Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Международное право как самостоятельная система юридических принципов и норм, обязательных для участников международных отношений - файл 1.doc


Международное право как самостоятельная система юридических принципов и норм, обязательных для участников международных отношений
скачать (108 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc108kb.16.12.2011 05:12скачать

содержание

1.doc

Содержание

Вопрос № 1 2

Вопрос № 2 10

Вопрос № 3 16

Решение задачи 19

Список литературы 21


Вопрос № 1


Международное право как самостоятельная система юридических принципов и норм, обязательных для участников международных отношений

Международное право - это система юридических принципов и норм, регулирующих отношения между народами и государствами и определяющих их взаимные права и обязанности.

Система международного права представляет собой комплекс юридических норм, характеризующийся принципиальным единством и одновременно упорядоченным подразделением на относительно самостоятельные части (отрасли, подотрасли, институты).

«В зависимости от содержания, целевого назначения и характера изложения нормы международного права подразделяются на:

Нормы-принципы. Это 7 основных принципов закрепленных в уставе ООН.

Нормы-определения. Содержатся в различных статьях международного договора или составляют отдельный раздел договора.

Нормы-цели. Закрепляют цели и задачи на достижение которых должна быть направлена деятельность субъектов международного права.»1

В теории нормы международного права по юридической силе также делятся на диспозитивные и императивные.

Императивные нормы, или как их еще называют - это нормы, от которых субъекты международного права не могут отступать даже по взаимному соглашению. Если международный договор противоречит императивным нормам международного права, то он юридически ничтожен.

К императивным нормам международного права относят основные принципы международного права, специальные(отраслевые) принципы (например, принцип свободы открытого моря, принцип неотъемлемого суверенитета государств над своими природными богатствами и ресурсами и т.д.) и некоторые другие нормы (например, нормы о дипломатических привилегиях и иммунитетах).

Диспозитивные - это такие нормы, от которых государства могут отступать по взаимному соглашению. Они являются обязательными, однако заинтересованные государства могут заключать договоры, устанавливающие иные нормы, действовать в соответствии с ними и такое поведение будет правомерным, если не наносит ущерб интересам других государств.

По кругу участников нормы международного права делятся на многосторонние и двусторонние. Так, например, Договор о нераспространении ядерного оружия 1968г. содержит многосторонние, а Договор между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности 1987г. – двусторонние.

По функциональной направленности нормы международного права можно разделить на универсальные и локальные.

Универсальные нормы связаны с общечеловеческими интересами и всегда многосторонни. Они должны быть приняты большинством государств. Универсальные нормы международного права содержаться в Уставе ООН 1945г., Женевских конвенциях о защите жертв войны 1949г. и др.

Локальные нормы регулируют отношения, тесно связанные с интере­сами государств, создающих эти нормы. Это могут быть и два государства (например, Договор между РФ и США о дальнейшем сокращении и ограни­чении стратегических наступательных вооружений (СНВ –2) 1993г.) и группа государств, как правило, одного географического региона (например, дого­воры, заключаемые государствами-участниками ЕС). Поэтому локальные нормы могут быть как двусторонними, так и многосторонними.

Сложившийся комплекс основных принципов международного права объединил, организовал и соподчинил ранее разрозненные группы норм.

Принципы международного права - это наиболее важные, общие и общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни.

Основными источниками принципов международного права являются Устав ООН, Декларация о принципах международного права 1970 года и Хельсинкский заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года.

Декларация о принципах международного права 1970 года называет 7 универсальных принципов международного права:

Принцип неприменения силы и угрозы силой.

Свое окончательное оформление этот принцип получил в Уставе ООН: «все Члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций». Впоследствии он был конкретизирован в документах, принятых в форме резолюций ООН, в том числе в Декларации о принципах международного права 1970 года, Определении агрессии 1974 года, Заключительном акте СБСЕ 1975 года, Декларации об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях 1987 года. Обязанность неприменения силы распространяется на все государства, а не только на государства-члены ООН.

^ Принцип разрешения международных споров мирными средствами.

Согласно Уставу ООН, «все Члены ООН разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость». Данный принцип конкретизирован в Декларации о принципах международного права 1970 года и Заключительном акте СБСЕ.

^ Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств.

Современное понимание данного принципа в общей форме зафиксировано в п. 7 ст. 2 Устава ООН и конкретизировано в авторитетных международных документах: Декларации о принципах международного права 1970 года, Заключительном акте СБСЕ, Декларации ООН о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета от 21 декабря 1965 г. и др.

Международное право не регулирует вопросы внутриполитического положения государств, поэтому вмешательством считаются любые меры государств или международных организаций, с помощью которых они попытаются препятствовать субъекту международного права решать дела, входящие в его внутреннюю компетенцию. Исключением из этого общего правила является применение принудительных мер на основании главы VII Устава ООН, то есть действий, которые могут быть предприняты в случаях угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии.

^ Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом.

В соответствии с Уставом ООН государства обязаны «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера», а также обязаны «поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры». Данный принцип также был зафиксирован в уставах многих международных организаций, в международных договорах, многочисленных резолюциях и декларациях.

^ Принцип равноправия и самоопределения народов.

В соответствии п. 2 ст. 1 Устава ООН, одна из важнейших целей ООН — «развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов…». Данный принцип неоднократно получал свое подтверждение в документах ООН — в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 года, Пактах о правах человека 1966 года, Декларации о принципах международного права 1970 года. В Декларации принципов Заключительного акта ОБСЕ особо подчеркнуто право народов распоряжаться своей судьбой.

^ Принцип суверенного равенства государств.

Каждое государство обязано уважать суверенитет других участников системы, то есть их право в пределах собственной территории осуществлять законодательную, исполнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику. Данный принцип отражен в п. 1 ст. 2 Устава ООН, который гласит: «Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов».

^ Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву.

Данный принцип возник в форме международно-правового обычая pacta sunt servanda (договоры должны соблюдаться) на ранних стадиях развития государственности, а в настоящее время находит отражение в многочисленных двусторонних и многосторонних международных соглашениях.

Принцип добросовестного выполнения обязательств закреплен в Уставе ООН, преамбула которого подчеркивает решимость членов ООН «создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права». Согласно Уставу, «все Члены ООН добросовестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу Членов Организации»2.

Заключительный акт СБСЕ от 1 августа 1975 года добавляет к вышеназванным принципам еще три:

Принцип нерушимости государственных границ.

В заключительный акт СБСЕ данный принцип впервые включен в качестве самостоятельного. Декларация о принципах международного упоминает о нем в составе принципа неприменения силы и угрозы силой. Позднее принцип нерушимости границ был также закреплен в Декларации принципов, регулирующих отношения между государствами-членами СВМДА от 14 сентября 1999 года. Принцип нерушимости границ также закреплен среди прочих в Уставе СНГ 1993 года.

Данный принцип регламентирует отношения государств по поводу установления и охраны разделяющей их территории границы и решения спорных вопросов в связи с границей. Идея нерушимости границ впервые получила свое правовое оформление в договоре СССР с ФРГ от 12 августа 1970 г., а затем в договорах ПНР, ГДР и ЧССР с ФРГ. С этого времени нерушимость границ стала нормой международного права. Основное содержание принципа нерушимости границ сводится к трем элементам:

- признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом;

- отказ от каких-либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем;

- отказ от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.

^ Принцип территориальной целостности государств.

Этот принцип утвердился с принятием Устава ООН, который запретил угрозу силой или ее применение против территориальной целостности (неприкосновенности) и политической независимости любого государства.

Следующим этапом в развитии данного принципа явился Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, который содержит отдельную и наиболее полную формулировку принципа территориальной целостности государств: «Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они будут воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника и, в частности, от любых таких действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой. Государства-участники будут равным образом воздерживаться от того, чтобы превратить территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной».

^ Принцип уважения прав человека и основных свобод.

Становление данного принципа в качестве одного из основных международно-правовых принципов непосредственно связано с принятием Устава ООН. И хотя в качестве самостоятельного принципа он в Уставе ООН не выделяется, идея о развитии и поощрении уважения к правам и свободам человека проходит красной нитью через весь документ (Преамбула, Глава 1, статья 55).

Впервые принцип уважения прав человека и основных свобод закреплен а заключительном акте СБСЕ.

Впоследствии принцип уважения прав человека и основных свобод также был закреплен в Уставе СНГ 1993 года, Декларации принципов, регулирующих отношения между государствами-членами СВМДА от 14 сентября 1999 года, Парижской Хартии для новой Европы и других региональных документах.

Непосредственная регламентация и защита прав и свобод человека являются внутренним делом каждого государства. Международные нормы в области прав человека в подавляющем большинстве не могут применяться непосредственно на территории государства и требуют от него определенных шагов по своей имплементации.
^

Вопрос № 2


Особенности предмета (объекта) регулирования международного права

Международное право представляет собой «систему обязательных норм и принципов, выраженных в признанных субъектами этого права источниках и являющихся общеобязательным критерием правомерно дозволенного и юридически недозволенного, через которые (нормы) осуществляется управление международным сотрудничеством в соответствующих областях или принуждение к соблюдению норм этого права»3.

Если предметом регулирования внутреннего право является отношения между субъектами в пределах государственной территории и в рамках внутренней компетенции государства, то международное публичное право регулирует отношения, между различными государствами.

Таким образом, международное публичное право можно также определить как совокупность норм, регулирующих взаимоотношения государств и их объединений (международных организаций) в политических, экономических, социальных и культурных сферах сотрудничества.

Отрасль международного публичного права – это совокупность международно-правовых норм, объединенных единым предметом регулирования и регламентирующих отношения субъектов международного публичного права в широкой сфере сотрудничества. Международное публичное право не имеет общепризнанной официальной системы отраслей и институтов. По мнению кафедры международного права МГЮА, современное международное публичное право состоит из 21 основной отрасли. Некоторые из этих отраслей до сих пор находятся в процессе формирования.4

^ Особенности международного публичного права по субъектному составу

Субъектами международного права являются «акторы, которые в силу юридических норм могут выступать носителями субъективных юридических прав и обязанностей»5.

Субъектами международного права являются:

  • Государства;

  • Международные организации;

  • Нации, борющиеся за независимость;

  • Государственно-подобные образования;

  • Индивиды (физические лица) в ограниченном объеме;

Основными признаками субъекта международного права являются наличие определенных свойств (таких как внешняя обособленность, персонификация, способность к вырабатыванию и выражению автономной воли, участие в принятии норм международного права) и приобретение свойств субъекта в силу норм международного права. Любой субъект международного права обладает свойствами правоспособности, дееспособности и деликтоспособности.


^ Особенности международного права по характеру нормообразовательного процесса и способам обеспечения реализации норм

Международное право - это особая система юридических норм, регулирующих межвластные международные отношения методом установления взаимных прав и обязанностей независимых субъектов этих отношений, особенность нормообразования данной правовой системы состоит в том, что в этом процессе участвуют сами ее субъекты путем добровольного волеизъявления. Таким образом, кроме самих субъектов данной системы права, в процессе нормообразования не участвуют какие-либо внешние по отношению к системе субъекты.

Нормообразование в международном праве происходит через заключение международных договоров и через формирование обычаев. Основным способом создания норм международного права считается международный договор. Договоры заключаются в письменной форме. Согласно ст.2 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года, договор означает « международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регистрируемое международным правом независимо от того содержится ли такое соглашение в одном документе, двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования». В учебной литературе приводится классификация международных договоров М. Ляхса. Он выделяет:

  1. Договоры, подтверждающие и формулирующие уже обязательные принципы и нормы права;

  2. Договоры, создающие новые принципы и нормы права;

  3. Договоры, применяющие существующие принципы и нормы права.

Важной функцией договоров является систематизация конвенционных и обычных норм. Международный договор может применяться до его ратификации (на временной основе). Международные договоры заключаются исключительно субъектами международного права6.

Международно-правовой обычай не является результатом согласования воль субъектов международного права.

«По мнению Ф.Ф. Мартенса, международно-правовые обычаи – это правила и порядки, которые устанавливаются в международных отношениях на основании постоянного и однообразного применения их к одинаковым по существу своему случаям»7.

В основном, обычные нормы международного права формируются постепенно, в результате повторяющихся действия субъектов международного права.

Международно-правовой обычай может быть универсальным, отраслевым и локальным. Для признания международно-правового обычая необходимы два условия:

  • Всеобщая практика;

  • Признания обычая в качестве правовой нормы не допускает оговорок.

Помимо международных договоров и международно-правовых обычев большое значение приобрели резолюции и решения международных организаций, в первую очередь ООН и ее специализированных учреждений. В этих актах нередко фиксируются уже сложившиеся обычно-правовые нормы, а также поощряются определенные действия субъектов международных отношений, что ведет к возникновению новых норм и обычаев.

^ Понятие и формы реализации норм международного права

Реализация - это воплощение норм международного права в поведении, деятельности государств и других субъектов, это практическое осуществление нормативных предписании. В официальных документах ООН, в различных изданиях получил распространение термин "имплементация" (англ. "implementation" - осуществление, проведение в жизнь).

Можно выделить следующие формы реализации:

Соблюдение. В такой форме реализуются нормы-запреты. Субъекты воздерживаются от совершения действий, которые запрещены нормами международного права.

Исполнение. Данная форма предполагает активную деятельность субъектов по осуществлению норм. Исполнение характерно для норм, предусматривающих конкретные обязанности, сопряженные с определенными действиями.

Использование. В этом случае имеется в виду осуществление предоставленных возможностей, содержащихся в нормах международного права. Решения об использовании нормативных положений принимаются субъектами самостоятельно. В данной форме реализуются так называемые управомочиваюшие нормы. В отличие от первых двух случаев здесь нет жесткого предписания конкретного поведения (действия либо воздержания от него).

Реализация представляет собой процесс, когда соответствующие субъекты, которым адресована норма, действуют в согласии с ее положениями.

Нередко требуются дополнительные правовые и (или) организационные меры со стороны государств для своевременного, всестороннего и полного осуществления норм международного права. Тогда процесс реализации может включать два вида деятельности:

1) правовое и организационное обеспечение реализации - правообеспечительное нормотворчество, контроль, правоприменение. Результатом такой деятельности являются правовые акты - либо нормативные, либо индивидуального регулирования (применения);

2) непосредственная фактическая деятельность по достижению социально значимых. В результате такой деятельности субъекты достигают определенного состояния, сохранения, упразднения предмета или явления.

В данном случае реализация одних норм (правообеспечительных) -необходимое условие реализации других (регулятивных).

Таков процесс реализации норм международного права независимо от того, в какой сфере общественных отношений он происходит - внутригосударственной или межгосударственной.

Вместе с тем немалые потенциальные возможности в усилении регулирующего воздействия таятся в самом международном праве. Очевидна потребность постоянного развития и совершенствования механизма реализации (имплементации) норм международного права, специфических правовых и организационно-правовых средств обеспечения их выполнения.
^

Вопрос № 3


«Кодификация норм международного права – это усовершенствование и прогрессивное развитие действующих принципов и норм международного права, путем приведения их в определенный порядок. В результате кодификации уточняются и изменяются действующие нормы международного права, а также разрабатываются новые»8.

Процесс кодификации представляет собой совершенствование существующих норм международного права, которое осуществляется следующими способами:

  • Четкое формулирование действующих обычных или договорно-правовых принципов международного права;

  • Изменение (пересмотр) устаревших норм;

  • Разработка новых принципов и норм с учетом научно-технического прогресса и актуальных потребностей международных отношений;

  • Закрепление в согласованном виде принципов и норм в едином международно-правовом акте;

Кодификация может быть:

  • Официальной (осуществляется на международном уровне или в рамках межправительственных организаций таких как ООН, Комиссия по международному праву ООН);

  • Неофициальной (проводится международными неправительственными организациями научными учреждениями или учеными.)

^ Дипломатическое право длительное время основывалась на обычаях. В 20 веке оно подверглось кодификации. В настоящий момент основными источниками-результатами кодификации дипломатического права являются следующие документы:

  1. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года. Она была принята на международной конференции в Вене, которая проходила в период со 2 марта по 14 апреля 1961 года. В конференции приняло участие 81 государство, около 40 из них подписали конвенцию. Конвенция регламентирует все основные вопросы дипломатического права: регламентируются виды и функции дипломатических миссий, процедура назначения главы дипломатического представительства, классы глав таких представительств, раскрывается понятие дипломатического иммунитета.

  2. Конвенция о специальных миссиях 1969 года. Это основной нормативно-правовой документ, регулирующий правовой статус специальных миссий, принята в Нью-Йорке;

  3. Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 года;

  4. Некоторые региональные соглашения и двусторонние договоры в указанной области сотрудничества.

Таким образом можно сделать вывод, что кодификация норм в дипломатическом праве осуществляется в основном по пути формулирования действовавших принципов обычных принципов международного права а также путем закрепления в согласованном виде принципов и норм в едином международно-правовом акте.

^ Космическое право.

Международное космическое право является одной из отраслей права, формирование которой началось почти одновременно с проникновением человечества в космос. Таким образом, можно сделать вывод, что кодификация международного космического права началась в результате научно-технического прогресса и появления актуальных потребностей международных отношений. Процесс кодификации продолжается по настоящий момент.

Признание того, что в процессе космической деятельности могут возникать международные правоотношения, содержалось уже в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1348 (XIII) от 13 декабря 1958 г., в которой отмечались «общая заинтересованность человечества в космическом пространстве» и необходимость обсуждения в рамках ООН характера «правовых проблем, которые могут предстать при проведении программ исследования космического пространства».

Основными и первыми документами, регламентирующими деятельность по использованию и исследованию космического пространства являются:

^ Договор по космосу 1967 года. Он устанавливает режим космического пространства (ст. I и II) и в то же пора определяет права и обязанности государств в процессе деятельности не только собственно в космосе, но и во всех других средах, если их дело там связана с исследованием и использованием космоса.

^ Соглашение о спасании космонавтов 1968 года. Соглашение стало одним из первых договоров, которые впоследствии стали фундаментом международного космического права. Государства-участники согласились оказывать помощь приземлившимся иностранным космонавтам, содействовать их возвращению на родину. В настоящее время в соглашении участвуют более 190 государств.

^ Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 года. Конвенция в значительной степени детализировала принципы Договора по космосу. Ее принятие способствовало прогрессивному развитию и кодификации международного космического права, так как были четко установлены виды ответственности в зависимости от причинения вреда (абсолютная или за вину), а также в зависимости от того, осуществляются запуски государством самостоятельно или совместно с другими странами (унитарная или солидарная).

^ Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 года. Соглашение заключено в рамках ООН. Распространяет международное право на Луну и все другие небесные тела, кроме Земли, включая орбиты вокруг этих тел. Провозглашает принцип исключительно мирного использования Луны и других небесных тел, принцип равных прав всех государств на исследования небесных тел, принцип недопустимости претензии со стороны любого государства на распространение своего суверенитета на какое-либо небесное тело.
^

Решение задачи


Пункт 1 ст. 38 Статута Международного Суда ООН гласит:

«1. Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет:

а) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами; 

b) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы; 

с) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями; 

d) с оговоркой, указанной в статье 59, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.»

Статья 96 Конституции Испании говорит, что международные договоры, заключенные в соответствии с установленными требованиями, становятся, после их публикации в Испании, составной частью внутреннего законодательства. Их положения могут быть отменены, изменены или приостановлены только в порядке, установленном в самих договорах или в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

Принимая во внимание, что международный обычай включен в перечень источников международного права Статутом Международного Суда ООН, который в свою очередь является составной частью устава ООН, а Испания является государством-членом ООН, международный обычай следует считать составной частью испанской правовой системы.
^

Список литературы


Учебники и учебные пособия:

  1. Международное публичное право: учеб. / Л.П. Ануфриева, К.А. Бекяшев, Е.Г. Моисеев, В.В. Устинов и др.; отв. ред. К.А. Бекяшев. — 5-е изд., перераб. и доп. — М., 2011.

  2. Международное право: А.Н. Вылегжанин – М.,2011;

  3. Международное публичное право: в вопросах и ответах. учеб. / К.А. Бекяшев, Е.Г. Моисеев— М., 2011.

Основные международно-правовые акты:

  1. Устав ООН

  2. Конституция Испании.

  3. Статут международного Суда ООН (электронная версия);

  4. Декларация о принципах международного права 1970 года.

  5. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года.

Материалы сети интернет:

  1. www.un.org.ru

  2. http://ru.wikipedia.org



1 Международное публичное право: учеб. / Л.П. Ануфриева, К.А. Бекяшев, Е.Г. Моисеев, В.В. Устинов и др.; отв. ред. К.А. Бекяшев. — 5-е изд., перераб. и доп. — М., 2011. С.37.

2 п. 2 ст. 2 Устава ООН.

3 Международное публичное право: учеб. / Л.П. Ануфриева, К.А. Бекяшев, Е.Г. Моисеев, В.В. Устинов и др.; отв. ред. К.А. Бекяшев. — 5-е изд., перераб. и доп. — М., 2011. С.19.

4 Международное публичное право: учеб. / Л.П. Ануфриева, К.А. Бекяшев, Е.Г. Моисеев, В.В. Устинов и др.; отв. ред. К.А. Бекяшев. — 5-е изд., перераб. и доп. — М., 2011. С.24.

5 Международное публичное право: учеб. / Л.П. Ануфриева, К.А. Бекяшев, Е.Г. Моисеев, В.В. Устинов и др.; отв. ред. К.А. Бекяшев. — 5-е изд., перераб. и доп. — М., 2011. С.180.

6 Международное публичное право: учеб. / Л.П. Ануфриева, К.А. Бекяшев, Е.Г. Моисеев, В.В. Устинов и др.; отв. ред. К.А. Бекяшев. — 5-е изд., перераб. и доп. — М., 2011. С.37

7 Международное публичное право: в вопросах и ответах. учеб. / К.А. Бекяшев, Е.Г. Моисеев— М., 2011. С.7.

8 Международное публичное право: учеб. / Л.П. Ануфриева, К.А. Бекяшев, Е.Г. Моисеев, В.В. Устинов и др.; отв. ред. К.А. Бекяшев. — 5-е изд., перераб. и доп. — М., 2011.С.45



Скачать файл (108 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации