Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Массовая и высокая культуры - файл 1.docx


Массовая и высокая культуры
скачать (69.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx70kb.16.12.2011 05:02скачать

содержание

1.docx

Оглавление:

Введение…………………………………………………………………...3

  1. Массовая культура как оформленное сознание массы…………....6

    1. Массовая культура как особый культурный феномен……...6

    2. Классификация сфер проявления массовой культуры, предложенная А.Я. Флиером…………………………………9

    3. Массовая культура как неотъемлемая черта массафикации общества………………………………………………………….…….11

    4. Роль массовой культуры в современной идеологической борьбе……………………………………………………………..…….13

  2. Высокая культура как антипод массовой культуры………………………………………………………………………..17

    1. Определение высокой культуры как маргинального феномена………………………...…………………………...…………17

    2. Элитарная культура и ее особенности…..……………...……….20

    3. Художественные течения и направления высокой культуры в современном искусстве…………………..………………...22

    4. Перспективы элитарных направлений……………………...25

  3. Взаимодействие высокой и массовой культур…………….26

Заключение………………………………………………………………………...……28

Список используемой литературы………………………….……………29
^



Введение

Актуальность выбранной темы обусловлена ростом интереса к проблемам культур, изучения их внутреннего строения, особенностей, функций и гуманистического своеобразия. Они стали тем мощным импульсом, который стимулировал развитие гуманитарного знания и, в частности, частью культурологии. Ни одна культура не может быть понята только «изнутри», без сравнения и сопоставления с другими.


Поэтому цель данной курсовой работы: исследование различных форм культур высокой и массовой, их социальных функций, разновидностей и взаимосвязи.

Исходя из развития цели работы, можно выделить несколько задач:

  • раскрыть соотношения понятия «массовая культура» с понятием «элитарная культура»

  • проанализировать высокую и массовую культуру;

  • выяснить основные направления и проявления;

  • выявить черты и функции и показать взаимосвязь культур;

  • определить роль культур в современном обществе

Объектом исследования является массовая и высокая культуры.

^ Предметом исследования являются особенности элитарной и массовой культур, а также их взаимодействие в современном мире.

Исследование культуры необходимо проводить в рамках той или иной философской мысли. Именно различие методологических основ в исследовании и осмыслении культуры обуславливает наличие подходов.

В качестве основного подхода к исследованию массовой культуры используется культуро-философский подход, на основе которого формируется представление о массовой культуре как важнейшей составляющей части современной культуры.



В системе массовой и высокой культур используется также аксиологический подход, позволяющий выявить культурные ценностные ориентиры личности в рамках массовой и элитарной культур.

«Всякая великая культура есть не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство, или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, и главную, ценность. Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры»1.

^ Основными методами исследования являются методы сравнительного анализа и описательного анализа.

Гипотеза данной работы: Массовая культура становится предметом анализа в работах одного из крупнейших мыслителей XX века X. Ортеги-и-Гассета, который в своих классических трудах «Восстание масс»» излагает собственное теоретическое видение данного феномена. Согласно его представлениям, массовая культура есть не что иное, как культура массового человека, который уверен в том, что может подняться на высшую ступень социальной лестницы, который считает свои желания и потребности самыми значимыми, а представления об эстетическом и нравственном идеалах рассматривает в качестве абсолютов. Быстрый рост населения в городах и узкая профессиональная специализация, которая сформировала «массового человека», ослабили культурный потенциал и духовно подорвали современную цивилизацию. Это ведет к неустойчивости и краху культуры в целом.

^ В ходе работы были использованы труды зарубежных философов, сторонников элитарной культуры: Х. Ортеги-и-Гассета, который противопоставляет «жизнь благородную и жизнь пошлую, Шопенгауэра, 

разделившего людей на высших, способных к эстетическому созерцанию, и низших. В данной работе осмысливается также наследие выдающихся русских философов и социологов, которые имеют непосредственное отношение к предмету изучения. Среди них: Б.С.Ерасов, исследовавший критику массовой культуры, П.С. Гуревич, анализирующий распространение и восприятие культуры, А.Б. Гофман, рассматривающий массовую культуру, как особое состояние культуры в кризисный период общества.



Массовая культура как оформленное сознание массы

    1. Массовая культура как особый культурный феномен

Категория массы как объединения некоторого количества людей не самая распространенная в гуманитарном знании. Однако для того чтобы создалась возможность объединения людей в массовые множества, необходимо, чтобы в обществе отчетливо проявился «человек массы» как носитель особого типа сознания — массового сознания. Анализу характерных черт такого человека посвящена работа испанского мыслителя X. Ортеги-и-Гассета «Восстание масс». Термин «масса» философ не привязывает ни к какому социальному классу. «Масса — это посредственность». Самое же неприятное состоит в том, что в наше время, по мнению X. Ортеги-и-Гассета, именно такие «заурядные души» доминируют. Наряду с положительными сторонами исторического прогресса — подъемом техники, созданием новых потребительских благ, обеспечением более комфортных форм жизни и пр. — проявились и негативные. «Славу и ответственность за выход широких масс на историческое поприще несет XIXвек».2 По мнению испанского мыслителя, три великих достижения XIX в. одновременно с положительными последствиями породили и отрицательные — либеральную демократию, экспериментальную науку и промышленность. Именно они определили психологические штрихи сегодняшнего массового человека: «безудержная экспансия собственной натуры... врожденная неблагодарность ко всему, что сумело облегчить ему жизнь»3, нежелание трудиться, эгоистичность. Масса — это «состояние духа»: ее «больше всего заботит собственное благополучие и меньше всего — истоки этого благополучия... средний человек и для себя не видит иной обязанности, как убежденно домогаться, единственно по праву рождения»4.



Таким образом, массовая культура — это состояние, а еще точнее, культурная ситуация, соответствующая определенной форме социального устроения, иначе говоря, культура «в присутствии масс».5

Сам термин массовая культура (от лат massa - ком, кусок и cultural - возделывание, воспитание) не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Она появилась в середине ХХ в., когда СМИ проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Термин "массовая культура" впервые был введен М. Хоркхаймером, немецким философом и социологом в 1941 г. И известным американским ученым Д. Макдональдом в 1944 году.

Но универсального определения массовой культуры до сих пор не существует. Такая ситуация имеет свое рациональное объяснение. Дело в том, что как научно-философская категория, «массовая культура» включает в себя целых три понятия. Во-первых, «культуру», как особый характер продукта. Во-вторых, «массовость», как степень распространения продукта. В-третьих, «культуру», как духовную ценность.

Некоторые исследователи полагают, что массовая культура – это особый культурный феномен, автономное образование, в котором часто происходит разрыв формы и содержания. В частности, А. Б. Гофман отмечает, что массовая культура – это особое состояние культуры в кризисный период общества, когда развивается процесс распада ее содержательных уровней.6 Поэтому массовая культура часто принимает формальный характер. Функционируя, она лишается сущностного содержания, и, в частности, традиционной морали.

В другом подходе массовая культура определяется как явление, характеризующее особенности производства культурных ценностей в 

современном обществе. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны их проживания. Массовой культура является еще и потому, что она массово ежедневно производится. Это культура повседневной жизни, доступно предоставляемая аудитории средствами массовой коммуникации.

Другая линия критики идет со стороны сторонников высокой и элитарной культуры. Содержательное воплощение эта линия получила, например, в работе X. Ортега-и-Гассет «Восстание масс». Для него массовая культура предстает как оформленное сознание ограниченной, самодовольной, агрессивно настроенной и непросвещенной массы, присваивающей себе миссию навязывать обществу свои узколобые культурные стандарты общего блага, снижая тем самым уровень духовной жизни в целом. Он противопоставляет «жизнь благородную и жизнь пошлую». Если первая воплощает в себе энергию, творчество, достижения и заслуги, поиски высоких идеалов, то вторая — воплощение косности, разрушение норм и ценностей, примитивизацию жизни и отношений.7

Одним из наиболее интересных и продуктивных следует признать подход Д. Белла, согласно которому массовая культура – это своего рода организация обыденного сознания в информационном обществе, особая знаковая система или особый язык, на котором члены информационного общества достигают взаимопонимания.8 Она выступает как связующее звено между постиндустриальным обществом высокой специализации и человеком, который интегрирован в него лишь как «частичный» человек. Коммуникация же между «частичными» людьми, узкими специалистами, к сожалению, осуществляется, по всей видимости, лишь на уровне «массового человека», т. е. на среднем общедоступном языке, которым и является массовая культура.

    1. 

    2. Классификация сфер проявления массовой культуры, предложенная А.Я. Флиером

В морфологическом строении культуры можно выделить две области: обыденной и специализированной культуры.

Обыденная культура реализуется в соответствующих формах образа жизни. Образ жизни определяется в числе прочего и родом профессиональных занятий человека, но более всего - социальным статусом человека, его сословной или классовой принадлежностью. Именно социальный статус задает направленность экономических и познавательных интересов личности, стиль её досуга, общения, этикета, информационных устремлений, эстетических вкусов, моды, что составляет основной массив черт обыденной культуры.

Структура бытия в массовой культуре задается человеку как набор более или менее стандартных ситуаций по жизни: журналистами, рекламными агентами, публичными политиками и т.п. В массовой культуре уже все известно наперед.

Феномены массовой культуры создаются профессиональными людьми, преднамеренно редуцирующими сложные смыслы к примитиву. Нельзя сказать, что такого рода инфантилизм9 прост по исполнению; хорошо известно, что техническое мастерство многих звезд шоу-бизнеса вызывает искреннее восхищение у представителей "художественной классики".

Среди основных проявлений и направлений массовой культуры нашего времени можно выделить следующие:

- индустрия "субкультуры детства" (художественные произведения для детей, игрушки и промышленно производимые игры, товары специфически 

детского потребления, детские клубы и лагеря, военизированные и иные организации, технологии коллективного воспитания детей);

- средства массовой информации (печатные и электронные), транслирующие текущую информацию, "растолковывающие" рядовому человеку смысл происходящих событий, суждений и поступков деятелей из специализированных сфер;

- массовая общеобразовательная школа, приобщающая учащихся к основам научных знаний, философских и религиозных представлений об окружающем мире с помощью типовых программ;

- система идеологии и пропаганды, формирующая политические ориентации населения;

- массовые политические движения, инициированные элитой с целью вовлечения в политические акции широких слоев населения, в большинстве своем далеких от политических интересов, мало понимающих смысл политических программ; 10

Можно перечислить еще ряд иных направлений массовой культуры. Поскольку в повседневном быту люди сталкиваются с феноменами массовой культуры чаще всего в её наиболее коммерческих проявлениях.

Массовая культура порождается объективными процессами модернизации общества, когда социализирующая функция традиционной культуры утрачивает свою эффективность.

Так или иначе, массовая культура представляет собой вариант обыденной культуры городского населения, компетентной только в узкой сфере.



Массовая культура: неотъемлемые черты массификации общества

Массовая культура возникает как потребность новых социальных слоев в создании новой городской культуры, а в другой выступает как средство манипулирования массовым сознанием. Основополагающий критерий современной культуры – ориентированность ее, прежде всего на продажу. Главная ее цель – не дидактическая функция, а расслабляющая, развлекающая, то есть призванная удовлетворять потребности человека –массы. Массовая культура не стремиться поднять толпу до своего уровня, а, наоборот, опускается до уровня масс.

В условиях разрушения привычных ценностей массовая культура стремиться удовлетворять тоску человечества по идеалу. Для этого используются простые, устойчивые наборы мировоззренческих клише, которые формируют неявный кодекс миропонимания и морали.

1.Массовая культура носит преимущественно коммерческий характер. Произведения массовой культуры являются своеобразным товаром, они подчиняются законам рынка, денежной выгоды.

2.В качестве адресата массовой культуры выступает не отдельный человек, а большое количество людей, широкая аудитория потребителей. Это может быть аудитория больших залов, стадионов, миллионы зрителей телевизионных и киноэкранов. Массовой культурой называется такой вид культурной продукции, которая ежедневно производится в больших объемах. Массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны проживания.

3.Для распространения массовой культуры широко используются средства массовой информации и реклама.

4.Массовая культура выполняет развлекательную и компенсаторную функции и сочетает в себе два основных качества: эффектную, зрелищную 

форму и облегченное содержание. Не нужно специальной подготовки для ее восприятия, приложения интеллектуальных усилий. Она проста, непритязательна, доступна всем.

5.Важные черты массовой культуры - унифицированность, шаблонность, стереотипность, ориентация на средний и низкий уровень потребностей. Современные социологи рассматривают массовую культуру как важнейшее средство борьбы со стрессами. С другой стороны, многие люди испытывают чувство обиды, несправедливости, досады, боли. Они также нуждаются в разрядке. Таким образом, массовая культура дает выход подсознательным импульсам, инстинктам человека; ориентирована на механизмы подсознания.

6.Язык массовой культуры космополитичен, он утрачивает национальную специфику. В массовой культуре используются такие жанры искусства, как детектив, боевик, триллер, комикс, мюзикл, "мыльная опера", мелодрама.

7.Сама массовая культура неоднородна, она включает разные уровни, например, примитивные, лишенные художественной ценности произведения, рассчитанные на внешний эффект, а также кич11, рекламу и «желтую» прессу.

    1. 

    2. Роль массовой культуры в современной идеологической борьбе

  Как самостоятельное явление массовая культура оценивается противоречиво. В целом существующие точки зрения можно разделить на две группы. Представители первой группы (Адорно, Маркузе и др.) дают негативную оценку этого феномена. По их мнению, массовая культура формирует у ее потребителей пассивное восприятие действительности. Такая позиция  аргументируется тем, что в произведениях массовой культуры предлагаются готовые ответы на то, что происходит в социокультурном пространстве вокруг индивида. Кроме того, некоторые теоретики массовой культуры полагают, что под её влиянием изменяется система ценностей: стремление к занимательности и развлекательности становится доминирующим. К негативным моментам, связанным с влиянием массовой культуры на общественное сознание, относят также и то, что массовая культура основывается не на образе ориентированном на реальность, а на системе имиджей, воздействующих на бессознательную сферу человеческой психики. Массовая культура:

- Снижает общую планку духовной культуры общества, поскольку потакает невзыскатель

ным вкусам «массового человека»

- Ведет к стандартизации и унификации не только об

раза жизни, но и образа мыслей миллионов людей

- Рассчитана на пассивное потребление, так как не стимулирует никаких творческих импульсов в духовной сфере

- Формирует у людей через массированную рекламу искусственные потребности

- Используя современные СМИ, подменяет для мно

гих людей реальную жизнь, навязывая опреде

ленные представления и предпочтения

К этой группе можно отнести и авторов Учения Живой Этики (Махатмы, семья Рерихов). Согласно парадигме Живой Этики, массовая культура по 

своей сути является псевдо-культурой, так как в отличие от истинной в большинстве своих форм не способствует гуманистически ориентированному социальному прогрессу и духовной эволюции человека. Призвание и назначение высокой культуры – облагораживание и совершенствование человека.

   Между тем, исследователи, придерживающиеся оптимистической точки зрения на роль массовой культуры в жизни общества, указывают что: 

      она притягивает к себе массы, не умеющие продуктивно использовать свое свободное время

         создает своего рода семиотическое пространство, которое способствует более тесному взаимодействию между членами высоко технологичного общества;12

         дает возможность широкой аудитории познакомиться с произведениями высокой культуры. 13

      И все же, вероятно, противопоставление определенно позитивной и определенно негативной оценок массовой культуры будет не совсем корректным. Очевидно, что влияние массовой культуры на общество далеко не однозначно и не вписывается в бинарную схему «белое – черное». В этом заключается одна из главных проблем анализа массовой культуры.

Кроме того, известный английский писатель О. Хаксли, анализируя специфику массовой культуры как эстетического явления, отмечает и такие причины ее популярности как: узнаваемость и доступность. 14 «Общество нуждается в постоянном подтверждении великих истин, - весьма 

справедливо замечает он, - хотя делает это массовая культура на низком уровне и безвкусно».15

      Массовая культура, учитывая все эти особенности сознания, предоставляет продукцию, которая легко воспринимается, позволяет окунуться в мир грез и иллюзий, создает впечатление обращения к конкретному индивиду.

В связи с этим встает вопрос о средствах и способах предотвращения влияния «массовой культуры» на социалистическую культуру. Прежде всего они заключаются в широком просвещении народных масс, в изучении эстетики популярных жанров и освоении демократических традиций, лежащих в их основе. Другой путь преодоления этого влияния заключается в изучении и освоении традиций национального и народного искусства. 16

Явно или неявно подразумевается, что в прошлом существовал золотой век культурного процветания, когда «истинные» творцы создавали исключительно «подлинные» культурные ценности, а «истинные» ценители «по-настоящему» усваивали их. Недифференцированно критическое отношение к массовой культуре, ее «отбрасывание» многими западными, а вслед за ними и некоторыми отечественными теоретиками и практиками, по сути дела, скрывает снобистскую критику масс. Разумеется, неприятие низкопробной продукции, предлагаемой «рынком» культуры, не может вызвать возражений, однако низкое качество и массовость — отнюдь не синонимы»17



     В заключение несколько слов о возможных социальных перспективах массовой культуры. По всей видимости, массовая культура прочно укрепилась в современном обществе, и ожидать ее спонтанного исчезновения, по крайней мере, в ближайший исторический период, не приходится. Очевидно, что если она продолжит свое существование в настоящем виде, то общий культурный потенциал цивилизации не только не возрастет, но может понести и существенный ущерб. Псевдо-ценности массовой культуры все же слишком обременительны и даже разрушительны для личности и общества. Поэтому необходима идейная трансформация массовой культуры через ее наполнение более возвышенными идеями, социально значимыми сюжетами и эстетически совершенными образам




Высокая культура как антипод массовой культуры

2.1. Определение высокой культуры как маргинального феномена

Элитарная (высокая) культура (от франц. elite — отборное, выбранное, лучшее) — субкультура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Апеллируя к избранному меньшинству своих субъектов, как правило, являющихся одновременно ее творцами и адресатами, элитарная культура сознательно и последовательно противостоит культуре большинства, или массовой культуре в широком смысле (во всех ее исторических и типологических разновидностях — фольклору, народной культуре, официальной культуре). Более того, элитарная культура нуждается в постоянном контексте массовой культуры, поскольку основывается на механизме отталкивания от ценностей и норм, принятых в массовой культуре, на разрушении сложившихся стереотипов и шаблонов масскульта, на демонстративной самоизоляции в целом национальной культуры. В этом отношении элитарная культура — характерно маргинальный феномен в рамках любого исторического или национального типа культуры и всегда — вторична, производна по отношению к культуре большинства.

Производителем и потребителем элитарной культуры, с точки зрения представителей этого направ

ления в культурологии, является высший привилегированный слой общества — элита (от франц. elite - лучшее, отборное, избранное). Определение элиты в различных социологических и культурологических теориях неоднозначно. Итальянские социологи Р. Михельс и Г. Моска считали, что элиту по сравнению с массами характеризует высокая степень деятельности, продуктивности, активности. Однако в философии и культурологии получило большое распространиние понимание элиты как особого слоя общества, наделенного спе

цифическими духовными способностями. С точки зрения этого подхода, понятием элита 

обозначается не просто высший слой общества, правящая верхушка. Элита есть в каждом общественном классе. Элита — это часть общества, наиболее способная к духов

ной деятельности, одаренная высокими нравственными и эстетическими задатками. Именно она обеспечивает общественный про

гресс, поэтому искусство должно быть ориентировано на удовлетво

рение ее запросов и потребностей. Основные элементы элитарной концепции культуры содержатся уже в философских сочинениях Л. Шопенгауэра и Ф. Ницше.

С точки зрения Шопенгауэра, изложенной в работе "Мир как воля и представление", человечество изначально разделено на две группы: высших - людей гения, способных к эстетическому созерцанию и художественно-творческой деятельности, и низших - людей пользы, уделом которых является чисто практическая, утилитарная деятельность.

Х.Ортега-и-Гассет видит общество как "орден людей выдающихся и орден людей заурядных". Народ же - это только один из элементов социальной структуры, косная материя исторического процесса, второстепенный компонент бытия. 18

В отечественной общественной мысли проблемы элиты и элитарной культуры наиболее последовательно представлены, например, в работах Н.Бердяева, выступившего против идеи социального равенства, которое, по его мнению, ведет к исчезновению элиты, аристократии, а, значит, принципов организации общества. "Всякое государство основано на неравенствах, на дифференциациях… Непосредственного управления, властвования человеческой массы быть не может… Аристократия, как управление и господство лучших, как требование качественного подбора, остается на веки веков высшим принципом общественной жизни. … С 

сотворения мира всегда будет править меньшинство, а не большинство".19 Поэтому народовластие, демократия воспринимается им как угроза творческой личности, элите, культуре. "…Господство всех ничего реального не означает, кроме темного, безличного и смешанного хаоса… Самодержавие народа - самое страшное самодержавие, ибо в нем зависит человек от непросветленного количества, от темных инстинктов масс, воля одного и воля немногих не может так далеко простирать свои притязания, как воля всех. … Демократия неблагоприятна правлению сильных, ярких, творческих личностей, она создает нивелирующую общественную среду, которая стремится целиком поглотить личность и подчинить ее себе. Высшая культура нужна лишь немногим.

Элитарная культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура (например, живопись Пикассо), трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. Формула элитарной культуры — «искусство для искусства».


2.2. Элитарная культура и ее особенности

Эта культура принципиально обращается только к элите, это культура "аристократического инстинкта", касты, но не демоса20. Она не стремится к тому, чтобы быть понятой всеми: она замкнута, герметична, доступна лишь незаурядным людям. У массы излюбленным является такое искусство, в центре внимания которого находится человек и его страсти. Противопоставляя себя массе, стремясь создать искусство, ориентированное на элиту, его творцы сегодня нередко вступают на путь дегуманизации, последовательного отказа от изображения в искусстве "человеческого, слишком человеческого". И если способом восприятия прежнего искусства служило сопереживание, то подлинно эстетическое восприятие нового искусства предполагает чистое, холодное, бесстрастное созерцание, не замутненное чувством.

Долгое время особенности элитарной культуры рассматривались "от противного", точкой отсчета была массовая культура. Унифицированности и тривиальности последней элитарная культура противопоставляет оригинальность и индивидуальность в поисках новых художественных решений; простоте и доступности - закрытость и зашифрованность культурных кодов; минимуму изобразительных средств - самый широкий спектр средств выразительности и т.д.

Но главное отличие элитарной культуры от массовой культуры состоит в том, что истинно творческой является культура элитарная: именно здесь создаются новые культурные формы и определяются пути дальнейшего развития. Знаменитый "Улисс" Дж. Джойса, произведения Г.Гессе и Х.Л.Борхеса, французский "новый роман"; картины П.Пикассо, К.Малевича, В.Кандинского; фильмы А.Тарковского, А.Сокурова, Дж. Джармуша, П. Гринуэя; музыка Дж. Кейджа и Э.Денисова являются тому примером.



В элитарной составляющей культуры происходит апробация21 того, что, спустя годы, станет общедоступной классикой, а возможно и перейдет в разряд тривиального искусства. Время стирает границы между массовой и элитарной культурами. То новое в искусстве, что сегодня является уделом немногих, через столетие будет понятно уже значительно большему числу реципиентов22, а еще позже может стать в культуре общим местом.




2.3. Художественные течения и направления высокой культуры в современном искусстве

Увеличение числа различных художественных течений свидетельствует об интенсивности идейно-художественных поисков в среде художественной и интеллектуальной элиты. Это происходит на фоне усиливающегося кризиса, охватившего все сферы социального бытия, затронувшего культурное самоопределение человека. Особенно остро встали проблемы отчуждения человека - от общества, от природы, от себе подобных, от труда и его результата, т. е. превращение их в самостоятельную силу, господствующую над человеком, враждебную ему, подчинение его технике. Человек почувствовал себя одиноким и потерянным в мире, перенасыщенном социальными и политическими конфликтами. Возросло ощущение приближающейся катастрофы. Все это стало осознаваться как нарушение культурной целостности. Поиски выхода из кризисной ситуации породили разные философские концепции, отражающие разочарование в силе разума, ощущение бесчеловечности мира, тотальной изолированности человека от социума, обусловили поворот философии в сторону иррационализма, в том числе экзистенциализма,23 иными словами, поворот к иррациональной реальности, внутреннему бытию человека, познаваемому только интуитивно. Происходит противопоставление человека миру. Идеи иррационализма стали опорой для многих элитарных "сверхноваторских" направлений в художественной культуре. Хотя эти течения не создавались какой-либо единой группой авторов, а разные направления возникали в различных странах, в разные годы, в разных видах искусства, но, несмотря на это есть основания говорить об общности идейно-эстетических позиций. Эти направления получили название модернистких.



Модернизм (moderne - франц. новый) - это общее название для различных течений в современном искусстве, которое характеризуется ориентацией на создание абсолютно новых форм, демонстративным разрывом с национальными традициями, принимающим бунтарский, даже скандальный характер. Протест против всего "консервативного", обывательского, выливается в уход от реального мира с его предметностью, погружение в глубины подсознания, тайны духовности, создание странных, алогичных, иногда завораживающих культурных текстов явилось реакцией на невиданный ранее глобальный культурно-цивилизационный перелом.

Абстрактное искусство провозглашает освобождение живописцев от форм видимого мира во имя наиболее полного выражения духовности.

Сюрреализм еще одно протестное направление в литературе и изобразительном искусстве Франции, ориентированное на поиск пути выхода из одиночества, возможности активной деятельности вне связи с революционностью и империалистической действительностью. К нему принадлежали А.Бретон, Л.Арагон, П.Элюар, П.Клее, С.Дали, Р.Варо и мн др. Сюрреалисты стремились соединить в своем творчестве элементов реальности и алогичной фантастики, чтобы создать мир новой реальности, где самые неправдоподобные события кажутся нормальными. В своем творчестве художник должен выйти из-под власти воли и разума. Такие картины, по их словам должны выявлять все худшее, что есть в человеке, "дремлющих и пробуждающихся в нем чудовищ". У С.Дали преобладает сдвинутый, перекошенный мир, где все сплавлено воедино, а образ рождается из сновидений, где могут соединяться самые разные изображения и фантастические видения.

Футуризм - искусство будущего, отвергая человеческие чувства, идеалы как слабости, провозглашал силу, энергию, скорость сложилось в разных странах. Основатель движения Т.Маринетти провозглашал главными - дерзость, бунт, агрессивность. В России к этому течению принадлежали 

В.Хлебников, В.Маяковский, А.Крученых, и др. "Долой слово-средство. Само по себе слово не имеет связей с обозначаемой им действительностью, Язык самоценен и не имеет никаких познавательных функций и творит свою собственную "мифологическую действительность". Художники-футуристы видели объектом искусства не предметный мир, а движение, передаваемое синтезом времени, места, формы, цвета, этот синтез на деле выглядел как многократное повторение линий, красок, изображение многократно повторяемых предметов.

Театр абсурда (Э.Ионеско, С.Беккет и др.) - вариант модернизма в драматургии. Мир его не совсем фантастичен, однако реальные детали объединяются произвольно, образуя мир хаоса, мир абсурда. Оказалась нарушенной жизненная целостность театрального представления путем ломки логики драматургического материала, сочетания деталей, логически не сочетаемых (например, " В ожидании Годо" Беккета, "Лысая певица Ионеско). Творческие позиции здесь близки сюрреализму, т.к. Ионеско оставляет за собой право черпать материал для театра в своих внутренних противоречиях, видениях, смутных темных желаниях.

В киноискусстве существуют направления, где нет деформации реальности и человека, но сложность, ассоциативность "языка", уход в тайные глубины сознания и подсознания делает их ориентированными на относительно ограниченный круг зрителей. Это творчество таких выдающихся как кинорежиссеров, как Ф.Феллини, М.Антониони, И.Бергмана, А.Тарковского и других.


    1. 

    2. Перспективы элитарных направлений

Высокая культура не только может, но должна оставаться чуждой народу. Но элитарная культура противоречива. С одной стороны в ней достаточно явственно выражается поиск нового, еще неизведанного, с другой - установка на консервация, сохранение уже известного, привычного. Поэтому, вероятно в науке, художественном творчестве новое добивается признания, преодолевая подчас немалые трудности. Ортега-и-Гассет говорит о том, что всякий только что появившийся стиль переживает "период карантина" и напоминает о распрях вокруг романтизма, баталиях вокруг "Эрнани" Гюго и пр. Элитарная культура, включая направления экспериментального характера, внесла свою лепту в обогащение идейно-теоретической, образно-содержательной канвы, в расширение спектра практических навыков, средств выражения, идеалов, образов, представлений, научных теорий, технических изобретений, философских, общественно-политических учений.

Перспективы элитарных направлений могут быть различны. Если обратиться к художественной практике, то, во-первых, возможна их демократизация, включение в более широкий социально-культурный контекст. Это произошло, например, с элитарной дворянской художественной культурой в России Х1Х века на пути ее сближения с народной культурой. В результате миру явилось самобытное национальное искусство, давшее такие имена как А.Пушкин, М.Глинка, Ф.Достоевский и многие другие. Во-вторых, возможно замыкание в узком кругу единомышленников на почве творческих экспериментов, углубления в мир субъективных представлений, интуитивных прозрений и, в итоге, отрешение от жизненных реалий.

  1. 

  2. Взаимодействие высокой и массовой культур

Культура современного общества сложна и многообразны. Массовая культура благодаря своей всеядности хорошо приспосабливается к разным условиям более того она использует эстетические нормы, технологические приемы многих разновидностей культуры и даже вытесняет другие разновидности культуры имея основательную техническую и финансовую базу: народную, традиционную и современную, профессионально-специализированную, элитарную и демократически ориентированную. Но может и взаимодействовать этими культурными разновидностями.

«Массовая культура» сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления. Радио, телевидение, современные средства связи, а затем видео- и компьютерная техника способствовали её распространению. В западной социологии «массовая культура» рассматривается как коммерческая, поскольку произведения искусства, науки, религии выступают в ней в качестве предметов потребления, способных при продаже приносить прибыль, если они учитывают вкусы и запросы массового зрителя, читателя, любителя музыки.
Как и в любом другом виде коммерции, неотъемлемой частью «массовой культуры» является реклама. Некоторые издательства, кинокомпании тратят до 15-20% прибыли на рекламирование своей продукции и на изучение вкусов её потребителей.

«Массовую культуру» называют по-разному: развлекательным искусством, искусством, кичем. В 80-х гг. термин «массовая культура» стали употреблять реже, поскольку он скомпрометирован тем, что использовался исключительно в отрицательном смысле. В наши дни его заменило понятие «популярная культура», или «поп-культура». Характеризуя её, американский психолог М. Белл подчеркивает: «Эта культура демократична. Она адресована вам людям без различия классов, наций, уровня бедности и богатства. Кроме того, благодаря современным средствам массовой 

коммуникации людям стали доступны многие произведения искусства, имеющие высокую художественную ценность».24

«Массовой культуре», или «поп культуре», часто противопоставляют «элитарную культуру», сложную по содержанию культуру. Произведения, создаваемые в рамках этой культуры, рассчитаны на узкий круг тонко разбирающихся в искусстве людей и служат предметом оживленных споров среди искусствоведов и критиков. Но массовый зритель, слушатель может не обратить на них никакого внимания или не понять.
Коммерческая выгода не является целью для создателей «элитарных» произведений искусства, стремящихся к новаторству, полному самовыражению и художественному воплощению своих идей. При этом возможно проявление уникальных произведений искусства, которые иногда приносят их создателям не только признание, но и немалый доход, становясь очень популярными.

«Популярная культура» и «элитарная культура» не враждебны друг другу.
Достижения, художественные приёмы, идеи «элитарного искусства » через некоторое время перестают быть новаторскими и перенимаются «массовой культурой», повышая её уровень. В то же время «популярная культура», приносящая прибыль, даёт возможность кинокомпаниям, издательствам, оказывать поддержку творцам «элитарного искусства».
Массовая культура создает такое пространство, его иллюзию, на первый взгляд уютную и комфортную, предоставляющее необходимую информацию, развлекающую, обеспечивающую отдых, и психологическую разрядку. Поэтому человек, оказавшийся высоко урбанизированной, поликультурной среде должен найти свое место под солнцем, свое социально-культурное пространство.



Заключение

В данной курсовой работе было проведено исследование элитарной и массовой культур. Проанализировав особенности и черты каждой из форм, можно придти к выводу, что массовая культура и сейчас продолжает свое существование, укрепившись в современном обществе. Необходимо трансформировать массовую культуру через ее наполнение более возвышенными идеями. Именно высокая культура включает в себя совершенные образы и социально-значимые сюжеты. Элитарная культура сознательно противостоит культуре большинства. Но, несмотря на все эти факторы, культуры взаимосвязаны. Более того элитарная культура нуждается в постоянном контексте массовой культуры, поскольку основывается на механизме отталкивания от ценностей и норм, принятых в массовой культуре, на разрушении сложившихся стереотипов и шаблонов масскульта. Именно это последнее обстоятельство позволяет успешно работать над тем, чтобы подлинные ценности, как созданные в прошлом, так и формирующиеся на глазах человека, не замыкались ни на верхних, труднодоступных и малопосещаемых этажах культуры, ни на нижних, а жили полноценной жизнью.




Список используемой литературы

Основные источники:

  1. Ерасов Б.С. Социальная культурология //Аспект пресс. – М., 2000. – 591с.

  2. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. - М., 1991. - 588с.

  3. Солонин Ю.Н., Каган М.С. М.: Высшее образование, 2007. — 566с.

Электронные ресурсы:

Бердяев Н.А. Философия неравенства. http://magister.msk.ru/library/philos/berdyaev/berdn007.htm

Негодаев. И.А. Информатизация культуры. Трансформация культуры. – С 18. http://business.polbu.ru/negodaev_informculture/ch08_xviii.html

Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства. 1991. http://lib.ru/FILOSOF/ORTEGA/ortega12.txt

Словарь литературных терминов.2009 http://litterms.ru/

Словарь терминов изобразительного искусства. 2002. http://www.artdic.ru/

Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. М., 1995 http://ushdict.narod.ru/



Дополнительная литература:

  1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. – М.: Мысль, 1993. С. 782с

Большая советская энциклопедия. – М. 1972

Гофман А. Б. Мода и люди: новая теория моды и модного поведения. – М., 1994. 160с

  1. Гофман А.Б. Дилеммы подлинные и мнимые, или о культуре массовой и немассовой // Социс. - 1990. - № 8. С. – 106-111.

Гуревич П. С. Философия культуры. - М., 1994. - 242с.

Гуревич П. С. Человек и культура.- М., 1998. – 381с.

Культурология: ХХ век: Словарь. - Спб.: Университетская книга, 1997. – 630с.

Кравченко А.И. Культурология: словарь. - 2-е изд. - М.: Академический проект, 2001. - 725с.

  1. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. – М., 2005. – 269с.

  2. Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. - М.,1997. – 770с.

  3. Орлова Э.А. Динамика культуры и целеполагающая активность человека // Морфология культуры: структура и динамика. М., 1994. – 415с.

  4. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. Политиздат, 1992. – 543с.

  5. Радугин. А. А. – М.: Культурология: Учебное пособие / Центр, 2001. – 304с.

  6. Руднев В. П. Словарь Культуры XX века. – М., 1999. – 384с.

  7. Флиер А. Я. Массовая культура и её социальные функции. // ОНС: Общественные науки и современность. – М., 1998. - №6. С138-148

  8. Шагинская Е.Н. Массовая культура XX века: очерк теорий. // Полигнозис – М., 2000. – №2. С. – 80.

Шестаков В. П. Мифология XX века: Критика теории и практики буржуазной «массовой культуры». – М., 1988. – 224с.

  1. Энциклопедический словарь по культурологии. – М., 1997. – 477с.



1 Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. Политиздат, 1992. С – 429.

2 Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. С. 316

3 Там же. С. 319

4 Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. С. 320

5 Солонин Ю.Н. Каган М.С. Культурология М., 2007 – С. 292

6 Гофман А. Б. Мода и люди: новая теория моды и модного поведения. – М., 1994. – С. 17

7 Ерасов Б.С. Социальная культурология //Аспект пресс. – М., 2000. - С 415

8 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. – М., 1993. – С 96.

9 (от лат. infantilis — детский), задержка в развитии организма, проявляющаяся в сохранении у взрослого физических и психических черт, присущих детскому возрасту. Большая советская энциклопедия. – М. 1972 - С 344

10 Флиер А. Я. Массовая культура и её социальные функции. // ОНС: Общественные науки и современность. – М., 1998 – С. 138-148

11 Специфическое явление, относящееся к самым нижним пластам массовой культуры; синоним стереотипного псевдоискусства, лишенного художественно-эстетической ценности.//Словарь терминов изобразительного искусства. 2002г.

12 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. – М., 1993. С.- 112

13 Шагинская Е.Н. Массовая культура XX века: очерк теорий. // Полигнозис – М., 2000. – №2. С. 80.

14 Гуревич П.С. Философия культуры. - М., 1994

15 Хаксли О. Искусство и банальность, 1923г. – С 213.

16 Шестаков В. П. Мифология XX века: Критика теории и практики буржуазной «массовой культуры». – М., 1988. – С 221.

17 Гофман А.Б. Дилеммы подлинные и мнимые, или о культуре массовой и немассовой // Социс. - 1990. - № 8. - С. 106.

18 Ортега-и-Гассет, «Дегуманизация искусства» 1991// http://lib.ru/FILOSOF/ORTEGA/ortega12.txt

19 Н. Бердяев. Философия неравенства. http://magister.msk.ru/library/philos/berdyaev/berdn007.htm

20 Народ, непривилегированные слои населения в классовом обществе. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. М., 1995

21 (от лат. approbatio) Одобрение, имеющее официальный характер. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. М., 1995.

22 (от лат. recipientis — получающий) — субъект (читатель, зритель, слушатель), воспринимающий адресованное ему сообщение. Словарь литературных терминов.2009

23 Философское направление середины ХХ в., выдвигающее на первый план абсолютную уникальность человеческого бытия, невыразимую на языке понятий. В.Руднев «Словарь культуры ХХ в.»

24 И.А. Негодаев. Информатизация культуры .Трансформация культуры. – С 18. http://business.polbu.ru/negodaev_informculture/ch08_xviii.html




Скачать файл (69.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации