Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Ответы на вопросы по истории государства и права Беларуси - файл 1.docx


Ответы на вопросы по истории государства и права Беларуси
скачать (100.6 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx101kb.16.12.2011 05:10скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...
1. Предмет и основные методы изучения курса ИГПБ

Предмет – основные исторические закономерности возникновения, становления, развития государства и права на территории Беларуси.

Методы изучения: диалектический – все рассматривается в развитии; марксистский – в основе развития общества лежит развитие экономики; хронологический – материал рассматривается с течением времени, от древних времен до настоящего времени; сравнительный – в сравнении с историей на различных этапах развития, в сравнении с другими государствами и странами.

Периодизация курса ИГПБ: государство и право в период Киевской Руси (6-12 вв.); Беларусь в составе ВКЛ (13-16 вв.); Беларусь в составе Речи Посполитой (вторая половина 16 – конец 18 вв.); Беларусь в составе Российской империи (конец 18 века – 1917 г.); Беларусь в советский период (1917-1991); Беларусь на современном этапе (с 1991 по настоящее время).

^ 2. Образование Киевского государства. Первые государства-княжества на территории Беларуси.

Впервые вопрос о происхождении Древнерусского государства упоминается в летописи конца 11 – начала 12 веков «Повесть временных лет». Летописец сообщает о 14 племенных союзах у восточных славян. Союзы возглавляли князья и родоплеменная знать. Племенные союзы для ведения боевых действий, обороны, контроля за важнейшими торговыми путями объединялись в «союзы союзов».

В источниках упоминаются несколько крупных центров, в том числе Киев и Новгород, которые объединились воедино под властью Киева в 882 году. В результате образовалось Древнерусское государство – Киевская Русь. Первым князем единого государства стал князь Олег.

В соответствии с норманнской теорией государства у восточных славян образовывались варягами – скандинавскими викингами, призванными на княжение в Новгород и другие центры. Подобного рода информация упоминается и в летописи «Повесть временных лет».

Становление государственности у восточных славян проходило в течение длительного периода времени – начиная с 7-6 веков до н.э. и заканчивая 8-9 веками н.э. Происходило оно под влиянием экономических, политических и социальных внутренних причин, хотя и внешние причины сыграли свою роль. Поведение населения в этот период регулировалось обычным правом и правилами, предписанными языческой религией.

Восточнославянские союзы племен были близки по языку, культуре, обычаям, что создавало условия для их политического объединения, что и произошло во второй половине 9 века. Во главе этого объединения стояла династия Рюриковичей, а главным городом был Киев.



Однако империя Рюриковичей не была централизованным государством. Она представляла собой политическое объединение феодалов вокруг великого князя с целью отпора набегам внешних врагов и осуществления сбора дани с собственного населения. В 11-12 веках происходит рост производительных сил, возникновение новых экономических центров, усиление власти князей на местах, постоянные междоусобицы, а в результате – феодальная раздробленность, которая приводит к распаду Киевской Руси.

Полоцкое княжество на севере и Туровское на Юге занимали основную часть территории Беларуси. Верхнее Понеманье (так называемая Черная Русь) входило во Владимиро-Волынское княжество. Земли в верхнем течении Днепра и Западной Двины составили Смоленское княжество. Нижнее Посожье и Поприпятье оказались, соответственно, в составе Черниговского и Киевского княжеств.

^ 3. Общественный строй государств-княжеств на территории Беларуси (9-12 вв.)

Классовая структура общества в 9-12 веках характеризуется наличием 2 основных классов: феодалов и феодально-зависимых людей. Одновременно с этими классами существуют крестьяне, свободные городские жители, а также рабы (холопы, челядь невольная).

Класс феодалов складывался из рабовладельцев, разбогатевших горожан, бывших свободных крестьян. Экономическая основа их богатства – земля. Существовали различные виды феодального землевладения: вотчинное – владение землей, усадьбой, крестьянами с правом продажи, раздела и передачи по наследству; поместное – передача земли во временное пользование за службу, без права передачи по наследству.

Характер взаимоотношений между феодалами определялся на основании имущественного принципа. Во главе стоял князь; затем князья – владельцы отдельных крупных земель – княжеств; бояре – владельцы больших и малых поместий. Мелкие феодалы шли на службу к крупным и становились их вассалами.

К классу феодально-зависимых относились крестьяне-данники – не находились в зависимости у отдельных феодалов, а выполняли определенные повинности платили дань, которая собиралась путем объезда князем и его дружиной своих владений.

Источниками феодальной зависимости были: обеднение крестьян; насильственное принуждение к выполнению повинностей в пользу феодала или государства; оседлость несвободных людей на земле.

Источник образования невольного населения – плен, самопродажа в неволю, происхождение от невольных, долги, преступления.



Свободные городские жители – это купцы и ремесленники, которые владели собственными мастерскими и владели земельными поместьями, работы в которых велись зависимыми от них крестинами и челядью невольной.

^ 4. Государственный строй государств-княжеств на территории Беларуси (9-12 вв.)

В начале этого периода термина «государство» не существовало и не употреблялось. Чаще всего использовался термин «земля», «город», «княжество». Каждая «земля» имела свой политический центр – славный город. Преобладают мелкие государства-княжества, которые по мере развития феодальных отношений объединялись с более сильными или сливались с ними как добровольно, так и по принуждению.

Каждая земля имела свой политический центр – стольный город. По его имени называлось все государство и его население – полочане, лукомляне, берестейцы, что свидетельствовало о политической, культурной и хозяйственной значимости столицы.

Высшими органами были князь, совет (рада), вече (сейм). Функции дворцово-вотчинных органов выполняли тиуны, ключники, тысяцкие, войские, а местные органы были представлены наместниками, волостелями и старцами.

По форме правления княжества были монархией. Князь был главой государства. Имея право решать все вопросы, важнейшие из них (сбор дани, ополчения, организация военного похода и т.п.) он решал только после обсуждения в раде или на вече, т.е. власть монарха была ограниченной. К тому же князь должен был учитывать и мнение представителей православной церкви: епископа, игумена.

Идеологической основой власти было православие. Церковь и духовенство активно участвовали в политической жизни государства и общества, сосредоточив в своих руках вопросы образования, брака, семьи, опеки и нравственности.

^ 5. Раннефеодальное право на территории Беларуси

В Древнерусском государстве суд не был отделен от администрации. Судебными органами являлись суд великого князя, вече, совет князя. Феодалы могли судить своих зависимых на территории своих вотчин. Вопросы брачно-семейных отношений рассматривали церковные суды. Действовали также общинные суды.

Дела о гражданских правонарушениях и уголовных преступлениях рассматривались в едином порядке – в форме состязательного процесса. Стороны имели равные права и сами собирали доказательства. В качестве 

доказательств использовались показания свидетелей, вещественные доказательства, испытания раскаленным железом или водой, присяга.

Дело возбуждалось по заявлению истца, который сам и искал преступника. Процедура подразделялась на несколько этапов: 1) гонение по следу; 2) заклич – пострадавший выходил на рыночную площадь и объявлял о хищении; 3) свод – у кого находили украденную вещь должен был объяснить как она к нему попала; 4) суд – доказательствами считались показания свидетелей, вещественные доказательства, документы, ордалии (испытание), поле (истец и ответчик выходили в боле и дрались).

Наказания: штраф (за убийство шел в казну князю или государства, а родственники погибшего получали половничество); поток и разграбление – высшая мера, считается, что это возможно: 1) смертная казнь и конфискация; 2) изгнание из общины и конфискация; 3) продажа в рабство и конфискация; назначался за убийство в разбое, кражу коня, умышленный поджог.

^ 6. Образование ВКЛ

Причины образования: экономическая – развитие экономики требовало более крупного государства; политическая и военная – борьба с внешними врагами; социальная – происходит расслоение общества на более богатых и бедных, что неизбежно вызывает межклассовые волнения, восстания, а для их подавления необходимо сильное государство.

Столицей был выбран Новогрудок, т.к. находился вдали от границ, на возвышенности, в безопасности. В город стали свозить богатства и деньги. Князем был приглашен Миндовг, который был изгнан из Литвы. Опираясь на Новогрудок он возвращает свою власть в Литве. С середины 13 века на протяжении почти столетия происходит постепенное образование ВКЛ.

Пути слияния: 1) добровольное вступление княжеств; 2) некоторые – через брачные союзы; 3) военный захват земель.

Территория составляла около 900 тысяч км2. С севера на юг – от Балтийского до Черного моря. С запада на восток – от Бреста до Смоленска. Соседи: Левонский орден, Польша, Золотая Орда, Крымское ханство, Московское княжество.

^ 7. Общественный строй ВКЛ

Все население можно подразделить на две группы: феодалы и феодально-зависимое население. Постепенно складываются четыре сословия: шляхта, духовенство, городское население и крестьяне.

Шляхта – это феодалы. Крупные феодалы имели большие наделы земли, которые передавались по наследству. Занимали высшие должности, иногда даже по несколько должностей. Средние феодалы земли и крестьян имели 

поменьше, занимали второстепенные должности, но могли пробиться и в крупные феодалы. Мелкие феодалы имели незначительное количество земли, крестьян. Земля давалась как правило за службу во временное пользование. Занимали должности в местном управлении. К шляхте в ВКЛ относились также и свободные люди, имевшие небольшой надел земли, крестьяне не имели, землю обрабатывали сами. Всего около 12% населения ВКЛ были шляхтой.

Шляхта была привилегированным сословием, звание передавалось по наследству. Лишить шляхетства можно было по суду за преступление или если шляхтич начинал занимался ремеслом или торговлей. Единственной обязанностью было военная служба и налог на военные нужды по решению Сейма.

Духовенство – менее привилегированное, но также неподатное сословие. Имеют права: владеть землей и зависимыми людьми, судиться своим церковным судом, участвовать в управлении государством, подавать жалобы самому монарху и др. Освобождены от уплаты государственных налогов.

Городское население проживало в городах численностью 2-3 тысячи человек, большие города – до 10 тысяч. В 1500 году на территории ВКЛ 50 городов, в 1600 – 200. Города постоянно развивались и росли. Город был административным, военным, торговым, культурным центром. Городское население можно поделить на три группы: верхушка – богатое купечество, владельцы ремесленных мастерских; средние слои – мелкие торговцы, ремесленники; городские низы – работающие по найму.

Крестьянство составляло основную массу феодально-зависимого населения, но правовое положение их значительно ухудшилось. Произошло правовое оформление их крепостной зависимости, усилилась их эксплуатация, увеличилось число частновладельческих крестьян. Крестьяне в зависимости от повинностей делились на: тягловых – несли повинности в пользу феодала, платили оброк; осадных – переводились на осадное положение, если в хозяйстве феодала не было работы, в основном платили оброк; огородников – имели небольшой огород; халупники – безземельные, имели только халупу; кутники – снимали угол, не имели даже халупы.

Фактически не обладали политическими правами, не могли менять место жительства. Самые бесправные – рабы. Их численность сокращалась, так как рабство было экономические неэффективным и сокращались источники рабства, оставался только один – плен.

^ 8. Государственный строй ВКЛ XIV – первой половины XV вв.

ВКЛ по форме правления представляло собой феодальную монархию. Во главе государства был великий князь. Фактически избирался Радой, формальной – Сеймом.



Основные обязанности: организация обороны; сбор дани; поддержание внутреннего порядка; руководство исполнительными органами; подписание законов; назначал на высшие должности; осуществлял судебные функции. Власть великого князя не была абсолютной и ограничивался во-первых крупными феодалами, многие из которых входили в состав Рады, во-вторых, Сеймом.

Власть великого князя опиралась на Раду, которая возникала из совета князя – его ближайших советников. Численность Рады – от 20 до 60 человек. Состав: родственники великого князя, высшие должностные лица, верхушка духовенства. Иностранцы и простой люд не допускались. Рада являлась исполнительным органом. Значение Рады было велико и фактически ни один вопрос, относящийся к компетенции различных высших органов, не решался без его обсуждения в Раде.

Сейм представлял собой сословно-представительный орган и состоял из шляхтичей. Вначале мог принимать участие любой шляхтич, затем депутаты на Сейм избирались на поветовых сеймиках. Полномочия Сейма (изначально): избрание великого князя по предложению Рады; унии с Польшей. В последующем полномочия расширяются. Сейм созывался по мере необходимости и мог заседать от нескольких дней до нескольких месяцев.

Особенность госаппарата ВКЛ в отсутствии коллегиальных отраслевых органов управления. Вместо них была система должностей, основанных на принципах назначения, кормления и совмещения должностей.

Канцлер – заведовал канцелярией и был хранителем большой государственной печати, без которой ни один нормативный акт не имел юридической силы. Участвовал в разработке нормативных актов, ведал архивом и корреспонденцией. В подчинении: подканцлер, писари и др.

Земский маршал – следил за соблюдением этикета при дворе и охраной не только при дворе, но и в любом месте, куда князь выезжал, мог председательствовать на заседаниях Сейма и Рады, принимал послов, осуществлял рассмотрение судебных дел, связанных с правонарушениями во время работы Сейма.

Подскарбий – заведовал казной, доходами и расходами; осуществлял управление государственным имуществом.

Гетман – ведал вооруженными силами; командовал войском, организовывал оборону, военные походы; заведовал комплектованием и снабжением войска.

Местные органы управления преимущественно возглавлялись князьями-вассалами, воеводами, наместниками, тиунами. Более узкие вопросы в области управления решали ключники, городничие, лесничие Коллегиальными органами на ме

стах оставались сходы, вече, соймы, копы, которые ре

шали важные актуальные вопросы

^ 9. Государственный строй ВКЛ второй половины XV – XVI вв.

Унификация системы местных органов власти и управления произошла в результате административной реформы 1564-1566 гг. Вся территория ВКЛ была разделена на 13 воеводств и 30 поветов. Последние в свою очередь состояли из волостей, сел и городов.

Во главе воеводства стоял воевода, назначался ВК и Радой. Осуществлял военные, полицейские, админист

ративные и хозяйственные функции. Опирался на много

численный штат местных должностных лиц, находящих

ся в его подчинении (подвоевода – заведовал канцелярией, каштелян – заместитель, командовал вооруженными силами, ключники – собирали налоги, лесничие, мостничие и др.). Компетенция воеводы: поддержание порядка, сбор налогов, организация вооруженных сил, исполнение правосудия.

Во главе повета был поветовый староста. Его компетенция на территории повета аналогична компетенции воеводы в воеводстве. Помощники: подстароста – судебные полномочия, поветовый маршалок – командовал поветовым ополчением.

В воеводства и поветах существовал сословно-коллегиальный орган – сеймик. Созывался примерно раз в год, участовала только шляхта, решали все местные вопросы, избирали представителей на вальный Сейм.

В воластях главой был державец. Во главе городской администрации и суда стоял войт. Назначался Радой из феодалов или горожан. Работала городская Рада, существовали общие собрания горжан.

По форме правления ВКЛ была сословно-представительной монархией. Рада и Сейм ограничивали власть великого князя. По государственному устройству ВКЛ была сначала федераций, затем унитарным государством, однако отдельные его части имели определенную автономию.

^ 10. Унии с Польшей

ВКЛ находилось в самом центре Европы и граничила со многими княжествами и государствами. Это предопределяло активную позицию княжества во внешнеполитической жизни: ВКЛ вело оборонительные войны, совершало захватнические походы, заключало торговые и политические союзы, в том числе на основании брачных союзов. В 1385 году был заключен династический брак великого князя Ягайло с польской наследницей Ядвигой. ВКЛ этот союз был выгоден не только в борьбе с крестоносцами но и в укреплении положение великокняжеской власти. 15 августа 1385 года было подписано историческое соглашение с Польшей, известное под названием Кревская уния.



В соответствии с условиями договора ВКЛ и Польша объединялись на следующих основаниях: король и великий князь в соединенных государствах должен был быть один – сначала Ягайло, затем его наследник, потомок Ягайло и Ядвиги; внешнее управление – сообща, внутреннее – самостоятельное, свое войско, свои деньги, свое правительство; Ягайло принимает католичество и распространяет его на все население ВКЛ. Условия унии были на руку польской стороне, но не удовлетворяли литовско-белорусских феодалов, потому что они, как минимум, становились вассалами Польши и теряли свою самостоятельность.

Ягайло начинает политику акатоличивания широких масс населения ВКЛ, что вызывает определенные сопротивления. За принятие католицизма Ягайло обещал существенные привилегии и ощутимый перевес в правах по сравнению с православной частью знати. Браки между католиками и православными разрешались лишь при переходе последних в католицизм.

В 1401 году положения Кревской унии были уточнены в результате принятия Виленско-Радомской унии, которой был закреплён сюзеренитет Польши в отношении Литвы, ВКЛ же сохраняла большую часть государственного суверенитета.

Люблинская уния – соглашение об объединении Королевства Польского и Великого княжества Литовского в федеративное государство – Речь Посполитая. Заключено 28 июня 1569, а 1 июля утверждена раздельно депутатами польского и литовского сеймов на сейме, созванном в городе Люблин.

Люблинская уния устанавливала единообразное государственное устройство во главе с монархом – избираемым королём польским и великим князем литовским, с общим сеймом и денежной системой. Войска, законодательство и судебная система, а также казна оставались раздельными. Отдельные элементы самостоятельности ВКЛ постепенно начали утрачиваться.

^ 11. Основные источники права в период ВКЛ

В 14-15 веках начинает развиваться законодательство, которое постепенно ограничивает обычное право. Издаются законы в форме привилеев (грамот), в которых юридически подтверждались права и льготы феодалов и оформлялось правовое положение сословий шляхты, а также закреплялись автономные права некоторых земель, городов, княжеств.

Развитие ремесла, торговли, рост количества городов и городского населения внесли изменения в материальную и духовную жизнь людей, что в свою очередь вызвало необходимость перестройки правовых отношений и самого права. Если до середины 15 века в каждом местном княжестве действовало свое местное право, то в результате всех этих изменений возникла потребность в едином для всего государства праве и приведении его в определенную систему,



Первые попытки систематизации относились к соглашениям между Полоцкой землей и другими землями. Первым же кодексом общегосударственного права был Судебник 1468 года. В нем содержались как нормы обычного права, так и новые правила, относящиеся к уголовному, процессуальному, административному праву. В Судебнике 1468 года уже прослеживается и определенная, хотя еще довольно примитивная систематизация правовых норм.

Феодальное право ВКЛ как регулятор общественных отноше

ний интенсивно развивалось под воздействием экономи

ческих, социальных и политических причин. Для него ха

рактерны два основных этапа развития.

Первый, «привилейный» этап (13-15 вв.), на про

тяжении которого складывается обще

земское право, его отдельные отрасли и их институты путем издания великими князьями грамот (привилеев). Нормы их обязательны для всего населения Великого княжества Литовского, в том числе и самих великих кня

зей, не только издавших грамоту, но и всех последующих князей.

Для «привилейного» этапа характерно то, что правовой обычай как источник феодального права вытесняет

ся нормативным актом.

Второй, «статутовый», этап (16 век) характеризу

ется господством общеземского права, которое развива

ется так динамично, что неоднократно требуется его сис

тематизация. Это приводит к появлению статутов ВКЛ 1529, 1566 и 1588 годов.

Дальнейшее развитие права обуславливается совокупностью экономических и политических причин как внутреннего характера, так и внешнего. Развитие городов, расширение торговли обуславливает выдачу городам грамот на магдебургское право. Более благоприятная внешняя обстановка, большее расслоение общества и большие межклассовые волнения содействуют образованию единого государства и, как следствие, единого права.

В развитии права в 16 веке четко прослеживается прогрессивная тенденция – источником права становится нормативный акт (грамоты, привилеи, статуты и пр.), который определяет действие в пространстве и по кругу лиц, но имеет равную юридическую силу, поскольку издаются великим князем.

^ 12. Гражданское право ВКЛ

Гражданское право ВКЛ развивается под влиянием товарно-денежных отношений. Имущественные отношения регулируются в зависимости от классовой и сословной принадлежности, вероисповедания, места жительства. Больше прав у феодалов, церкви, государства, которые могут свободно распоряжаться своим имуществом. Права шляхты немного ограничивались, например, они не могли свободно распоряжаться поместьями, полученными за службу.



Правоспособность простых людей не была одинаковой и зависела от множества факторов – католики имели больше прав, чем православные, жители городов – чем жители деревень. Ограничивается правоспособность женщин и детей. У рабов прав нет вообще.

Главная ценность – земля. Земельные владения можно подразделить на три категории: вотчина – родовые земли, передаваемые по наследству; поместье – выдавалось за службу; усадьба – купленная или подаренная земля.

Обязательственное право. Обязательства вытекали из договоров и деликта. Равенства не было, преимущества – у шляхты. Неспособный выполнить обязательства должен был отработать. Зависимый человек не мог заключать договоры без разрешения хозяина. Договоры заключались письменно при свидетелях.

Наследственное право. Наследование можно подразделить на несколько очередей: 1) рожденные в законном браке дети наследовали имущество родителей; 2) братья и сестры; 3) родители; 4) все остальные родственники. Если наследников нет – имущество государству.

На семейное право влияние оказывал церковь, которая определяла порядок заключения брака и обряды. Возраст – 13Ж и 18М. Развестись было крайне сложно.

^ 13. Уголовное право ВКЛ

В УП постепенно проникают идеи гуманизма – равенство перед законом, ответственность по суду, индивидуализация наказания, освобождение от ответственности несовершеннолетних, не применение смертной казни к беременным и пр.

Различаю следующие виды преступлений: против государства; религии; личности; имущества; воинские преступления; против порядка управления. Ответственности подлежали вменяемые совершеннолетние; за несовершеннолетнего платили родители и родственники из имущества, которое должно было перейти к правонарушителю по наследству. Отягчающим обстоятельством считает алкогольное опьянение, а также служебное положение.

Наказание зависит от ценности украденного; рецидива; места и времени преступления; обстановки в момент совершения преступления, способа. Преступления подразделялись на умышленные и неумышленные. Существует неравенство при отправлении правосудия – за убийство шляхтича полагалась смертная казнь.

Наказание под влиянием церкви считалось искуплением греха, а преступление – грехом. Виды наказаний: личное – смертная казнь, телесные наказания, лишение свободы, лишение прав и чести; имущественное – 

конфискация, штраф; дополнительно – изгнание; применялись также выдача в рабство и отстранение от должности.

По статуту 1529 года смертная казнь применялась в 20 случаях; 1566 года – в 60 случаях; 1588 – в 100 случаях Различали простую и квалифицированную (четвертование, посажение на кол, колесование). Телесные наказания подразделялись на членовредительные и болезненные. Сроки тюремного заключения были небольшими, максимум – 1 год и 6 недель.

Лишени чести и прав – наказание, предусмотренное для шляхтича, который лишался всех прав и привилегий, его жена считалась вдовой, а дети - сиротами; сам шляхтич мог быть убит.

Предусматривались случаи освобождения от ответственности: смерть виновного; истечение срока давности (для тяжких – 10 лет, для нетяжких – 3 года); помилование; примирение; выкуп от наказания.

^ 14. Суд и судебный процесс в период ВКЛ

До начала 16 века судебную власть исполняла администрация. С 16 века суд постепенно отделяется от администрации и в результате складывается две судебные системы: 1) общие суды (для всего населения); 2) сословные суды (для определенных сословий).

Высшие судебные органы:

1) суд великого князя (как суд первой инстанции рассматривал дела по государственным преступлениям, о принадлежности к сословию шляхты; по делам, затрагивающим экономические интересы государства; как суд второй инстанции – апелляции на решения нижестоящих судов). Состоял из великого князя и двух-трех членов Рады, если дело важное, то могло быть и больше. Решение суда можно было обжаловать у великого князя.

2) Суд Сейма – проводился во время работы Сейма и рассматривал наиболее важные дела. Состав: ВК и члены Рады, по статуту 1588 года Сейм избирал 8 человек из состава. Если ВК отсутствовал, то после он мог помиловать.

3) Комиссарский суд – рассматривал земельные споры; специально назначенный комиссар выезжал на место спора и принимал решение. Решение можно было обжаловать у ВК.

4) Суд Маршалковский – возглавлял Маршалок; рассматривал дела о преступлениях при дворе по поручению ВК.

ВК часто отсутствовал на территории ВКЛ, поэтому суд ВК созывался редко, рассмотрение дел затягивалось, что обуславливало необходимость создания высшего суда. В 1581 создается Главный Суд или Главный Трибунал. С этого времени полномочия суда ВК.

Местные судебные органы характеризуются отделением от администрации. Земский поветовый суд: судьи сначала назначались администрацией, а затем 

на поветовых сеймиках избирались кандидаты в судьи, а ВК назначал судей. Созывался 3 раза в год и рассматривал гражданские и уголовные дела, касающиеся шляхты. Судьи избирались из числа граждан ВКЛ, шляхты, грамотных, знающих право пожизненно и даже ВК не мог их отстранить от должности.

Подкаморский суд. Образовался в 1566 году, рассматривал земельные споры между феодалами. Кандидаты сначала администрацией, затем кандидаты на сеймиках, ВК назначал.

В городах с магдебургским правом действовали войтовские суды, которые рассматривали наиболее важные дела, и бурмистровские, которые рассматривал менее важные. Самый старый суд – копный суд. Судьями были люди – 10-20 зажиточных с собственными домами, которые пользовались уважением среди населения. Рассматривали дела крестьян и горожан городов, не имевших магдебурского права.

Процесс. Дело возбуждалось по инициативе истца или его родственников. Истец сам искал доказательства, проводил обыски. Если не доказал вину, сам мог быть осужден. Роль суда – пассивная. Суд слушал истца, ответчика, адвоката, рассматривал доказательства и принимал решение. Адвокаты появились с 16 века. Основные виды доказательств: показания, признание, присяга, вещественные доказательства, документы. С целью получения признания простого человека можно было пытать – один час в день, рецедивиста – три раза по часу в день.

^ 15. Общественный строй в период Речи Посполитой (17-18 века)

Общественные изменения в период Речи Посполитой были вызваны падением престижа государства и усилением борьбы против феодального и религиозного гнета. Усиливаются противостояния различных слоев населения и сословий – магнатов, шляхты, крестьянства друг с другом. Строй Речь Посполитая остается феодальным, однако все больше в отношениях превалируют товарно-денежные отношения. Крестьяне, чтобы платить чинш деньгами были вынуждены продавать часть своей продукции или идти на заработки.

Господствующий класс – шляхта. Основные права: свободное владение землей, свободы от податей, пошлин, право занимать государственные должности. Единственной обязанностью остается платить подати на военные нужды и участвовать в шляхетском ополчении. Шляхта переориентируется на польского короля, видя там возможность получения еще больших привилегий и прав. Это сказывается на уничижение и сдерживании развития белорусской народности. В стране растет роль крупных магнатов, которые экономически были более сильны и закабаляли шляхетство. Постепенно крупные магнаты занимают все больше высших должностей в государстве и становятся основной силой.



Духовенство постепенно ограничивалось в своих правах, но оставалось привилегированным сословием. Внутри сословия превалирует католическое духовенство, поскольку в высшие органы власти могли водить только католики. Часто прибегают к помощи иностранных государств в решении внутренних религиозных вопросов, что давало возможность иностранным государствам вмешиваться во внутренние дела Речи Посполитой.

Крестьянство существенных изменений не претерпело. Отмечается рост прямых и косвенных повинностей. Шляхта свои обязанность уплаты подати на военные нужды перекладывает на подчиненных крестьян. В 16 веке окончательно оформляется крепостное право, крепостные крестьяне становятся объектом торговли, заклада, они не могут распоряжаться своим имуществом. Сказываются проявления буржуазных отношений – магнаты вместо барщины переводят крестьян на денежный оброк, что приводит к разделению крестьянства и появлению рынка рабочей силы.

Городское население. В городах ростки буржуазных отношений проявляются в виде развития мануфактурного производства и предпринимательских отношений, что содействует расслоению населения и обострению отношений между верхами и низами. Население несло основную часть затрат на воинские нужды, из-за чего часто разорялось, а центральная власть вынуждена была снижать или даже освобождать их от налогов на время. В 1776 году часть городов, не являющихся центрами воеводств и поветов, лишились магдебургского права.

Таким образом, основные изменения в общественном строе Речи Посполитой: усиление власти крупных магнатов; рост противоречий в среде крупных магнатов; дальнейшее увеличение привилегий шляхты; ухудшение экономического и правового положений городского населения; резкое обострение противоречий в духовенстве и другие.

^ 16. Государственный строй в период Речи Посполитой (17-18 века)

Речь Посполитая была сословной монархией во главе с избиравшимся королем. Законодательным органом был двухпалатный парламент – Вальный сейм, который состоял из сената (рады) и посольской избы. Сенат был высшей палатой сейма, в него входили высшие должностные лица государственного аппарата, верхушка католического духовенства.

Сейм из числа сенаторов выбирал 28 человек в Королевскую раду сроком на два года. Совет делился на четыре группы по семь человек, каждая из которых работала в Королевской раде по шесть месяцев.

Нижней палатой была Посольская изба. В нее входили представители шляхты, а также небольшое количество депутатов от наиболее крупных городов. Депутаты избирались шляхтой на поветовых сеймиках, которые созывались в ВКЛ за шесть недель до Вального сейма.



Сеймы были обычные и чрезвычайные. Обычные сеймы созывались королем, чрезвычайные – главой католической церкви в случае смерти короля или его отстранения от трона. Для избрания нового короля созывались три сейма: на первом определялось время и место выборов короля, вырабатывались условия договора с кандидатом на престол; на втором проводились выборы и заключалось соглашение с кандидатом на престол; на третьем проходила коронация и король приносил присягу.

Вальный сейм созывался королем каждые два года в Варшаве, а с 1673 г. три раза, при этом каждый третий сейм стал собираться в Гродно. Заседания сеймов характеризовались перетягиванием одеяла между поляками и представителями ВКЛ. Изначально каждый депутат обладал правом вето, в последующем из-за постоянных срывов работы сейма решения принимались большинством.

Решения сейма можно разделить на три группы: касающиеся всей страны, касающиеся Польши, касающиеся ВКЛ. Перед вальным сеймом в ВКЛ созывался генеральный сеймик, который вырабатывал инструкции послам по поведению на вальном сейме. С середины 17 века вместо него был учрежден генеральный литовский съезд.

Исполнительную власть возглавлял король, который избирался. Его правовой статус регулировался законодательными актами. Королю без согласия сейма запрещалось устанавливать новые налоги, созывать ополчение; имел право созывать Вальный сейм и определять время его созыва; от его имени творилось правосудие; он назначал на государственные должности; вел международные переговоры и т.д. За свою деятельность король нес ответственность перед Вальным сеймом.

В 18 веке большое распространение получили конфедерации – своего рода съезды единомышленников шляхты. Первоначально создавались в одном воеводстве, а затем другие к нему присоединялись. Если присоединялось большинство воеводств, то получала название Генеральной конфедерации. В последующем Генеральные конфедерации созывались и на территории ВКЛ, и в Польше. Каждая часть конфедерации имела свой особый административный и судебный аппарат, свою правовую систему. Все это приводило к децентрализации власти и зачастую анархии, что в итоге привело к разделам Речи Посолитой.
  1   2   3



Скачать файл (100.6 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации