан роль органов исполнительной власти значительна. В пределах предоставленной компетенции они:

издают правовые акты, влияющие на содержание статуса граждан, влекущие приобретение ими прав и обязанностей в той или иной сфере (например, реализация права на образование предполагает издание акта о зачислении в учебное заведение);

организуют исполнение законов, имеющих непосредственное отношение к административно-правовому положению граждан;

помогают, содействуют гражданам в реализации их конкретных субъективных прав, например, в вопросах социальной защиты;

осуществляют охрану прав и свобод граждан.

Органы исполнительной власти в пределах своей компетенции непосредственно, в качестве первичных устанавливают права и обязанности граждан, в том числе административно-правового характера.

Нормы административного права, определяющие административно-правовой статус граждан, регулируют, в частности, порядок решения органами исполнительной власти индивидуальных дел, устанавливают отдельные гарантии их прав и обязанностей.

Административно-правовое положение граждан определяется, прежде всего, объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и дееспособность.

Под административной правоспособностью гражданина понимается признаваемая за ним законом фактическая возможность быть субъектом административного права, права и обязанности административно-правового характера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью.

Административная правоспособность граждан не быть отчуждаема или передаваема. Ее объем изменяется лишь законом. Для отдельных граждан эта правоспособность может быть временно ограничена в случаях и в порядке, определяемых законодательством (например, в связи с совершением уголовного или административного правонарушения, за которые закон предусматривает санкции в лишения свободы, лишения специальных прав и другие правоограничения).

Конституцией Республики Беларусь определены виды прав и свобод, не подлежащих ограничению (право на жизнь, право на неприкосновенность частной жизни, свобода совести и др.). Административная правоспособность граждан характеризуется неразрывной связью прав и обязанностей, выражающей сочетание интересов каждого гражданина с интересами других граждан. Права граждан сочетаются с их определенными обязанностями перед обществом в целом.

Административная правоспособность граждан служит основой их административной дееспособности, являющейся необходимым условием реализации этой правоспособности, а также субъективных прав и обязанностей граждан в конкретных административных правоотношениях.

Административная дееспособность гражданина — признанная за ним способность своими личными действиями осуществлять, приобретать права и выполнять возложенные обязанности административно-правового характера. Момент возникновения административной дееспособности единообразно и четко не определен законодательством.

По общему правилу все граждане Республики Беларусь обладают равной административной дееспособностью. Однако некоторые из них по состоянию здоровья могут быть признаны частично или полностью недееспособными (душевная болезнь, слабоумие). Так, согласно Кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях, не являются субъектами административных проступков лица, совершившие их в состоянии невменяемости.

На основе административной правоспособности дееспособные граждане осуществляют субъективные права и обязанности, вступая в конкретные административно-правовые отношения.

Различаются административные правоотношения, складывающиеся в связи:

с реализацией гражданами принадлежащих им по закону прав (право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на жилище и др.);

выполнением возложенных на граждан обязанностей (сохранять природу, защищать Отечество и др.);

нарушением органами исполнительной власти и их должностными лицами прав и законных интересов граждан (отношение по жалобе);

нарушением гражданами их административно-правовых обязанностей (например, ответственность за административные правонарушения).

Административно-правовые отношения возникают в процессе реализации гражданами своих субъективных прав и юридических обязанностей как по собственной инициативе, так и в порядке одностороннего волеизъявления органа исполнительной власти или его должностного лица. При этом инициатива в осуществлении субъективных прав принадлежит преимущественно гражданам.

В случаях, установленных законодательством, субъективные права и обязанности могут приобретаться гражданами через своих законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов, попечителей и др.), но имеются также права и обязанности, которые могут приобретаться и реализовываться только лично гражданами (право на участие в государственном управлении, воинская обязанность и др.), т.е. без участия третьих лиц.

^ 2. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления.

Согласно ст. 21 Конституции Республики Беларусь обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства. В настоящее время подобный характер взаимоотношений личности и государства является общепризнанным для большинства государств планеты, что закреплено в важнейших международно-правовых актах: Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.), Международном пакте экономических, социальных и культурных правах (вступил в силу 03.01.1976 г.), Международном пакте о гражданских и политических правах (вступил в силу 23.03.1976 г.) и некоторых других.

В целом права граждан в сфере государственного управления по степени возможности их реализации делятся две группы:

абсолютные (реализация зависит лишь от волеизъявления гражданина: право на участие в государственном управлении в различных сферах; право на предложения, заявления, жалобу; право на объединение и др.);

относительные (реализация зависит не только от изъявления, но и от наличия фактических возможностей осуществления: право на бесплатное обучение в государственных высших учебных заведениях, осуществление которого зависит от результатов сдачи экзаменов; право на управление транспортным средством и т.д.);

Права и обязанности граждан могут различаться по кругу лиц и в зависимости от сферы, действия:

общие (распространяются на все сферы государственно­го управления и действуют в отношении неограниченного круга лиц: право на участие в государственном управлении; поступление на государственную службу; обязанность соб­людать законы и подзаконные акты и др.);

специальные (действующие в определенных сферах в отношении конкретной категории лиц, чаще всего являются льготными: в области здравоохранения — это льготы ветера­нам, военнослужащим, многодетным и другим; в социально-культурной сфере — это права и обязанности государ­ственных служащих, вынужденных переселенцев, пенсио­неров, лиц, которым присвоены почетные звания Республи­ки Беларусь и т.д.).

По содержанию права и обязанности граждан в сфере го­сударственного управления можно объединить в три блока.

I. Права и обязанности граждан, необходимые им для участия в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей:

право на государственную службу;

право на внесение предложений;

право на получение необходимой документальной информации и др.

П. Право на участие, содействие и помощь со стороны государственных органов:

пользоваться бесплатными благами;

получать помощь;

пользоваться платными услугами и др.

Ш. Право на защиту:

подачи жалобы на действия должностных лиц;

право на юридическую помощь;

право на защиту в случаях крайней необходимости и необходимой обороны и др.

Что же касается обязанностей граждан в государственном управлении, то в отличие от прав они, как правило, абсолютны. Их исполнение обеспечивает решение задач, стоящих перед государством и обществом (уплата налогов, исполнение военных обязанностей и др.).

Условно все обязанности можно разделить на три группы:

• соблюдать законность и государственную дисциплину в сфере управления (соблюдать Конституцию, законы и национальные традиции, обязан беречь историко-культурное, духовное наследие и национальные ценности, уплачивать государственные налоги и пошлины);

• соблюдать специальные запреты (охрана природы, неприкосновенность жилища);

• получать разрешения (лицензии) от органов управления на совершение определенных действий (проведение митингов, демонстраций пикетирования с разрешения государства).

^ 3. Административно-правовые гарантии прав граждан. Способы их защиты.
Реализация прав и свобод граждан в административно-правовой сфере зависит от гарантий, среди которых выделяют:

экономические, которые предполагают стабильную и эффективную работу экономики, устойчивую финансовую и денежную системы, высокий прожиточный уровень населения др.;

политические, предусматривающие приоритет личнос­ти и гражданина в обществе и государстве, сильную и устой­чивую государственную власть, созданную и руководствую­щуюся в своей деятельности принципами демократии;

организационные, обусловленные наличием и деятель­ностью соответствующих судебных и несудебных органов, обеспечивающих защиту конституционных, административно - правовых и иных прав и свобод граждан. К этим органам относятся: суды, прокуратура, органы внутренних дел, частично профсоюзы и иные органы и организации;

юридические, которые можно рассматривать как правовые, связанные с наличием соответствующей правовой базы, закрепляющие права и свободы граждан в сфере административного права. Юридические гарантии, в том числе и административно-правовые, можно разделить на два вида: су­дебные и внесудебные.

Судебные гарантии являются наиболее приемлемыми,так как суды и единолично судьи, система правосудия в це­лом всегда ставились на первое место в вопросах защити прав и свобод граждан. Однако внесудебные гарантии гораз­до шире и многообразнее по содержанию, форме, порядку осуществления и субъективному составу. По большому счету вся система органов исполнительной власти, местного само­управления и их должностных лиц созданы для того, чтобы служить людям, обеспечивать гражданам реализацию их прав и свобод, законных интересов и выполнение возложенных на них обязанностей.

В целом к юридическим гарантиям административно-правового статуса граждан относятся:

правовое закрепление административно-правового ста­туса граждан;

ответственность органов управления и должностных лиц за нарушение административно-правового статуса граж­дан;

право на административное, судебное обжалование действий органов и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан;

право на возмещение ущерба, причиненного незакон­ными действиями государственных органов и должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей;

контрольно-надзорная деятельность государственных органов;

прокурорский надзор и др.

Таким образом, гарантии административно-правового статуса граждан — это установленная государством система правовых норм, организационных мер и методов, с помощью которых государственные органы практически обеспечивают претворение в жизнь прав и свобод граждан в области государственного управления.

^ 4. Обращения граждан.

Одним из важнейших элементов административно-правового статуса граждан является их конституционное право (ст. 40 Конституции) направлять личные или коллективные обращения в государственные органы.

Государственные органы, а также должностные лица обязаны рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок. Отказ от рассмотрения поданного заявления должен быть письменно мотивированным.

Основные понятия, применяемые в Законе Республики Беларусь «Об обращениях граждан», и их определения:

обращение — индивидуальное или коллективное пред­ложение, заявление, жалоба гражданина (граждан) в государственный орган, иную организацию (должностному лицу), изложенные в устной или письменной форме;

предложение — рекомендации по улучшению деятельности государственных органов, иных организаций (должностных лиц), совершенствованию правового регулирования отношений в государственной и общественной жизни, решению вопросов экономической, политической, социальной и других сфер деятельности государства и общества;

заявление — ходатайство о реализации прав, свобод и законных интересов гражданина (граждан), не связанных с их нарушением;

жалоба — требование о восстановлении прав, свобод и законных интересов гражданина (граждан), нарушенных действиями (бездействием) должностных лиц государственных органов, иных организаций или граждан;

индивидуальное обращение — обращение одного граж­данина в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу);

коллективное обращение — обращение двух и более граждан в государственный орган, иную организацию (должностному лицу);

письменное обращение — обращение гражданина ( дан) в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу), изложенное в письменной форме;

устное обращение — обращение гражданина (граждан), высказанное им (ими) на личном приеме должностному лицу государственного органа, иной организации;

повторное обращение — обращение гражданина (граж­дан) по одному и тому же вопросу в один и тот же государствен­ный орган, иную организацию (к должностному лицу);

анонимное обращение — обращение гражданина (граж­дан) в государственный орган, иную организацию (к должно­стному лицу), в котором не указаны его (их) фамилия, имя, отчество либо данные о месте жительства и (или) работы (уче­бы) либо отсутствует личная подпись гражданина (граждан).

В законодательстве предусмотрено:

  • общее право жалобы, которым обладают все граждане. Общие жалобы рассматриваются в установленном Законом «Об обращениях граждан» порядке. Общее право жалобы может быть разделено на право на административное обжа­лование и право на судебное обжалование;

  • специальное право жалобы, предоставленное лицам как участникам гражданского и уголовного процесса, админист­ративного и дисциплинарного производства, трудовых споров и т.д. (например, правонарушитель может подать жалобу на постановление по делу об административном правонаруше­нии), т.е. специальные жалобы регламентируются специаль­ными нормами, например, ПИКАП.

Особенности специальной жалобы:

наличие специальных норм, устанавливающих особый порядок ее рассмотрения;

специальные основания для обжалования (например, постановление по делу об административном правонаруше­нии), прямо названные в законе;

четкое определение адресатов жалобы;

специальные сроки подачи жалобы (в течение 10 дней со дня вынесения постановления);

специальные, более короткие сроки их рассмотрения (в 10 дневный срок со дня поступления жалобы).

Обращения, по которым не требуется дополнительных проверок, должны быть рассмотрены не позднее чем в 15-дневный срок; общий срок рассмотрения обращений граждан — не позднее одного месяца.

При необходимости проведения специальных проверок, запроса исполнительных материалов руководитель может продлить указанный срок, но не более чем на один месяц, одновременно сообщив об этом заявителю. Письменные обращения, не соответствующие требованиям ст. 7 Закона «Об обращениях граждан», могут быть оставлены без рассмотрения с уведомлением граждан в пятидневный срок о причинах оставления обращений без рассмотрения.

Анонимные обращения рассмотрению не подлежат, за исключением обращений, содержащих сведения о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении.

Направление гражданами предложений и заявлений в государственные органы, иные организации (должностным сам) сроком не ограничено.

Жалобы могут быть направлены гражданами в государственные органы, иные организации (должностным лицам) не позднее трех лет со дня нарушения прав, свобод и (или) законных интересов граждан или со дня, когда им стало известно об их нарушении.


Скачать файл (15.3 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации