Конспект лекций Теория государства и права
скачать (729.5 kb.)
Доступные файлы (1):
1.doc | 730kb. | 16.12.2011 05:54 | ![]() |
содержание
- Смотрите также:
- Конспект [ документ ]
- Конспект лекций [ документ ]
- Конспект для сдачи ГОСа по курсу Теория государства и права [ документ ]
- Конспект лекций Теория государства и права [ документ ]
- Перечень тем курсовых работ по дисциплине «Теория государства и права» [ документ ]
- Билеты по теории государства и права [ документ ]
- Абдулаев М.И. Теория государства и права [ документ ]
- История государства и права зарубежных стран [ лекция ]
- история государства и права зарубежных стран [ лекция ]
- Мелехин А.В. Теория государства и права (Часть 1) [ документ ]
- Мелехин А.В. Теория государства и права (Часть 2) [ документ ]
- Вопросы и ответы - Теория государства и права [ документ ]
1.doc
Теория государства и праваКонспект лекций
Предмет теории государства и права
Метод теории государства и права
Структура теории государства и права
Теория государства и права и другие науки
Теория государства и права и отраслевые юридические науки
Признаки государства.
Государственная власть
Функции государства
Внутренние функции государства.
Внешние функции государства.
Понятие политической системы общества.
Структура и функции политической системы
Типы политических систем
Место и роль государства в политической системе общества.
Понятие формы государства
Политические режимы: понятия и виды
Тоталитарный режим: понятие и признаки.
Авторитарный политический режим.
Демократический режим: понятия и признаки.
Понятие формы правления
Монархическая форма правления, ее разновидности.
Республиканская форма правления, ее разновидности.
Форма территориального устройства: понятия и виды.
Унитарное государств
Федерация
Конфедерация
Функции современного российского государства
Эволюций функций Российского государства на современном этапе.
Непосредственная и представительная демократия.
Политическая система современного российского государства
Политический режим современной России.
Форма правления современного российского государства.
Характеристика российского федерализма
Понятие механизма государства
Государственный орган: понятие , признаки, классификация.
^
Органы законодательной власти
Исполнительно-распорядительные органы власти
Органы правосудия
Нетипичные ветви государственной власти.
Место главы государства в механизме государства.
Особенности разделения властей в современном российском государстве.
Признаки права
Понятие права.
Функции права: понятие и классификация.
Правовые нормы: понятия и признаки.
Структура правовой нормы.
Право в системе социального регулирования
Гипотеза правовой нормы
Диспозиция правовой нормы
Санкция правовой нормы
Понятие и структура правоотношений.
Содержание правоотношений: субъективные права и юридические обязанности.
Виды правоотношений
Юридические факты
Понятие системы права
Критерии выделения отраслей права
Общности права
Субъекты правоотношения
Объект и предмет правоотношений
Содержание правоотношений
Субъективное и объективное право
Осуществление права.
Эффективность права
Понятие реализации права, ее основные формы.
Реализация права –
Применение права как особая форма реализации права.
Стадии правоприменения :
Понятие юр. квалификации
Толкование правовых норм: понятия, элементы, способы.
Понятие источника права
Форма права, виды(источник права)
Нормативно-правовой акт: понятие и виды.
Судебный прецедент и правовой обычай (источники права).
Обычай как форма права
Правопорядок и общественный порядок
Понятия и признаки правонарушения.
Состав правонарушения
Виды правонарушений
Понятия и принципы юридической ответственности (виды юридической ответственности)
Основания юридической ответственности
Виды юр. ответственности
Понятие правовой системы и ее элементы. Виды правовых систем
Романо-германская правовая система
Англо-американская правовая семья.
Система современного российского права.
Правосознание: понятие и структура.
Правовое воспитание и правовая культура.
Типы правовых культур
Правовой режим законности
ТГП и социальная практика
Критерии периодизации государства и права
Генеральная функция государства
Особенности российской правовой системы
Понятие и виды систематизации нормативно правовых актов.
^
Предметом теории государства и права являются основные общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права. Данная наука изучает причины происхождения государства и права, их формы и типологию, основные закономерности построения системы органов государства и системы права, их функциональное воздействие на общественную жизнь.
^ как науки выражаются в следующем:
1.Теория государства и права изучает государственную и правовую надстройку в целом. Она обобщает опыт государственного и правового строительства в обществе на всех этапах его развития.
2.Содержание предмета теории государства и права составляют не любые, а основные общие закономерности государства и права, в которых проявляется их сущность и социальное значение для всей общественной жизни.
3.Предмет теории составляют государство и право в их единстве. Почему и государство, и право изучаются в рамках одной науки? Потому, что они являются органически взаимосвязанными между собой частями надстройки общества и существовать изолированно не могут. Государство издает и охраняет нормы права, без его правотворческой и властной деятельности они не могут приобрести официальную форму регулятора общественных отношений. С другой стороны, в нормах права государство получает свое юридическое оформление, его деятельность осуществляется только на основе правовых норм, законов, которые определяют форму государственного правления, структуру государства, систему его органов, их задачи, компетенцию, формы и методы государственной деятельности.
Исходя из особенностей предмета данной науки можно сделать вывод о том, что теория государства и права является:
–общественной наукой, так как изучает такие общественные явления, как государство и право;
-юридической наукой, изучающей только государственную и правовую стороны общественной жизни;
–общетеоретической наукой, поскольку выявляет и объясняет общие закономерности развития государства и права.
Как и любая наука, теория государства и права выполняет определенные функции, характеризующие ее теоретическое и практическое значимые дня прогрессивного преобразования общественной жизни.
1.^ выражается в объяснении явлений и процессов государственной и правовой жизни общества. Теория государства и права не только изучает в обобщенном виде государственно-правовую надстройку, но и объясняет объективные процессы ее развития, выявляет, какие закономерности лежат в основе этих процессов, определяет их сущность и содержание.
2.^ . Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением основных закономерностей государственно-правовой действительности. Проникая вглубь познанных закономерностей, уясняя их тенденции и взаимосвязи с другими общественными явлениями, она открывает новые закономерности государственно-правовой жизни общества.
3.^ . Теория государства и права не только устанавливает реальность новых закономерностей, но и определяет устойчивые тенденции к развитии изучаемых ею явлений. Она конструирует научные гипотезы дальнейшего развития государства и права на основе адекватного отражения их объективных закономерностей. Истинность выдвигаемых ею гипотез проверяется практикой.
Теория государства и права выполняет указанные функции применительно к предмету исследования, опираясь как на собственные результаты, так и на данные других юридических наук. Особенность функций теории государства и права состоит в том, что они осуществляются в форме общетеоретического мышления, которое логическим путем выявляет причинные и функциональные связи государственно-правовых явлений, определяет общие закономерности их развития в освобожденном от исторических случайностей и отклонений виде
Иными словами, предмет науки — это те явления и процессы реального мира, которые исследуются ею, на что направлено и научное познание. Теория государства и права изучает общие закономерности возникновения, развития, назначения и функционирования государства и права. Она как бы вычленяет государство и право из всей системы общественных явлений и исследует их внутренние закономерности. Но и в этом случае государство и право рассматриваются в связи с экономикой, политикой, моралью, культурой и другими общественными феноменами.
Предметом науки теории государства и права служит многостороннее и сложное взаимодействие общества и государства, роль и место государства и права в политической системе общества. Она изучает не только государственно-правовые явления и процессы, но и представления людей о них. В ее предмет входит общественное, групповое и индивидуальное политическое и правовое сознание.
Специфика предмета теории государства и права заключается в том, что государство и право исследуются во взаимосвязи как дополняющие друг друга социальные институты.
Единство предмета теории государства и права обусловливается ее практическим и научно-понятийным единством. Государство и право нерасторжимо связаны друг с другом. А потому теория государства и права не изолированные отрасли знания, а единая наука. Но, оставаясь целостной наукой, она подразделяется на две относительно самостоятельные структурные части: теорию государства (государствоведение) и теорию права (правоведение)
Именно отмеченные единство и дифференциация позволяют изучать государство в его правовом оформлении и юридическом закреплении, а право — в его государственном обеспечении, гарантировании, не мешая при этом углубленному и детальному анализу и государства, и права.
Итак, предметом теории государства и права выступают такие явления общественной жизни, как государство и право, основные закономерности их возникновения и развития, их сущность, назначение и функционирование в обществе, а также особенности политического и правового сознания и правового регулирования.
Особое место в нашей науке должно занимать учение о российской государственности, ее исторических, национально-культурных корнях и традициях, о настоящем и будущем российского государства и права.
^
Под методом науки понимается совокупность приемов и способов, с помощью которых постигается предмет, получаются знания.( с помощью которых субъект познает объект). Все многообразие методов теории государства и права можно представить в виде следующей системы. 1. Всеобщие методы – (описание, наблюдение, сравнение) это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления. Среди всеобщих можно выделить метафизику (рассматривающую государство и право как вечные и неизменные институты, глубоко не связанные друг с другом и с иными общественными явлениями) и диалектику - материалистическую и идеалистическую; последняя в свою очередь может выступать как объективный либо субъективный идеализм. Так, причины возникновения и сам факт существования государства и права объективный идеализм связывает с божественной силой либо объективным разумом; субъективный идеализм — с сознанием человека, с согласованием воли людей (договором), материалистическая же диалектика - с социально-экономическими изменениями в обществе (появлением частной собственности и разделением общества на антагонистические классы). С позиций материалистической диалектики всякое явление (в том числе государство и право) рассматривается в развитии, в конкретной исторической обстановке и во взаимосвязи с другими явлениями. 2. Общенаучные методы - это приемы, которые не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его этапах в отличие от всеобщих методов( используются в группах наук). К числу общенаучных методов относят: - анализ (условное разделение сложного государственно-правового явления на отдельные части); - синтез (изучение явления путем условного объединения его— составных частей); - системный подход (ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем); - функциональный подход (ориентирует на выяснение функций одних социальных явлений по отношению к другим) и др. Одни методы используются в естественных науках, др. в общественных.
^ - это приемы, которые выступают следствием усвоения теорией государства и права научных достижений технических, естественных и гуманитарных наук.( методы выработанные и используемые в одной отдельно взятой науке). - сравнительного правоведения, который имеет свои объектом сходные государственно-правовые институты различных стран. С логической точки зрения, названный метод основывается на последовательном изучении и сопоставлении большого числа сходных объектов. Например, достоинства и недостатки государственных и правовых институтов нашей страны трудно установить без сравнения их с аналогичными институтами других стран. правоведение не имеет ничего общего с бездумным заимствованием иноземного опыта и механическим переносом его в наши специфические исторические, национальные и социально-культурные условия.
- Традиционен для юридической науки формально-юридический метод. Исследование внутреннего строения правовых норм и права в целом, анализ источников (форм права), формальной определенности права как его важнейшего свойства, методы систематизации нормативного материала, правила юридической техники и т. п. — все это конкретные проявления формально-юридического метода. Он применим и при анализе форм государства, при определении и юридическом оформлении компетенции органов государства и т. д.
Словом, формально-юридический метод вытекает из самой природы государства и права, он помогает описать, классифицировать и систематизировать государственно-правовые феномены, исследовать их внешнюю и внутреннюю формы. ( методы строятся с применением обще-научных методов к своему прдмету.
Все методы складываются исторически.
Первый метод в средние века – метод дедукции (метод выводного знания от общего к частному. В новое время- метод индукции (метод от частного к общему) Основывается на описание и измерение реально существующих предметов. В 19 в. индуктивный метод трансформируется в позицивизм.( научное суждение должно основываться на фактах. Факты - это суждение о единичном, которые выражают внешние признаки соответствующих людей, событий. В начале 20 века позицивистский метод переориентировался и стал логическим(Главное в методе логика, подтверждение правил формальной логике). 2 половина 20 века – господствовал метод системного подход. Сейчас господствующего метода нет. Постмодернистский- одна точка зрения является относительно верной). Антропологический – изучает человеческое измерение права, оценка права в правосознание.
^
Разделяется по двум основаниям:
1. По горизонтали – выделение составных частей предмета, ( теория государства, теория права). Главным предметом ТГП является право и государство, но к предмету ТГП относятся и другие соц. явления, в том объеме в каком они влияют на право и государство.
2. ^ : 1)Философский(верхний):- формулирует абстрактные понятия дисциплины ; определяет предмет дисциплины; происходит адаптация общенаучных методов применительно к юриспруденции; определяется критерий оценки практики, критерий эффективности.
2) Теоретический: - структура ТГП по горизонтали. То\еории среднего уровня нужны для того чтобы связать философские концепции с империческими .
3) Имперический (уровень фактов) – с помощью конкретной методики изучается правовая реальность. Результат изучения = научной работе (факт)
^
Теория государства и права в системе юридических и гуманитарных наук. Гуманитарные науки изучают общество, человека, социальные отношения и институты. Юридические науки — часть гуманитарных наук, поскольку государство и право выступают социальными институтами. В свою очередь юридические науки можно подразделить на следующие виды: — теория государства и права; - историко-правовые науки (история государства и права, история политических и правовых учений); - отраслевые юридические науки (конституционное, гражданское, административное и другие отрасли права); - прикладные науки (криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия, правовая кибернетика и т.п.). Теория государства и права, находясь в системе гуманитарных наук, тесно взаимодействует с философией, социологией, политологией и т.д. Так, с помощью философии вырабатываются мировоззренческие позиции теории государства и права, в результате чего последняя вооружается общей методологией познания государственно-правовой действительности. В свою очередь теория государства и права дает конкретный материал для широких философских обобщений. Место теории государства и права в системе юридических наук. Общность теории государства и права и историко-правовых наук состоит в том, что они рассматривают государство и право в целом, как бы не имеют границ во времени в познавательной деятельности. Различие выражается в том, что историко правовые науки изучают процесс развития государственно-правовых форм в хронологическом порядке (т.е. применяют преимущественно исторический метод), теория же дает обобщение этих процессов, исследует сущность государства и права, закономерности их функционирования и т.п. (т.е. применяет преимущественно логический метод).
^
По отношению к отраслевым юридическим наукам теория государства и права выступает как обобщающая. Во-первых, она изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования государства и права. Предмет же любой отраслевой науки связан лишь с определенной сферой общественных отношений, с рамками соответствующей отрасли права. Во-вторых, теория государства и права исследует общие для всех отраслевых наук проблемы (нормы права, правоотношения, юридическую ответственность и т.д.). В-третьих, она играет методологическую роль в юриспруденции. Вместе с тем теория государства и права формирует свои выводы в тесной связи с отраслевыми науками, исходит из фактического материала, содержащегося в них. Взаимодействие же теории государства и права с прикладными науками в значительной мере является опосредованным, осуществляемым через отраслевые науки. Таким образом, особенности теории государства и права как науки состоят в том, что она является: - гуманитарной, предмет которой составляют общественные явления - государство и право (этим она отличается от технических и естественных наук); - политико-юридической, изучающей такие социальные институты, которые непосредственно относятся к государственно-правовой сфере общественной жизни (этим она отличается от других гуманитарных наук); - теоретической, изучающей наиболее общие закономерности государства и права (этим она отличается от других юридических наук).
Все перечисленные разновидности и группы юридических наук, за исключением теории государства и права, в качестве предмета исследования рассматривают лишь отдельные стороны проявления и развития государства и права, более или менее ограниченные сферы их функционирования и их отдельные структурные части. Например, история государства и права изучает политическое устройство и право, государственные институты и законодательные памятники различных стран в историческом развитии, в определенные хронологические периоды.
Специальные отраслевые науки изучают отдельные составные части системы российского права, его различные отрасли, каждая из которых представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих какую-то конкретную широкую сферу однородных общественных отношений. Например, предмет науки административного права составляют нормы, регулирующие общественные отношения, которые возникают в процессе формирования и исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления. Наука гражданского права изучает нормы, регулирующие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, и основанные на них гражданские правоотношения. Предметом науки уголовного права являются нормы, которые определяют преступность и наказуемость деяний, представляющих общественную опасность для данной социальной системы, и основанные на них уголовно-правовые отношения. Международное (публичное) право изучает нормы, регулирующие внешнеполитическую деятельность государств, отношения между ними и другими участниками (субъектами) международного общения.
Поэтому ни одна из частных, структурных юридических наук в отдельности, ни все они вместе взятые не в состоянии обеспечить изучение государства и права как единых и целостных систем, познания их общих закономерностей возникновения, развития и функционирования. Именно необходимостью реализации этой задачи определяется существование и назначение такой отдельной самостоятельной юридической науки, как теория государства и права.
Все отраслевые юридические науки — государственное (конституционное) право, административное, трудовое, гражданское, гражданский процесс и др. — руководствуются разработанными теорией государства и права положениями о сущности, типе, формах и функциях государства и права, общими понятиями государства, органа государства, государственного механизма (аппарата), права, нормы права, нормативного акта, отрасли права, правового института, акта применения права, правоотношения, субъективного права и юридической обязанности и т.д.
В то же время все эти положения опираются на анализ и синтез соответствующих разносторонних данных специальных отраслевых наук о государстве и праве. Их фактический материал и теоретические обобщения — один из важнейших источников существования и развития теории государства и права.
^
Государство — это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества.
Принято выделять для этого основные признаки государства. К ним относятся:
Наличие определенной территории и территориальное разделение граждан отличает государство от других форм общественной организации людей. Деление людей по признаку родства, как при родоплеменной организации общества, уступает место административно-территориальному делению. Следовательно, люди делятся не по принадлежности к тому или иному роду, а по принадлежности к определенной административно-территориальной единице, т.е. по месту жительства. Прежде всего это позволило более эффективно осуществлять государственную власть и управлять обществом и государством.
^ , как известно, существовала и в первобытном обществе, однако там она практически совпадала с населением и не носила политического характера. Отличительной чертой государственной публичной власти является то, что она принадлежит не всем гражданам, а доминирующему в обществе социальному слою, и носит политический характер. Публичная власть осуществляется специальными.отрядами людей, которые управляют государством и при необходимости используют принуждение. Специфическая особенность органов, образующих в своей совокупности государственный механизм, состоит в государственно-властном характере их полномочий, что связано с обязательным юридическим закреплением формирования и деятельности этих органов и основанной на этом способности издавать правовые акты и охранять их от нарушения
^ - необходимый атрибут государства, т.к. без правового регулирования общественных отношений невозможно эффективное руководство обществом. Право обеспечивает наиболее полную реализацию принимаемых государством решений и обеспечивает устойчивость государственной власти. Только государственные органы принимают общеобязательные для всего населения государства веления, которые обличены в форму правовых норм, исполнение которых обеспечено государственной принудительной силой. Те или иные общественные объединения могут принимать решения, обязательные для их внутриорганизационных подразделений и членов, тогда как нормативные акты государства обязательны для всех государственных и муниципальных органов, общественных объединений, частных организаций, должностных лиц и граждан. Правотворчество — исключительная прерогатива государства.
^ означает верховенство и независимость государственной власти по отношению к другим проявлениям власти в обществе и в отношениях с другими государствами и народами. По сравнению с другими видами власти, государственная власть универсальна, т.к. только ее решения распространяются на все население и на все общественные организации страны. Все остальные виды власти, по сравнению с государственной, находятся в подчиненном положении и незаконны, а решения этих властей могут быть отменены государственной властью.
Налоги - также необходимый атрибут государства, т.к. только государство может облагать налогами население. Налоги необходимы государственной власти для поддержания жизнедеятельности государственного аппарата, а также для обеспечения обороны страны, для осуществления общественных работ, социальных программ, охраны окружающей среды и т.д.
Государство — единственная в политической системе организация, которая располагает правоохранительными (карательными) органами (суд, прокуратура, милиция, полиция и т.д.), специально призванными стоять на страже законности и правопорядка.
Только государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную целостность и безопасность.
Скачать файл (729.5 kb.)