Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Определение таможенной стоимости, расчёт таможенных пошлин и налогов - файл 1.doc


Контрольная работа - Определение таможенной стоимости, расчёт таможенных пошлин и налогов
скачать (210 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc210kb.16.12.2011 05:54скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Расчет таможенных пошлин и налогов
Объект обложения таможенными пошлинами и налогами и порядок определения налоговой базы.

Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами согласно статье 322 Таможенного кодекса Российской Федерации являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Налоговой базой для исчисления таможенных пошлин, налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество.

Таможенная стоимость товаров в соответствии с пунктом 1 статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации.
^ Определение таможенной стоимости при импорте товаров

Система определения таможенной стоимости товаров основывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в международной практике, и распространяется на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации.

Порядок применения системы таможенной оценки товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации на основании положений Закона №5003-1. Порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Методы определения таможенной стоимости ввозимых товаров установлены статьей 12 Закона №5003-1:

  1. метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами;

  2. метода по стоимости сделки с идентичными товарами;

  3. метода по стоимости сделки с однородными товарами;

  4. метода вычитания;

  5. метода сложения;

  6. резервного метода.

Основным методом определения таможенной стоимости является метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
Метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами

В том случае, если основной метод не может быть использован, применяется последовательно каждый из перечисленных методов. При этом каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода. Методы вычитания и сложения стоимости могут применяться в любой последовательности.

Таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию и дополненная на:

  1. расходы в размере, в котором они произведены покупателем, но которые не включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате:

  • на выплату вознаграждений агенту (посреднику), за исключением вознаграждений, уплачиваемых покупателем своему агенту (посреднику) за оказание услуг, связанных с покупкой товаров;

  • на тару, если для таможенных целей она рассматривается как единое целое с товарами;

  • на упаковку, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;

  1. соответствующим образом распределенная стоимость следующих товаров и услуг, прямо или косвенно предоставленных покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством и продажей на экспорт в РФ оцениваемых товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате:

    • сырья, материалов и комплектующих, которые являются составной частью ввозимых товаров;

    • инструментов, штампов, форм и других подобных предметов, использованных при производстве ввозимых товаров;

    • материалов, израсходованных при производстве ввозимых товаров;

    • проектирования, разработки, инженерной, конструкторской работы, дизайна, художественного оформления, чертежей и эскизов, произведенных (выполненных) в любой стране, за исключением Российской Федерации, и необходимых для производства оцениваемых товаров;

    • платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (за исключением платежей за право воспроизведения в РФ), которые относятся к оцениваемым товарам и которые покупатель прямо или косвенно должен уплатить в качестве условия продажи таких товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, при условии, что такие платежи относятся только к ввозимым товарам;

  2. любая часть дохода, полученного в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров, которая прямо или косвенно причитается продавцу;

  3. расходы по перевозке (транспортировке) товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

  4. расходы по погрузке, выгрузке или перегрузке товаров и проведению иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

  5. расходы на страхование в связи с международной перевозкой товаров.

В соответствии с Письмом ГТК РФ от 13 марта 2000 года №01-06/6088 «Об учете затрат по доставке товаров, при определении таможенной стоимости ввозимых товаров» стоимость транспортировки включает в себя расходы, непосредственно связанные с перемещением товаров от места отправления до места назначения. При определении таможенной стоимости стоимость транспортировки от места ввоза на таможенную территорию Российской Федерации до места назначения может быть вычтена из цены сделки, если в документах четко определен порядок расчета стоимости транспортировки в зависимости от расстояния (дальности перевозки). Например, установлена тарифная ставка перевозки груза за 1 км соответствующего участка пути.

Стоимость погрузки, выгрузки, перегрузки и перевалки товаров представляет собой сопутствующие транспортировке расходы, не зависящие непосредственно от расстояния (дальности перевозки). Расходы по выгрузке, перегрузке и перевалке товаров могут не включаться в таможенную стоимость ввозимых товаров только в том случае, если такие расходы осуществлялись после ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации. При этом факт проведения таких операций и величина соответствующих расходов, а также их оплата продавцом должны быть документально подтверждены декларантом таможенному органу.

Расходы на страхование в связи с международной перевозкой товаров - сумма, уплаченная страховой компании в соответствии с договором страхования товара от рисков потери или повреждения в процессе доставки груза на весь маршрут перевозки от пункта отправления до пункта назначения. Стоимость страхования зависит от стоимости товаров, а не от дальности перевозки, поэтому расходы на страхование не подразделяются «до места ввоза» и «после места ввоза» и, соответственно, не подлежат исключению из цены сделки при определении таможенной стоимости.

Таможенной стоимостью товаров является стоимость сделки при условии, если:

  1. не существует ограничений в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:

  • установлены федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

  • ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы;

  • существенно не влияют на стоимость товаров;

  1. продажа товаров или их цена не зависит от соблюдения условий или обязательств, влияние которых на стоимость товаров не может быть количественно определено;

  2. любая часть дохода, полученного в результате последующих продажи товаров, распоряжения товарами иным способом или их использования, не будет причитаться прямо или косвенно продавцу;

  3. покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, за исключением случаев, когда покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами, но стоимость сделки приемлема для таможенных целей.

Проанализировав вышеприведенный перечень, можно обратить внимание на то, что при определении таможенной стоимости в цену сделки не включаются проценты за отсрочку или рассрочку оплаты. Из Письма ГТК РФ от 18 июня 2004 года №01-06/22236 «Об определении таможенной стоимости товаров, ввозимых в соответствии с внешнеторговыми договорами различных видов» следует:

«…суммы процентов за отсрочку или рассрочку оплаты не включаются в таможенную стоимость товаров при соответствующем подтверждении таможенному органу заявленных сведений о цене сделки и сумме процентов за отсрочку или рассрочку оплаты. Согласно мировой практике для обеспечения надлежащего документального подтверждения заявленной таможенной стоимости в рассматриваемом случае рекомендуется принимать во внимание одновременное соблюдение следующих условий:

    1. наличие во внешнеторговом договоре раздельного указания цены сделки, подлежащей уплате за ввозимый товар, и суммы процентов за отсрочку или рассрочку оплаты;

    2. определение во внешнеторговом договоре условий в соответствии с общими правилами о договоре купли-продажи (количество, ассортимент, качество, комплектность, тара и (или) упаковка и другие необходимые сведения о товарах, подлежащих продаже с отсрочкой или рассрочкой оплаты; условия поставки; цена сделки, подлежащая уплате; валюта цены; валюта платежа и так далее), а также условий оплаты товара, связанных с предоставлением отсрочки или рассрочки оплаты (размер процента, взимаемого с заемщика; сроки оплаты цены сделки и процентов; документы, на основании которых будет производиться оплата, и так далее);

    3. документальное подтверждение цены сделки, подлежащей уплате за ввозимый товар, которая может быть принята в основу определения таможенной стоимости в соответствии с установленным Законом порядком;

    4. размер процента за отсрочку или рассрочку оплаты не превышает среднего уровня процентов, начисляемых по аналогичным долговым обязательствам в связи с отсрочкой или рассрочкой оплаты за товары, ввезенные одновременно с оцениваемыми товарами, или не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров. При отсутствии данных о таких обязательствах и (или) если есть основания полагать, что такие данные не являются достоверными, для целей контроля таможенной стоимости предельная величина процентов может считаться равной 15 процентам, как установлено статьей 269 НК РФ в отношении долговых обязательств в иностранной валюте при рассмотрении вопроса об отнесении процентов по долговым обязательствам к расходам.

Приведенные условия в отношении процентов за отсрочку или рассрочку оплаты товаров могут использоваться при применении всех методов определения таможенной стоимости, установленных разделом IV Закона. При ввозе товаров по договорам международного финансового лизинга, которыми предусмотрено, что предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя по истечении срока действия договора лизинга, при выполнении приведенных выше условий суммы процентов за отсрочку или рассрочку оплаты также не включаются в таможенную стоимость товаров».

Если метод по цене сделки с ввозимыми товарами не может быть использован, последовательно применяется каждый из перечисленных в статье 18 Закона №5003-1 методов. При этом каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода.

Методы вычитания и сложения стоимости могут применяться в любой последовательности.
^ Метод по стоимости сделки с идентичными товарами

Метод таможенной стоимости товаров по стоимость сделки с идентичными товарами, применяется по проданными на экспорт в РФ и вывезенными в РФ в тот же или соответствующий ему период времени, что и оцениваемые товары.

Для определения таможенной стоимости товаров используется стоимость сделки с идентичными товарами, проданными на том же коммерческом уровне (оптовом, розничном и ином) и по существу в том же количестве, что и оцениваемые товары.

Если таких продаж не выявлено, используется стоимость сделки с идентичными товарами, проданными на ином коммерческом уровне (оптовом, розничном и ином) и (или) в иных количествах, при условии проведения корректировки такой стоимости, учитывающей различия в коммерческом уровне (оптовом, розничном и ином) и (или) в количестве. Такая корректировка проводится на основе сведений, подтверждающих обоснованность и точность этой корректировки, независимо от того, приводит она к увеличению или уменьшению стоимости сделки с идентичными товарами. При отсутствии таких сведений метод по стоимости сделки с идентичными товарами для целей определения таможенной стоимости товаров не используется.

Обратите внимание, что если выявлено наличие более одной стоимости сделки с идентичными товарами, для определения таможенной стоимости оцениваемых товаров применяется самая низкая из них.
^ Метод по стоимости сделки с однородными товарами

Данный метод аналогичен предыдущему, только вместо идентичных товаров используются однородные товары.

Для определения таможенной стоимости товаров в соответствии с настоящей статьей используется стоимость сделки с однородными товарами, проданными на том же коммерческом уровне (оптовом, розничном и ином) и по существу в том же количестве, что и оцениваемые товары.

Если таких продаж не выявлено, используется стоимость сделки с однородными товарами, проданными на ином коммерческом уровне (оптовом, розничном и ином) и (или) в иных количествах, при условии проведения корректировки такой стоимости, учитывающей различия в коммерческом уровне (оптовом, розничном и ином) и (или) в количестве.

Такая корректировка проводится на основе сведений, подтверждающих обоснованность и точность этой корректировки, независимо от того, приводит она к увеличению или уменьшению стоимости сделки с однородными товарами. При отсутствии таких сведений метод по стоимости сделки с однородными товарами для целей определения таможенной стоимости товаров не используется.

Если выявлено наличие более одной стоимости сделки с однородными товарами, для определения таможенной стоимости оцениваемых товаров применяется самая низкая из них.
^ Метод вычитания

Если таможенная стоимость товаров не может быть определена по двум предыдущим методам, таможенная стоимость товаров определяется по методу вычитания, за исключением случаев, когда по заявлению декларанта применяется обратный порядок применения метода вычитания и метода сложения.

Если оцениваемые товары либо идентичные или однородные им товары продаются в Российской Федерации в том же состоянии, в котором они ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации, в качестве основы для определения таможенной стоимости товаров принимается цена единицы товара, по которой наибольшее совокупное количество оцениваемых, идентичных или однородных товаров продается лицам, не являющимся взаимосвязанными лицами с лицами, осуществляющими продажу на территории РФ, в тот же или соответствующий ему период времени, в который осуществляется ввоз оцениваемых товаров на таможенную территорию РФ. При этом производятся вычеты следующих сумм:

  1. вознаграждений агенту (посреднику), обычно выплачиваемых или подлежащих выплате, либо надбавок к цене, обычно производимых для получения прибыли и покрытия коммерческих и управленческих расходов в связи с продажей в Российской Федерации товаров того же класса или вида, в том числе ввезенных из других стран;

  2. обычных расходов на осуществленные на таможенной территории РФ перевозку (транспортировку), страхование, а также связанных с такими операциями расходов в РФ;

  3. таможенных пошлин, налогов, сборов, а также установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации налогов, подлежащих уплате в связи с ввозом товаров на таможенную территорию РФ или с их продажей на этой территории, включая налоги и сборы субъектов РФ и местные налоги и сборы.

Если ни оцениваемые, ни идентичные, ни однородные товары не продаются в Российской Федерации в тот же или соответствующий ему период времени, в который оцениваемые товары пересекали таможенную границу РФ, таможенная стоимость оцениваемых товаров определяется на основе цены единицы товара, по которой соответственно оцениваемые, или идентичные с оцениваемыми, или однородные с оцениваемыми товарами товары продаются в РФ в количестве, достаточном для установления цены за единицу такого товара, в том же состоянии, в котором они были ввезены, на самую раннюю дату по отношению ко дню пересечения оцениваемыми товарами таможенной границы РФ, но не позднее чем по истечении 90 дней после этого дня.

Если ни оцениваемые, ни идентичные, ни однородные товары не продаются в РФ в том же состоянии, в каком они были ввезены на таможенную территорию РФ, по заявлению декларанта таможенная стоимость товаров определяется на основе цены единицы товара, по которой наибольшее совокупное количество оцениваемых товаров продается после их переработки (обработки) лицам, не являющимся взаимосвязанными лицами с лицами, осуществляющими продажу на территории РФ.

Вычеты стоимости, добавленной в результате переработки (обработки), производятся на основе объективных и поддающихся количественному определению данных, относящихся к стоимости переработки (обработки).

При использовании метода вычитания сумма прибыли и коммерческих и управленческих расходов (включая расходы по реализации товаров) рассматривается как надбавка к цене товара, покрывающая указанные расходы, а также обеспечивающая получение прибыли в связи с продажей ввезенных товаров того же класса или вида.
^ Метод сложения

При определении таможенной стоимости товаров по методу сложения в качестве основы принимается расчетная стоимость товаров. Расчетная стоимость товаров определяется путем сложения:

  1. расходов по изготовлению или приобретению материалов и расходов на производство, а также на иные операции, связанные с производством ввозимых товаров;

  2. суммы прибыли и коммерческих и управленческих расходов, эквивалентной той величине, которая обычно учитывается при продажах товаров того же класса или вида, что и оцениваемые товары, которые производятся в стране экспорта для вывоза в РФ;

  3. расходы по перевозке (транспортировке) товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию РФ;

  4. расходы по погрузке, выгрузке или перегрузке товаров и проведению иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

  5. расходы на страхование в связи с международной перевозкой товаров.

Расходы определяются на основе сведений о производстве оцениваемых товаров, представленных их производителем или от его имени. Основой указанных сведений являются коммерческие счета производителя товаров при условии, если такие счета соответствуют общепринятым принципам бухгалтерского учета и правилам бухгалтерского учета, принятым в установленном порядке в стране производства оцениваемых товаров.

При этом стоимость проектирования, разработки, инженерной, конструкторской работы, дизайна, художественного оформления, чертежей и эскизов, произведенных (выполненных) на территории РФ и необходимых для производства оцениваемых товаров, включается в пределах, оплаченных производителем.

Суммы прибыли и коммерческих и управленческих расходов учитываются в целом и определяются на основе сведений, представленных производителем или от его имени. Если эти сведения не соответствуют имеющимся в распоряжении таможенного органа сведениям о сумме прибыли и коммерческих и управленческих расходов, которые обычно получают при продажах товаров того же класса или вида, что и оцениваемые товары, произведенные в стране экспорта оцениваемых товаров для вывоза в РФ, то расчет суммы прибыли и коммерческих и управленческих расходов может быть осуществлен на основе соответствующих сведений, полученных из других источников.

Для этого используются сведения о продажах товаров того же класса или вида, произведенных в той же стране, что и оцениваемые товары. Вопрос о том, являются ли оцениваемые товары и товары, с которыми они сравниваются, товарами того же класса или вида, должен решаться отдельно в каждом конкретном случае с учетом соответствующих обстоятельств. При этом рассматриваются продажи на экспорт в РФ возможно более узкой группы или ряда товаров того же класса или вида, включая оцениваемые, в отношении которых может быть предоставлена информация.
^ Резервный метод

В тех случаях, когда таможенная стоимость не может быть определена вышеперечисленными методами или в ситуации, когда таможенный орган считает, что они не могут быть использованы для определения таможенной стоимости, то применяется, так называемый, резервный метод, то есть используется мировая практика.

Применяя резервный метод, таможенный орган РФ предоставляет декларанту имеющуюся в его распоряжении ценовую информацию.

В качестве основы для определения таможенной стоимости товара по резервному методу не могут быть использованы:

  • цена на товары на внутреннем рынке страны экспорта (страны вывоза);

  • цена товара, поставляемого из страны его вывоза в третьи страны;

  • цена на внутреннем рынке РФ на товары, произведенные в РФ;

  • иные расходы, нежели расчетная стоимость, которая была определена для идентичных или однородных товаров;

  • цена, которая предусматривает принятие для таможенных целей наивысшей из двух альтернативных стоимостей;

  • произвольные или фиктивные стоимости.

Итак, мы рассмотрели все возможные методы определения таможенной стоимости ввозимого товара. Отметим, что таможенную стоимость товара декларант определяет самостоятельно, однако контроль над правильностью определения таможенной стоимости осуществляют таможенные органы, производящие таможенное оформление товара.
^ Налоговая база для исчисления НДС при ввозе товаров

Мы уже отмечали, что в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ ввоз товаров на таможенную территорию РФ представляет собой объект налогообложения по НДС.

В том случае, если таможенный режим, в котором товары ввозятся на территорию РФ, предполагает уплату налога на таможне, то налоговая база для исчисления налога по общему правилу исчисляется как сумма следующих составляющих:

  • таможенная стоимость ввозимых товаров;

  • таможенная пошлина, подлежащая уплате;

  • сумма акциза, подлежащего уплате (при условии ввоза подакцизных товаров).

Однако из этого правила есть два исключения – это ввоз продуктов переработки товаров, ранее вывезенных в соответствии с таможенным режимом переработки на таможенной территории, и ввоз товаров без таможенного контроля и таможенного оформления.

Для большей наглядности схему, которая поможет определить, как рассчитывается налогооблагаемая база при ввозе товаров, можно представить в виде следующей таблицы:

Вид ввоза

Налогооблагаемая база по НДС

Ввоз товаров на таможенную территорию РФ в таможенном режиме, предусматривающем уплату НДС (в соответствии с положениями ст. 151 НК РФ)

Таможенная стоимость товара + таможенная пошлина, подлежащая уплате + сумма акциза (по подакцизным товарам), подлежащего уплате

Ввоз продуктов переработки товаров, ранее вывезенных для переработки вне таможенной территории Российской Федерации

Стоимость переработки


Ввоз товаров, в отношении которых в соответствии с международным договором отменен таможенный контроль и таможенное оформление

Стоимость товаров, включая затраты на их доставку до границы РФ + сумма акциза (по подакцизным товарам), подлежащего уплате.


Мы не раз отмечали, что при ввозе товаров на таможенную территорию РФ налог на добавленную стоимость выступает в качестве таможенного платежа, поэтому в отношении таких операций наряду с нормами гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ действуют нормы таможенного законодательства.

Методы определения таможенной стоимости товаров, а также порядок определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию РФ, были рассмотрены нами в разделе 4.2.1.1. данной книги.

Наряду с тем, что таможенная стоимость товара является одной из составляющих налоговой базы для расчета НДС, она сама представляет налоговую базу для расчета таможенной пошлины.

В соответствии со ст. 3 Закона №5003-1 ставки ввозных таможенных пошлин определяются Правительством РФ. В общем случае для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом (п. 1 ст. 325 ТК РФ).

В случае ввоза подакцизных товаров сумма акциза подлежащего уплате в бюджет исчисляется в соответствии с требованиями ст. 194 НК РФ.

Исходя из этого, приведем формулы для расчета суммы налога на добавленную стоимость, которые могут использовать декларанты для определения суммы НДС, подлежащего уплате.
^ НДС в отношении товаров, облагаемых ввозными таможенными пошлинами и акцизами, исчисляется по следующей формуле:

СНДС = (СТ + ПС + AС) x H, где

СНДС - сумма налога на добавленную стоимость;

СТ - таможенная стоимость ввозимого товара;

ПС - сумма ввозной таможенной пошлины;

AС - сумма акциза;

Н - ставка налога на добавленную стоимость в процентах.
^ НДС в отношении товаров, облагаемых ввозными таможенными пошлинами и не облагаемых акцизами, исчисляется по формуле:

СНДС = (СТ + ПС) x H, где

СНДС - сумма налога на добавленную стоимость;

СТ - таможенная стоимость ввозимого товара;

ПС - сумма ввозной таможенной пошлины;

Н - ставка налога на добавленную стоимость в процентах.
^ НДС в отношении товаров, не облагаемых ввозными таможенными пошлинами и акцизами, исчисляется по формуле:

СНДС = СТ x H, где

СНДС - сумма налога на добавленную стоимость;

СТ - таможенная стоимость ввозимого товара;

Н - ставка налога на добавленную стоимость в процентах.
^ НДС в отношении товаров, не облагаемых ввозными таможенными пошлинами, но подлежащих обложению акцизами, исчисляется по формуле:

СНДС = (СТ + АС) х Н, где

СНДС - сумма налога на добавленную стоимость;

СТ - таможенная стоимость ввозимого товара;

AС - сумма акциза;

Н - ставка налога на добавленную стоимость в процентах.
Если в составе одной партии ввозимых на таможенную территорию РФ товаров присутствуют как подакцизные товары, так и неподакцизные товары, налоговая база определяется отдельно в отношении каждой группы указанных товаров.

Аналогично налоговая база определяется и в случае, если в составе партии ввозимых на таможенную территорию РФ товаров присутствуют продукты переработки товаров, ранее вывезенных с таможенной территории РФ для переработки вне таможенной территории РФ.
^ Налоговая база для исчисления акциза при ввозе товаров

Налоговая база для исчисления акциза при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ определяется в соответствии со ст. 191 НК РФ. Правила устанавливают, что налоговая база должна определяться в зависимости от того, какие налоговые ставки установлены на ввозимые подакцизные товары – адвалорные или твердые.

При ввозе подакцизных товаров, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в рублях и копейках за единицу измерения), налоговая база определяется как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении.

При ввозе подакцизных товаров, по которым установлены адвалорные налоговые ставки (в процентах за единицу измерения), налоговая база определяется как сумма таможенной стоимости подакцизного товара и таможенной пошлины, подлежащей уплате.

Методы определения таможенной стоимости подакцизных товаров, установленные ст. 18 Закона №5003-1, были рассмотрены нами выше.

Налоговая база должна определяться налогоплательщиком по каждой ввозимой на таможенную территорию РФ партии подакцизных товаров отдельно.

Налоговая база определяется отдельно по каждой группе подакцизных товаров в том случае, если:

  • в составе одной партии ввозимых на таможенную территорию РФ подакцизных товаров присутствуют подакцизные товары, ввоз которых облагается по разным налоговым ставкам, то есть по разным адвалорным и разным твердым налоговым ставкам;

  • в составе партии ввозимых на таможенную территорию РФ подакцизных товаров присутствуют подакцизные товары, ранее вывезенные с таможенной территории РФ с целью переработки вне таможенной территории РФ.


^ Порядок исчисления таможенных пошлин, налогов

Ответственность за уплату таможенных пошлин и налогов согласно ст. 320 ТК РФ несет декларант. Декларантом является лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.

Декларирование товаров может производиться и таможенным брокером (представителем) – посредником, совершающим таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного лица, на которого возложена обязанность или предоставлено право совершения таможенных операций. В этом случае уплату таможенных пошлин и налогов производит таможенный брокер (представитель), при этом в соответствии с п. 2 ст. 144 ТК РФ за уплату таможенных платежей он несет такую же ответственность, как декларант.

Таможенные платежи на основании ст. 324 ТК РФ исчисляются ответственными лицами самостоятельно. Вместе с тем, п. 1 ст. 324 ТК РФ предусмотрены случаи, когда таможенные пошлины и налоги исчисляются таможенными органами:

  • согласно п. 3 ст. 295 ТК РФ таможенные пошлины и налоги на товары, в отношении которых не требуется подачи отдельной таможенной декларации, исчисляются таможенными органами, осуществляющими таможенное оформление в местах международного почтового обмена, с использованием таможенного приходного ордера;

  • при выставлении требования об уплате таможенных платежей в соответствии со ст. 350 ТК РФ исчисление сумм таможенных пошлин и налогов, подлежащих уплате, производится таможенными органами.

Исчисление сумм таможенных пошлин и налогов, подлежащих уплате, производится в валюте РФ. При исчислении таможенных пошлин и налогов полученные суммы округляются по правилам округления до второго знака после запятой. Формулы для исчисления таможенных пошлин и налогов приведены в Приложении 4 к Методическим указаниям о порядке применения таможенными органами положений ТК РФ, относящихся к таможенным платежам, утвержденным Распоряжением ГТК РФ от 27 ноября 2003 года №647-р «Об утверждении методических указаний о порядке применения таможенными органами положений ТК РФ, относящихся к таможенным платежам».

В некоторых случаях для целей исчисления таможенных пошлин, налогов, в том числе для определения таможенной стоимости товаров, требуется произвести пересчет иностранной валюты. Ст. 326 ТК РФ определено, что в таких случаях следует применять курс иностранной валюты к валюте Российской Федерации, устанавливаемый ЦБ РФ для целей учета и таможенных платежей, действующий на день принятия таможенной декларации таможенным органом.

Исчисление таможенных пошлин и налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу либо использовании товаров с нарушением установленных ограничений производится в соответствии со ст. 327 ТК РФ.
^ Ставки таможенных пошлин и налогов

Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу РФ, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, установленных законодательством.

В соответствии со статьей 3 Закона №5003-1 ставки ввозных таможенных пошлин определяются Правительством РФ.

Для исчисления таможенных платежей согласно ст. 325 ТК РФ применяются ставки, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом. При этом применяются ставки, соответствующие наименованию и классификации товаров в соответствии с Таможенным тарифом РФ и НК РФ. Исключение составляют случаи, когда при декларировании товаров нескольких наименований с указанием одного кода по ТН ВЭД в отношении всех таких товаров применяются ставки таможенных пошлин и налогов, соответствующие этому классификационному коду. Исключение также составляют случаи применения единых ставок таможенных пошлин, налогов к товарам, перемещаемым через таможенную границу физическими лицами для личного пользования.

Таможенный тариф РФ, представляющий собой свод ставок таможенных пошлин, систематизированных в соответствии с ТН ВЭД РФ, утвержден Постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2001 года №830 «О Таможенном тарифе РФ и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности».

Положение о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами для личного пользования, утверждено Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2003 года №718 «Об утверждении положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами для личного пользования».

Постановлением Верховного Совета РФ от 21 мая 1993 года №5005-1 «О введение в действие закона РФ «О таможенном тарифе» предельные ставки ввозных таможенных пошлин в РФ, применяемые к товарам, происходящим из стран, в торговле с которыми РФ применяет режим наиболее благоприятствуемой нации, установлены в размере 100 % от таможенной стоимости товара.

В том случае, когда товары ввозятся на таможенную территорию РФ с нарушениями требований, установленных ТК РФ, и в отношении этих товаров не уплачены таможенные платежи, то суммы подлежащих уплате платежей определяются исходя из ставок, действующих на день пересечения таможенной границы. Если же такой день установить невозможно, применяются ставки, действующие на день обнаружения таможенными органами таких товаров.

Для целей исчисления НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ применяются ставки, согласно Таможенному тарифу РФ и НК РФ. На основании пункта 5 статьи 164 НК РФ при ввозе товаров применяются налоговые ставки в размере 10 и 18 процентов.

Ставки акцизов по подакцизным товарам, ввозимым на таможенную территорию ФТС таможенной службы от 27 декабря 2005 года №1184 «О взимании акцизов».

В соответствии со статьей 3 Закона №5003-1 ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством РФ.

В настоящее время действуют следующие Постановления Правительства РФ, устанавливающие ставки вывозных таможенных пошлин:

  • Постановление Правительства РФ от 29 ноября 2002 года №848 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти, вывозимые с территории РФ за пределы государств - участников соглашений о ТС» (устанавливает ставки вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти).

  • Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2001 года №834 «Об утверждении ставки вывозной таможенной пошлины на семена горчицы, вывозимые с территории РФ за пределы государств - участников соглашений о ТС».

  • Постановление Правительства РФ от 14 июля 2001 года №530 «Об утверждении ставки вывозной таможенной пошлины на рельсы использованные, вывозимые с территории РФ за пределы государств - участников соглашений о ТС».

  • Постановление Правительства РФ от 9 декабря 2000 года №939 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и нефтепродукты, вывозимые с территории РФ за пределы государств - участников соглашений о ТС» (устанавливает ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и нефтепродукты).

  • Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2000 года №351 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории РФ за пределы государств - участников соглашений о ТС».

  • Постановление Правительства РФ от 9 декабря 1999 года №1364 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории РФ за пределы государств - участников соглашений о ТС».

  • Постановление Правительства РФ от 8 декабря 1999 года №1358 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории РФ за пределы государств - участников соглашений о ТС».

  • Постановление Правительства РФ от 28 октября 1999 года №1198 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории РФ за пределы государств - участников соглашений о ТС».

  • Постановление Правительства РФ от 3 сентября 1999 года №987 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из РФ за пределы государств - участников соглашений о ТС».

  • Постановление Правительства РФ от 12 июля 1999 года №798 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории РФ за пределы государств - участников соглашений о ТС».

Единые ставки таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами для личного пользования, установлены Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2003 года №718 «Об утверждении положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами для личного пользования».
^ Плательщики таможенных пошлин, налогов. Порядок, формы и сроки уплаты, изменение сроков.

Плательщиками таможенных пошлин, налогов согласно ст. 328 ТК РФ являются декларанты и иные лица, на которых возложена обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов. При этом любое лицо имеет право уплатить таможенные пошлины и налоги на товары, перемещаемые через таможенную границу.

Ответственными за уплату таможенных пошлин и налогов являются декларанты и таможенные брокеры. Помимо этих лиц плательщиками таможенных пошлин и налогов являются:

  • таможенный перевозчик, обязанный уплачивать таможенные пошлины и налоги при внутреннем таможенном транзите в случае недоставки иностранных товаров в таможенный орган назначения (п. 1 ст. 90 ТК РФ);

  • владелец склада временного хранения, ответственный за уплату таможенных пошлин и налогов в случае утраты товаров, хранящихся на складе временного хранения, либо выдачи их без разрешения таможенного органа (п. 2 ст. 112 ТК РФ). Владелец склада временного хранения уплачивает таможенные пошлины и налоги и в случае недоставки иностранных товаров в таможенный орган назначения, если им получено разрешение на внутренний таможенный транзит;

  • владелец таможенного склада, ответственный за уплату таможенных пошлин и налогов в отношении товаров, хранящихся на таможенном складе, в случае утраты товаров либо их выдачи без разрешения таможенного органа (п. 2 ст. 230 ТК РФ).

Сроки уплаты таможенных пошлин и налогов установлены ст. 329 ТК РФ и зависят от того, какие действия совершаются с товарами.

ТАБЛИЦА.

Действия, совершаемые с товарами:

  1. Ввоз товаров (п. 1 ст. 329 ТК РФ).

уплата – не позднее 15 дней:

    • со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия;

    • со дня завершения внутреннего таможенного транзита, в случае декларировании не в месте прибытия

  1. Вывоз товаров (п. 2 ст. 329 ТК РФ)

уплата – не позднее дня подачи таможенной декларации

  1. Изменение таможенного режима (п. 3 ст. 329 ТК РФ)

уплата – не позднее дня, установленного ТК РФ для завершения действия изменяемого таможенного режима

  1. Использование условно выпущенных товаров в целях иных, чем те, в связи с которыми были предоставлены таможенные льготы (п. 4 ст. 329 ТК РФ)

уплата – для целей исчисления пеней:

    • первый день нарушения ограничений на пользование и распоряжение товарами;

    • день принятия таможенным органом таможенной декларации на данные товары (если день нарушения установить невозможно)

  1. Нарушение требований и условий таможенных процедур (п. 5 ст. 329 ТК РФ)

уплата – для целей исчисления пеней:

  • первый день нарушения;

  • день начала действия соответствующей таможенной процедуры (если день нарушения установить невозможно)

  1. Перемещение товаров физическими лицами для личного пользования (п. 6 ст. 329, п. 1 ст. 287 ТК РФ)

уплата – при декларировании в письменной форме товаров на основании таможенного приходного ордера

  1. Перемещение товаров в международных почтовых отправлениях (п. 6 ст. 329, п. 4 ст. 295 ТК РФ)

уплата – при получении международного почтового отправления в организации почтовой связи.

  1. Вывоз товаров трубопроводным транспортом (п. 6 ст. 329, п. 1 ст. 312 ТК РФ)

уплата – не позднее 20 числа месяца, предшествующего календарному месяцу поставки (не менее 50 % суммы пошлин, исчисленных на основании сведений, указанных во временной таможенной декларации);

оставшаяся сумма – не позднее 20 числа месяца, следующего за каждым календарным месяцем поставки.

  1. Ввоз товаров трубопроводным транспортом (п. 6 ст. 329, п. 2 ст. 312 ТК РФ)

уплата – не позднее 20 числа месяца, предшествующего каждому календарному месяцу поставки, на основании сведений, указанных во временной таможенной декларации.

подача уточненных сведений – не позднее 20 числа месяца, следующего за каждым календарным месяцем поставки.

Пошлина уплачивается одновременно с представлением уточненных сведений.

  1. Перемещение товаров по линиям электропередачи (п. 6 ст. 329, п. 5 ст. 314 ТК РФ)

уплата – не позднее дня подачи таможенной декларации на товары, перемещаемые через таможенную границу в течение одного календарного месяца

  1. Временный ввоз товаров с частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов (п. 6 ст. 329, п. 3 ст. 212 ТК РФ)

уплата – по выбору лица, получившего разрешение на временный ввоз:

  • при помещении товаров под таможенный режим временного ввоза:

  • периодически (периодичность определяется лицом, получившим разрешение на временный ввоз, уплата производится до начала соответствующего периода)

Обнаружение незаконно ввезенных товаров у лиц, приобретших такие товары на таможенной территории РФ (п. 6 ст. 329, п.2 ст. 391 ТК РФ)

Лица, у которых обнаружены незаконно ввезенные товары, имеют право уплатить таможенные платежи. Если платежи уплачиваются в течение 5 дней со дня обнаружения товаров либо обеспечивается их уплата, товары не изымаются.
Ст. 330 ТК РФ предусмотрена возможность внесения на счета таможенных органов авансовых платежей в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицированных плательщиком в качестве конкретных видов и сумм платежей в отношении конкретных товаров.

Авансовые платежи могут быть внесены в кассу или на счет таможенного органа в валюте РФ, а также в иностранной валюте в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле.

Авансовые платежи не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей до тех пор, пока плательщик не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи в соответствии со ст. 353 ТК РФ. Распоряжением является подача таможенной декларации либо совершение иных действий, которые свидетельствуют о намерении использовать перечисленные средства в качестве таможенных платежей.

Уплата таможенных платежей согласно ст. 331 ТК РФ производится:

  1. наличными денежными средствами в кассу таможенного органа:

  2. безналичным способом на его счет, открытый для этих целей.

При получении международных почтовых отправлений уплата таможенных платежей производится при получении отправлении в отделении почтовой связи.

В соответствии с п. 10.4 Методических указаний о порядке применения таможенными органами положений ТК РФ, относящихся к таможенным платежам», утвержденных Распоряжением ГТК РФ от 27 ноября 2003 года №647-р, таможенные пошлины и налоги могут быть уплачены и с применением микропроцессорных пластиковых карт (таможенная карта).

Обязанностью таможенных органов является выдача по требованию плательщика письменного подтверждения уплаты таможенных пошлин, налогов.

Таможенные пошлины и налоги согласно п. 2 ст. 331 ТК РФ могут быть уплачены по выбору плательщика, как в валюте РФ, так и в иностранной валюте. Пересчет валюты РФ в иностранную валюту производится по курсу, действующему на день принятия таможенным органом таможенной декларации. Если обязанность уплаты таможенных пошлин, налогов не связана с подачей таможенной декларации, пересчет производится по курсу, действующему на день фактической оплаты.

Ст. 334 ТК РФ предусмотрены основания, по которым предоставляется отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей. Отсрочка или рассрочка плательщику представляются при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

  • причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

  • задержка этому лицу финансирования из федерального бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;

  • товары, перемещаемые через таможенную границу, являются товарами, подвергающимися быстрой порче;

  • осуществление лицом поставок по межправительственным соглашениям.

Согласно ст. 333 ТК РФ отсрочка или рассрочка предоставляется по письменному заявлению плательщика на срок от одного до шести месяцев. Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей может предоставляться по одному или нескольким видам таможенных пошлин, налогов, а также в отношении всей суммы, подлежащей уплате, либо ее части, решение о предоставлении принимается в срок, не превышающий 15 дней со дня подачи заявления об этом.

Условием для предоставления отсрочки или рассрочки является обеспечение уплаты таможенных платежей в порядке, предусмотренном гл. 31 ТК РФ.

Однако отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей может быть предоставлена не всегда и ст. 335 ТК РФ предусмотрены обстоятельства, исключающие ее предоставление. Итак, отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей не предоставляется, если в отношении лица, претендующего на ее предоставление:

  • возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушениями таможенного законодательства РФ;

  • возбуждена процедура банкротства.

За предоставление отсрочки или рассрочки взимаются проценты, которые начисляются на сумму задолженности по уплате таможенных платежей, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в этот период.

Уплата процентов согласно ст. 336 ТК РФ производится до уплаты или одновременно с уплатой таможенных платежей, но не позднее дня, следующего за днем истечения срока предоставленной отсрочки или рассрочки.
^ Обеспечение уплаты таможенных платежей

Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов согласно п. 1 ст. 337 ТК РФ производится в следующих случаях:

  1. предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов;

  2. условного выпуска товаров;

  3. перевозки и (или) хранения иностранных товаров;

  4. осуществления деятельности в области таможенного дела.

Обеспечение не предоставляется, если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, пеней и процентов составляет менее 20 тысяч рублей, а также в том случае, когда таможенный орган имеет основания полагать, что таможенные платежи будут уплачены.

Размер обеспечения определяется таможенным органом в соответствии со ст. 338 ТК РФ, размеры обеспечения уплаты таможенных платежей лицами, осуществляющими деятельность в области таможенного дела, установлены п. 2 ст. 339 ТК РФ.

Для обеспечения уплаты таможенных платежей в отношении подакцизных товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, установлен фиксированный размер. согласно приложению. Он определяется в соответствии с Приказом ФТС РФ от 11 августа 2005 года №725 «О фиксированном размере обеспечения уплаты таможенных платежей в отношении подакцизных товаров».

Обеспечение уплаты таможенных платежей на основании статьи 340 Таможенного кодекса Российской Федерации производится плательщиком по своему выбору одним из перечисленных ниже способов:

  • залогом товаров и иного имущества, при этом предметом залога могут быть товары, ввозимые на таможенную территорию РФ, а также иное имущество, которое может быть предметом залога в соответствии с ГК РФ;

  • банковской гарантией. Банковская гарантия должна быть выдана банком, кредитной или страховой организацией, включенной в Реестр банков и иных кредитных организаций, который ведет федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела;

  • внесением денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в федеральном казначействе (денежный залог). Денежный залог может быть внесен как в валюте РФ, так и в иностранной валюте, котируемой ЦБ РФ;

  • поручительством, в качестве поручителей могут выступать таможенные брокеры, владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов, а также иные лица.

Помимо перечисленных способов уплата может обеспечиваться также договором страхования. Случаи, когда применяется данный вид обеспечения, устанавливаются ФТС.

Таможенные органы в целях обеспечения уплаты таможенных платежей принимают договоры страхования, которые заключены со страховой организацией, включенной в реестр страховых организаций, договоры страхования которых могут приниматься в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей. Порядок и условия включения страховых организаций в указанный реестр, их исключения из такого реестра, а также порядок его ведения определяются ФТС РФ.
^ Взыскание и возврат таможенных пошлин и налогов

Взыскание таможенных пошлин, налогов в случае их неуплаты или неполной уплаты производится таможенными органами в принудительном порядке в соответствии с гл. 32 ТК РФ.

В п. 3 ст. 328 ТК РФ установлено, что взыскание производится:

  • с юридических лиц – за счет денежных средств на счетах в банках, за счет иного имущества плательщика, а также в судебном порядке;

  • с физических лиц – только в судебном порядке.

Принудительное взыскание таможенных пошлин и налогов согласно п. 5 ст. 348 ЬК РФ не производится, если:

  • требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги в соответствии с ТК РФ;

  • размер неуплаченных сумм таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, указанных в одной таможенной декларации, либо товаров, отправленных в одно и то же время одним и тем же отправителем в адрес одного получателя, составляет менее 150 рублей.

Бесспорному взысканию таможенных пошлин и налогов предшествует направление плательщику требования об оплате таможенных платежей. Требование об оплате таможенных платежей согласно ст. 350 ТК РФ должно быть направлено плательщику не позднее 10 дней со дня обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей. В требовании должны содержаться сведения о сумме платежей, размере начисленных пеней и (или) процентов, сроке уплаты согласно ТК РФ, сроке исполнения требования и другие сведения.

Срок исполнения требования составляет не менее 10 дней и не более 20 дней со дня его получения. При неисполнении требования в этот срок таможенные органы принимают меры к принудительному взысканию таможенных платежей.

Решение о бесспорном взыскании таможенных платежей за счет денежных средств плательщика на счетах в банках принимается не позднее 30 дней со дня истечения срока исполнения требования об уплате таможенных платежей. Если данный срок пропущен, решение о бесспорном взыскании исполнению не подлежит. В банк плательщика таможенных платежей направляется инкассовое поручение на перечисление со счета плательщика на счет таможенного органа необходимых денежных средств.

Взыскание таможенных пошлин за счет товаров согласно ст. 352 ТК РФ производится на основании решения суда, если ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов является физические лицо либо ответственное лицо не установлено, или арбитражного суда, если ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Обращение взыскания производится только на те товары, в отношении которых не уплачены или не полностью уплачены таможенные пошлины и налоги в соответствии с ТК РФ, причем обращение взыскания на товары производится независимо от того, в чьей собственности находятся товары. Необходимо учесть, что п. 2 ст. 352 ТК РФ установлены случаи, когда обращение взыскания на товары производится без направления требования об уплате таможенных платежей – если истек предельный срок хранения товаров на складе временного хранения или таможенном складе, и если не установлено лицо, ответственное за уплату таможенных платежей.

Для взыскания таможенных платежей за счет иного имущества плательщика в течение трех дней со дня принятия такого решения соответствующее постановление направляется судебному приставу-исполнителю. Исполнение постановления производится в соответствии с НК РФ и законодательством об исполнительном производстве.

При неуплате таможенных платежей в установленный срок в соответствии со ст. 349 ТК РФ уплачиваются пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты, начиная со дня, следующего за днем исчисления сроков уплаты таможенных платежей по день исполнения обязанности по их уплате либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей включительно в процентах, соответствующих одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов (недоимки). Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования ЦБ РФ, действующая в период просрочки.

При неуплате таможенных пошлин, налогов, в том числе при их неправильном исчислении и (или) несвоевременной уплате, ответственность перед таможенными органами согласно п. 3 ст. 320 ТК РФ несет лицо, ответственное за их уплату.
^ Возврат таможенных пошлин, налогов (регулируется гл. 33 ТК РФ)

Излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов согласно п. 1 ст. 355 ТК РФ является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате.

Днем излишней уплаты таможенных платежей согласно п. 16.3 Методических указаний о порядке применения таможенными органами положений ТК РФ, относящихся к таможенным платежам, утвержденных Распоряжением ГТК РФ от 27.11.2003 года №647-р (далее Методические указания №647-р), является:

  • при уплате наличными денежными средствами - день принятия денежных средств в кассу таможенного органа;

  • при уплате с использованием таможенного приходного ордера - день уплаты по данному документу, ;, ,

  • при безналичной форме уплаты - день списания денежных средств со счета плательщика в банке;

  • при уплате путем проведения зачета авансовых, , платежей или денежного залога - день получения таможенным органом распоряжения о зачете.

Днем излишнего взыскания таможенных платежей согласно п. 16.4 Методических указаний №647-р является:

  • при бесспорном списании со счета плательщика - день списания кредитным учреждением денежных средств со счета плательщика;

  • при обращении взыскания на товары, в отношении которых не уплачены таможенные платежи, либо на предмет залога или иное имущество плательщика, а также при зачете в счет уплаты таможенных пошлин, налогов денежных средств, уплаченных банком, иной кредитной организацией в соответствии с банковской гарантией, а также поручителем в соответствии с договором поручительства - день поступления на счет таможенного органа денежных средств;

  • при взыскании таможенных пошлин, налогов за счет неизрасходованного остатка невостребованных сумм авансовых платежей или денежного залога - день принятия таможенным органом решения о проведении такого зачета.

Излишняя уплата или взыскание таможенных платежей и налогов может быть обнаружена как самим плательщиком, так и таможенным органом. Если факт излишней уплаты или излишнего взыскания обнаружен таможенным органом, он обязан не позднее одного месяца со дня обнаружения сообщить о таком факте плательщику.

Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, производится на основании заявления плательщика, которое должно быть подано в таможенный орган не позднее трех лет со дня их уплаты или взыскания.

Приказом ГТК РФ от 25.05.2004 года №607 «Об утверждении перечня документов и формы заявления» утвержден Перечень документов, необходимых для принятия решения о возврате (зачете) таможенных пошлин, налогов и возврате авансовых платежей, а также форма заявления о возврате (зачете) денежных средств. В соответствии с названным документом к заявлению плательщика должны быть приложены:

  • платежный документ, подтверждающий поступление денежных средств в кассу или на счет таможенного органа, открытый для этих целей в соответствии с законодательством РФ;

  • документы, на основании которых производилось расходование авансовых платежей, или документы, на основании которых исчислялись и (или) взимались таможенные платежи;

  • документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных платежей, или документы, подтверждающие наличие случаев, установленных п. 1 ст. 356 ТК РФ;

  • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, если оно не было представлено ранее при таможенном оформлении;

  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица или свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если они не были представлены ранее при таможенном оформлении;

  • документы, удостоверяющие личность физического лица, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя;

  • документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление о возврате (зачете) денежных средств, если они не были представлены ранее при таможенном оформлении;

  • заверенный в установленном порядке образец подписи лица, подписавшего заявление о возврате (зачете) денежных средств.

  • иные документы, которые могут быть представлены лицом, внесшим авансовые платежи, или плательщиком таможенных пошлин, налогов для подтверждения обоснованности возврата.


П. 16.12 Методических указаний о порядке применения таможенными органами положений ТК РФ, относящихся к таможенным платежам, утвержденных Распоряжением ГТК РФ от 27.11.2003 года №647-р, установлено следующее:

«При отсутствии в заявлении сведений и непредставлении необходимых документов, перечень которых утвержден Приказом ГТК РФ от 25 мая 2004 года №607, заявление подлежит возврату плательщику без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения заявления. Возврат заявления производится не позднее 5 дней со дня поступления заявления в таможенный орган. В случае возврата заявления без рассмотрения плательщик вправе повторно обратиться с заявлением о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов».

Рассмотрение заявления о возврате, принятия решения и непосредственно возврат денежных средств на счет, указанный в заявлении, должны быть осуществлены в течение срока, не превышающего одного месяца со дня подачи плательщиком заявления и всех необходимых документов.

^ Обратите внимание! Если указанный срок будет нарушен, на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей и налогов начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период нарушения срока. В других случаях при возврате таможенных платежей проценты с них не выплачиваются и суммы не индексируются.

Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов производится в валюте РФ, однако по желанию плательщика возврат может быть произведен в форме зачета в счет исполнения обязанностей по уплате других таможенных платежей, пеней, процентов или штрафов.

П. 9 ст. 355 ТК РФ установлены случаи, когда возврат таможенных пошлин, налогов не производится:

  • при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных платежей в размере указанной задолженности. В данном случае может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов;

  • если сумма таможенных платежей, подлежащих возврату, менее 150 рублей, за исключением случаев излишней уплаты таможенных платежей физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц;

  • в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков.

Возврат таможенных пошлин, налогов производится также в иных случаях, установленных ст. 356 ТК РФ:

  • если представленная таможенному органу таможенная декларация считается не поданной в соответствии с ТК РФ;

  • отзыва таможенной декларации;

  • предоставления тарифных льгот в виде возврата уплаченной суммы таможенной пошлины;

  • восстановления режима наиболее благоприятствуемой нации или тарифных преференций;

  • если ТК РФ предусматривается возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов при вывозе иностранных товаров с таможенной территории РФ, или при их уничтожении либо отказе в пользу государства, или при реимпорте товаров;

  • изменения с разрешения таможенного органа ранее заявленного таможенного режима, если суммы таможенных пошлин, налогов, подлежащие уплате при помещении товаров под вновь избранный таможенный режим, меньше сумм таможенных пошлин, налогов, уплаченных при первоначальном таможенном режиме, за исключением случая, предусмотренного п. 6 ст. 212 ТК РФ;

  • установленных законодательством РФ о мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами в отношении временных специальных, антидемпинговых или компенсационных пошлин.

Возврат в приведенных выше случаях производится при подаче заявления о возврате не позднее одного года со дня, следующего за днем наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов.


Скачать файл (210 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации